Методическое пособие практического занятия — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Методическое пособие практического занятия

2017-09-28 419
Методическое пособие практического занятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КРАСНОГОРСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»

 

 

Методическое пособие практического занятия

для самостоятельной работы студентов

По теме: «Определение глюкозы в моче»

ПМ.01 «Проведение лабораторных общеклинических исследований»

МДК.01.01Теория и практика лабораторных общеклинических исследований

для студентов II курса

Специальность 31.02.03 «Лабораторная диагностика»

Год

     

РАССМОТРЕНО

На заседании ЦМК

Протокол № __ от «__»_______ 20__ г

Председатель ЦМК

_______________________________________

 

 

Разработчик: Ветошкина Г.А. – преподаватель ПМ.01 «Проведение лабораторных общеклинических исследований»

 

Методическое пособие по ПМ.01 «Проведение лабораторных общеклинических исследований» МДК.01.01Теория и практика лабораторных общеклинических исследований входит в профессиональный цикл ППССЗ и является частью программы подготовки специалистов среднего звена Красногорского филиала ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №1» по специальности 31.02.03. Лабораторная диагностика, разработанной в соответствии с учебной рабочей программой и ФГОС СПО

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

 

  1. Теоретическая часть с элементами самостоятельной работы

 

  1. Самостоятельная работа с исследовательским этапом

 

4. Контрольные вопросы и задания

 

Пояснительная записка

Методическое пособие по теме « Определение глюкозы в моче»

разработано на основе рабочей программы профессионального модуля ПМ.01 «Проведение лабораторных общеклинических исследований», базовый уровень образования.

Мотивация темы. Определение глюкозы в моче является обязательным лабораторным тестом в общем клиническом анализе мочи. Чаще всего повышение глюкозы в моче наблюдается у больных диабетом. Для окончательной установки диагноза мало просто выслушать жалобы и собрать анамнез, необходимо достоверно определить, есть ли глюкоза в моче. Причины ее повышения устанавливаются позже. Сложность заключается в том, что глюкозурия часто протекает бессимптомно.

Проводят сначала качественный анализ. При положительной реакции на глюкозу обязательно определяют ее количество.

Цель изучения данной темы – подготовка высококвалифицированного специалиста, владеющего современными методами лабораторной диагностики.

Данное методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов на практических занятиях по теме «Качественное определение глюкозы в моче» и «Количественное определение глюкозы в моче» II курс, 3 семестр.

Изложение темы основано на знании ранее изученных дисциплин: физики, анатомии физиологии человека, безопасности работ в лаборатории, техники лабораторных работ.

Методическое пособие содержит: теоретическую часть с элементами самостоятельной работы; самостоятельную работу с исследовательским этапом; контрольные вопросы и задания.

Методическое пособие практического занятия содержит учебную информацию, где дано подробное описание методов лабораторной диагностики для самостоятельной работы студентов, а так же содержит подробное описание хода работы студента на занятии. В блоке контроля знаний студенту предлагается ответить на ряд вопросов по изученному материалу, на закрепление дается работа с терминологией, что позволяет повторно переработать изученный учебный материал, что способствует формированию клинического мышления.

Пособие может быть использовано на лекционных и практических занятиях.

Занятие № 3. Тема: «Качественное определение глюкозы в моче» (6часов)

Занятие № 4. Тема: «Количественное определение глюкозы в моче» (6часов)

Тип занятия: практическое

Цель: Экспериментально изучить методики определения глюкозы в моче.

- Закрепить методику исследования физических свойств мочи.

- Закрепить методики определения белка в моче.

Задачи:

1. Изучить методики определения глюкозы в моче.

2. Изучить методику работы с тест - полосками по определению глюкозы в моче.

3. Закрепить методы исследования физических свойств мочи и определения белка в моче.

Студент должен иметь практический опыт:

определения физических и химических свойств мочи.

Студент должен уметь:

1. Осуществлять подготовку рабочего места, лабораторного оборудования и посуды для проведения клинических исследований мочи с соблюдением техники безопасности и противопожарной безопасности;

2. Определять глюкозу в моче.

3. Осуществлять регистрацию результатов лабораторного исследования мочи (оформление бланков анализа).

4. Давать правильную клиническую оценку появления глюкозы в моче.

5. Осуществлять утилизацию мочи, дезинфекцию, предстерилизационную подготовку и стерилизацию посуды.

Студент должен знать:

1. Строение и функции мочевыводящей системы. Строение почечного фильтра. Механизм образования мочи.

2. Причины и виды глюкозурий.

3. Особенности подготовки пациента к лабораторным исследованиям по определению глюкозы в моче.

Средства достижения поставленной цели:

1. Работа с конспектами, учебной и специальной литературой.

2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ.

3. Работа с информационными средствами обучения на электронных и бумажных носителях.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

Ø посадочные места по количеству обучающихся;

Ø рабочее место преподавателя;

Ø специализированная мебель и оборудование.

Технические средства обучения:

Ø компьютер для оснащения рабочего места преподавателя;

Ø технические устройства для аудиовизуального отображения информации;

Ø аудиовизуальные средства обучения (презентация, учебный видеосюжет).

Результатом освоения урока является:

Формирование практических профессиональных умений и первоначального практического опыта, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ПК 1.1. Готовить рабочее место для проведения ­ лабораторных общеклинических исследований.

ПК 1.2. Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов;

ПК 1.3. Регистрировать результаты проведенных исследований.

ПК 1.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей про­фессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Теоретическая часть с элементами

самостоятельной работы

Задание №1. Изучите и кратко законспектируйте в рабочих тетрадях диагностическое значение обнаружения глюкозы в моче.

Причины и виды глюкозурий

Патологические Физиологические  
связаны с гипергликемией не связаны с гипергликемией  
Инсулярные вследствие недостаточности инсулярного аппарата Экстра – инсулярные в результате нарушения одного из звеньев регуляции углеводного обмена Почечные нарушение реабсорбции глюкозы в канальцах Кратковременные    
Первичная глюкозурия, так называемый ренальный диабет   Вторичные ренальные глюкозурии могут встречаться при различных органических поражениях почек (хронический нефрит, нефроз, острая почечная недостаточность и др.).   Алиментарные, появляющиеся через 30-60 мин после приема пищи богатой углеводами.   Эмоциональные – при плаче, страхе, истерике. При беременности  
При сахарном диабете. При остром панкреатите. при синдроме Иценко-Кушинга, передозировке препаратов кортизона.   При черепно-мозговых травмах, опухолях мозга, менингитах, токсикозах, судорогах, наркозе.    

 

 

Глюкозурия Понижение концентрации инсулина сопровождается снижением потребления глюкозы в тканях и образования гликогена Острый и хронич. панкреатит, сахарный диабет, острая почечная недостаточность, хронический гломерулонефрит с нефротическим синдромом, липоидный нефроз
Употребление большого количества углеводов в пищу Алиментарная глюкозурия
Усиленный гликогенолиз печени Центральные (нервные) глюкозурии
Гормональные глюкозурии При гипертиреозе, акромегалии, болезни Иценко-Кушинга
Нарушение функции печени Печеночная глюкозурия
Уменьшение клубочковой фильтрации глюкозы (уменьшение или исчезновение глюкозурии при гипергликемии) При развитии гломерулосклероза и сморщивании почек
Нарушение резорбции глюкозы в канальцах почек при поражении проксимальных канальцев или недостаточности транспортных систем Ренальные (первичные) глюкозурии при нормальном уровне глюкозы крови, вторичные при хрон. нефрите, нефрозе, острой почечной недостаточности и др.

Для чего используется исследование?

§ Для выявления сахарного диабета.

§ Для контроля за течением сахарного диабета.

§ Чтобы оценить эффективность лечения сахарного диабета.

§ Для оценки функции почек.

§ Чтобы оценить функционирование эндокринной системы (поджелудочной, щитовидной железы, гипофиза, надпочечников).

§ Для контроля за состоянием беременной женщины.

Глюкозы в моче в норме НЕТ.

 

 

Контрольные вопросы и задания

А. Ответьте на поставленные вопросы, используя рабочую тетрадь

1. Раскройте понятие «глюкозурия».

2. Назовите классификацию глюкозурий.

3. Назовите причины развития алиментарной глюкозурии.

4. Назовите причины развития эмоциональной глюкозурии.

5. Перечислите патологические глюкозурии и причины их развития.

6. При какой концентрации глюкозы в крови она начинает фильтроваться в мочу?

7. Какой вид глюкозурии можно предположить при следующих лабораторных показателях: уровень глюкозы в крови – 5,0 ммоль/л; реакция на сахар в моче положительная?

8. Расскажите методику обнаружения глюкозы в моче реакцией Гайнеса – Акимова.

9. Принцип метода Гайнеса- Акимова, реактивы, особенности их приготовления.

10. Как сделать цветную шкалу Альтгаузина.

11. Сбор мочи больного сахарным диабетом на анализ.

12. Что может повлиять на анализ глюкозы в моче?

13. Как приготовит 4% раствор глюкозы 10 мл?

14. Почему белок в моче мешает определению глюкозы на ФЭКе?

15. Почему моча больного сахарным диабетом водянистого цвета.

 

Б.Запишите в рабочей тетради термины и дайте им обозначение, используя изученный материал

Термин Обозначение
  Глюкозурия  
  Гликемия Наличие глюкозы в крови
  Гипергликемия  
  Сахарный диабет Заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина и характеризующееся нарушением обмена углеводов с повышением количества глюкозы в крови и моче, а также другими нарушениями обмена веществ
  Инсулин  
  Глюкурез  
  Полиурия  
  Панкреатит Воспаление поджелудочной железы
  Суточный диурез  
  Почечный диабет Заболевание, для которого характерно повышенное содержание глюкозы в моче при нормальном уровне сахара в крови. Данная аномалия связана с дисфункцией транспорта глюкозы в канальцевой системе почек

Домашнее задание:

1. Знать теоретический и практический материал.

2. Отвечать на контрольные вопросы.

3. Знать термины.

4. Подготовить лекционный материал:

- теория мочеобразования;

- причины и виды глюкозурий.

Литература для самостоятельной подготовки:

Основная:

Камышников В.С. Методы клинических лабораторных исследований М: МЕДпресс-информ, 2011. Стр. 37-41, 57-63

Дополнительная:

Кишкун А.А. Клиническая лабораторная диагностика. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КРАСНОГОРСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»

 

 

Методическое пособие практического занятия

для самостоятельной работы студентов


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.