Единство чувственного и рационального в познании — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Единство чувственного и рационального в познании

2017-09-28 389
Единство чувственного и рационального в познании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере, насколько полно содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. Однако эта зависимость отнюдь не является односторонней.

Само понятие есть результат исторического опыта человечества в целом или исторического опыта тех или иных общностей людей, социальных групп. Усвоение конкретными людьми или определенными поколениями людей уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности - все это фактически зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов понятия, идеи получают многократную и многостороннюю проверку, обогащаются содержанием, а в случае необходимости наполняются новым смыслом.

Познавательные способности человека исследовались с древних времен, что привело к образованию гносеологии. Гносеология (греч. gnosis – знание, познание) является одним из разделов современной философии. Она исследует природу человеческого познания, формы и методы перехода от поверхностных знаний к глубинным. Гносеология – это общая теория, исследующая природу человеческого познания, формы и методы перехода от поверхностных знаний к глубинным, чаще всего выражаемая вопросом: познаваем ли мир? Предметом гносеологии является специфика научного, обыденного знания и других видов познавательной деятельности человека. Задачей гносеологии является скорее исследование истины, природы «готового знания», чем методов его получения. А вот приемы получения знания изучает раздел гносеологии – методология.

гносеология прежде всего подчеркивает объективную обусловленность эмоций, страстей человека, причем в данном случае особую роль играют вполне конкретные обстоятельства: реальные, исторические, социально-групповые факторы, а также многие обстоятельства, относящиеся к конкретному контексту человеческого общения. Далее, гносеология исследует особенность субъективного момента, заключенного в эмоциях. Эмоции могут существовать в виде непосредственных, очень быстрых и полубессознательных реакций индивида; они могут выступать и в виде очень сложных чувственных образований, весьма развитых, воспитанных всем богатством человеческой культуры, то есть в виде подлинно человеческих чувств. Эмоции являются активным, четким выражением отношения человека к тому или иному явлению. Такое отношение всегда в явной или скрытой форме содержит в себе момент оценки и связано с применением понятий, подобных понятиям "хорошее", "доброе", "злое", "справедливое" или "несправедливое", "красивое" и т.д. Такие понятия в современной литературе часто именуются ценностями, ценностными понятиями. Вполне понятно, что представления о добре и справедливости не являются чисто индивидуальными, но связаны с исторической эпохой, с принадлежностью человека к той или иной группе. Значит, рассматривая особенности субъективного аспекта эмоций, мы обнаруживаем их зависимость от человеческого общества, от истории и культуры. А это, в свою очередь, снова свидетельствует о наличии в эмоциях объективного содержания и объективной информации. Итак, главные элементы чувственной деятельности и чувственного познания - ощущения, восприятия, представления, эмоции. Мы рассмотрели последовательно каждый из элементов, но это не означает, что в реальном процессе познания они существуют обособленно или "следуют" друг за другом: "сначала" ощущения, "за ними" - восприятия и т.д. На деле чувственное познание есть сложное синтетическое единство перечисленных выше элементов и форм, которые в то же время неразрывно связаны с формами мыслительной деятельности.

 

 

Чем отличается методология от гносеологии? Классическая гносеология обычно имеет дело с индивидуальным субъектом знания, рассматривая несколько субъектов как иллюстрацию теории (процесс познания - как происходит познание?). Методология науки (современная) обращает внимание на коллективный характер существенной части научного знания (например, анализируется сущность научных революций) (какие методы используются в познании?).

Познавательные способности человека можно разделить на уровни: эмпирическое и теоретическое, и формы: чувственное (ощущение, восприятие, представление) и рациональное (понятие, суждение, умозаключение).

Чуть раньше мной было употреблен термин «субъект познания». Что это такое? В докантовской философии под субъектом познания понимали единично-оформленное бытие индивида. Под объектом познания – то, на что направлена его познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. И.Кант дал им другую интерпретацию.

Субъект – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом является прежде всего индивид. Именно он наделен сознанием, ощущениями, восприятиями, эмоциями, способностью оперировать образами, самыми общими абстракциями; он действует в процессе практики как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. Субъектом также являются: коллектив, общество в целом, приборы, компьютеры и т.п. Но последние выступают здесь лишь как части, элементы системы «субъект», а не сами по себе (если это на уровне общества). На уровне индивида или сообщества ученых те же самые приборы оказываются лишь средствами, условиями деятельности субъектов.

Общество считается универсальным субъектом, т.к. в нем объединены субъекты всех уровней (люди всех поколений), а вне общества нет и не может быть никакого познания и практики. В то же время общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.

Субъекту противостоит объект. Объект – это то, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта.

Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления (сознание индивида – объект для психолога).

Субъект и объект связаны взаимопереходом. Грани между ними не абсолютны. Любой человек как субъект способен делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, мысли.

В понятиях субъект и объект имеется относительность: если в одном нечто выступает как субъект, в другом – как объект (компьютеры – часть субъекта относительно общества, и объект).

Итак, без субъекта нет объекта, без объекта нет субъекта.

 

II. Главной категорией гносеологии является «истина».

Проблема истины не такая уж тривиальная, как может показаться на первый взгляд.

Первые попытки исследования истины были предпринята Платоном, Аристотелем, Ф.Аквинским, П.Гольбахом, Гегелем, Л.Фейербахом, К.Марксом и философами ХХ в.

Современная трактовка истины включает в себя следующие положения:

1. Объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания.

2. В объективную действительность входит и субъективная действительность, которая также отражается в истине.

3. Истина связана с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой.

4. Истина не только статичное, но также и динамичное образование, истина есть процесс.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Истина субъективна – она не существует помимо человека и человечества. Истина объективна – значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от общества. Объективность означает независимость от сознания субъекта. Таким свойством обладают лишь вещи. Истинными или ложными могут быть только знания о вещах, но не сами вещи.

Истина бывает абсолютной и относительной.

1. Абсолютная истина – это знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете.

2. Относительная истина – это неполное знание о том же самом предмете.

Абсолютная и относительная истина могут существовать в одном и том же предмете. 1) каждая относительная истина есть одновременно и абсолютная (в том смысле, что в ней – часть абсолютной). 2) абсолютная истина формируется из относительных истин (то, что было истинным в атомистиической концепции Демокрита, входит в истинное содержание современной атомистической концепции).

Абсолютная и относительная истина являются объективными истинами.

Противоположностью истины является ложь. Ложь – это преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Больше всего лжи наблюдается в детстве (игры, сказки, избежание наказания), любви (вызвать на ревность, встречи перед брачными отношениями).

Но ко лжи нельзя относиться только как к негативному явлению. Ложь может быть как корыстной, так и милосердной. Ложь имеет охранительную значимость для индивида.

Ложь близка к понятию дезинформация. Дезинформация – передача ложного знания как истинного или истинного как ложного. Она может быть как преднамеренной, так и непреднамеренной (по незнанию). В дезинформации прежде всего фигурирует процесс передачи информации, т.е. коммуникативный момент. Разновидности дезинформации: «полуправда», «ложь умолчанием».

Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

 

III. Успехи познания тесно связаны с развитием науки как одной из форм общественного сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую культуру, она – высшая форма знания, которая охватывает все явления живой и неживой природы, материальную и духовную деятельность людей.

Объективному научному знанию предшествовало донаучное знание, которое базируется на чувственном субъективном восприятии действительности. Донаучное знание частично зависит от наблюдательности человека, характера, сложности и степени доступности его объектов человеческим чувствам. По этим причинам оно содержит в себе немало ошибок.

Возникновение науки своими корнями уходит в далекое прошлое, хотя в своих современных формах она заявила о себе в 16-17 вв. Именно отрезок времени - от даты публикации труда Н.Коперника «Об обращении небесных сфер» (1543) до выхода сочинения И.Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687) – принято называть эпохой научной революции. В этот период возникает мощное интеллектуальное движение, в первую очередь связанное с творчеством таких мыслителей, как Галилей, Бэкон, Декарт.

В отличие от донаучного знания, научное знание опирается на анализ фундаментальных основ естественных явлений и процессов, а поэтому содержит в себе больший объем истинного знания. С учетом этого можно считать, что наука – это система знаний, полученных в результате практики, включающей в себя исследование и освоение процессов и явлений, происходящих в космосе, природе, обществе и человеческом мышлении.

Условно структур науки, способы получения знаний можно представить в виде четырех, тесно связанных между собой частей:

- эмпирическое знание. Оно включает в себя информацию, полученную с помощью обыденного сознания и добытую опытным путем – посредством наблюдения и эксперимента;

- теоретическое знание. Оно включает законы, идеи, гипотезы. Например, именно через законы можно объяснить, привести в определенную систему разрозненные факты, явления и процессы;

- философско-мировоззренческий компонент науки. С одной стороны, философия нуждается в достижениях конкретных наук. Так, открытие закона сохранения и превращения энергии предоставило дополнительные доводы философским положениям о бесконечности и вечности материи и движения. С другой – наука использует философию в качестве методологии познания (метод восхождения от абстрактного к конкретному, диалектический метод и др.);

- практическая часть. Сюда входят инструменты, приборы, технологии, созданные и используемые человеком для получения новых знаний. Вообще, в наше время никакой род деятельности человек невозможен без технических средств, созданных человеком.

Объяснение и понимание

Теперь мы можем обратиться к важнейшим познавательным процедурам объяснения и понимания.

Обычно они рассматриваются как совпадающие или пересекающиеся процессы. Однако анализ человеческого познания, интенсивно проводившийся во второй половине XIX и на всем протяжении XX века, выявил между ними существенные различия. Неокантианцы В. Виндельбанд, Г. Риккерт и другие утверждали, что познание природы в корне отличается от познания общества и человека. Явления природы, считали они, подчиняются объективным законам, явления же социальной жизни и культуры зависят от совершенно индивидуальных особенностей людей и неповторимых исторических ситуаций. Поэтому познание природы является генерализирующим, или обобщающим, а познание социальных явлений индивидуализирующим. Соответственно для естествознания основная задача - подведение единичных фактов под общие законы, а для социального познания главным является постижение внутренних установок, мотивов деятельности и скрытых смыслов, определяющих поступки людей. На основании этого В. Дильтей утверждал, что основным методом познания в естественных науках является объяснение, а в науках о культуре и человеке - понимание. Верно ли это? В действительности в таком подходе есть как правильные, так и ошибочные моменты. Верно, что современное естествознание стремится установить прежде всего законы явлений и подвести под них единичные эмпирические знания. Неверно же, что науки об обществе не отражают объективных законов и не пользуются ими для объяснения социально-исторических явлений и деятельности индивидов. Верно, что понимание взглядов, мнений, убеждений, верований и целей других людей - чрезвычайно сложная задача, тем более что многие люди неправильно или не до конца понимают самих себя, а иногда намеренно стремятся ввести в заблуждение. Неверно, что понимание неприменимо к явлениям природы. Каждый, кто изучал естественные или технические науки, не раз убеждался, как трудно и как важно понять то или иное явление, закон или результат эксперимента. Поэтому объяснение и понимание - два взаимодополняющих познавательных процесса, используемых и в естественно-научном, и в социальном, и в техническом познании.

 

Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры, как интерпретация - первоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения; конвергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений; дивергенция - разъединение прежде единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование и т.д. Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур и операций, обеспечивающих многократное преобразование информации при переходе от незнания к знанию. Создание абстракций высших уровней и объединение их в различные концептуальные схемы представляет собой своего рода витки спирали, движение по которой сопровождается возвратом к старому, выработкой новых признаков, их количественным накоплением, качественными преобразованиями, постоянным разрешением возникающих смысловых противоречий.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.