Тема 1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности

2017-09-28 196
Тема 1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УТВЕРЖДАЮ

И.о. проректора по образованию

____________Е.Ю. Щербина

«___»______________2017 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МетоДология научного исследования»

 

для студентов всех форм обучения

всех направлений

 

 

Уровень высшего образования магистратура

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ». Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2017. 24 с.

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования всех направлений подготовки программ магистратуры, реализуемых в РГППУ.

 

Авторы: кандидат филос.наук, доцент М.А. Ершова

кандидат филос. наук, доцент Е.В. Попова

Рецензенты: доктор филос. наук, профессор (РГППУ) А.Г. Кислов

канд. филос. наук, доцент (УрФУ) Н.И. Савцова

 

Одобрена на заседании кафедры философии, культурологии и искусствоведения. Протокол № 8 от 17 марта 2017 г.

 

Заведующий кафедрой философии, культурологии

и искусствоведения Е.В. Попова

 

Одобрена на заседании Научно-методического совета университета. Протокол от «___»__________2017г. № ___.

 

Председатель научно-методического

совета РГППУ М.В. Чапаева

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол № __ от_____2017 г.

 

Председатель методической комиссии Н.О. Садовникова

Директор Института

психолого-педагогического образования И.И. Хасанова

СОГЛАСОВАНО:

Зам директора научной библиотеки РГППУ Е.Н. Билева

 

 

© ФГАОУ ВО «Российский

государственный профессионально-

педагогический университет», 2017

© Ершова М.А., Попова Е.В., 2017


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины 4

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО.. 4

3. Результаты освоения дисциплины 4

4. Структура и содержание дисциплины 8

4.1 Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы.. 8

4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины………………......9

4.3.Содержание разделов дисциплины……………….........................................10

5. Образовательные технологии. 14

6. Учебно-методические материалы.. 15

6.1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы магистрантов. …..15

6.2. Примерные вопросы для подготовки к экзамену 18

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины....19

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.....23

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины «Методология научного исследования»: усвоение магистрантами основного понятийного состава дисциплины, повышение культуры их теоретического мышления, побуждение молодых исследователей к целостному духовному акту в научном творчестве.

Задачи дисциплины – усвоение студентами: особенностей научного мышления и знания; особенностей естественнонаучного и социально-гуманитарного знания; особенностей методологии и методов научного познания.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина Методология научного исследования» входит в базовую часть «Общенаучного цикла».

Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в вузе в результате освоения дисциплин «Философия», «Логика».

Знания и умения, усвоенные в процессе изучения дисциплины «Методология научного исследования», необходимы магистрантам для участия в научно-исследовательском семинаре и в качестве теоретической предпосылки для их научно-исследовательской работы.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ Освоении дисциплины

В результате освоения дисциплины магистрант должен:

знать:

- теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;

уметь:

- анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;

- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;

владеть:

- современными методами научного исследования в предметной сфере;

- способами осмысления и критического анализа научной информации;

- навыками совершенствования и развития своего научно потенциала.

Учебная дисциплина«Методология научного исследования» способствует формированию следующих компетенций:

Таблица 1

ФГОС направления подготовки компетенция содержание компетенции
37.04.01 (ОК-1) способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
37.04.01 (ОПК-3) способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения
37.04.01 (ПК-1) способность осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического)
38.04.01 (ОК-1) способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
38.04.01 (ПК-1) способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований
38.04.01 (ПК-2) способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования
38.04.01 (ПК-3) способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой
38.04.02 (ОК-1) способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
38.04.02 (ОК-3) готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
38.04.02 (ОПК-3) способность проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования  
38.04.02 (ПК-7) способность обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями
38.04.02 (ПК-8) способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада
38.04.02 (ПК-9) способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования
38.04.02 (ПК-10) способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой
44.04.01 (ОК-1) способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
44.04.01 (ОК-3) способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности
44.04.01 (ОПК-2) готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач
44.04.01 (ПК-5) способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование
44.04.01 (ПК-6) готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач
44.04.02 (ОК-1) способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
44.04.02 (ОПК-6) владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности
44.04.02 (ПК-35) способность критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы
44.04.02 (ПК-36) готовность использовать современные научные методы для решения научных исследовательских проблем
44.04.02 (ПК-37) способность разработать и представить обоснованный перспективный план научной исследовательской деятельности
44.04.02 (ПК-41) способность выделять научную исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения
44.04.04 (ОК-1) способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
44.04.04 (ОК-3) способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности
44.04.04 (ОПК-1) способность и готовность самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-педагогический профиль своей профессионально-педагогической деятельности
44.04.04 (ОПК-3) способность и готовность использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских, научно-отраслевых работ, управления коллективом
44.04.04 (ПК-11) способность и готовность организовывать научно-исследовательскую работу в образовательной организации
44.04.04 (ПК-12) способность и готовность формулировать научно-исследовательские задачи в области профессионально-педагогической деятельности и решать их с помощью современных технологий и использовать российский и зарубежный опыт
44.04.04 (ПК-13) способность и готовность профессионально составлять научную документацию, доклады, статьи

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1 Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице 1.

Таблица 2

  Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
очная заочная
Общая трудоемкость дисциплины 108 (3) 108 (3)
Контактная работа, в том числе:    
Лекции    
Практические занятия    
Самостоятельная работа, в том числе: изучение теоретического курса, подготовка к семинарским занятиям, домашние контрольные работы, подготовка к экзамену    
Контрольная работа (семестр) -  
Экзамен (семестр)    

 

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

 

Таблица 3

№ п/п Темы учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации
Лекции Практические занятия СРС
1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности           Собеседование, участие в практическом занятии, тест.  
2. Научная методология, основные периоды в развитии методологических оснований науки.             Собеседование; участие в практическом занятии, тест.
3. Логические категории как всеобщие формы мысли и их методологическое значение в научном исследовании             Собеседование; участие в практическом занятии, коллоквиум.  
4. Уровни и методы научного познания. Методика написание научной статьи.         Собеседование, участие в практическом занятии, тест.
5. Эвристика научного поиска: как рождаются новые понятия.             Собеседование, участие в практическом занятии, тест.
6. Путь к истине в научном познании.         Собеседование; участие в практическом занятии, коллоквиум.
7. Подготовка к экзамену          
Всего за 1 семестр:       Экзамен
               

Практические занятия

Таблица 4

№ раздела Наименование практических работ Кол-во ауд. часов
1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности  
2. Научная методология, основные периоды в развитии методологических оснований науки.  
3. Логические категории как всеобщие формы мысли.  
4. Методологическое значение логических категорий в научном исследовании  
5. Уровни и методы научного познания.  
6. Методика написание научной статьи.  
7. Эвристика научного поиска: как рождаются новые понятия.  

4.3. Содержание разделов дисциплины

 

 

Образовательные технологии

в преподавании дисциплины «Методология научного исследования» используются следующие формы:

▪ лекции;

▪ практические занятия;

▪ самостоятельная работа, включающая освоение теоретического материала, подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих заданий, написание рефератов, тезисов, статей, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к экзамену;

▪ тестирование по отдельным темам дисциплины;

▪ НИР, включающая написание научных статей, тезисов, участие в конференциях;

▪ консультирование по вопросам учебного материала, написания тезисов, статей, докладов на конференции.

Требования к реферату

1. Соответствие содержания теме, смысловая связь введения, основной части и заключения.

2. Полнота раскрытия темы согласно задачам, поставленным во Введении.

3. Обоснованность выбора темы во Введении, собственной позиции в основной части и выводов в Заключении.

4. Логичность плана, последовательность и ясность в изложении.

5. Обязательное указание литературных источников в списке литературы Пронумерованный список литературы в алфавитном порядке приводится после текста статьи и оформляется по ГОСТ 7.0.5.-2008.

6. Ссылки на литературу при цитировании сразу после цитаты заключаются в скобки с указанием номера источника из списка литературы и страниц, например: «Текст цитаты...» [5, с. 56-57]. Аккуратность во внешнем оформлении.

Магистранты выступают с сообщением по теме реферата в учебной группе в течение 7–10 мин. Устное выступление – это не сплошное чтение текста, а живой обмен идеями при эмоциональном контакте с аудиторией. Чтобы вас слушали внимательно, с интересом, подготовьтесь к сообщению. Подумайте, с какими идеями вы будете выступать, почему они актуальны, в какой последовательности следует их излагать; как будете их оценивать и аргументировать свою позицию; какие выводы сделаете. Составьте тезисы (2 – 3 страницы) и разбейте сообщение на такие моменты, как актуальность темы, изложение главных идей по теме реферата, ваша оценка и ваша точка зрения, выводы. Будьте готовы к дискуссии в аудитории. Магистранты оценивают сообщение, как правило, по следующим параметрам: насколько оно содержательно, интересно; логика выступающего, его контакт с аудиторией, обоснованность ответов на вопросы.

 

Примерные темы рефератов

1. Специфика науки в отличие от искусства и религии.

2. Специфика гуманитарных наук в отличие от естествознания.

3. Э.В. Ильенков о диалектике абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении.

4. Роль чувственности, продуктивного воображения и разума в научном познании.

5. Роль метафор, модельных аналогий, образов, сравнений мысленных экспериментов в становлении понятий в научном поиске.

6. Анализ основных научных подходов в психологии, педагогике (по выбору).

7. Принцип системности в научном познании.

8. Соотношение исторического и логического в научном познании.

9. Специфика диалектического метода мышления.

10. Научные парадигмы и научные революции в развитии науки.

11. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках.

12. Значение логических категорий в научном познании и творчестве.

13. Методологический аспект в понимании личности (по работам Э.В. Ильенкова).

14. Духовность личности и проблемы ее воспитания.

15. Концепция идеального в работах Э.В. Ильенкова.

 

 

6.2. Примерные вопросы для подготовки к ЭКЗАМЕНу

 

1. Наука как особая духовная форма освоения реальности в отличие от искусства и религии.

2. Основные периоды в истории науки и их особенности (античность – XXI век).

3. Методологическое значение научной картины мира в научной теории и в истории науки (на примере той или иной науки, по выбору).

4. Особенности научного мышления, научного метода, научного знания.

5. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук по предмету, методам и истолкованию реальности

6. Социально-технологический базис рационального мышления.

7. Сциентизм и антисциентизм, разновидности редукционизма в науке.

8. Диалектика абстрактного и конкретного в научном мышлении.

9. Основные логические категории и их значение в научном исследовании.

10. Особенности диалектического метода мышления и его значение в научном познании.

11. Принципы детерминизма, системности, структурности и развития в научном познании (на примере той или иной науки).

12. Особенности эмпирического, теоретического и методологического уровня в науке (на примере той или иной науки, согласно специальности).

13. Индукция и дедукция, анализ и синтез в научном познании. Соотношение абстрактного и конкретного в научном мышлении и в развитии понятий в теоретическую систему.

14. Абстрагирование, идеализация, формализация, моделирование как методы научного познания.

15. Уровни научного знания: факты, идея, гипотеза, теория, научная картина мира.

16. Функции науки.

17. Значение ценностей в научном познании.

18. Становление новых понятий в научном поиске.

19. Проблема истины в научном познании. Принципы верификации и фальсификации в науке. Проблема истины в социально-гуманитарных науках.

20. Целостный и частичный духовный акты. Значение целостного духовного акта в социально-гуманитарных науках.

21. Вера в научном мышлении и научном познании.

22. Знание и понимание. Особенности понимания в гуманитарных науках.

23. Значение философии в научном познании.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Багдасарьян Н.Г. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров [Гриф Минобрнауки РФ] / Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Горохов, А.П. Назаретян; под общ. ред. Н.Г. Багдасарьяна. Москва: Юрайт, 2015. 383 с.

Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие для магистров [Гриф УМО] / Б.Н. Бессонов; Моск. гор. психолог.-пед. ун-т. Москва: Юрайт, 2014. 394 с.

История и философия науки: учебник для вузов [Гриф УМО] / [А.С. Мамзин и др.]; под общ. ред. А.С. Мамзина, Е.Ю. Сиверцева. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2014. 360 с.

Мокий М.С. Методология научных исследований: учебник для магистров: для экономических направлений и специальностей [Гриф УМО] / М.С. Мокий, А.Л. Никифоров, В.С. Мокий; под ред. М.С. Мокия; Гос. ун-т упр., Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова. Москва: Юрайт, 2014. 255 с.

Дополнительная

Бородай Ю.М. Воображение и теория познания: Критический очерк кантовского учения о продуктивном воображении / Ю.М. Бородай. М.: Высш. шк., 1976. 150 с.

Бряник Н.В. Философский смысл картины мира неклассической науки // Вопросы философии. 2013, № 1. С.93-102.

Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление: в 3 ч. Часть 1. Субъективная основа возникновения и развития мысли: монография / С.З. Гончаров. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 274 с.

Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление: в 3 ч. Часть 3. Аксиология мышления: монография / С.З. Гончаров. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 609 с.

Гончаров С.З. Становление творческой мысли: от метафоры к понятию // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 15 (269).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 24. С. 95 – 102.

Губин В.Б. О методологии лженауки: [Массовый расцвет ненаучного знания в России в последние годы] / В.Б. Губин // Философские науки. 2002. №1. С.150–156.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории / Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1974. 284 с.

Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении / Э.В. Ильенков. М.: РОССПЭН, 1997. 464 с.

Ильенков Э.В. Философия и культура / ЭВ. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. 464 с.

Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. С. 145-158.

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практич. пособие для студентов-магистров / Ф.А. Кузин. М.: Ось-89, 1997. 302 с.

Кузьмина М.А. Метафора как элемент методологии современного научного познания / М. А. Кузьмина // СОЦИС. 2006. № 2. С. 42-51.

Кун Т.С. Структура научных революций / Т.С. Кун; пер. И.З. Налетов, ред., авт. послесл. С.Р. Микулинский, ред., авт. послесл. Л.А. Маркова. М.: Прогресс, 1975. 288 с.

Лакатос Имре. Избранные произведения по философии и методологии науки / Имре Лакатос; [пер. с англ. И. Н. Веселовского, А. Л. Никифорова, В. Н. Поруса]. Москва: Академический Проект: Трикста, 2008. 475 с.

Лебедев С.А. Философия науки: Учеб. пособие для магистров. Москва: Юрайт, 2013. 288 с.

Мареева Е.В., Мареев С.Н. Проблема мышления: созерцательный и деятельностный подход: монография / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев. – Москва: Академический Проект, 2013. – 280 с.

Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей. М.: ИНФРА-М, 2010. 333 с.

Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретательства [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / И.Б. Рыжков. 2-е изд., стер. Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань, 2013. 222 с.

Светлов В.А. История научного метода: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / В.А. Светлов. М.: Академический Проект: Деловая книга, 2008. 700 с.

Творческий универсум русской культуры: монография / Под ред. В.И. Копалова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. 524 с.

Уёмов А.И. Критика принципа фальсификации К. Поппера и проблема системного подхода к демаркации научного знания / А.И. Уёмов // Вопросы философии. 2008. №4. С. 91-97.

Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник для вузов [Гриф УМЦ] / Е.В. Ушаков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2008. 584 с.

Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке: научное издание / Е.Л. Фейнберг. М.: Век 2: Фрязино, 2004. 286 с.

Хрестоматии

Современная философия науки: хрестоматия. М.: Наука, 1994. 254 с.

Современнаяфилософия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: хрестоматия / сост. А.А. Печенкин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. 400 с.

Словари

Канке В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь: словарь / В.А. Канке. – 2-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2009. 328 с.

Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) / С.А. Лебедев. М.: Академический проект, 2008. 692 с.

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: Словарь системы основных понятий. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. 208 с.

Философский энциклопедический словарь: словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 569 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Электронная библиотека философа – книги, учебники, тексты. Режим доступа: www.gumer.info/bogoslov.../index_philos.php

Библиотека философской литературы. Режим доступа: nibiryukov.narod.ru/.../nbr_teach_library.htm

Философская литература в Интернете. Книги о философии. Режим доступа: medien.ru/filosofskaya-literatura

 

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Перечень материально-технического обеспечения для реализации образовательного процесса по дисциплине:

- учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.

-используются мультимедийные средства, кинофильмы, видеомагнитофон.


 

Рабочая программа

«Методология научного исследования»

 

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

 

Ризограф ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

 

УТВЕРЖДАЮ

И.о. проректора по образованию

____________Е.Ю. Щербина

«___»______________2017 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МетоДология научного исследования»

 

для студентов всех форм обучения

всех направлений

 

 

Уровень высшего образования магистратура

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ». Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2017. 24 с.

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования всех направлений подготовки программ магистратуры, реализуемых в РГППУ.

 

Авторы: кандидат филос.наук, доцент М.А. Ершова

кандидат филос. наук, доцент Е.В. Попова

Рецензенты: доктор филос. наук, профессор (РГППУ) А.Г. Кислов

канд. филос. наук, доцент (УрФУ) Н.И. Савцова

 

Одобрена на заседании кафедры философии, культурологии и искусствоведения. Протокол № 8 от 17 марта 2017 г.

 

Заведующий кафедрой философии, культурологии

и искусствоведения Е.В. Попова

 

Одобрена на заседании Научно-методического совета университета. Протокол от «___»__________2017г. № ___.

 

Председатель научно-методического

совета РГППУ М.В. Чапаева

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол № __ от_____2017 г.

 

Председатель методической комиссии Н.О. Садовникова

Директор Института

психолого-педагогического образования И.И. Хасанова

СОГЛАСОВАНО:

Зам директора научной библиотеки РГППУ Е.Н. Билева

 

 

© ФГАОУ ВО «Российский

государственный профессионально-

педагогический университет», 2017

© Ершова М.А., Попова Е.В., 2017


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины 4

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО.. 4

3. Результаты освоения дисциплины 4

4. Структура и содержание дисциплины 8

4.1 Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы.. 8

4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины………………......9

4.3.Содержание разделов дисциплины……………….........................................10

5. Образовательные технологии. 14

6. Учебно-методические материалы.. 15

6.1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы магистрантов. …..15

6.2. Примерные вопросы для подготовки к экзамену 18

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины....19

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.....23

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины «Методология научного исследования»: усвоение магистрантами основного понятийного состава дисциплины, повышение культуры их теоретического мышления, побуждение молодых исследователей к целостному духовному акту в научном творчестве.

Задачи дисциплины – усвоение студентами: особенностей научного мышления и знания; особенностей естественнонаучного и социально-гуманитарного знания; особенностей методологии и методов научного познания.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина Методология научного исследования» входит в базовую часть «Общенаучного цикла».

Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в вузе в результате освоения дисциплин «Философия», «Логика».

Знания и умения, усвоенные в процессе изучения дисциплины «Методология научного исследования», необходимы магистрантам для участия в научно-исследовательском семинаре и в качестве теоретической предпосылки для их научно-исследовательской работы.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ Освоении дисциплины

В результате освоения дисциплины магистрант должен:

знать:

- теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;

уметь:

- анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;

- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;

владеть:

- современными методами научного исследования в предметной сфере;

- способами осмысления и критического анализа научной информации;

- навыками совершенствования и развития своего научно потенциала.

Учебная дисциплина«Методология научного исследования» способствует формированию следующих компетенций:

Таблица 1

ФГОС направления подготовки компетенция содержание компетенции
37.04.01 (ОК-1) способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
37.04.01 (ОПК-3) способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения
37.04.01 (ПК-1) способность осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического)
38.04.01 (ОК-1) способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
38.04.01 (ПК-1) способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований
38.04.01 (ПК-2) способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования
38.04.01 (ПК-3) способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой
38.04.02 (ОК-1) способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
38.04.02 (ОК-3) готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
38.04.02 (ОПК-3) способность проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования  
38.04.02 (ПК-7) способность обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями
38.04.02 (ПК-8) способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада
38.04.02 (ПК-9) способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования
38.04.02 (ПК-10) способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой
44.04.01 (ОК-1) способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
44.04.01 (ОК-3) способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности
44.04.01 (ОПК-2) готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач
44.04.01 (ПК-5) способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование
44.04.01 (ПК-6) готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач
44.04.02 (ОК-1) способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
44.04.02 (ОПК-6) владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности
44.04.02 (ПК-35) способность критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы
44.04.02 (ПК-36) готовность использовать современные научные методы для решения научных исследовательских проблем
44.04.02 (ПК-37) способность разработать и представить обоснованный перспективный план научной исследовательской деятельности
44.04.02 (ПК-41) способность выделять научную исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения
44.04.04 (ОК-1) способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
44.04.04 (ОК-3) способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности
44.04.04 (ОПК-1) способность и готовность самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-педагогический профиль своей профессионально-педагогической деятельности
44.04.04 (ОПК-3) способность и готовность использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских, научно-отраслевых работ, управления коллективом
44.04.04 (ПК-11) способность и готовность организовывать научно-исследовательскую работу в образовательной организации
44.04.04 (ПК-12) способность и готовность формулировать научно-исследовательские

Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.195 с.