Блок 2. Племена и какого они вкуса — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Блок 2. Племена и какого они вкуса

2017-09-28 175
Блок 2. Племена и какого они вкуса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАССЕЛЕНИЕ И ПОЛИТИКА

БЛОК 1. НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПЛЕМЕН

I. До распада на три гуппы

В середине 1 тыс. до н.э. произошло отделение славянской языковой группы от общего индоевропейского массива. Однако о том, когда возник славянский этнос, до сих пор идут споры. Существует несколько точек зрения:

1) Пше­вор­ская * ар­хео­ло­ги­че­ская куль­ту­ра

(сторонники - Ирина Петровна Русанова)

Согласно ей, славянский этнос зародился в 4 в. н. э. Первые славяне жили на юго-востоге современной Польши и северо-западе Украины (на Верхней и Средней Висле).

2) Лужицкая* археологическая культура

(сторонники – В. Седов)

Сторонники этой теории считали, что этнос зарождался в 5-2 в. до н. э.

3) Зарубинецкая* археологическая культура

(сторонники – Петр Третьяков)

Зарождение этноса относится к 3 в. до н. э.

4) Тшинецкая* археологическая культура

(сторонники – Борис Рыбаков, Аполлон Кузьмин)

Здесь все придерживаются мнения, что славянский этнос зародился в 14-2 до н.э.

На самом деле, этих теорий гораздо больше, но у нас представлены основные.

*чтобы лучше было понятно, что значат эти названия, см. рисунок ниже

 

 

 

О том, как и когда славяне заселили территорию Восточной Европы, также существует множество теорий.

Большинство историков, в том числе Борис Рыбаков, считают, что славяне были автохтонами.

«Славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным населением» - Борис Рыбаков

Однако существует и миграционная концепция:

1) «Дунайская»

(Соловьев, Ключевский)

2) «Прибалтийская»

(Ломоносов, Кузьмин)

3) «Висло-Одерская»

(Русанова)

4) «Карпатская теория»

(Шафарик)

и т.д.

 

II. Греки и их полисы

В 7-6 в. до н.э. территория Северного Причерноморья началась Великая греческая колонизация. В результате появились города-государства, или полисы: Ольвия, Херсонес (Корсунь), Пантикапей (Керчь), Фанагория, Танаис, Кафа (Феодосия). Позднее, в 480 году до нашей эры, они образовали Боспорское государство с целью защиты от внешних врагов, а также развития торговли.

Несмотря на то что практически все племена, окружавшие Боспорское государство, жители сего называли «варварами» (т. е. людьми, не понимающих греческого языка), греки внесли свой вклад в развитие тех народов. Население Северного Причерноморья познакомилось в греческой культурой. Когда в 4 в. н. э. Боспорское государство перестало существовать, города, возникшие на бывших центрах страны (Корсунь, Феодосия, Керчь) сыграют важную роль в приобщении славян к античной и раннесредневековой культуре.

III. Скифы

Греки, дойдя до Боспора Киммерийского (сейчас – Керченский пролив), столкнулись с ираноязычным народом, пришедшим с востока – скифами. На несколько столетий скифы стали основными обитателями причерноморских степей. Их государство было расположено на территории современного Крыма.

О Скифии писал историк Геродот в 5 в. до н. э. Согласно его данным, издревле они занимались кочевым скотоводством, но затем перешли к оседлому образу жизни. Кроме того, у них уже было разделение на богатых и бедных, имелись свои правители. Своего расцвета страна достигла при царе Атее, однако вскоре все пришло в упадок, и постепенно Скифия перестала существовать. Часть её населения была истреблена, часть смешалась с пришедшими с востока сарматами. Важно помнить, что ни скифы, ни сарматы не имели непосредственного отношения к народам, населявшим эту территорию впоследствии.

VI. Роль Великого переселения народов в истории славян

Как известно из всемирной истории, еще в 3 в. до н. э. Китай подвергался нападению кочевых племен хунну. Позднее, в 1 в. н. э., кочевники начали движение на запад. Хунну, встречая на своем пути тюркские, угорские и по некоторым данным ираноязычные племена, смешались с ними, образовав племя гуннов. Так началось движение масс кочевников с востока на запад, в Европу, или же Великое переселение народов.

Гунны вторглись на территорию западной Европы в 375 году. Нет источников, которые упоминали бы о том, что в войсках гуннов были славянские племена. Историки предполагают, что гунны просто не использовали славян-земледельцев в качестве войнов.

После ухода гуннских племен Европа подверглась еще одному нашествию кочевников. Сформировалось племя жуань-жуаней, в западных летописях известных как «авары», а в славянских – как «обры». Авары в 6 веке вторглись на территорию Северного Причерноморья, занятого к тому моменту славянскими племенами. Тогда-то западные и восточные авторы впервые заметили славян. В хрониках их называют склавенами (пражско-корчакская культура), антами (пеньковская культура) ((византийские источники)), венедами (по предположению учёных).

 

 

В 6 в. н. э. началось расселение славян. Это был заключительный этап Великого Переселения Народов.

На рубеже 9-10 вв. завершился процесс разделения славян на три большие группы:

1) Южные славяне (предки нынешних болгар, словенцев, сербов, черногорцев, хорватов)

2) Западные славяне (сейчас – поляки, чехи, словаки)

3) Восточные славяне (русские, украинцы, белорусы)

 

РАССЕЛЕНИЕ И ПОЛИТИКА

БЛОК 1. НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПЛЕМЕН

I. До распада на три гуппы

В середине 1 тыс. до н.э. произошло отделение славянской языковой группы от общего индоевропейского массива. Однако о том, когда возник славянский этнос, до сих пор идут споры. Существует несколько точек зрения:

1) Пше­вор­ская * ар­хео­ло­ги­че­ская куль­ту­ра

(сторонники - Ирина Петровна Русанова)

Согласно ей, славянский этнос зародился в 4 в. н. э. Первые славяне жили на юго-востоге современной Польши и северо-западе Украины (на Верхней и Средней Висле).

2) Лужицкая* археологическая культура

(сторонники – В. Седов)

Сторонники этой теории считали, что этнос зарождался в 5-2 в. до н. э.

3) Зарубинецкая* археологическая культура

(сторонники – Петр Третьяков)

Зарождение этноса относится к 3 в. до н. э.

4) Тшинецкая* археологическая культура

(сторонники – Борис Рыбаков, Аполлон Кузьмин)

Здесь все придерживаются мнения, что славянский этнос зародился в 14-2 до н.э.

На самом деле, этих теорий гораздо больше, но у нас представлены основные.

*чтобы лучше было понятно, что значат эти названия, см. рисунок ниже

 

 

 

О том, как и когда славяне заселили территорию Восточной Европы, также существует множество теорий.

Большинство историков, в том числе Борис Рыбаков, считают, что славяне были автохтонами.

«Славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным населением» - Борис Рыбаков

Однако существует и миграционная концепция:

1) «Дунайская»

(Соловьев, Ключевский)

2) «Прибалтийская»

(Ломоносов, Кузьмин)

3) «Висло-Одерская»

(Русанова)

4) «Карпатская теория»

(Шафарик)

и т.д.

 

II. Греки и их полисы

В 7-6 в. до н.э. территория Северного Причерноморья началась Великая греческая колонизация. В результате появились города-государства, или полисы: Ольвия, Херсонес (Корсунь), Пантикапей (Керчь), Фанагория, Танаис, Кафа (Феодосия). Позднее, в 480 году до нашей эры, они образовали Боспорское государство с целью защиты от внешних врагов, а также развития торговли.

Несмотря на то что практически все племена, окружавшие Боспорское государство, жители сего называли «варварами» (т. е. людьми, не понимающих греческого языка), греки внесли свой вклад в развитие тех народов. Население Северного Причерноморья познакомилось в греческой культурой. Когда в 4 в. н. э. Боспорское государство перестало существовать, города, возникшие на бывших центрах страны (Корсунь, Феодосия, Керчь) сыграют важную роль в приобщении славян к античной и раннесредневековой культуре.

III. Скифы

Греки, дойдя до Боспора Киммерийского (сейчас – Керченский пролив), столкнулись с ираноязычным народом, пришедшим с востока – скифами. На несколько столетий скифы стали основными обитателями причерноморских степей. Их государство было расположено на территории современного Крыма.

О Скифии писал историк Геродот в 5 в. до н. э. Согласно его данным, издревле они занимались кочевым скотоводством, но затем перешли к оседлому образу жизни. Кроме того, у них уже было разделение на богатых и бедных, имелись свои правители. Своего расцвета страна достигла при царе Атее, однако вскоре все пришло в упадок, и постепенно Скифия перестала существовать. Часть её населения была истреблена, часть смешалась с пришедшими с востока сарматами. Важно помнить, что ни скифы, ни сарматы не имели непосредственного отношения к народам, населявшим эту территорию впоследствии.

VI. Роль Великого переселения народов в истории славян

Как известно из всемирной истории, еще в 3 в. до н. э. Китай подвергался нападению кочевых племен хунну. Позднее, в 1 в. н. э., кочевники начали движение на запад. Хунну, встречая на своем пути тюркские, угорские и по некоторым данным ираноязычные племена, смешались с ними, образовав племя гуннов. Так началось движение масс кочевников с востока на запад, в Европу, или же Великое переселение народов.

Гунны вторглись на территорию западной Европы в 375 году. Нет источников, которые упоминали бы о том, что в войсках гуннов были славянские племена. Историки предполагают, что гунны просто не использовали славян-земледельцев в качестве войнов.

После ухода гуннских племен Европа подверглась еще одному нашествию кочевников. Сформировалось племя жуань-жуаней, в западных летописях известных как «авары», а в славянских – как «обры». Авары в 6 веке вторглись на территорию Северного Причерноморья, занятого к тому моменту славянскими племенами. Тогда-то западные и восточные авторы впервые заметили славян. В хрониках их называют склавенами (пражско-корчакская культура), антами (пеньковская культура) ((византийские источники)), венедами (по предположению учёных).

 

 

В 6 в. н. э. началось расселение славян. Это был заключительный этап Великого Переселения Народов.

На рубеже 9-10 вв. завершился процесс разделения славян на три большие группы:

1) Южные славяне (предки нынешних болгар, словенцев, сербов, черногорцев, хорватов)

2) Западные славяне (сейчас – поляки, чехи, словаки)

3) Восточные славяне (русские, украинцы, белорусы)

 

БЛОК 2. ПЛЕМЕНА И КАКОГО ОНИ ВКУСА

На данный момент существует несколько точек зрения о том, какие племена были восточнославянскими. Мы будем опираться на «Повесть временных лет». Согласно ей, всего было 15 восточнославянских племенных союзов. Это:

Племя Места их расселения
Ильменские словене Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
Кривичи Верховья рек Волги, Западной Двины и Днепра
Радимичи По реке Сож
Вятичи По реке Оке
Полочане По реке Полота (бассейн Западной Двины)
Дреговичи Между рек Припять и Березина
Древляне По реке Припять
Северяне По среднему течению реки Днепр и по реке Десна
Поляне По западному берегу реки Днепр
Дулебы К югу от реки Буг
Бужане, волыняне Верховья Южного Буга
Уличи, тиверцы Юго-запад Восточно-Европейской равнины
Белые хорваты Северная часть западных склонов хорват

 

ПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН:

1. СЛАВИЯ (предполагаемый центр – Новгород)

2. КУЯВИЯ (предполагаемый центр – Киев)

3. АРТАНИЯ (АРСАНИЯ):

Тут дело интереснее. В отличии от первых двух, ученые до сих пор не могут определиться с тем, где именно находилась Артания. Существует две гипотезы: южная и северная. Согласно первой, Артания находилась между Хазарским каганатом и Волжской Булгарией. Высказывают предположения о тождестве Арсы и Рязани (В. Ф. Миронский), Тмутаракани (В. В. Мавродин, Г. В. Верданский), Роденя (Б. А. Рыбаков). У сторонников северной гипотезы также нет единой точки зрения о том, какой город можно соотнести с Артанией. Одни называют Ростов, другие (реже) – Суздаль и Белоозеро, третьи – Смоленск и Оршу и т. д.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Согласно «Повести временных лет», у полян основной формой общественных отношений была родовая община: «и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно». Далее по летописи поляне, а также другие племена уходят от родовой общины: «после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане…», и переходят к соседской. Рост населения и совершенствование орудий труда привел к распаду племен на несколько родственных. Управлял таким объединением вождь, стоявший выше по положению племенных князей. В его подчинении находилась дружина. Все важные вопросы решались на совете старейшин или вече.

ПРО КИЕВ

Согласно легенде, появились три брата: Кий, Щек и Хорив, восседавшие на трех «горах»: Кий на подъеме Боричев, Щек на горе «Щековица», а Хорив на «Хоривице». У них была сестра Лыбедь. Далее три брата основывают город, получивший название в честь старшего брата Кия – Киев.

Если говорить о том, как Нестор оценивал то или иное племя, то тут всё просто: поляне жили по заповедям господним, а другие были словно дикие звери. Так, о полянах он пишет: «стыдливы перед снохами своими, сестрами (…) и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее – что дают», а о древлянах, которых он, судя по тексту, особенно не любил, следующее: «жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды». Об остальных он говорил: «жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон». Вообще верить в это с учетом того, что Смоленск, который был центром кривичей, на тот момент считался достаточно развитым городом, получается трудно. Большинство историков полагает, что Нестор так хотел подчеркнуть превосходство православия над язычеством.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.