Организация и проведение эксперимента по формированию правовой культуры у старшеклассников — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация и проведение эксперимента по формированию правовой культуры у старшеклассников

2017-09-28 290
Организация и проведение эксперимента по формированию правовой культуры у старшеклассников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эксперимент проводился на базе МКОУ СОШ д. Ваштранга, в нём принимали участие 44 ученика 10-11-классов.

При изучении правовой культуры важно различать её содержание и уровень. Содержание определяется направленностью правовой идеологии и правовой политики, а также действующей правовой системой. Уровень правовой культуры — это степень её интенсивности и насыщенности. Основополагающие подходы к современному понятию «правовая культура» были сформулированы в 80-е годы XX века. Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска, первичного анализа и использования правовой информации, обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью, для анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации [12].

Старшие школьники способны сознательно осмыслить, проанализировать большинство правовых и моральных норм и категорий. В то же время у них отсутствуют стойкие убеждения, они имеют небольшой жизненный опыт, неустойчивый характер, находящийся в большой зависимости в своих поступках от влияния взрослых и сверстников [11].

А.А. Рыбаченко [15] описывает признаки, характерные для правового поведения старшеклассников.

Первый из них – социальная значимость. Поступки старшеклассников вплетены в систему общественных отношений и поэтому оказывают на нее определенное воздействие – положительное или отрицательное. В силу своей социальной значимости эти поступки порождают реакцию окружающих – одобрение или осуждение. В этом и проявляется социальная оценка поведения, которое может быть либо общественно полезным, либо общественно опасным.

Второй признак правового поведения – его субъективность. Она обусловлена тем, что старшеклассники наделены сознанием и волей и контролируют свое поведение. Совершая то или иное действие в правовой сфере, старшеклассник соотносит его с имеющимися нормами и ценностями, анализирует, какую пользу он принесет коллективу, себе, своим товарищам. В зависимости от этого он и принимает решение, определяет направление и интенсивность своего поведения.

Сопоставив результаты приведенных исследований, мы пришли к выводу, что характерными признаками правовой культуры большинства старшеклассников можно считать:

1. осознание важности правового образования;

2. признание практического аспекта изучения права;

3. проявление интереса к отдельным аспектам права, волнующим их в данный момент, а именно к собственным гражданским правам;

4. осуждение нарушения личных прав другими лицами;

5. выделение в качестве основного критерия следования закону страха перед наказанием, т.е. отсутствие стойких убеждений, осознания объективной необходимости соблюдения закона.

Таким образом проведения эксперимента нами была выбрана методика, предложенная А.С. Саломаткиным [22]. Он выделяет пять уровней правовой культуры: идеальный, высокий, удовлетворительный, низкий, минимально допустимый. Показателями уровней сформированности культуры являются: широта, объем и глубина правовых знаний, потребность повышать правовые знания, владение правовой лексикой, готовность к общественно-правовой деятельности, мотивы участия в правовой деятельности, характер учебной деятельности, правовое поведение в процессе неформального общения и в других жизненных ситуациях. Исходя из этих показателей, нами была разработана деловая игра. В своей структуре она содержит компоненты, направленные на развитие показателей уровней сформированности правовой культуры.

В связи с поставленной целью исследования была организована встреча с участием учащихся 10-11-классов, в количестве 22-х человек. Проведена непосредственно деловая игра. После деловой игрой состоялось анкетирование на определение уровня правовой культуры (Приложение №2).

В очередной раз организовав встречу уже с другими учащимися в количестве 22-х человек, с которыми не была проведена деловая игра, проведено анкетирование по определению уровня правовой культуры у этих школьников. (Приложение №2).

Результаты данного исследования могут дать сведения об эффективности использования деловой игры для формирования правовой культуры старшеклассников.



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.