Схема 3.2 Основной вопрос философии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Схема 3.2 Основной вопрос философии

2017-09-28 335
Схема 3.2 Основной вопрос философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При рассмотрении вопроса о первичности духа или материи следует уточнить, что противопоставление материалистов и идеалистов, метафизиков и диалектиков по рецептам классиков марксизма – ленинизма, что считалось единственно верным подходом в годы господства марксистско–ленинской идеологии, при более глубоком анализе оказывается весьма неточным.

Дело в том, что диалектика по сути своей есть метод, а метафизика это определенная система (эпистемеологическая), то есть по большому счету следует противопоставлять не материалистов и идеалистов, а скорее всего, номиналистов и реалистов. Впрочем, однозначного ответа на вопросы, что есть основа всего сущего, что лежит в основе мироздания, что первично, а что вторично до сих пор не найдено. И в обозримом будущем этот ответ вряд ли предвидится.

С этой сентенцией, высказанной профессором С.Э. Крапивенским авторы настоящего учебника выражают свою солидарность. Следует Тае же отметить, что данная Ф.Энгельсом классификация движения сегодня тоже требует корректировки. Современная философия выделяет следующие формы движения:

- пространственное перемещение;

- движение определяемое взаимодействием заряженных частиц;

- гравитационная форма движения;

- ядерное взаимодействие;

- химическое движение;

- геологическое движение;

- биологическое движение;

- социальная форма движения.

История человечества представляет собой сложный, противоречивый, процесс. Человек развивает мир, преобразовывает природу и общество, разрушает и обновляет их. В этой ситуации человек пытается найти ответ на вопрос, что есть окружающий мир, что, лежит в его основе, в чем сущность самого человека. Вопросы эти сегодня стоят перед человечеством не менее остро, чем во времена античной философии.

Осознание человеком своего отношения к миру, осознание себя в этом мире нашли свое выражение в мировоззрении. Другими словами мировоззрение - это ядро, стержень сознания и самосознания личности, оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем.

Первым целостным представлением о мире можно считать мифологию или мифологическое мировоззрение. Альтернативным развитием мировоззрения считаются религиозное восприятие мира, научное и бытовое мировоззрение.

Возникшая потребность осмысления человеком своего бытия, взаимосвязи человека с миром нашла свое отражение в возникновении философии. Философия от греческого "фило" - любовь и "софия" - мудрость = любовь к мудрости. В древней Греции слово философ применялось по отношению к людям, которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат жить в согласии с природой и общественной жизнью. В современном понимании мудрость - обобщенный человеческий опыт, его применение к оценке настоящего и будущего, поступков и действий. Под мудростью всегда подразумевалась способность правильно понимать соотношение между мыслями, словами, делами человека и теми требованиями, которые диктуются объективными закономерностями развития природы, общества и мышления. Тем не менее, этим отнюдь не исчерпывается содержание и специфика философии. Философия - одна из форм общественного сознания, в ней идет речь о способности человека постичь сущность мироздания, постичь собственное "Я", подняться до осознания смысла своего бытия. Таким образом, можно определить философию как форму целостного, рационального, обоснованного представления человека о мире и о себе, об их взаимосвязи.

На протяжении тысячелетий человечество пытается дать ответ на вопросы: Что движет миром? Познаваем ли мир? Что первично сознание или материя?

Итак, специфическим объектом философского осмысления действительности является отношение "человек - мир". Для определения предмета философии следует ответить на вопрос, под каким углом зрения отражается объект в сознании. Поскольку объектом является соотношение "человек - мир", приоритетным кругом вопросов философских исследований следует считать - природу и сущность мира и человека, основания их бытия, каковы связи между человеком и миром.

Что представляет собой мир? Что лежит в его основе? Однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным. В решении этого вопроса сформировались два основных направления, два подхода, две философские школы - идеализм и материализм. Материалистический подход предполагает, что в процессе познавательной и практической деятельности у человека исторически складывалось понимание того, что мир (объективная реальность) существует независимо от сознания и воли людей. Мир не создан никем, в основе его лежит материальное начало, а человек суть продукт и частица этого мира.

Идеалистический подход связан тем, что в основе миропонимания лежит тот факт, что всякому практическому действию предшествует идеальный (в психике и сознании) образ конечного результата (цели).

Что касается человека, то он первоначально рассматривался материализмом лишь как живое существо, не раскрывалась его социально-историческая сущность. Материализм претерпел изменения в ходе своего развития. Можно выделить его такие этапы, как - наивный, метафизический и диалектический материализм.

Идеализм исходит из первичности духа, сознания, а материя имрассматривается как вторичное явление. Существует два вида идеализма: объективный и субъективный идеализм. Объективный идеализм (Платон, Гегель) утверждает, «то над миром властвует духовное начало, мировой разум (логос, дух, идея). Он дан как изначальная сущность, а затем путем перевоплощения в материальные предметы, обуславливает их реальное существование. Этот мировой разум - суть гипертрофированное человеческое сознание, превращенное в самостоятельную, объективную всеобъемлющую силу, способную творить окружающий мир.

Разновидностью объективного идеализма можно считать и религию.

Субъективный идеализм рассматривает реальный мир лишь как система ощущений человека, абсолютизируя индивидуальное сознание, эмоции и т.д.

 

 



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.