Тема 1. Предмет и методы медицинской психологии — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 1. Предмет и методы медицинской психологии

2017-09-28 193
Тема 1. Предмет и методы медицинской психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Предмет и методы медицинской психологии

Шизофренический синдром

Шизофрения — психическое заболевание с тен­денцией к длительному непрерывному волнообраз­ному или приступообразному течению, приводящее к особым, отличным от органических изменени­ям личности, проявляющимся в виде снижения энергетического потенциала, эмоционального обед­нения и нарастающей интровертированности. На­ряду с этим у больных шизофренией отмечается разнообразная симптоматика, не являющаяся абсо­лютно специфической для этой болезни, — бред, галлюцинации, кататонические или гебефренные расстройства, депрессия или мания, неврозо- и психопатоподобные расстройства. Характерна для этой болезни, дискордантность психических функций — рассогласование и дисгармоничность мышления, эмоций, моторики («шизо» по-гречески «расщеп­ляю», а «френ» — «разум») (Р. А. Наджаров с соавт., 1988).

В симптоматологии шизофрении следует выде­лять облигатные, наиболее характерные для этой болезни симптомы, а также постоянно присутству­ющие в ее клинической картине, но нозологически не специфические.

К первым относятся определенные расстрой­ства мышления, речи, эмоций, поведенческих реак­ций, психической активности.

Мышление больных шизофренией, их устная и письменная речь утрачивают целенаправленность, последовательность, логичность. Больной легко сбивается, теряет нить рассуждений. Отмечаются наплывы мыслей индифферентного содержания, которые больной не может прервать, иногда вне­запные обрывы («голова становится пустой»). Сам процесс мышления становится объектом внимания больных, утрачивает свой «автоматический характер». Иногда больной как бы физически ощущает изменение хода мыслей. Наряду с этим становит­ся другим сам характер мышления. Исчезают об­разные компоненты, начинает преобладать склон­ность к абстракции и символике. У больных появ­ляется тяга к бесплодным рассуждениям, витиевато­сти речи (резонерству). Вместе с тем обнаружива­ются «соскальзывания», «закупорка» мышления, обрывы (sperung); нарушения мышления далеко не всегда носят однообразный характер. В одних случаях эти нарушения сочетаются с общим обед­нением мышления, когда больные жалуются на то, что у них вообще мало мыслей, они элементарны, в других — проявляются необычность, своеобразие ассоциаций, их неадекватный характер. В тяжелых случаях наблюдается выраженная разорванность мышления, когда речь при сохранении граммати­ческих форм утрачивает всякий смысл. Искажают­ся уже не только фразы, но и отдельные слова, по­являются новые вычурные слова (неологизмы). Такие выраженные расстройства речи носят назва­ние шизофазии. Речь утрачивает свои коммуника­тивные функции.

Для шизофрении характерны значительные из­менения в эмоциональной сфере. Они носят двоя­кий характер. С одной стороны, наблюдается про­грессирующее обеднение эмоциональных реакций, с другой — их неадекватность, парадоксальность.

Постепенное обеднение эмоциональных реакций наблюдается уже в начальном периоде заболевания либо возникает и прогрессирует от приступа к при­ступу. Сначала страдают высшие эмоции — состра­дание, альтруизм, эмоциональная отзывчивость. В последующем больные становятся все более холод­ными, эгоцентричными. Их перестают интересовать события на работе, в семье. В тяжелых случаях раз­вивается глубокая апатия с полным равнодушием к окружающей обстановке и собственной судьбе.

Такое однолинейное прогрессирующее эмоциональ­ное опустошение вплоть до развития апатического слабоумия встречается не столь уж часто, обычно в злокачественно текущих случаях. Чаще же на фоне значительного обеднения эмоциональной жизни вы­ступает парадоксальность эмоциональных реакций. Больной смеется в неподходящей ситуации, спокой­но констатирует грустные для него и окружающих события, но часто неадекватно и бурно реагирует на совершенно ничтожные происшествия. Нередко в этих реакциях чувствуется их неестественность, от­сутствие аффективной насыщенности, поэтому эти реакции легко проходят (шизофренический «псев­доаффект»).

Как и в сфере мышления, где одновременно мо­гут существовать противоположные по направлен­ности мысли, в сфере эмоций наблюдается как бы раздвоение эмоциональной реакции на одно и то же событие (эмоциональная амбивалентность).

Одной из характерных особенностей шизофре­нии является снижение психической активности («энергетического потенциала»). У больных по­степенно снижается уровень активности, им все труднее становится учиться, работать. Любая де­ятельность, особенно умственная, требует все большего и большего напряжения. Концентрация шшмания дается все с большим трудом. Утомля­ет общение с другими людьми. Все это ведет к нарастающим трудностям в учебе, к снижению профессионализма либо, в тяжелых случаях, к полной несостоятельности при сохранных фор­мальных функциях интеллекта.

Целый ряд особенностей выявляется в поведении больных, главным образом в сфере межличностных отношений. Больным шизофренией свойственна интровертированность - преобладание жизни внутрен­ним миром. Однако эта черта нередко характеризует и преморбидную личность больных. При развитии заболевания эта тенденция значительно нарастает, достигая степени аутизма — «ухода в себя», приво­дящего к нарушению межличностных отношений. Больной становится молчаливым, начинает избегать контактов с людьми, так как лучше чувствует себя в одиночестве. Постепенно сужается круг знакомых. - Даже с близкими вербальный контакт становится формальным, бедным.

Изменяются внешний облик больных, мимика и жесты, манера поведения, формы реакций на раз­личные жизненные события. В связи со снижением уровня эмоциональных реакций значительно обед­няется и становится неадекватной мимика, почти исчезают вазомоторные реакции. Мимические дви­жения не соответствуют определенной ситуации, внутренним переживаниям, а свидетельствуют о расщеплении целостного эмоционально-мимичес­кого реагирования. В более выраженной стадии бо­лезни нередко меняется походка: она становится какой-то неестественной, вычурной. То же самое можно сказать и о жестикуляции. Вообще манер­ность мимики и пантомимики является характерным признаком шизофренических изменений лич­ности.

Изменяется также голос: исчезают эмоциональ­ные модуляции, утрачиваются нюансы интонации, о волнующем и безразличном больные говорят од­ним тоном («деревянный голос»).

Нередко меняется и манера одеваться. Одни больные становятся неряшливыми, неаккуратными, совершенно не стесняясь могут появиться в обще­стве в грязной старой одежде, другие начинают оде­ваться вычурно, крикливо, утрачивая элементарный нкус и такт. Наконец, у отдельных больных обнару­живается крайний консерватизм в одежде, которая перестает соответствовать не только моде, но и воз­расту, положению в обществе.

Таким образом, расстройства в идеаторной сфе­ре, эмоциональной жизни, манерность, вычурность, негативизм и амбивалентность являются основными характеристиками развивающегося процесса. В зави­симости от степени прогредиентности заболевания они могут быть выражены в различной степени — от тонких, улавливаемых только опытным глазом особенностей до грубых расстройств, обнаружива­емых без труда. Важно отметить, что вся описанная симптоматика развивается на фоне непомраченно­го сознания и не является транзиторной. Следова­тельно, речь идет о глубоких и стойких изменениях личностной структуры, которые могут усиливать­ся при обострении болезни, но никогда не исчезают полностью.

Шизофренический, или диссоциативный, симптомокомплекс, выявляемый в ходе эксперименталь­но-психологического исследования, складывается из таких личностно-мотивационных расстройств, как изменение структуры иерархии мотивов, нару­шение целенаправленности мышления (резонер­ство, разноплановость и др.), эмоционально-воле­вых расстройств (уплощение и диссоциация эмо­ций, парабулии и др.), изменения самооценки и са­мосознания (аутизм, отчужденность и др.).

Для шизофренического симптомокомплекса наиболее патогномоничными являются симптомы распада' мыслительных процессов, диссоциации личностно-мотивационной и операционально-про­цессуальной сфер мышления, что проявляется в не­целенаправленности мыслительной деятельности, эмоционально-выхолощенном резонерстве, ригид­ном схематизме, символике, искажении процесса обобщения с разноплановым подходом к выделению ведущих признаков, в актуализации латентных при­знаков предметов и явлений, в феномене патоло­гического полисемантизма.

«Ядром» шизофренического патопсихологичес­кого синдрома являются нарушения селективности информации, а основными системообразующими факторами шизофренического патопсихологичес­кого симптомокомплекса, по мнению Г. Н. Носаче-ва и Д. В. Романова (2001), — нарушение селек­тивности психических процессов (восприятия, памяти, процессов мышления), снижение уровня мотивационной активности, искажение и обедне­ние эмоционального реагирования, снижение це­ленаправленности психической активности.

Структура синдрома складывается из специфи­ческих особенностей когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер.

Когнитивная сфера включает в себя ряд харак­терных признаков, по которым различаются как вос­приятие, так и процессы внимания, памяти, мыш­ления.

Восприятие во многих случаях является началь­ным признаком шизофренических изменений, что предшествует появлению специфических особенно­стей мышления и эмоциональности больного. При нарушении мотивационной стороны восприятия снижаются интерес к заданию, реакция на оценку экспериментатора и т. д. Изменения субъективного значения отдельных элементов действительности могут приводить к ограниченности, нереалистично­сти, фантастичности восприятия. Нарушения вос­приятия при шизофрении легко обнаруживаются при выполнении теста Роршаха. Диссоциативный процесс проявляется на уровне восприятия проду­цированием расщепленных, фрагментарных, диссо­циированных образов. Так, при выполнении теста Роршаха больные демонстрируют, как правило, три патологические категории образов: дефицитарные («человек без головы», «пиджак без рукавов», «тигр без хвоста»); диссоциативные («раздавленное жи­вотное», «расплющенная кошка», «раскатанные по асфальту внутренности человека»); символические («торжество справедливости», «наказание зла»). По­добные интерпретации тесно связаны с характерны­ми для больных шизофренией нарушениями мышле­ния и аффективно-личностными нарушениями.

Внимание при шизофреническом симптомокомплексе также имеет свои специфические особенно­сти. Как правило, при относительно сохранном ин­теллектуальном уровне и относительно сохранной памяти внимание нарушается в значительно боль­шей степени. Характерен диссонанс между боль­шей сохранностью непроизвольного и более заметным нарушением произвольного внимания. Изменение субъективного значения отдельных элементов дей­ствительности может приводить к неадекватной направленности внимания. Степень устойчивос­ти внимания варьирует. При исследовании вни­мания с помощью проб Шульте, «счета с пере­ключением» можно выявить изменения объема и переключаемости произвольного внимания, отме­тить отвлекаемость на посторонние раздражите­ли, связанные с формальностью мотива. Истощаемость, особенно субъективная, в основном бы­вает повышенной. Непроизвольное внимание обыч­но страдает меньше, характерно снижение внима­ния к ошибкам, реакциям экспериментатора.

Память страдает преимущественно за счет сни­жения ее мотивационного компонента. При этом может уменьшаться объем непосредственной памя­ти, нарушаться динамика мнестической функции.

Опосредованная память страдает в значительно большей степени вследствие нарушения функции опосредования. При исследовании непосредствен­ного запоминания можно отметить нарушение его динамики — феномен «плато» (мнемограмма по типу 3/5/7/7/7/4). В силу нарушения процессов ассоциирования продуктивность опосредованного запоминания (методика пиктограмм) также обыч­но невысока и может быть ниже объема непосред­ственного.

Мышление при шизофрении в большей части на­рушено. Его нарушение является первичным и од­ним из ведущих компонентов данного патопси­хологического симптомокомплекса. Нарушается функция всех основных звеньев мыслительной де­ятельности — операционального, динамического, мотивационного компонентов, критичности. Необ­ходимо отметить, что встречающееся выделение различных вариантов данного синдрома обусловли­вается разной степенью представленности и выра­женности описанных нарушений.

Нарушение операциональной стороны мышления включает в себя следующее:

1. Искажение процесса обобщения по типу ак­туализации несущественных (преимущественно латентных или гиперабстрактных) признаков, а также частая опора на второстепенные, поверхно­стные, личностно значимые признаки. Искажение процесса обобщения и отвлечения у больных ши­зофренией особенно легко выявить, применяя методику классификации. Распределение карточек на группы производится больными чрезмерно обобщенно, без связи с реальным содержанием яв­лений либо по несущественным, необычным, не­адекватным признакам. Например, к одной груп­пе могут быть отнесены все предметы удлиненной формы, все предметы желтого цвета или все пред­меты, названия которых начинаются с буквы «к». При выполнении заданий по методике исключения больные также производят обобщение по несуще­ственным, формальным признакам. Например, больной объединяет в одну группу ножницы, ка­тушку и трубку, потому что «все они имеют сквоз­ные отверстия».

Расстройство (ослабление) категориального строя мышления. В тех случаях, когда ошибочные суждения единичны, эпизодичны, можно говорить о соскальзываниях. Соскальзывания наблюдают­ся у больных шизофренией при их относительной сохранности. Б. В. Зейгарник относил соскальзы­вания к нарушениям логического хода мышления и характеризовал их следующим образом: верно ре­шая какое-либо задание или адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сби­ваются с правильного хода мыслей из-за возник­шей ложной ассоциации, а затем вновь способны
продолжать рассуждение последовательно, не ис­правляя допущенной ошибки.

Снижение уровня обобщения, которое обна­руживается на более поздних стадиях развития заболевания в связи с обусловленным различными причинами нарастанием «органического» профиля изменений.

Нарушение мотивационного компонента мышле­ния может проявляться в следующих формах:

1. Разноплановости (суждения о каком-либо явлении протекают в разных плоскостях; опреде­ления и выводы не представляют собой планомер­ного и целенаправленного высказывания). При исследовании методикой исключения нередко у больных шизофренией обнаруживаются явления разноплановости мышления. Одно и то же зада­ние больной выполняет в нескольких вариантах (иногда один из них правильный). При этом пред­почтение какому-либо решению не отдается. На­пример, задание, требующее обобщения измери­тельных приборов, больной решает так: «Здесь могут быть три плана. Первый план — я исключаю очки. При этом руководствуюсь не желанием сле­поты духовной. Очки — это символическая согла­сованность, свидетельствующая о слепоте. Второй план — при рассмотрении с позиций человече­ской необходимости использования в быту — нуж­ны все четыре предмета. Есть и третий план — все эти предметы, кроме весов, являются более единич­ными, цельными по своей природе». Эти явления разноплановости наблюдаются и при обследова­нии больных шизофренией с помощью других эк­спериментальных методик, где предполагается це­ленаправленная и последовательная деятельность (например, соотношение пословиц и фраз), так как разноплановость — проявление нарушения целе­направленности мышления.

2. В резонерстве (склонности к рассуждениям со своеобразной аффективной захваченностью, суже­нием круга смыслообразующих мотивов, с повы­шенной тенденцией к оценочным суждениям). Слу­чайные, неадекватные ассоциации обнаруживаются в пиктограммах больных шизофренией. Применяя методику пиктограмм, можно выявить нарушения ассоциативного процесса зачастую тогда, когда они еще остаются незаметными при исследовании дру­гими методами. Обнаруженные в пиктограммах у больных шизофренией расстройства соотнесения абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов аналитико-синтетической деятельно­сти можно расценивать как результат нарушения взаимодействия сигнальных систем.

При указанной методике исследований у боль­ных нередко отмечается своеобразная легкость, с которой они подбирают образы для опосредования. Иногда вся пиктограмма представлена чрезмерно отвлеченными, абстрактными значками. Такие фор­мально-схематические пиктограммы наблюдаются только у больных шизофренией. По Г. В. Биренба-ум, они отображают характерную для мышления этих больных «пустую» символику - это не прису­щая здоровым способность абстрагироваться как высшее проявление психической деятельности, а вычурный, формальный способ искаженного отражения действительности, обусловленный аутизмом больных шизофренией.

С преобладанием случайных, несущественных ассоциаций, с актуализацией «слабых» признаков предметов и явлений связаны и наблюдающиеся у больных шизофренией явления бесплодного мудр­ствования — резонерства, которое проявляется при объяснении больными смысла прочитанных рас­сказов. Вот как был понят больным рассказ «Ко­лумбово яйцо»: «Колумб, прежде чем отправиться в экспедицию, все предварительно взвесил: ибо са­мое трудное — это подготовка к экспедиции, а не свершение. Что касается яйца, то теоретически оно не может стоять вертикально, так как разбитое яйцо — это уже не яйцо. Дело в том, что яйцо — это идея путешествия. Идеи бывают разные — осуще­ствимые и неосуществимые. Поставив яйцо верти­кально, Колумб продемонстрировал согражданам превращение идеи неосуществимой в осущест­вимую».

3. В общем нарушении процесса саморегуляции познавательной деятельности. Снижается целена­правленность познавательной деятельности, пред­почтение отдается легко актуализируемым спосо­бам, избегаются трудности и интеллектуальное напряжение. По характеру проведения классифи­кации больными шизофренией нередко можно судить о нарушении у них целенаправленности мыш­ления, приводящем к непродуктивности мыслитель­ной деятельности, хотя выполнение отдельных, достаточно сложных заданий свидетельствует о том, что интеллектуальный уровень у них не снижен. Примером этого является классификация, постро­енная на несопоставимых критериях, когда в осно­ве классификации не лежит какая-то единая систе­ма: отдельные группы подбираются по количеству букв в названиях предметов, в то время как другие группы выделяются по критериям «живое-нежи­вое», «существа женского или мужского пола».

Нарушение динамики мышления также в значи­тельном числе случаев характерно для больного шизофренией: чаще встречается ускорение ассоци­ативного процесса, реже — его замедление. Могут выявляться лабильность мышления (колебание темпов выполнения и использование разных уров­ней обобщения); иногда, особенно на начальных этапах параноидной шизофрении, — инертность мышления.

Нарушение критичности мышления характер­но для всех этапов заболевания, что является важ­ным диагностическим признаком в случаях, когда расстройства операционального и мотивацион-ного компонентов не носят еще развернутого ха­рактера.

Воображение на ранних стадиях болезни, осо­бенно в психотических состояниях, характери­зуется относительно высокой продуктивностью. Наблюдается разнородность образов, их нереали­стичность, сверхоригинальность, а также склон­ность к символизации. На более поздних стадиях развития заболевания и при неблагоприятном те­чении шизофренического процесса обнаруживает­ся снижение уровня воссоздающего и творческого воображения.

Речь больного также имеет специфические черты. В устной речи происходят изменения семантической стороны (шизофазия, неологизмы, изменение значе­ний слов, избыточная смысловая насыщенность речи) и просодической стороны (невыразительность и монотонность речи, недостаточная эмоциональная окраска речевых высказываний). Возможно преоб­ладание монологовой активности. Письменная речь отличается своеобразием почерка, «набивкой» (за­полнением пустых пространств листа), орнамента­цией, привнесением символики, персеверацией от­дельных элементов.

Нарушение эмоциональной сферы является, как правило, неизменным спутником шизофреническо­го процесса. Ее нарушение может проявляться в снижении нюансировки, динамики, адекватности эмоциональных реакций. Характерны неадекватные по амплитуде и направленности реакции на отно­сительно стандартный стимул, выраженная эмоци­ональная амбивалентность, обеднение всех парамет­ров эмоционального ответа (повышение порога возникновения, ослабления амплитуды, динамики, спектра, субъективного переживания, экспрессии). Впечатление об эмоциональных особенностях об­следуемого складывается в процессе самого экспе­риментально-психологического исследования, даже без применения специальных методик. При этом учи­тываются характер установления контакта с обсле­дуемым, его отношение к данной ситуации, интерес к оценке экспериментатором его решения. Больные шизофренией часто безразлично относятся к пато­психологическому исследованию, замечания ис­следующего о неправильности избранного модуса решения заданий не влияют на дальнейшую дея­тельность больного. Эмоциональные расстройства наряду с искажением процесса обобщения играют определенную роль в том, что ошибочные сужде­ния больных шизофренией в эксперименте не кор­ригируются.

В эмоциональной сфере больных шизофре­нией обращает на себя внимание наличие ам­бивалентных элементов с одновременным прояв­лением противоположных по модальности пережи­ваний: любви и ненависти, безразличия и заботы, нежности и эмоциональной холодности. При на­личии выраженных патопсихологических рас­стройств отмечается постепенное обеднение, оску­дение эмоциональной сферы со своеобразным уплощением аффективности. Больные становятся безразличными ко всему происходящему, равно­душными к чужим бедам, неспособными к сопере­живанию.

Отмечаются также нарушения в мотивационной сфере. Интересы, склонности, ценности больного перестают выполнять для него побудительную функцию. Поведение не подчиняется значимым для личности задачам. Нарушения мотивационной сферы неизбежно приводят к нарушениям лично­стного смысла. Личностный смысл — это то, что в норме создает пристрастность человеческого со­знания и придает определенную значимость явле­ниям, изменяет в восприятии человека сущность, значение этих явлений. Выбор значимых для человека признаков, предметов и явлений, т. е. се­лективность информации, определяется личност­ным смыслом, который эти предметы или явления приобретают для индивида. У больных шизоф­ренией личностный смысл предметов и явлений часто не совпадает с общепринятыми и обуслов­ленными реальной ситуацией знаниями челове­ка о них.

Мотивационно-потребностная сфера при ши­зофреническом патопсихологическом симптомокомплексе характеризуется нарушением структу­ры и иерархии потребностей, часто проявляется в виде сосуществования гомеостатических и отдель­ных высших потребностей (познавательных, эсте­тических) при ослаблении потребности в безопас­ности, самопроявлении и т. д. Отмечается также нарушение побудительной и смыслообразующей функции мотивов. Характерными становятся ос­лабление побудительной функций мотивов, пара­доксальность мотивации, что выражается в сосу­ществовании нескольких взаимоисключающих мотивов, искажении целеполагания и целедостижения. В беседе можно отметить снижение заинтересо­ванности в контакте, в обсуждении эмоционально значимых тем, в ряде случаев — неадекватную направленность интереса (сосредоточенность на об­суждении психопатологической продукции). На­блюдаются ослабление и парадоксальность мими­ческого сопровождения, характерные речевые нарушения. При экспериментальном исследовании преобладающим является формальное участие в эк­сперименте, часто отмечается снижение интереса к его целям, процессу и результатам, ослаблена реак­ция на критику. Исследуемые пациенты не задают вопросов, не ищут оценки и одобрения, не следят за реакцией экспериментатора, легко нарушают инст­рукцию, отказываются от выполнения заданий. От­каз при этом, как правило, не насыщен аффектив­но, в ряде случаев его можно преодолеть достаточно легко, хотя и ненадолго. В связи с нарушением кри­тичности помощь экспериментатора больным ис­пользуется мало или отвергается. Темп работы ис­пытуемого в эксперименте может быть повышен. Часты указания на субъективную истощаемость. Возможна фиксация внимания пациента на случай­ных, хаотично и причудливо выхваченных из обще­го контекста деталях стимульного материала.

К видам нозологических форм, при которых встречается данный патопсихологический симптомокомплекс, относятся шизофрения, шизоаффективное расстройство, шизотипическое расстрой­ство, шизоидное расстройство личности.

 

Олигофренический синдром

Олигофрения (от греч. Oligophrenia — малоумие, врожденное слабоумие, умственная отста­лость) — группа различных по этиологии, патогене­зу и клиническим проявлениям патологических состояний, общим признаком которых является на­личие врожденного или приобретенного в раннем детстве общего недоразвития психики с преоблада­нием интеллектуальной недостаточности. В первую очередь психическое недоразвитие проявляется в интеллектуальной недостаточности и характеризу­ется синдромом относительно стабильного, не про­грессирующего слабоумия. Однако интеллектуаль­ная недостаточность не исчерпывает всей картины олигофрении. У олигофренов отмечается недораз­витие и других свойств — эмоциональности, мото­рики, восприятия, внимания.

Наиболее распространенным является подразде­ление олигофрении по степени интеллектуального дефекта, что имеет важное практическое значение для решения вопросов социальной адаптации, и осо­бенно для определения возможности и типа обуче­ния умственно отсталых. Обычно выделяются три степени глубины умственной отсталости — дебильность, имбецильность, идиотия.

Дебильность легкая степень умственной от­сталости (интеллектуальный коэффициент IQ со­ставляет от 50—70), характеризующаяся достаточ­ным развитием обиходной речи, способностью к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводит­ся в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и професси­ональными навыками, относительной адекватнос­тью и самостоятельностью поведения в привычной обстановке. По сравнению с олигофренией других степеней олигофрении черты личности и характера больных отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью. Благодаря относитель­но более высокому, чем при других степенях олигоф­рении, темпу психического развития у больных с дебильностью часто отмечается удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. В связи с широким диапазоном интеллектуальной недоста­точности при дебильности нередко в практических целях выделяют ее выраженную, среднюю и легкую степени.

Имбецильность средняя степень умственной отсталости (IQ составляет 20—49) — отличается выраженной конкретностью и ситуационным харак­тером мышления, неспособностью к образованию от­влеченных понятий, недостаточным развитием речи с аграмматизмами и косноязычием, общей мотор­ной недостаточностью. Имбецилы не могут обучать­ся по программам вспомогательных школ для ум­ственно отсталых. Вместе с тем им доступны навыки самообслуживания, а нередко и элементарные тру­довые навыки. Темп психического развития при имбецильности резко замедлен. В Международной классификации болезней имбецильность подразде­ляется на умственную отсталость средней степени и резкую умственную отсталость. При последней отмечаются крайне слабое развитие речи и возмож­ность приобретения навыков только самообслужи­вания.

Идиотия — самая глубокая степень психичес­кого недоразвития (IQ < 20), при которой мышле­ние и речь почти не развиты, восприятие слабо дифференцировано, реакции на внешние раздра­жители резко снижены и часто неадекватны; эмо­ции ограничены чувствами удовольствия и не­довольства; любая осмысленная деятельность, включая навыки самообслуживания, недоступна; больные часто неопрятны. Значительно недораз­виты локомоторные функции, в связи с чем мно­гие больные не могут самостоятельно стоять и ходить. Поведение в одних случаях отличается вя­лостью, малоподвижностью, в других'— склонно­стью к однообразному двигательному возбужде­нию со стереотипными движениями (раскачивания туловищем, взмахи руками, хлопанье в ладоши), а у некоторых больных периодическими проявлени­ями агрессии и аутоагрессии (они могут внезапно ударить, укусить окружающих, царапать себя, на­носить себе удары). Часто встречается извращение влечений — больные упорно онанируют, поедают нечистоты. В большинстве случаев имеют место выраженные неврологические нарушения и сома­тические аномалии. Жизнь таких больных, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре, проходит на уровне инстинкта.

При всем разнообразии клинических проявле­ний различных форм олигофрении общими черта­ми для них являются, во-первых, наличие тоталь­ного недоразвития психики, включая недоразвитие познавательных способностей и личности в целом, и, во-вторых, — ведущая роль в структуре психи­ческого дефекта принадлежит недостаточности высших сторон познавательной деятельности, и прежде всего абстрактного мышления, при отно­сительно удовлетворительном уровне развития эволюционно более древних компонентов лично­сти, таких как темперамент, потребности, связан­ные с инстинктами, низшая аффективность.

Олигофренический патопсихологический син­дром складывается из неспособности к обучению, формированию понятий, абстрагированию, дефици­та общих сведений и знаний, примитивности и кон­кретности мышления, повышенной внушаемости и эмоциональных расстройств.

Структура олигофренического патопсихологи­ческого синдрома включает в себя ряд особеннос­тей, среди которых наиболее яркими являются ха­рактеристики когнитивной сферы. Нередко, помимо мышления, у олигофренов оказываются нарушен­ными внимание, восприятие, память (Г. Н. Носачев, Д. В. Романов, 2001).

Восприятие отличается сужением его объема, не­достаточной дифференцированностью. При этом плохо различаются сходные предметы при их узна­вании (при выраженной степени нарушения). В свя­зи с нечеткостью восприятия для правильного уз­навания изображений требуется значительное количество времени. Кроме того, восприятие недо­статочно активно. При рассматривании картинок отмечается поверхностное узнавание отдельных объектов, изображенных на них. При выраженной дебильности восприятие недоразвитое, недоста­точно четкое. Это относится к восприятию зри­тельных образов, когда обследуемые путают изоб­ражения схожих предметов, плохо различают цвета. Дебилам трудно уловить целостное содер­жание картинок, поэтому они перечисляют отдель­ные детали рисунка.

Внимание характеризуется недоразвитием преж­де всего произвольного внимания, сужением его объема, плохим распределением, затрудненным пе­реключением и истощаемостью. Этим обусловлены трудности сосредоточения на заданиях, требующих умственного напряжения. При отыскании чисел по таблицам Шульте отмечаются пропуски чисел, их «потери», увеличение времени работы с каждой от­дельной таблицей. Внимание, особенно произволь­ное, отличается узким объемом. В пробе на запоми­нание такой больной называет, например, четыре слова. Ему повторно зачитывают все подлежащие запоминанию слова. После этого больной называет уже другие четыре слова, но не может вспомнить называвшиеся им прежде слова. Внимание с трудом переключается с одного вида деятельности на дру­гой, неустойчиво.

Память также имеет ряд особенностей. Выявля­ются нарушения операционного, динамического, мотивационного компонентов процесса запомина­ния. Механическая память более развита, чем опос­редованная. Однако для запоминания не связанных между собой по смыслу слов требуются многие повторения, а через короткое время воспроизво­дится небольшое их количество. Медленно и с тру­дом усваивается новый материал, необходимо его неоднократное повторение, но он быстро забыва­ется, а использование на практике каких-либо при­обретенных знаний затруднено. В методике пик­тограмм в связи с нарушением образования логических связей между словами и изображени­ем слабой оказывается опосредованная память. Лучше запоминаются внешние признаки предме­тов и явлений в их случайных сочетаниях, но внут­ренние логические связи и отношения запомина­ются плохо, так как недостаточно понимаются. Выраженность ослабления памяти часто соответ­ствует степени слабоумия. Чем глубже дебильность, тем более заметна недостаточность памяти. Представляет интерес соотношение между механи­ческой памятью и логической. При легкой дебиль­ности существенной разницы между показателя­ми, характеризующими оба вида памяти, нет. За­то при выраженной дебильности механическая память страдает меньше. Глубоким дебилам опосредованное заучивание представляется очень трудным, а пробы на ассоциативную память дают­ся труднее, чем заучивание 10 слов; ассоциации в парах слов этими больными не улавливаются, и по­этому задание оказывается для них большим по объему (содержит 20 слов). Существенное значе­ние приобретает попытка исследующего корриги­ровать суждения обследуемого. Возможность кор­рекции свидетельствует о более легкой степени дебильности.

В структуре мышления выявляются нарушения его операциональной стороны по типу снижения уровня доступных обобщений; нарушение динами­ки мышления по типу замедления протекания мыс­лительных операций (тугоподвижность мышле­ния), инертности; ослабления мотивационного компонента мышления; нарушения критичности мышления. Снижение уровня доступных обобще­ний проявляется конкретно-ситуационным харак­тером мышления, затруднением абстрагирования. Выделение существенных признаков, закономер­ных связей затруднено. Плохо усваиваются прави­ла и общие понятия; при способности установления различий в предметах невозможным оказывается выделение существенных черт их сходства. При «сравнении понятий» внимание акцентируется на случайных, внешних признаках, а существенные игнорируются. Особые затруднения отмечаются при выполнении больным «классификации предме­тов», где формирование групп осуществляется с опорой на включенность тех или иных предметов в единую конкретную ситуацию из опыта испытуемо­го. Невозможным оказывается абстрагирование ка­кого-либо признака всех предъявляемых предметов, согласно которому предметы, обычно входящие в различные наглядные ситуации, могли бы быть объединены в одну группу. Так, затруднено объе­динение в одну группу по признаку «живое-нежи­вое». При построении «простых аналогий» часто невозможным оказывается усвоение инструкции; выполнение заданий «случайное» проводится по произвольному способу. «Сложные аналогии» не­доступны.

Обнаруживаются также слабость регулирующей функции мышления и некритичность суждений при непоследовательности рассуждений.

Возможность перенесения обследуемым уже ус­военного опыта на выполнение аналогичных зада­ний приобретает особое значение при установлении степени выраженности дебильности. Возможность перенес


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.