Основных понятий и ключевых слов по курсу — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основных понятий и ключевых слов по курсу

2017-09-28 141
Основных понятий и ключевых слов по курсу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СЛОВАРЬ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Тема 1. Философия, ее роль и место в культуре.

План:

1. Почему, зачем человек философствует?

2. Философские вопросы, о чем они?

3. Из чего и как рождается философия?

4. Кто же такой философ?

5. Как, в чем объективируется философское знание?

6. Какому обществу нужна и какому не нужна философия?

7. В чем предмет философии?

Задания 2-5 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004».

Тема 2. Онтологизм античной философии.

План:

1. Предпосылки греческой философии.

2. Понятие и цель греческой философии.

3. Милетская школа.

4. Философия Гераклита.

5. Элейская школа.

6. Пифагорейский союз.

7. Древнегреческая атомистика.

8. Софисты и учение Сократа.

9. Философия Платона: учение об идеях, учение о душе и познании.

10. Философия Аристотеля: учение о материи и форме, учение о четырех причинах сущего, учение о душе, классификация наук, логика.

11. Философия Эпикура, стоицизм, скептицизм, кинизм.

Задания 6-11 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004».

Доклады:

1. Древнегреческие мудрецы.

2. Учение о государстве Платона и Аристотеля.

3. Учение Эпикура о счастливой жизни.

4. Философия неоплатонизма.

Тема 3. Теоцентризм средневековой философии.

План:

1. Общая характеристика средневековой философии.

2. Патристика. Учение А.Августина.

3. Схоластика. Учение Ф.Аквинского.

4. Номинализм и реализм: спор о природе общих понятий.

Задание 12 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004».

Доклады:

1. Средневековая картина мира.

2. Соотношение веры и разума в средневековой философии.

Тема 4. Философия эпохи Возрождения.

План:

1. Общая характеристика философии Возрождения.

2. Гуманизм эпохи Возрождения.

3. Научная и философская картина мира в трудах Н. Коперника, Д.Бруно, Г.Галилея.

Задание 13 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004».

Доклады:

1. Скептицизм М.Монтеня.

2. Философия Н.Кузанского.

Тема 5. Гносеологическая направленность философии Нового времени.

План:

1. Общая характеристика философии Нового времени.

2. Эмпиризм. Философия Ф.Бэкона.

3. Рационализм. Философия Р.Декарта.

4. Французское Просвещение и материализм 18 в.

5. Общая характеристика немецкой классической философии.

6. Критическая философия И.Канта.

7. Идеализм Г.В.Ф.Гегеля.

8. Диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.

Задание 15 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004».

Доклады:

1. Теория «естественного права» и «общественного договора» в философии Т.Гоббса.

2. Сенсуализм Д.Локка.

3. Субъективный идеализм Д.Беркли.

4. Агностицизм Д.Юма.

5. Философские идеи Ж.-Ж. Руссо.

6. Материализм П.Гольбаха.

7. Наукоучение И.Г.Фихте.

8. Ф.Шеллинг: от «философии тождества» к «философии откровения».

9. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Тема 6. Общая характеристика русской философии 19- нач.20 в.

План:

1. Общая характеристика русской философии 19- нач.20 в.

2. Философия всеединства В.С. Соловьева.

3. Философская антропология Н.А.Бердяева.

Задание 16 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004».

Доклады:

1. Истоки русской философии.

2. Религиозный антиинтеллектуализм Л.Шестова, С.Булгакова, С.Франка.

3. Интуитивизм Н.Лосского.

Тема 8. Онтология – учение о бытии.

Задания 17-20 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004».

Тема 9. Гносеология – учение о познании.

Задания 21, 22 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004».

Тема 10. Социальная философия.

План:

1. Общество как саморазвивающаяся система.

2. Гражданское общество и государство.

3. Социум и индивид.

4. Движущие силы истории.

5. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

6. Человек, общество, культура.

Тема 11. Философское учение о человеке.

Задания 23-26 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004».

ТЕМЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Работа № 1.

В главе 20 Второй книги Моисеевой (Библия. Исход.) прозвучали 10 заповедей, которым должен следовать каждый человек. Прочтите их. Проанализируйте, почему Вы выполняете эти заповеди? Нарушаете ли Вы их? Объясните почему.

Работа № 2.

Работа № 3.

Ф.Бэкон.

«Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того чтобы изучать их, дадим им имена. Назовем первый вид идолами рода, второй — идолами пещеры, третий — идолами площади и четвертый — идолами театра. <...>

Идолы рода находят основание в самой природе человека... Ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия, как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивает к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде.

Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные, или по другим причинам... Вот почему Гераклит правильно сказал, что люди ищут знаний в малых мирах, а не в большом, или общем, мире.

Существуют еще идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей, этих идолов мы называем, имея в виду порождающее их общение и сотоварищество людей, идолами площади. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Определения и разъяснения, которыми привыкли вооружаться и охранять себя ученые люди, никоим образом не помогают делу. Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям.

Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра, ибо мы считаем, что, сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры... При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности. <...>

Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает... Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум.

Но в наибольшей степени запутанность и заблуждения человеческого ума происходят от косности, несоответствия и обмана чувств, ибо то, что возбуждает чувства, предпочитается тому, что сразу чувств не возбуждает, хотя бы это последнее и было лучше.

Человеческий ум по природе своей устремлен на абстрактное, и текучее мыслит как постоянное. Но лучше рассекать природу на части, чем абстрагироваться. Это и делала школа Демокрита, которая глубже, чем другие, проникла в природу. Следует больше изучать материю, ее внутреннее состояние и изменение состояния, чистое действие и закон действия или движения, ибо формы суть выдумки человеческой души, если только не называть формами эти законы действия».

//Хрестоматия по философии. Ред. И сост. А.А.Радугин. – Москва: Центр, 1998. – 432с. С.119-122.

Вспомните, к какому направлению философии Нового времени принадлежит философия Ф.Бэкона. Какие главные задачи ставит Бэкон перед своей философией? Какое отражение они нашли в данном тексте? Что такое идолы, какие идолы выделяет Бэкон? Приведите примеры подобных идолов из Вашей жизни? Каким образом воля и страсти влияют на разум? Что следует делать, по мнению Бэкона, чтобы лучше познать природу? Какие знания о природе человека Вы можете почерпнуть из приведенных рассуждений?

Работа № 4.

СМЕРТЬ

Утихнет жизни рокот жадный,

И станет музыкою тишь,

Гость босоногий, гость прохладный,

Ты и за мною прилетишь.

И душу из земного мрака

Поднимешь, как письмо, на свет,

Ища в ней водяного знака

Сквозь тени суетные лет.

И просияет то, что сонно

В себе я чую и таю,

Знак нестираемый, исконный,

Узор, придуманный в раю.

О, смерть моя! С землей уснувшей

Разлука плавная светла:

Полет страницы, соскользнувшей

При дуновенье со стола.

/В.Набоков/ (3; С.85)

***

О господи, как совершенны

Дела твои,— думал больной,

Постели, и люди, и стены,

Ночь смерти и город ночной.

Я выпил снотворного дозу

И плачу, платок теребя,

О Боже, волнения слезы

Мешают мне видеть тебя.

Мне сладко при свете неярком,

Чуть падающем на кровать,

Себя и свой жребий подарком

Бесценным твоим сознавать.

Кончаясь в больничной постели,

Я чувствую рук твоих жар,

Ты держишь меня как изделье,

И прячешь, как перстень, в футляр.

/Б.Пастернак/ (8; С.416)

 

Какие размышления вызывает феномен смерти у Набокова? Как выражает свое переживание смерти Пастернак? Что объединяет эти произведения? Вспомните, что Эпикур говорил о смерти? Как различные философы решают проблему смерти?

 

СЛОВАРЬ

основных понятий и ключевых слов по курсу

 

Агностицизм – учение, полностью или частично отрицающее возможность познания мира.

Аксиология – философское учение о ценностях.

Анализ – процедура мысленного или реального расчленения предмета на части и рассмотрение частей по отдельности.

Антиглобализм – социально-политическое движе­ние, возникшее в конце XX в., сторонники которого считают необходимым изменить господствующую ныне либеральную капиталистическую форму глоба­лизации. Основной целью движения является разви­тие процессов интеграции экономик, народов и куль­тур на основах демократии, социальной справедливо­сти, уважения самостоятельности и самобытности на­ционально-культурных образований.

Антропология – учение о человеке.

Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Бытие – мир в целом, реальность как целое.

Время – это форма координации сменяющихся объектов и их состояний.

Гипотеза - допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно.

Глобализация – объективный процесс в современных международных отношениях, высшая стадия интернационализации или взаимодействие национальных хозяйств на мировом рынке. Г. характерна для информационно-коммуникационных, торговых и валютно-финансовых отношений, транснациональных корпораций.

Глобальные проблемы – комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны.

Гносеология – учение о познании.

Государство – основной политический институт классового общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и организаций данного общества в целях защиты его экономической и социальной структур.

Гуманизм – идеология, ориентированная на признание достоинства и свободы личности, ее всестороннего развития, человечность общественных отношений.

Движение – это изменение, способ существования сущего.

Детерминизм – учение об обусловленности всего сущего.

Диалектика – 1. естественный ход событий, развертывание и разрешение противоречий, образование единства; 2. учение об естественном ходе событий, объективных законах связи противоположностей; 3. метод мышления, раскрывающий единство и борьбу противоположностей.

Дуализм – учение, берущее за основу мира два равнозначных и независимых начала.

Заблуждение – знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.

Знание – результат процесса познания, адекватное отражение действительности в сознании человека.

Идеализм – учение, считающее основой мира дух, сознание.

Идеальное – специфический способ бытия объекта, представленного (отраженного) в сознании и духовном аспекте жизнедеятельности субъекта.

Интерсоциальные глобальные проблемы – проблемы характеризующие отношения между государствами и группами государств: проблема войны и мира, проблема терроризма, проблема установления справедливого экономического порядка.

Иррационализм – учения, считающие основными источниками познания интуицию, волю, воображение, мистическое озарение, данные которых обрабатывает разум, не способный вместить все многообразие духовной и материальной реальности.

Иррациональное – 1. диалектическая противоположность рационального, то, что еще не вошло в сферу осознанного, продуманного, обоснованного как теоретически, так и практически; 2. нечто неразумное, отрицающее разум, борющееся с ним; 3. нечто по своему внутреннему характеру не способное быть предметом мысли, нечто, что может быть названо, но не объяснено.

Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таковым, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания; объективное содержание сознания.

Категории – наиболее общие и наиболее простые утверждения о реальности.

Качество – все, что принадлежит вещи, все, в чем вещи сходны или отличаются друг от друга.

Количество – совокупность однородных элементов, образующих данное качество.

Креационизм – учение, согласно которому Бог сотворил мир из ничего.

Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление открыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесении со смыслом сущего.

Материализм – учение, считающее основой мира материю, природу, объективную реальность.

Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания.

Мера – единство количества и качества.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентира и регулятора его поведения.

Мифология – образно-художественный способ объяснения явлений природы, жизни людей, взаимоотношений земного и космического начал.

Монизм – учение, согласно которому в основе мира лежит одно начало.

Мышление – высшая форма отражения действительности субъектом, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании явлений и процессов природы, общества и самого сознания.

Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное некоторой задачей деятельности.

Натурфилософия – философия, ориентированная на познание и умозрительное истолкование природы.

Наука – форма духовной деятельности людей по производству новых знаний, обладающих объективной значимостью.

Общественно-экономическая формация – целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития.

Общество – продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов.

Онтология – учение о бытии.

Пантеизм – учение, отождествляющее Бога и природу.

Плюрализм – учение, согласно которому в основе мира лежат много равнозначных и независимых друг от друга начал.

Познание – обусловленный исторической практикой процесс приобретения и развития знания, процесс взаимодействия субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.

Политическая сфера общества – это область общественной жизни, в которой осуществляется управление развитием общества, регулирование отношений между классами, нациями и другими социальными группами по поводу государственной власти и с помощью государства.

Понимание – истолкование, интерпретация познаваемого в соответствии с целями и задачами человека.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в определениях.

Правовое государство – это форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Практика – совокупная деятельность человечества по преобразованию природы и формированию социальных отношений.

Провиденциализм – понимание истории как осуществление заранее предусмотренного плана спасения человека.

Пространство – форма координации сосуществующих объектов, состояний материи.

Противоположности – то, что по отношению друг к другу выступает как иное.

Развитие – необходимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов приводящее к возникновению нового качества.

Разум – мыслительная способность раскрывать сущность действительности.

Рассудок – способность строго оперировать понятиями, приводить знание в определенную систему.

Рационализм – учение, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рациональность – способность разума к целостному охвату природы, общества и человеческой субъективности.

Религия – вера в высшие, абсолютные ценности.

Релятивизм – учение об относительности любого суждения и мнения.

Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Связь – философская категория, отражающая зависимость между явлениями, взаимообусловленность всего сущего

Секуляризация – процесс освобождения государства от влияния церкви, раскрепощения сознания от церковных догм.

Синтез – соединение различных сторон предмета в единое целое (систему) и рассмотрение целого с учетом особенностей сторон.

Сознание – высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Субстанция – сущность, то, что лежит в основе.

Суждение – форма мышления, отражающая связи, взаимоотношения между вещами.

Сциентизм – позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии правильной ориентации человека в мире.

Творчество – деятельность человека по созданию новых объектов, качеств, образов и знаний.

Теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о связях и закономерностях определенной области действительности.

Теоцентризм – мировоззрение, согласно которому реальностью определяющей все сущее в мире является Бог.

Умозаключение – логическая форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание.

Философия как форма мировоззрения – это система общих теоретических взглядов на мир в целом, на место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру и человека к человеку.

Цивилизация – целостность духовной и материальной жизни людей в определенных пространственных и временных границах.

Экологический кризис – отчетливо обнаружившееся противоречие между производительной деятельностью человека и возможностями биосферы выносить нагрузки антропогенного характера.

Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Эмпиризм – направление, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Этика – философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль и различные системы ее обоснования.

Язык – система материальных объектов, знаков, за которыми закрепляются определенные общезначимые смыслы.

Опорные понятия и ключевые слова выделены в тексте курсивом и подчеркиванием.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.