Образец обвинительного заключения — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Образец обвинительного заключения

2017-09-29 6274
Образец обвинительного заключения 4.80 из 5.00 10 оценок
Заказать работу

"УТВЕРЖДАЮ"

Прокурор Центрального района г. Энска

старший советник юстиции С.А. Насонов

28 сентября 201* г.

 

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

по обвинению Веснина Вячеслава Васильевича в совершении преступления, предусмотренного ст. 30, п. "б" ч. 2 ст. 158 УК РФ

 

ОБВИНЯЕТСЯ:

1. Фамилия, имя, отчество: Веснин Вячеслав Васильевич

2. Дата рождения: 11 января 1954 года рождения

3. Место рождения: г. Энск

4. Место жительства и (или) регистрации: г. Энск, ул. Новая, дом 11, кв. 41

5. Гражданство: гражданин РФ

6. Образование: неполное среднее

7. Семейное положение, состав семьи: холост

8. Место работы или учебы: не работает, телефон: телефон отсутствует

9. Отношение к воинской обязанности: невоеннообязанный

10. Наличие судимости: не судим

11. Паспорт или иной документ, паспорт 70 0* N 57***

удостоверяющий личность: выдан УФСМ при Советском РОВД г. Энска, 21 октября 201* г.

12. Иные данные о личности обвиняемого: по работе характеризовался отрицательно,

с пяти предприятий был уволен по

п. 4 ст. 33 КЗоТ РСФС и подп. "а"

п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за прогулы.

На предприятиях работал

непродолжительное время.

В течение последних пяти лет

вообще не работал. По месту

прописки характеризуется

положительно, на учете

в психоневрологическом и

наркологическом диспансерах

не состоит (л.д. 55-64).

 

в том, что он 21 июля 201* года около 4 часов с целью совершения кражи чужого имущества подошел к сараю, расположенному во дворе дома 49 по ул. С. Перовской г. Энска, принадлежащему ТОО "Профит". Осуществляя свои преступные намерения, принесенной с собой ножовкой Веснин В.В. выпилил в стене сарая отверстие, через которое проник внутрь, намереваясь тайно из корыстных побуждений похитить товарно-материальные ценности на сумму 21 600 рублей. Однако свой преступный умысел Веснин В.В. по независящим от него обстоятельствам до конца довести не смог.

 

Был задержан на месте совершения преступления сотрудниками полиции. Повреждением стены сарая Веснин причинил материальный ущерб ТОО "Профит" на общую сумму 500 рублей, то есть в совершении преступления, предусмотренного ст. 30, п. "б" ч. 2 ст. 158 УК РФ, – покушении на тайное хищение чужого имущества (кражу) с незаконным проникновением в хранилище.

Доказательствами, подтверждающими обвинение, являются: показания свидетеля Сидоровой В.И., которая сообщила, что имущество, которое хотел похитить Веснин В.В., стоит 21 600 руб., а починка повреждения сарая обошлась в 500 руб. (л.д. 18-19), свидетелей Осташова В.В. (л.д. 20-21), Юдина И.И. (л.д. 22-23), которые доложили обстоятельства задержания Веснина В.В. в сарае. Сарай при этом был закрыт, и проникнуть в него последний мог лишь через отверстие, выпиленное ножовкой; протокол очной ставки между свидетелем Осташовым В.В. и обвиняемым Весниным В.В. (л.д. 24), на которой обвиняемый свидетелем был изобличен; протокол осмотра места происшествия, из которого видно, какие именно повреждения имелись у сарая, какое имущество в нем было (л.д. 6), и протокол осмотра предмета – ножовки (л.д. 10-12), справка о стоимости предметов, которые собирался похитить Веснин В.В. (л.д. 13).

Доказательства, на которые ссылаются обвиняемый и его защитник: показания обвиняемого Веснина В.В. о том, что он не помнит, как оказался в сарае (л.д. 16-17), и протокол очной ставки между свидетелем Осташовым В.В. и обвиняемым Весниным В.В. (л.д. 24), в процессе которой он настаивал на том, что сразу сообщил о потере памяти, а не признавался, что залез в сарай, чтобы похитить там товарно-материальные ценности.

Обстоятельства, смягчающие наказание Веснина В.В., по делу отсутствуют.

Обстоятельства, отягчающие наказание, также отсутствуют.

Сведения о потерпевшем: ТОО "Профит", юридический и фактический адрес: (адрес) Представитель потерпевшего Сидорова Валентина Ивановна, 12 мая 198* года рождения, прож.: (адрес), гражданка РФ, образование высшее, юрисконсульт ТОО "Профит" (л.д. 18-19).

Гражданский истец: ТОО "Профит", юридический и фактический адрес: (адрес)

Представитель гражданского истца: Сидорова Валентина Ивановна, юрисконсульт ТОО "Профит" (л.д. 18, 20).

Обвинительное заключение составлено в следственном отделении Центрального РОВД г. Энска "19" сентября 201* года и вместе с уголовным делом N 87564-0* направлено прокурору Центрального района г. Энска.

 

 

Следователь следственного отделения

Центрального РОВД г. Энска

лейтенант юстиции Т.А. Людкина

 

 

"СОГЛАСЕН"

Начальник следственного отделения

Центрального РОВД г. Энска

капитан юстиции С.Н. Хрунова

 

 

СПИСОК лиц, подлежащих вызову в судебное заседание:

 

1. Обвиняемый:

Веснин Вячеслав г. Энск, ул. Новая, дом 11,

Васильевич кв. 41 (л.д. 16-17, 32)

 

2. Представитель потерпевшего и гражданского истца:

Сидорова Валентина г. Энск, ул. Гоголя, дом 19,

Ивановна (л.д. 18-19)

 

3. Свидетели:

Осташов Виталий г. Энск, ул. Пушкина, дом 3,

Витальевич, кв.5

Юдин Игорь г. Энск, ул. Гвардейская,

Витальевич дом 11, кв.56 (л.д. 22-23)

 

Следователь следственного отделения

Центрального РОВД г. Энска

лейтенант юстиции Т.А. Людкина[11]

 

 

Упражнение 3.

Заполните бланк обвинительного заключения. Дайте полную характеристику документу как жанру официально-делового стиля.

 

"УТВЕРЖДАЮ"

Прокурор ___________________________

(наименование органа прокуратуры,

___________________________________

(классный чин, фамилия, инициалы прокурора)

________________________

(подпись)

"__" __________________ г.

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

по обвинению _______________ в совершении преступлен__, (кого именно) предусмотренн___ _________________________ УК РФ

 

ОБВИНЯЕТСЯ:

1. Фамилия, имя, отчество ____________________________________

2. Дата рождения ____________________________________

3. Место рождения ____________________________________

4. Место жительства и (или) регистрации, ____________________________________

телефон ____________________________________

5. Гражданство ____________________________________

6. Образование ____________________________________

7. Семейное положение, состав семьи ____________________________________

8. Место работы или учебы, ____________________________________

телефон ____________________________________

9. Отношение к воинской обязанности ____________________________________

(где состоит на воинском учете) ________________________________________________________________________

10. Наличие судимости ____________________________________

(когда и каким судом был_ осужден_, по какой

____________________________________

статье УК РФ, вид и размер наказания,

____________________________________

когда освободил___)

 

11. Паспорт или иной документ, ____________________________________

удостоверяющий личность обвиняем ____________________________________

 

12. Иные данные о личности обвиняемого <1> ____________________________________

_____________________________________________________________________________

(излагаются существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели,

_____________________________________________________________________________________________

последствия и другие существенные обстоятельства),

_____________________________________________________________________________

то есть в совершении преступлен__, предусмотренн___ _______ УК РФ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Доказательствами, подтверждающими обвинение, являются <2>: _____________________

_____________________________________________________________________________

(перечень доказательств с указанием тома, ________________________________________________________

листа уголовного дела) _________________________________________________________________________

 

 

Доказательства, на которые ссылаются обвиняем__, защитник <2>: ___________________

_____________________________________________________________________________

(перечень доказательств с указанием тома, листа уголовного дела)

 

 

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание <2>: __________________________

_____________________________________________________________________________

(краткое изложение каждого обстоятельства с указанием тома,_______________________________________

листа уголовного дела)_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

Сведения о потерпевш__ <3>: ___________________________________________________

(с указанием тома,_________________________________________________

листа уголовного дела) ____________________________________________

 

 

Сведения о гражданском истце <4>: ______________________________________________

(с указанием тома,_________________________________________________

листа уголовного дела) ____________________________________________

 

 

Сведения о гражданском ответчике <5>: __________________________________________

(с указанием тома,_________________________________________________

листа уголовного дела) ____________________________________________

 

 

Обвинительное заключение составлено ___________________________________________

(место составления)

"__" ______________ г. и вместе с уголовным делом N ______________ направлено прокурору ____________________________________________________________________

(наименование органа прокуратуры)

 

 

Следователь ___________________________________________________

(наименование органа предварительного следствия,

классный чин или звание, фамилия, инициалы) __________________

(подпись)

 

 

--------------------------------

<1> Если в уголовном деле несколько обвиняемых, то графы 1 - 12 заполняются на каждого из них.

<2> Если в уголовном деле несколько обвиняемых, то данная графа заполняется на каждого из них.

<3> Если в уголовном деле несколько потерпевших, то данная графа заполняется на каждого из них.

<4> Если в уголовном деле несколько гражданских истцов, то данная графа заполняется на каждого из них.

<5> Если в уголовном деле несколько гражданских ответчиков, то данная графа заполняется на каждого из них.

 

 

Приложение

к обвинительному заключению

 

Список лиц, подлежащих вызову в суд

 

 

1. Обвиняем__ <1>: ____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество,

_____________________________________________ том N ___, л.д. ____

место нахождения)

 

2. Потерпевш__ <2>: ___________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

_____________________________________________ том N ___, л.д. ____

 

3. Свидетели обвинения: ________________________________________________________

(фамилии, имена, отчества,

_____________________________________________ том N ___, л.д.
место нахождения)

 

4. Свидетели защиты: __________________________________________________________

(фамилии, имена, отчества,

_____________________________________________ том N ___, л.д.
место нахождения)

 

 

Следователь ___________________________________________________

(наименование органа предварительного следствия,

классный чин или звание, фамилия, инициалы) __________________

(подпись)

 

 

--------------------------------
<1> Если в уголовном деле несколько обвиняемых, то данная графа заполняется на каждого из них.

<2> Если в уголовном деле несколько потерпевших, то данная графа заполняется на каждого из них.

 

Приложение

к обвинительному заключению

 

Справка
1. Срок предварительного следствия _______________________________. Уголовное дело

(месяцев, суток)

возбуждено "__" ___________ г. по признакам преступлен__, предусмотренн___ ________

_______________________________________________________________________ УК РФ.

2. __________________________________________________________ был__ задержан__ в

(фамилия, инициалы обвиняем__)

соответствии со ст. 91 УПК РФ "__" ______________ г. <1>

3. _____________________________________ "__" _____________ г.
(фамилия, инициалы обвиняем___)

избрана мера пресечения <1> ____________________________________________________

(какая именно)

4. _____________________________________ "__" _____________ г.

(фамилия, инициалы обвиняем___)

предъявлено обвинение в совершении преступлен__,

предусмотренн___ __________________ УК РФ. "__" ____________ г.

обвинение перепредъявлено по _________________________ УК РФ <1>.
5. Вещественные доказательства по уголовному делу _______________________________

________________________________________________________________________________

(какие именно)

хранятся _____________________________________________________________________

(где именно)

_____________________________________________ том N ___, л.д. ____

6. Гражданский иск по уголовному делу ____________________________

(кем и когда заявлен)

том N ___, л.д. _____ <2>

7. Меры, принятые в обеспечение гражданского иска и возможной

конфискации имущества ________________________________________________________

(какие именно)

том N ___, л.д. ______

8. Процессуальные издержки по уголовному делу __________________________________

(какие именно)

том N ___, л.д. ______

9. Меры, принятые по обеспечению прав иждивенцев обвиняем_______________________

и потерпевш___ _______________________________________________________________

(какие именно)

10. Материалы уголовного дела предъявлены обвиняем___ и

защитнику "__" ______________ г.

11. Обвиняем__ ____________________________________ и защитник

(фамилия, инициалы)

_________________________ ознакомились ___________________________

(фамилия, инициалы) (вместе или раздельно)

с материалами уголовного дела с "__" ____________ г. по "__"

_________________ г. <3>
12. Потерпевш__ __________________________ и его представитель

(фамилия, инициалы)

_________________________ ознакомились ___________________________

(фамилия, инициалы) (вместе или раздельно)

с материалами уголовного дела с "__" ____________ г. по "__"

_________________ г. <4>
13. Уголовное дело с обвинительным заключением направлено

прокурору ___________________________________ "__" ____________ г.

(наименование органа прокуратуры)

 

Следователь ___________________________________________________

(наименование органа предварительного следствия,

классный чин или звание, фамилия, инициалы) __________________

(подпись)[12]

 

 

***************

Административные документы (деловое досье фирмы) – это набор необходимых документов, регулирующих отношения как внутри фирмы, так и за ее пределами, с другими предприятиями. Нередко документы служат письменным доказательством при возникновении имущественных, трудовых и иных споров. Документирование информации осуществляется в порядке, который устанавливается органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства и стандартизацию документов. В управленческой деятельности используются разнообразные документы, рукописные, машинописные, составленные на компьютере, полученные по телефаксу, электронной почте и т.д.

Документы обладают многими функциями, среди которых следует выделить коммуникативную, позволяющую поддерживать внешние связи предприятий и организаций, и юридическую, позволяющую использовать деловые бумаги в качестве доказательств при рассмотрении спорных вопросов. Ряд документов уже изначально наделен юридической функцией: это договорная документация, правовые акты государственного управления, нотариально заверенные документы и др.

У каждого жанра существует официально принятая, а чаще утвержденная ГОСТом форма, или сумма реквизитов, а также схема их расположения, что придает им правовую значимость. В соответствии с жанром делового текста регламентируются и языковые средства, что приводит к использованию устойчивых, клишированных выражений и синтаксических конструкций, проверенных долголетней практикой.

Документы сферы управления можно разделить на следующие группы:

1) директивные и информационно-инструктивные: законы, указы, постановления, подзаконные акты, методические указания, инструкции вышестоящих органов;

2) внутренние распорядительные документы (обычно называемые организационно-распорядительными): уставы, приказы, распоряжения, учредительные договоры, решения, докладные и объяснительные записки, справки, письма и факсы и т.д.;

3) документы по личному составу, регулирующие трудовые отношения: приказы о приеме, увольнении, переводе и т.д., заявления, характеристики, табели и графики, трудовые книжки, учетные личные карточки, личные дела (данные документы важны, поскольку с их помощью осуществляется право человека на труд, пенсионное обеспечение и т.д.);

4) финансово-бухгалтерские документы, с помощью которых, независимо от форм собственности, ведется установленный государством учет и отчетность (в них отражаются операции фирмы: затраты и расходы, доходы, прибыль, расчеты с поставщиками, клиентами, бюджетом): балансы, различные акты, счета, бизнес-планы, ведомости, платежные поручения, бухгалтерские книги и т.д.

Охарактеризуем несколько наиболее распространенных, повседневно актуальных жанров.

Заявление – документ-ходатайство, содержащий просьбу/предложение (в некоторых случаях их краткую аргументацию) какого-либо лица и адресованный организации или должностному лицу учреждения.

Заявление включает следующие реквизиты:

ü Наименование должности адресата, его фамилию, инициалы.

ü Фамилию, имя, отчество, должность, полный адрес автора заявления (заявителя), номер телефона.[13]

ü Наименование жанра документа: слово «заявление» пишется со строчной буквы в центре листа.

ü Точное, краткое изложение просьбы, предложения.

ü Опись прилагаемых к заявлению документов.

ü Дата, подпись.

 

В заявлении используется официально-деловая лексика, стандартные конструкции типа: по семейным обстоятельствам, по собственному желанию, в связи с переходом ни другую работу, по болезни; со дня вручения Вам настоящего заявления. Типичные клишированные синтаксические конструкции:

1) выражающие просьбу: прошу (принять, разрешить, допустить и т.п.); Прошу Вашего разрешения (согласия) + на что? (на зачисление и т.п.).

2) вводящие аргументацию: ввиду того что; в связи с тем что, на основании того, что; потому что; так как; учитывая (что?)…

Ключевым словом этого жанра официально-делового стиля является глагол «просить».

***************

Упражнение 4. [14]

Прочтите приведенные образцы заявлений, обращая внимание на графическое оформление документа. Внесите необходимые исправления в тексты, выделите лексические особенности, характерные для данного вида делового документа. Ответьте на следующие вопросы:

1) Все ли приведенные образцы соответствуют плану, по которому должно составляться заявление?

2) Во всех ли приведенных текстах уместно использование этого жанра?

3) Какие еще недостатки были допущены при составлении приведенных документов?

 

 

1.

 

Ректору БГПУ Осеннему О.З.

студента 111 группы Листова И.А.

 

заявление.

 

Прошу Вас предоставить мне академический отпуск по семейным обстоятельствам на год с 1.02.2013г. по 1.02.2014г.

/Подпись/

/Дата/

 

 

2.

 

Декану исторического ф-та НПА

студента 232 группы Евгеньева С.Н.

 

заявление.

 

Прошу Вас освободить меня на 3 дня в связи с переездом на новое место жительства

/Подпись/

/Дата/

 

 

3.

Ректору РСТУ проф. Куфрину В.А.

абитуриента Горнова В.С.,

проживающего но адресу: 603106,

Нижегородская область, г. Дзержинск,

ул. Загородная, д. 18

 

заявление.

 

Прошу допустить меня к вступительным экзаменам на экономический факультет. В 2002 г. я окончил среднюю школу №4 г. Дзержинска Нижегородской области. К заявлению прилагаю: 1) аттестат о среднем образовании № 67228, 2) справку о состоянии здоровья (форма №286), 3 4 фотокарточки.

/Подпись/

1 августа 2002 г.

 

4.

 

Директору средней школы №1

учителя истории Леондовой Л.И.

 

заявление.

 

Довожу до Вашего сведения, что школьная библиотека не укомплектована современной учебной литературой по новейшей истории. Необходимо приобрести и ряд наглядных пособий; список прилагается,

 

/Дата/ /Подпись/

 

5.

 

Начальнику домоуправления

Михайловой Р.А.

жильцов дома № 21 по улице Грибоедова

 

 

заявление.

 

Просим Вас освободить территорию двора дома №21 от строительного мусора для посадки деревьев и кустарников на этой территории во время весеннего субботника.

Жильцы дома №21

/Подписи/

/Дата/

 

Упражнение 5.

В последнее время стала использоваться и другая форма заявления. Как вы считаете, чем она обусловлена? Как вы думаете, станет ли она «классической»?

Декану химического студента II курса химического

факультета Нижегородского факультета Нижегородского

университета. университета.

Тихонову В.А. Оленева Н.И.

 

заявление.

 

Прошу допустить меня к досрочной сдаче экзаменов в связи с семейными обстоятельствами.

 

25.11.14 г. (подпись)

 

 

Упражнение 6.

Отредактируйте следующее заявление, определив, какие нарушения в нем допущены; исправьте речевые и орфографические ошибки.

 

Проректору по учебной работе НГПУ

От студентки 1 курса группы №0213 Звягиной Людмилы Александровны, Проживающей по адресу: г.Н.Новгород, Ул. М.Ямская, д.5, кв.4.

 

Заявление.

 

Прошу Вашего разрешения на продолжении экзаменационной сессии в связи с моей болезнью в период с 25.01.14 по 30.01.14. Имею академическую задолженность по предмету Всеобщая история, преподаватель Строгов Владимир Михайлович. Перед поступлением в НГПУ я закончила Нижегородский Автотранспортный Техникум, всвязи с чем имею большой перерыв в учебе, что и привило к проблемам при сдаче экзаменационной сессии по предмету Всеобщая история. В техникум поступала на базе 8-ми летнего образования, поэтому 1 курс учобы мне дается с трудом, но имею большое желание учится в НГПУ. Всвязи с изложеными обстоятельствами, вызваными моей болезнью, прошу Вас разрешить мне перездать экзамен по Всеобщей истории.

Приложение: медицинская справка.

/Подпись/

Упражнение 7.

Прочтите следующие заявления. Какие из необходимых реквизитов пропущены? Проанализируйте тексты с точки зрения их соответствия нормам литературного языка, при необходимости отредактируйте.

Директору автобазы №2

Никитину И.В.

От Столбова Л.Г.

Заявление

 

Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Столбов Л.Г. по такому вопросу. Очень прошу вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу представить. Очень прошу не отказать в моей просьбе и подписываюсь.

 

Столбов Л.Г. 2 марта 2012 г.

 

2.

 

Начальнику отделения связи №125 г.Н.Новгорода М.И.Спиридоновой

Пасечникова В.В., живущего по адресу:

Ул. Яблоневая, д.4, кв.10.

 

заявление.

 

Уважаемая Мария Ивановна!

Так как я со всей семьей уезжаю на целый месяц на дачу и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в мое отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на мое имя, оставлять в почтовом отделении.

Заранее Вам весьма признателен.

/Подпись/ 1июля 2010 г.

 

Упражнение 8.

Сравните слова «исковое заявление», «прошение», «челобитная»; «просить», «ходатайствовать», «клянчить», «умолять». В каких ситуациях они уместны?

 

 

Упражнение 9.

Начертите схему (матрицу) расположения реквизитов заявления.

 

 

Упражнение 10.

 

Составьте одно из заявлений:

o а) о приеме на работу,

o б) о командировке,

o в) на административный отпуск по уходу за больным ребенком,

o г) о досрочной сдаче экзаменов (с указанием причины),

o д) с просьбой разрешить вам проходить юридическую практику по месту жительства.

 

Используйте при этом уместные, на ваш взгляд, выражения официально-делового стиля:

· в силу сложившихся обстоятельств,

· в связи с необходимостью поездки,

· для работы в библиотеке по теме научного исследования,

· в порядке исключения,

· по семейным обстоятельствам,

· по собственному желанию,

· в связи с переходом на другую работу,

· ввиду, вследствие и т.п.

 

***************

Автобиография – документ информационного типа, целевая установка которого описать жизненный путь составителя текста. Пишется от руки, излагается в произвольной форме от первого лица в хронологическом порядке и должен дать представление о жизни, квалификации и общественно-политической деятельности составителя. Жанровую форму составляет сообщение следующей информации:

1) сведения о составителе (имя, отчество, фамилия, дата и место рождения, сведения о родителях),

2) сведения об образовании (когда и где учился),

3) сведения о трудовой деятельности (специальности, виды деятельности, последнее место работы),

3) знаки отличия (награды, поощрения),

4) сведения о семье (семейное положение, состав семьи, домашний адрес и телефон),

5) дата и подпись.

Каждый новый блок информации лучше начинать с определения времени и графически обозначать абзацем.

По сути, автобиография– это жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим. При написании автобиографии используются речевые средства разных стилей. Одни автобиографии представляют собой литературно-публицистические произведения (например, автобиографии С. Есенина, К. Чуковского). Другие автобиографии являются деловыми документами, предназначенными для административных учреждений. В подобного рода автобиографиях не уместны эпитеты, метафоры и другие тропы, а также разговорная и просторечная лексика. Это документ, содержащий краткое описание в хронологической последовательности этапов жизни, учебной и трудовой деятельности составителя.

***************

Упражнение 11.

Прочтите следующие образцы биографии М.В. Ломоносова.Определите, какая из них написана официально-деловым стилем. Найдите языковые особенности, указывающие на принадлежность текстов другим стилям речи.

I

 

М.В. Ломоносов (1711 - 1765) – гениальный русский ученый, писатель, педагог. Михаил Васильевич родился 8 (19) ноября 1711 г. на Курострове, неподалеку от Холмогор, на реке Северной Двине, примерно в 150-ти километрах от впадения ее в Белое море. Отец его был «черносошным» крестьянином, занимался земледелием, морским промыслом. Суровая северная природа и непрестанный физический труд были первыми его учителями. В нем рано пробудилась любознательность. Обучившись грамоте у односельчан, юноша раздобыл лучшие по тем временам книги: «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Страстная жажда знаний побудила юношу уйти из дома в морозную ночь, в декабре 1730 года.

В Москве он получил отличную филологическую подготовку и отличное знание латыни, познакомился с произведениями античных писателей, например, с произведением Лукреция Кара «О природе вещей»; почерпнул сведения о новейшем естествознании – учении Карнака и физических воззрениях Декарта. С 1735 года Михаил Васильевич учится в Академическом университете в Петербурге.

Затем Ломоносов продолжил образование в Германии, куда был направлен в числе лучших студентов. За границей он начал писать стихи. Так, в 1739 г. он прислал на родину оду в честь побед русских войск.

По возвращении в Россию стал полноправным членом Петербургской Академии Наук и работал, не жалея творческих и душевных сил для блага отечественной науки и просвещения России. Ломоносов добился открытия первой химической лаборатории, которая по своему оборудованию, по характеру производившихся в ней работ не имела себе равных в тогдашней Европе. Он изучал окружающий его мир во всей безграничности его проявлений, начиная от незримых атомов, составляющих все тела природы, и кончая небесными светилами, рассеянными в необъятной Вселенной. Ломоносов подготовил молодых ученых в Академическом университете и настоял на открытии университета в Москве.

В 1748 году вышла в свет составленная Ломоносовым «Риторика» – первое печатное руководство на русском языке по теории литературы и ораторскому искусству. Риторика открылась всем русским людям как школа логической мысли, страстной речи, литературного языка, художественного вкуса.

Ломоносов разрабатывал теорию цвета и, делая опыты над ок­рашенными стеклами, изобрел смальту – состав для мозаики. Среди выполненных им работ особенно известна картина «Полтавская баталия».

В конце жизни Ломоносов уделял большое внимание морскому делу. В работе «Рассуждение о большей точности морского пути» он подробно рассматривал вопросы навигации и предложил различные самопишущие приборы для измерения уклонения корабля от курса. В Московскую комиссию представил «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного прихода Сибирским океаном в восточную Индию». В 1864 году правительством была разрешена большая полярная экспедиция и на нее были отпущены средства. Экспедиция ушла в море уже после смерти Михаила Васильевича Ломоносова, скончавшегося 4/15/ апреля 1765 года.

 

 

II

 

Ломоносов М.В. родился 8 (19) ноября 1711 г. в деревне Денисовка /около Холмогор/ Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Отец его занимался земледелием и рыболовством.

Образование получил в Москве в Славяно-греко-латинской академии (с 1731 по 1735 г.) и в Академическом университете в Санкт-Петербурге (с 1735 по 1736 г.). С 1736 г. по 1741 г. обучался в Германии, куда был командирован в числе лучших студентов. За границей совершенствовался в области химии, физики, механики, нанимался горным делом и языками; проявил себя сложившимся ученым и выработал самостоятельное научное мышление.

В I742 году вернулся в Россию. В 1742 г. в Петербурге получил звание адъюнкта по физическому классу, в 1745 г. был назначен профессором и стал членом Петербургской академии наук. С Академией наук связана вся его дальнейшая деятельность. Ломоносов занимался изучением физики, химии, астрономии, разработал теорию цвета, в 1759 г. издал книгу «Риторика».

В 1748 г. основал при Академии наук первую русскую химическую лабораторию. По инициативе Ломоносова в 1755 г. открыт Московский университет. Умер в 1765 году.

 

III

 

М.В. Ломоносов – ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, поэт. Открытия Ломоносова далеко опередили науку того времени: он развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на планете Венера, описал строение Земли. Ломоносов объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов, опубликовал руководство по металлургии, подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы. Автор трудов по русской истории. Крупнейший русский поэт 18 века, один из основоположников силлабо-тонической системы стихосложения. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины. Стал членом Академии художеств в 1763 году. Умер 4/15/ апреля 1765 года в Петербурге (похоронен в Некрополе 18 в.).

 

Упражнение 12.

Прочтите автобиографию С. Есенина. Определите стиль и выделите языковые средства стиля, которым написана автобиография. Как вы думаете, этот текст – письменное оформление устного рассказа поэта или специально написанный письменный текст? (Сверьте свою догадку с воспоминаниями современников и друзей поэта).

 

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости.

С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.

Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду.

Средь мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь! Он так будет крепче».

Бабушка любила меня изо всей мочи, нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и, чтобы проверить, что я был за обедней, давали 4 копейки: две копейки за просфору и две за выемку частей священнику. Я покупал просфору и вместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на другие две копейки шел на кладбище играть с ребятами в свинчатку.

Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Методика и дидактика мне настолько осточертели, что я и слушать не захотел.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».

Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба, которая продолжается и посейчас, несмотря на то, что мы шесть лет друг друга не видели.

Живет он сейчас в Вытегре, пишет мне, что ест хлеб с мякиной, запивая пустым кипятком и моля Бога о непостыдной смерти.

За годы войны и революции судьба меня толкала из стороны в сторону. Россию я исколесил вдоль и поперек, от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского моря, от Запада до Китая, Персии и Индии.

Самое лучшее время в моей жизни считаю 1919 год. Тогда мы зиму прожили в 5 градусах комнатного холода. Дров у нас не было ни полена.

В РКП я никогда не состоял, потому что чувствую себя гораздо левее.

Любимый мой писатель – Гоголь.

Книги моих стихов: «Радуница», «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», «Трерядница», «Исповедь хулигана» и «Пугачев».

Сейчас работаю над большой вещью под названием «Страна Негодяев».

В России, когда там не было бумаги, я печатал свои стихи вместе с Кусиковым и Мариенгофом на стенах Страстного монастыря или читал просто где-нибудь на бульваре. Самые лучшие поклонники нашей поэзии – проститутки и бандиты. С ними мы все в большой дружбе. Коммунисты нас не любят по недоразумению.

За сим всем читателям моим нижайший привет и маленькое внимание к вывеске: «Просят не стрелять!»

14 мая 1922 Берлин

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.