Культурное и социальное отчуждение как предмет анимации — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Культурное и социальное отчуждение как предмет анимации

2017-09-28 592
Культурное и социальное отчуждение как предмет анимации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При анализе проблемы социального и культурно го отчуждения нужно понимать, что эти пробле­мы носят комплексный характер, а также являют собой итог социокультурной дезадаптации Проблемы отчуж­дения человека нарастают постепенно, действуют центробежно на все его социальное окружение - к примеру, человек, ли­шившийся работы, очень быстро теряет своих «закадычных» друзей, вынужден отказаться от общения с большей частью знакомых.

Понятие «социальной смерти» личности. Нами разра­ботана авторская типология крайней формы социальной дезадаптации, которую мы условно назвали «социальное умира­ние», подчеркивая в этой условности главный компонент-раз­рушение социальных связей между личностью и обществом. Поскольку взаимодействие личности и общества выстраива­ется по линии взаимного принятия, постольку и дезадаптация, или «социальное умирание», в котором разрушаются социо­культурные взаимосвязи, может быть связана с утратой ценностно-смыслового статуса одного из субъектов взаимодей­ствия.

Так, человек, по тем или иным причинам отклоняющийся от «нормы», может потерять в глазах окружающих социальную привлекательность, и, как следствие, он вытесняется в более низкие социальные старты. В данном случае общество «от­вернулось» от личности, лишая ее поддержки и понимания как основы дальнейшего развития Подобным образом может быть обнаружена причина социальной дезадаптации и в случае ут­раты ценностной привлекательности общества для отдельно­го человека. В таком случае дезадаптация личности чаще все­го принимает протестные формы. Так, к примеру, обстояло дело с целым поколением московских дворников-шестидесятников. Представители интеллигенции, не принимавшие правил социального устройства в Советском Союзе, вынуждены были ве­сти маргинальный образ жизни, устраиваясь дворниками, спа­сая, таким образом, значимые для них ценности и демонстри­руя полное безразличие к обществу. И, наконец, последний тип - утрата ценностно-смыслового статуса личности в соб­ственных глазах. Этот тип дезадаптации характеризуется по­терей интереса к саморазвитию, безволием, катастрофически быстрым переходом в самые нижние страты общества.

Типология «социальной смерти»:

- умирание личности для общества;

- умирание общества для личности;

- умирание личности для себя.

Экзистенциальный анализ личностного отчуждения - постоянная тема в гуманистической психологии. Эрик Фромм по этому поводу пишет: «Человек наделен разумом: он есть жизнь, осознающая себя; он осознает себя и себе подобных, свое прошлое и свое возможное будущее. Это осознание себя как отдельной сущности, осознание краткости своего жизненного пути, осознание того, что он независимо от своей воли родил­ся и против своей воли умрет; того, что либо он умрет раньше тех, кого он любит, либо они умрут раньше него; осознание своего одиночества и отчужденности, своей беспомощности перед силами природы и общества - все это превращает его одинокое, обособленное существование в настоящую каторгу. И если он не сможет освободиться от этой каторги, выйти на волю, не сможет объединиться каким-то образом с людьми и внешним миром, он сойдет с ума»16. Собственно это стремле­ние к единению с другими людьми должно стать источником своего рода социального творчества, результатом которого являются микро- и макросистемы социального взаимодействия человека Способность к восполнению этих социальных свя­зей, к духовно-творческому освоению пространства межлич­ностных отношений не всегда может быть реализована в пол­ной мере.

Препятствия, возникающие на пути к социокультурному взаимодействию, лежат, как правило, не во внешних обстоятельствах - невысокий социальный статус, недостатки физи­ческого развития и др. Сами по себе они не способны разру­шить структуру социокультурного взаимодействия. Эти обсто­ятельства предваряют, а во многих случаях предопределяют появление комплекса психологических препятствий, которые ведут к социальной дезадаптации. Данное положение нужно признать ключевым для понимания сущности коррекционной психолого-педагогической деятельности в открытой социально-культурной среде. Педагоги-аниматоры чаще всего не име­ют возможностей для устранения физического недуга челове­ка (это задача специалистов медико-биологической реабили­тации), они не в состоянии изменить социально-экономический статус клиента (это задача служб социальной защиты). Специ­фическая задача социально-культурной анимации состоит в создании особых психолого-педагогических и социально-куль­турных условий, способствующих преодолению психологичес­ких препятствий к социальному взаимодействию.

Основным показателем отчуждения признается наличие в сознании и аффективной сфере современного человека сле­дующих доминант:

- во-первых, чувства бессилия, ощущения того, что судь­ба индивида вышла из под его контроля и находится под де­терминирующим влиянием внешних сил;

- во-вторых, представления о бессмысленности существо­вания, о невозможности получить путем осуществления каких- либо действий рационально ожидаемый результат;

- в-третьих, восприятия окружающей действительности как мира, в котором утрачены взаимные обязательства людей по соблюдению социальных предписаний, разрушена система цен­ностей культуры;

- в-четвертых, ощущения одиночества, исключенности че­ловека из социальных связей;

- в-пятых, чувства утраты индивидом своего «подлинного Я», разрушения самоаутентичности личности, т.е. самоотчуждения.

Социальные группы, нуждающиеся в социокультурной анимации. Безработные, мигранты, престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), дети, оставшиеся без попечения родителей (сироты), одинокие, невротики, интеллектуалы, алкоголики, наркоманы и др.

Отношение общества к «отчуждаемым»: например - отношение здоровых к инвалидам.

«Современная Америка не нуждается в большинстве инвалидов. К сожалению, это так. Даже те инвалиды, которые живут обычной жизнью (их около трети), подавляют в себе чувство парии, ощущение покровительственного отношения здоровых»17 Отношение здоровых к людям, имеющим физический или умственный дефект, носят, по мнению Стаббинса, характер доминирования - подчинения. Это проявляется, в ча­стности, в точке зрения, что здоровые лучше знают, в какой именно помощи нуждаются инвалиды.

Социокультурная анимация как антитеза социальному уми­ранию личности. Сотворчество, общение-диалог, общение-полифония в процессе возвращения личности к полноценной со­циальной жизни, преодоления психологической дисгармонии, суицидальных тенденций. Творческая деятельность как спо­соб соединения личностей.

«Забота и ответственность, уважение и знание взаимосвязаны. Это неразрывный комплекс установок, которые дол­жны быть у зрелого человека, то есть человека, который пло­дотворно развивает свои возможности, который отказался от нарциссических мечтаний о всеведении и всемогуществе, ко­торому свойственна скромность, порожденная внутренней силой. А такую силу может дать лишь настоящая созидательная деятельность»18. Э. Фромм выделил следующие способы со­единения человека с общностью:

- оргиастическое соединение;

- подчинение группе;

- творческая деятельность,

- любовь.

При этом продуктивными и оказывающими положительное воздействие на личность являются только творческая деятельность и любовь. Это высшие проявления человечес­кой активности, открывающие человеку путь к духовно-твор­ческому взаимодействию с другими людьми

Безусловно, что в контексте организации психолого-педагогической помощи личностям, нуждающимся в анимационной поддержке, данная типология демонстрирует особые, часто недооценивающиеся педагогами, возможности творческой де­ятельности. Развитие способностей личности к творчеству ста­новится одним из важнейших путей социализации, включения человека в многообразные социальные отношения.

 

 

Глава II. Педагогические технологии социокультурной анимации

Основные дидактические единицы:

типология методов анимации как способов реализации адекватной целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности или группе (социальная защита, творческая реабилитация, социально-психологическая коррекция, выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др.); художественное творчество как ведущий метод анимации.

 

Анимация представляется французским исследователям особой педагогикой понимания и посредничества, которая призвана утверждать отноше­ния равенства, преодолевающие иерархическую подчинен­ность, устанавливать взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставлять индивидуаль­ный выбор деятельности и отношений. Социально-культурная анимация должна «предоставить личности возможность са­мой участвовать в развитии мира, к которому она принадле­жит; не замыкаться впредь лишь на передаче какого-либо на­выка и учитывать многообразие ситуаций»19.

Российские исследователи анимации (Е.Б. Мамбеков и др.) считают, что для французской анимации к началу 1980-х годов было характерно признание важности социальных связей, а их совершенствование рассматривалось как цель анимации.

Анимация и в современной французской педагогической литературе понимается как метод интеграции и участия, нацеленный на совершенствование социальных отношений при посредничестве аниматора.

Методы анимации. Методы анимации можно определить как особые способы реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности в процессе социализации и жизнедеятельности. Выделяются следующие группы методов:

- социальная защита;

- социально-психологическая коррекция;

- творческая реабилитации;

- выявление и поддержка динамических тенденций твор­ческого самоопределения и др.

Индивидуальные, групповые и макрогрупповые методы ани­мации (количественный критерий).

Постоянные, периодические и разовые формы работы (временной критерий).

Типология социальных групп, с которыми проводит­ся анимация. Объектом анимационной деятельности высту­пают:

- открытая группа (общность людей, не связанная меж­ду собой межличностными отношениями, население города, района, коллектив крупного промышленного предприятия и др., случайная аудитория анимационных мероприятий, например, прохожие на улице города и т.п.);

- полуоткрытая группа - аудитория систематически про­водимых мероприятий, доступ на которые ограничен опреде­ленными правилами или особенностями собирающихся вместе людей;

- закрытая группа - специальные группы, в которых ус­танавливается тесный межличностный контакт, и поэтому при­ход новых участников практически невозможен. Это группы, которые собираются время от времени (группы психологичес­кого тренинга, семейные клубы, сословные клубы и другие об­щественные объединения), а также общины - социальные груп­пы людей, которые совместно проживают, занимаются трудо­вой деятельностью, реализуют общие задачи обучения, пре­одоления последствий заболеваний, физических дефектов.

Направления анимационной работы. Среди направле­ний социально-культурной анимации мы выделяем следующие:

1. Анимационная работа по изменению негативного отно­шения общества к отчуждаемой личности.

2. Деятельность по восстановлению системы межлично­стных отношений личности (социально-психологическая реа­билитация).

3. Формирование адекватного самопонимания, самоощу­щения и самовыражения (терапия смысла жизни - логотерапия).

На практике данные направления тесно связаны и могут быть выделены только в целях анализа, который позволяет уточнить общие характеристики социально-культурной анима­ции и выявить специфику её отдельных направлений.

 

Глава III. Современный опыт анимационной работы

Основные дидактические единицы: формы современной социокультурной анимации во Франции и в странах Западной Европы; основные направления анимационной деятельности (школьная анимация, театральная анимация, арттерапия, коммуникативная реабилитация и др.); диагностика социальной, социально-психологической и личностной ситуаций как основа программирования анимационной деятельности.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.