Гегелевская диалектика и ее современное осмысление — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Гегелевская диалектика и ее современное осмысление

2017-09-28 235
Гегелевская диалектика и ее современное осмысление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 
 
О


бщие положения о диалектике и метафизике. Изменчивый характер природы стал известен человечеству, по всей видимости, еще до появления философии. С ее появлением

этот круг вопросов становится предметом особых рассуждений. Развиваясь и обогащаясь, этот раздел оформился в диалектику. Корни этого учения уходят в античную философию. Гераклит, как известно, признается основателем античной диалектики, именно ему принадлежат великие фразы: «Все течет и все изменяется», «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». С тех далеких времен стало общепринятым для обозначения различных качественных и количественных изменений употреблять категории «развитие» и «движение».

Говоря о движении и развитии, принято противопоставлять два философских учения - диалектику и метафизику. В современной литературе часто можно встретить оценку диалектики и метафизики как альтернативных концепций взаимосвязи и развития. Каково же взаимоотношение диалектики и метафизики? Каков современный взгляд на диалектику и метафизику?

Альтернативность диалектики и метафизики вовсе не означает необходимость их абсолютного противопоставления. Метафизику как антидиалектику стал рассматривать Гегель. Поскольку наука не отбрасывает все достигнутое на предыдущих этапах, а впитывает в себя, то аналогичными должны быть, по всей видимости, и закономерности смены философских методов, которыми наука руководствовалась не одно тысячелетие. Сравнивающая, классифицирующая и систематизирующая наука, рождающийся из нее диалектический метод не отбрасывает начисто метафизику. Есть основания полагать, что диалектика включает в себя все ценное, выработанное метафизикой в качестве важного, но ограниченного в бытийном и теоретическом пространстве момента. Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным провести следующий анализ:

1. Статистическая модель мира, выработанная метафизикой и динамичная модель, как плод диалектики в целом весьма обоснованно противопоставляются друг другу. В то же время, диалектический подход к мирозданию содержит определенные элементы статической модели мира. Сюда можно отнести некоторые положения о некоторых неизменных основах бытия. Складывается такое положение, что неизменность, допускающая только количественные изменения, и являющееся центральным пунктом метафизики, приобретает свое место и в диалектике, имея ограниченный характер, относится к верхней ступени нашего познания — к познанию первооснов бытия, его вечных констант. Таким образом, диалектика, которая своим центральным пунктом объявляет изменение и развитие, в то же время, провозглашает неизменными и незыблемыми законы и принципы самой диалектики. И эта парадоксальность на самом деле имеет место. Хотя современная наука и вносит свои поправки в такое понимание, есть мнение, что в целях наиболее качественного познания философских законов следует использовать не только человеческую логику, но и законы кибернетики. Поскольку время необратимо, то, следовательно, на каждом новом витке развития природы и социума — законы в процессе реализации сталкиваются с новыми (ранее не встречающимися) условиями. Исходя из этого они (законы) претерпевают изменения, возможно лишь количественные. Такого мнения, в частности, придерживаются И.Пригожин и И.Стенгерс в своей работе «Порядок из хаоса».

2. Подход к вещи как к самостоятельной и автономной, в принципе, тоже не отбрасывается диалектикой. Поскольку без такого подхода не мог бы сложиться системный метод науки, диалектика своим преобразованием коснулась лишь статуса этой самостоятельности вещи. Из абсолютной самостоятельности самостоятельность вещи была преобразована диалектикой в самостоятельность относительную. Причем это вполне соответствует бытию вещи в системе вещей. Данное изменение такого взгляда на вещь имело большой возвышающий эффект. Ведь абсолютная самостоятельность означает изолированность вещи, обречение ее на пассивное существование в пространстве. А относительная самостоятельность позволяет научно объяснить соотношение воздействия на вещь различных причиняющих факторов, так и обратное воздействие вещи на них.

Целесообразность такой позиции хорошо просматривается при исследовании такого вопроса как «культурно- исторические типы» (Н.Я.Данилевский) или «локальные цивилизации» (А. Тойнби). Следует признать наличие определенной автономии каждого типа такой цивилизации (например, Российской, Китайской и т.д.). Нельзя не засвидетельствовать в т же время того факта, что мировое социокультурное пространство являет собой взаимодействие и взаимовлияние, причем это может быть рассмотрено как одно из разновидности поля, в частности, социокультурное поле. Причем взаимодействие может носить как конструктивный, так и разрушительный характер.

 

3. Современная наука, ее развитие и достижения позволяют сблизить точки зрения метафизики и диалектики по вопросу внешнего противоречия внешнего источника развития вещи. Роль внешнего источника возрастает, когда та или иная система достигает определенной точки, из которой возникает целый веер возможных вариантов дальнейшего развития (точка бифуркации). Следует отметить, что в выборе варианта велика роль случайности. Очень часто выбор решения зависит от чрезвычайно малой величины, которой оказывается внешний фактор. Провести четкую грань в соотношении внутренних и внешних противоречий, по всей видимости, не представляется возможным, поскольку система включает в себя ряд подсистем, и взаимодействие между ними (сюда можно отнести и разрешение возникающих противоречий) являет собой, с одной стороны внутреннее, так как происходит в пределах целостной системы, а с другой стороны - внешнее, поскольку каждая из взаимодействующих подсистем обладает относительной автономностью.

Диалектика объективного бытия - объективная диалектика. Субъективная диалектика - это отражение объективной диалектики в сознании. Диалектика (от греч. «диалектикотехнэ» — искусство спорить). Первоначально субъективная диалектика не имела отношения непосредственно к отражению процесса развития, а была лишь способом полемики и усиления логики доказательств. В дальнейшем же наблюдения и опыт, накапливаясь, дали возможность сделать вывод — противоречивость наших суждений, проявляющихся в спорах, в самой значительной степени связана с противоречивостью самого бытия. С течением времени различные философы как идеалисты, так и материалисты, обнаружили новые стороны и моменты объективной диалектики, ранее неизвестные. Так возникли новые категории диалектики, расширялись знания и представления о принципах и законах диалектики. Таким образом, сегодня сложилась современная система диалектики.

В любом явлении и процессе отчетливо прослеживаются взаимодействия и отношения. Такие взаимоотношения возникают как на внутреннем, так и на внешнем уровне. Причем понятия взаимосвязи, взаимоотношения, отношения однопорядковые, но не тождественные. Отношение выступает как единство взаимосвязи предметов и, в то же время, как выражение их относительной обособленности друг от друга.

Философы спорят уже не одну сотню лет о статусе взаимосвязи и ее характера. Субъективные идеалисты утверждают, что в мире нет объективных связей, поскольку нет и самого объективного мира. Взаимосвязи между ощущениями и между понятиями — результат работы человеческого разума. С ними спорят представители материалистического учения. Взаимосвязь в мире является универсальной — все явления в конечном счете связаны между собой, а человеческий разум способен отразить лишь частицу этой связи, наше приближение к абсолютной истине достигается за счет познания, непрерывно расширяющегося. Мы все больше узнаем о взаимосвязях и взаимозависимостях исследуемых объектов.

Метафизика, ни на каком этапе своего развития, не отрицает наличия объективных связей в окружающем нас мире. Отрицая взаимосвязи закономерные, необходимые, она признает связи случайные либо, наоборот, в лице ряда своих представителей отрицает наличие случайных связей, объявляя все взаимосвязи необходимыми.

Связи между явлениями и предметами имеют разносторонний характер. Как правило, они выступают как:

1. Отношения предмета с предметом, например, моральное сознание и правосознание. Каждая из этих форм является обособленной и, в то же время, каждая из них оказывает воздействие друг на друга, на состояние и развитие друг друга.

2. Отношения между сущностью предмета и его свойствами. Примером здесь может служить взаимосвязь между сущностью сознания как продукта биологического и социального развития и способность сознания познавать объективный мир.

З. Отношения между свойствами предмета. Этот вид диалектической связи прослеживается на примере антропогенеза. Так, рука и ее развитие способствовали усложнению трудовой деятельности, стимулировало развитие речи и мышления.

Из изложенного, таким образом, можно сформулировать первый принцип диалектики - принцип всеобщей связи и взаимосвязанности явлений.

Второй принцип диалектики — принцип развития. Поскольку все в мире взаимосвязано универсальной взаимосвязью, то в этом плане не могут составлять исключение и сами законы диалектики. Действительно между принципом взаимосвязи и принципом развития существует связь, как говорится, на генетическом уровне: развитие рождается из взаимодействия предметов.

В XX веке метафизика не только признает наличие взаимосвязи, но не может не признать и развития вообще. Поэтому в споре между метафизикой и диалектикой центр тяжести постепенно перемещается от вопроса: «происходит ли развитие?» к вопросу: «что понимать под развитием?» Каждый принцип диалектики находит свое специфическое отражение в законах диалектики.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.