Что надо знать о почитанiи угодниковъ божiихъ — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Что надо знать о почитанiи угодниковъ божiихъ

2017-09-26 250
Что надо знать о почитанiи угодниковъ божiихъ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Помимо канонизированныхъ святыхъ есть еще одинъ особый видъ почитаемыхъ усопшихъ - подвижниковъ благочест\я. Канонизац\и почти всегда предшествуетъ почитан\е святаго какъ подвижника безъ всякой на то офиц\альной санкц\и. На могилахъ такихъ под­вижниковъ и праведниковъ, еще при жизни прославившихся богоу­годнымъ жит\емъ и особыми благодатными дарами, поются частые панихиды, въ дни ихъ смерти совершаются заупокойные Литург\и, ихъ имена вносятся въ синодики для каждодневнаго поминовен\я на Литург\и. Надъ гробами подвижниковъ благочест\я устраиваются памятники въ видё арки или часовни, иногда съ изображен\ями под­вижниковъ на надгробницахъ. Почитатели усопшихъ составляютъ имъ службы и акафисты, хотя они и не имёютъ церковнаго употребле­н\я. Въ своихъ келейныхъ молитвахъ почитатели, вёрующ\е въ ихъ свя­тость, обращаются къ нимъ какъ къ угодникамъ, предстоящимъ передъ Престоломъ Бож\имъ.

Иногда при гробницахъ почитаемыхъ подвижниковъ пёли одновре­менно и панихиды и молебны.... Писали и иконы неканонизированныхъ подвижниковъ. Передъ этими иконами возжигали свёчи, ихъ лобызали; иногда так\е иконы помёщали въ церквахъ.

Въ большинствё случаевъ канонизац\и святаго предшествуетъ его народное почитан\е какъ подвижника благочест\я».

п.48.7«Почитан\е подвижниковъ благочест\я» Прото\ерей Владиславъ Цыпинъ «Курсъ церковнаго права». Учебное пособ\е. Издатели: «Круглый столъ по религ\озному образован\ю въ Русской Православной Церкви» и «Христ\анская жизнь», г. Клинъ. 2004, стр. 496-497

Православ\е большинства изъ насъ, как говорилъ приснопоминаемый уб\енный \ерей о. Олегъ Ступичкинъ, настоятель храма во имя святыхъ Первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла поселка Нейво-Сусанна Алапаевскаго благочин\я Екатеринбургской епарх\и, ограничивается лишь крещен\емъ и отпёван\емъ, между которыми нётъ никакой духовной жизни. Ни регулярнаго посёщен\я православнаго храма, ни должнаго почитан\я святыхъ праздниковъ Церкви Христовой, ни постоян­наго очищен\я себя спасительнымъ покаян\емъ и пр\общен\я Святыхъ Христовыхъ Тайнъ, ни обращен\я къ другимъ укрёпляю­щимъ таинствамъ и возможностямъ Церкви. Разумёется, говорить здёсь о духовной грамотности, а порой даже объ элементарныхъ религ\озныхъ знан\яхъ, не приходится. Все это, безусловно, является горькимъ слёдств\емъ совётскихъ десятилёт\й актив­наго богоборчества и государственнаго атеизма, при которыхъ главный законъ человёческой жизни - Законъ Бож\й, въ отлич\ё отъ общеобразовательныхъ предметовъ и другихъ дисциплинъ, былъ полностью упраздненъ. А чтобы ни въ коемъ случаё не допустить его возвращен\я назадъ, была предпринята цёлая система атеистической пропаганды съ ея разтлён\емъ человёческихъ душъ.

Тёмъ не менёе жизнь человёка была и остается главной цён­ностью нашаго бреннаго м\ра, ибо онъ, какъ высшее творен\е Бож\е, со своей безсмертной душой предназначенъ для блажен­ной вёчности. Но удостоится ее можно лишь сдавъ земной экза­менъ посредствомъ напряженной духовной жизни, требующей, по словамъ извёстнаго старца Паис\я Святогорца, большой точности. Поэтому духовная грамотность, предполагающая знан\е истор\и христ\анскаго учен\я, Русской Православной Церкви, Священнаго Писан\я и Святыхъ Отцовъ Церкви Христовой, является обязательной для всёхъ и каждаго. Пола­гаться въ этомъ дёлё на кого-либо, кромё Святаго Е`ангел\я, Господа нашаго Iисуса Христа и огромнаго сонма Угодниковъ Бож\ихъ, крайнё опасно для любого вёрующего человёка.. Почему Святитель Игнат\й (Брянчаниновъ) и говорилъ, что не читающ\й Святыхъ Отцовъ спастись не можетъ. Отсюда совсемъ по-иному предстаетъ передъ нами почитан\е православныхъ подвижниковъ, угодившихъ Господу Богу своимъ благочест\емъ и еще при жизни получившихъ отъ Него дары Благодати Духа Святаго. Какъ правило, они удостаивались мирной кончины и небесныхъ свидётельствъ о святости жизни, что какъ разъ и влекло къ нимъ толпы вёрующихъ и рождало народное почитан\е.

Это почитан\е почти всегда предшествовало офиц\аль­ному прославлен\ю Церковью, то есть канонизац\и. Поэтому ея историкъ, профессоръ Е.Темниковск\й писалъ: «Слава святой жизни того или другого подвижника не умирала вмёстё съ нимъ; благочестивый подвижникъ становился предметомъ народнаго чествован\я, сначала, быть можетъ, въ сравнительно незначи­тельномъ районё, который съ течен\емъ времени могъ разширяться. Такимъ образомъ являлся культъ святаго. Къ нему постепенно при­соединялись и церковные власти, прежде всего мёстные...».

Такъ шло изъ вёка въ вёкъ и сложилось въ добрую традиц\ю, которой слёдовали всё, включая и церковные власти. При­чемъ, препятствовать этой многовёковой традиц\и народнаго почитан\я православнаго подвижника очень опасно изъ-за риска превратиться въ богоборца и вызвать на себя гнёвъ Бож\й, чему есть нёмало примёровъ не только въ далекомъ прошломъ, но и въ современной дёйствительности. Къ тому же въ Святомъ Е`ан­гел\и отъ Iоанна Самъ Господь предупреждаетъ такихъ богобор­цевъ: «Если бы Я не сотворилъ между ними дёлъ, какихъ никто другой не дёлалъ, то не имёли бы грёха»! Рёчь въ данномъ случаё идетъ о посылаемыхъ свыше свидётельствахъ святости подвиж­никовъ, нерёдко игнорируемыхъ представителями Церкви на мёстахъ вопреки ихъ очевидности и неопровержимости.

Надо признаться, что въ прошлые времена Церковь быстрёе и охотнёе откликалась на народное почитан\е усопшихъ подвиж­никовъ вёры и, какъ указывалъ еще одинъ ея историкъ, профессоръ Н.С.Суворовъ, были нерёдки «случаи, когда чудеса безъ всякаго предварительнаго обыска, вслёдъ за ихъ оглашен\емъ, сопрово­ждались колокольнымъ звономъ и церковнымъ торжествомъ». Объ этомъ же говоритъ и академикъ Е.Е.Голубинск\й, что иногда «под­вижники становились святыми безъ нарочитой канонизац\и».

Кстати, на протяжен\и вёковъ соборный разумъ вёрующего люда, его тонкое ощущен\е Благодати Бож\ей, никогда не ошибался, превращая, порой, уже проведенные Соборы Церкви въ «разбойные», то есть незаконные, недёйствительные. Съ такимъ нелестнымъ опредёлен\емъ они и закрёплялись въ церковной истор\и, будучи отвергнуты народомъ, который всегда оставался единственнымъ хранителемъ чистоты православнаго вёроучен\я.

Естественно, что въ связи съ такимъ почитан\емъ отдёльныхъ подвижниковъ благочест\я вёрующ\е узаконили за собой кон­кретные дёйств\я, которые офиц\ально закрёплены въ 48-ой главё «Канонизац\я и почитан\е святыхъ» современнаго курса «Церковнаго права».

Они подробно изложены въ п. 7 или 48.7 вышеуказанной главы съ подзаголовкомъ «Почитан\е подвижниковъ благоче­ст\я» и приведены въ эпиграфё настоящего предислов\я.

Въ соответств\и съ ними м\ряне Русской Православной Церкви имёютъ абсолютное право писать святые иконы почи­таемыхъ подвижниковъ благочест\я, составлять имъ акафисты и службы, по особенному обустраивать ихъ могилы красивыми часовенками или сёнями, увёнчанными куполами съ вось­миконечнымъ крестомъ, служить панихиды или заказывать заупокойные Литург\и. Именно поэтому и приснопамятный Владыка Iоаннъ (Снычевъ), почивш\й Митрополитъ Санкт-Петербургск\й и Ладожск\й, говорилъ, что вёрующ\е могутъ почитать ушедшихъ подвижниковъ вёры какъ святыхъ и обра­щаться къ нимъ въ своихъ молитвахъ какъ къ святымъ.

Причемъ, истор\я Церкви знаетъ случаи прижизненнаго почитан\я такихъ угодниковъ Бож\ихъ, къ коимъ можно смело отнести, напримёръ, знаменитаго о.Iоанна Кронштадтскаго или современника великаго Печальника Земли Русской Преподобнаго Серг\я Радонежскаго, игумена Бёлозерскаго монастыря Кирилла. Первому еще при жизни было составлено два акафиста, а второму написана икона.

Несмотря на широкую извёстность и всенародное почи­тан\е подвижниковъ отечественного благочест\я, искренн\й порывъ вёрующихъ, бывало, встречалъ жесткое сопротивлен\е цер­ковной \ерарх\и, породивъ въ истор\и РПЦ непр\ятные инци­денты, которые нынё стараются не вспоминать. Но они были.

Так, напримёръ, скандаломъ въ Святёйшемъ Синодё разразилось въ свое время прославлен\е въ Тобольскё покойнаго Митропо­лита Iоанна, почитавшегося всей Сибирью за святаго. Очень не просто складывалось прославлен\е Церковью и Бёлгород­скаго Епископа Iоасафа, хотя высота его духовной жизни была хорошо извёстна, и Владыка тоже почитался вёрующими какъ святой. И ужъ никакъ въ началё XX вёка не хотёли прославлять Преподобнаго Серафима Саровскаго и всея Росс\и чудотворца нынё однаго изъ самыхъ почитаемыхъ святыхъ Вселенскаго Православ\я. Офиц\альное прославлен\е послёдняго, какъ и нёкоторыхъ другихъ русскихъ святыхъ, состоялось только благодаря прямому вмешательству и волевому рёшен\ю Государя Импе­ратора Николая II Александровича Романова, нынё прослав­леннаго Церковью вмёстё со своимъ вёнценоснымъ семействомъ.

Еще разъ повторимъ, что все это было, но Церковь предпо­читаетъ помалкивать и не вспоминать столь неудобные факты своей истор\и. Но они поучительны, потому что, къ сожалё­н\ю, повторяются и сегодня.

Зачастую наиболёе ревностные православные м\ряне сталкиваются съ новыми случаями откровенныхъ гонен\й на почитаемыхъ подвижниковъ вёры, число которыхъ всегда очень невелико. Это лишн\й разъ заставляетъ вёрующихъ быть духовно грамотными и знать свои права. Тём болеёе, что изкреннее почитан\е непрославленныхъ подвижниковъ благо­чест\я привлекаетъ особую милость Бож\ю. Это важно и по другой причинё, на которую указывалъ еще святой Преподоб­ный Симеонъ Новый Богословъ. Онъ прямо говорилъ, что надо породниться духовно съ наиболёе близкими къ намъ по времени святыми. Особенно съ тёми изъ нихъ, кого мы знали лично. «Кто не изволяетъ со всею любов\ю и желан\емъ въ смиренномудр\и соединиться съ самымъ послёднимъ по времени изъ всёхъ святыхъ, имёя къ нему нёкое невёр\е, - предупреждалъ велик\й свётиль­никъ Православ\я, - тотъ никогда не соединится и съ прежними, и не будетъ вчиненъ въ рядъ предшествовавшихъ святыхъ, хотя бы ему казалось, что он имёетъ всю вёру и всю любовь къ Богу и ко всёмъ святымъ, онъ будетъ изверженъ изъ среды ихъ, какъ не изво­ливш\й въ смирен\и стать на мёсто опредёленное ему Богомъ, и соединиться съ тёмъ послёднимъ (по времени) святымъ, какъ предопредёлено с\е ему Богомъ»!

Къ сему слёдуетъ добавить, что мног\е подвижники бла­гочест\я, являя на дёлё свою нелицемёрную вёру въ Бога, въ которой достигали небесного созерцан\я и непосредствен­наго общен\я со святыми, предваряли свою блаженную кон­чину завёщан\емъ приходить за помощью къ нимъ на могилки, гдё высказывать наболёвшее, обращаться съ просьбами и нуж­дами, какъ къ живымъ. Перечислять ихъ здёсь нётъ смысла, ибо это будетъ слишкомъ большой списокъ. Достаточно сослаться лишь на одну любимую всей вёрующей Росс\ей святую Матушку Матрону Московскую, которая, кромё всего прочего, заранее предсказала как будетъ строиться ея почитан\е послё смерти и просила ставить ей самые дешевые свёчи.

Надёемся, что приведенное выше будетъ полезно знать многимъ православнымъ м\рянамъ РПЦ, повыситъ ихъ духов­ную грамотность и позволитъ без всякой опаски горячо и искреннё почитать тёхъ, кто угодилъ Господу Богу своимъ благо­чест\емъ въ земной жизни и прославляется Имъ на нашихъ глазахъ чудесными знамен\ями, которыхъ никакому врагу рода человёческаго поддёлать невозможно. Аминь.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.