Раздел I. Философия и ценности современной цивилизации — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Раздел I. Философия и ценности современной цивилизации

2017-09-28 159
Раздел I. Философия и ценности современной цивилизации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа предназначена для аспирантов и магистрантов нефилософских специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых. В ней сохраняется сложившаяся в отечественной высшей школе традиция, согласно которой успешная подготовка научно-педагогических кадров предполагала систематическое изучение курса философии и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления.

В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых и педагогов.

Развитие современной науки открывает возможность не только «покорять» и изменять окружающий человека мир, но и вторгаться в природу самого человека: корректировать его генетическую основу или, манипулируя его сознанием, конструировать его внутренний мир, тем самым лишая человека права на свободу и выбор. Поэтому большое внимание в данном курсе уделяется конструктивно-критическому осмыслению проблем человека, науки, общества и культуры, экологии и информационной революции.

В современной социокультурной ситуации резко возрастает ответственность ученых за свои научные открытия и их последствия. Сегодня ученый – это не только представитель своей профессии, он выполняет множество социальных функций, является членом общества и гражданином определенного государства.

Kуpc «Философия и методология науки», адресованный аспирантам и магистрантам, предлагает концептуальное осмысление современных мировых процессов, способен помочь ученому определить свои социальные и гражданские позиции и понять, что сегодня наука предъявляет повышенные требования к личностным качествам, мировоззренческим и ценностным установкам тех, кто идет в науку.

Программа курса «Философия и методология науки» также ориентирована на философско-методологическое обеспечение научно-профессиональной деятельности аспирантов и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования.

Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли, на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у аспирантов и магистрантов устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания.

В программе обращается внимание на то, что к началу XXI века значительно расширилось проблемное поле философии: в нем появились новые темы и сюжеты, акцентируется внимание на новых вариантах решения «вечных» философских проблем, предлагаемых современной философией и наукой.

В данной программе заложены определенные дидактические цели. Она ориентирована на актуализацию и развитие креативности и проективности мышления аспирантов и магистрантов, предполагает их значительную самостоятельную подготовку, обмен мнениями, дискуссии. В программе сделан акцент не на готовых решениях, а на способах постановки проблем философии и методологии науки, в решение которых призваны внести свой вклад и будущие ученые.

Исходя из соображений как содержательного, так и методического характера, а также учитывая традиции научных исследований в области философско-методологической проблематики, данная программа курса «Философия и методология науки» предлагается для изучения аспирантами и магистрантами высших учебных заведений и научно-исследовательских центров Республики Беларусь с последующей сдачей кандидатского экзамена по данной дисциплине.

Курс призван сформировать систему философских представлений о науке, а также о методологии как отрасли интеллектуальной деятельности, одной из функций которой является осуществление взаимно обогащающих связей между философией и научными дисциплинами. Предполагается, что освоение курса позволит выявить основные проблемы, сближающие науку и философию. Знание основ методологии позволит специалистам осмысливать ход исследовательских процессов, а также непосредственно включаться в организацию и выполнение конкретных научно-практических работ, проектов.

Основной задачей курса является ознакомление с важнейшими феноменами интеллектуальной культуры, включая и механизмы взаимодействия, сближающие философию и науку. При этом важное внимание уделяется роли философии в формировании совместно с отдельными дисциплинами, блоками дисциплин, общенаучным знанием картины мира, а также с осмысливанием исторической динамики последней. Важное внимание уделяется согласованию теоретических разделов курса с практикой применения методологического аппарата в выборе и разрешении разнообразных проблем, нуждающихся в творческом подходе.

Программа по курсу составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта и предполагает разрешение следующих задач.

§ Выявить наиболее важные аспекты и механизмы взаимодействия философии и науки; указать роль методологии в процессах синтеза знаний различной природы.

§ Выделить философию науки и методологию в качестве специфических разделов современной философии.

§ Определив философию науки в качестве философского образа последней, рассмотреть историческую динамику наук в параллели с опытами их философского осмысления и интерпретации.

§ Проанализировать становление методологии в процессах возникновения и эволюции важнейших философских школ и направлений. Указать на непреходящее значение многочисленных философских идей для науки, интеллектуальной культуры в целом.

§ Составить общее представление о школах и направлениях методологии XX в., включая анализ развития методологических традиций в СССР, России и Беларуси.

§ Изложить особенности применения современной методологии в естественных, технических и социально-гуманитарных науках.

§ Привести некоторые модели категориально-системной методологии с демонстрацией их возможностей в решении конкретных научных проблем.

Изучение данного курса делает возможной ориентацию философского образования в следующих направлениях:

1) в теоретическом - предусматривается формирование у аспирантов и магистрантов навыков мышления, доступных для применения в процедурах постановки и осмысления классических проблем философии и интеллектуальной культуры;

2) в практическом - методологическая подготовка аспирантов и магистрантов делает возможными и перспективными взаимодействия философов с учеными и творчески мыслящими практиками;

3) в плане синтеза - методология и философия науки служат базой для объединения различных дисциплин и специалистов в широкомасштабных, комплексных проектах;

4) в аспекте обучения социальных философов - курс позволяет освоить методики мышления, адекватные для творческого изучения объектов социальной природы, изучение которых становится все более актуальным и ставит серьезные проблемы перед современной философией и методологией науки.

В области социально-философской подготовки курс «Философия и методология науки» непосредственно выводит специалистов в область интеграции научных дисциплин и социального проектирования.

Таким образом, при изучении курса аспиранты и магистранты получат возможность познакомиться с историей взаимодействия философии и науки, приобретут навыки выявления и схематизации познавательных методов, разовьют способность к работе с категориальным аппаратом философии, а также любой другой отрасли знания, доводя их до рангов исследовательских инструментов.

 

Количество часов, отводимое на изучение учебной дисциплины:

Программа рассчитана на 240 учебных часов, из них для заочной формы получения образования - 30 аудиторных. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: лекций – 16, практических занятий – 14.

 

Программа составлена для заочной формы получения высшего образования.

Формы текущего контроля по учебной дисциплине:

По учебной дисциплине запланированы следующие формы текущего контроля для студентов заочной формы получения высшего образования: подготовка реферата.

Формой текущей аттестации по учебной дисциплине является зачет и экзамен.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план общеобразовательной дисциплины

«Философия и методология науки» (заочная форма получения образования)

 

№ п/п Наименование разделов Количество аудиторных часов Количество часов УСР (управляемой самостоятельной работы)
Лекции Семинары Всего  
Раздел I Философия и ценности современной цивилизации        
Раздел II Философско-методологический анализ науки        
Раздел III Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки Модуль А. Философия естествознания и техники Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания        
Раздел IV Философия, наука, человек в начале третьего тысячелетия        
  Итого        

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНАРНО-ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКИ

 

РАЗДЕЛ IV

Тексты и исследования

 

1. Аналитическая философия: становление и развитие (антология). М., 1998.

2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994.

3. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. – Киев, 1994.

4. Башляр Г. Новый рационализм.

5. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.

6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. – М., 1999.

7. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

8. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI в. М., 2003.

9. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

10. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное. М., 1994.

11. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., 1994.

12. Гадамер Х.- Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.

13. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии, 1992, № 4.

14. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994.

15. Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000.

16. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетики и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987.

17. Камю А. Творчество и свобода. М., 1990.

18. Коллингвуд Дж.Р. Идея истории. Автобиография историка. М., 1982.

19. Коммуникация в современной науке. М., 1976.

20. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

21. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

22. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985.

23. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т.18.

24. Лиотар Ж.-Ф. Ситуация постмодерна. – СПб., 1998.

25. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

26. Манхейм К. Идеология и утопия. – М., 1993.

27. Маритен Ж. Философ в мире. – М., 1994.

28. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.

29. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года \\ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42.

30. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. – М., 1995.

31. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.

32. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

33. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1993.

34. Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986.

35. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев, 1997.

36. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995.

37. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология ХХ век. Антология. – М., 1995.

38. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1990. – с. 319 – 344.

39. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

40. Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. М., 1978.

41. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

42. Тойнби А. Дж. Цивилизации перед судом истории. М., 1995.

43. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

44. Феномен Человека: Антология. М., 1993.

45. Философия истории. Антология. – М., 1995.

46. Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.

47. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

48. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

49. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. – 1990. -- № 3.

50. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

51. Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 2003.

52. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993. – С. 238 – 253.

53. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. СПб., 1997.

54. Человек и культура. СПб, 1996.

55. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – М., 1993.

56. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения Т. 21.

57. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

58. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ (ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛАМ)

 

Раздел III. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНАРНО-ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКИ

1. Арон Р. Этапы социологической мысли. М., 1993.

2. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.

3. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001.

4. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 1999.

5. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., 1995.

6. Водопьянов П.А., Крисаченко В.С. Великий день гнева: экология и эсхатология. – Мн., 1993.

7. Высокие технологии и современная цивилизация. М., 1999.

8. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

9. Грани глобализации. М., 2003.

10. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.

11. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

12. Козловский П. Культура постмодерна. М., 1997.

13. Лиотар Ж.-Ф. Постмодернистское состояние: доклад о знании // Философия эпохи постмодерна. Мн., 1996.

14. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.

15. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

16. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000.

17. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

18. Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления. М., 1994.

19. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000.

20. Современная социологическая теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995.

21. Теория и жизненный мир человека. М., 1995.

22. Теория познания. // В 4-х т. Т. 4. Познание социальной реальности. М., 1995.

23. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.,1994.

24. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991.

25. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн., 1991.

26. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М., 2003.

27. Человек. Наука. Цивилизация. К 75-летию академика В.С. Степина. М., 2004.

28. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. ХХ век. Антология. М., 1999.

 


 

Планы семинарских занятий

Тематика рефератов по курсу

«Философия и методология науки»

 

1. Философия и мировоззренческие основания культуры.

2. Философия в духовном опыте современного общества.

3. Философия и национальное самосознание.

4. Философия и миф в культуре традиционных и современных обществ.

5. Философия и религия: формы диалога и опосредования в истории культуры.

6. Философия и искусство.

7. Философия и наука: общее и особенное в духовном освоении действительности.

8. Философия и идеология.

9. Язык философии. Категории философии и универсалии культуры.

10. Философия как личностное знание.

11. Философы о философии: классические и постклассические интерпретации.

12. Ф. Скарына как мыслитель и философ.

13. С.Будный в белорусской культуре и философии.

14. Философия и развитие белорусского национального самосознания.

15. Беларусь и Россия в пространстве восточнославянской цивилизации.

16. Аналитика человеческого существования в творчестве Ф.М. Достоевского.

17. Л.Н. Толстой о проблемах и антиномиях нравственного выбора.

18. Философия русского космизма.

19. Бытие как проблема философии.

20. Категория небытия в культурной традиции Востока.

21. Феномен нигилизма в европейской философии и культуре: от Ницше к Хайдеггеру.

22. Пространство и время как категории философии и культуры.

23. Бытие человека и время.

24. Философия природы и экологические ценности современной цивилизации.

25. Становление и развитие экологической этики в современной культуре.

26. Приоритеты экосознания в постчернобыльской Беларуси.

27. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

28. Диалектика как философская теория развития и метод мышления.

29. Диалектическая логика как философско-методологический проект.

30. Синергетика и становление нелинейной методологии познания.

31. Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.

32. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке.

33. Аналитика человеческого бытия в философии экзистенциализма.

34. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека.

35. Проблема смысла жизни человека в классической и современной философии.

36. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

37. Игра как феномен человеческого бытия.

38. Образ «человека массы» в современной философии и культуре.

39. Человек в системе социальных коммуникаций.

40. Сознание и языковые структуры.

41. Проблема «диалога» человека и компьютера.

42. Основоположники философии техники.

43. Природа и сущность техники.

44. Специфика технического знания.

45. Техническое мировоззрение в древних цивилизациях.

46. Образы природы и техники в Античности.

47. Образы природы и техники в эпоху Возрождения и Новое время.

48. Возникновение и генезис технических наук.

49. Коммуникативная природа техники.

50. Феномен «одномерного человека» в философии Г.Маркузе.

51. Концепция сознания в философии Э.Гуссерля.

52. Сознание и самосознание. Проблема «Я».

53. Учение З.Фрейда и концепция бессознательного в классическом психоанализе.

54. Проблема человека в философии неофрейдизма.

55. Проблема «искусственного интеллекта» в современной философии и науке.

56. Проблема человека в философии марксизма.

57. Анализ процесса познания в когнитивной психологии.

58. Интернет как форма коммуникации и познания мира.

59. Знание и вера в структуре познавательного процесса.

60. Что есть истина? Версии Аристотеля и Пилата.

61. Истина и релятивизм в современной философии науки.

62. Истина и ценность в современной науке.

63. Место и роль социальной философии в системе современного философского знания.

64. Проблема социальной стратификации в современной философии.

65. Марксистская концепция социума.

66. Концепция этногенеза Л.Гумилева.

67. Концепция целерациональности М.Вебера и аксиологические основания европейской культуры.

68. Общество как суперсистема в социальной философии П.Сорокина.

69. Теория социального действия Т. Парсонса.

70. Проблема социальных девиаций в структурном функционализме Р.Мертона.

71. Концепция коммуникативной рациональности Ю.Хабермаса.

72. Социальный конфликт: его статус и роль в современном историческом процессе.

73. Феномен терроризма в современном обществе: социально-философский анализ.

74. Проблема социального прогресса как предмет осмысления в современной философии истории.

75. Концепция культурно-исторических типов Н.Данилевского.

76. Философия истории Гегеля.

77. Материалистическое понимание истории К.Маркса.

78. Идея «морфологии культуры» в концепции истории О.Шпенглера.

79. Идея локальных цивилизаций в концепции А.Тойнби.

80. Смысл и назначение истории в философии К.Ясперса.

81. Философская концепция истории Н.Бердяева.

82. Концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона и современный исторический процесс.

83. Идея «конца истории» в социальной философии Ф.Фукуямы.

84. Феномен «информационного общества»: основные понятия и методологические подходы.

85. «Пределы роста» техногенной цивилизации в футурологических моделях Римского клуба.

86. Социально-философский смысл евразийства.

87. Феномен глобализации в современном мире: проблемы и перспективы.

88. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационные вызовы современности.

89. Устойчивое развитие как императив современной цивилизационной динамики.

90. Техника как объект социально-философского осмысления.

91. Человек в техносфере. Проблемы становления техноструктуры XXI столетия.

92. Современные технологии и «высокое напряжение» в структуре постиндустриальных обществ.

93. Феномен власти как предмет осмысления в современной социальной философии.

94. Власть и насилие. Феномен тоталитаризма в социальной практике ХХ века.

95. Политическая власть и социальный интерес.

96. Государство и гражданское общество: возможные формы взаимодействия.

97. Культура как предмет осмысления в современной философии.

98. Культура и контркультура в социальной философии Франкфуртской школы.

99. Ф.Ницше о дионисийском и аполлонистическом началах в европейской культуре.

100. Традиции и новации в динамике культуры.

101. Глобализация культуры и этнокультурный полицентризм.

102. Современное искусство и философия: грани взаимодействия.

103. Природа нравственного сознания и антиномии морального выбора.

104. Феномен современного религиозного ренессанса в постсоветских обществах.

105. Современный религиозный фундаментализм: истоки и направления эволюции.

106. Наука и религия: возможности и границы диалога.

107. Наука как предмет философско-методологического исследования.

108. Философия и наука: исторические формы взаимосвязи.

109. Философия науки: становление и основные этапы развития.

110. Наука и вненаучное знание в современной культуре.

111. Феномен антинауки и критика классического рационализма.

112. Методологические новации в современной философии науки.

113. Неклассический и постнеклассический этапы в развитии современной науки.

114. Наука в постиндустриальном обществе.

115. Научная теория как предмет философско-методологического анализа.

116. Эмпирическое познание и факты науки.

117. Метатеоретические основания науки.

118. Научная картина мира и ее эволюция.

119. Феномен научной революции как предмет философско-методологического анализа.

120. Научный прогресс: единство когнитивных и социокультурных параметров.

121. Дифференциация и интеграция научного знания как закономерности развития современной науки.

122. Многоуровневая концепция методологического знания.

123. Системный подход как общенаучная методологическая программа.

124. Научное исследование как предмет методологического анализа.

125. Методы исследования в современной науке.

126. Наука как социальный институт.

127. Научное сообщество и школы в науке.

128. Проблема коммуникации в современной науке.

129. Этика науки и нормы научного этоса.

130. Проблема аргументации в современной науке.

131. Наука и власть: возможность и границы диалога.

132. Наука и нравственность: свобода и социальная ответственность ученого.

133. Наука как ценность в современной культуре. Дилемма сциентизма и антисциентизма.

134. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы развития.

135. Философия и футурология.

136. Проблема научной рациональности как предмет философско-методологического исследования.

137. В.Дильтей о методологии гуманитарного познания.

138. Х.-Г.Гадамер о роли предрассудков и традиций в гуманитарном познании.

139. Научный разум и коммуникация в философии Ю.Хабермаса.

140. Концепция «археологии знания» в философии М.Фуко.

141. Структуралистская методологическая программа в этнологии К.Леви-

142. М.Вебер о призвании ученого и ценности науки.

143. Язык и познание в философии Л.Витгенштейна.

144. Концепция науки в «философии нестабильности» И.Пригожина.

145. Концепция роста знания в философии науки К.Поппера.

146. Образ развивающейся науки в работе Т.Куна «Структура научных революций».

147. Концепция научно-исследовательских программ в философии науки И.Лакатоса.

148. Идея неявного знания в эпистемологической концепции М.Полани.

149. Проблема динамики науки в концепции Ст.Тулмина.

150. Концепция эпистемологического анархизма П.Фейерабенда.

151. Проблема научной рациональности в философии науки Л.Лаудана.

152. Идея «невидимого колледжа» в концепции научной коммуникации Д.Прайса.

153. В.И.Вернадский о науке и научных революциях.

154. Проблема единства научного знания в творчестве П.В.Копнина.

155. Системный подход как исследовательская программа в творчестве Э.Г.Юдина.

156. Проблема гуманизации науки в работах И.Т.Фролова.

157. Концепция современного рационализма в работах Н.Н. Моисеева.

158. Концепция метатеоретических оснований науки в творчестве В.С.Степина.

159. Концепция социального призвания науки А.Н.Уайтхеда.

160. Ж.Деррида о природе гуманитарного познания.

161. Знание и власть в философии постмодернизма (Ж.-Ф.Лиотар).

162. Перспектива научного разума в постмодернистском прагматизме Р.Рорти.

163. Метод системной динамики Дж.Форрестера и его роль в становлении методологии глобального моделирования.

164. Методология глобального прогнозирования в творчестве А.С.Панарина.

165. Теория структурации Э.Гидденса как форма «интегральной методологии» социального познания.

166. Проблемы методологии социального познания в творчестве Н.Лумана.

167. Философия нового научного духа Г.Башляра.

168. Методология тематического анализа науки Дж.Холтона.


 

БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ СВЯЗИ

 

Название учебной дисциплины, с которой требуется согласование Название кафедры Предложения об изменениях в содержании учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)
      Пр.№__ от ____ 201__г.
         

 

 


 

БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ СВЯЗИ

на _____/_____ учебный год

 

№ п/п Дополнения и изменения Основание
         

 

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

_____________________________ (протокол № ____ от ________ 201_ г.)

(название кафедры)

 

Заведующий кафедрой

_____________________ _______________ __________________

(ученая степень, ученое звание) (подпись) (И.О.Фамилия)

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_____________________ _______________ __________________

(ученая степень, ученое звание) (подпись) (И.О.Фамилия)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа предназначена для аспирантов и магистрантов нефилософских специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых. В ней сохраняется сложившаяся в отечественной высшей школе традиция, согласно которой успешная подготовка научно-педагогических кадров предполагала систематическое изучение курса философии и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления.

В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых и педагогов.

Развитие современной науки открывает возможность не только «покорять» и изменять окружающий человека мир, но и вторгаться в природу самого человека: корректировать его генетическую основу или, манипулируя его сознанием, конструировать его внутренний мир, тем самым лишая человека права на свободу и выбор. Поэтому большое внимание в данном курсе уделяется конструктивно-критическому осмыслению проблем человека, науки, общества и культуры, экологии и информационной революции.

В современной социокультурной ситуации резко возрастает ответственность ученых за свои научные открытия и их последствия. Сегодня ученый – это не только представитель своей профессии, он выполняет множество социальных функций, является членом общества и гражданином определенного государства.

Kуpc «Философия и методология науки», адресованный аспирантам и магистрантам, предлагает концептуальное осмысление современных мировых процессов, способен помочь ученому определить свои социальные и гражданские позиции и понять, что сегодня наука предъявляет повышенные требования к личностным качествам, мировоззренческим и ценностным установкам тех, кто идет в науку.

Программа курса «Философия и методология науки» также ориентирована на философско-методологическое обеспечение научно-профессиональной деятельности аспирантов и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования.

Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли, на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у аспирантов и магистрантов устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания.

В программе обращается внимание на то, что к началу XXI века значительно расширилось проблемное поле философии: в нем появились новые темы и сюжеты, акцентируется внимание на новых вариантах решения «вечных» философских проблем, предлагаемых современной философией и наукой.

В данной программе заложены определенные дидактические цели. Она ориентирована на актуализацию и развитие креативности и проективности мышления аспирантов и магистрантов, предполагает их значительную самостоятельную подготовку, обмен мнениями, дискуссии. В программе сделан акцент не на готовых решениях, а на способах постановки проблем философии и методологии науки, в решение которых призваны внести свой вклад и будущие ученые.

Исходя из соображений как содержательного, так и методического характера, а также учитывая традиции научных исследований в области философско-методологической проблематики, данная программа курса «Философия и методология науки» предлагается для изучения аспирантами и магистрантами высших учебных заведений и научно-исследовательских центров Республики Беларусь с последующей сдачей кандидатского экзамена по данной дисциплине.

Курс призван сформировать систему философских представлений о науке, а также о методологии как отрасли интеллектуальной деятельности, одной из функций которой является осуществление взаимно обогащающих связей между философией и научными дисциплинами. Предполагается, что освоение курса позволит выявить основные проблемы, сближающие науку и философию. Знание основ методологии позволит специалистам осмысливать ход исследовательских процессов, а также непосредственно включаться в организацию и выполнение конкретных научно-практических работ, проектов.

Основной задачей курса является ознакомление с важнейшими феноменами интеллектуальной культуры, включая и механизмы взаимодействия, сближающие философию и науку. При этом важное внимание уделяется роли философии в формировании совместно с отдельными дисциплинами, блоками дисциплин, общенаучным знанием картины мира, а также с осмысливанием исторической динамики последней. Важное внимание уделяется согласованию теоретических разделов курса с практикой применения методологического аппарата в выборе и разрешении разнообразных проблем, нуждающихся в творческом подходе.

Программа по курсу составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта и предполагает разрешение следующих задач.

§ Выявить наиболее важные аспекты и механизмы взаимодействия философии и науки; указать роль методологии в процессах синтеза знаний различной природы.

§ Выделить философию науки и методологию в качестве специфических разделов современной философии.

§ Определив философию науки в качестве философского образа последней, рассмотреть историческую динамику наук в параллели с опытами их философского осмысления и интерпретации.

§ Проанализировать становление методологии в процессах возникновения и эволюции важнейших философских школ и направлений. Указать на непреходящее значение многочисленных философских идей для науки, интеллектуальной культуры в целом.

§ Составить общее представление о школах и направлениях методологии XX в., включая анализ развития методологических традиций в СССР, России и Беларуси.

§ Изложить особенности применения современной методологии в естественных, технических и социально-гуманитарных науках.

§ Привести некоторые модели категориально-системной методологии с демонстрацией их возможностей в решении конкретных научных проблем.

Изучение данного курса делает возможной ориентацию философского образования в следующих направлениях:

1) в теоретическом - предусматривается формирование у аспирантов и магистрантов навыков мышления, доступных для применения в процедурах постановки и осмысления классических проблем философии и интеллектуальной культуры;

2) в практич


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.227 с.