Прописные и строчные символы — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Прописные и строчные символы

2017-09-28 519
Прописные и строчные символы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Другие правила, принятые в Си, регулируют употребление прописных и строчных букв. Команды и имена функций всегда пишутся маленькими буквами, так что следует писать puts(), но не PUTS() или Puts(). Если эта функция определена вами, то вы не получите сообщения об ошибке, но исходный текст программы не будет похож на программу, написанную на языке Си. Заглавные буквы в языке Си обычно употребляются для задания имен констант и макроопределений.

Инструкция return

Что происходит после того, как компьютер заканчивает выполнение инструкций, заданных в вашей программе? Программа завершается, и компьютер возвращается в исходное состояние, то есть если программа выполнялась из операционной системы MS-DOS, на дисплее вновь появится ее подсказка, если же программа выполнялась из среды Windows, то вы вновь возвратитесь в ее оболочку.

Возврат в исходную среду, как правило, осуществляется автоматически. Исключение составляют отдельные компиляторы языка Си, которые требуют, чтобы вы явно указывали каждый шаг, включая возврат в систему. Для таких компиляторов вводится инструкция return(0), которую помещают непосредственно перед фигурной скобкой, завершающей тело функции main():

main() { puts("У меня все в порядке"); puts("А у тебя?"); return(0); }

Инструкция return(0) указывает компьютеру, что необходимо вернуться назад в исходную среду. При работе с большинством компиляторов включение подобной инструкции в текст программы не является обязательным, вы не получите сообщения об ошибке, даже если она отсутствует. Использование символа 0 также не является обязательным. Большинство компиляторов позволяет вместо записи return(0); использовать сокращенную запись return; без скобок. Однако если вы поставили скобки, то должны использовать полную запись, во избежание ошибки компилятора.

Если вы все-таки используете инструкцию return(0), не помещайте никаких инструкций между ней и фигурной скобкой, завершающей программу. Например, ошибкой было бы написать:

main() { puts("У меня все в порядке"); return(0); puts("А у тебя?"); }

так как в этом случае компьютер вернется в операционную систему после выполнения первой функции puts(), вы так и не дождетесь появления строки "Ау тебя?".

 

 

Использование комментариев

После того как вы напишете и без ошибок откомпилируете свою первую программу, вы лучше освоитесь с принципами программирования. Вы поймете, какие операции выполняет каждая инструкция и в каком случае следует ее использовать.

Но по мере того, как программа усложняется, становится все труднее запоминать, почему вы употребили ту или иную инструкцию, особенно если вы решите снова посмотреть программу по прошествии некоторого времени с момента ее создания. Еще сложнее разобраться в программе, написанной другим человеком.

Добавление комментариев сделает любую программу более легкой для понимания. Комментарий — это сообщение для того, кто читает исходный текст программы. Комментарии могут помещаться в любом месте программы. Компилятор и компоновщик игнорируют комментарии, так что их содержимое не включается в объектный и исполняемый файлы.

Тому, кто только начинает программировать, введение комментариев кажется ненужной роскошью, ведь он и так тратит массу времени на создание программы. Действительно, небольшой, простой, легко тестируемой программе, состоящей из небольшого числа строк, комментарии не нужны. Однако, читая чужую программу, вы будете благодарны ее автору за любые пояснения, пусть даже программа не так уж и сложна.

Введение комментария начинается с символов /* и заканчивается символами*/. Выглядит это примерно так:

/*Эта программа выводит сообщение на экран*/main() { puts("OK"); return(0); }

Символы /* указывают начало строки комментария, а символы */ отмечают ее конец. Все, что помещено между ними, Си игнорирует. Как правило, в самом начале текста программы программисты помещают строку комментария, чтобы пояснить цель ее создания. Внутри текста программы помещаются комментарии, поясняющие употребление отдельных инструкций или последовательность логических шагов. Такие комментарии обычно помещают после разделителя, то есть точки с запятой:

/*Эта программа выводит сообщение на экран */main() { /*На экран выводится сообщение "OK"*/ puts("OK"); return(0); /*Возврат в операционную систему*/ }

При записи инструкции и комментария в одной строке принято (исключительно для удобства чтения) разделять их некоторым количеством пробелов.

Комментарий может быть многословным и занимать не одну, а несколько строк. В этом случае символы */, указывающие конец комментария, можно поместить сразу после текста комментария или на отдельной строке:

/*Эта программа выводит сообщение на экран, она содержит инструкцию return(0) для совместимости с компиляторами, не имеющими автоматического возврата в систему*/

Некоторые программисты добавляют звездочку в начало каждой дополнительной строки комментария:

/*Эта программа выводит сообщение на экран, она содержит* инструкцию return(0) для совместимости с компиляторами,* не имеющими автоматического возврата в систему*/

Можно проявить фантазию:

/** * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * ** Эта программа выводит сообщение на экран, она содержит ** инструкцию return(0) для совместимости с компиляторами, ** не имеющими автоматического возврата в систему ** * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * **/

Дополнительные звездочки вводятся исключительно для красоты. Компилятор игнорирует их, как и все остальное, что содержится между символами, ограничивающими строку комментария.

Комментарии в Си++

Весьма распространенным недосмотром, который часто допускают начинающие программисты, является то, что они забывают ставить символы */ в конце комментария, и в результате получают сообщение об ошибке компилятора. В Си++ использование комментария несколько облегчается за счет введения новой пары символов //, указывающих начало строки комментария. В этом случае концом комментария считается конец строки, так что нет необходимости отмечать его специальным символом:

//Эта программа выводит сообщение на экранmain() { puts("OK"); return(0); //Возврат в операционную систему }

Однако если комментарий занимает больше одной строки, каждая строка должна начинаться с символов //:

//Эта программа выводит сообщение на экран, она содержит//инструкцию return(0) для совместимости с компиляторами,//не имеющими автоматического возврата в систему

В Си++ можно по-прежнему использовать и символы /* и */.

Понятие параметров

Когда в программе используется функция, такая как puts(), принято говорить, что происходит вызов функции. Выражение «вызов функции» означает, что вы указываете Си выполнить некую функцию. Круглые скобки после имени функции могут оставаться пустыми или содержать параметры. Параметр — это элемент информации, необходимой для того, чтобы функция могла выполнить задачу*. Например, puts() является библиотечной функцией, она содержит инструкции, указывающие компьютеру вывести строку символов на экран монитора. Но какую именно строку он должен вывести? Мы должны определить это путем помещения соответствующей информации в круглые скобки. Подобная процедура называется передачей параметров.

Так, в инструкции

puts("Привет");

слово «Привет» является параметром, который мы передаем функции. Как показано на рис.2.2, мы говорим компилятору, что он должен выполнить функцию puts(), используя при этом слово «Привет». Кавычки являются индикатором, который указывает, что мы хотим отобразить на экране именно буквы П-р-и-в-е-т, а не какую-либо переменную или константу с таким именем (смотри главу3).


Рис. 2.2. Передача параметра библиотечной функции

В этой книге в дальнейшем мы будем называть инструкции типа puts("Привет") функциями. В то же время вы должны помнить, что в библиотеке содержится только функция, называемая puts(), так что, строго говоря, puts("Привет") — это инструкция, которая вызывает функцию puts() и передает ей слово «Привет» в качестве параметра.

Слово «Привет» в нашем примере является одним параметром. Функция puts() может иметь только один параметр: символ, слово или фразу, которые мы хотим отобразить на экране. Позднее вы познакомитесь с функциями, которые могут иметь несколько параметров. Для многих функций передача параметров не является обязательной процедурой. По мере знакомства с функциями языка Си вы узнаете о параметрах больше.

Проверьте, правильно ли вы поняли разницу между функцией main() и другими функциями, такими как puts(). Мы используем имя main() для функции, содержащей наши инструкции компьютеру. Мы не вызываем функцию main(), но требуем выполнения содержащихся в ней инструкций, и одна из этих инструкций вызывает функцию puts(). Таким образом, puts() — это функция, вызываемая функцией main().

______________________

* Список параметров, передаваемых функции при ее вызове, часто называют списком фактических параметров, а его элементы, соответственно, фактическими параметрами. (Прим.перев.)

Директива #include

Если вы пишете программу, которая требует использования дисковых файлов или вывода информации на принтер, вам необходимо включить файл заголовков STDIO.H. Для этого вводятся следующие инструкции:

#include <stdio.h> main() { puts("OK"); return(0); }

Директива #include указывает компилятору на то, что он должен использовать информацию, содержащуюся в файле заголовков STDIO.H. Сокращение stdio установлено для стандартного ввода/вывода (standard input/output). Файл STDIO.H содержит инструкции, необходимые компилятору для работы с дисковыми файлами или принтером.

Инструкции, включающие файлы заголовков, следует помещать перед функцией main().

Где содержатся файлы заголовков?
Символы, окружающие имя файла заголовков (< и >), указывают компилятору, что данный файл может находиться в каталоге INCLUDE. Так называется каталог, куда при инсталляции компилятора помещаются файлы заголовков. Если во время компиляции файл заголовков не будет найден в текущем каталоге, компилятор будет искать его в каталоге INCLUDE. Вы можете также заключить имя файла заголовка в кавычки #include "stdio.h" но тогда компилятор будет искать его только в текущем каталоге и если не обнаружит, выдаст сообщение об ошибке. Посмотрите документацию вашего компилятора, чтобы узнать, в каком случае следует включать в программу тот или иной файл заголовков.

 

Некоторые встроенные функции Си* для правильной работы нуждаются во включении файла STDIO.H. Для чего он нужен? Например, в языке Си существует функция getc(), которая вводит единичный символ из указанного вами источника, которым может быть и клавиатура, и дисковый файл. Так как существенная часть информации вводится с клавиатуры, Си включает функцию getchar(). Эта функция указывает компилятору «взять символ»** с клавиатуры. Функция getchar() вызывает ту же функцию getc() и сообщает ей, что источником информации является стандартное устройство ввода. Мы знаем, что стандартным устройством ввода является клавиатура, но откуда об этом узнает компилятор? Стандартное устройство ввода определено в файле STDIO.H, так что, используя в программе функцию getchar(), мы должны включить и файл STDIO.H с помощью директивы #include. Файл заголовков и библиотека вместе обеспечивают работу функции, так что, если ваш компилятор снабжен файлом STDIO.H, вам следует включать его в каждую программу во избежание ошибки компилятора.

Проектирование программы

Изучение Си способствует развитию навыков решения всевозможных проблем. Эти навыки совершенно необходимы для того, чтобы грамотно использовать особенности и структуру языка программирования для выполнения специфических задач. Одним из существенных моментов является умение разделить проблему на составные части.

Документация, поставляемая с компилятором, должна содержать информацию о том, как и где используются файлы заголовков.

 

Разделение проблемы на части — обычный прием при ее решении. Действительно, разве маленькая задача решается не легче, чем большая? Когда вы сталкиваетесь с большой и трудноразрешимой проблемой, разделите ее на маленькие, удобные для осмысления подпроблемы. Если это необходимо, разбивайте ее на все более мелкие единицы до тех пор, пока решение каждой из них не станет для вас очевидным. Когда вы решите все маленькие подпроблемы, большая разрешится сама собой.

При проектировании программы поступайте аналогичным образом: начните с разделения всего объема работы, который вам необходимо выполнить, на меньшие задачи. Если решение небольшой задачи все еще выглядит слишком запутанным, разделите ее снова. Продолжайте это дробление до тех пор, пока не сможете написать ясные четкие инструкции. Как только вы напишете инструкции для каждой небольшой задачи и объедините их вместе функцией main(), программа будет готова (в главе 7 вы познакомитесь с еще более эффективным способом структурирования программы).

Подобное деление программы на логические единицы поможет вам с большей легкостью находить ошибки. Вам только придется спросить себя, какая именно часть задачи выполняется неправильно, а затем посмотреть исходный текст соответствующей части программы. Процесс, описанный здесь, называется диагностированием и применяется при решении проблем профессионалами всех мастей. Вот, например, когда вы отдаете свой автомобиль в починку, механик задает вам целый ряд вопросов о замеченных неполадках, когда вы приходите к врачу, он спрашивает вас: «Где болит?» — и ваши ответы помогают и тому и другому определить, какая из систем вашего организма или вашего автомобиля является источником проблемы.

 

 

__________________________

* Под термином «встроенные функции языка» автор понимает функции, содержащиеся в стандартных библиотеках. (Прим.перев.)

** В оригинале — get a character. (Прим.перев.)

<> Вопросы
  1. Какова общая структура программы, написанной на языке Си?
  2. Для чего в языке Си служит точка с запятой?
  3. Все ли компиляторы Си требуют использования в программе инструкции return?
  4. С какой целью в текст программы вводятся комментарии?
  5. Для чего при вызове функции используются параметры?
  6. Все ли функции требуют передачи параметров при вызове?

 

<> Упражнения
1. Напишите программу, которая выводит на экран монитора следующее сообщение: Добро пожаловать в мой мир.Командовать парадом буду я.
  1. Напишите программу, которая выводит в центре экрана ваше имя, адрес и номер телефона.
  2. Объясните, почему данная программа написана неверно:
  main() (puts("Меня зовут Алвин"); }

 



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.