Тема 8. Макроэкономическое равновесие — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 8. Макроэкономическое равновесие

2017-09-28 490
Тема 8. Макроэкономическое равновесие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Совокупное предложение и факторы, на него влияющие. Макроэкономическое равновесие в модели АD – АS в краткосрочном и долгосрочном периоде. (Лекция 10)

1.2. Кейнсианский анализ макроэкономического равновесия. Функции, потребления и сбережения. Предельные и средние склонности к потреблению, сбережению и инвестициям. Сущность и расчет мультипликатора. (Самостоятельное изучение)

 

Практическое занятие 10. Совокупный спрос, совокупное предложение и факторы, на них влияющие. Модель А D – АS. (2 часа)

План занятия:

1. Устный опрос по контрольным вопросам к п.1.1 темы 8.

2. Письменное тестирование по тестам к п.1.1 темы 8.

3. Заслушивание докладов и их обсуждение.

4. Дискуссия по теме вопросов лекции.

Практическое занятие 11. Кейнсианский анализ макроэкономического равновесия. (2 часа)

План занятия:

1. Устный опрос по контрольным вопросам к пп.1.2 темы 8.

2. Письменное тестирование по тестам к пп.1.2 темы 8.

3. Заслушивание докладов и их обсуждение.

4. Дискуссия по теме вопросов лекции.

5. Решение задач.

Самостоятельная работа по теме 8 (7 часов), в т.ч. по видам работ:

а) изучение материала лекции 10 (2 часа);

б) самостоятельное изучение вопроса 1.2 темы 8: «Кейнсианский анализ макроэкономического равновесия. Функции, потребления и сбережения. Предельные и средние склонности к потреблению, сбережению и инвестициям. Сущность и расчет мультипликатора» (2 часа);

в) подготовка к тестированию (1 час);

г) подготовка к практическим занятиям 10 и 11 (2 часа).

Рекомендации студентам по самостоятельной работе к теме 8.

а) изучение материалов лекции.

При подготовке к лекции по теме 8 студенту необходимо предварительно изучить конспект лекционного материала по теме 8, который приведен в Приложении П.РПД Б1.Б.4 (лк) к рабочей программе дисциплины «Экономика».

При изучении лекционного материала для самоконтроля необходимо ответить на контрольные вопросы и тесты по теме 8, используя не только материалы лекций, а также рекомендуемую литературу.

б) самостоятельное изучение отдельных вопросов темы.

Самостоятельное изучение вопроса 1.2 темы 8: «Кейнсианский анализ макроэкономического равновесия. Функции, потребления и сбережения. Предельные и средние склонности к потреблению, сбережению и инвестициям. Сущность и расчет мультипликатора» предполагает написание конспекта с использованием рекомендуемой литературы.

в) подготовка к практическим занятиям.

При подготовке к практическим занятиям 10 и 11 необходимо изучить настоящие методические указания, материалы лекций и рекомендуемую литературу.

Самостоятельная работа к практическим занятиям 10 и 11 предполагает подготовку докладов и тестирование.

 

Контроль выполнения самостоятельной работы по теме 8 осуществляется на практических занятиях 10 и 11. Формы контроля: устный опрос по материалам лекции и по теме при подготовке к практическим занятиям, тестирование.

Контрольные вопросы к теме 8:

п.1.1:

1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие.

2. Постройте кривую совокупного спроса и перечислите эффекты обусловливающие ее нисходящую траекторию.

3. Совокупное предложение и факторы, на него влияющие.

4. Перечислите и раскройте теоретические подходы к обоснованию вида кривой совокупного предложения.

5. Постройте кривую совокупного предложения. Из каких участков состоит кривая совокупного предложения?

6. Макроэкономическое равновесие: модель АD – АS.

7. При каких условиях экономическая система находится в равновесии?

8. Покажите графически макроэкономическое равновесие в модели АD – АS.

п.1.2:

9. Как можно представить общий вид функций потребления и сбережения?

10. Предельные и средние склонности к потреблению, сбережению и инвестициям.

11. Инвестиции и сбережения: проблема равновесия (Модель IS)

12. Какие вы знаете стимулы к инвестированию?

13. Перечислите и охарактеризуйте факторы влияющие на инвестиции.

14. Определите ВВП с точки зрения потребления и инвестиций (Крест Кейнса)

15. Объясните сущность и расчет мультипликатора.

 

Доклады к теме 8:

1. Монетаристская концепция совокупного спроса.

2. Теория эффективного совокупного спроса.

3. Макроэкономическое равновесие и пути его преодоления

4. Невидимая рука А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» как первое исследование в области теории равновесия.

5. Теория инвестиций и практика принятия инвестиционных решений.

6. Инвестиционная политика в России.

7. Инвестиционный кризис в российской экономике: причины возникновения, механизмы развития и экономические последствия.

8. Автономные инвестиции: неоклассическая и кейнсианская концепция.

9. Листая экономические журналы, я заинтересовался проблемой…

Тесты к теме 8:

п.1.1:

1. Промежуточный отрезок на кривой совокупного предложения:

а) представлен вертикальной линией;

б) представлен горизонтальной линией;

в) имеет положительный наклон;

г) имеет отрицательный наклон.

2. Из перечисленных утверждений является верным следующее:

а) кривая AD имеет отрицательный наклон;

б) когда государство ужесточает требования к сохранению окружающей среды, это приводит к росту издержек производства на единицу продукции и смещает кривую совокупного предложения вправо;

в) рост реального объема производства не может сопровождаться ростом цен.

3. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо не может отражать:

а) повышение уровня цен и реального объема ВВП одновременно;

б) повышение уровня цен при отсутствии роста реального объема ВВП;

в) рост реального объема ВВП при отсутствии повышения цен;

г) повышение уровня цен и падение реального объема ВВП одновременно.

4. Если уровень цен растет, а производство падает, то это вызвано:

а) смещением кривой совокупного спроса вправо;

б) смещением кривой совокупного спроса влево;

в) смещением кривой совокупного предложения влево;

г) смещением кривой совокупного предложения вправо.

5. Кривая совокупного спроса выражает отношение между:

а) уровнем цен и совокупными расходами на покупку товаров и услуг;

б) уровнем цен и произведенным ВВП в реальном выражении;

в) уровнем цен, который признают покупатели, и уровнем цен, который удовлетворяет продавцов;

г) объемами произведенного и потребленного ВВП в реальном выражении.

6. Кейнсианский отрезок на кривой совокупного предложения:

а) имеет положительный наклон;

б) имеет отрицательный наклон;

в) представлен вертикальной линией;

б) представлен горизонтальной линией.

7. Если совокупное предложение превышает совокупный спрос при условии, что государственные расходы и чистый экспорт равны нулю, то:

а) сумма потребительских и инвестиционных расходов равна сбережениям;

б) сбережения равны инвестициям;

в) сбережения превосходят планируемые инвестиции.

8. Кривая совокупного спроса повышается, если:

а) падает уровень цен;

б) растет уровень цен;

в) увеличиваются избыточные производственные ценности;

г) снижается валютный курс национальной денежной единицы.

9. Если цены на импортные товары выросли, то наиболее вероятно, что это вызвано:

а) сокращением совокупного предложения;

б) ростом совокупного предложения;

в) падением совокупного спроса;

10. Если налоги на предпринимательство растут, то:

а) AD сокращается, а объем AS не меняется;

б) AS сокращается, а объем AD не меняется;

в) сокращаются AS и AD;

г) растут AS и AD.

п.1.2:

11. Объем потребления и объем сбережений в сумме равны:

а) объему дохода;

б) больше дохода в условиях экономического роста;

в) всегда меньше дохода;

12. Предельная склонность к сбережению:

а) всегда меньше 1;

б) всегда равны 0;

в) равна 1.

13. Предельная склонность к потреблению - это:

а) прирост потребления по отношению к приросту сбережений;

б) соотношение между объемом потребления и дохода;

в) прирост объема потребления на единицу прироста дохода;

14. Эффект (принцип) мультипликатора показывает:

а) изменение дохода при увеличении инвестиций;

б) изменение дохода при снижении инвестиций;

в) изменение дохода при неизменной величине инвестиций;

г) изменение дохода при изменении инвестиций.

15. Сбережения - это:

а) все накопленное имущество домохозяйств и сбережения населения;

б) реальные кассовые остатки всех рыночных субъектов;

в) часть дохода, вложенная в ценные бумаги;

г) часть дохода домохозяйств, неизрасходованная в данном периоде времени.

16. Потребление - это:

а) часть дохода домохозяйств, затраченная на покупку товаров и услуг в текущем периоде;

б) часть дохода, предназначенная на покупку товаров и услуг в будущем периоде;

в) остаток дохода, накапливаемый на банковских счетах.

17. Инвестиции - это:

а) часть дохода, не израсходованная в текущем периоде;

б) вложения во все виды производственных и непроизводственных ресурсов;

в) приобретение недвижимости;

г) приобретение товаров длительного пользования, а также валюты и золота.

18. Обратную зависимость выражает отношение между:

а) сбережениями и уровнем процентной ставки;

б) инвестиционными расходами и уровнем процентной ставки;

в) инвестиционными расходами и национальным доходом;

г) потребительскими расходами и располагаемым доходом.

19. Если реальная процентная ставка увеличится, то:

а) кривая спроса на инвестиции сдвинется вправо;

б) кривая спроса на инвестиции сдвинется влево;

в) величина инвестиционных расходов сократится;

20. На категории «склонность к сбережению» основывается подход:

а) неоклассический;

б) кейнсианский;

в) монетаристский;

г) классический.

 

Задачи к теме 8:

1. ВВП страны X составляет 200 млрд. долл. Предельная склонность к потреблению – 0,75. Если правительство страны поставило задачу достичь ВВП на уровне 400 млрд. долл., каковы должны быть инвестиции?

2. Определите равновесный уровень ВВП при условии, что инвестиции предпринимателей (I) составили 50 ден. единиц, государственные расходы (G) – 200, чистый экспорт (Хn) – 70, автономные потребительские расходы (С) – 100, предельная склонность к сбережениям (МРS) – 0,25.


3. На основе данных о размере годового дохода на одного члена семьи и размере потребления рассчитайте сбережения (S) по каждой группе семей, а также предельную склонность к потреблению (МРС) и предельную склонность к сбережению (МРS). Расчеты оформить в таблице.

Группа семей Доход на одного члена семьи Расходы на потребление МРС S МРS
А          
Б          
В          
Г          

4. В экономике страны «Альфа» функция инвестиций определяется уравнением

I = 40 + 0,4 Y, а функция сбережений – уравнением S = -20 + 0,6 Y, где Y – национальный доход. Определите равновесный уровень Y.

5. 1) Заполните таблицу, предварительно сделав расчеты на основе данных (в ден. ед): потребительские расходы (С) = 200 + 0,75×располагаемого дохода (РД), инвестиции (I) = 200, экспорт (Xn) = 125, импорт = 25, налоги (Т) = 200.

АS = Y T РД C I G Xn AD
               
               
               
               
               

где Y – национальный доход;

AS – совокупный выпуск;

AD – совокупный спрос;

G – государственные расходы.

2) При каком уровне дохода экономика достигнет макроэкономического равновесия?

3) Чему равен мультипликатор инвестиций?

6. Функция потребления имеет вид: С = 100 + 0,8 Y.

а) рассчитайте потребительские расходы (потребление) и сбережения при данных значениях дохода:

Доход Потребление Сбережение
     
     
     
     
     

б) постройте график потребления;

в) рассчитайте предельную склонность к потреблению и пре­дельную склонность к сбережению;

г) рассчитайте мультипликатор расходов.

7. Функция потребления задана формулой: С = 100 + 0,2 Y.

а) постройте график потребления;

б) постройте график сбережения;

в) определите величину мультипликатора расходов.

Тема 9. Экономические циклы

Экономические циклы и их характеристики. Виды экономических циклов. Причины возникновения экономических циклов. Теории экономических циклов и их модели. Акселератор. (Самостоятельное изучение)

Практическое занятие 12. Экономический цикл: причины возникновения, характерные черты и периодичность. (2 часа)

План занятия:

1. Устный опрос по контрольным вопросам к теме 9.

2. Письменное тестирование по тестам к теме 9.

3. Заслушивание докладов и их обсуждение.

4. Дискуссия по теме вопросов на самостоятельное изучение.

 

Самостоятельная работа по теме 9 (3 часа), в т.ч. по видам работ:

а) самостоятельное изучение вопросов темы 9: «Экономические циклы и их характеристики. Виды экономических циклов. Причины возникновения экономических циклов. Теории экономических циклов и их модели. Акселератор» (1 час);

б) подготовка к тестированию (1 час);

в) подготовка к практическому занятию 12 (1 час).

Рекомендации студентам по самостоятельной работе к теме 9.

а) самостоятельное изучение вопросов темы.

Самостоятельное изучение вопросов темы 9: «Экономические циклы и их характеристики. Виды экономических циклов. Причины возникновения экономических циклов. Теории экономических циклов и их модели. Акселератор» предполагает написание конспекта используя рекомендуемую литературу.

б) подготовка к практическим занятиям.

При подготовке к практическому занятию 12 необходимо изучить настоящие методические указания и рекомендуемую литературу.

Самостоятельная работа к практическому занятию 12 предполагает подготовку докладов и тестирование.

 

Контроль выполнения самостоятельной работы по теме 9 осуществляется на практическом занятии 12. Формы контроля: устный опрос по теме при подготовке к практическому занятию, тестирование.

Контрольные вопросы к теме 9:

1. Что означает термин «экономический цикл»?

2. Дайте определение термина «цикличность»?

3. Перечислите основные виды экономических циклов.

4. Рассмотрите теории экономических циклов и их модели.

5. Дайте определение термина «тренд»?

6. Изобразите графически тренд и циклические колебания реального ВВП.

7. Какие экономические процессы характеризуют каждую фазу экономического цикла?

8. Объясните сущность и расчет акселератора.

Доклады к теме 9:

1. Цикличность как всеобщая форма экономической динамики. Эконо­мические кризисы.

2. Большие циклы конъюнктуры Н.Д. Кондратьева.

3. Возможности воздействия на колебательное развитие экономики природных, психологических и других факторов.

4. Кейнсианская школа и теория экономического цикла Хикса (торгово-промышленный цикл).

5. Структура и фаза цикла деловой активности. Прогнозирование экономической активности.

6. Использование принципа акселерации при анализе циклических колебаний.

7. Структурный кризис в российской экономике и спад производства.

8. Альтернативные концепции стабилизации экономики и выхода из кризисного состояния.

9. Взаимосвязь циклического развития, величины и структуры безработицы.

10. Длинные волны экономического развития. Циклы Н.Д. Кондратьева.

11. Листая экономические журналы, я заинтересовался проблемой…

Тесты к теме 9:

1. Закономерность долговременного экономического развития в том:

а) что оно является равномерным;

б) что оно является циклическим.

2. Циклический характер развития экономики проявляется:

а) в колебаниях экономической конъюнктуры, имеющих периодический характер;

б) в периодических спадах деловой активности;

в) в периодических подъемах деловой активности.

3. Фазами промышленного цикла принято считать:

а) бум, подъема, оживление и рост экономики;

б) депрессию, спад, падение деловой активности;

в) кризис, депрессию, оживление, подъем.

4. В период кризисного падения производства наблюдается:

а) рост безработицы;

б) падение безработицы;

в) занятость остается неизменной.

5. В период оживления экономики:

а) реальный объем производства увеличивается;

б) номинальный объем производства увеличивается;

в) номинальный объем производства остается без изменений;

г) уменьшается реальный объем производства, а номинальный растет.

6. Продолжительность экономического цикла составляет:

а) один год;

б) пять лет;

в) десять лет;

г) нельзя дать однозначного ответа.

7. В период кризисного падения производства наблюдается:

а) рост безработицы;

б) падение безработицы;

в) занятость остается неизменной.

8. В теории экономического цикла изучается:

а) механизм согласования планов фирм, потребителей, государства;

б) причины колебаний реального объема национального производства, факторы и условия устойчивого равновесного роста экономики.

в) структура ВВП страны.

9. К среднесрочным экономическим циклам относятся колебания экономической конъюнктуры с периодом:

а) 50 и более лет;

б) 30 лет;

в) 10 лет;

г) 1 год.

10. Причиной, вызывающей экономические циклы, считал воздействие на людей пятен на Солнце:

а) У. С. Джевонс;

б) С. де. Сисмонди;

в) И. Фишер;

г) М.И. Туган-Барановский.

11. Причиной, вызывающей экономические циклы, считал превышение производства средства производства над производством потребительских товаров:

а) У. Джевонс;

б) И. Фишер;

в) М. Фридмен;

г) М.И. Туган-Барановский.

12. Циклический характер экономического развития характерен для:

а) для рыночной экономики;

б) для традиционной экономики;

в) для командно-административной экономики.

13. Экономический цикл связан с:

а) действием только внешних факторов;

б) действием внешних и внутренних факторов;

в) факторами, преимущественно влияющими на динамику совокупного спроса;

г) факторами, преимущественно влияющими на динамику предложения.

14. Среднесрочные экономические циклы названы в честь их первооткрывателя циклами:

а) Китчина;

б) Жугляра;

в) Кондратьева;

г) Кузнеца;

д) Тоффлера.

15. На рисунке дано графическое представление развития национальной эконо­мики на протяжении ряда лет.

 

Переход экономики из точки В 1в точку С1, называется:

а) циклом;

б) депрессией;

в) спадом;

г) кризисом.

16. В процессе циклического развития:

а) уровень занятости изменяется в том же направлении, что и реальный объем ВНП;

б) уровень занятости постоянно снижается;

в) уровень занятости изменяется в том же направлении, что и номинальный объем ВНП.

г) нельзя дать однозначный ответ.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.