Лекция философская антропология. Аксиология — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Лекция философская антропология. Аксиология

2017-09-28 286
Лекция философская антропология. Аксиология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

План:

1. Человек как особый род сущего.

2. Происхождение человека.

3. Проблема сущности человека в философской антропологии.

4. Индивид, индивидуальность и личность.

5. Аксиология. Любовь, счастье и смысл жизни.

 

I. Один древнейший мудрец сказал: «Для человека нет более интересного объекта, чем сам человек». Протагор говорил: «Человек – мера всех вещей». В.А.Жуковский писал: «При мысли великой, что я человек,

Всегда возвышаюсь душою».

Каждый появившийся на свет может считать себя счастливчиком. Мужчина за свою жизнь, вступая 4450 раз в половые сношения, извергает 800 млрд. сперматозоидов, из которых лишь несколько оплодотворят яйцеклетки и дадут жизнь детям. Если это представить в процентах, то вероятность рождения человека – лишь 1/25-миллиардная часть процента от потенциальных возможностей отца. Мужчина, извергающий семя через день, с 15 лет до конца своих дней высвобождает 18000 млрд. сперматозоидов. Если их выложить цепочкой, то она дважды обернет земной шар.

Человек – уникальное существо. Уникальность человека обусловлена совокупностью ряда параметров психики, сформировавшихся в результате эволюции мозга. Специфика эволюции мозга гоминид (/лат. homo (hominis) человек + гр. еidos вид/ семейство отряда приматов; включает как ископаемого человека /питекантроп, синантроп, неандерталец/, так и современных людей) в плейстоцене обусловлена, во-первых, ее темпами (это был один из наиболее быстрых, наиболее бурно протекающих процессов макроэволюции в истории позвоночных, если не в истории животного мира вообще), а во-вторых, его феноменальным последствием – возникновением такого уникального явления, как человеческая психика. Здесь имеются ввиду следующие связанные между собой ее свойства: 1) оперирование образами и понятиями, содержание которых свободно от ограничений пространства и времени и может относиться к воображаемым, никогда и нигде не существовавшим событиям; 2) познавательная способность, основанная на проникновении в структуру мира и построение модели мира; 3) способность как соблюдения определенных моральных норм поведения, так и разрушения и саморазрушения; 4) самосознание и саморефлексия, проявляющиеся в способности созерцать собственное существование и осознавать смерть.

Возникает проблема объяснения особенностей эволюции мозга гоминид, а также наличия колоссальных различий между мозгом человека и современных человекообразных обезьян, например, шимпанзе. Уже давно установлен участок коры больших полушарий человеческого мозга, управляющей понятийной стороной речи (точнее, участок, повреждение или электростимуляция которого вызывает нарушения в семантической или грамматической структуре высказывания). Однако мозг человека в сравнении с мозгом шимпанзе не содержит ни одного нового типа клеток, тканей или органов, а отдельные его части имеют аналогичные пропорции. Различие состоит в основном в меньшей у человека плотности упаковки нейронов в коре, в большем числе дендритов (следовательно, более плотной сети межнейронных связей), в большем числе нейронов с короткими аксонами (нервными отростками) и большем количестве (на единицу объема коры) нейроглиальных клеток (специализированных клеток, находящихся между нейронами); наконец, соотношение абсолютного числа нейронов коры человеческого мозга и коры мозга шимпанзе равно 1,4: 1,0. В сумме известные до сих пор структурные и физиологические различия между мозгом человека и мозгом шимпанзе кажутся тривиальными, поэтому возникает проблема объяснения генезиса принципиальных различий в сфере психики и поведения этих двух видов.

 

II. Согласно современным научным данным, наиболее адекватна действительности эволюционная теория происхождения человека от живого предка. При этом становление предков современного человека находится в прямой связи с ритмическими изменениями климата Земли, которые являются результатом интегрального отражения взаимодействия всех геосфер нашей планеты друг с другом и с Космосом.

В теории, объясняющей генезис человека, выдвинут ряд гипотез, согласно которым человек стал человеком: 1) благодаря жизни в воде; 2) в результате мутации в клетках мозга гоминид, вызванной жесткими излучениями вспышки сверхновой звезды либо инверсиями геомагнитного поля (изменение направления (полярности) магнитного поля Земли на обратное); 3) в результате теплового стресса появился мутант среди гоминид; 4) благодаря материальному производству.

1) Согласно весьма оригинальной гипотезе швед. исследователя Я. Линдблада, южноамер. индейцы, живущие в тропических джунглях, являются самыми древними людьми на Земле, причем предшественниками человека была «безволосая обезьяна» (или икспитек), ведшая водный образ жизни. Редуцированная волосатость, прямохождение, длинные волосы на голове (исключение составляют негроидные формы), присущие только человеку эмоциональность и сексуальность обусловлены особенностями образа жизни водяного гоминида (меньшую часть суток он проводил на берегу). «Как всегда, когда новый образ жизни повышает процент выживания, - пишет Я. Линдблад, - мутационные изменения наследственных структур влекут за собой приспособление к водной среде. Здесь это выражается в уменьшении волосатости тела и развитии слоя подкожного жира. Однако на голове волосы длинные – важный фактор для выживания детенышей. По той же причине у женщин большие груди с хорошей теплоизоляцией, а для защиты спермы от опасной для нее среды углубляется влагалище и удлиняется пенис. У детенышей в первые годы жизни особенно мощный слой подкожного жира. Ноги икспитека длиннее рук, большие пальцы ног не противопоставляются и направлены вперед. Осанка при ходьбе более прямая – возможно, такая же, как у нас. Другими словами, у икспитека вполне человеческий вид, во всяком случае на расстоянии». Дальнейшее развитие черепа и мозга привело к появлению человек современного типа.

2а) В рамках сформировавшегося в последнее время такого направления научных исследований, как «космический катастрофизм», выдвинута гипотеза о возникновении современного человека (и человеческой цивилизации) в связи со вспышкой близкой сверхновой звезды. Зафиксировано то обстоятельство, что вспышка близкой сверхновой звезды по времени (1 раз в 100 млн. лет) приблизительно соответствует возрасту древнейших останков человека разумного (примерно 35 – 60 тыс. лет назад). Кроме того, ряд антропологов считает, что появление современного человека обусловлено мутацией клеток мозга. А известно, что импульс гамма- и рентгеновского излучения от вспышки близкой сверхновой звезды сопровождается кратковременным (в течение года) увеличением числа мутаций. В этом случае на поверхности Земли резко возрастает интенсивность ультрафиолетового излучения, являющегося мутагенным агентом, который в свою очередь инициирует появление др. мутагенных агентов. Можно предположить, что жесткое излучение, порожденное взрывом сверхновой звезды, могло вызвать необратимые изменения в клетках мозга некоторых животных, в том числе гоминид, или рост самого мозга, что привело к формированию разумных мутантов вида человека разумного. Во всяком случае со вспышкой сверхновой звезды связано: 1) образование Солнечной системы, 2) происхождение жизни, 3) возможно, происхождение современного типа человека с его цивилизацией.

2б) Суть еще одной гипотезы в том, что современный человек – мутант, возникший вследствие инверсии земного магнитного поля. Установлено, что земное магнитное поле, которое в основном задерживает космические излучения, по неизвестным до сих пор причинам иногда ослабевает; тогда и происходит перемена магнитных полюсов, т.е. геомагнитная инверсия. Во время инверсий интенсивность космических излучений резко возрастает. Исследуя историю Земли, ученые пришли к выводу, что в течение последних 3 млн. лет магнитные полюса Земли 4 раза менялись местами, причем обнаружены останки первобытных людей, относящиеся к эпохе четвертой геомагнитной инверсии. Гипотезу о возможном влиянии космических излучений на появление человека подтверждает следующий факт: человек появился в то время и в тех местах, в которых интенсивность радиоактивного излучения оказалась наиболее благоприятной для изменения человекообразных обезьян. Именно такие условия возникли в Юж. и Вост. Африке ок. 3 млн. лет назад (первая инверсия) – в период отделения человека от мира животных. По мнению геологов, в этом регионе сильные землетрясения обнажили залежи радиоактивных руд, что вызвало мутацию у того вида обезьян, который был наиболее предрасположен к изменению генетических черт. Вполне возможно, что длительное воздействие радиоактивного излучения настолько глубоко изменило австралопитека, что он стал способен совершать действия, необходимые для его безопасности и обеспечения пищей. В соответствии с этой гипотезой питекантроп появился ок. 690 тыс. лет назад – в период второго изменения геомагнитных полюсов. При третьей инверсии магнитных полюсов Земли (ок. 250 тыс. лет назад) появился неандерталец. Возникновение же современного человека приходится на четвертую геомагнитную инверсию. Такой подход вполне правомерен, ибо известна роль геомагнитного поля в жизнедеятельности организмов, в частности человека (следует отметить, что магнитное поле определенной конфигурации и индукции становится непроницаемым для радиоактивного излучения).

3) Оригинальна гипотеза о росте массы мозга гоминидов в силу его адаптации к экстремальному тепловому стрессу. Гипотеза сводится к следующим положениям: 1) вполне вероятно, что наиболее ранняя форма охоты у гоминидов – это индивидуальная охота, «состязание на выносливость», что характерно, напр., для современных бушменов. Такая охота требует многочасовых марш-бросков в тропической саванне и должна вызывать сильный тепловой стресс, который угрожает расстройством деятельности нейронов коры головного мозга, весьма чувствительных к повышенным температурам. В итоге возможно временное нарушение пространственной ориентации и памяти. Человек обладает характерной и не встречающейся у других приматов адаптацией, благодаря которой тело предохраняется от перегрева и облегчается потеря тепла через выделение и испарение (отсутствие волосяного покрова, исключительно богатая система потовых желез). Однако такого рода адаптации, вероятно, было недостаточно для устранения угрозы перегрева крови в сосудах мозга в условиях «состязания на выносливость»; 2) у быстробегающих млекопитающих тропической зоны имеются специальные приспособления для поддержания постоянной температуры в сосудах мозга, например, у газели Томпсона сети сосудов таковы, что температура после 7-минутного бега со скоростью 40 км/ч возрастает только на 1°С, тогда как температура крови в периферических сосудах поднимается на 5°С. Адаптация у гоминидов к тепловому стрессу была иной – она основывалась на создании дополнительных нейронов коры и увеличении числа связей между ними. Т.о., все было нацелено на то, чтобы функционирование мозга как целостности оставалось действенным даже тогда, когда нарушалась деятельность части нейронов. Такой механизм адаптации согласуется с теорией амер. математика Дж. Фон Неймана, в соответствии с которой стабильность функционирования сложной системы, состоящей из нестабильных элементов, может быть достигнута увеличением числа элементов и числа связей между ними; 3) подобного рода естественный отбор рассчитан на создание мозга не столько «разумного», сколько устойчивого к периодическим, экстремальным, сильным тепловым стрессам. Возникший т.о. избыток нейронов и связей придал мозгу усиленный интеллектуальный потенциал, однако последний был только побочным эффектом устойчивости к тепловому стрессу (в наст. время внимание генетиков, физиологов, биохимиков привлечено к синтезу так наз. стрессовых белков в клетках многих организмов; особый интерес представляют белки теплового шока); 4) эти новые потенции мозга были использованы для целей, к которым он первоначально вовсе не был предназначен, т.е. к «абстрактному мышлению», символической коммуникации и проч., и одновременно к совершенствованию техники охоты. Вследствие этого охота стала занятием менее тяжелым физически, что сначала уменьшило, а затем и окончательно устранило действие отбора для адаптации к перегреву. С этого момента дальнейшая эволюция мозга гоминидов происходила уже путем отбора на «разумность»; 5) если бы гоминиды не стали использовать полученного в результате тепловой адаптации избытка нейронов коры мозга весьма рано «человеческим способом», то мозг стал бы преобразователем информации с еще большими возможностями, т.е. действие отбора на устойчивость к «перегреву» более длительное время привело бы к еще большим потенциям разума современного человека. В целом эта гипотеза может быть весьма плодотворной в выяснении происхождения человека, ибо она связана с процессами теплорегуляции живого вещества биосферы.

4) Объясняя процесс выделения Homo sapiens из животного мира, основоположники марксизма главным критерием, способствующим переходу человека из животного состояния, его культурализации, выделяют материальное производство. Впоследствии советские антропологи и археологи детально разработали гипотезу о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Люди участвуют в трудовой деятельности прежде всего из-за необходимости поддержания своей жизни. У человека существуют различные биологические и духовные потребности и, чтобы их удовлетворить, появляется необходимость разнообразия труда. Благодаря труду, в конечном счете, формируется потребность в членораздельной речи (языке) и мышлении.

Но, животные трудятся тоже. Их труд однонаправленен и инстинктивен. Труд человека культурно обусловлен.

Тогда человек все же стал человеком благодаря труду, выработавшим мышление (это противоречит в случае с животными и первым трем гипотезам.), или мышлению, разнообразившему труд?

Однако, не смотря ни на что, в соответствии с современными достижениями науки имеются веские основания утверждать, что человек является продуктом эволюционного развития, в котором наряду с биологическими факторами важная роль принадлежит социальным.

 

III. Человека изучают: биология, медицина, психология, социология, и др. Но эти науки изучают его в частных проявлениях. Философия же стремится к постижению его целостности, сущности и его места в мире. Проблема человека есть важная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Сократ говорил: «Познай самого себя».

Философское учение о человеке, представленное множеством идей и концепций, называется философской антропологией.

Кристаллизация философского понимания человека происходит уже в диалоге между формирующейся философией и мифологией в государствах Древнего Востока. Интерес к человеку наблюдается в Упанишадах. Человек в Древней Индии мыслится как часть мировой души, с которой он должен слиться. В Упанишадах раскрываются проблемы нравственности человека, а также пути и способы освобождения его от мира объектов и страстей. Человек считается тем совершеннее и нравственнее, чем больше он достигает успеха в освобождении.

В древнекитайской философии целью человека является достижение уровня «идеального человека», «благородного мужа», концепцию которого разработал Конфуций.

В античной философии человек мыслится как часть космоса, как микрокосм, являющийся отражением микрокосмоса, понимаемого как живой организм.

В христианском мировоззрении человек – это существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны 2 начала: душа и тело, а также человек и Бог. Проблема человека решалась в мистическом плане.

Философия эпохи Возрождения ставит человека на земную основу. В противоположность средневековым взглядам об изначальной греховности человека, она утверждает естественное стремление его к добру, счастью гармонии. Ей органически присущ гуманизм и антропоцентризм.

Особенность философии Нового времени является рассмотрение человека как машины. Другой ее отличительной чертой является рассмотрение человека как продукта природы, абсолютно детерминированного ее законами.

Философия Х!Х – ХХ вв. гипертрофировала духовное начало в человеке, сведя его либо к рациональному началу, либо – к иррациональному.

В итоге, представленные в мировой философии определения природы и сущности человека можно систематизировать как 3 подхода:

- субъективистский (человек – это, прежде всего его внутренний, субъективный мир). Экзистенциализм;

- объективистский (человек – продукт и носитель внешних, объективных условий его существования). Марксизм;

- синтезирующий (человек – единство внутренней субъективности и внешней объективности). Неофрейдизм (Э Фромм).

Каждое из этих направлений за сущность человека принимает нечто одно – либо разум, либо волю, либо характер, либо эмоции, либо труд, либо общение. Но какое сущностное начало из этих наиболее отличительное?

Современные представления о человеке, хотя и учитывают достижения мыслителей иррационалистического направления, но все же преимущественно опираются на рационалистические идеи.

На наш взгляд, человек несводим в своей сущности. В своем реальном проявлении она обнаруживается в его существовании. И если сущность человека – это общая характеристика рода человека, то существование каждого индивида всегда индивидуально в своем конкретно-эмпирическом выражении и не исчерпывается сущностью.

Однако достоверно, что по своей сущности человек – это результат общества и общественных отношений, т.е. существо социальное. Вне социальных отношений и общества (где развивается сознание) человек просто не может стать человеком. В то же время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать пить, есть, покинуть свою телесную оболочку и т.д.

Мы подходим к человеку с 4-мя его измерениями: биологическим, психическим, социальным и космическим.

Биологическое выражается в анатомофизиологических, генетических, нервно-мозговых, электрохимических и др. процессах человеческого организма. Психическое включает внутренний душевно-духовный мир человека – сознание и бессознательное, переживания, память, характер, волю, темперамент и др. Тесно с биологическим связано Космическое. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а, руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений – магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий. Социальное - есть формирование человека в процессе общественных отношений.

При рассмотрении проблемы биологического и социального следует избегать двух крайностей: абсолютизации биологического фактора и абсолютизации социального фактора. В первом случае возникают концепции панбиологизма. В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве одной расы над другой. Во втором случае возникли концепции пансоциологизма. В частности, значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные Дарвиным. Тогда оправдываются социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, войны.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека, согласно которому, социальное и биологическое существуют в нераздельном единстве в человеке. Не отрицая биологическое начало человека, одновременно в его становлении, существовании, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическим и социальным институтам.

Человек рождается с неполностью сформированными анатомо-физиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума. Ребенок формируется не во чреве матери, а здесь, в мире, когда слышит человеческую речь, чувствует материнскую любовь, видит мир. Поскольку человек рождается с открытой программой, то из него можно «вылепить» что угодно. Вырастет среди волков – будет волком, среди обезьян – обезьяной, среди людей – если повезет, человеком. Те, кто вырос с первых дней среди животных, вернувшись к людям, разумными уже не становились. Человеческий мозг формируется под влиянием человеческого окружения с первых часов жизни.

На многие биологические параметры самое непосредственное влияние могут оказывать социальные факторы. Например, сегодня нормальная продолжительность жизни человека, по данным науки, должна находиться в пределах 80-120 лет с учетом того, что он не подвержен наследственным и инфекционным болезням. Но лишь немногие укладываются в эти параметры не в последнюю очередь из-за влияния на них социальных факторов – войн, загрязнения окружающей среды, стрессовых ситуаций.

Итак, человек представляет собой целостное единство биологического, космического, психического и социального уровней, которые формируются из двух – природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного.

 

IV. Подходить к человеку с позиций его возникновения, как представителя человеческого рода недостаточно, т.к. остается нераскрытым вопрос: почему при родовой общности каждый человек абсолютно неповторим и уникален. С целью качественной характеристики людей используются такие понятия, как индивид, индивидуальность и личность.

В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Природные – рост, цвет глаз, строение тела, социальные – интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различна степень духовной культуры. Индивид – отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо.

С понятием индивид тесно связано понятие индивидуальности. С индивидом их объединяет то, что их основа в своей сути является биологической, природной. Однако у индивидуальности она более разносторонняя, проявляющаяся в памяти, характере, темпераменте, эмоциональности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека: его суждения, поступки, культурные запросы. Например, один человек воспринимает полученное известие о чем-то происходящем спокойно, другой – с усмешкой, а третий – со скепсисом. Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, культурное своеобразие.

Следующая более высокая степень характеристики социальных свойств человека является его превращение в личность. Личность не тождественна индивидууму, ибо «человек может иметь яркую индивидуальность и не иметь личности» (Н.А.Бердяев).

Особенностью личности являются: его мировоззрение, самооценка, характер, чувство собственного достоинства, ценностные ориентации, принципы образа жизни нравственные и эстетические идеалы, социально-политические позиции и убеждения, стиль мышления, эмоциональная среда, сила воли и т.д. Сущность личности опирается преимущественно на социальные качества. Личность – социальная система, содержание нашего Я, которое представляет собой субстанцию нашего Я; это «суть не только наше тело и его потребности, но и мир постоянно расширяющихся в ходе жизни социальных отношений» (А. Т. Москаленко, В. Ф. Сержантов). Личность есть система социального поведения и деятельности, ориентированная на существующий в данном обществе набор материальных и духовных ценностей. Личность - это общественно и духовно развитый человек.

Формирование личности весьма сложный и до сих пор до конца не изученный процесс. К настоящему времени наука установила несколько факторов, которые влияют на механизм становления, формирования и активизации человеческой личности:

- биологическая наследственность (темперамент, характер, способности);

- физическое окружение (групповые неодинаковости в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. Например, кочевники и оседлый народ имеют различные представления о личности и ее формировании);

- культура (общая и особенная (национальная, религиозная));

- групповой опыт;

- индивидуальный опыт.

В настоящее время существует две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика.

 

V. В процессе духовно-практического освоения мира человек рассматривает действительность через призму своих ценностей, что предполагает особый эмоционально окрашенный подход к окружающей действительности, при котором ее предметы и явления соотносятся с личностными чувствами и стремлениями.

Учение о ценностях называется аксиологией.

Ценностные отношения всегда вызывают определенные эмоции у субъекта - это радость, любование, восхищение, благоговение.

Основные ценности бытия человека выражаются в категориях: свобода, любовь, счастье, вера, жизнь.

Любовь – многомерное и многозначное понятие. В Древней Греции понятие «любовь» обозначалось трояко: агапе – любовь к Богу, эрос – половая любовь и филия – вся остальная любовь.

Исходя из древней истории, в своей основе любовь есть религиозное восприятие человека, видение в нем божественного начала. Согласно древнему мифу об андрогине, раньше человек был гермафродитом. Потом Бог разорвал его на 2 половинки и бросил их в разные стороны. И они с тех пор ищут друг друга.

Как не парадоксально, любовь всегда связана со смертью. Почему?

1) осуществление любви часто наталкивается на преодолимые препятствия;

2) во время состояния любви происходит осознание того, что это чувство хрупко и недолговечно;

3) счастье, радости являются противоположностью небытия, распада, смерти.

Что такое любовь – вопрос вечный, имеющий множество ответов. Философию же интересует больше не определение любви, а ее причина. Почему мы любим? Из-за красоты, денег, богатства? Но существуют люди более красивые, более денежные, более богатые.

Для любви нет причин, так же как, например, для совести, доброты. Любят не за что-то, а потому что любят. Несмотря на то, что психологическая любовь всегда объясняется конкретными причинами, и любящий искренне верит в то, что его избранник самый красивый или самый добрый. Любящий видит в любимом то, чего не видят другие.

Как ни странно, но любви надо учить: если человек научится любить людей, тогда ему будет что и кого любить. И тогда он будет по-настоящему ценить любимого и дорогого ему человека.

Счастье. Ницше говори, что мудрый человек не обязан быть счастливым – если человек знает, зачем он живет, ему не важно, как он живет.

Никто не знает точно, что такое счастье. Подмена счастья удовольствием – наиболее распространенная точка зрения. Удовольствие – это имитация счастья. Крайними проявлениями удовольствия могут быть опьянение, сексуальное удовлетворение.

Очень многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих физиологических, духовных и материальных (деньги) потребностей. Это неверно. Невероятно богатый царь Крез спросил древнегреческого мудреца Солона, видел ли тот когда-нибудь счастливого человека. На что Солон ответил: «Нет». «Но ведь я пред тобой, - возмутился Крез. – Я самый счастливый, потому что я самый богатый». Но Солон ответил, что об этом еще рано судить, так как Крез еще жив. Действительно, вскоре на Креза напали враги, разгромили и разорили его государство и били его самого.

Греки считали, что лишь смерть придает жизни законченный вид. Жизнь должна завершиться, и тогда можно ответить, счастлив ли был человек. А пока она продолжается, сказать этого нельзя.

Некоторые люди связывают свое представление о счастье с карьерой. Но жизнь показывает. Что власть быстро развращает и опустошает человека.

Единственно возможный вид счастья – это жизнь в согласии с самим собой, без напрасных мечтаний и надежд. Счастье – это внутренняя умиротворенность, понимание святости каждой минуты настоящего. Счастье протекает в настоящем времени. Но мы обычно не задерживаемся в настоящем, утверждал Паскаль. Мы вспоминаем прошлое и предвкушаем будущее, а следовательно живем в воображаемых временах. Вернее, не живем, а прожили или собираемся жить, надеясь на счастье.

Поэтому счастье – это не бессмысленная суета в прошлое или будущее, а спокойствие духа в настоящем.

Смысл жизни. Имеет ли человеческая жизнь какой-нибудь смысл?

Многие философы отрицают существование смысла жизни. Один из аргументов – утверждение, что человек – лишь разновидность материальных объектов, а его жизнь – обычный для всякой органической материи процесс рождения, увядания и гибели в общем потоке вечного хаотичного движения. Для объективистов говорить о смысле жизни человека так же бессмысленно, как о смысле жизни животного ли камня.

Что же такое смысл жизни?

Осознавая собственную жизнь, человек относится к себе и к своей жизни через призму цели и смысла. Смысл жизни – это осознаваемая ценность (ценности), которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Смысл – элемент ценностно-мотивационной сферы духовной жизни человека. Он имеет место лишь у тех, кто рефлектирует, ощущает, что нужно жить ради чего-то.

Отвечая на вопрос: «В чем смысл жизни?» философы рассматривают его с 2 позиций: с точки зрения отдельно взятого человека и человека как родового существа, человечества.

В первом понимании смысл жизни – элемент уникальной внутренней духовной жизни индивида, то, что формулирует для себя он сам независимо от господствующих систем общественных ценностей. На основе этого каждый индивид выстраивает собственную иерархию ценностей, а, следовательно, у каждого имеется «собственный» смысл жизни.

В качестве примера можно взять позицию экзистенциалистов, которые связывают предназначение человека, «подлинное человеческое существование» с полнотой переживания собственной жизни, с поисками и проявлением уникальной самости Личности через бунт, борьбу, любовь, страдание, парение в мысли, творчество, радость самореализации. В частности, А.Камю пишет: «Переживать свою жизнь, свой бунт, свою свободу как можно полнее – значит жить». Человек, по А.Камю, сам является своей единственной целью.

Поискам абстрактно-всеобщего смысла жизни полностью посвятили себя религиозные философы, например, Вл.Соловьев, С.Л.Франк. Они связывали смысл человеческой жизни с созерцанием и воплощением божественного начала человека в вере, в стремлении к сверхчеловеческой святыне, в приобщении к истине и высшему благу.

Например. По мнению, С.Л.Франка, мир сам по себе бессмыслен и слеп. Но человеческий разум – это прорыв бессмысленности. Только внутренняя духовная жизнь человека как истинное бытие имеет смысл. Но для того, чтобы человек открыл для себя смысл жизни, нужны 2 условия: 1) признать бытие Бога как абсолютной основы для силы добра, разума и вечности; 2) приобщиться к Богу и заполнить свою жизнь им…

Значительный вклад в поиски абстрактно-всеобщего смысла жизни внесли мыслители атеистического направления. Так, в марксистской философии смысл человеческой жизни видится в самореализации сущностных сил человека через его активную преобразующую деятельность. Сходная позиция у Э.Фромма: смысл жизни в развитии человечности: разума, гуманности, свобод мышления.

Понять смысл жизни – это означает определить свое место в вечном потоке изменений. Если человек не оставил после своей жизни тени, значит его жизнь по отношению к вечности была призрачной.

 

 

Лекция 13


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.