Информационные технологии в экономике и управлении — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Информационные технологии в экономике и управлении

2017-09-28 232
Информационные технологии в экономике и управлении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

Информационные системы в экономике

Лекция 2. Тема 2. Состояние и тенденции развития информационных технологий в экономике и управлении

Вопросы

1. Понятие информационной технологии.

2. Сетевые информационные технологии.

3. Технологии интегрированных информационных систем общего назначения.

4. Информационные технологии в управлении.

Понятие информационной технологии.

Согласно определению ЮНЕСКО, информационная технология (ИТ) — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, и инженерных дисциплин, изучающих:

- методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации;

- вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения,

-а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Информационные технологии

- это технологии, ориентированные на получение, обработку и распространение (передачу) информации.

Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Выделяют три класса информационных технологий:

Технические.

Кибернетические.

Интеллектуальные.

Технические системы имеют стабильную организацию и явно выраженные функции, они способны функционировать при изменении внешних условий, они могут быть простые, сложные и иерархические (например, схема компьютера).

Кибернетические системы обладают большей сложностью, формируются постепенно, эволюционным путем, постоянно адаптируются к изменениям внешней среды(например, бухгалтерские программы).

Интеллектуальные системы - это сложные системы, отражающие окружающую реальность и которые нельзя математически описать. Они функционируют в соответствии с поставленной задачей и предназначены для принятия решений.

Этапы развития информационных технологий

Первый этап - ручной. В основе информационной технологии были ручка и бухгалтерская книга. Связь осуществлялась путем направления писем. Данный этап характеризовался низкой продуктивностью информационной обработки данных.

Второй этап - механический. Характеризуется тем, что для обработки информации стали применять пишущие машинки и телефон.

Третий этап - электрическая обработка информации. Для обработки информации использовались электрические пишущие машинки и копировальные машины.

Четвертый этап - компьютерная технология. Появление ЭВМ. Информационная технология содержит как минимум три компоненты обработки информации: учет, анализ и принятие решений.

Пятый этап -появление персональных компьютеров. Происходит переход от вычислительных центров к распределенному вычислительному потенциалу, происходит повышение однородности технологии обработки информации.

Шестой этап - этап новых информационных технологий, основу которых составляют:

1. Дружественное программное обеспечение.

2. Распределенная компьютерная техника.

3. Развитые коммуникации.

4. Развитые сетевые технологии (Интернет).

Экономические законы развития ИТ

Закон Мура

В 1965 г. Гордон Мур обнаружил закономерность: мощность вычислительных устройств за относительно короткий промежуток времени может вырасти экспоненциально.

В 1975 г. Гордон Мур внёс в свой закон коррективы, согласно которым удвоение числа транзисторов будет происходить каждые два года.

Сетевые информационные технологии

Компьютерная сеть (КС) – это комплекс территориально рассредоточенных компьютеров, связанных между собой каналами передачи данных и сетевым программным обеспечением для предоставления совместного доступа к общему ресурсу сети потенциальному пользователю сети и обмена информацией.

Технические средства компьютерных сетей:

-ЭВМ различных типов (от микро- до супер ЭВМ);

-системы передачи данных, включая каналы связи;

-модемы и сетевые адаптеры для подключения ЭВМ к линиям связи,

-шлюзы, распределители, маршрутизаторы и другое оборудование.

Локальные компьютерные сети (LAN)

Глобальная сеть Internet

В 1961 году Defence Advanced Research Agensy (DARPA) по заданию министерства обороны США приступило к проекту по созданию экспериментальной сети передачи пакетов. Эта сеть, названная ARPANET, предназначалась первоначально для изучения методов обеспечения надежной связи между компьютерами различных типов. Многие методы передачи данных через модемы были разработаны в ARPANET. Тогда же были разработаны и протоколы передачи данных в сети TCP/IP.

История развития Internet

В 1975 году ARPANET превратилась из экспериментальной сети в рабочую сеть. Ответственность за администрирование сети взяло на себя Defence Communication Agency (DCA), в настоящее время называемое Defence Information Systems Agency (DISA).

В 1983 году из ARPANET выделилась MILNET, которая стала относиться к Defence Data Network (DDN) министерства обороны США. Термин INTERNET стал использоваться для обозначения единой сети – ARPANET и MILNET.

Официально сеть Internet зарегистрирована в 1989 году.

Интернет (Internet) – глобальная компьютерная сеть (КС), представляющая собой всемирное объединение неоднородных КС, образующих единое информационное пространство благодаря использованию стандартных протоколов передачи данных.

Стек протоколов TCP/IP

Существует два вида протоколов Интернета:

-базовые протоколы, отвечающие за физическую пересылку электронных сообщений любого типа между компьютерами (IP и TCP). Эти протоколы настолько тесно связаны между собой, что чаще всего их обозначают единым термином «протокол TCP/IP»;

-прикладные протоколы более высокого уровня, отвечающие за работу специализированных служб Интернета: протокол HTTP (передача данных с использованием гипертекстовых ссылок), протокол FTP (передача файлов), протоколы электронной почты SMTP, POP3 и др.

World Wide Web

WWW (World Wide Web – всемирная паутина) – самый популярный сервис Интернет сегодня, самое популярное и удобное средство работы с информацией.

WWW разработана в 1989 году в Женеве в лаборатории Центра ядерных исследований.

В основе технологии WWW лежит понятие гипертекста – это текстовый документ, содержащий гиперссылки.

Гиперссылка – это элемент документа (текст, выделенный цветом или подчеркиванием, кнопка, графическое изображение), при выборе которого осуществляется переход в другое место текущего документа или на другой документ.

Гипермедиа-документ – это документ, состоящий из частей с разнообразным представлением информации (текст, звук, графика, трехмерные объекты и т.д.), в котором каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть.

Web-страница – это форматированный текст + мультимедиа + активные элементы, выполняющие определенные программы.

Web-сайт (Web-узел) – это группа Web-страниц, связанных общей темой, стилем оформления и гиперссылками. Web-сайты хранятся на постоянно подключенных к Интернет компьютерах – web-серверах.

Web-сервер – это компьютер со специальной программой, позволяющей хранить и пересылать Web-страницы на компьютеры пользователей.

Язык разметки гипертекста HTML (HyperText Markup Language) – это формат гипермедийных документов, использующихся в WWW для предоставления информации.Применяется пятая версия одного из главных языков Интернета – HTML5.

Способы организации ИТ-инфраструктуры: центр обработки данных (ЦОД) и его компоненты, виртуальный ЦОД, использование «облачных» сервисов.

ИТ-инфраструктура современного ЦОД.

Система хранения данных на базе технологии SAN (Storage Area Network)

В основе концепции SAN лежит возможность соединения любого из серверов с любым устройством хранения данных, работающим по протоколу Fibre Channel (FC).

Техническую основу сети хранения данных составляют волоконно-оптические соединения, FC-HBA и FC-коммутаторы, обеспечивающие скорость передачи 200 Мбайт/с.

Высокая скорость передачи данных по SAN позволяет в реальном времени реплицировать изменяющиеся данные в резервный центр или в удаленное хранилище.

Облачные вычисления

« Облачные» вычисления»: вместо приобретения, установки и управления собственными серверами для запуска приложений, происходит аренда сервера у компании, предоставляющей услуги на основе облачных технологий (cloud-провайдера).

Далее пользователи управляют серверами через Интернет, оплачивая при этом только фактическое их использование для обработки и хранения данных.

Сервисы, входящие в облачные технологии, предоставляются на основе подписки или платы за использование услуги, в режиме реального времени через Интернет.

Облачный Центр Обработки Данных (ЦОД) — это сервис аренды вычислительных мощностей (IaaS) облачной платформы для создания собственной инфраструктуры в «облаке».

Получаем полный доступ к полностью изолированной, автономной инфраструктуре и возможности управления ею.

ГИС – технологии.

ГИС – это географическая информационная система. Она позволяет картировать объекты окружающего мира, а затем анализировать их по огромному количеству параметров, визуализировать их и на основе этих данных прогнозировать самые различные события и явления.

ГИС - технология позволяет решать огромное количество задач, как глобальных, так и частных. ГИС – это огромная база цифровых данных, преобразованных в цифровой формат.

Распределенные СУБД

Работу с РаБД обеспечивают распределенные СУБД.

Распределенная СУБД (РаСУБД) – комплекс программ, предназначенный для управления распределенной БД и позволяющий сделать распределенность информации «прозрачной» для конечного пользователя.

Основная задача РаСУБД состоит в обеспечении средств интеграции локальных баз данных, располагающихся в некоторых узлах компьютерной сети, с тем, чтобы пользователь, работающий в любом узле сети, имел доступ ко всем БД как к единой БД.

Хранилища данных (ХД)

В основе концепции ХД лежит идея разделения данных, используемых для оперативной обработки и для решения задач анализа.

Экстранет

Экстранет (Extranet) – корпоративная сеть, использующая протоколы и технологии Интернет и общедоступные телекоммуникационные сети для взаимодействия с заказчиками, дилерами и партнерами и для предоставления им необходимой информации.

Продажа готовой продукции.

Маркетинговая поддержка.

Техническая поддержка.

Решения Экстранет

Автоматизированные процессы документооборота позволяют увеличить скорость обработки запросов потребителей и сосредоточиться на сложных и нестандартных задачах, тем самым повышая качество обслуживания клиентов и конкурентоспособность организации.

Сервисная поддержка партнеров — это организация процесса доступа к технической литературе и распространения технической информации среди партнеров плюс организация процессов гарантийного обслуживания и ремонта оборудования.

Создание источника технической информации является весьма и весьма полезным инструментом поддержки партнеров.Такой инструмент может значительно повысить конкурентоспособность организации.

Корпоративные сети

Корпоративная сеть представляет собой сеть смешанной топологии, включающую несколько локальных сетей.

К достоинствам КС относятся:

- скорость и простота развертывания локальной сети;

- невысокие затраты на приобретение оборудования;

- низкая стоимость эксплуатации и отсутствие абонентской платы;

- сохранение инвестиций в локальную сеть при переезде и смене офиса.

Создание корпоративной сети позволяет:

- создать единое информационное пространство;

- оперативно получать информацию и формировать консолидированные отчеты на уровне предприятия;

- централизовать финансовые и информационные потоки данных;

- оперативно собирать и обрабатывать информацию;

- снизить затраты при использовании серверных решений и переходе от решений для рабочих групп на решения уровня предприятия;

- обрабатывать мультимедиа потоки данных между подразделениями;

- снизать затраты на связь между подразделениями и организовать единое номерное пространство;

- обеспечить качественную связь на высоких скоростях;

- организовать систему видеонаблюдения.

Объединение локальных сетей предприятия в единую корпоративную сеть на основе арендованных каналов передачи данных приносит следующие преимущества:

- высокое качество предоставляемых каналов передачи данных;

- высокий уровень услуг и сервисов, предоставляемых провайдером;

- гарантированная скорость передачи данных.

Инфраструктурными составляющими корпоративной сети являются:

- кабельная система, образующая физическую среду передачи данных;

- сетевое оборудование, обеспечивающее обмен данными между оконечным оборудованием -рабочими станциями, серверами и т.д.

Экспертные системы (ЭС

Экспертная система (ЭС, Expert system) – система искусственного интеллекта, включающая знания об определенной слабо структурированной и трудно формализуемой узкой предметной области и способная предлагать и объяснять пользователю разумные решения.

Под экспертной системой понимают систему искусственного интеллекта, которая включает в себя базу знаний с набором правил и механизмом вывода, позволяющую на основании этих правил и предоставляемых пользователем фактов распознавать ситуацию, ставить диагноз, формулировать решение или давать рекомендации для выбора действия.

Статическая экспертная система имеет шесть существенных компонент:

-машину логического вывода МЛВ (решатель, интерпретатор);

-базу данных (рабочую память);

-базу знаний;

-компоненты приобретения знаний;

-объяснительный компонент;

-диалоговый компонент.

Динамическая экспертная система имеет два дополнительных компонента:

-подсистема моделирования внешнего мира;

-подсистема связи с внешним окружением, которая осуществляет связи с внешней средой через систему датчиков и контроллеров.

Экспертная система ЭС может работать в двух режимах:

1) приобретения знаний,

2) решения задачи (режим консультации или режим использования).

В режиме приобретения знаний общение с ЭС осуществляет эксперт, который наполняет систему информацией, позволяющей ЭС в режиме консультации самостоятельно решать задачи из проблемной области.

В режиме консультации общение с ЭС осуществляет конечный пользователь, которого интересует результат и (или) способ его получения.

Экспертная система:

-моделирует механизм мышления человека применительно к решению задач в проблемной области, реализуя компьютерными средствами методики решения проблем, которые применяются экспертом;

-формирует определенные соображения и выводы, основываясь на тех знаниях, которыми она располагает;

-при решении задач основными являются эвристические и приближенные методы, которые в отличие от алгоритмических, не всегда гарантируют успех, однако обеспечивают определенную степень уверенности в том, что предлагаемое решение является верным.

Экспертные системы:

-имеют дело с предметами реального мира, операции с которыми обычно требуют наличия значительного опыта, накопленного человеком;

-имеют ярко выраженную практическую направленность;

-должны за приемлемое время найти решение, которое не хуже, чем то, которое может предложить специалист в этой предметной области;

-должны обладать способностью объяснить, почему предложено именно такое решение, и доказать его обоснованность.

Системы поддержки принятия решений являются человеко-машинными системами, которые позволяют лицам, принимающим решения (ЛПР) использовать данные, знания, объективные и субъективные модели для анализа и решения слабоструктуризованных задач.

Преимущества СППР

СППР позволяет облегчить работу руководителям предприятий и повысить ее эффективность. Они значительно ускоряют решение проблем в бизнесе. СППР способствуют налаживанию межличностного контакта.

На их основе можно проводить обучение и подготовку кадров. Данные информационные системы позволяют повысить контроль над деятельностью организации. Наличие четко функционирующей СППР дает большие преимущества по сравнению с конкурирующими структурами.

Благодаря предложениям, выдвигаемым СППР, открываются новые подходы к решению повседневных и нестандартных задач.

Data Mining (DM) – это технология обнаружения в «сырых» данных ранее неизвестных нетривиальных, практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности.

Решение большинства задач бизнес-анализа сводится к той или иной задаче Data Mining.

Наибольшее распространение получили следующие методы Data Mining: нейронные сети, деревья решений, алгоритмы кластеризации, алгоритмы обнаружения ассоциативных связей между событиями и т.д.

CASE - технологии

Тенденции развития современных информационных технологий приводят к постоянному возрастанию сложности информационных систем (ИС), создаваемых в различных областях экономики. С каждым годом разработка и внедрение таких информационных систем заметно усложняются.

Для разработки и поддержки сложных программных систем от простого моделирования бизнес-процессов до полной поддержки всего жизненного цикла создания и сопровождения информационных систем применяются специальные CASE-средства.

Фактически CASE-средства представляют собой тип графически-ориентированных инструментов. К ним относят любое ПС, обеспечивающее автоматическую помощь при разработке ПО и проявляющее следующие дополнительные черты:

-мощная графика для описания и документирования систем ПО;

-интеграция, обеспечивающая легкость передачи данных между средствами и позволяющая управлять всем процессом проектирования и разработки;

-использование компьютерного хранилища репозитория (repository) для всей информации о проекте.

Интегрированный CASE-пакет содержит четыре основные компоненты:

1. Средства централизованного хранения всей информации о проектируемом ПО в течении всего ЖЦ (репозитории) являются основой CASE-пакета.

2. Средства ввода предназначены для ввода данных в репозиторий.

3. Средства анализа, проектирования и разработки предназначены для того, чтобы обеспечить планирование и анализ различных описаний, а также их преобразования в процессе разработки.

4. Средства вывода служат для документирования, управления проектом и кодовой генерации.

Все компоненты в совокупности должны:

• поддерживать графические модели;

• контролировать ошибки;

• организовывать и поддерживать репозиторий;

• поддерживать процесс проектирования и разработки.

Репозиторий должен обеспечивать:

инкрементный (пошаговый) режим при вводе описаний объектов;

распространение действия нового или скорректированного описания на информационное пространство всего проекта;

синхронизацию поступления информации от различных пользователей;

хранение версий проекта и его отдельных компонент;

сборку любой запрошенной версии;

контроль информации на корректность, полноту и состоятельность.

SADT - методология структурного анализа и проектирования, интегрирующая процесс моделирования, управление конфигурацией проекта, использование дополнительных языковых средств и руководство проектом со своим графическим языком.

Процесс моделирования может быть разделен на несколько этапов: опрос экспертов, создание диаграмм и моделей, распространение документации, оценка адекватности моделей и принятие их для дальнейшего использования.

Возникла в конце 60-х годов в ходе революции, вызванной структурным программированием. Когда в большинстве специалисты работали над созданием программного обеспечения, немногие старались разрешить более сложную задачу создания крупномасштабных систем. Разработчики решили формализовать процесс создания системы, разбив его на следующие фазы:

Анализ — определение того, что система будет делать.

Проектирование — определение подсистем и их взаимодействие.

Реализация — разработка подсистем по отдельности, объединение — соединение подсистем в единое целое.

Тестирование — проверка работы системы.

Установка — введение системы в действие.

Эксплуатация — использование системы.

 

Спасибо за внимание!

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.