Тема 5. Проблемы устойчивого развития России и зарубежных стран — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 5. Проблемы устойчивого развития России и зарубежных стран

2017-09-28 294
Тема 5. Проблемы устойчивого развития России и зарубежных стран 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 5. Проблемы устойчивого развития России и зарубежных стран

Тема портфолио: Экологически-ориентированное устойчивое развитие (страна по выбору).

Структура и содержание тематического портфолио:

Цель: учиться отбирать, систематизировать, анализировать, «сворачивать» информацию, работать с разными источниками информации

Оформление портфолио: на бумажном носителе, презентация на электронном носителе

  1. Титульный лист
  2. Оглавление - придумайте каждому разделу оригинальное название (рубрику), укажите страницу
  3. Введение: объясните значение изучения данной темы в процессе профессиональной подготовки будущего эколога.
  4. Оформите опорный конспект по параграфу учебника, посвященного данной теме (указать все выходные данные учебника)
  5. Напишите тезисы 1 раздела научного издания (указать все выходные данные)
  6. Напишите 3 аннотации к статьям из научных изданий по выбранному аспекту УР.
  7. Составьте описание 3-4 ресурсов Интернет (полный адрес, чем интерес и полезен данный ресурс, дата посещения)
  8. Проведите опрос общественного мнения (сформулируйте цель опроса в соответствии с темой портфолио, составьте анкету, опросите 10 человек)
  9. Проведите интервью со специалистом (составьте вопросы для интервью, проведите интервью и сделайте выводы)
  10. Составьте краткий словарь по данной теме
  11. Заключение: кратко изложите, чем был полезен информационный поиск, чему удалось научиться, какие возникли затруднения в ходе выполнения портфолио, что удивило и заинтересовало.

Планы практических занятий

 

Тема 1. Введение в историю и проблематику устойчивого развития (4ч).

Практическое занятие № 1, 2 (4ч).

План

1. Понятие антропогенного воздействия. Виды воздействий человека на биосферу.

2. Вектор антропогенного воздействия. Экологические кризисы в истории человечества.

3. Модели цивилизационного развития.

4. Экологические проблемы современности.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие экологические кризисы происходили в истории человечества? В чем их причины?

2. Каковы последствия экологических кризисов?

3. В чем сущность циклических моделей?

4. В чем сущность алармизма?

5. Каковы научные предпосылки появления концепции УР?

6. В чем заключался «шок будущего» по Э. Тоффлеру?

7. Кто автор теории пассионарности и в чем ее сущность?

Задания для самостоятельной работы

к вопросу 1.

Подберите из нескольких источников определение понятия «антропогенное воздействие», различные классификации видов воздействия, определите, какой признак лежит в их основе

 

к вопросу 2.

Проанализируйте график «Вектор антропогенного воздействия». Соотнесите экологические кризисы и экологические революции в истории человечества.

 

к вопросу 3.

Заполните таблицу.

Модель Авторы Сущность
Циклическая    
Векторная    
Волновая    
Циклическая    
Пассионарная    
Нооосферная    
Коэволюционная    

 

К вопросу 4: подготовьте презентацию на тему: «Экологический вызов современной цивилизации» Глобальные экологические проблемы» (по выбору). Задание готовится в парах.

Темы презентаций: «Снижение биоразнообразия», «Опустынивание и обезлесение», «Загрязнение суши и Мирового океана», «Проблемы климата и озоновые дыры», «Проблема отходов производства и потребления», «Загрязнение атмосферы».

Литература и источники

Основная

Миркин, Б.М. Устойчивое развитие: вводный курс: учебное пособие для студентов/ Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – М.: Логос, 2006. – 311с.

Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология", "Геоэкология", "Природопользование" / Марфенин Н. Н.; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: МГУ, 2007. - 624 с

 

Дополнительная

Гнатюк, В. С. Устойчивое развитие: парадоксы и противоречия [Текст]: монография / В. С. Гнатюк. – Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2009. – 336 с.

Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология", "Геоэкология", "Природопользование" / Н. Н. Марфенин. – М.: МГУ, 2007. – 624 с.

Миркин, Б. М. Устойчивое развитие: вводный курс [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова – М.: Логос, 2006. – 311 с.

Тема 2. Научные основы устойчивого развития, вклад отечественной и зарубежной науки в формирование идеологии устойчивого развития. Естественнонаучные аспекты концепции устойчивого развития и её российского аналога - концепции рационального природопользования

(4ч)

 

План

1. Понятие об оболочках Земли.

2. Биосфера. Границы биосферы. Живое вещество биосферы. Устойчивость биосферы.

3. Биосфера и ноосфера. Взгляды Т. де Шардена и В.И. Вернадского о ноосфере.

4. Коэволюция человека и природы.

Вопросы для самоконтроля

1. Сколь значимо влияние живого на преобразование окружающей природной среды?

2. Какие составляющие биосферы определяют ее фундаментальную устойчивость?

3. Как изменялась биосфера на протяжении истории Земли?

4. Кто разработал концепцию биосферы?

5. В чем проявляется влияние биоты на литосферу? Атмосферу?

6. Что такое прокариотная биосфера?

7. В чем сходство и различие взглядов Т. де Шардена и В.И. Вернадского на ноосферу?

Задания для самостоятельной работы

 

к вопросу 1.

Заполните таблицу:

Оболочки Земли Структура и состав Значение
     

 

к вопросу 2.

Заполните таблицу:

Функции живого вещества Характеристика
   

 

к вопросу 3.

Заполните таблицу:

Признаки Взгляды В.И. Вернадского Взгляды Т. де Шардена
     

Литература и источники

Основная

Миркин, Б.М. Устойчивое развитие: вводный курс: учебное пособие для студентов/ Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – М.: Логос, 2006. – 311с.

Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология", "Геоэкология", "Природопользование" / Марфенин Н. Н.; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: МГУ, 2007. - 624 с

 

Дополнительная

Гнатюк, В. С. Устойчивое развитие: парадоксы и противоречия [Текст]: монография / В. С. Гнатюк. – Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2009. – 336 с.

Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология", "Геоэкология", "Природопользование" / Н. Н. Марфенин. – М.: МГУ, 2007. – 624 с.

Миркин, Б. М. Устойчивое развитие: вводный курс [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова – М.: Логос, 2006. – 311 с.

План

1. Римский клуб. Доклады Римского клуба.

2. Л. А. Арманд «Нам и внукам». Концепция рационального природопользования.

3. Подходы к понятию «устойчивое развитие».

4. Комиссия ООН по окружающей среде и развитию. «Наше общее будущее».

5. Развитие концепции УР на конференциях Рио 92, в Йоганнесбурге и Стокгольме.

Вопросы для самоконтроля

1. Как изменилась численность человечества в последние 150-200 лет?

2. Почему рост народонаселения мира назван «Демографическим взрывом?

3. Каковы причины демографического взрыва?

4. В чем сущность понятия «рациональное природопользование?

5. В чем сущность идеи устойчивого развития?

6. Каковы цели создания Римского клуба?

7. Как назывался первый доклад Римскому клубу и кто его автор?

 

Задания для самостоятельной работы студентов

к вопросу 1.

Заполните таблицу:

Доклад Автор, год опубликования
   

К вопросу 2, 3, 4.

Заполните таблицу:

Признак Концепция рационального природопользования Концепция устойчивого развития
     

 

к вопросу 5.

1.Проанализируйте Концепцию УР по плану:

8. Название документа.

9. Кем и когда принят

10. Структура документа

11. Покажите связи, которые существуют, на ваш взгляд, между причинами, вызвавшими необходимость разработки документа и предлагаемыми идеями

12. Оцените значимость реализации данного документа в России и в мире.

 

  1. Заполните таблицу
Название конференции Время проведения Чем дополняет концепцию УР
     

 

Литература и источники

Основная

Миркин, Б.М. Устойчивое развитие: вводный курс: учебное пособие для студентов/ Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – М.: Логос, 2006. – 311с.

Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология", "Геоэкология", "Природопользование" / Марфенин Н. Н.; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: МГУ, 2007. - 624 с

 

Дополнительная

Гнатюк, В. С. Устойчивое развитие: парадоксы и противоречия [Текст]: монография / В. С. Гнатюк. – Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2009. – 336 с.

Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология", "Геоэкология", "Природопользование" / Н. Н. Марфенин. – М.: МГУ, 2007. – 624 с.

Миркин, Б. М. Устойчивое развитие: вводный курс [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова – М.: Логос, 2006. – 311 с.

 

План

1. Международные конференции и основополагающие документы в сфере окружающей среды и устойчивого развития.

2. Цели, задачи и принципы экологической политики РФ

3. Правовое и экономическое регулирование природопользования и охраны окружающей среды

4. Экологический мониторинг и экологическая экспертиза.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите даты проведения основных международных конференций по проблемам устойчивого развития.

2. Какие международные документы, принятые ООН, касаются вопросов УР (в сфере экологии, социальных и экономических проблем).

3. Какие международные организации занимаются вопросами УР?

4. Каковы инструменты экологической политики? Этапы ее развития?

5. Какова область экологического права?

6. В чем сущность экологической экспертизы, экологического контроля, экологического лицензирования?

7. Какие виды мониторинга вам известны? Каковы функции и система мониторинга? Какие организации принимают в ней участие?

8. Какова роль заповедников в биомониторинге?

9. Перечислите государственные органы исполнительной власти в России в области комплексного, отраслевого, функционального экологического управления.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

К вопросу 1.

Заполните таблицу:

Международные конференции по проблемам УР Год проведения Принятые документы
Стокгольм    
Рио-де-Жанейро    
Йоханнесбург    

 

Заполните таблицу:

Нормативный документ Где, кем и когда принят Какие вопросы регламентирует
Киотский протокол    
Монреальский протокол    
Венская конвенция    
Конвенция о биоразнообразии    
….    
….    

 

к вопросу 2.

Проанализируйте документ «Экологическая доктрина РФ» по плану:

  1. Название документа.
  2. Кем и когда принят.
  3. Структура документа.
  4. Покажите связи, которые существуют, на ваш взгляд, между причинами, вызвавшими необходимость разработки документа и предлагаемыми идеями.
  5. Оцените значимость реализации данного документа в России и в мире.
  6. Приведите примеры реального проявления положений, заложенных в Концепции

 

к вопросу 3.

Заполните таблицу «Экологическое законодательство РФ»

Название ФЗ Кем и когда принят Предмет регулирования
     

 

к вопросу 4.

1.«Горячие экологические точки РФ»: региональный аспект. Подготовьтесь к обсуждению.

2. Заполните таблицу

Организация природоохранных мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Отрасль ЖКХ Экологическая проблема Пути решения
Жилищный фонд    
Городской транспорт    
Водоснабжение    
Канализация    
  1. К каким органам государственного в области экологического управления (комплексным, отраслевым или функциональным) относятся следующие структуры?

МЧС, МПР, МСХ, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентсво сельского хозяйства, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Росгидромет.

Литература и источники

Основная

Миркин, Б.М. Устойчивое развитие: вводный курс: учебное пособие для студентов/ Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – М.: Логос, 2006. – 311с.

Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология", "Геоэкология", "Природопользование" / Марфенин Н. Н.; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: МГУ, 2007. - 624 с

 

Дополнительная

Прохоров, Б. Б. Экология человека [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 013100"Экология" и 013600 "Геоэкология" / Б.Б. Прохоров. 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 317 с.

Миркин, Б. М. Устойчивое развитие: вводный курс [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова – М.: Логос, 2006. – 311 с.

Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033300 - Безопасность жизнедеятельности / Ю. Л. Хотунцев. 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2004. - 480 с.

Организация объединенных наций http://www.un.org/. Конвенции и соглашения

WWF (Всемирный фонд дикой природы). (http://www. wwf. ru)

ЮНЕСКО (http://www. unepcom. ru)

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РФ (http://mpr. 36v.

Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А. М. Шелехова. М., 2002. – 161 с. (http://www. sbras. nsc. ru/win/sbras/bef/strat. html)

 

Вопросы для самоконтроля

1. Нормативный статус различных источников экологической политики

2. Инструменты экологической политики: экологический контроль; экологический аудит; экологический мониторинг; экологическая экспертиза;

3. Эффективность различных групп инструментов экологической политики.

Задание для самостоятельной работы:

1. Заполните таблицу: «Этапы развития экологической политики по Н.Н. Марфенину»

Период Этап Характеристика этапа, ведущие принципы
1970-1983гг    
1984-1989 гг.    
1990-2000 гг.    

2. Охарактеризуйте уровни экологической политики

Уровень экологической политики Характеристика
   

3.Соотнесите методы и средства экологической политики. Приведите свои примеры под цифрами 6,7,8.

Методы ЭП   Средства ЭП
А. Информационные   1.Экологическое лицензирование
Б. Предупредительные   2.Экологические платежи
  3.Экологическое образование
  В. Принудительные   4. Экологический контроль
  5.Ограничение деятельности
    6.
    7.
    8.

 

Литература и источники

Основная

Миркин, Б.М. Устойчивое развитие: вводный курс: учебное пособие для студентов/ Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – М.: Логос, 2006. – 311с.

Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология", "Геоэкология", "Природопользование" / Марфенин Н. Н.; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: МГУ, 2007. - 624 с

 

Дополнительная

Гнатюк, В. С. Устойчивое развитие: парадоксы и противоречия [Текст]: монография / В. С. Гнатюк. – Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2009. – 336 с.

Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология", "Геоэкология", "Природопользование" / Н. Н. Марфенин. – М.: МГУ, 2007. – 624 с.

Миркин, Б. М. Устойчивое развитие: вводный курс [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова – М.: Логос, 2006. – 311 с.

Прохоров, Б. Б. Экология человека [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 013100"Экология" и 013600 "Геоэкология" / Б.Б. Прохоров. 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 317 с.

Урсул, А. Д. Устойчивое социоприродное развитие [Текст]: учеб. пособие / А. Д.Урсул, Ф. Д. Демидов. 2-е изд., стер. – М.: РАГС, 2008. – 327с.

Миркин, Б. М. Устойчивое развитие: вводный курс [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова – М.: Логос, 2006. – 311 с.

Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033300 - Безопасность жизнедеятельности / Ю. Л. Хотунцев. 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2004. - 480 с..

План

 

1. Принципы устойчивого развития. Экологический императив.

2. Уровни устойчивого развития: глобальный, государственный, региональный, муниципальный.

3. Индикаторы устойчивого развития: социальные, экономические, экологические, институциональные.

4. Индекс развития человеческого потенциала, экологический след, качество жизни как показатели УР.

5. Концепция устойчивого развития РФ. Предпринимаемые в России меры для реализации концепции УР человечества.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает понятие «экологический императив»? Кто предложил этот термин?

2. В чем отличие уровней устойчивого развития?

3. Как называются Программы устойчивого развития территорий? Приведите примеры.

4. В чем смысл индикации УР?

5. В чем сущность социальных, экономических и экологических индикаторов УР? В чем их единство?

6. Почему экологический след является показателем УР? Из чего он складывается?

7. Из чего складывается ИРЧП?

8. В чем измеряется уровень жизни, образованность и продолжительность жизни?

9. Как определяется индекс здоровья?

Задания для самостоятельной работы студентов

к вопросу 1.

Принципы УР Пример действия принципа
   

 

к вопросу 2.

Принципы УР Пример действия принципа на региональном уровне (Мурманская область)
   

 

к вопросу 3.

Выберите индикаторы из предложенного списка, отнесите их к подтемам и темам.

Тема Подтема Индикатор
Соцальные
     
Экономические
     
Экологические
     
Институциональные
     

Социальные, Экономические, Экологические, Институциональные, Бедность, Равенство полов, Обеспеченность пищей, Смертность, Санитария, Питьевая вода, Медицинское обслуживание, Образовательный уровень, Грамотность, Жилищные условия, Преступность, Изменение народонаселения, Изменение климата, Истончение озонового слоя, Качество воздуха, Сельское хозяйство, Леса, Опустынивание, Урбанизация, Прибрежная зона, Рыболовство, Количество воды, Качество воды, Экосистемы, Виды, Экономическая оценка, Торговля, Финансовый статус, Потребление материалов, Использование энергии, Образование отходов и их использование, Транспорт, Стратегическая реализация УР, Международная кооперация, Доступность информации, Коммуникационная инфраструктура, Наука и технологии, Степень готовности к катастрофам, Справедливость, Здоровье, Образование, Жилище, Безопасность, Население, Атмосфера, Земля, Океаны, Моря, Побережья, Пресная вода, Биоразнообразие, Экономическая структура, Потребление и продукция, Институциональные ограничения, Институциональная емкость.

 

к вопросу 4.

10. Выполните подсчет экологического следа, пользуясь калькулятором экологического следа.

11. Подберите информацию о соотношении ИРЧП и уровня развития стран.

 

к вопросу 5.

Проанализируйте «Концепцию перехода УР к устойчивому развитию» по плану:

1. Название документа.

2. Кем и когда принят

3. Структура документа

4. Покажите связи, которые существуют, на ваш взгляд, между причинами, вызвавшими необходимость разработки документа и предлагаемыми идеями

5. Оцените значимость реализации данного документа в России и в мире.

6. Приведите примеры реального проявления положений, заложенных в Концепции

 

Литература и источники

Основная

Миркин, Б.М. Устойчивое развитие: вводный курс: учебное пособие для студентов/ Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – М.: Логос, 2006. – 311с.

Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология", "Геоэкология", "Природопользование" / Марфенин Н. Н.; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: МГУ, 2007. - 624 с

 

Дополнительная

Гнатюк, В. С. Устойчивое развитие: парадоксы и противоречия [Текст]: монография / В. С. Гнатюк. – Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2009. – 336 с.

Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология", "Геоэкология", "Природопользование" / Н. Н. Марфенин. – М.: МГУ, 2007. – 624 с.

Миркин, Б. М. Устойчивое развитие: вводный курс [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова – М.: Логос, 2006. – 311 с.

Прохоров, Б. Б. Экология человека [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 013100"Экология" и 013600 "Геоэкология" / Б.Б. Прохоров. 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 317 с.

Урсул, А. Д. Устойчивое социоприродное развитие [Текст]: учеб. пособие / А. Д.Урсул, Ф. Д. Демидов. 2-е изд., стер. – М.: РАГС, 2008. – 327с.

Миркин, Б. М. Устойчивое развитие: вводный курс [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова – М.: Логос, 2006. – 311 с.

Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033300 - Безопасность жизнедеятельности / Ю. Л. Хотунцев. 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2004. - 480 с..

 

Защита портфолио

Тема 6. Образование для устойчивого развития (2ч)

План.

1. Концептуальные основы образования для устойчивого развития. Этапы развития.

2. Десятилетие образования для устойчивого развития (ЮНЕСКО)

3. Содержание образования для устойчивого развития

Вопросы для самоконтроля

1. Когда состоялась Боннская конференция по ОУР, и какие важнейшие положения она зафиксировала?

2. Каковы важнейшие социально-экономические последствия экологизации образования на общенациональном уровне в России?

3. Каковы источники ОУР?

4. Каковы особенности концептуальных моделей ОУР: практической, практико-ориентированной и университетской модели профессиональной подготовки?

5. Какие компоненты входят в содержание ОУР?

6. Каковы основные методы его реализации?

7. Какова роль государства, местных администраций в развитии ОУР?

8. Каковы основные темы ОУР?

Задания для самостоятельной работы студентов

к 1 вопросу

 

Изучите программные положения образования для устойчивого развития (Повестка дня – 21 век). Соотнесите цели и результаты образования для устойчивого развития.

 

Цель образования для устойчивого развития – содействие приобретению знаний, навыков, опыта, развитию творческих способностей, самореализации, становлению личности учащихся в процессе комплексного решения и предупреждения социальных, экономических, экологических проблем для повышения качества жизни ныне живущих и будущих поколений на основе устойчивого развития.

 

Основной результат образования для устойчивого развития представляет осознанная социально значимая деятельность, направленная на гармонизацию отношений с окружающей средой
Ближайший результат образования для устойчивого развития понимание необходимости не только экологических, но и социально-экономических перемен управления хозяйством (в масштабе мирового сообщества, отдельных государств, регионов, населенных пунктов, организаций и учебных заведений), строго соответствующих экологическим требованиям.
Отдаленный результат образования для устойчивого развития реализация аксиологического основания образования для устойчивого развития – постматериальных ценностей  

«План работы по осуществлению Стратегии ЕЭК ООН для ОУР на 2008-2010 гг.». включает перечень мер по продвижению ОУР в регионе. В списке приоритетных направлений работы названы:

- Координация действий на международном и национальном/государственном уровнях;

- Рабочие совещания и учебные курсы;

- Надлежащая практика;

- Тематические исследования;

- Использование электронных средств;

- Повышение уровня осведомленности;

- Сохранение и использование традиционного опыта и знаний.

Приведите примеры реализации этих мер в России.

 

ко 2 вопросу.

Ознакомьтесь к документом Образование для устойчивого развития. Декада ООН по образованию для устойчивого развития 2005-2014 гг. Режим доступа http://unesco.kz/education/2004/esd_brochure.pdf.

Ответьте на вопросы:

- Что понимается в данном документе под образованием для устойчивого развития?

- Каковы цели ОУР? Каковы предпосылки его возникновения?

- В чем заключается комплексный подход к ОУР?

- Кто является его участниками?

 

к 3 вопросу:

 

Какие вопросы устойчивого развития могут изучаться в школьных курсах биологии и географии?

Заполните таблицу:

Темы УР География Биология
     

 

Литература и источники

Основная

Миркин, Б.М. Устойчивое развитие: вводный курс: учебное пособие для студентов/ Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – М.: Логос, 2006. – 311с.

Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Экология", "Геоэкология", "Природопользование" / Марфенин Н. Н.; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: МГУ, 2007. - 624 с

Дополнительная

Прохоров, Б. Б. Экология человека [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 013100"Экология" и 013600 "Геоэкология" / Б.Б. Прохоров. 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 317 с.

Миркин, Б. М. Устойчивое развитие: вводный курс [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова – М.: Логос, 2006. – 311 с.

Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033300 - Безопасность жизнедеятельности / Ю. Л. Хотунцев. 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2004. - 480 с.

 

Технологическая карта

Код формируемой компетенции Содержание задания (краткая характеристика) Количество мероприятий[1] Максимальное количество баллов[2] Срок предоставления (график контроля)
Вводный блок
  Не предусмотрен      
Основной блок
ОПК 6, ПК 18 Итоговый тест     На итоговом занятии
ОПК 6 Презентация     На практическом занятии
ОПК 6, ПК 18 Подготовка и защита тематического портфолио     На практических занятиях
ОПК 2, ПК 18 Подсчет экологического следа     На практических занятиях
ОПК 6, ПК 14, ПК 18, ОПК 18 Работа на практических занятиях     На практических занятиях
Всего:    
Зачет      
       
Всего:    
Итого:    
Дополнительный блок [3]
  Письменное выполнение заданий для самостоятельной работы   по согласованию с преподавателем
     
Всего баллов по дополнительному блоку[4]:  
             

 


[1] Количество мероприятий рассчитывается, как правило: 1 мероприятие = 2 акад. часа

[2] Максимальное количество баллов, заявленное в технологической карте дисциплины за выполнение заданий, должны соответствовать количеству баллов, указанных в ФОС РПД (п. 8, Критерии и шкалы оценивания)

[3] Дополнительный блок не является частью основного блока, дает возможностьстудентам добрать баллы, необходимые для допуска к промежуточной аттестации в случае невыполнения заданий основного блока по причинам болезни, пропусков занятий и т.д. или улучшить свои текущие результаты

[4] Количество баллов в дополнительном блоке не должно превышать 40

Тема 5. Проблемы устойчивого развития России и зарубежных стран

Тема портфолио: Экологически-ориентированное устойчивое развитие (страна по выбору).

Структура и содержание тематического портфолио:

Цель: учиться отбирать, систематизировать, анализировать, «сворачивать» информацию, работать с разными источниками информации

Оформление портфолио: на бумажном носителе, презентация на электронном носителе

  1. Титульный лист
  2. Оглавление - придумайте каждому разделу оригинальное название (рубрику), укажите страницу
  3. Введение: объясните значение изучения данной темы в процессе профессиональной подготовки будущего эколога.
  4. Оформите опорный конспект по параграфу учебника, посвященного данной теме (указать все выходные данные учебника)
  5. Напишите тезисы 1 раздела научного издания (указать все выходные данные)
  6. Напишите 3 аннотации к статьям из научных изданий по выбранному аспекту УР.
  7. Составьте описание 3-4 ресурсов Интернет (полный адрес, чем интерес и полезен данный ресурс, дата посещения)
  8. Проведите опрос общественного мнения (сформулируйте цель опроса в соответствии с темой портфолио, составьте анкету, опросите 10 человек)
  9. Проведите интервью со специалистом (составьте вопросы для интервью, проведите интервью и сделайте выводы)
  10. Составьте краткий словарь по данной теме
  11. Заключение: кратко изложите, чем был полезен информационный поиск, чему удалось научиться, какие возникли затруднения в ходе выполнения портфолио, что удивило и заинтересовало.

Планы практических занятий

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.