Тема XIV. Высшая нервная деятельность — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема XIV. Высшая нервная деятельность

2017-09-28 492
Тема XIV. Высшая нервная деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы первого типа

1. Условные рефлексы характеризуются:

А) являются постоянными, наследственно передающимися реакциями организма;
Б) непостоянные, образуются на любые воспринимаемые организмом раздражения любого рецептивного поля;
В) являются реакциями, последовательно возникающими на предъявление следующих друг за другом раздражителей;
Г) всё вышеперечисленное верно.

2. Безусловные рефлексы характеризуются:

А) являются постоянными, наследственно передающимися реакциями организма;
Б) непостоянные, образуются на любые воспринимаемые организмом раздражения любого рецептивного поля;
В) являются реакциями, последовательно возникающими на предъявление следующих друг за другом раздражителей;
Г) всё вышеперечисленное верно.

3. При выработке условного рефлекса сила раздражителя по биологической значимости должна быть:

А) больше, чем сила условного;
Б) меньше, чем сила условного;
В) равна силе условного;
Г) равна силе безусловного.

4. При выработке безусловного рефлекса сила раздражителя по биологической значимости должна быть:

А) больше, чем сила условного;
Б) меньше, чем сила условного;
В) равна силе условного;
Г) равна силе безусловного.

5. Дифференцировочное торможение выполняет функцию:

А) охраняет нервные центры от избытка информации;
Б) позволяет различать близкие по характеру раздражители;
В) способствует выработке социальных навыков типа запрета;
Г) позволяет экономить энергоресурсы.

6. «Гаснущий тормоз» выполняет функцию:

А) позволяет экономить энергоресурсы;
Б) позволяет различать близкие по характеру раздражители;
В) охраняет нервные центры от избытка информации;
Г) переключает организм на исследование значимости постороннего раздражителя.

7. Для исследования функций коры больших полушарий у здорового человека применимы все методы, кроме:

А) метода разрушения и удаления, стереотаксического метода;
Б) метода условных рефлексов;
В) электроэнцефалографии и вызванных потенциалов;
Г) психического тестирования.

8. Нейрофизиологической основой для образования условных рефлексов является всё, кроме:

А) миелинизации окончаний аксонов, роста числа шипиков;
Б) реверберации возбуждения по цепям нейронов;
В) облегчения передачи в синапсах;
Г) синхронизации активности нейронов разных зон мозга.

9. Морфологическими предпосылками для образования условных рефлексов служат:

А) реверберация возбуждения;
Б) активация обмена;
В) миелинизация аксонов, рост числа шипиков, увеличение синаптической поверхности нейронов;
Г) синхронизация активности нейронов.

10. Стадия прочно выработанного дифференцировочного торможения при образовании условного рефлекса базируется на процессах:

А) иррадиации;
Б) концентрации возбуждения и латерального торможения;
В) запредельного торможения;
Г) возвратного торможения.

11. Скорость переделки динамического стереотипа наиболее низкая у:

А) сангвиника;
Б) холерика;
В) флегматика;
Г) меланхолика.

12. Для холерического типа темперамента характерно:

А) уравновешенность, подвижность и сила нервных процессов;
Б) неуравновешенность, подвижность и сила нервных процессов;
В) слабость нервных процессов;
Г) сила процесса торможения.

13. Для меланхолического типа темперамента характерно:

А) уравновешенность, подвижность, инертность нервных процессов;
Б) неуравновешенность нервных процессов;
В) слабость нервных процессов;
Г) сила процесса торможения.

14. Для сангвинического типа темперамента характерно:

А) уравновешенность, подвижность и слабость нервных процессов;
Б) сила нервных процессов, инертность и уравновешенность;
В) слабость нервных процессов;
Г) сила нервных процессов, подвижность и уравновешенность.

15. Для флегматического типа темперамента характерно:

А) большая сила нервных процессов, подвижность и уравновешенность;
Б) слабость нервных процессов;
В) сила нервных процессов, инертность и уравновешенность;
Г) сила нервных процессов, подвижность и неуравновешенность.

16. Слабый тип высшей нервной деятельности (ВНД) соответствует следующему типу темперамента (по Гиппократу):

А) сангвиник;
Б) холерик;
В) флегматик;
Г) меланхолик.

17. Сильный неуравновешенный тип ВНД (по Павлову) соответствует следующему типу темперамента (по Гиппократу):

А) сангвиник;
Б) холерик;
В) флегматик;
Г) невротик.

18. Сильный уравновешенный подвижный тип ВНД (по Павлову) соответствует следующему типу темперамента (по Гиппократу):

А) сангвиник;
Б) холерик;
В) флегматик;
Г) меланхолик.

19. Сильный уравновешенный инертный тип (по Павлову) ВНД соответствует следующему типу темперамента (по Гиппократу):

А) сангвиник;
Б) холерик;
В) флегматик;
Г) меланхолик.

20. Физиологическая классификация частных типов ВНД, характерных для человека по И.П. Павлову, основана на определении:

А) силы нервных процессов;
Б) соотношения I и II сигнальных систем;
В) подвижности нервных процессов;
Г) экстраверсии - интраверсии.

21. Мыслительный тип высшей нервной деятельности (ВНД) по И.П. Павлову - это человек:

А) с преобладанием активности правого полушария и I сигнальной системы;
Б) с одинаковой активностью I и II сигнальной систем;
В) с высокой подвижностью нервных процессов;
Г) с преобладанием II сигнальной системы и левого полушария.

22. Художественный тип по И.П. Павлову - это человек:

А) с преобладанием активности правого полушария и I сигнальной системы;
Б) с преобладанием II сигнальной системы и левого полушария;
В) с низкой подвижностью нервных процессов;
Г) с высокой уравновешенностью нервных процессов.

23. Развитие I сигнальной системы у ребёнка:

А) возможно без человеческого общества;
Б) невозможно без человеческого общества;
В) возможно только у сангвиников;
Г) возможно только при высокой активности левого полушария.

24. Развитие II сигнальной системы у ребёнка:

А) возможно без человеческого общества;
Б) невозможно без человеческого общества;
В) не требует моторного контроля за речеобразованием;
Г) возможно только у холериков.

25. В условиях эмоционального стресса работоспособность выше у:

А) сильного, неуравновешенного, возбудимого - холерика;
Б) сильного, инертного - флегматика;
В) слабого типа - меланхолика;
Г) сильного, подвижного, уравновешенного типа - сангвиника.

26. В случае действия сверхсильных раздражителей раньше даст запредельное торможение:

А) сангвиник;
Б) флегматик;
В) холерик;
Г) меланхолик.

27. Динамический стереотип выражается в том, что:

А) на систему различных условных сигналов, действующих всегда один за другим через определённое время, вырабатывается прочная и постоянная система ответных реакций;
Б) наступает ответная реакция на предъявление нового раздражителя;
В) врождённая реакция организма на раздражитель обеспечивает адекватное приспособление к среде;
Г) всё вышеперечисленное верно.

28. Физиологической основой для возникновения условных рефлексов служит образование:

А) условных рефлексов;
Б) динамического стереотипа;
В) функциональных временных связей;
Г) безусловных рефлексов.

29. Распространение, где в начале образования положительного условного рефлекса распространение возбуждения происходит из непосредственного пункта раздражения в коре мозга на другие отделы, И.П. Павлов назвал:

А) иррадиацией возбудительного процесса;
Б) динамическим стереотипом;
В) временной связью;
Г) торможением.

30. Для отрицательной индукции характерно то, что она:

А) усиливает иррадиацию процесса возбуждения в коре мозга;
Б) ограничивает иррадиацию процесса возбуждения;
В) не изменяет иррадиацию процесса возбуждения;
Г) значительно усиливает иррадиацию процесса возбуждения.

31. Представление о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга впервые выдвинул:

А) И.П. Павлов;
Б) И.М. Сеченов;
В) П.К. Анохин;
Г) Н. Шеррингтон.

32. Впервые экспериментально обосновал рефлекторный характер деятельности высших отделов мозга:

А) И.П. Павлов;
Б) П.К. Анохин;
В) И.М. Сеченов;
Г) А.И. Ухтомский.

33. К биологическим потребностям не относится:

А) пищевая;
Б) потребность во сне и отдыхе;
В) оборонительная;
Г) иметь профессию.

34. К социальным потребностям не относятся:

А) иметь жилье;
Б) иметь образование;
В) исследовательская (познание);
Г) занимать определённую должность.

35. К идеальным потребностям не относится:

А) игровая;
Б) познания;
В) творчества;
Г) иметь профессию, занимать определённую должность.

36. Субъективное состояние, формирующееся на базе потребностей организма – это…

А) мотивация и эмоция;
Б) ориентировочный рефлекс;
В) память;
Г) доминанта.

37. В запуске мотиваций и эмоций у здорового человека в физиологических условиях определяющая роль принадлежит всем структурам мозга, кроме:

А) лобной коры;

Б) спинного мозга;
В) гипоталамуса;
Г) гиппокампа.

38. Для мотивационных состояний характерны:

А) целенаправленная поисковая активность на основе генетического и индивидуального опыта;
Б) отсутствие эмоциональных переживаний и поисковой активности;
В) наличие тормозной фазы парабиоза;
Г) отсутствие потребностей.

39. В функциональной системе поведения эмоции возникают на стадии:

А) афферентного синтеза;
Б) принятия решения;
В) оценки результатов действия;
Г) формирование акцептора.

40. При формировании эмоции обязательно возбуждение:

А) ретикулярной формации ствола, таламуса, гипоталамуса;
Б) коры больших полушарий, спинного мозга, таламуса;
В) гипоталамуса, лимбического мозга, коры большого мозга;
Г) всё вышеперечисленное неверно.

41. Эмоции выполняют следующие функции:
А) информационную, сигнальную, регуляторную, компенсаторную;
Б) пищевую, половую;
В) оборонительную, сигнальную;
Г) социальную, биологическую.

42. Для сильных эмоций характерно:

А) понижение содержания сахара в крови, стабилизация пульса, неритмичность дыхания;
Б) возбуждение симпатической нервной системы, увеличение частоты сердечных сокращений, артериального давления;
В) расширение зрачков, бронхов;
Г) всё вышеперечисленное верно.

43. Силу эмоций можно объективно оценить:

А) по частоте дыхания и частоте сердечных сокращений;
Б) по мимике;
В) по выраженности мотивации;
Г) по поведению.

44. Для управляемых эмоций характерны следующие проявления:

А) голосовые реакции;
Б) двигательная активность (скелетные, мимические мышцы, язык);
В) слёзоотделение;
Г) всё вышеперечисленное верно.

45. Для неуправляемых эмоций характерны следующие проявления:

А) потоотделение;
Б) сокращение гладких мышц;
В) давление крови;
Г) всё вышеперечисленное верно.

46. Левое полушарие большого мозга доминирует:

А) при регуляции функций всей левой половины тела;
Б) при речи и письме;
В) при регуляции функций все правой половины тела;
Г) при анализе и синтезе сигналов I сигнальной системы.

47. Правое полушарие большого мозга доминирует:

А) при восприятии, переработке, анализе, синтезе сигнала I сигнальной системы;
Б) при регуляции функций всей правой половины тела;
В) при анализе словесных сигналов;
Г) при речи и письме.

48. В основу деления людей по типам высшей нервной деятельности (ВНД) И.П. Павлов положил свойства нервных процессов:

А) силу, подвижность, уравновешенность;
Б) возбудимость, проводимость, раздражимость;
В) пластичность, утомляемость, лабильность;
Г) всё вышеперечисленное верно.

49. При текущей деятельности умеренно выраженные эмоции:

А) мобилизуют деятельность;
Б) дезорганизуют деятельность;
В) отвлекают от текущей деятельности;
Г) не влияют на протекание физиологических процессов.

50. Стадия принятия решения функциональной системы поведения выполняет функции:

А) формирование стадии принятия решения;
Б) освобождение организма от излишних «степеней свободы» и формирование цели и программы действия;
В) формирование модели будущего результата;
Г) сличение реального результата с запрограммированным.

51. Стадия акцептора результата действия функциональной системы поведения выполняет функции:

А) формирование стадии принятия решения;
Б) освобождение организма от излишних «степеней свободы» и формирование цели и программы действия;
В) формирование модели будущего результата;
Г) всё вышеперечисленное верно.

52. В функциональной системе поведения на стадии афферентного синтеза роль памяти состоит в:

А) закреплении положительного опыта;
Б) стимулировании пускового стимула;
В) активации обстановочной афферентации;
Г) извлечение информации, связанной с удовлетворением доминирующей мотивации.

53. Стадия афферентного синтеза функциональной системы включает в себя всё, кроме:

А) памяти;
Б) реализации эфферентной программы действия;
В) обстановочной афферентации;
Г) доминирующей мотивации.

54. Процесс, участвующий в функциональной системе поведения на стадии афферентного синтеза и отвечающий на вопрос «Что делать?» - это…

А) обстановочная афферентация;
Б) пусковая афферентация;
В) память;
Г) доминирующая мотивация.

55. В функциональной системе на стадии афферентного синтеза отвечает на вопрос «Как делать?»:

А) доминирующая мотивация;
Б) память;
В) обстановочная афферентация;
Г) пусковая афферентация.

56. В функциональной системе на стадии афферентного синтеза отвечает на вопрос «Можно делать?»:

А) доминирующая мотивация;
Б) память;
В) обстановочная афферентация;
Г) пусковая афферентация.

57. В функциональной системе поведения на стадии афферентного синтеза отвечает на вопрос «Когда делать?»:

А) доминирующая мотивация;
Б) память;
В) обстановочная афферентация;
Г) пусковая афферентация.

58. В функциональной системе поведенческого акта обратная афферентация осуществляет:

А) поэтапную коррекцию поведенческого акта;
Б) переделку акцептора результата действия и программы действия;
В) прекращение поведенческого акта при достижении полезного результата;
Г) всё вышеперечисленное верно.

59. Гипоталамус при формировании функциональной системы поведения осуществляет функции:

А) формирование модели будущего результата;
Б) возникновение мотивационного возбуждения;
В) играют ведущую роль в механизмах афферентного синтеза;
Г) всё вышеперечисленное верно.

60. Лобные доли коры при формировании функциональной системы поведения осуществляют функции:

А) формирование модели будущего результата;
Б) возникновение мотивационного возбуждения;
В) играют ведущую роль в механизмах афферентного синтеза (постановка цели и выбор программы достижения результата);
Г) всё вышеперечисленное верно.

61. Для формирования произвольного внимания необходимо участие:

А) лобных долей коры, ретикулярной формации мозга;
Б) гипоталамуса, продолговатого мозга;
В) затылочной и височной долей коры, спинного мозга;
Г) ретикулярной формации среднего мозга, бледного шара и полосатого тела;

62. Стадию афферентного синтеза формируют:

А) принятие решения, программа действия;
Б) обстановочная афферентация, память, акцептор результата действия;

В) доминирующая мотивация, обстановочная афферентация, память, пусковой стимул;
Г) доминирующая мотивация, обстановочная афферентация.

63. Доминирующая мотивация выполняет функции:

А) построение эфферентной программы действия;
Б) активный отбор раздражителей внешнего мира для удовлетворения ведущей потребности;
В) хранение предыдущего опыта о результатах и путях их достижения;
Г) запуск ответных реакций на раздражение к определённому моменту, наиболее выгодному для успешного приспособления.

64. Память в функциональной системе поведения выполняет функции:

А) запуск ответных реакций на раздражение к определённому моменту, наиболее выгодному для успешного приспособления;
Б) хранение предыдущего опыта о результатах и путях их достижения;
В) активный отбор раздражителей внешнего мира для удовлетворения потребности;
Г) построение эфферентной программы действия.

65. Пусковая афферентация функциональной системы поведения выполняет функции:

А) запуск ответных реакций на раздражение к определённому моменту, наиболее выгодному для успешного приспособления;
Б) хранение предыдущего опыта о результатах и путях их достижения;
В) построение непосредственно афферентной программы действия;
Г) всё вышеперечисленное верно.

66. Доминирующая мотивация на стадии афферентного синтеза:

А) активирует память, пусковой стимул;
Б) закрепляет положительный опыт;
В) строит программу действия;
Г) закрепляет отрицательный опыт.

67. Главной причиной возникновения биологических мотиваций являются:

А) эмоции;
Б) память;
В) торможение в центральной нервной системе (ЦНС);
Г) сдвиги гомеостатических показателей крови.

68. Большинство социальных мотиваций формируются при обязательном участии:

А) таламуса;
Б) спинного мозга;
В) коры большого мозга;
Г) гипоталамуса.

69. Свойство организма запечатлевать события, имевшие место в его жизни, называется:

А) памятью;
Б) эмоцией;
В) сознанием;
Г) представлением.

70. В функциональной системе поведения (по П. К. Анохину) после афферентного синтеза наступает стадия:

А) устойчивой работоспособности;
Б) тревоги;
В) парадоксальная;
Г) принятия решения.

71. Поведенческий акт завершается:

А) формированием акцептора результата действия;
Б) оценкой результата, формированием эмоций;
В) достижением результата;
Г) формированием доминирующей мотивации.

72. Формированию акцептора результата действия предшествует:

А) афферентный синтез;
Б) реализация программы действия;
В) оценка результата;
Г) принятие решения.

73. В функциональной системе поведенческого акта обратная афферентация:

А) несёт информацию о полученном результате;
Б) закрепляет положительный опыт;
В) выполняет санкционирующую роль по отношению к новой функциональной системе;
Г) всё вышеперечисленное верно.

74. Афферентный синтез функциональной системы поведения выполняет функции:

А) формирование модели будущего результата;
Б) формирование стадии принятия решения;
В) сличение реального результата с запрограммированным;
Г) освобождение организма от излишних «степеней свободы» и формирование цели и программы действия.

 

Вопросы второго типа

75. Выделяют следующие виды коркового торможения на фоне условных рефлексов:

А)

Б)

В)

Г)

76. К специфическим типам высшей нервной деятельности, характерным для человека, относятся:

А)

Б)

В)

Г)

77. Условный рефлекс отличается от безусловного тем, что он:

А)

Б)

В)

Г)

Д)

78. По методу выработки условные рефлексы подразделяют на:

А)

Б)

В)

Г)

Д)

79. Нейрофизиологическую основу афферентного синтеза составляют следующие механизмы:

А)

Б)

В)

Г)

Д)

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.