Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-09-28 | 295 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Основные проблемы философии, методы познания мира, онтологические модели, антропологическая проблематика.
5. Проведение самоконтроля готовности к сдаче итогового экзамена. Вопросы для подготовки к экзамену по философии.
Экзамен по философии проходит в устной форме. Экзаменационный билет содержит три вопроса. Первый вопрос по истории философии: учение, школа или философские идеи отдельного мыслителя. Это материал лекционных занятий. Второй вопрос касается проблем, которые решались на семинарских занятиях. Это вопрос по текстам, которые студент прорабатывал в течение года или семестра. Третий вопрос по философским категориям, которыми овладел учащийся в ходе занятий. На этом, заключительном этапе изучения курса философии студент может обратиться к учебникам по философии.
В результате изучения философии студент должен:
- понимать сущность философии и знать структуру философского мышления;
- понимать смысл историко-философского процесса, давать характеристику его этапов и называть представителей;
- давать характеристику основных подходов к бытию, раскрывать эти подходы на примерах учений и школ в истории философии;
- иметь навык работы с философскими текстами.
Примерные вопросы по лекционному курсу
Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
Мифология и философия. Специфика философского знания.
Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе.
Объективный идеализм Платона. Теория идей.
Античная атомистическая философия.
Философское учение Аристотеля.
Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии.
Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.
Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона.
Рационализм Р. Декарта. “Рассуждение о методе”.
Т. Гоббс и Д. Локк о государстве и естественных правах человека.
Основные идеи философии Просвещения XVIII в.
Этическое учение И. Канта.
Объективный идеализм Г. Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Формирование и основные проблемы философии марксизма.
Значение классической немецкой философии для развития европейской мысли.
Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии.
Практически-нравственная ориентация русской философии.
Философия русского космизма.
Основные черты философии экзистенциализма.
Проблема человека и смысла жизни в европейской философии XX века.
Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение.
Понятие материи. Основные формы и свойства материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.
Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.
Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.
Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития.
Понятие эстетического, его связь с духовным опытом человека.
Познание как взаимодействие двух систем — субъекта и объекта. Основные концепции познания. Социокультурная природа познания.
Специфика и основные формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании.
Знак, его природа и роль в информационной деятельности.
Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления, — рассудок и разум.
Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания.
Научное познание, его специфические признаки. Научное познание и вненаучное (обыденное, художественное, религиозное).
Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.
Соотношение действительности и мышления.
Исторические типы рациональности, логика и язык.
Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика.
Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Понятие прогрессивного и регрессивного развития.
Понятие общества. Специфика социального познания.
Социальная сфера жизни общества, ее структура.
Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности.
Целеполагание в человеческой деятельности.
Универсальные ценности и особенности ценностного сознания в зависимости от конкретной эпохи.
Роль насилия и ненасилия в истории, в человеческом поведении.
Материально-производственная сфера общества, ее структура. Собственность как основа экономической сферы бытия.
Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения.
Общество и глобальные проблемы XX века.
Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
Культура и цивилизация. Перспективы развития на рубеже тысячелетия.
Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и классовое в культуре.
Вопросы по семинарским занятиям.
1. Этапы формирования психики. (Ильенков Э.В. «Откуда берется ум»)
2. Стадии развития ума (Ильенков Э.В. «Учиться мыслить»)
3. Формы чувственного и рационального познания (Мень А. «Познание мира»
4. Лосев А.Ф. «О мировоззрении» (Общая характеристика текста)
5. Платон «Апология Сократа» (Общая характеристика текста)
6. Чему учил Сократ и в чем видел свое призвание.? Мудрость Сократа.
7. Платон «Федон» (Общая характеристика и этические выводы.)
8. Первое и второе доказательства бессмертия души. (Платон «Федон»)
9.Третье и четвертое доказательства бессмертия души. (Платон «Федон»)
10. Учение Платона о любви (Платон «Пир»)
11.Миф о пещере и его философская интерпретация (Платон «Государство»)
12. «Идолы разума» и их критика. (Бэкон Ф.«Новый Органон»
13. Принцип сомнения и понятие «субстанции» (Декарт Р. «Первоначала философии»)
14. Понятие «символ» (Лосев А.Ф. «О мировоззрении»)
15. Гносеологические идеи текста Платона «Федон»
16. Кант И. «Ответ на вопрос: что такое просвещение. (Общая характеристика текста)
17. Чаадаев П.Я. «Первое философическое письмо» (Общая характеристика текста)
18. Соловьев В. «Судьба Пушкина» (Общая характеристика текста)
19. Соотношение идеала и действительности (Соловьев В. «Судьба Пушкина»)
20. Соловьев В. «Исторические дела философии» (Общая характеристика текста)
1. Культура и цивилизация. 2. Виды человеческих потребностей. 3. Предмет, цель и метод философии. 4. Философская категория. 5. Онтология, гносеология, антропология. 6. Обыденное сознание и рефлексия. 7.Формы чувственного познания 8. Формы рационального познания.
9. Истина и мнение. 10. Развитие и диалектика. 11. Часть и целое 12. Предрассудок и рефлексия 13. Метафизика. 14. Рационализм и эмпиризм. 15. Материализм и идеализм. 16. Символ. 17. Бытие и становление. 18. Космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм. 19. Социолизация и интериоризация. 20. Диалектическое мышление.
Литература.
Основная литература (учебники и учебные пособия)
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М,: Проспект, 2009
2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Высшее образование, 2009.
3. Марков Б.В. Философия — СПб.: Питер, 2009
4. Налетов И.З. Философия. — М.: Инфра-М, 2007.
5. Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008
6. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М,: Проспект, 2009
7. Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008
Методическая литература.
1. Ивашкин И.Ф. Типы философского мышления. Методологическая методика. Вологда-Молочное, 1999 г.
2. Ивашкин И.Ф. Типы философского мышления. Учебные задания. Вологда-Молочное, 1999 г.
3. Ивашкин И.Ф. Понятие как методологическое средство. Методологическая методика. Вологда-Молочное, 2000 г.
4. Ивашкин И.Ф. Категория как форма мышления. Методологическая методика. Вологда-Молочное, 2002 г.
5. Ивашкин И.Ф. Семиотика. Программа курса. Вологда-Молочное, 2002 г.
6. Ивашкин И.Ф. Герменевтика. Программа курса. Вологда-Молочное, 2002 г.
7. Ивашкин И.Ф. Семиотическая структура образовательного текста. Методические рекомендации. Вологда-Молочное: ИЦ ВГМХА, 2004 г.
8. Ковров Э.Л. Философия. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов экономического факультета. Вологда-Молочное: ИЦ ВГМХА, 2004 г.
9. Ковров Э.Л. Философия. Методические материалы для студентов (экстернат).
Дополнительная литература
1. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.
2. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001
3. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.
4. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.
5. Философия: хрестоматия — М.: РАГС, 2006.
6. Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
Библиотеки и отдельные страницы на сайтах, где можно скачать учебник, справочник, энциклопедию, учебное пособие и другие книги по философии.
1. academtext.com – библиотека "AcademText", раздел "Философия": в Учебниках – 21 книга, Дополнительная лит-ра - 3.
2. anthropology.ru – очень большое кол-во статей по филосовской антропологии и культурологии (практически только отечественных авторов).
3. auditorium.ru – гуманитарная библиотека на auditorium.ru. Выбрать раздел (справа) "Философия". Всего публикаций 664 (включая на иностр. яз.)
4. filosof.historic.ru – "Электронная библиотека по философии" Всего более 2.000 работ, учебников - 15. Есть тематический и алфавитный указатели. Кроме этого на сайте есть Философский словарь (on-line).
5. gumer.info – (только читать) библиотека Гумер, раздел "Философия" (более 250 книг и статей).
6. gumfak.ru – электронная библиотека для студентов Гуманитарных специальностей. В разделе Философия 101 работа (учебники, учебные пособия, лекции, хрестоматии, словари, дополнительные материалы). Для скачивания нажимать левой кнопкой мышки, открывается в новом окне, как правило, это заархивированные файлы doc.
7. lib.ru – раздел "Философия" в библиотеке М. Мошкова. Античная философия, Западные философы, Русские философы.
8. magister.msk.ru – раздел Философия в библиотеке Магистра. В основном множество статей. Авторы: Булгаков, Флоренский, Шестов, Соловьев, Розанов, Бердяев, Федоров, Устрялов, Рерих, Платон и др.
9. philos.msu.ru – Библиотека философского факультета МГУ. Всего 8 разделов. Книг не очень много. Учебников нет. Только первоисточники.
10. philosophy.ru – Электронная Библиотека на сайте под названием "Философия в России".
11. philosophy.allru.net – сайт "Золотая Философия" – 347 работ известных авторов, чаще не большие; их можно как читать, так и скачать.
Глоссарий
Агностицизм (лат. а — отрицание, gnosis — знание) — понятие, согласно которому утверждается, что человек ограничен в своих возможностях познания мира. Сторонники А., например, отрицали возможность доказательства существования Бога. Термин был вовлечен в научный оборот Т.-Х. Хаксли (1825—1895) — английским биологом, сторонником теории эволюции.
Аксиология (греч. ахia — ценность, logos — учение) — учение о ценностях, обладающее статусом философской дисциплины. Ценности могут иметь разнообразные предметные значения. Например, «добро», «зло», «справедливость» и т.п. — нравственные ценности. «Прекрасное», «безобразное» и т.п. — эстетические ценности. «Мудрость», «истина» и т.п. — ценности познания и т.д. Люди могут наделять вещи, свойства, отношения самыми различными ценностными градациями («больше», «меньше» и т.п.), ценности общества или отдельного человека можно упорядочить в виде иерархических организаций. На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно производит переоценку ценностей в зависимости от того возраста, в котором он находится (детство, отрочество, юность, зрелость, старость).
Аналитическая философия — одно из направлений современной философии. Своими корнями А. ф. уходит в традиции британской эмпирической философии. А. ф. сформировалась в конце XIX — начале XX в. и прошла в своем развитии различные фазы (например, логический эмпиризм, лингвистический анализ, теория речевых актов и др.).
Антропология философская – одно из направлений современной философии, изучающее природу человека, человеческих свойств и отношений. А. ф. принимает во внимание результаты исследований человека различными науками: биологией, психологией, историей, науками о культуре и обществе. В качестве относительно самостоятельного направления философии А. ф. сформировалась в конце XIX – начале XX в. Основной задачей А. ф. является разработка целостного учения о происхождении и развитии человека, об особенностях человеческого образа жизни, месте и роли человека в мире, его познавательных, коммуникативных и творческих возможностях.
Антропоморфизм (греч. аnthropos — человек, morphe — форма, вид) — мировоззренческое, культурологическое и философское понятие, выражающее способности людей уподоблять явления живой и неживой природы (планеты и созвездия, растительный и животный мир, мифологические персонажи) себе, своим свойствам и отношениям. Согласно принципу А., космос, любые явления природы наделяются биологическими и психическими качествами человека. Им приписываются человеческие свойства действовать, жить, умирать, переживать, общаться, рассуждать. Например, «небо хмурится», «звезда со звездою говорит».
Антропоцентризм (греч. аnthropos — человек, лат. сentrum — центр) — один из философских и мировоззренческих принципов, в соответствии с которым понятие о человеке используется в качестве «системы отсчета». Согласно А., человек помещается в центр мира, приобретая тем самым свой онтологический статус. Человек рассматривается не только в значении высшей цели эволюции мира, но и как творческий субъект, созидатель. Он играет ключевую роль в его познании мира и изменении. Принцип А. получал рационалистическое, религиозное или атеистическое толкование.
Атомизм (греч. atomos — атом, неделимый) — первоначально представляет собой одну из концепций древнегреческой философии, сформулированную Демокритом. Согласно ему, происхождение и строение мира связывается с понятием об атоме как его первооснове (предельной и далее неделимой основе мира). Поначалу А. представлял одну из натурфилософских гипотез. Затем идеи А. приобретают естественнонаучное значение в химии и физике. Дальнейшее развитие философии и науки показало, что А. стал важнейшей и продуктивной стратегией познания. В связи с этим можно говорить, например, об атомизме в современной химии и физике. Особое значение приобрела атомная физика как одна из ведущих научных дисциплин в познании микромира.
Бессознательное — понятие, характеризующее совокупность глубинных процессов и явлений психики, неосознаваемых человеком. Различие бессознательной и сознательной психики не исключает их взаимодействия и воздействия друг на друга. Образ поведения людей зависит не только от осознаваемых действий, но и в значительной мере обусловливается неосознаваемыми, Б. факторами психики. Так же как и сознание, Б. — это способ психического отношения человека к миру, к другому человеку и к самому себе. Специфика Б. связана с глубинными уровнями и механизмами организации человеческой психики (в противоположность уровням и механизмам организации сознательной психики).
Бытие — ключевое понятие философской онтологии, выражающее идеи сущего, сущности и существования. Утверждение Б. в качестве сущего означает постановку вопроса о смысле Б. вообще, в целом. Представление о Б. как сущности ассоциируется с поиском первооснов, или первопричин, мира. Определение Б. как существования подразумевает разнообразие способов существования природы, человека и Бога. При анализе Б. многое зависит от того, о бытии чего или бытии кого идет речь. Речь идет об естественных (природных), сверхъестественных (божественных), общечеловеческих, культурно-исторических или индивидуально-личностных особенностях бытия как сущего, сущности или способов существования.
Вера — способ выражения принципиальной заинтересованности человека в отношениях с Богом. Смысл В. заключается в намерении человека предпочитать Бога как высший идеал, высшую норму и высшую ценность жизни. В. означает акт доверительного отношения человека к Богу как высшей истине.
Власть — центральное понятие в политической философии. Этимология слова В. коренится в латинском слове potentia с присущими ему значениями «потенция», «сила», «мощь» и т.п. В. выражает потенциальные свойства силы или мощи, которые характеризуют волевую способность человека. Феномен В. возникает в отношениях между людьми тогда, когда они взаимодействуют друг с другом по поводу чего-либо или кого-либо. Поэтому В. часто определяют как возможность навязывания воли одних людей другим, оказывая на них свое силовое давление и преодолевая их сопротивление. Политический смысл В. иногда определяют как способность людей, социальных групп или институтов добиваться согласованных действий общества.
Воля — интегральная способность сознания, регулирующая и мотивирующая поведение людей, позволяющая преодолевать препятствия, определять цели, осуществлять выбор, принимать и реализовывать решения на протяжении всей их жизни.
Восприятие — целостно-связная совокупность чувственных способностей человека, поставляющая ему информацию и знания о чем-либо или ком-либо. Структуры и процессы В. интегрированы с другими структурами и процессами сознания. В. связано с возможностями соответствующих органов тела. Обычно выделяются органы осязания, вкуса, обоняния, зрения и слуха. Если способности осязания и вкуса позволяют извлекать информацию при установлении контакта с объектами, то обоняние, зрение и слух воспринимают информацию на расстоянии. Принцип работы всех систем чувственного В. заключается в активном уподоблении информационно-познавательного образа объекту. Интегральный образ В. отличается признаками обобщенного и целостно-связного воспроизведения информации об объекте.
Вульгарный материализм — понятие, закрепившееся философской традицией изучения сознания и психики, согласно которой их свойства, структуры и функции отождествляются со свойствами, структурами и функциями человеческого мозга, поведения или уподобляются работе механических или вычислительных устройств. Квинтэссенцией В. м. стал весьма известный в конце XIX — начале XX в. тезис Л. Бюхнера (1824—1899) и Я. Молешотта (1822— 1893), наглядно демонстрирующий причинную зависимость сознания от мозга — «мозг выделяет сознание, так же как печень выделяет желчь».
Врожденные идеи — понятие, получившее систематическую разработку в философии Р. Декарта. В своей классификации идей он наряду с классом В. и. обсуждает классы приобретенных и изобретенных идей. Если В. и. выражают изначальную сущность человеческой природы и независимы от опыта, то приобретенные идеи люди извлекают из опыта, а изобретенные идеи конструируют сами в процессе познания. Согласно Декарту, примерами В. и. могут быть идеи добра, блага, справедливости и т.п. В. и. обладают порождающей (творческой) способностью, благодаря которой они продуцируют разнообразие логико-лингвистических форм (понятий, суждений, предложений).
Герменевтика (греч. hermeneutiros — толкование, объяснение) означает искусство или теорию истолкования (интерпретации) древних текстов (рукописей, памятников, библии и т.п.). Существуют давние связи Г. с логикой, риторикой, поэтикой и другими дисциплинами, средствами которых осуществляется истолкование текстов, памятников культуры, высказываний. Начиная со средних веков формировались богословская, юридическая и филологическая Г. Интенсивное развитие Г. получила в Новое время, когда возникла острая необходимость в интерпретации и понимании культурного наследия древнейших культур и цивилизаций. Систематическая разработка философской Г. начинается во второй половине XX в.
Гносеология (греч. gnosis — знание, logos — учение) — раздел философского знания, изучающий природу человеческого познания, так называемая «теория познания». Основными вопросами любой теории познания на протяжении ее развития были: «Что познается?» и «Как возможно познание?». Г. изучает природу познавательных способностей человека, разнообразные виды и способы (методы, средства, формы) познания. Задачами Г. являются анализ предельных, необходимых и всеобщих условий познания, отношений знаний и реальности, проблемы истины, взаимосвязи познания и общения, познания и практической жизни людей.
Государство — основная политическая система общества, управляющая его внутренней и внешней жизнедеятельностью. Г. регулирует экономические и социальные отношения, обладает исключительным правом на издание законов и норм, обязательных для всех граждан общества, взимает налоги, осуществляет контроль и реализует многие другие внутренние функции. Реализуя внешние политические функции, Г. защищает свои национальные интересы в разнообразных отношениях международного сообщества (экономических, политических, демографических и т.п.), сотрудничает и вступает в союзы с другими государствами.
Движение — одна из основных категорий философского знания, появившаяся в работах античных философов. Д. означает способ существования чего-либо или кого-либо. Д. — изменение вообще или изменение природы вещей, их свойств и отношений, а также изменение образно-чувственных и понятийно-логических форм представления о них.
Дедукция (лат. deductio — выведение) — один из логических способов рассуждений. Дедуктивный строй развертывания рассуждений отличается своей направленностью от общих посылок (принципов, аксиом) к частным следствиям, которые извлекаются из них в соответствии с логическими правилами дедуктивного вывода. Отношения в Д. между общими посылками и частными следствиями, извлекаемыми из них, отличаются свойствами всеобщности и необходимости.
Диалектика (греч. dialektike — искусство спора, беседы) — система принципов и понятий, метод философского познания. Д. как система понятий позволяет рассматривать мир в процессе развития, раскрывая свойства его противоречивости, изменяемости, стадиальности, преемственности и направленности.
Душа (греч. psyche — душа) — одно из основных понятий философской антропологии, часто соотносимое с понятием о человеческом теле (см. ст. «Тело»). Д. традиционно рассматривалась в оппозиции телу. Издавна анимизм (от лат. anima — душа) как всеобщая одушевленность природы означал, что каждое природное явление обладает своей душой. Поэтому Д. была движущей силой природы. С ее помощью люди общались с природой, вслушивались, всматривались, осязали. На протяжении всего развития истории философии Д. приобретает различные значения. Д. как совокупность психических (сознательных и бессознательных) способностей человека. Д. как совокупность уникальных, неповторимых и индивидуальных черт личности. Метафоры Д. часто используются в различных контекстах истории, культуры и общества.
Жизнь — одно из самых распространенных понятий не только в философии и науке, но и в повседневном общении людей. С философской точки зрения Ж. отождествляют с понятием бытия. Тем самым в философии ставится и обсуждается один из наиболее трудоемких вопросов — вопрос о смысле жизни. Среди важнейших сторон понятия о человеческой жизни обычно выделяют социальную, культурную, историческую и индивидуально-личностную стороны с весьма разнообразными признаками, которые характерны для каждой из них.
Измерение — способ опытного познания, позволяющий определить количественные свойства изучаемых явлений. И. производится не только в процессах наблюдений и экспериментов, но и широко распространено в самых разнообразных сферах человеческой жизнедеятельности. В методологии науки под И. обычно понимают процедуру сравнения реальной (действительной) величины с существующими эталонными единицами измерения.
Индукция (лат. induction — наведение) — один из логических способов рассуждения. И. называют такой процесс рассуждения, при котором на основании суждений, извлеченных из опыта, получают новое суждение. Суждения, извлеченные из опыта, играют роль исходных (известных) посылок. С помощью индуктивного способа рассуждений осуществляется расширение и углубление наших знаний, переход от известного знания к неизвестному. Как и процесс дедуктивного развертывания рассуждений (см. ст. «Дедукция»), И. развертывается по определенным правилам. Строй индуктивных рассуждений характеризуется признаками случайности, предположительности, приобретая тем самым значения большей или меньшей вероятности.
Иррационализм — этот термин обычно употребляют в смысле, противоположном значениям рациональности. Как правило, за И. скрываются философские учения, признающие, что определяющими факторами познания являются чувства, эмоции, воля, бессознательные процессы. С И. ассоциируется определенное убеждение в неспособности интеллекта, разума охватить все искомое богатство и разнообразие мира. Тем самым понятие И. по своим признакам противостоит понятию Р. (см. ст. «Рационализм»).
Истина — одно из важнейших понятий философской онтологии и теории познания. Понятие И. выражает характер соответствия наших знаний явлениям, свойствам и отношениям действительного мира.
История — гуманитарная научная дисциплина, изучающая особенности развития общества и человека. И. как познание предполагает, прежде всего, определение места (пространства) и времени своих объектов исследования, а также характер изучаемого объекта, прояснение места и времени его появления (происхождения) и последующего развития (существования).
Категории — наиболее общие понятия философского знания. Предельные значения К. выражают разнообразные явления природы, общества, истории, культуры, личности, познания, общения и повседневной жизнедеятельности людей. Философские К. воплощают в себе опыт человеческой жизни, познания и общения на протяжении их длительного культурно-исторического пути развития. Познавательный статус К. отличается всеобщностью и необходимостью их свойств. К. всегда «открыты» для новых значений и познавательных изменений.
Кинизм — учение, основателем которого был древнегреческий мыслитель Антисфен (ученик Сократа). Свое название К. получил по тому месту, где находилась философская школа киников. Сторонники К. отвергали нравственную культуру и общественные нормы отношений между людьми, проповедуя естественный (природный, животный) образ жизни и поведения.
Коммуникация — понятие, характеризующее разнообразные способности людей к общению и обмену информацией, знаниями, опытом. В распоряжении людей находятся самые разные системы К. Причем если учесть их культурно-исторический аспект развития, то число К. систем прогрессирует и постоянно увеличивается. Современный этап развития средств К. характеризуется богатством информационно-коммуникационных технологий в так называемых процессах массовой К.
Лингвистическая философия — одно из основных направлений современной философии. Сторонники Л. ф. обсуждали философские проблемы в зависимости от возможностей того языка, на котором они были сформулированы. Другими словами, они ставили успехи философского познания мира, человека, общества, истории и культуры в зависимость от того, насколько их можно выразить, представить в форме языка.
Личность — социальное качество человека, которое конкретизируется в совокупности его ролевых назначений, исполняемых им в обществе. Носителем Л. является человек как индивид в биологическом смысле слова. Как носителя мужского или женского пола любого человека можно назвать индивидом. Если мы по отношению к конкретному индивиду используем слово «личность», то тем самым обращаем внимание на индивидуальные качества его жизни, индивидуальность его жизненного мира. Осознание человеком собственной Л. и индивидуальности достигается только благодаря отношениям между людьми, благодаря конкретному обществу, конкретной социальной группе или социальному институту. «Индивидуальность» выражает значения внутреннего мира человека, его духовный потенциал, реализуемый в условиях конкретной культуры и определенной исторической эпохи. Л. и индивидуальность выражают неповторимость и уникальность человека в сочетании его социальных и культурно-исторических особенностей.
Логика — философская дисциплина, изучающая законы и особенности человеческих рассуждений. Обычно различают индуктивные и дедуктивные рассуждения (см. ст. «Индукция» и «Дедукция»). Инструментарий Л. является эффективным средством формализации понятий, теорий, знаний (см. ст. «Формализация»).
Милетская школа — одна из школ древнегреческой философии, известная по названию античного города Милета. Ее представители главным образом изучали философию природы. В частно сти, они пытались определить первоосновы происхождения мира природы.
Мифотворчество (греч. mythos — миф, предание, сказание) — способность людей создавать, выдумывать мифы. Под мифом обычно подразумевают сюжеты, повествующие о богах, духах или демонах, легендарных героях, рожденных от богов. С исторической точки зрения, миф оказался первоначальным способом культурного творчества человека, проявлением способности народов к вымыслу. Миф всегда был выражением ответа на вопросы о происхождении и устройстве мира или каких-либо конкретных явлений природы, общества и культуры. Мифологическое сознание человека не выделяет его из мира природных, социальных и культурных явлений. Строй такого сознания нагружен чувствами и эмоциями, его отличает нерасчлененность понятий-образов, их синкретизм. Мир природы одушевляется, на природные явления переносятся свойства людей (антропоморфные черты природы) и животных (зооморфные черты природы).
Моделирование — способ познания, с помощью которого удается заместить и представить изучаемый объект его моделью. В процессе М. модель способна замещать, представлять и воспроизводить объект познания таким образом, что ее изучение позволяет извлекать новое знание (новую информацию) о нем.
Мораль (лат. moralis — нравственный) — важнейший способ регуляции поведения человека в обществе с помощью сложившихся в нем принципов, норм, правил и ценностей. М. является предметом изучения этики как философской дисциплины. Этика изучает не только природу поведения людей в обществе, но и нравственные ценности (добро, зло, справедливость и т.п.), а также и особенности нравственного сознания.
Мышление — совокупность рациональных способностей сознания, извлекающих и преобразующих информацию и знания о чем-либо и о ком-либо средствами логики и языка. Мыслительные процессы в отличие от способностей восприятия характеризуются взаимодействием языковых (речевых), понятийно-логических и наглядно-образных механизмов.
Наблюдение — целенаправленный способ познания объектов (явлений, свойств, отношений) без вмешательства в естественные условия их существования (нахождения).
Наука — вид человеческой деятельности по приобретению знания о природе, об обществе и человеке, их культуре и истории. Н. не только особая познавательная деятельность, но и социальный институт, сформировавшийся на определенном этапе культурно-исторического развития человека. Познавательная работа в науке определяется: 1) идеалами и нормами опытного и теоретического познания, в первую очередь идеалами описания и объяснения; 2) идеалами и нормами доказательности, обоснованности и истинности научных знаний; 3) идеалами дисциплинарного строения Н., характерного, прежде всего, для ее современного состояния.
Общество — одно из ключевых понятий философии и науки. О. выражает целостно-связную совокупность индивидов как граждан и отношений между ними, которые складываются по поводу чего-либо (например, собственности) или кого-либо (например, относительно детей складываются семейно-брачные отношения). О. — это отношения между различными социальными группами людей, между людьми, принадлежащими к разным слоям общества (например, между бедными и богатыми). Кроме того, О. — это разнообразие отношений между отдельными социальными институтами, учреждениями или организациями (например, отношения между государством и институтом частной собственности, государством и церковью и т.п.).
Объект познания — понятие философии, выражающее то, на что направлена активная познавательная деятельность человека как субъекта познания. О. п. обладает свойствами относительной автономии, самостоятельности по отношению к субъекту познания (см. ст. «Субъект познания»).
Онтология (греч. ontos — сущее, logos — учение) — философская дисциплина, изучающая природу бытия, сущность, происхождение и устройство мира природы, общества, культуры и человека. О. выражает предельные основания любых философских знаний и по отношению к ним является фундаментальной системой понятий.
Парадигма (греч. paradeigma — образец, пример) — один из основных терминов современной философии и методологии науки, обозначающий общепринятую теорию (модель), которая используется в качестве основы и образца для решения задач, постановки и решения проблем.
Позитивизм (лат. positivus — положительный) — направление философии, сложившееся во второй половине XIX в. и утверждавшее, что истинное знание может быть получено только теми способами, которые используются в естественных науках. Сам термин П. стал употребляться О. Контом как синоним положительной философии, ориентированной на идеалы и стандарты естественных наук. При этом философские понятия и рассуждения в П. строились по образу и подобию естественнонаучных понятий и рассуждений. Критерием научной состоятельности философских понятий П. становится понятие опыта.
Познание — процесс приобретения, воспроизведения и производства новых знаний человеком. П. обусловлено познавательными способностями людей (способностями чувственного восприятия, мышления, воображения, интуиции, эмоций, воли, памяти и всеми их производными). Продуктивность П. зависит от инструментальной оснащенности (языка, технических средств, приборов и т.п.). Познавательная деятельность человека обусловлена контекстом конкретной исторической эпохи, культуры и общества, в которых он живет.
Прагматизм (греч. pragma — дело, действие, сопряженное с предметом, вещью) — одно из основных направлений современной философии, сформировавшееся в конце XIX — начале XX в. Согласно П., философия должна превратиться в совокупность способов решения проблем, с которыми люди встречаются на протяжении всей своей жизни. Понятия философии обладают инструментальным назна
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!