Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-09-28 | 221 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ТЕМА 17 КОНЦЕПЦИИ УСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
НАУЧЕНИЕ
Самым общим понятием, обозначающим
процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является научение.
Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение.
Научение можно рассматривать не только как процесс, но и как результат учения, под которым понимают деятельность, направляемую познавательными мотивами и целями.
РАЗВИТИЕ НЕ ВСЕГДА СВЯЗАНО С НАУЧЕНИЕМ
Процесс развития организма и психики не во всех случаях связан с научением:
Например, биологическое созревание протекает по биологическим, генетическим законам.
НАУЧЕНИЕ И СОЗРЕВАНИЕ
Но научение опирается на уровень биологической зрелости.
Научение в большей степени зависит от созревания,
чем созревание от научения,
так как возможность внешнего влияния на генотипическую обусловленность процессов и структур организма
Весьма ограничена.
Никакое научение не будет эффективным, если организм не достиг определенного уровня развития.
Развитие происходит в процессе созревания опорно-двигательных структур, нервных структур и сенсомоторных связей.
Стадия зрелости различна для каждого органа, свойства и функции. Такая гетерохронность определяет наличие так называемых критических периодов.
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ И НАУЧЕНИЕ
Критические, или сензитивные, периоды - это периоды, во время которых организм наиболее чувствителен к определенным воздействиям окружающей среды (а точнее, определенным; стимулам среды).
|
Научение в течение этих периодов более эффективно, чем до и после них.
Привыкание, сенсибилизация и даже классическое обусловливание возможны уже у плода.
У новорожденного первые минуты жизни являются критическими для возникновения привязанности к родителю и дальнейшего нормального развития личности.
Оперантные формы научения появляются в первые дни жизни.
Викарное научение развивается к двум-трем годам, когда есть осознание себя.
Согласно Ж. Пиаже, когнитивные формы научения формируются очень медленно, когда созревает нервная система и появляется возможность устанавливать связи между отдельными элементами мира. Это происходит примерно к пяти годам.
Способность к рассуждению формируется только к 12 годам.
+++++++++++++++++++++++++++++++++
КОНЦЕПЦИИ НАУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ВИДОВ НАУЧЕНИЯ
У человека имеются пять видов научения.
Три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой.
1. Научение по механизму импринтинга.
Слово "импринтинг" в переводе с английского дословно означает "запечатление".
Как у человека, так и у животных этот механизм является ведущим в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения - безусловных рефлексов.
Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и мало поддающиеся изменению.
Условно-рефлекторное научение.
Название этого вида научения говорит само за себя: в его рамках жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов.
Начало его исследования было положено работами выдающегося русского физиолога И.П. Павлова.
|
АССОЦИАТИВНЫЕ ТЕОРИИ.
Представление об ассоциативном характере психической жизни возникло еще в античности, четко сформировалось в 17-18 веке. Основная идея этой группы теорий состоит в том, что
усвоение возникает на основе ассоциативных связей между свойствами предметов, самими предметами, явлениями.
Чем богаче ассоциативные связи, тем больше возможностей для усвоения.
Согласно ассоциативной теории усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций.
Задача обучения - выявить ассоциативные связи, открывать их детям, связывать ассоциации с определенными ответными действиями, затем в процессе упражнений доводить их до автоматизма.
Основная ориентация при таком обучении идет на накопление знаний, на запоминание.
Ассоциативная теория имеет практику в лице традиционного обучения /СМ НИЖЕ: ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ/.
Ассоциативная теория обучения позволяет добиваться определенных результатов в обучении, систематичности усвоенных знаний.
При хорошей технологической проработке эта теория, тем не менее, ставит много проблем:
1. ученик оказывается в полной зависимости от учителя, его умения выделять связи, структурировать их
2. объем связей постоянно расширяется, увеличивается с ростом информации, обучение оказывается не в состоянии научить всему
3. связи недостаточно систематизированы, а процесс усвоения недостаточно управляем, т.е ученик как бы теряет информацию в процессе усвоения
4. положение ученика крайне пассивно, он лишь воспроизводит то, что предлагает учитель
5. кроме того, слишком различным оказывается процесс у разных детей, каждый как бы выбирает то, что его больше устраивает, а не то, что важно и полезно
+++++++++++++++++++++++++++++++
АДАПТИВНЫЕ ТЕОРИИ.
Процесс учения, согласно принципам бихевиоризма, заключается в установлении связи между стимулами и реакциями.
Методологическую базу данной теории составили положения И.П Павлова об условно-рефлекторной деятельности мозга.
Основные закономерности построения обучения в рамках формулы: стимул- реакция были выведены из опытов по научению животных, Э.Торндайком.
|
В опытах на животных было замечено, что
когда животное попадает в ситуацию решения какой-либо задачи, оно начинает совершать множество различных действий, одно из которых оказывается полезным, позволяет достигнуть решени я.
К открытию этой акции животные приходят методом проб и ошибок.
Этапы:
предварительное знакомство с действием,
создание ориентировочной основы действия;
материальное действие;
этап внешней речи – проговаривание вслух осваиваемого действия;
этап внутренней речи;
этап автоматизированного действия (навык).
ПОДРОБНЕЕ — ЭТАПЫ:
Ориентировочная основа деятельности представляет собой систему представлений о цели, плане, средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия.
Цикл усвоения ориентировочной основы действия состоит из 5 этапов.
На 1-ом этапе обучаемые предварительно знакомятся с действием (по инструкции, описанию, визуально), в результате чего у них формируется представление о том, как выполнять разучиваемое действие.
На 2-ом этапе обучаемые выполняют реальные действия на тренажерах, макетах или другой учебной технике.
Это этап материализованного действия, когда задания выполняются во внешней материальной развернутой форме.
Обучаемые в это время осуществляют контроль за выполнением каждой входящей в действие операции.
После решения нескольких однотипных задач необходимость обращения к ориентировочной основе действия отпадает.
На 3-ом этапе обучаемые проговаривают вслух те действия, которые осваиваются.
При этом происходит их дальнейшее обобщение, сокращение и автоматизация.
Ориентировочная основа действия на этом этапе не является необходимой, так как ее роль выполняет внешняя речь обучаемого.
На 4-ом этапе действие проговаривается про себя.
Доказано, что в процессе внутренней речи обобщение и свертывание действия идет наиболее интенсивно.
Завершается процесс усвоения 5-ым этапом (умственным), то есть переходом действия во внутренний план.
Для этого этапа характерно сокращение и автоматизация действия до такой степени, что обучаемый способен мысленно воспроизвести его в свернутом виде, то есть в речи про себя.
|
На 1-ом и 2-ом этапах все операции выполняются последовательно и в полном объеме, в строгом соответствии с ориентировочной основой действия.
На последующих этапах, за счет свертывания отдельных операций, действие все больше сокращается и автоматизируется.
Сильными сторонами данной теории являются
сокращение формирования навыков и умений за счет показа образцового выполнения разучиваемых действий;
достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией;
обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций;
возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации.
К слабым сторонам теории поэтапного формирования умственных действий относятся:
существенное ограничение возможностей усвоения теоретических знаний;
сложность разработки методического обеспечения (подробные ориентировки с указанием строгой последовательности выполняемых операций);
формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала.
3 БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ /Э.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скиннер/.
ТЕМА 27 ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
ТИПЫ (ВИДЫ) ОБУЧЕНИЯ
В педагогике принято выделять три основных типа обучения:
- традиционное (или объяснительно-иллюстративное),
- проблемное и
- программированное.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Сегодня наиболее распространенным являетсятрадиционный вариант обучения.
Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским.
Термин "традиционное обучение" подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским,
и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Отличительные признаки традиционной классноурочной системы следующие:
- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс,
который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
- класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию.
Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
- основной единицей занятий является урок;
- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
|
ñ учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.
- Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.
Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации.
При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности.
Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление.
Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности.
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Проблемное,
программированное (на бихевиористской основе и на фундаменте теории поэтапного формирования умственных действий),
Алгоритмизация обучения,
ТЕМА 17 КОНЦЕПЦИИ УСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
НАУЧЕНИЕ
Самым общим понятием, обозначающим
процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является научение.
Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение.
Научение можно рассматривать не только как процесс, но и как результат учения, под которым понимают деятельность, направляемую познавательными мотивами и целями.
РАЗВИТИЕ НЕ ВСЕГДА СВЯЗАНО С НАУЧЕНИЕМ
Процесс развития организма и психики не во всех случаях связан с научением:
Например, биологическое созревание протекает по биологическим, генетическим законам.
НАУЧЕНИЕ И СОЗРЕВАНИЕ
Но научение опирается на уровень биологической зрелости.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!