Путешествие на Большой Нургуш — КиберПедия

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Путешествие на Большой Нургуш

2017-09-28 524
Путешествие на Большой Нургуш 0.00 из 5.00 0 оценок

Светлана Теличко 31.03.2017

В минувшую субботу, а точнее 25.03.17, я и мой муж фотограф–любитель Константин Теличко путешествовали на хребет Нургуш. Выехали мы из Челябинска рано утром с туристической группой на микроавтобусе и поехали по трассе М5 в сторону Уфы, кто –то из пассажиров дремал, кто-то смотрел кино. На самой высокой точке трассы – на перевале Уреньга, возле кафе – автоланча, мы сделали остановку, чтобы перекусить. Вообще место это знаковое, дальнобойщики заезжают и отдыхают, поэтому рядом парковка, автозаправка, кафе хорошее и, судя по отзывам и нашим наблюдениям – самый лучший туалет на всей трассе М5. По пути следования мы проезжали Чебаркуль, Златоуст и поворот на Сатку, затем свернули на посёлок Сибирка и двигались по прямой 5км. Конечной остановкой нашего автобуса была туристическая база или кордон «У трёх вершин», которая расположена в Саткинском районе, в п.Сибирка на территории национального парка «Зюраткуль». Расстояние от Челябинска 210 км., от Екатеринбурга – 410 км., от Миасса – 120 км., от Сатки – 29 км. Комплекс имеет говорящее название, так как находится у подножья сразу трёх горных хребтов: Нургуш, Уван и Москаль, которые считаются самыми высокими вершинами в национальном парке Зюраткуль. Здесь можно отдохнуть от городского шума и суеты и насладиться красотой природы в гостевых домах с печками, в них правда нет ни водопровода, ни электричества. Зато набрать живительной родниковой воды можно из «кипящего ключа», который находится всего в паре километров от базы. Рядом с кордоном расположен Дом Лося «Сохатка», где можно познакомиться с рогатым красавцем лосем, с его спутницей и подрастающими лосятами. Также недалеко находится Ледяной фонтан, который бьёт прямо из артезианского источника.

По прибытию на кордон наш гид, оплатив наше пребывание в парке, накормил нас перед долгим пешим переходом (13 км. в одну сторону) гречкой с мясом, и сытые и довольные мы отправились в путь. Надо отметить, что по правилам парка, ходить на Нургуш разрешено только с гидом. Наша тропа по плотности напоминала скорее асфальт, чем снег, поэтому идти по ней было легко и приятно. В начале пути по – весеннему ярко припекало солнце, щебетали птицы, панорама горных хребтов вокруг просто завораживала. Но по мере продвижения к перевалу через хребет Нургуш (1024 м.), начал усиливаться ветер и небо затянуло снежными облаками. Вскоре пошёл снег. От перевала утоптанная лесная тропа превратилась в плотный снежный наст, под которым залегают крупные камни – курумники. Местами снег подтаял на солнце и появились глубокие провалы между камнями. Мы даже несколько раз проваливались по пояс в некоторых местах. Подъём на вершину (1406 м.) постепенный и с каждым шагом продвигаешься наверх, виды становятся всё лучше, а панорама всё обширней – и на самой вершине одна из лучших панорам озера Зюраткуль в обрамлении из горных хребтов.

Хочу добавить немного энциклопедических данных:

· Хребет Нургуш расположен на территории Саткинского района Челябинской области. Это мощная горная цепь длиной 50 км, которая тянется от южного берега озера Зюраткуль и горы Лукаш до устья реки Березяк и правого берега реки Юрюзани. Наиболее значительная вершина 1406 м находится на северной части хребта – это самая высокая точка Челябинской области.

· Нургуш условно делится на три части: Большой, Средний и Малый Нургуш. Сложен кварцитами; склоны покрыты берёзовым лесом. Чётко выражена гольцовая (субальпийская) зона, на вершинах встречаются небольшие участки горной тундры. Как и другие хребты Южного Урала (Зюраткуль, Уреньга, Зигальга), Нургуш образовался около 300 млн лет назад. Название переводится с башкирского языка как «лучистая, сияющая птица», возможно аборигены называли так Нургуш за сверкающие на солнце белые кварцитовые гребни, а возможно, потому что часто жители видят ночью летающие огни неизвестной природы в районе этого хребта.

Так, двигаясь постепенно, шаг за шагом, мы добрались, наконец до вершины хребта. Вершина Большого Нургуша представляет из себя огромное горно – тундровое плато, площадью примерно 9 кв.км., то есть при желании, на нём можно даже поиграть в футбол. На плато оказался очень сильный ветер, который значительно затруднял ходьбу. Без балаклавы можно было запросто обморозить лицо. Снег уже закончился, но в воздухе кружилась снежная позёмка. Нам предстояло дойти до самой верхней точки, представляющей из себя рукотворную горку камней с табличкой и надписью Нургуш, рукотворной, потому что никаких естественных каменных останцев на плато нет. Медленно, преодолевая сопротивление ветра, мы всё же добрались до верхушки и там даже сфотографировались с флагом группы, еле поймав его концы, бьющиеся на ветру. Виды на верху открывались невероятные во все стороны, но долго любоваться ими при таком ветре не представлялось возможным, поэтому изучив ближайшие окрестности, мы выдвинулись в обратный путь.

Когда мы были на верхушке, наше внимание привлекла одна трагическая достопримечательность – мемориальная плита в память о мальчике, потерявшемся много лет назад на Нургуше. Об этой истории известно немного. В 2001 году при восхождении на вершину пропал 10-летний мальчик Ростислав. Он поднимался вместе с группой со стороны Зюраткуля, где у них был туристический лагерь, но посередине пути устал и попросился назад в лагерь. Больше его никто не видел. Мальчика искали целый год много поисковых групп, искали очень тщательно, все прочесали, но увы он пропал бесследно. Весь Саткинский район и глухие места вокруг Зюраткуля имеют славу несколько мистическую. Достаточно почитать об этом книгу Виктора Черенцова "Аномальная Сатка". Ее легко найти в интернете. В.Черенцов собрал сведения о летающих тарелках и множество свидетельств о встречах со снежным человеком за полвека. А может быть мальчик попал в какой-то временной портал?

Со слов родителей, куда они только не обращались. К ясновидящим и т.п. Никто мальчика мертвым не считает. Если бы он погиб, собаки наверняка взяли бы след и нашли место. Одним словом загадка.

На обратном пути мы отстали от группы, потому что Костя хотел пофотографировать предзакатные пейзажи. Периодически нас то догоняла, то обгоняла группа весёлых молодых людей. Они смеялись, шутили, слушали музыку, подпевали, потом видимо устали и мы сильно оторвались от них вперёд, оставшись одни на лесной тропе. И через некоторое время вдали мы увидели странный мираж: тропа раздваивалась, а посередине находился большой квадратный тёмно – коричневый объект. Мне показалось почему –то, что это сидящий Снежный человек, а Косте, что это колодец или сруб. Затем тропинка ушла немного в сторону и деревья закрыли обзор. Когда мы снова вышли на прямую – никакого объекта уже не было. Мы с Костей конечно поудивлялись немного, пожалели, что не сфотографировали это явление и отправились дальше, как ни в чём не бывало, видимо часто с нами в последнее время всякие странные вещи в походах случаются, привыкли уже. Нескольким молодым людям, наконец, удалось нас догнать. Пробормотав «ох, и нелёгким оказался этот поход» они вырвались вперёд. А мы, дойдя до Кипящего ключа, набрали родоновой водицы, загрузились в автобус и поехали домой…

Как мы ходили на Откликной

Рассказ, спасённый от полного удаления группой из г.Бавлы

Светлана Теличко 27.08.2017

Вчера состоялся наш грандиозный поход на Откликной гребень с группой «Мой выходной». По задумке нашего организатора Александра Брошева, наша группа должна была разделиться: одни по желанию идут на Двуглавую Сопку с ним, а другие на Откликной гребень со вторым гидом - Сергеем Манковым. На Белом Ключе оказалось, что большинство туристов, в том числе с детьми, хотят пойти на Откликной.
Сергей начал мягко отговаривать людей идти с ним, мол идти придётся быстро, чтобы вернуться к автобусу засветло, но не тут то было, народ стоял на своём. Времени было в обрез, так как выехали мы из Челябинска поздненько, Александр дал всем выспаться, аж в 8:30. По дороге нас задержали гаишники своей проверкой документов, и не в угоне ли наш автобус, простояли примерно час. Всё это время гаишник, весело помахивая палочкой, останавливал машину за машиной, фуру за фурой, образовалась целая очередь. Всю еду я решила взять с собой, зная что поход будет долгим. Темп ходьбы нам Сергей с самого начала задал высокий. Ещё такой нюанс: вчера на Таганае был забег всех желающих на Откликной, поэтому всю дорогу нам на встречу бежали спортсмены, иногда еле успевали от них уворачиваться. Мой сын Ванюшка поначалу сильно отставал от группы, и я боялась, что он заблудится и уйдёт с другими людьми, кроме нас там было полно народу. Дорога мне показалась очень сложной, по сравнению с тем, как мы ходили в марте по снежному насту. Всюду из земли торчали камни, корни деревьев, поэтому быстро идти, поскольку я не спортсменка, я не могла. В общем, я психанула, выкинула помидоры в курумники, они сразу же превратились в томатную пасту, идти мне стало полегче. Когда мы подошли к Откликному, началась гроза, мы встали под самую маленькую ёлку и благополучно переждали её. Но камни на скале намокли, и стало опасно подниматься на гору. Тем не менее все решили идти. В начале подъёма мы встретили нашего знакомого Николая, он спускался с горы. С неподдельной тревогой в голосе, видя, что мы с ребёнком, стал нас отговаривать от подъёма, мол «гора подождёт, не стоит рисковать, камни очень скользкие» и несколько раз повторил: «Не ходите туда!». Но мы решили всё же рискнуть и начать подъём. Вскоре оказалось, что камни сильно нагрелись, когда было солнце, поэтому быстро просохли после дождя и идти было комфортно. По пути, я выяснила, что некоторые из участников, в том числе в возрасте, идут в поход впервые в жизни, держались они молодцом! Поднявшись на гребень Откликного, мы увидели, что на нас опять идут грозовые тучи, зрелище, конечно, завораживающее, но надо было возвращаться обратно. Только мы успели спуститься с горы, как опять полил дождь. Хорошо, что мы взяли с собой дождевики, некоторые не стали брать, потому что было солнечно, и промокли до нитки. Плохо, что мы не взяли с собой фонарики, надо всегда брать с собой в горы фонарь, мало ли что может случиться, с собой были только сотовые телефоны. Обратно мы шли по тропе с курумниками, быстро смеркалось, но курумники, как будто светились в темноте. Вдруг выяснилось, что наша туристка с ребёнком ушли по нижней тропе без курумников, и наш гид Сергей побежал их искать, так как сами они могли сбиться с пути, тропа многократно разветвляется. Дальше наша группа продолжила идти самостоятельно, выбрали ведущего и замыкающего. Тропу сильно размыло и растоптали бегуны, земля превратилась в кашу из грязи. Почти в полной темноте мы добрались до Белого ключа, набрали воды, включили сотовые и продолжили свой путь. И с этого момента началась вся романтика: яркие звёзды, мерцающие над головой, палаточные городки, как разноцветные светлячки разместились на полянках по бокам от тропы. Костры с дымком, вокруг них стайками кружилась совсем ещё молодёжь, почти школьники, слышались звуки отдалённых фейерверков. Темнота сплотила нас друг с другом, мы шли группой, освещая дорогу, вскоре мой сотовый стал разряжаться. Но тут нас догнал одинокий путник в ночи и стал освещать нам дорогу своим фонарём на голове. Вскоре с нами поравнялись ребята из Ижевска, оказалось, что они тоже задержались в пути, потому что их водитель плохо знал дорогу, поэтому засветло вернуться им тоже не получилось. Позвонил Сергей, сказал, что женщина с ребёнком нашлись, все вздохнули с облегчением. Но радость была недолгой. Перейдя через реку Большая Тесьма и пересчитавшись, мы поняли, что реку перешли не все. Одна из наших туристок повернула к реке раньше метров на 60 и не то что не могла найти мост, она даже реку не смогла найти. Только её налобный фонарь и зычный голос обозначал её местоположение. Константин вернулся на мост и изображал маяк сотовым телефоном до спасения отставшей туристки. Падая и спотыкаясь на камнях, все в грязи, мы, наконец, вернулись к своему автобусу, было уже почти 23 часа, группа, ходившая на Двуглавую, ждала нас уже 4 часа в автобусе. В автобусе, я поняла, что жутко устала и хочу есть. А так как есть было всё равно нечего, мы попили родниковой водички и отрубились до Челябинска. Доехали мы быстро, в 01:00 были уже дома. В общем поход удался, спасибо организаторам, в этом тоже есть своя прелесть, когда что-то идёт не по плану. Вот тут и начинаются настоящие приключения.

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...