В приведенных записях диалектной речи укажите языковые особенности, не свойственные литературному языку (диалектизмы). — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

В приведенных записях диалектной речи укажите языковые особенности, не свойственные литературному языку (диалектизмы).

2017-09-28 467
В приведенных записях диалектной речи укажите языковые особенности, не свойственные литературному языку (диалектизмы). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» предназначены для студентов СПО, а также для преподавателей при организации самостоятельной работы студентов.

Выполнение самостоятельной работы позволит студентам овладеть навыками правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. При этом виде деятельности определяются механизмы саморазвития личности студента, включение его в активную самостоятельную познавательную деятельность

В современном российском образовании система получения знаний основана на организационной роли преподавателя и большой доли самостоятельности студентов.

Под самостоятельной работой следует понимать деятельность студентов как в процессе обучения, так и во внеаудиторное время. Задания выполняются студентами без непосредственного участия преподавателя, но под его руководством.

В учебных планах самостоятельная работа стала обязательной частью максимальной учебной нагрузки и соответствует 16 часам.

Цель данных методических рекомендаций – обеспечить эффективность самостоятельной работы студентов в получении навыков грамотной устной и письменной речи.

Задачи методических рекомендаций:

- активизация самостоятельной работы студентов;

- содействие развитию творческого отношения к искусству грамотной речи;

- расширение общегуманитарного кругозора будущих специалистов;

- выработка навыков пользования словарями и справочниками по русскому языку;

- расширение и обогащение активного словаря, необходимого для повседневного общения;

- обеспечение содействия, управления и контроля в осуществлении самостоятельной работы.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» могут быть:

- работа с текстом;

-работа со словарями;

- выполнение упражнений;

- работа со справочной литературой

- подготовка сообщений, докладов;

- создание мультимедийных презентаций.

Перечень самостоятельных работ соответствует тематическому плану по дисциплине «Русский язык».

Выполняя задания по самостоятельной работе, студент должен знать особенности употребления в речи основных единиц языка, изобразительно-выразительные возможности русского языка, орфоэпические, лексические, синтаксические, грамматические нормы языка, функционально-стилистическую дифференциацию литературного языка.

Студентам необходимо внимательно изучить предложенную литературу. Затем в соответствии с указанным порядком работы выполнить задание. Заключительным этапом работы является либо ответ на контрольные вопросы, либо: проверка тетрадей, тестирование, опрос, заслушивание сообщений, просмотр мультимедийных презентаций.

ИСТОЧНИКИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Основная литература:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.

2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.

3.Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.

 

4.Греков В.Ф.,Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.; 1986

 

Словари

1.Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

2.Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

3.Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

4.Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

5.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

6.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

7.Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

8.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

9.Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

10.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

11.Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Интернет-ресурсы

1.Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений

http://www.philolog.ru/dahl/

2.Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

http://www.gramota.ru

3.Культура письменной речи

http://www.gramma.ru

4.Крылатые слова и выражения

http://slova.ndo.ru

5.Мир слова русского

http://www.rusword.org

6.Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система

http://www.ruscorpora.ru

7.Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

http://yamal.org/ook/

8.Основные правила грамматики русского языка

http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

9.Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН

http://rusgram.narod.ru

10.Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник

http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/

11.Справочная служба русского языка

http://spravka.gramota.ru

12.Тесты по русскому языку

http://likbez.spb.ru

13.Центр развития русского языка

http://www.ruscenter.ru

14.Филологический портал Philology.ru

http://www.philology.ru

15. edu/ruslang5.htm

Самостоятельная работа №1

Тема:. Язык и речь

Форма работы:

1. Работа с учебной литературой по теме: «Виды речевой деятельности»;

2.Выполнение упражнений.

Количество часов на выполнение: 2

Рекомендуемые источники:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.

2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.

Указание по выполнению работы:. 1. Подобрать и записать в тетрадь афоризмы о языке или высказывания русских писателей на вопросы языка и культуры речи.

2. Подготовить сообщение по данной теме(см.приложение №2)

3.Выполнить упражнения по теме урока

3адания:

Возникли.

А. Парень один из Крылатского. У него квартира — отпад. А родители живут на даче. Мы там часто тусуемся.

Б. Есть карманники — «верхушечники», работающие по верхам с минимальным риском, тянущие то, что плохо лежит. Таким очень помогают модные «чужие» сумки и еще распахивающиеся сумки — «самосвалы» с магнитными застежками, оттопыривающиеся карманы и... наша традиционная русская беспечность. Другие «спецы» работают с «мойкой» —лезвием отечественного производства.

В. Главной особенностью стало то, что с отечественными разведчиками экстра-класса, т.е. «рэксами», мерялись силами представители элитных спецподразделений армии Словакии и США.

Г. Белыми люблю «сицилианку», а черными предпочитаю защиту Грюнфиль-да, хотя она не пользуется репутацией надежной защиты.

Д. Два года в армии делятся на четыре части. И в каждой для солдата своя кличка. Те, кто служит первые полгода, — «духи», кто вторые — «черпаки». Они могут командовать «духами». Тот, у кого служба перевалила на второй год, — «фазаны». Ну а тем, у кого до ухода в запас 5—6 месяцев — «дедам» или «дембелям», — дозволено все — от мордобоя до сексуального насилия.

Е. К выборам «яблочники» собираются подойти с «отработанной экономической и серьезной политической идеологией».

Ж. Навскидку: только за последний месяц телевидение «цитировало» без ссылки на «Российскую газету» премьера России, министра финансов, министра труда, не говоря уже о том, что авторы эксклюзивной информации газеты сталкиваются с телевизионной отзвучкой своих материалов без ссылки на источники.

3. Отвоевав три месяца, «дикие гуси» с калужской земли убедились, что контракт и обещания - ложь.

И. Если богатым и предприимчивым людям захочется вдруг «раскрутить» звезду, сообщаем необходимые сведения.

(Из газет)

Самостоятельная работа №2

Тема: Стили речи и их особенности

Форма работы:1. Создание презентации «Стили речи»;

2.Работа со справочной литературой «Стилистика русского языка»;

3.Выполнить упражнения по теме.

Количество часов на выполнение: 2

Рекомендуемые источники: 1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.

2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.

3.Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. Стилистика и культура речи русского языка. – М.: Академия, 2012. – 256 с.

4.http://rusgram.narod.ru

Указание по выполнению работы: 1.Создать презентацию(см. приложение №1)

2.Законспектировать источник в тетради для СРС(см.приложение №5)

3.Выполнить упражнения по данной теме (см приложение№7)

Задание: определите стили текстов

ТЕКСТ 1

1.Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место… 2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге; племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. 3. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца… 4. Но в книге не одно прошлое: она составляет документ, по которому мы вводим во владения настоящего, во владения всей суммы истин и усилий, найденных страданиями и облитых иногда кровавым потом; она программа будущего. 5. Итак, будем уважать книгу! (А.Герцен)

ТЕКСТ 2

1. Доводим до вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа. 2. Скорость ветра достигла 30–35 метров в секунду. 3. Причинен значительный материальный ущерб собственности деревень Ивановка, Шепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. 4. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

ТЕКСТ 3

1.Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь. 2. Повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, – это важнейший эмоциональный источник любви к Родине. 3. В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

4. Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни пчелиной арфы, ни ласковой материнской песни, если бы не направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло, если бы не пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев…

5. Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту.

(В.Сухомлинский)

ТЕКСТ 4

1.На белом фоне березняка, весь освещённый солнцем, стоял лесной гигант. 2.Как он был хорош! 3.Длинная горбоносая морда была высоко поднята. 4.Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. 5. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю.Яковлев.)

ТЕКСТ 5

 

1. Понятие – это форма мышления, отражение в сознании общих и существенных признаков, явлений действительности. 2. Эти признаки и помогают отличить одно явление от другого. 3. Характерным признаком предмета или явления может быть его форма, цвет, функция, размер. 4. Например, клубника названа по форме ягод, лисичка (гриб) – по цвету, мыло – по функции, мизинец – по размеру, озимь – по времени посева.

ТЕКСТ 6

(1) «Земля – колыбель человечества», – говорил К.Э. Циолковский. (2) Земля – родина человечества. (3) А что для человека может быть дороже Родины! (4) Ведь Родина – это не только место, где ты родился, не только точка на географической карте. (5) Холмы и овраги, луга и озера, реки и степи, стога и скирды хлеба – все это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное понятие – Родина, и чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как личность. (Г.Титов)

ТЕКСТ 7

1.Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! 2. И с такой силищей, что весь наш дом задрожал. 3. А потом разверзлись хляби небесные. 4. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову.

 

 

Самостоятельная работа №3

Тема:Текст

Форма работы: 1.Составление текстов по темам (по выбору)

Рекомендуемые источники:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.

2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.

3.http://www.philology.ru

4.http://rusgram.narod.ru

Указание по выполнению работы: 1.Сотавить тексты по темам (по выбору):

-спорт

-студент

-мода

-погода

-природа Башкортостана

-Мое здоровье или Я- за ЗОЖ

-активный образ жизни

-наука

- нефть, электричество и газ в жизни человека (см.приложение№9)

 

Самостоятельная работа №4

Тема: Лексика

Форма работы: 1.Работа со словарями;

Количество часов на выполнение: 2

Рекомендуемые источники:

1.Баранов, М. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие/М.Т. Баранов. – М.: Просвещение, 1993. – 287с.

2.Введенская, Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/Л.А. Введенская. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 544с.

3.Николаева, В.В. Эстетика языка и речи/ В.В. Николаева– Л.: Наука, 1979. – 216с.

4.Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – 413с.

5. files/vystavki/rus-yazyk.htm

6.http://slova.ndo.ru

7.http://rusgram.narod.ru

 

Словари

1.Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

2.Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

3.Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

4.Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

5.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

6.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

7.Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

8.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

9.Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

10.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

11.Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.и др.

Указание по выполнению работы: 1.Работа со словарями (по указанию преподавателя –по вариантам. Всем создать словарик (20 слов) по темам: «Студенческая жизнь» или «Я выбираю ЗОЖ»:

1в:Орфографический словарь

2в: Орфоэпический словарь

3 в: Фразеологический словарь

4в: Этимологический словарь (см.приложение №10).

Самостоятельная работа №5

Тема: Фразеологизмы

Форма работы: 1.Создание презентации

2.Создание иллюстраций к фразеологизмам

Количество часов на выполнение: 2.

Рекомендуемые источники:

1.Баранов, М. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие/М.Т. Баранов. – М.: Просвещение, 1993. – 287с.

2.Введенская, Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/Л.А. Введенская. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 544с.

3.Николаева, В.В. Эстетика языка и речи/ В.В. Николаева– Л.: Наука, 1979. – 216с.

4.Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – 413с.

5. http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

6.http://slova.ndo.ru

7.http://rusgram.narod.ru

Указание по выполнению работы: 1. Создать презентацию(см.приложение №1)

2.Создать рисунки к фразеологизмам (по выбору студента, не менее 5)

Самостоятельная работа №6

Тема: Правописание гласных в приставках

Форма работы: 1. Выполнение тренировочных упражнений по теме урока

Количество часов на выполнение: 2.

Рекомендуемые источники:

1.Баранов, М. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие/М.Т. Баранов. – М.: Просвещение, 1993. – 287с.

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.

3. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.

4. edu/ruslang5.htm

5.http://www.philology.ru

6.http://rusgram.narod.ru

7.http://yamal.org/ook/

Указание по выполнению работы: 1Выполнить упражнения по теме урока

Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; обозначьте приставки.

П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание, тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, з...конспектировать статью,...держать обещание, от...слать корреспонденцию, под...брать иллюстрации, с...ехаться от...всюду, новый с...трудник, мой пр...дедушка.

Упражнение 2. Обозначьте приставки у прилагательных и подчеркнуть сходные предлоги у существительных; объяснить правописание.

1) В приоткрытой шкатулке я заметил письмо. Мы спим при открытой форточке. 2) На этот раз обошлись без толкового словаря. Я не встречал такого бестолкового человека. 3) Без посадочного талона в вагон не пустили. Совершен беспосадочный перелет. 4) Здесь не чувствуется придорожной пыли. Он состоит рабочим при дорожной мастерской. 5) Декорации меняли при поднятом занавесе. Находился в приподнятом настроении.

Упражнение 3. Составить предложения со словами.

Бессодержательного - без содержательного, без сильного - бессильного, без защитных - беззащитных, без полезного - бесполезного, без характерной - бесхарактерной.

 

Упражнение 4. Существительные с предлогами заменить прилагательными с приставками.

Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.

 

Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставку с-.

...борник песен,...жатое изложение, старинное...дание,...дать в аренду,...жечь обломки,...густить краски,...беречь энергию,...гладить противоречия,...гинуть навсегда,...дешний климат,...дравые мысли, провозгласить...дравицу, путевка в...дравницу,...дельная оплата.

 

Упражнение 6. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Приставку выделите.

Без- или бес- (срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ответственный, ценный);

раз- или рас- (формировать, тратить, звонить, жечь, спрашивать, считать, таять, чертить);

воз- или вос- (кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить);

из- или ис- (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).

 

Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы в приставках и распределите слова по трем группам: 1) с приставками, не меняющимися на письме; 2) с приставками, оканчивающимися на , ; 3) с приставкой с-.

По...твержденные факты, бе...следно и...чезнуть,...держать слово, точный ра...чет, странное пр...исшествие, министерство пр...свещения, явное пре...почтение, короткое пер...мирие, д...веренное лицо, по...ставить под удар, п...слать заявку,...становить машину, чере...чур ра...горячиться,...делать заявление, бе...причинно обидеться,...бережения населения, провести ра...следование, и...дательская деятельность, и...бирательная кампания, ра...считать доходы, чре...вычайное происшествие, ра...следовать причины аварии,...жатое изложение,...густить краски,...шитое платье.

Упражнение 8. Составьте словосочетания или предложения с данными словами.

Роспись, роспуск, розыгрыш, розыск, розлив (спец.), разлив, расписка, расписание, распускать, разыграть, разыскать, разлить.

 

Упражнение 9. Вставьте пропущенные буквы.

Без...дейность, вз...мать дез...нформация, небез...звестный, пост...мпрессионистский, вз...скать, пред...дущий, сверх...зысканный, спорт...гра, с...здавна, с...змала, фин...нспектор, без...нициативный, об...гранный, дез...нфекция, спорт...нвентарь.

Упражнение 10. К данным глаголам добавьте приставку, оканчивающуюся на согласный. Запишите словосочетания с этими глаголами.

Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.

 

Упражнение 11. К данным прилагательным добавьте приставку, оканчивающуюся на согласный, которая изменила бы значение слова на противоположное. Запишите словосочетания с полученными словами.

Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция, итоговый отчет.

 

Самостоятельная работа №7

Тема: Морфемика и словообразование

Форма работы: 1Выполнение разбора слова по составу (МА) и словообразовательный разбор (СА)

Количество часов на выполнение: 2

Рекомендуемые источники:

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.

2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008. 3. http://www.philology.ru

4.http://rusgram.narod.ru

Указание по выполнению работы: 1.Разбор слова по составу и словообразовательный разбор (См.приложение №6)

 

Самостоятельная работа №8

Тема: Существительное как часть речи

Форма работы:1. Выполнение упражнений

Количество часов на выполнение: 1.

Рекомендуемые источники:

1. http://www.philology.ru

2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.

3.Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.

 

4.Греков В.Ф.,Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.; 1986

 

5.http://www.gramota.ru

Указание по выполнению работы:

Упражнение 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.

Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.

Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.

Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает б?льшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.

(По материалам энциклопедии «Русский язык»)

 

1. Выпишите из текста имена собственные.

2. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.

3. Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.

4. Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.

5. Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.

6. Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.

7. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.

8. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

 

Упражнение 2.

Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме. Заполните таблицы примерами из текста.

Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________. Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________ дрожали у него от старость _____________: несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает.

Не понравилось это сын_____ и невестка______________: перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________. Задрожали рука__________ у старик _________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец________ из старой деревянной миска__________.

У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то из щепочка__________________.

Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда ______________ полотенце _______________.

Коробочка ________________, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить.

Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.

 

Морфологические категории имен существительных

Склонение имен существительных

I склонение II склонение III склонение
     
     
     
     
     
     

 

Категория одушевленности-неодушевленности имен существительных

 

Одушевленные Неодушевленные
   
   
   
   

 

Категория рода имен существительных

 

Мужской род Женский род Средний род
     
     
     
     

 

Тест по теме "Имя существительное"

Самостоятельная работа №9

Тема: Знаки препинания в сложных предложениях

Форма работы: 1. Выполнение тренировочных упражнений

Количество часов на выполнение: 2.

Рекомендуемые источники:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.

2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008. 3. http://www.gramota.ru

4.http://www.gramma.ru

 

Указание по выполнению работы: 1Выполнить упражнения

Упражнение 1.

Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Проведите его синтаксический анализ, составьте схему этого предложения.

Левитан стремился писать так чтобы был ощутим воздух обнимающий своей прозрачностью каждую травинку каждый лист или стог сена.
(К. Паустовский)


Упражнение 2.

Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных. Составьте схемы 3-го и 4-го предложений.

1) Дар слова... Испокон веков его главное назначение в том что (бы) объединять людей. (Ю. Ороховацкий) 2) Надо верить в возможность счастья что (бы) быть счастливым. (Л. Толстой) 3) О человеке надо судить не (по) тому что он говорит а (по) тому что он делает. 4) Невежество (по) тому сильно что в нём нет сомнения, оно ничего (н..) знает но считает что знает всё. (Н. Евдокимов)


Упражнение 3.

Запишите крылатые выражения, расставляя недостающие знаки препинания. Вспомните, кому из героев комедии А. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат эти слова. Объясните расстановку знаков препинания. Укажите односоставные предложения, которые входят в состав сложных.

1) Пойду искать по свету где оскорблённому есть чувству уголок. 2) Уж коли зло пресечь забрать все книги бы да сжечь. 3) Свежо предание а верится с трудом. 4) Ах! Если любит кто кого зачем ума искать и ездить так далёко. 5) Чины людьми даются а люди могут обманут(?)ся. 6) Дома новы а предрассудки стары.

 


Упражнение 4.

Запишите слова выдающегося учёного и общественного деятеля А. Д. Сахарова, включив их в предложение с прямой речью. Объясните знаки препинания.

Научно-технический прогресс не социальный принесёт счастья, если не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в социальной, нравственной и культурной жизни человечества. Внутреннюю духовную жизнь людей, внутренние импульсы их активности трудней всего прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и гибель, и спасение цивилизации.


Упражнение 5.

Составьте схемы сложноподчинённых предложений, определите вид придаточного в каждом из них.Выполните синтаксический разбор первого предложения текста.

Из (огне)дыш_щего пекла летнего волжского (пол)дня идёт на нас вереница опалё(н, нн)ых зноем изм_ждё(н, нн)ых оборва(н, нн)ых людей которые тянут против течения т_жело гружё(н, нн)ую баржу по раск_лё(н, нн)ому песку. Когда промышле(н, нн)ику или купцу треб-валось переве_ти груз он часто отказвался от использования буксира а нан_мал деш_вую тягловую силу. Как только человек впр_гался в лямки и нач_нал т_нуть гружё(н, нн)ое судно он стновился бурлаком

Рабоч_м артели. Беконечно дли(н, нн)а (Волга)матушка. Беконечен и тяж_л путь этих людей которые вызывали у других смеша(н, нн)ое чу_ство жал_сти и страха.

Когда Репин бли_ко позн_комился с бурлаками они пок_за-лись ему (не)измуче(н, нн)ыми жалкими и бе(с, сс)лове(с, сс)ными а сильными смелыми и умными людьми. Художник почувствовал что (не)жалость к бурлакам толкает его н_писать картину а любовь и ув_жение к ним. Репин понял какая м_гучая внутре(н, нн)яя пока ещё (не)осозна(н, нн)ая ими сила живёт в этих людях и рвё(тся, ться) (на)ружу. Каже(тся, ться) нет такой пр_грады что могла(бы) встать на пути и сдержать её.


Упражнение 6.

Выделите главное и придаточное предложения. Обратите внимание на знаки препинания.

1) Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л. Толстой). 2) Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть (Достоевский). 3) Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 4) Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (Горький). 5) Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов). 6) Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (Горький).


Упражнение 7.

Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания.

1) Известно__в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. 2) В высшей степени важно__дети приучались еще с юных лет работать. 3) Чувство гуманности оскорбляется__люди не уважают в других человеческого достоинства... 4) Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__она так загрустила. 5) И лица их были такие измученные__эти люди несли на себе непомерную тяжесть.


Упражнение 8.

К каждому сложноподчиненному предложению добавьте еще одно придаточное предложение того же вида, присоединив его союзом и. Запишите составленные предложения и объясните в них знаки препинания.

1) Я знаю, что могу выучить правила орфографии. 2) Учитель счастлив, если его ученики делают успехи. 3) Русский язык надо изучать, чтобы читать в подлиннике русскую классическую литературу.


Упражнение 9.

Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие запятой на стыке двух подчинительных союзов и на стыке сочинительного и подчинительного союзов.

1) В доме к моему немалому удивлению было тихо и если бы не яркий огонь в окошке то можно было бы подумать что там уже все спят (Абрамов). 2) Когда-то Бунин сказал мне что если бы он был очень богат то не стал бы жить на одном месте заводить хозяйство квартиру библиотеку гардероб а путешествовал бы по всему земному шару (Катаев). 3) Пока доехал домой посидел дома прошло два часа так что когда я вышел уже было светло (Л. Толстой). 4) Полная луна плыла по ясному безоблачному небу и по мере того как свет месяца становился ярче наши тени делались короче и чернее (Арсеньев). 5) Есть на нашей реке такие глубокие и укромные места что когда проберешься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды почувствуешь себя в обособленном отгороженном от остального земного пространства мире (Солоухин).


Упражнение 10.

Спишите предложения, расставив недостающие знаки препинания. Объясните постановку запятой между частями сложноподчиненного предложения.

1) Воронежская пресса не устает писать о том что содержимое нашего водохранилища напоминает склад лаборатории по изготовлению химического и бактериологического оружия. 2) Аудиторская проверка установила что в компании отсутствует контроль за ведением бухгалтерского учета. 3) В рамках агропромышленной недели планируется провести две международные конференции на которых будут обсуждены проблемы внедрения прогрессивных технологий. 4) Из того что речь должна быть написана в законченной форме не следует что она должна быть произнесена наизусть. 5) Несколько лет назад астрофизики сообщили что впервые увидели через мощнейший телескоп «черную дыру» в которую предположительно ведет Млечный Путь. 6) Следует отметить что Россия была одной из первых стран Европы которые в 1865 году создали общество защиты животных.


Упражнение 11.

Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните грамматические основы, выделите предикативные части, укажите вид придаточного. Произведите полный синтаксический анализ одного предложения (по выбору).

1) Изредка поздней осенью выдаются такие дни когда теплый туман лежит до самого вечера. 2) Каюткин говорил с Улей так бережно будто огонек держал в ладонях. 3) Как только прекращалась пурга охотники выходили в море. 4) Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора что страстно влюблена в улана была одна ее сестра. 5) Счастлив тот кому зарею теплый ветер веет. 6) Настроение у всех было грустное несмотря на то что все наперебой состязались в остроумии. 7) Было б у Емели богатство когда б на печи не лежал.

 

Самостоятельная работа №10

Тема: Прямая и косвенная речь

Форма работы: 1.Работа со справочной литературой: «Прямая речь», «Косвенная речь», «Замена прямой речи косвенной»

Количество часов на выполнение: 1

Рекомендуемые источники:

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.

2. Власенков А.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.203 с.