По курсу: «Социальная педагогика» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

По курсу: «Социальная педагогика»

2017-09-28 218
По курсу: «Социальная педагогика» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реферат

По курсу: «Социальная педагогика»

На тему:«Семья как социальный институт. Технология работы социального педагога с семьёй»

 

Подготовила: студентка 1 курса

социальная работа, заочное отделение

Подгальная Оксана Владимировна

 

Минск 2009

 

Содержание.

 

1.Введение. -------------------------------------------------------------------------------------------3

 

2.Семья как социальный институт.--------------------------------------------------------------3

 

3.Основные функции семьи -----------------------------------------------------------------------5

 

4.Социальный статус семьи и её типология ---------------------------------------------------6

 

5.Деятельность социального педагога по работе с семьёй----------------------------------8

 

6.Формы социально-педагогической помощи семье----------------------------------------10

7.Центры социальной помощи семье.----------------------------------------------------------13

 

8.Заключение----------------------------------------------------------------------------------------14

 

Список литературы

 

 

Введение

В семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Современная ситуация в мире (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи. Проблемы семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов. Это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение частоты добрачных половых связей, увеличение частоты ранних, сверхранних, а также внебрачных рождений. Это и беспрецедентный рост числа отказов от детей, нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи, падение нравственных устоев семейного воспитания. Нет недостатка в перечислении семейных проблем и в интерпретациях их причин и следствий.

Во все времена семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично.(6,стр272)

В современном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний становится одной из важных забот общества. «Беспокойства и опасения заставляют молодых родителей бросаться за помощью к различным «экспертам», чтобы получить информацию и совет(2,стр575). Помощь родителям в воспитании детей необходима со стороны профессиональных психологов, социальных педагогов и других специалистов. Исследования показывают, что в консультациях специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

 

Основные функции семьи

 

Учёные выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех из них, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребёнка.

· Репродуктивная функция (от лат. productjo – самовоспроизведение,

размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Репродуктивная функция зависит, прежде всего, от стабильности семьи. Вместе с тем, можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родных; увеличение доли семей с одним родителем в результате роста числа разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения.

· Экономическая и хозяйственно-бытовая функция.

Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремёслами. В век научно-технической революции многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием частично переложены на сферу бытовых услуг. Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству… Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

· Функция первичной социализации обусловлена тем, что семья

является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребёнка. В семье переплетается естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребёнка. А.В. Мудрик выделяет шесть функций семьи в процессе социализации(3,стр198).

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным.

Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выявили специалисты, решающее значение в этом имеет отец, т.к. именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (поощряет активность у сына и женственность у дочери). Так как мать, обычно, одинаково относится к детям обоего пола. Отсутствие в семье отца или его формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Американский исследователь Баум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

В-четвертых, семья играет важную роль в овладении человеком социальными нормами.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень его самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

Таким образом, первичная социализация служит соединительным звеном между "малым миром" ребенка и большим, окружающим его, миром взрослых.

· Воспитательная функция.

Родители были и остаются первыми воспитателями ребёнка. Воспитание – сложный социально-педагогический процесс. И. С. Кон считает, что «воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства»(4,стр 346). Кроме этого, на формирование личности ребёнка оказывает влияние вся атмосфера и микроклимат семьи. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей. Важнейшее средство влияния на воспитание ребёнка – личный пример родителей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Воспитание в условиях семьи может быть деформированным, когда:

- родители больны,

- ведут аморальный образ жизни,

- не обладают педагогической культурой.

Семья воздействует на развитие личности детей благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между её членами.

· Рекреационная и психотерапевтическая функция.

Смысл её заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищённым, быть принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

 

Заключение

 

Итак, в современных условиях семья становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и др. От разрешения проблем семьи во многом зависит будущее страны.

Семья имеет свои специфические особенности и требует учёта всех её характеристик:

- проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого;

- семья – система гомеостатическая, т.е. сложившийся в ней устойчивый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливаться после каких-либо нарушений;

- семья – система закрытая, не каждый социальный педагог может туда войти; - семья автономна в своей жизнедеятельности.

Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать её на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для её успешного разрешения.

Социально-педагогическая деятельность с семьёй будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости); социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворённости браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов); педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.

 

Список литературы

 

 

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Политиздат, 1982. – 223 с.

2. Добсон Д.Ч. Родителям и молодожёнам. Центр общечеловеческих ценностей. М.:1993, 575 с.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005. – 198 с.

4. Семья: Книга для чтения. Кн. 1 /Сост. И.С.Андреева, А.В.Гулыга. – М.: Политиздат, 1991, 346 с.

5. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. М.: 2000, 416 с.

6. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитиной. – М.: Владос, 2002, 272 с.

 

 

Реферат

По курсу: «Социальная педагогика»


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.