Возникновение и развитие (диалектико-материалистической) философии — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Возникновение и развитие (диалектико-материалистической) философии

2017-09-28 374
Возникновение и развитие (диалектико-материалистической) философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Марксизм - прямой наследник классической немецкой философии. Возникает в 40 годы XIX столетия как философско-теоритическое отражение изменений в экономике, социальной структуре, политической жизни общества и достижений наук. Его теоретическими источниками принято считать:

1. Классическую немецкую философию.

2. Английскую классическую политэкономию (Адам Смит, Давид Рикардо).

3. Французский утопический социализм (Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн). Кроме того, Маркс и Энгельс опирались и на античную философию, и на достижения современной им науки (Коперник, Ньютон, Лавуазье, Линней). Философия марксизма может быть определена как заключительный аккорд и вершина развития классической европейской философии. Именно К.Марксу и Ф.Энгельсу принадлежит заслуга синтеза всех достижений европейской мысли.

Основные философские произведения марксизма:

"Экономическо-философские рукописи 1844 г.", "Нищета философии" - К.Маркс; "Анти-Дюринг", "Диалектика природы", "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" - Ф.Энгельса. Их совместные работы: "Святое семейство", "Немецкая идеология", главный труд К.Маркса "Капитал".

Марксизм внес в философское учение новое миропонимание, выражающееся в следующем:

1. Впервые достигнуто органическое единство материализма и диалектики. До них в философии господствовала метафизика или наивный материализм античности. "Материализм не означает ничего иного как понимать мир таким, какой он есть на самом деле" утверждает марксизм.

2. Материализм распространен на объяснение общественной жизни. Маркс и Энгельс систематизировали общественные отношения, разделив их на материальные и идеальные (духовные). Марксизм обосновал первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания.

3. Изменился предмет философии: предшественники марксизма рассматривали философию как науку наук. Это, в конечном счете, отрицательно сказывалось и на философии и на науках. Поскольку философия не должна решать вопросов, присущих конкретным наукам. Она растворялась в других науках и теряла свое лицо. Маркс и Энгельс впервые определили специфические функции философии. Тем самым изменился предмет философии, Философия оставила за собой право и задачу вооружить человека мировоззрением, а все науки - общим, философским методом исследования.

4. Впервые философская система стала рассматриваться как нечто незавершенное, подлежащее непрерывному обогащению и корректировке. Марксизм преодолел ту традицию, когда каждый мыслитель считал свое учение истиной в последней инстанции. Был преодолен созерцательный характер всей предшествующей философии. В "Тезисах о Фейербахе" К. Маркс высказал интересную мысль: "... философы лишь различным способом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его..."

5. Марксом и Энгельсом впервые объяснена научно такая форма движения материи, как социальная.

Марксизм и его философия имеют крупные школы во многих странах мира: К.Каутский и Э.Бернштейн - в Германии; В.Г.Плеханов и В.И.Ленин - в России; А.Грамши - в Италии; Д.Лукач в Венгрии; Г.Парсоне в США; Т.Павлов - в Болгарии, Л.Альтюссерво Франции и т.д.

Философское наследие Маркса и Энгельса в недалёком прошлом было подвержено вульгаризации и догматизации. Это привело к тому, что это учение перестало впитывать в себя достижения других философских учений. Перестало быть открытой системой. Марксизму необходимо восстановить критически-творческое отношение к самому себе.

Русская философия

Как ни странно, русская философия в историко-философском аспекте исследована гораздо менее глубоко, чем скажем античная или средневековая философия. Это в известной мере связано с тем, что отечественная философия значительно моложе общеевропейской. О её окончательном формировании и расцвете можно вести речь с начала XIX века, хотя первые её проявления можно наблюдать ещё в петровские времена.

По мнению большинства авторов можно выделить следующие специфические черты русской философии:

а) чрезвычайно большой удельный вес «философствования» о России;

б) идея об особом пути России, об её особом месте в мировой истории;

в) стремление придать российской философии преобразующий характер и вывести её на такую грань, за которой она способна воплощаться непосредственно в жизнь;

г) ориентация философии на тотально всеобщее.

Рассмотрение основных направлений русской философской мысли, можно начать с западников и славянофилов.

Среди виднейших представителей славянофилов следует назвать И.В. Кириевского, Н.Я.Данилевского, А.С.Хомякова. Эти философы на всех этапах противостояния славянофилов и западников выступали за самобытное развитие России. Так, например, Н.Я.Данилевский в своей книге «Россия и Европа» высказывает мысль о двенадцати культурно - исторических типах развития человечества. При этом оценивает славянский тип как наиболее гармоничный, способный сочетать в себе все виды человеческой деятельности, - науку, политику, религию, экономику и т.д. Поэтому этот тип, по мнению Н.Я.Данилевского, наиболее перспективный. Славянский тип более всего выражен в русском народе, поэтому Н.Я.Данилевский развивал идею о мессианской функции России.

На позициях переосмысления немецкого типа философствования и замены его чисто русским, православным стоял И.В. Кириевский. Эта идея красной нитью проходит через такие его работы как «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России», а так же «О необходимости и возможности новых начал для философии». Причём И.В. Кириевский отнюдь не умаляет и не отрицает роли европейской философской мысли. Вместе с тем, он, впрочем, как и другие славянофилы, ставит вопрос о замене немецкой философии русской на основе православного учения.

А.С.Хомякову принадлежит приоритет введения в русскую философию такого понятия как соборность. Под соборностью понимается особый род человеческой общности, основанной на свободе, любви и вере. Именно в соборности видится подлинная социальность (ненасильственная тотальность), соборность есть неотъемлемая черта русского народа и его истории, это особый прообраз царства божьего. России предначертана роль распространителя соборности на другие народы.

В качестве оппонентов по отношению к славянофилам на протяжении десятилетий выступают западники. И здесь надо назвать имена П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского. Несмотря на принципиально противоположные позиции и славянофилы, и западники солидарны в одном - в признании особого пути России, однако вкладывают в это понятие разное содержание и называют разные условия для реализации этого пути. В отличие от славянофилов западники, в большинстве своём, были атеистами и строили свою философию на основе науки и её достижениях. Поэтому в «Письмах об изучении природы» А.И.Герцен проводит идею о единстве естествознания и философии. В его работе «Дилетантизм в науке» обосновывается методологическая функция философии.

Своеобразный подход к проблеме человека проявляется в работах Н.Г.Чернышевского. Продолжая традиции А.Н.Радищева, он, опираясь на достижения науки, создаёт материалистическую концепцию философской антропологии. В своей работе «Антропологический принцип философии» Н.Г.Чернышевский выходит за пределы оценки человека не только как биологического существа, а обнаруживает в нём (человеке) социальные качества. Иными словами он не только следует за Л.Фейербахом в своих рассуждениях о человеке, но идёт дальше. Чернышевский преодолевает тенденцию к созерцательности, на которой покоится вся философия Фейербаха.

Весьма неординарный подход к проблеме человеческого бытия представляет собой философия В.Соловьёва. Этот мыслитель с одной стороны выступает провозвестником многих новшеств, проявившихся в философии в XX веке, а с другой стороны опирается на идеи и предпочтения русской религиозной (православной) философии XIX века. Это своеобразная реакция мыслителя на недостатки западной философии в таких работах как. «Кризис западной философии (против позитивистов)», «Критика отвлечённых начал». Критически относится В. Соловьёв и к проявлениям в отечественной философии атеизма и материализма. Гарантом целостности познания он видит Бога. Бог, по мнению В.Соловьёва, - абсолютная личность, воплощение лучших человеческих качеств, положительное всеединство. Отсюда и определение философии В. Соловьёва как «философии положительного единства». В Соловьёв вводит в свою философию концепцию софии (мудрость). Однако он расширяет это понятие. У Соловьёва софийностью признаётся не только процесс познания, софийнойобъявляется сущность человека и его истории. В своей работе «Чтение о богочеловечестве» В.Соловьёв рассматривает три этапа воплощения софии:

- софия, заложенная Богом уже в конструкции создаваемого им человека;

- Христос как софия, воплощённая в конкретном богочеловеке;

- богочеловечество как воплощение софии в человечестве, реализующем единство трёх ликов культуры - Истины, Добра и Красоты. Эта концепция должна оказать существенную помощь в решении ключевого вопроса: «Быть или не быть правде на земле? Причём, по мнению Соловьёва наиболее оптимальной формой общественного устройства для решения этой проблемы следует назвать социализм, более справедливую, чем капитализм систему. Это хорошо вписывается в философскую доктрину русской философии вообще и философии В. Соловьёва в частности. Социализм должен в одинаковой мере удовлетворять материальные потребности людей, а потребности духовного плана (прежде всего, потребности познания смысла жизни) может удовлетворить лишь вера в духовное начало.

Нельзя не остановиться на марксистском направлении русской философии. Можно по разному относиться к теоретическому наследию Маркса и Энгельса, Ленина и его последователей, но в любом случае нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что марксизм хорошо вписался в российскую общинно - мессианскую ментальность. Марксизм в России основывался на лучших традициях западнической философии. При помощи марксизма российское общество пыталось решить два самых злободневных вопроса, которые и сегодня волнуют лучшие умы и сердца российского общества, - «Кто виноват?» и «Что делать?».

Очень образную оценку роли марксистского учения в России даёт оппонент Ленина и большевиков Н.А.Бердяев: «Марксизм потому и смог оказать такое мощное идейно - психологическое воздействие на Россию, что вписывался не только в её философские традиции, но и накладывался на российский менталитет, не нарушая извечные его основы, он накладывался на созвучные себе черты русского коммунизма - общинное сознание, стремление к максимальной социальной справедливости и вселенской соборности»[2]. Среди русских марксистов наиболее крупными идеологами были и остаются Г.В.Плеханов и В.И.Ленин. Их философское наследие имеет большой резонанс не только в российской, но и международной жизни. Долгие годы они были соратниками по революции, но затем разошлись по тактическим и стратегическим вопросам общественных преобразований в России. Причём эти разногласия носили не философский характер, а именно разное понимание марксистского учения об обществе. Если попытаться дать краткую интерпретацию разногласий Ленина и Плеханова, можно выявить здесь следующую тенденцию. Плеханов строил свои теоретические выкладки, основываясь на положении Маркса, в силу которого «ни одна общественная формация не может появиться раньше, чем для этого созреют условия в недрах старого общества»[3]. В результате он делает вывод о преждевременности социалистической революции в России. По мнению Ленина Россия оказалась, в результате первой мировой войны в такой ситуации, «когда либо пан, либо пропал», а по образному выражению того же Ленина - «либо погибнуть, либо устремиться на всех парах к социализму». Иными словами Плеханов склонен к абсолютизации роли объективных предпосылок истории, а Ленин отдаёт приоритет активной сознательной деятельности людей.

Логическим итогом развития русской действительности являются те философские направления, которые формируются в XX веке после октября 1917 года. Развитие российской философской мысли протекало по двум направлениям:

1. Традиционное религиозно - философское культурологическое направление. Это направление особенно характерно для философов-эмигрантов.

Представителями этого направления выступают Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, Л.П.Красавин. Оказавшись после 1917 года в эмиграции, они по-прежнему продолжали болеть душой за Россию и философствовать на эту тему, пытаясь понять причины случившейся катастрофы и смоделировать тенденции будущего развития.

Следует отметить, что творчество русских философов - эмигрантов сыграло определённую роль, причём весьма значительную. Идеи Н.А.Бердяева нашли своих приверженцев среди французских экзистенциалистов и персоналистов. Широкой популярностью пользуется в Германии двухтомник И.А.Ильина «Философия Гегеля, как учение о конкретности Бога и человека».

2. Марксистское мировоззрение. Однако, следует сразу отметить, в послереволюционной России философская мысль, в том числе и марксизм, всё больше превращался в автономную систему, всё более догматизирующуюся, оторванную от всего того, что происходит вне нее. Таким образом, марксизм превратился в «слугу политических амбиций».

Причинами такого плачевного состояния были следующие моменты. Во-первых, авторитарный политический режим и установка И.Сталина на сведение философии к трём признакам материализма, к четырём чертам диалектики. Во-вторых, неразумная и чрезмерная дифференциация философского знания. Проблема человека была, по сути, вообще вытеснена на задворки философского миропонимания. Из объектов философского исследования исключили такое важное понятие как «смысл жизни». В политике, что, безусловно, отразилось на философской мысли, сформировался остаточный принцип подхода к человеческой проблематике. Всё внимание было сосредоточенно на общественном бытии.

Тем не менее, несмотря на трудности, отечественные философы продолжали поиск истины и в 30, и в 70, и в 80 годы. Наиболее яркими проявлениями взлёта российской философии можно считать, например, работы В.Ф. Асмуса: «Логика», «Учение логики о доказательстве и опровержении», «Проблемы интуиции в философии» и др.; Э.В. Ильенкова: «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса», «Об идолах и идеалах»; П.В. Копнина: «Мышление и язык», «Диалектика и логика»; М.К. Мамардашвили: «Форма и содержание мышления», «Как я понимаю философию» и др.

Итак, философия имеет весьма богатую и драматическую историю. Какие же выводы можно сделать из краткого анализа исторических типов философии?

1. Философские проблемы имеют вечный характер.

2. Философские идеи не имеют абсолютной независимости от исторической эпохи, места и политических обстоятельств.

3. Философия - открытая тема взаимодействия и взаимообогащения различных наук. Поэтому историко-философский процесс на определённом этапе превращается во всемирно - исторический.

4. Вся история философии не обнаруживает ни одной школы, которую можно было бы признать направлением, дающим истину в последней инстанции.

Западная философия

В некоторых источниках философию XX века называют неклассической. Под этим термином принято понимать совокупность течений, школ, несомненно, перенявших некоторые элементы классики и отличающихся от классических воззрений. Основные отличия можно видеть в предмете творческих исследований, а так же в методологических и мировоззренческих парадигмах. Философия прошлого столетия полна противоречий и драматизма, это сложное духовное образование. Она предстает в различных направлениях. Это, прежде всего, позитивизм, который на первых порах своего развития ограничивал сферу знания, сводя его к познанию отдельных фактов. Сама методологическая основа философии была поставлена этим учением под сомнение. Для позитивистского подхода характерна тенденция удаления в решении частных логико-методологических проблем. Среди представителей позитивизма наиболее яркими фигурами выступают Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Карл Поппер.

Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Освальд Шпенглер, - представляют философию жизни. Не материя, не дух, а жизнь становится предметом их философского исследования. Высшей ценностью объявляется не разум, не вера, а воля к жизни (к власти, к творческому поиску). Представители этой школы не отождествляют жизнь ни с духом, ни с материей и, тем самым, сделали попытку по своему преодолеть крайности материализма и идеализма.

Экзистенциализм, по сути своей, в отличие от философских направлений попытавшихся познать сущности, нацелен на философское познание индивидуального человеческого существования. Николай Бердяев, Лев Шестов, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю, - наиболее яркие представители экзистенциализма в философии.

Попытались реконструировать философию и превратить ее в инструмент для решения конкретных задач, стоящих перед людьми, представители прагматизма, - Чарльз Пирс, Джем Джемс, Джон Дьюи. Главным критерием истины по их мнению выступает полезность (греч.прагма - польза, дело).

Представители феноменологии (Эдуард Груссерль) выступали против расчленения субъекта и объекта познания. Все внимание уделяется в этой школе раскрытию смысла предмета, заложенного в нашем сознании в его изначальных формах, в силу чего предмет является именно таким, а не иным («феномен» - греч. - являющийся, явление).

В XX веке приобрела популярность и герменевтика - учение о философском толковании текстов, их понимания. Именно в текстах, по мнению ее представителей содержится языковая интерпретация нашего миропонимания («герменево» - греч. - разъяснение, истолкование). Среди представителей герменевтики можно назвать таких философов как ХансГадамер, Поль Рикер, Томас Кун.

Жан Маритен, Юзер Бохеньский, Густав Веттер, - являются представителями современного неотомизма. Неотомизм - возрождает теологическую философию Фомы Аквинского, преломляя ее сквозь призму современных исторических условий.

Во второй половине XX века в развитии основных философских течений следует выделить два периода: а) философские школы 60-70 -х гг. и б) философские школы 70-90-х годов. Здесь следует выделить, прежде всего, структурализм. На его формирование и развитие оказала влияние научно-техническая революция 60-х годов прошлого века. Происходит интеграция народов, претерпевает изменение массовое сознание. Именно в этот период потребовалась новая методологическая ориентация как для естественных, так и для гуманитарных наук. Структурализм в основе своей имеет системно-структурный метод, предполагающий рассмотрение целого как системы при исследовании взаимодействия целого и части. Данная философская концепция имеет своим объектом процессы деятельности, опосредуемые общением их участников с помощью знаковых систем: языка, ритуалов, обычаев, мифов, традиций. Исследование различных форм общественного сознания как определенных форм социальных структур лежит в основе структурализма[4]. Так Клод Леви-Строс изучал взаимоотношения в племенах южно-американских индейцев через влияние на людей символических форм (обычаи, мифы, обряды, язык и т.п.). Мишель Поль Фуко исследовал социальную обусловленность познания в зависимости от социальных явлений, преимущественно духовного характера. Большое внимание уделял исследованию речевой практики, а также отношениям интимного характера.

Основоположники структурализма и их последователи выдвинули целый ряд интересных проблем, в том числе: возникновение религии, языка и культуры и их воздействие на социальные явления, взаимосвязи психического и социального, структуры личности и ее самосознания. С достаточной уверенностью можно говорить о том, что сегодня структурализм как философское направление представляет современную модификацию позитивизма. Концепции философского структурализма популярны сегодня среди широких слоев научной и творческой интеллигенции.

Франкфуртская школа возникла в 30-х годах XX века и получила свое дальнейшее развитие в 60-70-х годах. Среди его основателей называют Макса Хоркхаймера - руководителя института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, Теодора Адорно, Герберта Маркузе, Эриха Фромма. Они являются первым поколением франкфуртской философской школы. Второе поколение заявляет о себе в 60-е годы. Представители второго поколения Юрген Хабермас, Альбрехт Вельмер, Клаус Оффэ. Первое поколение в литературе часто называют неомарксистским, поскольку эти философы, пытаясь найти ответы на вопросы, связанные с общественным кризисом 20—30-х годов обратились к Карлу Марксу, применив его учение к условиям современного общества.

Основными концепциями франкфуртской школы принято считать концепцию «негативной диалектики», «критическую теорию общества» и концепцию «одномерного человека». Концепция «негативной диалектики» является ведущей методологической концепцией. Именно через нее четко прослеживается отношение философов франкфуртской школы к учению Гегеля, Кьеркегера, Ницше, Хайдеггера, Маркса. «Негативная диалектика» - работа Т.Адорно, в которой он знакомил студентов с категориями подлинно диалектическими и с косными антидиалектическими категориями. К антидиалектическим категориям Т.Адорно относил такие категории, как тождество и позитивность. Его не устраивает гегелевское понимание тождества бытия и мышления как «примирение противоположностей». По мнению Т.Адорно между бытием и мышлением имеется различие, а «не тождественность». Т.Адорно критически оценивает Марксово определение бытия, связанное с «отрицанием отрицания». Только нетождество, по мнению Т.Адорно, помогает понять негативность целого, его конкретность. По его мнению «негативность врывается в гущу времени и переживает в нем. Революция и гибель суть синонимы». Путь реформ и просвещения - есть путь тотального снятия всех противоречий[5].

Адорно на основе негативной диалектики уделяет внимание вопросу спасения человечества и человеческой цивилизации от экологической катастрофы. Справедливости ради следует отметить, что представители франкфуртской школы поставили своей задачей исследовать все виды отчуждения и самоотчуждения. Если Маркс выводит отчуждение труда из свойств общественных отношений, то Адорно считает, что отчуждение вытекает от самоотчуждения, а последнее, по его утверждению, извечно. Представители франкфуртской школы высказали немало интересных и ценных идей об отчуждении человека. По их мнению отчуждение рождается в индустриальном обществе, где человек подавлен технической рациональностью и машиной.

Э.Фромм предстает как поборник бесконфликтного социализма, психически здорового общества, гуманистического социализма. Он выступает как исследователь психологических факторов отчуждения: чувств одиночества, обособленности и потери человеческого «Я». По мнению Э.Фромма отчуждение есть и отдаленность от ближнего, и противостояние работе, и недосягаемость необходимых вещей, и насилие (давление) со стороны хозяина - собственника, государства и неспособность личности отличить себя от своей жизнедеятельности. В данном случае под отчуждением понимается такое положение, при котором человек чувствует себя во всех отношениях чужим, одиноким и заброшенным. Источник отчуждения философы франкфуртской школы видели, в отличие от Маркса, не в социально-экономических условиях общества, а в самом человеке.

Представители франкфуртской школы, по мнению проф. В.Н. Лавриненко, справедливо отмечали в СССР такие формы отчуждения, как экономическое, политическое и собственно личностное[6]. Несмотря на многие противоречивые моменты в учении философов франкфуртской школы, следует отметить заслугу Маркузе, Адорно, Фромма и других в исследовании проблемы отчуждения, проявляющегося вотношении индивида с миром. В отношениях, где он выступает в качестве отверженного(от собственности, власти, от других явлений), ценностные установки, которые представляются ему, кажутся

 

противоположными и даже враждебными по отношению к собственным интересам.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.