Принципы и функции социально-культурной анимации — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Принципы и функции социально-культурной анимации

2017-09-28 1066
Принципы и функции социально-культурной анимации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В социально-культурной анимации как особого рода педагогической деятельности причудливо пере­плетаются задачи обеспечения условий для свободного развития, творческого самовыражения личности и условий для эффективного социального контроля в сфере куль­туры.

Ж. Дюмазедье обозначил эти два целевых аспекта соци­ально-культурной анимации как освободительный и регулятив­ный.

Стремление к свободному социальному творчеству - не­обходимый момент человеческого существования, имеющий глубинную экзистенциальную основу. «Личность должна отста­ивать свое право на свободу, социальную включенность про­тив любых противозаконных, пагубных влияний»13.

Регулятивный аспект анимации имеет значение, посколь­ку личность живет в обществе не изолированно, она вовлече­на в деятельность социальных институтов, а для регулирова­ния взаимоотношений между ними в свою очередь необходи­ма функция социального контроля. Социальный регулятивный контроль должен способствовать использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личнос­ти в социальной и политической жизни общества.

В диалектическом единстве освободительного и регуля­тивного аспектов анимации Ж. Дюмазедье видит истоки зарождения анимации как социального института. Исходя из это­го положения он выделяет четыре функциональных характери­стики социально-культурной анимации.

Во-первых, исторически возникновение анимации было выз­вано необходимостью специфического социального контроля свободного времени, способствующего максимальному выра­жению внутреннего «я» личности.

Во-вторых, в настоящее время свободное время все в большей степени становится временем реализации личност­ных желаний, поощряемых или отвергаемых семьей, школой, работой. Социальный контроль в форме анимации, поощряя свободное волеизъявление каждого, должен ограничивать, кри­тиковать и направлять рынок потребления культуры, на кото­ром реализуются желания личности.

Установление равновесия между досуговыми запросами личности или коллектива и их социальной включенностью Ж. Дюмазедье определяет в качестве третьей характеристики ани­мации.

И, наконец, четвертая характеристика - это социальный контроль, направленный на неформальное образование лич­ности, ее самообразование.

Личность в системе анимационной деятельности. В насто­ящее время в научной трактовке анимационной деятельности подчеркивается её защитная роль по отношению к давлению на личность стандартизированных и коммерциализированных видов деятельности (Д. Рисмен). Анимация создает оптималь­ные условия для того, чтобы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивидуума.

Социокультурная анимация признает личность как уникальную целостность, которая представляет собой не нечто зара­нее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, при­сущую только человеку.

Принципы социокультурной анимации. Среди основ­ных принципов, на основе которых выстраивается анимацион­ная работа, можно выделить следующие:

- человек должен изучаться и приниматься в его целост­ности;

- каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

- человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью;

- человеческая жизнь должна рассматриваться как еди­ный процесс становления и бытия человека;

- человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

- человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, ко­торыми он руководствуется в своем выборе;

- человек - это активное, интенциональное, стремящее­ся к самоактуализации, творческое существо.

Задачи социокультурной анимации. Анимация в соци­альной среде как путь «оживления», «одухотворения» меж­личностных и межгрупповых социально-психологических отно­шений, восстановления смысложизненных ориентации личнос­ти средствами социально-культурной деятельности.

В одном из широко известных докладов Комиссии по ани­мации, подготовленных специалистами по заказу Правительства Франции, выделялись три взаимосвязанных процесса в анимации:

- процесс создания условий для раскрытия личности или группы;

- процесс установления межличностных отношений;

- процесс творчества как поиск проблем в окружающем мире и их решение14.

Анимационная акция решает комплекс взаимосвязанных задач:

- комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осоз­нании индивидом ценностного подтекста ситуации (что хорошо и что плохо);

- помощь в определении и осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения же­лаемой цели;

- подведение личности к необходимости осознания ирра­ционального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осознание собственных нео­сознанных желаний;

- выявление и помощь в осознании реальных возможнос­тей, между которыми есть выбор;

- помощь в осознании последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае;

- подведение личности к осознанию того, что осознание как таковое не может изменить кризисную ситуацию без жела­ния действовать.

«Только окончательно добрый или окончательно злой че­ловек не имеет больше выбора. Почти каждый может регрес­сировать к архаическому ориентированию или двигаться в направлении полного прогрессивного раскрытия личности. В пер­вом случае мы говорим о начале тяжелого психического забо­левания, во втором - о спонтанном излечении от болезни или перемене соответствующего индивида в сторону полного про­буждения и созревания»15.

Задачей социально-культурной анимации является не толь­ко изучение условий, которые ведут к тому или иному разви­тию человека, а также выявление социально-культурных тех­нологий и методов, с помощью которых можно содействовать благоприятному развитию и преодолению негативных тенден­ций.

Таким образом, основные направления анимационной ра­боты связаны с преодолением личностных тенденций к соци­альной дезинтеграции (стремления к социальной смерти). Имеется в виду профилактика социально-психологических откло­нений (например, девиантного поведения подростков, нарко­мании, алкоголизма, суицида и др.); реабилитация критических состояний личности; помощь в творческой самореализации личности; укрепление системы социально-психологических от­ношений личности и группы; формирование ситуаций развива­ющего досуга и активного отдыха.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.