В результате формирования условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

В результате формирования условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее.

2017-09-28 166
В результате формирования условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

3. Оперантное научение.

В этом случае индивидуальный опыт приобретается "методом проб и ошибок".

Задача или ситуация, с которыми сталкивается индивид, порождают у него множество разнообразных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить.

Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически оценивается достигаемый при этом результат.

 

- Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения.

Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве,

когда, еще не владея символической функцией речи, ребенок приобретает опыт в основном путем подражания.

 

Викарное научение: «Делай как Я».

Такой подход предполагает, что самое главное в обучении - образец, которому должен следовать ученик.

 

Чем полнее и точнее образец будет отвечать требованиям социального заказа, чем лучше его будет воспроизводить ученик, тем эффективнее будет идти процесс освоения знаний, умений, навыков.

Особенно, когда речь идет об усвоении некоторых внешних действий.

Такое обучение обычно проходит быстро без особых усилий и затрат как со стороны преподавателя, так и со стороны ученика.

 

Такое обучение на основе наблюдения и подражания называют викарным научением.

Его теоретическое обоснование было разработано американским ученым А.Бандурой.

Процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и навыков (научение) рассматривается как появление определенных способов поведения в условиях действия конкретных раздражителей.

Оно получило название теория социального научения.

 

По мнению А.Бандуры, научение путем наблюдения может

А. сводиться к простому подражанию,

Б. а может быть и викарным научением;

в последнем случае поведение модели воспроизводится в зависимости от тех последствий, которые оно для нее имело.

Подражание - это способ научения, при котором организм воспроизводит действия модели, не всегда понимая их значение.

Что касается викарного научения, то здесь индивидуум полностью усваивает ту или иную форму поведения другого индивида, включая понимание последствий этого поведения для модели.

 

Как отмечал сам Бандура), модель "учит" какому-то поведению, однако использование результатов такого обучения в большой мере зависит от уровня эмоциональной активации субъекта в данный момент и от ее оценки ситуации.

Например: Люди склонны подражать тем, кто испытывает удовольствие от своей деятельности.

 

5. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение.

Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Для этого они должны быть выражены в словах, понятных обучающемуся, а значение непонятных слов нуждается в разъяснении.

Если говорить шире, то средством вербального научения служит не только словесная речь, но и другие знаковые системы, одной из которых является язык.

К знаковым системам также относятся символика, используемая в математике, физике, химии, графическая символика, используемая в технике, искусстве и других областях деятельности.

 

Усвоение языка и других символических систем, приобретение способности оперировать ими освобождают человека от необходимости реального столкновения с объектом изучения и его познания с помощью органов чувств.

 

 

+++++++++++++++++++++

 

 

ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ (В.В.Давыдов)

 

В.В Давыдовым было предложено условно разделить теории обучения на три большие класса:

- ассоциативные

- адаптивные

- деятельностные

 

Ассоциативные и адаптивные – это АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТРНЫЕ ТЕОРИИ.

 

АССОЦИАТИВНЫЕ ТЕОРИИ.

Представление об ассоциативном характере психической жизни возникло еще в античности, четко сформировалось в 17-18 веке. Основная идея этой группы теорий состоит в том, что

усвоение возникает на основе ассоциативных связей между свойствами предметов, самими предметами, явлениями.

 

Чем богаче ассоциативные связи, тем больше возможностей для усвоения.

Согласно ассоциативной теории усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций.

 

 

Задача обучения - выявить ассоциативные связи, открывать их детям, связывать ассоциации с определенными ответными действиями, затем в процессе упражнений доводить их до автоматизма.

Основная ориентация при таком обучении идет на накопление знаний, на запоминание.

 

Ассоциативная теория имеет практику в лице традиционного обучения /СМ НИЖЕ: ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ/.

 

Ассоциативная теория обучения позволяет добиваться определенных результатов в обучении, систематичности усвоенных знаний.

 

При хорошей технологической проработке эта теория, тем не менее, ставит много проблем:

 

1. ученик оказывается в полной зависимости от учителя, его умения выделять связи, структурировать их

2. объем связей постоянно расширяется, увеличивается с ростом информации, обучение оказывается не в состоянии научить всему

3. связи недостаточно систематизированы, а процесс усвоения недостаточно управляем, т.е ученик как бы теряет информацию в процессе усвоения

4. положение ученика крайне пассивно, он лишь воспроизводит то, что предлагает учитель

5. кроме того, слишком различным оказывается процесс у разных детей, каждый как бы выбирает то, что его больше устраивает, а не то, что важно и полезно

+++++++++++++++++++++++++++++++

АДАПТИВНЫЕ ТЕОРИИ.

 

Процесс учения, согласно принципам бихевиоризма, заключается в установлении связи между стимулами и реакциями.

 

Методологическую базу данной теории составили положения И.П Павлова об условно-рефлекторной деятельности мозга.

Основные закономерности построения обучения в рамках формулы: стимул- реакция были выведены из опытов по научению животных, Э.Торндайком.

 

В опытах на животных было замечено, что

когда животное попадает в ситуацию решения какой-либо задачи, оно начинает совершать множество различных действий, одно из которых оказывается полезным, позволяет достигнуть решени я.

К открытию этой акции животные приходят методом проб и ошибок.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.