Период обучения (модуль): С2 — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Период обучения (модуль): С2

2017-09-28 215
Период обучения (модуль): С2 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

№ п/п Наименование темы (раздела, части) Вид учебных занятий Количество часов
1. Введение в этнографию. лекции  
самостоятельная работа под руководством преподавателя  
2. Китайский этнос в системе классификаций народов мира. лекции  
самостоятельная работа под руководством преподавателя  
3. Этногенез китайцев и процесс формирования китайской нации. лекции  
самостоятельная работа под руководством преподавателя  
4. Китайская диаспора. лекции  
семинар  
  Китайская антропонимическая модель. лекции  
семинар  
6. Социальные связи в традиционном и современном китайском обществе. лекции  
семинар  
7. Основы духовной культуры Китая. лекции  
Консультации    
семинар  
8. Традиционные календарные праздники и обряды жизненного цикла. консультации  
семинар  
9. Особенности традиционной материальной культуры китайцев. консультации  
семинар  

 

Тема 1. Введение в этнографию.

Этнография и этнология как научная дисциплина. Объект и предмет этнологической науки. Понятия «этничность», «этнос», «нация». Основные подходы к пониманию этноса. Признаки и структура этноса. Основные этнические процессы – этногенез, дивергенция, миграции, возникновение новых этносов. Изменение численности и усложнение структуры этносов. Этнос и нация в условиях глобализации. Этнос, его материальная и духовная культура. Понятие культуры и методологические основания ее изучения. Аккультурация. Ассимиляция. Интеграция.

Классические лекции.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – изучение литературы по соответствующей теме.

Тема 2. Китайский этнос в системе классификаций народов мира.

Системы классификации народов. Географическая классификация. Антропологическая классификация. Большие и малые расы. Смешанные и переходные расы. Соотношение расы и этноса. Лингвистическая классификация. Морфологическая классификация языков. Генеалогическая классификация языков и языковые семьи.

Антропологическая и этнолингвистическая характеристика населения Китая. Основные теории происхождения большой монголоидной расы. Тихоокеанские и континентальные монголоиды. Восточно-азиатская и южно-азиатская группы тихоокеанских монголоидов. Основные расовые типы восточноазиатской группы тихоокеанских монголоидов - северо-китайский, амурский, восточно-тибетский. Основные расовые типы южно-азиатской группы тихоокеанских монголоидов – тан-малайский, восточно-гималайский, монкхмерский. Континентальные монголоиды – центрально-азиатская, южно- сибирская и монголоидно-европеоидная группы.

Языки Китая. Общая характеристика языковой ситуации в КНР. Государственный язык КНР. Китайско-тибетская языковая семья – китайский, тибетский, сиамский, бирманский языки. Китайский язык и его восемь основных диалектов. Географическое размещение диалектов и периодизация развития языка. Алтайская языковая семья – тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские и корейский языки. Малайско- поленезийская языковая семья – гаошаньский язык и язык ями. Индоевропейская языковая семья – ваханский и сарыкольский ветви западно- иранского языка. Мон-кхмерская языковая семья – ва-бэлунский и буланский языки.

Классические лекции.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – изучение литературы по соответствующей теме.

 

Тема 3. Этногенез китайцев и процесс формирования китайской нации.

Этнокультурные процессы в истории Китая. Этногенез и ареал расселения. Древнейшие люди на территории Китая. Пекинский синантроп. Формирование этнической общности древних китайцев. Китайский этнос в средние века. Этническое развитие китайцев в новое время. Исторические этносы Китая – кидани, чжурчжэни. Этническое многообразие Китая. Ханьцы как самый многочисленный этнос страны. Субэтнические группы китайцев – даньцзя, хакка, хуацяо, хуэй. Национальные меньшинства КНР. Тибетцы, уйгуры. Народности тюркской группы: казахи, киргизы, узбеки, татары. Нетюркские народности: маньчжуры, монголы, хуэйцы, сибоцы, дауры, русские. Политическая доктрина китайской империи – «Срединного государства», синоцентризм. Национальная политика КНР на современном этапе. Межэтнические отношения в современном Китае.

Классические лекции.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – изучение литературы по соответствующей теме.

Тема 4. Китайская диаспора.

Понятие диаспоры – содержание термина. Взаимодействие этноса и его диаспоры. Китайские диаспоры за рубежом – страны ЮВА, США, Австралия, Европа, Россия. Концепция «Большого Китая».

Классические лекции.

Тема 5. Китайская антропонимическая модель.

Происхождение китайских фамилий. Наиболее распространённые фамилии в современном Китае. Семантика китайских имён. Обращения, используемые при общении. Иностранные имена у китайцев и китайские имена у иностранцев.

 

Классические лекции.

Тема 6. Социальные связи в традиционном и современном китайском обществе.

Этнокультурная специфика социальных связей в китайском обществе. Ритуал и иерархия как основа социальных отношений. Слияние государственного и общественного – государство и семья. Семья и клан. Культ предков. Социальный статус женщины. Побратимство. Профессиональные сообщества цеха, землячества, тайные общества. Этическое групповое самосознание китайцев. Осмысление инокультурных и иноэтнических сообществ в китайском обществе. Основные этнопсихологические черты характера китайцев. Региональные особенности менталитета китайского народа. Нормы межличностной коммуникации.

Классические лекции.

Тема 6. Основы духовной культуры Китая.

Религиозно-философские учения Китая: буддизм, даосизм, конфуцианство. Народные религиозные верования. Китайский религиозный синкретизм. Элитарная традиция и простонародная культура. Ислам и христианство на территории Китая.

 

Классические лекции.

Тема 7. Традиционные календарные праздники и обряды жизненного цикла.

Специфика китайской традиционной календарной системы. Концепция «времени» в китайской культуре. Календарный год и его основные ритуалы. Праздники и хозяйственный цикл китайской земледельческой культуры. Центральные праздники нового года, середины лета (дуаньуцзе) и середины осени (чжунцюцзе). День поминовения усопших – праздник Цинмин. Праздник Отправки зимней одежды. Праздничные ритуалы в современном Китае. Государственные праздники КНР. Новые праздники в современной повседневной культуре – 14 февраля, день холостяка.

Обряды жизненного цикла – обряды перехода. Обряды, связанные с беременностью и родами. Выбор имени. Обряды первого года жизни. Переход ребёнка в мир взрослых. Сватовство и свадьба. Смерть и похороны. Китайские могилы и кладбища. Обряды, выполняемые после смерти.

Классические лекции.

Тема 7. Особенности традиционной материальной культуры китайцев.

Основополагающие принципы материальной культуры – единство микро- и макрокосма, представления о времени и пространстве, ритуально-иерархическая основа социальной жизни. Традиция фэншуй. Историко-культурные особенности китайского традиционного зодчества, садово-паркового искусства, обустройства жилища. Пространственная композиция как главная конструктивная особенность. Принцип преобладания горизонтальных линий. Особенности внешнего декора жилища. Интерьер жилища. Организация внутреннего пространства жилища и его многофункциональность. Принципы планировки и её связь со структурой китайской семьи. Домашний алтарь. Комнатная мебель, её эволюция.

Градостроительство. Город и его политические и социально-экономические функции. Особенности планировки городов Китая и её символизм. Ландшафтная архитектура. Садовые ландшафты.

Традиционная китайская кухня. Культ еды в китайском обществе. Праздничная и повседневная еда. Особенности этикета и сервировки. Взаимосвязь рациона питания с жизненным и календарным циклами. «Основные» и «дополнительные» продукты питания, принцип их сочетания. Региональные кухни (пекинская, шаньдунская, сычуаньская, гуандунская, хунаньская). Вино. Чай. Чайная церемония. Особенности питания китайцев за границей и иностранцев в Китае.

Традиционная одежда китайцев. Одежда элиты и простолюдинов в традиционном Китае. Мужская и женская одежда. Знаковые функции одежды, символика китайского костюма. Инокультурные заимствования в одежде китайцев. Предметы личного обихода – веер, зонт, личная печать.

Китайские народные ремесла – ткачество, вышивка, резьба по дереву, камню, кости, из бумаги, ювелирное искусство, лаки, эмаль, инкрустация.

 

Консультации.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.