Типичные ролевые педагогические позиции — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типичные ролевые педагогические позиции

2017-09-26 3265
Типичные ролевые педагогические позиции 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

 

Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций.

Педагог может выступать в качестве:

 

- информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т. д. (например, надо быть честным);

 

- друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

 

- диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

 

- советчика, если использует осторожное уговаривание;

 

- просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;

 

- вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

 

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя.

 

Однако всегда дают отрицательные результаты: несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т. п.

 

 

++++++++++++++

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ

 

Деятельность и общение могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека.

Общение может быть представлено как сторона деятельности, выступающая в роли ее предпосылки, условия, внутреннего или внешнего фактора. Следовательно,

Общение можно рассматривать и как особого рода деятельность, и как один из атрибутов той или иной деятельности.

 

++++++++++

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ /И.А.Зязюн/

 

Барьеры общения — препятствия, мешающие эффективному общению. Негативная установка на основании прошлого опыта общения.

Например:

 

Боязнь класса. Снимается психологической настройкой, переключением внимания на интерес к предстоящей работе, поиском «эмоционального ядра» общения.

 

Физический барьер — дистанция, с помощью которой учитель удаляет себя от учеников, «закрывает» себя, пытаясь «спрятаться» за стол, стул...Выход: демонстрация доверия, работа в открытой позиции.

 

Социальный барьер создается постоянным подчеркиванием своей позиции «сверху» («Перед вами учитель!»), своего превосходства.

 

Гностический барьер — педагог не адаптирует свою речь к уровню понимания школьников («заумно говорит»).

 

Негативно влияет отрицательное отношение к детям, неустойчивость позиции учителя, попадающего под власть своих настроений и переживаний...

 

Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи...

 

Рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потом и к предмету.

/И.А.Зязюн/

Особенно негативно влияет крик.

Не кричать на ребенка.

 

«Слово педагога должно прежде всего успокаивать» В.А.Сухомлинский.

 

Общение с учителем должно снимать негативные эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса (А.А.Леонтьев)

 

++++++++

 

 

ЗАТРУДНЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

 

Затруднения общения у педагога могут возникнуть в самых разных областях, но основными из них являются следующие:

Этносоциокультурная,

Статусно-позиционно-ролевая,

Возрастная,

Индивидуально-психологическая,

Деятельностная.

 

Этносоциокультурная область включает затруднения, связанные с особенностями этнического сознания, стереотипами, ценностями, установками, проявляемыми в общении в конкретных условиях социального и культурного развития человека.

Каждый субъект деятельности и партнер по общению, являясь носителями определенного менталитет а, взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира и мироощущением, присущими народу, представителем которого они являются.

 

Статусно-позиционно-ролевая область затруднений обусловлена такими причинами, как особенности семейного воспитания, позиция в общности, атрибуты роли, статус учреждения и т. д.

Такие затруднения в общении чаще всего возникают в ситуациях нарушения прав и обязанностей, составляющих роль учителя и ученика.

Например, право учителя спрашивать предполагает обязанность ученика отвечать,

но, если ученик задает вопрос, на который учитель затрудняется ответить, последний может воспользоваться своим более высоким статусом и избежать ситуации необходимости отвечать на вопрос сразу - он вправе изменить ход общения по своему усмотрению, а ученик в таком праве гораздо более ограничен.

Более высокий статус учителя предполагает наличие у него авторитета для учеников.

 

Возрастная область затруднений связана с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым,


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.