Тема 3. Рынок, его механизм и условия формирования — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 3. Рынок, его механизм и условия формирования

2017-09-28 492
Тема 3. Рынок, его механизм и условия формирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.1. Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке. Нарушение рыночного равновесия со стороны спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения (Лекция 3)

1.2. Сущность, функции и роль рынка. Дополнительные условия для нормального функционирования современного рынка: наличие постоянного резерва факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и их мобильность; развитая рыночная инфраструктура (банки, биржи, страховые компании и т.д.); свободный доступ к информации. Классификация и характерные черты типов рынков. (Самостоятельное изучение)

 

Практическое занятие 4. Сущность, функции и роль рынка (2 часа)

План занятия:

1. Устный опрос по контрольным вопросам к п.1.2 темы 3.

2. Письменное тестирование по тестам к п.1.2 темы 3.

3. Заслушивание докладов и их обсуждение.

4. Дискуссия по теме вопросов лекции.

Практическое занятие 5. Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке. Эластичность спроса и предложения (2 часа)

План занятия:

1. Устный опрос по контрольным вопросам к п.1.1 темы 3.

2. Письменное тестирование по тестам к п.1.1 темы 3.

3. Заслушивание докладов и их обсуждение.

4. Дискуссия по теме вопросов лекции.

5. Решение задач.

Самостоятельная работа по теме 3 (6 часов), в т.ч. по видам работ:

а) изучение материала лекции 3 (2 часа);

б) самостоятельное изучение вопроса 1.2 темы 3: «Сущность, функции и роль рынка. Дополнительные условия для нормального функционирования современного рынка: наличие постоянного резерва факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и их мобильность; развитая рыночная инфраструктура (банки, биржи, страховые компании и т.д.); свободный доступ к информации. Классификация и характерные черты типов рынков» (1 час);

в) подготовка к тестированию (1 час);

г) подготовка к практическим занятиям 4 и 5 (2 часа).

Рекомендации студентам по самостоятельной работе к теме 3.

а) изучение материалов лекции.

При подготовке к лекции по теме 3 студенту необходимо предварительно изучить конспект лекционного материала по теме 3, который приведен в Приложении П.РПД Б1.Б.4 (лк) к рабочей программе дисциплины «Экономика».

При изучении лекционного материала для самоконтроля необходимо ответить на контрольные вопросы и тесты по теме 3, используя не только материалы лекций, а также рекомендуемую литературу.

б) самостоятельное изучение отдельных вопросов темы.

Самостоятельное изучение вопроса 1.2 темы 1: «Сущность, функции и роль рынка. Дополнительные условия для нормального функционирования современного рынка: наличие постоянного резерва факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и их мобильность; развитая рыночная инфраструктура (банки, биржи, страховые компании и т.д.); свободный доступ к информации. Классификация и характерные черты типов рынков» предполагает написание конспекта с использованием рекомендуемой литературы.

в) подготовка к практическим занятиям.

При подготовке к практическим занятиям 4 и 5 необходимо изучить настоящие методические указания, материалы лекций и рекомендуемую литературу.

Самостоятельная работа к практическим занятиям 4 и 5 предполагает подготовку докладов и тестирование.

 

Контроль выполнения самостоятельной работы по теме 3 осуществляется на практических занятиях 4 и 5. Формы контроля: устный опрос по материалам лекции и по теме при подготовке к практическим занятиям, тестирование.

Контрольные вопросы к теме 3:

п.1.1:

1. Построите график кривой спроса и покажите действие закона спроса.

2. Построите график кривой предложения и покажите действие закона предложения.

3. Покажите графически механизм установления равновесия на рынке.

4. Покажите графически изменение кривой спроса и перечислите факторы, влияющие на это изменение.

5. Покажите графически изменение кривой предложения и перечислите факторы, влияющие на это изменение.

6. Виды эластичности спроса и предложения. Их графическая интерпретация.

7. Назовите понятие и метод расчета ценовой эластичности спроса и предложения.

8. Назовите понятие и метод расчета эластичности спроса по доходу.

9. Назовите понятие и метод расчета перекрестной эластичности.

10. Перечислите виды эластичность предложения.

п.1.2:

11. Чем можно объяснить множественность определений рынка, существующих в экономической литературе?

12. Какие дополнительные условия необходимы для нормального функционирования современного рынка?

13. Нарисуйте структуру и виды рынков. Дайте характеристику?

14. Назовите плюсы и минусы в ценообразующей функции рынка. Считаете ли вы целесообразным государственное вмешательство в этот процесс?

15. Охарактеризуйте неразвитый рынок.

16. Перечислите характерные черты свободного (классического) рыночного хозяйства.

17. Выделите характерные черты регулируемого рынка.

18. Охарактеризуйте деформированный рынок.

Доклады к теме 3:

1. Субъекты рынка и их характеристика.

2. Модели рынка и их характеристика.

3. Границы рыночных отношений.

4. Отличительные черты современного рынка.

5. Рынок: функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики.

6. Взаимодействие спроса и предложения как процесс рыночных сил

7. 3акон спроса, закон предложения: микро- и макроэкономический уровни действия.

8. Эластичность спроса и предложения. Функция Энгеля.

9. Модель рынка несовершенной конкуренции и максимизация прибыли в условиях чистой монополии.

10. Дефицитный рынок: причины функционирования и последствия.

11. Эластичность спроса и конкуренция производителей.

Тесты к теме 3:

п.1.1:

1. Закон спроса предполагает, что:

а) если доходы покупателей снижаются, они покупа­ют меньше товара;

б) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;

в) когда цена товара снижается, величина спроса растет;

г) когда цена товара растет, спрос снижается.

2. Если спрос вырастет, а предложение сократится, то:

а) равновесное количество может вырасти;

б) равновесная цена вырастет;

в) верно только «б»;

г) верно и «а», и «б».

3. Если спрос на товар вырос, а предложение его осталось неизменным, то это приведет:

а) к повышению равновесной цены и уменьшению объема продаж;

б) к повышению равновесной цены и увеличению объема продаж;

в) к уменьшению равновесной цены и снижению объема продаж;

г) к уменьшению равновесной цены и увеличению объема продаж.

4. Закон предложения утверждает, что:

а) существует обратная зависимость между ценой товара и величиной выпуска;

б) рыночные равновесные цены и объем продаваемого товара могут изменяться в ответ на изменение спроса и предложения;

в) величина предложения повышается вмести с ценой товара;

г) все ответы верны.

5. Рынок товара находится в равновесии, если:

а) объем спроса на товар равен объему предложения;

б) на рынке не существует ни избытка, ни недостатка;

в) приданной цене намерения покупателей купить данное количество товара совпадают с намерениями продавцов продать то же количество товара;

г) все ответы верны.

6. Товар отвечает требованиям и считается нормальным, если:

а) потребитель с увеличением дохода увеличивает объем его потребления;

б) он не вредит здоровью;

в) с понижением цены приобретается большее количество этого товара;

г) с увеличением цены потребитель приобретает то же количество товара.

7. Чтобы оказаться в положении равновесия, потребитель должен:

а) не покупать недоброкачественных товаров;

б) убедиться, что цены покупаемых товаров пропорциональны общим полезностям;

в) быть уверенным, что цена каждого товара равна предельной полезности денег;

г) распределять доход таким образом, чтобы последний рубль, истраченный на покупку какого-либо товара, приносил такой же прирост полезностей, как и рубль, истраченный на покупку другого товара.

8. Из перечисленных условий к рынку совершенной конкуренции относится:

а) незначительное влияние со стороны фирмы на цену;

б) фирма – единственный производитель данного товара;

в) единственному продавцу противостоит единственный покупатель;

г) продажа однородного товара.

9. На рынке господствует один крупный производитель и действует множество мелких фирм. Эта ситуация характерна:

а) совершенной конкуренции;

б) олигополии;

в) монополии;

г) монополистической конкуренции.

10. Большинство рынков в экономике России представляют собой:

а) совершенную конкуренцию;

б) нерегулируемые монополии;

в) регулируемые;

г) совокупность конкурентных и монополистских элементов.

п.1.2:

1. Рынок – это:

а) совокупность актов купли продажи;

б) взаимодействие спроса и предложения;

в) взаимоотношение между продавцами и покупателями;

г) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара;

д) система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления;

е) все ответы верны.

2. Олигопсония - это тип рыночной структуры, для которой характерны:

а) небольшое число крупных покупателей;

б) много производителей;

в) ценовые льготы на оптовые закупки;

г) все верно.

3. Какой из рынков более других соответствует условиям совершенной конкуренции:

а) рынок автомобилей;

б) рынок труда;

в) рынок пшеницы;

г) рынок верхней одежды.

4. Примером естественной монополии является:

а) компания «Майкрософт»;

б) городской метрополитен;

в) международная организация «Красный Крест»;

г) коммерческий банк «Олимп».

5. При совершенной конкуренции:

а) ограничен вход на рынок;

б) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы;

в) ограничен вход на рынок;

г) контроль над ценами ограничен.

6. Олигополистический рынок схож с рынком монополистической конкуренции в том, что:

а) отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль;

б) для фирм характерно стратегическое поведение;

в) действует незначительное количество продавцов;

г) фирмы обладают рыночной властью.

7. Рынки совершенной и монополистической конкуренции схожи в том, что:

а) производятся однородные товары;

б) на рынке множество покупателей и продавцов;

в) существует возможность влияния на цену;

г) на поведение фирмы влияет реакция конкурентов.

8. Ценовая конкуренция предполагает…

а) продажу товаров более высокого качества и надежности;

б) продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента;

в) увеличение расходов на рекламу;

г) продажу товаров и услуг по ценам выше, чем у конкурентов.

9. Образование рыночных цен происходит за счет конкуренции:

а) неценовой;

б) монополистической;

в) внутриотраслевой;

г) несовершенной.

10. Примером рынка совершенной конкуренции может служить…

а) банковская система;

б) товарная биржа;

в) производство автомобилей;

г) система государственных закупок.

Задачи к теме 3:

1. Предположите, что спрос на товар Y и предложение товара Y растут.

а) Можно ли предсказать, будет ли равновесная цена Y повышаться, понижаться или останется той же в результате этих изменений?

б) Будет ли равновесный объем товара Y увеличиваться, уменьшаться или останется неизменным?

в) Можно ли предсказать, будет ли увеличиваться, уменьшаться или останется неизменным совокупный доход производителей товара Y (произведение равновесных цены и объема)?

2. Функция спроса Qd = 40 – 7 Р, функция предложения Qs = –6 + 16 Р.

1) определить равновесную цену (РЕ) и равновесный объем продаж (QЕ);

2) как изменится спрос и предложение, если равновесная цена станет 4 ед.?

3. Цена на чай возросла с 10 до 20 руб. за кг. Спрос на сахар упал с 2 до 1 кг. Спрос на кофе возрос с 0,5 до 1,5 кг. Спрос на спички не изменился: 10 коробков.

Определить перекрестную эластичность и тип товаров по цене чая.

4. Спрос задан уравнением Qd = 100 – 0,5 Р.

Определите, при каких Р спрос на товар эластичен, и при каких – нет. Варианты

Qd = 100 – Р, Qd = 100 – 2 Р.

5. Эластичность спроса по цене товара Х равна –3, цена увеличилась на 2%.

Определите, как изменится выручка.

6. Спрос населения на картофель характеризуется следующими показателями эластичности:

по цене –0,6;

по доходу 0,8.

В будущем году общий уровень цен не изменится, доход населения увеличится на 4% и цена картофеля возрастет на 5%. Определите, на сколько изменится величина спроса на картофель.

7. Папа Карло получал жалованье 800 золотых в год. Функция, выражающая зависимость спроса на лук от дохода папы Карло, имела вид:

х = 5 + 1.5 у,

где у – доход.

Определите эластичность спроса папы Карло на лук по доходу.

8. Объем спроса на товар А на данном рынке определяется формулой Qd = 9 – Р, объем предложения – формулой Qs = –6 + 2 Р. Найдите равновесную цену и равновесный объем продаж.



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.