Работа с юридической литературой — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Работа с юридической литературой

2017-09-28 391
Работа с юридической литературой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основная цель работы с юридической литературой заключается в обеспечении доступа к огромному объему информации, без которой невозможны ни профессиональная подготовка юриста, т.е. успешное обучение в юридическом вузе, ни осуществление профессиональной правовой деятельности практиками и научными работниками. Тем не менее знание литературы повышает надежность и обоснованность юридически значимых действий и решений судей, прокуроров, следователей, консультантов и адвокатов и тем самым укрепляет их позиции в профессиональной среде. Ее использование дает возможность соблюдать требования, предъявляемые к студентам при сдаче экзаменов, выполнении письменных работ, ответах на практических занятиях и семинарах.

Средства осуществления операций поиска литературы. Ими являются использование библиотечных каталогов, книжной и журнальной летописи, книжной рекламы, сообщений о литературе в Интернете, чтение самих источников, содержащих ссылки на других авторов. Судебная практика содержится в периодических изданиях, электронных базах данных и пр.

Наибольшие удобства предоставляет использование библиографии и каталогов. Оно в действительности экономит время и избавляет от упреков в слабой подготовленности. В наши дни надежное обеспечение подготовки, например, дипломной работы литературой по уголовному праву требует как минимум затраты 20-30 часов (речь не идет об опасном переписывании списка использованных публикаций из чужих работ). Эта же стадия с использованием библиографического справочника требует максимум двух-трех часов.

Поэтому лицо, работающее с юридической литературой (а это, как правило, юрист), должно иметь определенное представление о: а) состоянии издательского процесса, круге лиц, участвующих в нем; б) особенностях отдельных видов публикаций; в) особенностях того или иного периода издания отдельных публикаций и влиянии политических и научных позиций на их содержание. На этой основе могут быть выработаны методические приемы отбора литературы под каждую данную задачу.

Сейчас в нашей стране насчитываются десятки издательств, выпускающих работы по различным отраслям права. Различного рода статьи публикуются в журналах, выходящих на русском языке в Москве и во многих других городах России. Большое количество литературы издают специализированные научно-исследовательские центры, а также высшие учебные заведения, готовящие юристов.

Центрами правовой мысли в настоящее время можно считать Москву, Санкт-Петербург, Саратов, Владивосток, Ростов-на-Дону, Екатеринбург и др. Издательская деятельность в последнее время активно развивается в Краснодаре, Красноярске, Ставрополе, Уфе, Ярославле и других городах.

Все публикации соответствуют тем или иным требованиям издателя и намерениям автора (авторов). Это определяет жанр публикации. Так, учебник предназначен студентам. Комментарий рассчитан скорее на практических работников. Монография ориентируется преимущественно на исследователя. Пользователь поэтому должен знать, где он может искать и найти ту или иную информацию.

От жанра публикации зависят характер и полнота изложения информации, ее доступность и целевая предназначенность. Отсюда различными являются, например, трудности понимания текстов учебника, методического пособия, с одной стороны, и текстов монографии, научной статьи, тезисов научного доклада и т.д., с другой.

Важнейшим источником судебной практики является "Бюллетень Верховного Суда РФ", издаваемый ежемесячно, в котором публикуются все постановления Пленума Верховного Суда РФ по гражданским и уголовным делам и извлечения из отдельных определений или приговоров, обзоры судебной практики.

 

6.4. Отдельные виды юридической литературы и иных источников информации.

Комментарии к кодексам и законам РФ. В настоящее время издано довольно много таких комментариев. Выбор их для использования нужно проводить, ориентируясь на: а) год издания и издательские характеристики (шрифт, переплет, качество бумаги и пр.); б) содержание комментария (здесь надо различать издания собственно комментария, комментария с судебной практикой и (или) с постатейными материалами, т.е. извлечениями из законодательных и нормативных правовых актов; в) авторитет издательства и авторского коллектива, репутацию комментария, советы специалистов и преподавателей.

Можно выделить по содержанию два основных типа комментариев, выбор между которыми определяется целями его использования. Первый - комментарии, в которых раздельно даны собственно комментарии, т.е. объяснение закона, судебная практика к статье, иногда довольно подробно - восполняющие законы и другие акты, например Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и т.д. Второй - комментарии, в которых даны только авторские разъяснения текста уголовного или иного закона.

Особенностью современных комментариев часто является отсутствие указаний на различные точки зрения по тем или иным вопросам, вызывающим затруднения на практике. Обычно материал подается так, как если бы позиция автора была совершенно бесспорной. Невнимание к этому может подвести юриста при выработке правовой позиции по той или иной правовой проблеме. Эти особенности комментариев требуют их обязательного использования лицом, нуждающимся в правовой информации, но желательно в сочетании с иными видами публикаций.

Учебники и учебные пособия. Они очень сильно различаются между собой. Их выбор для использования довольно сложен и определяется мотивацией читателя. В области уголовного права наиболее основательными являются Курс уголовного права в 5 томах, изданный кафедрой уголовного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в качестве учебника для юридических вузов, и Курс уголовного права под редакцией А.В. Наумова и В.Н. Кудрявцева, подготовленный сотрудниками Института государства и права РАН. Многие учебники и учебные пособия, охватывая Общую и Особенную части, издаются в одном томе, сравнительно небольшом по количеству страниц.

Популярностью пользуются наиболее простые пособия, в частности, изданные в сериях "Право в вопросах и ответах", "Элементарный курс" и пр.

Общим для всех таких работ является стремление дать целостную характеристику, например, уголовного права как отрасли законодательства и отрасли правоведения. Краткие учебники и учебные пособия, сборники схем и аналогичные издания, в свою очередь, экономят время на чтение, излагают материал предельно просто. Однако часто они лишь создают иллюзию понимания предмета, и их содержание легко забывается. На практике многие вопросы, которые казались простыми в усвоении, превращаются в сложные, и специалист должен отдавать себе отчет в том, на каком уровне реально находятся его знания.

Фундаментальные или основательные учебники требуют больше времени, и понимать их содержание сложнее. Однако время, затраченное на работу с такими учебниками, переносится в будущее и облегчает любые виды работ, связанных с использованием закона.

Таким образом, при выборе следует, помимо сказанного выше, учитывать: а) новизну учебника, его соответствие действующему законодательству; б) содержание учебника; в) оснащенность учебника ссылками на иные публикации и практику. Насколько это возможно, при выборе учебника следует обращать внимание на позиции авторов по центральным вопросам, ясность изложения. Кроме того, следует иметь в виду, что многие учебники содержат спорные или прямо ошибочные суждения по ряду вопросов, но уяснить это начинающему юристу довольно трудно.

Монографии. Это коллективные или индивидуальные работы, посвященные отдельной правовой проблеме или группе проблем. Их адресатами являются преимущественно специалисты в области различных отраслей права и студенты, которые заинтересованы по тем или иным причинам в углубленном изучении данной отрасли. Монографии предполагают знакомство читателя с исследуемым в них предметом и нередко написаны на научном жаргоне, без подробного изложения смежных вопросов. Чтение монографии поэтому требует определенных усилий. Они окупают себя, когда читателю необходимо знать о состоянии исследований, например, в уголовном праве, когда он должен основатель но и глубоко разработать правовую позицию по вопросам применения уголовного закона. Монографии предполагают полемический характер изложения. Далеко не всегда и далеко не все изложенные в них суждения могут быть правильными.

Диссертации и авторефераты диссертаций. Эти работы носят двойственный характер. В них излагается нередко важный правовой материал, и одновременно они представляют собой своеобразную экзаменационную работу очень высокого уровня, призванную показать способности автора провести научное исследование и дать некоторый научный результат.

Чтение диссертаций предполагает определенный уровень подготовки, желание глубже ознакомиться с относительно узкой проблемой или новой постановкой проблемы. Оно, как правило, позволяет включиться в полемику по тем или иным вопросам, что может быть необходимо и в процессе исследовательской, и в процессе правоприменительной работы.

Авторефераты диссертаций гораздо доступнее читателю. Они кратко излагают содержание диссертации и нередко дают о ней достаточное представление.

Научные статьи и тезисы. Обычно в них подробно рассматривается какой-либо важный (по мнению автора) вопрос. Они сильно отличаются друг от друга по глубине и основательности, языку, характеру изложения материала. Различные издания (журналы, сборники трудов, материалы конференции) предъявляют неодинаковые требования к публикуемым работам. Некоторые журналы рассматриваются как более авторитетные. Такую репутацию имеют, прежде всего, специальные и общие, издающиеся в течение многих лет, журналы.

Чтение научных статей и тезисов в наибольшей степени требует подготовленности и критического подхода. Вместе с тем многие статьи очень полезны для понимания природы того или иного правового явления, для поиска дополнительной аргументации при разработке правовой позиции и пр.

Статьи и тезисы нередко являются началом разработки научной или практической проблемы, но иногда в них содержится и законченное обоснование определенного решения. Незнание информации, содержащейся в публикациях такого рода, может привести к ошибочному решению и поражению в полемике.

Материалы в Интернете. Использование ранее не опубликованных в письменном виде материалов требует особого внимания и осторожности, ибо не во всех случаях авторы таких материалов проявляют при их разработке достаточные профессионализм и ответственность.

 

6.5. Технология изучения и подготовки документов

 

Документы с правовой точки зрения - это любые источники информации, имеющие некоторый правовой статус. Документом может, как известно, оказаться записка, черновик письма. Документами являются процессуальные акты, правоприменительные решения, справки и пр.

Изучение документов - это один из способов получения информации, рассчитанный на ее визуальное восприятие и понимание, как однократное, так и многократное, в течение имеющегося для этого времени. Этот вид труда внешне может показаться легким. На самом же деле он крайне утомителен и нередко порождает желание избавиться от непосредственного изучения первичных документов, заменив его использованием сводных документов чужого авторства. Чаще всего это приводит к тяжелым ошибкам.

Содержащаяся в документах (деле, актах, досье) информация обычно подается в форме, избранной ее автором, для того чтобы, информируя адресата документа, воздействовать на его позицию, даже если речь идет, например, об отчетных бухгалтерских сведениях. Изучение документов, как минимум, включает в себя:

а) установление автора документа (коллективного или индивидуального);

б) проверку его фактической полноты, объективности, истинности; уяснение смысла документа;

в) получение выводов о характере информации, содержащейся в документах, и возможностях ее использования.

Во многих случаях изучение документов - сложная задача, требующая специальных знаний и навыков (аудит, подготовка судебных дел и пр.). Но все-таки главным является концентрация внимания на изучаемых документах.

Рабочие приемы чтения документов (ознакомления с досье) целесообразно подразделить на две группы. Первая - это приемы формального анализа документа (документов), в частности определение автора или лица, от имени которого создан документ, времени появления, юридической силы и пр. Вторая - приемы содержательного анализа. Она включает:

а) определение целей чтения, выбор поисковой ориентации;

б) вычленение смысловых информационных блоков, причем здесь первостепенное значение имеет выявление фактических обстоятельств, фактического состава сообщения;

в) анализ смыслов и значений информации, имеющейся

в данном досье, по их происхождению, юридическому значению, целям фиксации и пр.;

г) преобразование в собственных целях извлекаемой информации;

д) составление краткого или кратчайшего резюме.

Некоторые из этих приемов в их конкретном воплощении носят общий характер и должны быть адаптированы к работе юриста; другие являются изначально юридико-техническими. Но, во всяком случае, рациональность и качество ознакомления с документами (чтение, изучение дела) зависят от профессиональной подготовленности юриста, его способности воспринять документ как целое, затем его читать, сепарировать и запоминать правовую информацию, выделять смысловые связи, пробелы и пр.

Цели ознакомления конкретизируются и правовыми нормами: проверка уголовного дела для утверждения обвинительного заключения; проверка обоснованности жалобы с точки зрения принесения протеста; формулирование притязания и пр. Во всяком случае, ознакомление должно быть профессионально нацеленным.

Фактическое содержание документа имеет для юриста поистине решающее значение. Выделение фактического содержания документа - на первый взгляд простое дело. Исследования показывают, однако, что при этом совершается много ошибок. Их причины: предубеждение читателя, его невнимательность либо нетерпеливость, излишнее доверие к обтекаемым "лгущим" формулировкам, наконец, нередко встречающееся незнание предмета, о котором говорится в документе.

Целостная формальная и содержательная оценка документа может включать в себя такие этапы:

а) определение авторства (если оно неясно) и, главное, интересов и позиций, стоящих за авторами;

б) уяснение причин появления документа и его целей;

в) структурирование информации по кругу лиц, о которых идет речь в документе, их действиям, включая потенциальные, по времени, месту действия, объектам, о которых говорится в документе;

г) вывод о достоверности сведений документа;

д) определение юридической значимости документа и отдельных его тезисов.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.