Программа социально-эмоционального развития детей «Расти счастливым» — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Программа социально-эмоционального развития детей «Расти счастливым»

2017-09-28 678
Программа социально-эмоционального развития детей «Расти счастливым» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Автор: Пашкевич Т. Д., кандидат педагогических наук

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: Способствовать успешной социализации детей и взрослых, основываясь на уверенности в себе и эмоциональной отзывчивости.

Задачи:

1. Формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях

2. Становление умений осознанно относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям

3. Формирование здорового, адекватного поведения в обществе, умения ориентироваться и адаптироваться в сложном противоречивом мире

4. Развитие способности действовать свободно, раскрепощенно, но в соответствии с нормами и правилами общества

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Установления партнерских отношений с детьми:

представление об образе ребенка как о саморазвивающейся личности;

осознание процесса воспитания детей как создание условий для развития способностей ребенка;

использование способов и средств, обеспечивающих понимание того, что субъектом взаимодействия является ребенок с его интересами, потребностями, особенностями.

Интеграции, предполагающей взаимосвязь, взаимопроникновение содержания социально-эмоционального развития с другими направлениями дошкольного образования (речевое, познавательное, художественное и др.).

Использования различных способов реализации содержания: запланированных, косвенных, ситуативных.

Организации воспитательно-образовательного процесса на основе педагогической оценки актуального состояния развития ребенка (способность видеть, чувствовать, понимать каждого ребенка).

Организации деятельности на рефлексивной основе (анализ возникающих проблемных ситуаций, их поиск в собственных действиях и поведении).

Осознание того, что эффективное, полноценное развитие личности ребенка-дошкольника обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности - игровой, в которой наиболее полно реализуются детские потребности в познании, общении, движении.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Настоящая программа предназначена для работы с детьми от 3-х до 7 лет. Ее содержание направленно на реализацию трех основных разделов: "Уверенность в себе", "Чувства, эмоции, желания" и "Социальные навыки".

Первый раздел программы "Уверенность в себе" предполагает решение следующих задач: помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того, чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему еще пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются - завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в различных ситуациях - как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.

Второй раздел программы "Чувства, эмоции, желания" призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства, переживания), а также понимать эмоциональное состояние других людей. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других. Педагог способствует постепенному, осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.

Третий раздел "Социальные навыки" предполагает обучение детей этически-ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это - формирование коммуникативных навыков; умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Педагоги помогают ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов, обучают способам и приемам их самостоятельного разрешения.

Однако, при реализации программы не рекомендуется делать акцент на какой либо раздел, а целесообразнее планировать и организовывать воспитательно-образовательный процесс так, чтобы задачи этих разделов интегрировались, осознанно способствуя целостному восприятию детей себя, своих особенностей, чувств, способов социального поведения.

Содержание работы с детьми распределяется по возрастам (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет). Для каждого возраста определены задачи работы на год, а также предлагаются примерные темы для обсуждения по месяцам. Для реализации этих тем представлены методические приемы, которые помогут педагогам спланировать занятийную, совместную (игровую, предметно-практическую, музыкальную и др.) деятельность, а также создать условия для возникновения самостоятельной деятельности. В течении месяца предусматривается проведение обязательного развивающего занятия. Данное занятие рекомендуется рассматривать, скорее всего, как диагностически-развивающее, а не заключительно-обобщающее.

Наблюдение педагогов за детьми, их особенностями, взаимодействием в группе, в повседневной жизни, а также анализ деятельности детей в процессе специально-организованных занятий поможет корректировать воспитательно-образовательный процесс и по необходимости, планировать коррекционную работу с отдельными детьми по различным проблемам социально-эмоционального развития (например: низкая самооценка, конфликтность, агрессивность, чувство страха и др.).

Программа «Детство»

Авторский коллектив: преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена

(В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.)

«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).

Цель программы: обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, - через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.).

Данная система развития строится на основе практических видов деятельности, доступных ребенку. В результате совершения их дети познают свойства и отношения объектов, чисел, величины и их характерные особенности, многообразие геометрических форм.

В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.

В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:

«Познание» (помощь дошкольникам в освоении разнообразных доступных способов познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.), развитии их познавательной активности, познавательных интересов);

«Гуманное отношение» (ориентация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру);

«Созидание» (блок творчества: развитие самостоятельности как высшего проявления творчества);

«Здоровый образ жизни» (воспитание двигательной культуры, привычки вести здоровый образ жизни)

Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения.

Девиз программы "Детство": "Чувствовать - Познавать - Творить". Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.