Дублянский В. Н. , илюхин В. В. Путешествие под землей — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Дублянский В. Н. , илюхин В. В. Путешествие под землей

2017-09-28 396
Дублянский В. Н. , илюхин В. В. Путешествие под землей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дублянский В.Н., Илюхин В.В. ПУТЕШЕСТВИЕ ПОД ЗЕМЛЕЙ

Москва, 1968г. 1-е издание.

Что такое спелеология

 

Среди осадочных горных пород, слагающих земную кору, широко распространены и часто выходят на поверхность известняки, доломиты, гипсы, каменная соль. Эти разные по происхождению, внешнему виду и составу породы объединяет хорошая растворимость атмосферными, поверхностными водами.

Разрушение горной породы обычно начинается вдоль ослабленных, трещиноватых зон. На ее поверхности образуются узкие, глубокие ложбинки, разделенные заостренными карстовыми гребнями. Расширенные, зияющие трещины, собирая струйки воды с примыкающей небольшой территории - микроводосбсра, постепенно превращаются в поглощающие поноры, зачаточные карстовые формы, из которых в дальнейшем могут развиться эрозионные шахты или пещеры. Длительное растворение породы под влиянием талых снеговых и дождевых вод создает замкнутые блюдцевидные либо конусовидные воронки. Их скопления образуют своеобразный ландшафт, напоминающий лунную поверхность.

На тех элементах рельефа, где условия снегонакопления наиболее благоприятны, возникают разнообразные коррозионные колодцы. Иногда это узкие щели, иногда - идеально правильные цилиндры. Полости такого же происхождения, но глубиной более 20 м принято называть коррозионными шахтами. Шахты могут образовываться также при провале сводов пещер. Тогда входную вертикальную часть такой сложной полости называют провальной шахтой, а горизонтальную - вскрытой пещерой. Но значительно чаще входы в пещеры встречаются на склонах горных массивов и речных долин.

Южные славяне испокон веков называли каменистые безводные поверхности словом «крс» или «крас». Так называется и один из самых диких известняковых массивов в Юлийских Альпах в Югославии. Видоизмененное в термин «карст», это географическое название стало нарицательным, обозначающим любую территорию с перечисленными формами карстового рельефа. Процесс растворения и размыва горной породы, который приводит к формированию характерных карстовых ландшафтов на поверхности и различных пустот - полостей под землей, получил название карстового процесса.

Изучением особенностей развития карста в различных геологических и климатических условиях занимаются карстологи - представители особой отрасли геолого-географических наук - карстоведения. Наиболее древняя ветвь карстоведения - спелеология - наука о пещерах (spelunca - грот, пещера), пещероведение, естественная история подземной среды.

Спелеология - комплексная наука, привлекающая для детального анализа специфических сторон процесса закарстования методики исследований, заимствованные из самых различных научных дисциплин.

Процессы поверхностного и глубинного закарстования оказывают существенное влияние на хозяйственную деятельность человека. И очень часто, в особенности при сооружении гидроэлектростанций, шахт, железных дорог, это влияние отрицательное, усложняющее строительство, требующее дорогостоящих противокарстовых мероприятий. Изучение глубинных карстовых полостей дает ценные данные о строении и инженерных свойствах земной коры. Поэтому ведущая роль в исследовании глубинного карста принадлежит геологам и географам.

Главным создателем пещер и шахт является вода. Просачиваясь по мельчайшим трещинам горного массива, она расширяет трещины до каналов. По ним сначала текут ручьи, затем мчатся целые подземные реки, прогрызающие в недрах земли многокилометровые лабиринты галерей. Вода не только создает карстовые полости, но и украшает их. Растворяя известняк, она насыщается карбонатом кальция. Повиснув на своде пещеры, капля воды дает начало каменной сосульке - сталактиту. Срываясь с его конца и расплескиваясь на полу пещеры, та же капля порождает сталагмит. Миллиарды капель, помноженные на миллионы лет, - и перед глазами в пещерах предстает фантастический пейзаж - громадные колонны, ажурные драпировки, различные натечные «флаги». Встречаются под землей и капельники странной, причудливой формы - эксцентрические сталактиты, или геликтиты.

Мы видим, что карстовый процесс двулик: вода растворяет горную породу в одном месте, переносит ее в другое и там из того же строительного материала творит натечные шедевры. Но каковы пути воды под землей? Проникновение в эти тайны - задача гидролога и гидрогеолога. Однако они не смогут объяснить, как и почему возникли и растут метровые мечи сталактитов и тонкая паутина геликтитов, какие закономерности управляют формированием в древних карстовых пустотах промышленных месторождений бокситов и железа, золота и урана. На помощь им приходят кристаллографы и минералоги, геологи-поисковики и горные инженеры.

Проникая под землю, мы попадаем в безжизненный мир. Но это только первое, и притом ошибочное, впечатление. Более 800 видов летучих мышей, самых крупных представителей животного мира пещер, выполняют ночью ту же полезную работу, которую птицы производят днем. Кроме летучих мышей под землей обитают различные насекомые, ракообразные, пауки, многоножки, бабочки, жуки. В пещерах СССР сейчас известно свыше 180 троглобионтных, т. е. обитающих только под землей, видов животных. Многие из них, по меткому замечанию основоположника румынской спелеологии Э. Раковицэ, являются «живыми окаменелостями» - реликтами давно отшумевшей жизни. Изменившиеся природные условия заставили их несколько миллионов лет назад уйти с поверхности в пещеры - убежища, где они сохранили до наших дней не только внешность, но и «привычки» своих далеких предков. Биоспелеология - перспективная отрасль биологической науки, много дающая для более точного воссоздания эволюции жизни на земле.

В рыхлом заполнителе пещер часто находят остатки костей различных животных. Их изучение дает палеонтологу уникальный материал для восстановления ландшафтных и палеоклиматических условий различных карстовых районов страны, где некогда жили пещерный медведь и сайгак, мускусный овцебык и пещерный лев, мамонт и альпийская галка. Анализ костей животных специальными методами дает представление о возрасте карстовых полостей, в которых они были обнаружены.

С пещерами была тесно связана и жизнь первобытного человека. Они укрывали его от стихийных сил природы, защищали от диких зверей. В подземных гротах начала зарождаться и культура человека. Раскопки вскрывают не только подземные хранилища, кострища, но и подземные храмы, древнейшие в мире фрески, скульптуры, барельефы. Чтобы разобраться в чудесах подземного мира, надо быть археологом, искусствоведом.

Но поставим точку. Только перечисление представителей всех научных дисциплин, прямо или косвенно принимающих участие в спелеологических исследованиях, займет не одну страницу.

Комплексная экспедиция создана. Согласованы сроки работ, подобрано научное снаряжение, позади организационные хлопоты. Мы стоим у входа в шахту. Карстовый процесс, начавшийся на поверхности с первой каплей дождя, неизбежно уходит в глубь горного массива. Очевидно, и ученые должны последовать за этой каплей. Обычно эту операцию проделывал лишь их пытливый ум, а сами исследователи оставались у входа в таинственные пропасти. Так рождались гипотезы. Но, чтобы гипотеза превратилась в теорию, нужны факты для ее обоснования. Спелеолог уходит под землю в доступные ему полости вслед за каплей как раз затем, чтобы собрать зримые факты для всех вышеупомянутых наук.

Мы написали: «уходит», «доступные» - и задумались. Можно ли назвать доступной 20-сантиметровую щель, шахту с отвесными стенками глубиной в несколько сот метров или 80-метровый сифон - полость, полностью затопленную водой? Геологу, географу, геофизику, биологу, археологу это не под силу. Представителю «чистой» кабинетной науки придется остаться на поверхности. Дальше пойдет спортсмен. Причем только разносторонний спортсмен: он должен быть отличным скалолазом и хорошим пловцом, знать основы горноспасательной службы и уметь нырять с аквалангом, работать на скользких стенках в гидрокостюме, обладать гибкостью акробата и выносливостью марафонца. Горный туризм плюс альпинизм плюс подводное плавание в холодной воде и абсолютной темноте - вот далеко не полный комплекс спортивных навыков, используемых в пещерах.

На трудном подземном маршруте пути ученого и спортсмена всегда совпадают. Образцы пород и планы пещер, фотографии и кости ископаемых животных, замеры температуры воздуха и пробы подземных вод - все это представляет для специалистов материал большой научной ценности. Спортсмен под землей должен замечать все: следы прежних уровней воды и пещерного жука, прекрасные сталактиты и малейшие признаки поселения древнего человека. Он должен уметь записывать показания приборов в самой непривычной обстановке: под «бодрящим» четырехградусным душем и в узкой горловине глинистого лаза, раскачиваясь на шаткой лестнице и преодолевая вплавь или на лодке подземные озера.

Часто говорят: спелеология - удел профессионалов. Ведь не может один человек, к тому же пришедший под землю в основном со спортивными целями, узнать даже основы всех этих мудреных научных дисциплин! Конечно, не может. Просто надо любить природу, относиться с уважением к тайнам подземного мира, приносить в спелеологию свежую творческую мысль своей профессии, тренированные мышцы и волю к победе, воспитанные своим любимым видом спорта. И то, что не под силу одному, становится реальным для целого коллектива.

Э. Раковицэ писал: «Современные сведения об обширных подземных пустотах, о беспредельной сложности и разнообразии топографии пещер - хотя они и собраны в трудах ученых - в большой степени являются делом туристов Сколько обширных пустынь, сколько горных вершин и глубоких пропастей на земном шаре остались бы неиспользованными до настоящего времени, если бы влечение к неизвестному, чувство удовлетворения, испытываемые при преодолении препятствий, не создали исследователей, альпинистов и спелеологов-любителей»!

Насколько велика роль любителей в наши дни, свидетельствует состав IV Международного конгресса спелеологов в Югославии. Лишь 25% его участников были профессионалами!

Исследования замеры отбор проб. Неужели только ради сознания «полезности» своей работы для науки сотни, тысячи людей идут в пещеры? Конечно, нет!

«Что может быть замечательнее и интереснее пещер? - писал академик А. Е. Ферсман. - постепенно привыкаешь к свету дрожащей свечи; ходы ветвятся и тянутся, то неожиданно расширяясь в целые залы, то круто спускаясь вниз, то обрываясь пропастями, то превращаясь в узкие щели. Веревки, крючья, веревочные лестницы не всегда дают возможность достичь неведомых глубин и изучить до конца подземный лабиринт Как сильны и разнообразны впечатления: к причудливой форме пещеры примешиваются и шелест летучих мышей, и тихий мерный шум падающих капель, и глухие раскаты убегающих из-под ног камней: долго-долго в неведомые глубины катятся обломки, и где-то далеко-далеко слышится всплеск воды Там озеро? Река? А вы вслушиваетесь в эти шумы подземных глубин и стараетесь их разгадать! Но что особенно замечательно в пещерах - это их нарядное, иногда пышное убранство, то из белоснежных узоров, то из высоких, стройных, как молодой лес, колонн, то из длинных свешивающихся сверху сосулек, гирлянд, занавесей».

Не менее красивы ледяные образования - будь то двухметровые тонкие колонны Каповой пещеры или нежная, толщиной в каплю воды, ледяная бахрома в шахтах на плато Арабика. На первый взгляд, ледяной сталагмит - просто ледяной столб; но вглядитесь пристальнее - перед вами снизу вверх проходят то прозрачные, как хрусталь, то матовые, мелкокристаллические, то крупные шестиугольные кристаллы льда. Многократное отражение вспышки магния в их чистых гранях создает ошеломляющий фейерверк бликов.

Путешествие в глубь пещеры - это одновременно путешествие в глубь веков, к истокам нашей культуры и искусства. Древний охотник очень тонко чувствовал окружающую его природу и выразил свое отношение к ней в прекрасных фресках, гравюрах, скульптурах. Нехитрым инструментом - каменным скребком - он вырезал ревущего льва с такой жизненной правдой, что через 15000 лет живо представляешь ужас охотника перед царем природы. Первой кистью художника была его рука, первой краской - смесь охры или угля с жиром убитых животных. Но даже такими «подручными» средствами созданы целые галереи контурных, полихромных шедевров мирового искусства.

А музыка пещер? Осторожно проведите деревянной ручкой молотка или карандашом по ребрам натечных колонн - и нежная мелодия поплывет куда-то вверх, постепенно затихая под сводами. Природными «органами» из трубчатых сталактитов восхищаются тысячи любителей музыки в пещерах Постойненской (Югославия) и Мамонтовой (США).

Именно это многообразие спортивных трудностей, научных поисков, ярких впечатлений и привлекает человека под землю, составляя суть спелеологии - сложной науки и увлекательного вида туризма.

Таблица 1

Учебно-спортивная работа

 

Своеобразные условия карстовых шахт и пещер предъявляют повышенные требования к физической, технической и психологической подготовке спелеолога. Отлично владея техническими приемами работы под землей, он должен быть лишен не только боязни высоты, водобоязни, но и боязни темноты, одиночества, замкнутого пространства. Это сближает требования, предъявляемые к спелеологу, с критериями психической устойчивости, выдвигаемыми космической медициной.

Безопасность пребывания под землей (имеются в виду полости, не оборудованные для массового посещения экскурсантами) может быть обеспечена прежде всего накоплением определенной суммы знаний и навыков, полученных круглогодичной тренировкой. Так как нужный спелеологический опыт сразу приобрести невозможно, Центральным советом по туризму принята ступенчатая система подготовки спелеолога от новичка до спортсмена, имеющего право самостоятельных исследований под землей.

Начальная ступень обучения спелеологов - предлагерная подготовка, которая проводится в школах, организуемых секциями спелеотуризма советов по туризму без отрыва слушателей от их основной деятельности. К предлагерной подготовке допускаются члены ДСО, достигшие 18 лет, имеющие направление коллектива физкультуры, справку спортивного врача о допуске к занятиям и прошедшие собеседование в приемной комиссии. Слушатели в процессе обучения получают первоначальные сведения о карстовых явлениях, об образовании пещер, об использовании пещер в народном хозяйстве, знакомятся с принципами описания подземных полостей, снаряжением и техникой спелеотуриста.

Слушатели школ, выполнившие зачетные нормативы и успешно сдавшие экзамены, получают удостоверение и в дальнейшем допускаются к прохождению спелеолагеря 1-го года обучения, по структуре близкого к альпинистскому лагерю. Во время практических занятий и учебно-тренировочных выходов в пещеры I-II категорий сложности, проводимых под руководством инструкторов, закрепляются полученные ранее знания, отрабатываются технические навыки и приобретается опыт изучения карстовых полостей.

Разнообразие пещер, специфичность условий проникновения в них таковы, что слушатели физически не могут за один год не только усвоить, но даже просто ознакомиться с различными типами подземных полостей, техникой и тактикой работы в них. Поэтому практикуется двухгодичная подготовка. Спелеолог, прошедший курс предлагерной и лагерной подготовки 1-го и 2-го годов обучения, получает знания и навыки, необходимые для самостоятельного исследования пещер разного типа - до II, Б категории включительно. По окончании всего курса спелеологу выдается спелеокнижка. Дальнейшее его совершенствование осуществляется путем усложнения совершаемых спусков в пещеры и шахты III, А - III, Б категорий сложности.

В этом разделе рассмотрены узловые вопросы подготовки спелеолога: методика проведения тренировок, снаряжение, применяемое при исследовании карстовых полостей, техника и тактика работы под землей.

 

О тренировке спелеотуриста

 

Тренировка спелеотуриста должна иметь определенную направленность, поскольку изменения, происходящие в организме человека при работе в пещерах, вызываются как нервными и мышечными усилиями, так и воздействием внешней среды. Наибольшее влияние оказывают темнота, постоянная низкая температура и высокая относительная влажность.

Совместное воздействие низкой температуры и высокой влажности вызывает опасное переохлаждение организма, которое может привести в дальнейшем к обморожению или нарушению кожного покрова даже при положительной температуре воздуха. Большие физические нагрузки в условиях низких температур вызывают резкое увеличение потребления кислорода и приводят к усилению теплоотдачи организма. Это может повлечь за собой перегрев организма и даже тепловой удар, особенно при работе в гидрокостюме.

Полные данные о влиянии темноты на организм не опубликованы. Однако уже первая предварительная обработка результатов эксперимента французского спелеолога М. Сиффра показала, что это один из серьезнейших факторов воздействия на психику человека. Почти совсем не разработаны также вопросы акклиматизации организма в пещерах. Последующие опыты Сиффра наряду с опытами над космонавтами в сурдокамерах показали, что этот вопрос гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Только систематические занятия физическими упражнениями в процессе спортивной тренировки вырабатывают повышенную устойчивость организма к воздействию внешней среды. Наиболее эффективны с этой точки зрения виды спорта, связанные с интенсивным и длительным влиянием физической нагрузки на организм, и прежде всего десятиборье (легкая атлетика), современное пятиборье, спортивные игры, бокс, борьба, подводное плавание. Возникшие при регулярных круглогодичных занятиях ими физиологические компенсаторные приспособительные изменения в известной мере приближаются к процессам, проходящим при рабочих нагрузках, и существенно облегчают акклиматизацию спелеолога.

Основной принцип круглогодичной регулярной тренировки, которым следует руководствоваться, - принцип постепенности. Наиболее рациональна трехпериодная схема тренировки с выделением переходного, подготовительного и основного периодов [5] [1].

Каждый из периодов характеризуется конкретными задачами, условиями занятий, интенсивностью нагрузки и методами тренировок. Для спелеолога, проводящего полевые исследования один раз в году, периоды обычно следующие: переходный - осень (2-3 месяца), подготовительный - зима-весна (6-8 месяцев), основной - лето (2-3 месяца). Если спелеолог проводит исследования пещер дважды в году, то основной период распадается на два более коротких полупериода - продолжительностью 3 недели - месяц. Удвоенный цикл тренировок можно рекомендовать только спортсменам высокой квалификации.

Планирование и периодизация тренировочного процесса производятся бюро секции, ее тренерским советом или инструкторами спелеолагеря с учетом географических и климатических условий района работ, индивидуальных особенностей спелеологов и степени их общего физического развития. Для правильного планирования нагрузки на тренировках необходимо исходить из степени и показателей тренированности спелеолога.

Под тренированностью в спортивной медицине понимают такое состояние спортсмена, для которого характерна повышенная работоспособность организма. Обычная степень тренированности спелеолога - состояние слегка повышенной работоспособности, наблюдаемое во время активного отдыха, а также после возвращения из экспедиции. Характерна для переходного периода тренировки. Повышенная степень тренированности - состояние подготовленности, когда к организму спелеолога можно предъявлять повышенные требования без ущерба для его здоровья. Достигается к концу подготовительного периода. Высшая степень тренированности - состояние наибольшей работоспособности организма спелеолога. Достигается это состояние к началу основного периода и поддерживается в течение всего периода.

Проверять подготовленность спелеолога следует либо на контрольных соревнованиях, либо путем выполнения контрольных упражнений. Сравнивая полученные показатели с нормативами (приложение 1), можно определить степень тренированности спортсмена, его физические возможности для прохождения спелеолагеря или участия в исследовании пещер разных категорий сложности, а также внести соответствующие коррективы в учебно-тренировочный процесс.

Наиболее часто встречающаяся ошибка при планировании тренировок - непрерывное увеличение нагрузок, чаще всего вызывающее переутомление или перетренированность спортсмена. Тренеру и спортсмену следует помнить, что эффективность плана тренировок определяется постоянным (пусть даже небольшим) улучшением результатов. Если результаты не растут или понижаются, необходимо пересмотреть содержание тренировок или перестроить планы так, чтобы они соответствовали физическому состоянию спортсмена [6] [2].

В процессе тренировки спелеолога должны быть решены следующие основные задачи:

1) ликвидация слабых сторон в развитии отдельных качеств и, прежде всего, качеств мышечной системы;

2) повышение общей физической подготовки;

3) специальная подготовка мышечного, связочного, костного и нервного аппаратов к совершенствованию двигательных навыков, характерных для работы в пещерах;

4) изучение техники передвижения в пещерах и техники исследования пещер;

5) овладение тактикой исследования пещер посредством изучения отдельных тактических приемов;

6) изучение теоретических основ техники, тактики и тренировки спелеолога;

7) подготовка квалифицированных спелеологов к тренерской деятельности.

Тренерский совет определяет методы тренировки, выбирает средства для развития тех или иных качеств спелеолога и составляет картотеку обязательных упражнений

 

Упражнения на развитие силы

Упражнения на расслабление

(чередуются с упражнениями на силу и выносливость)

 

1. Ноги шире плеч, медленный полуприсед с наклоном расслабленного туловища, выпрямление ног с подниманием расслабленных рук в стороны.

2. Та же стойка, расслабленные руки висят свободно; попеременно сгибая ноги, туловище поворачивают в сторону согнутой ноги, руки обвивают туловище.

3. Махи расслабленной ногой попеременно назад и вперед при опоре рукой о предмет.

4. Свободные прыжки с ноги на ногу с поочередным расслаблением всех мышц.

 

VI. Разминка

 

Разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых спелеологом с целью поднять общую работоспособность организма, разогреть его путем продолжительной, но умеренной работы, а также подготовить отдельные группы мышц, которые будут испытывать основную нагрузку. Чаще всего это упражнения на растягивание, гибкость, легкие силовые упражнения, легкий бег и т. д.

 

В зависимости от подготовленности новичка отдельные компоненты тренировки (I-V) могут соединяться в любой последовательности.

Основная форма занятий в период предлагерной подготовки - учебно-тренировочный урок, состоящий из трех частей - вводной, основной и заключительной. Назначение вводной части - организовать группу (отделение) для предстоящих занятий и провести разминку, т. е. подготовить сердечно-сосудистую систему, дыхательный и нервно-мышечный аппараты к последующей повышенной нагрузке. Основная часть урока: общее физическое развитие занимающихся (развитие силы, выносливости, ловкости), подготовка нервно-мышечного, костно-связочного аппаратов и прочих органов к длительной интенсивной работе, совершенствование волевых качеств, овладение первичными элементами техники штурма пещер, техникой страховки. Содержание и продолжительность основной части занятия определяются уровнем подготовки слушателей. Задача заключительной части - завершение работы, приведение органов дыхания и кровообращения в относительно спокойное состояние. В табл. 2 приводится примерный план тренировок спелеолога в период предлагерной подготовки на первые 9 дней занятий (2-3 занятия в неделю).

Таблица 2

Примерный план тренировок спелеолога в период предлагерной подготовки
(№ - номер упражнений, вр - время в минутах)

Время занятий Тренировка (используемые упражнения) Заключительная часть
  VI IV I II III IV V  
  -   1,4,6,11,12 1,2,6,7,9 2,3,5,7,10,11   - -
  вр 20-25       - 5-10
  -   4,5,7,8,11,12 1,2,4,7,9 1,2,5,7,9-11   - -
  вр         - 5-10
  - - 1,4-8,11,12 1,2,4-7,9 2,3,5-7,10,11   - -
  вр   -     -  
  - - 1,2,4,7,8,11,12 1-4,6,7,10,11 1-4,6,10   - -
  вр   -   30-40 -  
  -   2,5,7-9 3,5-7,11 1-3,6-8,10 - - -
  вр 25-30     - -  
  -   1-5,11,12 5-7,9-11 1,2,5,6,9,10   - -
  вр 25-30     2x10 - 5-10
  - 1,2 1-3,5-9 1-4,6-8 1,3-6,9,10   - -
  вр       2x10 -  
  - - 1,3,5,7,8,10-12 1-4,6-8 2-3,5,6,8,10   - -
  вр   -   30,10 -  
  - 2+3 2,4,7,8,11,12 1,2,5,9-11 1-5,7,8,10 - 1,2 -
  вр   15+15   -    
               

 

Спелеологу более высокой квалификации больший упор следует сделать на специальную (техническую) подготовку.

В переходный период нужно стремиться поддерживать тренировочную нагрузку на сравнительно высоком уровне (но чуть ниже, чем в предшествующем, основном, периоде). Его нужно использовать для повышения или сохранения общей выносливости и гибкости спелеолога (разнообразные спортивные игры и занятия смежными видами спорта и туризма).

В подготовительный период необходимо совершенствовать всестороннюю физическую подготовку, силу, выносливость и специальные навыки, необходимые для работы в пещерах. В этот период для развития силы рекомендуются занятия со штангой, гантелями, всевозможные упражнения на гимнастической стенке и снарядах, кроссы, лазание по лестницам, веревкам, канатам. Особое внимание уделяется развитию силы пальцев и быстроты реакции. В конце подготовительного периода основной упор делается на специальную подготовку, закрепление и совершенствование техники передвижения по лестницам, скалолазания и страховки, на освоение тактики и на приобретение психической подготовленности к работе в пещерах.

Снаряжение спелеотуриста

 

Специфика спелеотуризма определяется прежде всего своеобразными условиями, в которых приходится действовать спортсмену и исследователю. Полная темнота и стопроцентная относительная влажность воздуха предъявляют особые требования к качеству применяемого снаряжения и технике его использования. Существенный отпечаток на снаряжение спелеотуриста накладывает и широкий комплекс задач, решаемых на подходах, при поисках, разведке и исследовании пещер.

Снаряжение спелеотуриста можно подразделить на обычное туристское, специальное (пещерное) и научное. В этом разделе мы рассмотрим только пещерное снаряжение, а также те виды туристского снаряжения, которые претерпели некоторые изменения при использовании их спелеологами.

 

Групповое снаряжение

 

Палатка - любого типа, употребляемого в альпинизме или туризме. Необходима на подходах и при устройстве длительного бивуака внутри карстовых полостей.

Основная веревка - применяется для организации страховки при спусках в вертикальные шахты и подъемах из них, для подъема и спуска людей и снаряжения.

В настоящее время наша промышленность выпускает широкий ассортимент веревок из синтетического волокна. Наиболее часто употребляемые веревки выполнены из нейлона-6 (обиходное название в СССР - капрон, в ФРГ - перлон, в ГДР - дедерон, в Польше и Чехословакии - стилон), нейлона-66 (в СССР - анид, в США и Англии - нейлон), сизаля, полиэтилена (табл. 3).

Таблица 3

Таблица 4

Таблица 5

Рис. 4. Смотка лестниц

Хранить лестницы лучше всего в виде бухты, смотка их осуществляется способом «крест-накрест», причем во избежание закручивания лестницы при ее навешивании нужно следить, чтобы «кресты» были направлены в разные стороны (рис. 4). Обязательна смазка лестниц: несмазанный трос может быстро заржаветь, особенно в местах соединения троса и ступеней.

 

Карабины - употребляются альпинистские, любого типа (но с муфтами). Служат для соединения лестниц через коуши и для соединения веревок и лестниц с крюками, а также используются при страховке. При закреплении лестниц часто применяются неразъемные карабины (рис. 5, а)

 

Рис. 5. Неразъемный карабин для закрепления лестниц (а) и блок для спуска в шахты (б).

Размеры в мм: 1 - щека; 2 - отверстия для карабина; 3 - нагель; 4 - шкив; 5 - кип

 

Блок (рис. 5, б) - используется для организации страховки при спусках в вертикальные шахты и подъемах из них людей, а также при подъемах и спусках снаряжения. Применение блоков уменьшает опасность перетирания веревки и вероятность перебивания ее падающим камнем.

Назначение крючьев скальных (в том числе шлямбурных) и ледовых то же, что и в альпинизме. Часто используются в качестве основной опоры для крепления лестниц и веревок. Ледовые крючья с успехом можно применить на натечных образованиях.

Молотки - употребляются альпинистские либо геологические с темляком.

Рогатки (см. рис. 20) - выполняются из мягкой стали, латуни, дюралюминия. Служат для спуска в вертикальные шахты. В последние годы получили распространение многочисленные самоделки рогаток сварных и цельных конструкций. Без предварительной проверки на прочность (600-700 кг) такие модели использовать нельзя. При спуске на рогатках скорость не должна превышать 0,5-1 м/сек, в противном случае плавится веревка.

Лебедки - применяются при спуске в шахты с прямыми вертикальными пролетами, а также при спасательных работах. Лучшими являются лебедки, применяемые горноспасательной службой (Ф. Кропф, 1966).

Носилки - станок для транспортировки пострадавшего. Мы рекомендуем носилки, сконструированные и используемые бельгийской спасательной спелеологической службой (рис. 6). Такие каркасные разборные носилки тверды, легки и удобны. Они гарантируют неподвижность при повреждении любой части тела, дают возможность транспортировки как по горизонтальным пещерам, так и в вертикальных шахтах.

В обводненных пещерах используются также следующие виды группового снаряжения:

Лодки резиновые надувные - различных типов от одно- до шестиместных. Применяются в основном для переправы через подземные реки и озера. Обращение с лодкой в пещере требует максимальной внимательности. Для предохранения надувной части лодки от повреждения на нее иногда надевают брезентовый чехол.

Акваланги - употребляются для преодоления сифонов и полностью обводненных галерей. Однако их использование под землей без специальной подготовки в школах спелеотуристов и стажировки под руководством опытных спелеологов-инструкторов подводного спорта категорически запрещается.

Специфика условий пребывания в пещерах выдвигает особые требования к транспортировке снаряжения. В пещерах редко можно передвигаться с рюкзаком за плечами - при подъеме по лестнице, при передвижении по глыбовым навалам, при преодолении рек и озер рюкзак либо неудобен, либо не защищен от воды. Поэтому к обязательному групповому снаряжению относятся упаковочные мешки и герметические контейнеры.

Упаковочные мешки, длиной 50-80 см и диаметром 25-40 см, - изготавливаются из любой прочной водонепроницаемой ткани, желательно яркой, заметной под землей расцветки. Лучше всего иметь для каждого вида снаряжения отдельные небольшие мешки, удобные для переноски и для переправ «троллеем». Размеры транспортных мешков должны допускать их укладку в рюкзаки или обычные рогожные мешки.

 


Рис. 6. Станок для транспортировки пострадавшего (по А. Слагмолену):

1 - жесткая рама с головным и ножным кольцом под карабин; 2 - головной шлем с налобным и подбородочным ремнями; 3 - малые и большие головные ручки носилок; 4 - верхние и нижние грудные ремни и ремни для рук; 5 - брезентовое дно носилок с продольными и поперечными ременными (резиновыми) тягами; 6 - малые и большие ножные ручки носилок; 7 - верхние и нижние ножные ремни; 5 - брезентовые клапаны со вшитыми корсетными пластинками из китового уса (ремней, резиновых тяг)

 

Водонепроницаемые контейнеры - можно изготовить также из камер для автомашин, зажимая металлическими планками на винтах оба конца, из листовой резины (толщина 1-2 мм) или ткани, из которой делают оболочки для байдарки.

Для транспортировки различных видов научного снаряжения (краткое описание его будет дано ниже), пинцета и пробирок с формалином для сбора спелеофауны, а также различных мелких приборов наиболее удобна заплечная пещерная сумка (рис. 7).

 

 

Рис. 7. Заплечная сумка спелеолога (по П. Трантееву):

а - общий вид; б - вид сбоку; в - вид сзади;1 - карманы для свечей, термометра и т. п.; 2 - карман для блокнота, компаса и т. п.; 3 - брезент (материал для пошива сумки), 4 - петли для поясного ремня; 5 - карабины

Средства связи. В небольших пещерах и вертикальных шахтах для связи используется свисток, а при длительном исследовании пещеры с организацией базового лагеря и сменной работы - телефон. Наиболее надежны в трудных подземных условиях полевые телефоны.

Из остального группового снаряжения следует отметить: примус (1 на группу 2-3 человека, в зависимости от выполняемых задач), ремонтный набор (включающий в себя все необходимое для заклейки гидрокостюмов и лодок, ремонта освещения и тросовых лестниц), медицинскую аптечку, различного рода самохваты при движении вверх по веревке.

 

Индивидуальное снаряжение

 

Обувь. При работе в пещерах применяются отриконенные горные ботинки и ботинки типа «Вибрам». На мягких породах предпочтение следует отдавать первым. Недавно болгарские спелеотуристы предложили ботинки для пещер, утепленные войлоком (рис. 8). В обводненных полостях с неглубокими водоемами можно использовать высокие резиновые и охотничьи сапоги. В хорошо вентилируемых сухих пещерах удобно работать в обычных баскетбольных кедах.


Рис. 8. Утепленные ботинки (по П. Трантееву):

1 - вибрам; 2 - утепляющий материал (войлок, байка и т. п.); 3 - брезент; 4 - кожа

 

Одежда. Высокая вл<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.