Социальная и правовая защита жизни и здоровья работников органов прокуратуры — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Социальная и правовая защита жизни и здоровья работников органов прокуратуры

2017-09-28 291
Социальная и правовая защита жизни и здоровья работников органов прокуратуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 67 Закона № 220-З [9] закрепляет принцип государственной защиты прокурорских работников.

В соответствии со ст. 66 Закона № 220-З [9] прокурорский работник подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета. Порядок и условия обязательного страхования работников прокуратуры на случай гибели (смерти), ранения (контузии), увечья, заболевания, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей определяются Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 308 «О некоторых вопросах обязательного государственного страхования сотрудников Следственного комитета, сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов Государственного комитета судебных экспертиз, сотрудников органов внутренних дел, прокурорских работников, работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, работников органов Комитета государственного контроля» (в ред. Постановления от 30 января 2016 г. № 76) [12].

В процессе осуществления своей профессиональной деятельности прокурорские сотрудники получают огромное количество угроз, сталкиваются с посягательствами на собственную жизнь и здоровье, имущество.

Законодательно установлено, что, если преступное посягательство на жизнь и здоровье прокурорского работника приводит к смерти последнего, его семья (наследники) имеют право на получение единовременной страховой суммы в размере 10-летней суммы заработной платы погибшего (умершего). Выплата данной суммы осуществляется в случаях, когда преступное посягательство было совершено при осуществлении прокурорским работником своей служебной деятельности, вследствие принятия им мер по предотвращению (пресечению) правонарушения, либо в случае наступления смерти в течение одного года после прекращения им службы в органах прокуратуры.

Если же преступное посягательство на жизнь и здоровье привело к установлению инвалидности (или ее установлении в течение одного года с момента прекращения им службы в органах прокуратуры), ему выплачивается единовременная страховая сумма:

- при установлении инвалидности I группы – 5-летней суммы заработной платы;

- при установлении инвалидности II группы – 4-летней суммы заработной платы;

- при установлении инвалидности III группы – 3-летней суммы заработной платы [9, ст. 66].

В случае, когда преступное посягательство на жизнь и здоровье сотрудника прокуратуры не привело к установлению инвалидности, однако было причинено тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, ему выплачивается единовременная страховая сумма соответственно в размере 2-годичной или 0,5-годовой суммы заработной платы.

В иных случаях при гибели (смерти) прокурорского работника или установления прокурорскому работнику инвалидности, наступивших в результате ранения, контузии, травмы, увечья, заболевания, либо получения им тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, не повлекшего инвалидности, легкого телесного повреждения, имевших место при осуществлении им служебной деятельности, подтвержденных медицинским заключением, выплачивается единовременная страховая сумма в размере:

250 базовых величин – семье погибшего (умершего) прокурорского работника (его наследникам);

100 базовых величин – инвалиду I группы;

75 базовых величин – инвалиду II группы;

50 базовых величин – инвалиду III группы;

10 базовых величин – прокурорскому работнику, получившему тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности;

7 базовых величин – прокурорскому работнику, получившему менее тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности;

5 базовых величин – прокурорскому работнику, получившему легкое телесное повреждением [9, ст. 66].

Кроме жизни и здоровья прокурорских работников объектом преступного нападения может также быть его имущество или имущество его близких. При уничтожении или повреждении имущества, которое принадлежит прокурорскому работнику или его близким, вследствие преступного нападения, собственникам выплачивается страховое возмещение в размере причиненного вреда, но не свыше действительной стоимости уничтоженного или поврежденного имущества на день принятия решения о выплате.

При установлении лиц, виновных в гибели (смерти) прокурорского работника, причинении вреда его здоровью, причинении имущественного вреда прокурорскому работнику или его близким, выплаченные страховые суммы подлежат взысканию с виновных лиц.

Прокурорский работник имеет право на ношение и хранение выданного ему во временное пользование служебного или боевого оружия и боеприпасов к нему, специальных средств, а также на применение и использование их в порядке, установленном ст. 26 Закона от 13 ноября 2001 года «Об оружии» (в ред. 20 апреля 2016 г. № 358-З) [11].

Так, оружие сотрудником прокуратуры может применяться только по целевому назначению. Оно также может быть применено для защиты его жизни, здоровья, прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Данные ситуации Закон «Об оружии» [11] трактует как состояния необходимой обороны или крайней необходимости.

Служебное оружие может применяться сотрудником прокуратуры при задержании лица, совершившего преступление. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого применяется оружие, предупреждение о намерении его применить, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создаст непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия. Оружие также может быть использовано также для отражения нападения животного или подачи сигнала тревоги.

Служебное оружие применяется сотрудником прокуратуры только как крайняя мера, если иными способами невозможно защититься от преступного посягательства.

Запрещается применять оружие при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица, в направлении огнеопасных и взрывоопасных, а также содержащих сильнодействующие ядовитые вещества складов (хранилищ), в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.

О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, прокурорский работник, применивший оружие, обязан незамедлительно (не позднее суток) подать рапорт, а также принять меры по оказанию пострадавшему медицинской помощи.

Таким образом, можем сделать вывод, что законодательно закреплен принцип государственной защиты прокурорских работников. Прокурорский работник подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета. В случае гибели (смерти) прокурорского работника, установлении ему инвалидности, получения им тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, ему (его наследникам в случае смерти) выплачивается компенсационная выплата.

Прокурорский работник имеет право на ношение и хранение выданного ему во временное пользование служебного или боевого оружия и боеприпасов к нему, специальных средств, а также на его применение.

Выводы по главе 2:

1. материальное и социальное обеспечение прокурорских работников приближено к материальному и социальному обеспечению сотрудников милиции и Следственного комитета Республики Беларусь. Прокурорскому работнику гарантируются условия труда, которые обеспечивают надлежащее исполнение служебных обязанностей, заработная плата, трудовой отпуск, предоставление в установленном порядке жилого помещения коммерческого использования, пенсионное обеспечение, выплата выходного и иных единовременных пособий, право на медицинское обслуживание и иные меры материального и социального обеспечения в соответствии с законодательством о государственной службе и законодательством о труде с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 220-З и иными законодательными актами;

2. законодательно закреплен принцип государственной защиты прокурорских работников. Прокурорский работник подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета. В случае гибели (смерти) прокурорского работника, установлении ему инвалидности, получения им тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, ему (его наследникам в случае смерти) выплачивается компенсационная выплата.

Прокурорский работник имеет право на ношение и хранение выданного ему во временное пользование служебного или боевого оружия и боеприпасов к нему, специальных средств, а также на его применение.

 


 

Заключение

 

Рассмотрев вопросы правовой защиты прокурорских работников, нами были сделаны следующие выводы:

1. создание и историческое развитие прокуратуры Республики Беларусь происходило в процессе создания и развития независимой Беларуси. В процессе внесения изменений и дополнений в Конституцию страны был существенно изменен правовой статус Генерального прокурора, возглавляющего систему прокуратур. Конституцией и основным нормативным процессуальным актом в сфере деятельности прокуратур – Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» 2007 года (в ред. Закона 18 июля 2016 г. № 401-З) прокуратура определена как единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами;

2. самыми объемными и специфическими обязанностями прокуроров являются осуществление уголовного преследования и поддержание государственного обвинения в суде. Именно при осуществлении данных обязанностей прокурорские работники контактируют с преступниками, могут получать угрозы или иное давление в свой адрес, подвергать свою жизнь и здоровье опасности.

Процессуальное положение прокурора в суде является дискуссионным в научной литературе. Противоречия научных мнений основывается на противоречии между функциями надзора и поддержания обвинения, которые осуществляет прокуратура;

3. материальное и социальное обеспечение прокурорских работников приближено к материальному и социальному обеспечению сотрудников милиции и Следственного комитета Республики Беларусь. Прокурорскому работнику гарантируются условия труда, которые обеспечивают надлежащее исполнение служебных обязанностей, заработная плата, трудовой отпуск, предоставление в установленном порядке жилого помещения коммерческого использования, пенсионное обеспечение, выплата выходного и иных единовременных пособий, право на медицинское обслуживание и иные меры материального и социального обеспечения в соответствии с законодательством о государственной службе и законодательством о труде с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 220-З и иными законодательными актами;

4. законодательно закреплен принцип государственной защиты прокурорских работников. Прокурорский работник подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета. В случае гибели (смерти) прокурорского работника, установлении ему инвалидности, получения им тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, ему (его наследникам в случае смерти) выплачивается компенсационная выплата.

Прокурорский работник имеет право на ношение и хранение выданного ему во временное пользование служебного или боевого оружия и боеприпасов к нему, специальных средств, а также на его применение.

 

 


 

Список использованной литературы

 

 

1. Конституция Республики Беларусь Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005.

2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З: Принят Палатой представителей 10 декабря 1998 года; Одобрен Советом Респ. 18 декабря 1998 года: в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 г. № 19-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З: Принят Палатой представителей 9 ноября 2006 года; Одобрен Советом Респ. 1 декабря 2006 года: в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З: Принят Палатой представителей 24 июня 1999 года; Одобрен Советом Респ. 30 июня 1999 года: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2017 г. № 53-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

5. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-З: Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года; Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года: в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 г. № 19-З// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

6. О форменной одежде и знаках различия прокурорских работников: Указ Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2009 г. № 209 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

7. Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181: в ред. Указа от 23 февраля 2015 г. № 95 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

8. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 г. № 14-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

9. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2016 г. № 401-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

10. О Прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 29 января 1993 г. № 2139-XІІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017. – утратил силу.

11. Об оружии: Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 61-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20 апреля 2016 г. № 358-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

12. О некоторых вопросах обязательного государственного страхования сотрудников Следственного комитета, сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов Государственного комитета судебных экспертиз, сотрудников органов внутренних дел, прокурорских работников, работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, работников органов Комитета государственного контроля: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 308: в ред. Постановления от 30 января 2016 г. № 76 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

13. Об оплате труда прокурорских работников, работников системы органов прокуратуры, районных (городских), областных, Минского городского судов, экономических судов областей (города Минска): Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 июня 2013 г. № 59: в ред. Постановления от 24 марта 2017 г. № 16 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

14. Акуленок, Н.Е. Правовое положение прокурора в Республике Беларусь / Н.Е. Акуленок // Материалы БГУ. – Секция Е. – 2016. – С. 57-60.

15. Василевич, Г.А О работе органов прокуратуры в современных условиях и некоторых мерах по дальнейшему повышению эффективности прокурорского надзора / Г.А. Василевич // Законность и правопорядок. – 2009. – № 3. – С. 4-10.

16. Василевич, Д.Г. Статус прокуратуры в системе других государственных органов / Д.Г. Василевич // Юридический журнал. – 2008. – №3. – С.60-64.

17. Задачи, принципы, этапы развития прокуратуры в Республике

Беларусь // Судоустройство / под ред. А.А. Данилевича, И.И. Мартинович. – Минск, 2010. – С. 249-277.

18. Казаков, В.В. Особенности социально-правовой защиты прокурорских работников государств-участников СНГ / В.В. Казаков // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2009. – № 10. – С. 106-113.

19. Казаков, В.В. Правовые основы и механизмы функционирования службы прокуроров в России и в других государствах - участниках СНГ. Дисс. … канд. р. наук: 12.00.11 / В.В. Казаков. – М., 2011. – 236 с.

20. Максимов, Л.Г. Прокурорский надзор / Л.Г. Максимов. – Минск: Молодежное научное общество, 2001. – 196 с.

21. Мартинович, И.И., Пастухов, М.И. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь / И.И. Мартинович, М.И. Пастухов. – Минск, 1995. – 224 с.

22. Маршунов, М.Н. Прокурорско-надзорное право / М.Н. Маршунов. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1991. – 128 c.

23. О практике рассмотрения судами споров о дисциплинарной ответственности работников (по материалам обзора) // Судовы веснiк. – 2012. – № 3. – С. 18-30.

24. Радьков, В.П. Социалистическая законность в советском уголовном процессе / В.П. Радьков. – М., 1959. – 253 с.

25. Решетникова, Т.А. Правовой статус, функции и полномочия прокуратуры в странах СНГ (сравнительно-правовое исследование). Дисс. … канд. юр. наук: 12.00.11 / Т.А. Решетникова. – М., 2005. – 187 с.

26. Савицкий, В.М. Стержневая функция прокуратуры – осуществление уголовного преследования / В.М. Савицкий // Российская юстиция. – 1994. – №10. – С. 26-28.

27. Строгович, М.С. Уголовное преследование в советском уголовном процессе / М.С. Строгович. – М.: Изд-во АН СССР, 1951. – 191 c.

28. Тадевосян, В.С. Прокурорский надзор в СССР / В.С. Тадевосян. – М., 1956. – 300 с.

29. Шолодонов, В.И. Прокуратура в условиях формирования правового государства / В.И. Шолодонов // Проблемы формирования правового государства в Беларуси. – Минск, 1994. – С. 63-70.

30. Щадрин, Ю. Правосудие и прокурорский надзор / Ю. Щадрин. // Социалистическая законность. – 1991. – № 6. – С. 36-40.

31. Яровников, К.Ю. Надзор прокуратуры: история и проблемы развития / К.Ю. Яровников // Государство и право. – 1999. – №11.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.