Экономический анализ правовой и организационно-экономической характеристики предприятия. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Экономический анализ правовой и организационно-экономической характеристики предприятия.

2017-09-26 292
Экономический анализ правовой и организационно-экономической характеристики предприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Специализация торговых предприятий сопровождается повышением уровня разделения труда, увеличением объектов товарной продукции, ростом производительности труда.

Основной показатель размера предприятия – объем товарной продукции или выручка от реализации товаров и услуг. Кроме этого показатели анализируют такие как: стоимость основных производственных фондов, численность работников, суммы электрических мощностей и т.д. (табл.8.).

 

Таблица 8 - Показатели размера предприятия

 

Показатели Годы Темп роста, %
2012г. 2013г. 2014г.
Выручка от реализации товаров и услуг, тыс.руб.       -2,94
Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.       -6,15
Численность работников, чел.       -40
Электрические мощности, кВт/час.       -7,14

 

Первоначально, при создании хозяйствующих субъектов, источником приобретения производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств является уставной капитал. За счет его средств создаются необходимые условия для осуществления предпринимательской деятельности. Затем в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) создается новая стоимость, которая определяется ценой реализованной продукции (работ, услуг). Результатом ее реализации является выручка от реализации товаров (работ, услуг).

Таким образом, основной показатель размера предприятия «выручка» прямо пропорционально зависит от таких показателей как стоимость основных производственных фондов, численность работников, электрических мощностей.

По всем представленным выше показателям наблюдается тенденция снижения на протяжении 3-х лет. Так, выручка от реализации была снижена на 2,94%, стоимость производственных фондов на 24,73 %, численность работников на 40%, электрические мощности 7,14%.

Для определения уровня специализации анализируем состав и структуру товарной продукции по таблице 9.

 

Таблица 9 - Состав и структура товарной продукции

 

Показатели Годы
     
Тыс.руб % Тыс. руб % Тыс.руб %
Хлеб и хлебобулочные изделия   23,98   24,35   24,71
Мясные товары   15,17   15,24   15,31
Молочные продукты   11,16   9,61   9,63
Рыбные товары   11,55   12,34   12,44
Консервы   8,32   8,45   8,44
Бакалейные товары   9,14   9,27   9,08
Табачные изделия   7,18   7,04   6,49
Кондитерские изделия   13,51   13,71   13,92
ИТОГО   100,00   100,00   100,00

 

Анализ состава и структуры товарной продукции показывает, что наибольший удельный вес в товарообороте имеет наиболее значимые группы продовольственных товаров, это хлеб и хлебобулочные изделия 23,98%.

Удельный вес молочных и кисломолочных продуктов к 2014 г. снижается на 1,53%. Причиной этого служит неразвитая ассортиментная политика, не ориентированность на местного потребителя.

Реализация табачных изделий к 2014 г. также значительно снижается. Возможные причины этого – повышение цен на табачные изделие.

Для оценки уровня специализации рассчитаем коэффициент специализации

Ксп=100/∑(Ygi*(2i-1)),

Где Уgi-удельный вес i-го вида товарной продукции в общем объеме;

i-порядковый номер отдельных видов товаров по удельному весу в ранжированном ряду.

 

Таблица 10 - Расчет коэффициента товарного сосредоточения за 2014 год

 

Вид товаров Выручка от реализации, тыс.руб. Удельный вес Уgi Порядковый номер i (2i-1) Уgi*(2i-1)
Хлебобулочные изделия   24,71     24,71
Бакалея   15,31     45,93
Молочные и кисломолочные   9,63     86,67
Мясо, рыба, колбаса   12,44     87,08
Консервы   8,44     109,72
Безалкогольные напитки   9,08     99,88
Табачные изделия   6,49     97,35
Бытовая химия   13,92     69,6
ИТОГО     Х Х 620,94

 

Вычисляем коэффициент специализации:

Ксп =100/620,94=0,16

Значение коэффициента специализации 0,16 говорит о том, что на данном предприятии имеется более 1000 наименований товаров.

Торговому предприятию целесообразно скорректировать ассортимент продукции и, изучив спрос населения, направить свою политику на реализацию наиболее востребованных товаров.

Трудовые ресурсы – это часть трудоспособного населения занятая в процессе производства, обмена и потребления.

Трудовые отношения – охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса, подготовкой и набором кадров, определением оптимальной системы заработной платы.

В связи с этим выделяют понятия кадровый потенциал – т.е. это интегральная характеристика персонала или категории, которая имеет относительный характер и количественные измерение.

Оценка кадрового персонала проводится по следующим показателям.

Количественные: списочная численность, явочная численность, среднесписочная численность и т.д.

Качественная характеристика определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников для достижения целей предприятия. Основными понятиями являются: профессия, специальность, уровень квалификации.

Основным показателем эффективности использования кадрового потенциала является производительность труда. Выделяют натуральные и стоимостные показатели. Обратным показателем производительности труда является трудоемкость, т.е. затраты труда на единицу продукции.

Основные показатели использования трудовых ресурсов представлены в таблице 11.

 

Таблица 11 - Расчет показателей использования трудовых ресурсов.

 

Показатели Годы Отклонения (рост +; снижение -)
     
состояло на начало года, чел.       -4
выбыло, чел.       -1
состояло на конец года, чел.       -2
среднесписочная численность работников, чел.       -5
коэффициент текучести 1,25 1,25    
коэффициент постоянства кадров 0,75 0,75   -0,25
трудообеспеченность, %       -2
отработано одним работником за год, дней       +2

Кт = Ку/Чср*100
Кт – коэффициент текучести;
Ку – количество уволенных сотрудников;
Чср – среднесписочная численность.

Кпос = Чр / Чср, (6)

где Кпос – коэффициент постоянства кадров;

Чр – численность работников, проработавших в организации в течение всего года;

Чср – среднесписочная численность работников за этот период.

Анализ рабочего времени, степень использования которого, существенно влияет на выполнение объема реализации товаров. На основании анализа можно определить такие показатели, как среднее число выходов на одного рабочего, процент неявок, средняя продолжительность рабочего дня, доля фактически отработанного времени в максимально возможном фонде рабочего времени.

Для того, чтобы рассчитать потери объемов реализации работ, вызванные потерями рабочего времени, используется следующая формула:

ПОР2012 = Впл. х Чпл. х ПР / Дпл.= 766,25*8*160/365=2687,12тыс.руб

ПОР2013 = Впл. х Чпл. х ПР / Дпл.= 1006,33*6*152/365=2514,45тыс.руб

ПОР2014 = Впл. х Чпл. х ПР / Дпл.= 991,66*6*144/365=2347,38 тыс.руб

Потери рабочего времени в течение 3-х лет имеют тенденцию к снижению, так к 2014 г. потери сократились на 12,64%.

Но все же потери рабочего времени вызывают снижение объема производства и реализации продукции, поэтому их нужно стараться по возможности ликвидировать. Для повышения эффективности работы предприятия необходимо совершенствовать структуру использования рабочего времени.

Для этого необходимо проводить организационные мероприятия, повышать уровень трудовой дисциплины, улучшать условия труда рабочих, проводить мероприятия по охране труда, следить за состоянием здоровья персонала, а также ликвидировать простои оборудования.

В качестве мероприятий, связанных с уменьшением потерь на производстве можно ввести систему оздоровления работников: распределение лечебных путевок, во время обострений заболеваний в осеннем - весеннем периоде обязательную выдачу мультивитаминных средств.

Таблица 12 - Анализ использования рабочего времени

 

Показатели Годы Отклонение
2012 г. 2013 г. 2014 г.
Число отработанных дней, дней        
Число неявок на работу, чел./н.       -114
в т.ч. – болезни       -2
- отпуск       -
- прогулы - - - -
Число праздничных выходных, дней       -
Среднесписочная численность, чел.       -2
Объем реализации товаров на одного работника, тыс. руб./чел. 681,1 1006,33 991,66 +225,41

Положительным моментом в кадровой политики предприятия является снижение неявок на работу по причине болезни на протяжении 3-х лет. Это говорит о том, что на предприятии поддерживается политика, направленная на профилактику различных заболеваний.

Конечным показателем использования рабочей силы на предприятии является производительность труда работников. На производительность труда оказывают влияние два фактора: объем реализации товаров и среднесписочная численность работников (таблица 13).

 

Таблица 13 - Анализ производительности труда

 

Показатели Годы Отклонение (рост +, снижение -)
2012 г. 2013 г. 2014 г.
Объем реализованных товаров, тыс. руб.       -180
Среднесписочная численность работников       -3
Объем реализации продукции на одного работника, тыс. ркуб./чел. 681,1 1006,33 991,66 +225,41

 

Анализ производительности труда показывает, что объём реализации на одного работника возрастает в 2013 году к 2012 на 240,08тыс.руб (23,86%), в 2014 году к 2013 снижается на 14,67тыс.руб (1,5%). Меры по повышению производительности, главным образом, заключаются в материальном стимулировании и поощрении сотрудников.

Основные фонды – это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и в натуральной форме в течение длительного времени, как в сфере производства, так и в непроизводственной сфере. Основные средства могут поступать в организацию по следующим каналам:

- вклад в уставный капитал;

- в результате капитальных вложений;

- безвозмездной передачи;

- вследствие аренды.

Главную роль в процессе производства играют основные средства.

Основные средства – это средства труда, которые участвуют в процессе производства в течении нескольких циклов, не меняя при этом своей натуральной формы, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере их износа. К ним относятся:

- здания, сооружения, машины и оборудования, транспортные средства и т.д.

Состав и движение основных фондов необходимо проанализировать и по годам и по видам (таблица 14).

 

Таблица 14 - Анализ использования основных фондов

 

Показатели годы
     
Наличие на начало, года, тыс.руб.      
Поступило - - -
Выбыло      
Наличие на конец года, тыс.руб.      
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. 2068,5    
Коэффициент прироста - - -
Коэффициент обновления - - -
Коэффициент выбытия 12,5 36,17 -
Коэффициент сохранности основных средств 0,95 0,90 0,93
Сумма начисленной амортизации за год, тыс. руб      

 

Анализ использования основных фондов показывает, что среднегодовая стоимость основных фондов к 2014 г. снизилась на 836,5 тыс. руб. по отношению к 2012 г.

Важнейшими показателями обеспеченности предприятия основными фондами являются фондообеспеченность и фондовооруженность, а экономическая эффективность их использования характеризуется показателями фондоотдачи и фондоемкости. Расчет этих показателей приводят по формулам: (таблица 15).

- фондообеспеченностьФо = (ОПФ / В) * 100, тыс. руб.

- энергообеспеченность ЭО = (G / B) * 100, кВт.

- фондовооружённость ФВ = ОПФ / Чр, руб.

- энерговооруженность ЭВ = G / Чр, где

В – выручка от реализации;

Чр – численность работников.

Фондоотдача показывает эффективность использования основных средств производства и рассчитывается по формуле:

ФО = Тп / ОПФ, где

Тп – стоимость товарной продукции.

 

Таблиц 15 - Экономическая эффективность использования основных фондов.

 

Показатели Годы
     
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. 2068,5    
Стоимость товарной продукции, тыс. руб.      
Фондоотдача (Тп / ОПФ), руб. 2,96 3,82 4,83
Фондоемкость (ОПФ / Тп), руб. 0,34 0,26 0,21

 

При анализе экономической эффективности использования основных фондов видим, что фондоотдача, т.е. объем товарной продукции на один рубль основных производственных фондов возрастает с 2012 г. к уровню 2014 г. на 1,87 руб. В то же время показатель фондоемкости снижается на 0,13.

Себестоимость – затраты, связанные с реализацией продукции; стоимостная оценка используемых в процессе реализации продукции, а также других затрат на ее реализацию. Затраты, связанные с реализацией продукции при планировании, учете и калькуляции себестоимости могут группироваться по элементам.

Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе закупа реализации, снабжения продукции.(таблица 16).

Таблица 16 - Анализ затрат торгового предприятия

 

Наименование элементов затрат Годы
     
Стоимость закупленных товаров, тыс.руб.   4226,6  
Затраты на оплату труда, тыс.руб.      
Отчисление на социальные нужды, тыс.руб.   216,9 216,9
Амортизационные отчисления, тыс.руб.      
Прочие затраты, тыс.руб.      
Итого затрат, тыс.руб.   5298,86 5620,9

 

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что общая сумма затрат в 2014 г. по отношению к 2012 г. увеличивается на 175,9 тыс.руб., что составляет 3,11 %.

Все затраты на реализацию товаров необходимо покрывать выручкой от реализации и если отмечаются превышение ее над затратами то в этом случаи предприятие по итогам года сработало рентабельно или прибыльно.

При рассмотрении данного вопроса необходимо отметить значение и роль прибыли для развития предприятия. В данном разделе необходимо рассмотреть балансовую прибыль, налогооблагаемую прибыль, чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Особое внимание при анализе прибыли следует уделить рассмотрению факторов, повлиявших на изменение прибыли.

Прибыль – это часть выручки от реализации производственной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), характеризующая превышение выручки над издержками производства.прибыль отличается от доходов, на сумму затрат по заработной плате работников организации. Прибыль является основным обобщающим показателем финансовых результатов произведенной деятельности организации. Возможность нормального функционирования организации прямо связана с наличием прибыли и ее размерами.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере товарного обращения и процессе предпринимательской деятельности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятие выступает как относительно обособленный товаропроизводитель. Установив цену на продукцию, он реализует ее потребителям, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. (таблица 17).

Таблица 17 - Анализ прибыли

 

Показатели Годы
     
Всего доходов и поступлений, тыс. руб.      
Выручка от реализации, тыс. руб.      
Всего затрат на реализацию (себестоимость), тыс. руб.   5298,86 5620,9
Прибыль от реализации, тыс. руб.   739,14 329,1
Прочие операционные расходы, тыс. руб.      
Платежи в бюджет, тыс. руб.      
Чистая прибыль, тыс. руб.   633,14 213,1
Рентабельность продаж, % 9,49 10,49 3,58

 

Из приведенных данных следует сделать вывод о том, что затраты на реализацию к 2014 г. увеличиваются на 175,9 тыс. руб., при этом и чистая прибыль и рентабельность продаж снижаются на 368,9 тыс. руб. и 5,91% соответственно.

Предприятию необходимо взять под жесткий контроль свои издержки, т.к показатель рентабельности низкий и к 2014 г. он снижается на 62,3%.

Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат предприятия. Прибыль является важным показателем эффективности производства прибыль – это, с одной стороны, основной источник фонда предприятия, а с другой – источник доходов государственного и местного бюджетов.

В условиях рыночных отношений, характеризующихся своей динамичностью, приходится постоянно принимать неординарные решения, связанные с учетом финансового положения предприятия.

Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат сопоставляется с затратами или использованными ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность.

Рентабельность продаж – это показатель, отражающий долю чистой прибыли в общем объеме продаж. Стоит обратить внимание, без рентабельности трудно понять то, насколько успешно продвигается дело, является ли оно прибыльным или убыточным, как будет развиваться, и что в данный момент необходимо предпринять, чтобы увеличить доход, уменьшив при этом расходы.

Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка *100%
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний.

 

Экономическое обоснование


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.