Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-09-28 | 196 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
УТВЕРЖДАЮ
И.о. проректора по образованию
____________Е.Ю. Щербина
«___»______________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«МетоДология научного исследования»
для студентов всех форм обучения
всех направлений
Уровень высшего образования | магистратура |
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ». Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2017. 24 с.
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования всех направлений подготовки программ магистратуры, реализуемых в РГППУ.
Авторы: кандидат филос.наук, доцент М.А. Ершова
кандидат филос. наук, доцент Е.В. Попова
Рецензенты: доктор филос. наук, профессор (РГППУ) А.Г. Кислов
канд. филос. наук, доцент (УрФУ) Н.И. Савцова
Одобрена на заседании кафедры философии, культурологии и искусствоведения. Протокол № 8 от 17 марта 2017 г.
Заведующий кафедрой философии, культурологии
и искусствоведения Е.В. Попова
Одобрена на заседании Научно-методического совета университета. Протокол от «___»__________2017г. № ___.
Председатель научно-методического
совета РГППУ М.В. Чапаева
Рекомендована к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол № __ от_____2017 г.
Председатель методической комиссии Н.О. Садовникова
Директор Института
психолого-педагогического образования И.И. Хасанова
СОГЛАСОВАНО:
Зам директора научной библиотеки РГППУ Е.Н. Билева
© ФГАОУ ВО «Российский
государственный профессионально-
педагогический университет», 2017
|
© Ершова М.А., Попова Е.В., 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины 4
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО.. 4
3. Результаты освоения дисциплины 4
4. Структура и содержание дисциплины 8
4.1 Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы.. 8
4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины………………......9
4.3.Содержание разделов дисциплины……………….........................................10
5. Образовательные технологии. 14
6. Учебно-методические материалы.. 15
6.1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы магистрантов. …..15
6.2. Примерные вопросы для подготовки к экзамену 18
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины....19
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.....23
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины «Методология научного исследования»: усвоение магистрантами основного понятийного состава дисциплины, повышение культуры их теоретического мышления, побуждение молодых исследователей к целостному духовному акту в научном творчестве.
Задачи дисциплины – усвоение студентами: особенностей научного мышления и знания; особенностей естественнонаучного и социально-гуманитарного знания; особенностей методологии и методов научного познания.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина Методология научного исследования» входит в базовую часть «Общенаучного цикла».
Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в вузе в результате освоения дисциплин «Философия», «Логика».
Знания и умения, усвоенные в процессе изучения дисциплины «Методология научного исследования», необходимы магистрантам для участия в научно-исследовательском семинаре и в качестве теоретической предпосылки для их научно-исследовательской работы.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ Освоении дисциплины
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
знать:
- теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;
|
уметь:
- анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;
- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;
владеть:
- современными методами научного исследования в предметной сфере;
- способами осмысления и критического анализа научной информации;
- навыками совершенствования и развития своего научно потенциала.
Учебная дисциплина«Методология научного исследования» способствует формированию следующих компетенций:
Таблица 1
ФГОС направления подготовки | компетенция | содержание компетенции |
37.04.01 | (ОК-1) | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
37.04.01 | (ОПК-3) | способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения |
37.04.01 | (ПК-1) | способность осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического) |
38.04.01 | (ОК-1) | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
38.04.01 | (ПК-1) | способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований |
38.04.01 | (ПК-2) | способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования |
38.04.01 | (ПК-3) | способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой |
38.04.02 | (ОК-1) | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
38.04.02 | (ОК-3) | готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
38.04.02 | (ОПК-3) | способность проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования |
38.04.02 | (ПК-7) | способность обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями |
38.04.02 | (ПК-8) | способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада |
38.04.02 | (ПК-9) | способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования |
38.04.02 | (ПК-10) | способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой |
44.04.01 | (ОК-1) | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень |
44.04.01 | (ОК-3) | способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности |
44.04.01 | (ОПК-2) | готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач |
44.04.01 | (ПК-5) | способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование |
44.04.01 | (ПК-6) | готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач |
44.04.02 | (ОК-1) | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
44.04.02 | (ОПК-6) | владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности |
44.04.02 | (ПК-35) | способность критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы |
44.04.02 | (ПК-36) | готовность использовать современные научные методы для решения научных исследовательских проблем |
44.04.02 | (ПК-37) | способность разработать и представить обоснованный перспективный план научной исследовательской деятельности |
44.04.02 | (ПК-41) | способность выделять научную исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения |
44.04.04 | (ОК-1) | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень |
44.04.04 | (ОК-3) | способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности |
44.04.04 | (ОПК-1) | способность и готовность самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-педагогический профиль своей профессионально-педагогической деятельности |
44.04.04 | (ОПК-3) | способность и готовность использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских, научно-отраслевых работ, управления коллективом |
44.04.04 | (ПК-11) | способность и готовность организовывать научно-исследовательскую работу в образовательной организации |
44.04.04 | (ПК-12) | способность и готовность формулировать научно-исследовательские задачи в области профессионально-педагогической деятельности и решать их с помощью современных технологий и использовать российский и зарубежный опыт |
44.04.04 | (ПК-13) | способность и готовность профессионально составлять научную документацию, доклады, статьи |
|
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице 1.
Таблица 2
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий | Форма обучения | |
очная | заочная | |
Общая трудоемкость дисциплины | 108 (3) | 108 (3) |
Контактная работа, в том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа, в том числе: изучение теоретического курса, подготовка к семинарским занятиям, домашние контрольные работы, подготовка к экзамену | ||
Контрольная работа (семестр) | - | |
Экзамен (семестр) |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 3
№ п/п | Темы учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1. | Наука как особенная форма духовного освоения реальности | Собеседование, участие в практическом занятии, тест. | |||||
2. | Научная методология, основные периоды в развитии методологических оснований науки. | Собеседование; участие в практическом занятии, тест. | |||||
3. | Логические категории как всеобщие формы мысли и их методологическое значение в научном исследовании | Собеседование; участие в практическом занятии, коллоквиум. | |||||
4. | Уровни и методы научного познания. Методика написание научной статьи. | Собеседование, участие в практическом занятии, тест. | |||||
5. | Эвристика научного поиска: как рождаются новые понятия. | Собеседование, участие в практическом занятии, тест. | |||||
6. | Путь к истине в научном познании. | Собеседование; участие в практическом занятии, коллоквиум. | |||||
7. | Подготовка к экзамену | ||||||
Всего за 1 семестр: | Экзамен | ||||||
Практические занятия
|
Таблица 4
№ раздела | Наименование практических работ | Кол-во ауд. часов |
1. | Наука как особенная форма духовного освоения реальности | |
2. | Научная методология, основные периоды в развитии методологических оснований науки. | |
3. | Логические категории как всеобщие формы мысли. | |
4. | Методологическое значение логических категорий в научном исследовании | |
5. | Уровни и методы научного познания. | |
6. | Методика написание научной статьи. | |
7. | Эвристика научного поиска: как рождаются новые понятия. |
4.3. Содержание разделов дисциплины
Образовательные технологии
в преподавании дисциплины «Методология научного исследования» используются следующие формы:
▪ лекции;
▪ практические занятия;
▪ самостоятельная работа, включающая освоение теоретического материала, подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих заданий, написание рефератов, тезисов, статей, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к экзамену;
▪ тестирование по отдельным темам дисциплины;
▪ НИР, включающая написание научных статей, тезисов, участие в конференциях;
▪ консультирование по вопросам учебного материала, написания тезисов, статей, докладов на конференции.
Требования к реферату
1. Соответствие содержания теме, смысловая связь введения, основной части и заключения.
2. Полнота раскрытия темы согласно задачам, поставленным во Введении.
3. Обоснованность выбора темы во Введении, собственной позиции в основной части и выводов в Заключении.
4. Логичность плана, последовательность и ясность в изложении.
5. Обязательное указание литературных источников в списке литературы Пронумерованный список литературы в алфавитном порядке приводится после текста статьи и оформляется по ГОСТ 7.0.5.-2008.
6. Ссылки на литературу при цитировании сразу после цитаты заключаются в скобки с указанием номера источника из списка литературы и страниц, например: «Текст цитаты...» [5, с. 56-57]. Аккуратность во внешнем оформлении.
Магистранты выступают с сообщением по теме реферата в учебной группе в течение 7–10 мин. Устное выступление – это не сплошное чтение текста, а живой обмен идеями при эмоциональном контакте с аудиторией. Чтобы вас слушали внимательно, с интересом, подготовьтесь к сообщению. Подумайте, с какими идеями вы будете выступать, почему они актуальны, в какой последовательности следует их излагать; как будете их оценивать и аргументировать свою позицию; какие выводы сделаете. Составьте тезисы (2 – 3 страницы) и разбейте сообщение на такие моменты, как актуальность темы, изложение главных идей по теме реферата, ваша оценка и ваша точка зрения, выводы. Будьте готовы к дискуссии в аудитории. Магистранты оценивают сообщение, как правило, по следующим параметрам: насколько оно содержательно, интересно; логика выступающего, его контакт с аудиторией, обоснованность ответов на вопросы.
Примерные темы рефератов
1. Специфика науки в отличие от искусства и религии.
2. Специфика гуманитарных наук в отличие от естествознания.
3. Э.В. Ильенков о диалектике абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении.
4. Роль чувственности, продуктивного воображения и разума в научном познании.
5. Роль метафор, модельных аналогий, образов, сравнений мысленных экспериментов в становлении понятий в научном поиске.
6. Анализ основных научных подходов в психологии, педагогике (по выбору).
7. Принцип системности в научном познании.
8. Соотношение исторического и логического в научном познании.
9. Специфика диалектического метода мышления.
10. Научные парадигмы и научные революции в развитии науки.
11. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках.
12. Значение логических категорий в научном познании и творчестве.
13. Методологический аспект в понимании личности (по работам Э.В. Ильенкова).
14. Духовность личности и проблемы ее воспитания.
15. Концепция идеального в работах Э.В. Ильенкова.
6.2. Примерные вопросы для подготовки к ЭКЗАМЕНу
1. Наука как особая духовная форма освоения реальности в отличие от искусства и религии.
2. Основные периоды в истории науки и их особенности (античность – XXI век).
3. Методологическое значение научной картины мира в научной теории и в истории науки (на примере той или иной науки, по выбору).
4. Особенности научного мышления, научного метода, научного знания.
5. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук по предмету, методам и истолкованию реальности
6. Социально-технологический базис рационального мышления.
7. Сциентизм и антисциентизм, разновидности редукционизма в науке.
8. Диалектика абстрактного и конкретного в научном мышлении.
9. Основные логические категории и их значение в научном исследовании.
10. Особенности диалектического метода мышления и его значение в научном познании.
11. Принципы детерминизма, системности, структурности и развития в научном познании (на примере той или иной науки).
12. Особенности эмпирического, теоретического и методологического уровня в науке (на примере той или иной науки, согласно специальности).
13. Индукция и дедукция, анализ и синтез в научном познании. Соотношение абстрактного и конкретного в научном мышлении и в развитии понятий в теоретическую систему.
14. Абстрагирование, идеализация, формализация, моделирование как методы научного познания.
15. Уровни научного знания: факты, идея, гипотеза, теория, научная картина мира.
16. Функции науки.
17. Значение ценностей в научном познании.
18. Становление новых понятий в научном поиске.
19. Проблема истины в научном познании. Принципы верификации и фальсификации в науке. Проблема истины в социально-гуманитарных науках.
20. Целостный и частичный духовный акты. Значение целостного духовного акта в социально-гуманитарных науках.
21. Вера в научном мышлении и научном познании.
22. Знание и понимание. Особенности понимания в гуманитарных науках.
23. Значение философии в научном познании.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
Багдасарьян Н.Г. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров [Гриф Минобрнауки РФ] / Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Горохов, А.П. Назаретян; под общ. ред. Н.Г. Багдасарьяна. Москва: Юрайт, 2015. 383 с.
Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие для магистров [Гриф УМО] / Б.Н. Бессонов; Моск. гор. психолог.-пед. ун-т. Москва: Юрайт, 2014. 394 с.
История и философия науки: учебник для вузов [Гриф УМО] / [А.С. Мамзин и др.]; под общ. ред. А.С. Мамзина, Е.Ю. Сиверцева. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2014. 360 с.
Мокий М.С. Методология научных исследований: учебник для магистров: для экономических направлений и специальностей [Гриф УМО] / М.С. Мокий, А.Л. Никифоров, В.С. Мокий; под ред. М.С. Мокия; Гос. ун-т упр., Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова. Москва: Юрайт, 2014. 255 с.
Дополнительная
Бородай Ю.М. Воображение и теория познания: Критический очерк кантовского учения о продуктивном воображении / Ю.М. Бородай. М.: Высш. шк., 1976. 150 с.
Бряник Н.В. Философский смысл картины мира неклассической науки // Вопросы философии. 2013, № 1. С.93-102.
Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление: в 3 ч. Часть 1. Субъективная основа возникновения и развития мысли: монография / С.З. Гончаров. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 274 с.
Гончаров С.З. Логико-категориальное мышление: в 3 ч. Часть 3. Аксиология мышления: монография / С.З. Гончаров. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 609 с.
Гончаров С.З. Становление творческой мысли: от метафоры к понятию // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 15 (269).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 24. С. 95 – 102.
Губин В.Б. О методологии лженауки: [Массовый расцвет ненаучного знания в России в последние годы] / В.Б. Губин // Философские науки. 2002. №1. С.150–156.
Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории / Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1974. 284 с.
Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении / Э.В. Ильенков. М.: РОССПЭН, 1997. 464 с.
Ильенков Э.В. Философия и культура / ЭВ. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. 464 с.
Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. С. 145-158.
Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практич. пособие для студентов-магистров / Ф.А. Кузин. М.: Ось-89, 1997. 302 с.
Кузьмина М.А. Метафора как элемент методологии современного научного познания / М. А. Кузьмина // СОЦИС. 2006. № 2. С. 42-51.
Кун Т.С. Структура научных революций / Т.С. Кун; пер. И.З. Налетов, ред., авт. послесл. С.Р. Микулинский, ред., авт. послесл. Л.А. Маркова. М.: Прогресс, 1975. 288 с.
Лакатос Имре. Избранные произведения по философии и методологии науки / Имре Лакатос; [пер. с англ. И. Н. Веселовского, А. Л. Никифорова, В. Н. Поруса]. Москва: Академический Проект: Трикста, 2008. 475 с.
Лебедев С.А. Философия науки: Учеб. пособие для магистров. Москва: Юрайт, 2013. 288 с.
Мареева Е.В., Мареев С.Н. Проблема мышления: созерцательный и деятельностный подход: монография / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев. – Москва: Академический Проект, 2013. – 280 с.
Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей. М.: ИНФРА-М, 2010. 333 с.
Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретательства [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / И.Б. Рыжков. 2-е изд., стер. Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань, 2013. 222 с.
Светлов В.А. История научного метода: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / В.А. Светлов. М.: Академический Проект: Деловая книга, 2008. 700 с.
Творческий универсум русской культуры: монография / Под ред. В.И. Копалова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. 524 с.
Уёмов А.И. Критика принципа фальсификации К. Поппера и проблема системного подхода к демаркации научного знания / А.И. Уёмов // Вопросы философии. 2008. №4. С. 91-97.
Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник для вузов [Гриф УМЦ] / Е.В. Ушаков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2008. 584 с.
Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке: научное издание / Е.Л. Фейнберг. М.: Век 2: Фрязино, 2004. 286 с.
Хрестоматии
Современная философия науки: хрестоматия. М.: Наука, 1994. 254 с.
Современнаяфилософия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: хрестоматия / сост. А.А. Печенкин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. 400 с.
Словари
Канке В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь: словарь / В.А. Канке. – 2-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2009. 328 с.
Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) / С.А. Лебедев. М.: Академический проект, 2008. 692 с.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: Словарь системы основных понятий. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. 208 с.
Философский энциклопедический словарь: словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 569 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Электронная библиотека философа – книги, учебники, тексты. Режим доступа: www.gumer.info/bogoslov.../index_philos.php
Библиотека философской литературы. Режим доступа: nibiryukov.narod.ru/.../nbr_teach_library.htm
Философская литература в Интернете. Книги о философии. Режим доступа: medien.ru/filosofskaya-literatura
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Перечень материально-технического обеспечения для реализации образовательного процесса по дисциплине:
- учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.
-используются мультимедийные средства, кинофильмы, видеомагнитофон.
Рабочая программа
«Методология научного исследования»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
УТВЕРЖДАЮ
И.о. проректора по образованию
____________Е.Ю. Щербина
«___»______________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«МетоДология научного исследования»
для студентов всех форм обучения
всех направлений
Уровень высшего образования | магистратура |
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ». Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2017. 24 с.
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования всех направлений подготовки программ магистратуры, реализуемых в РГППУ.
Авторы: кандидат филос.наук, доцент М.А. Ершова
кандидат филос. наук, доцент Е.В. Попова
Рецензенты: доктор филос. наук, профессор (РГППУ) А.Г. Кислов
канд. филос. наук, доцент (УрФУ) Н.И. Савцова
Одобрена на заседании кафедры философии, культурологии и искусствоведения. Протокол № 8 от 17 марта 2017 г.
Заведующий кафедрой философии, культурологии
и искусствоведения Е.В. Попова
Одобрена на заседании Научно-методического совета университета. Протокол от «___»__________2017г. № ___.
Председатель научно-методического
совета РГППУ М.В. Чапаева
Рекомендована к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол № __ от_____2017 г.
Председатель методической комиссии Н.О. Садовникова
Директор Института
психолого-педагогического образования И.И. Хасанова
СОГЛАСОВАНО:
Зам директора научной библиотеки РГППУ Е.Н. Билева
© ФГАОУ ВО «Российский
государственный профессионально-
педагогический университет», 2017
© Ершова М.А., Попова Е.В., 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины 4
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО.. 4
3. Результаты освоения дисциплины 4
4. Структура и содержание дисциплины 8
4.1 Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы.. 8
4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины………………......9
4.3.Содержание разделов дисциплины……………….........................................10
5. Образовательные технологии. 14
6. Учебно-методические материалы.. 15
6.1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы магистрантов. …..15
6.2. Примерные вопросы для подготовки к экзамену 18
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины....19
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.....23
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины «Методология научного исследования»: усвоение магистрантами основного понятийного состава дисциплины, повышение культуры их теоретического мышления, побуждение молодых исследователей к целостному духовному акту в научном творчестве.
Задачи дисциплины – усвоение студентами: особенностей научного мышления и знания; особенностей естественнонаучного и социально-гуманитарного знания; особенностей методологии и методов научного познания.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина Методология научного исследования» входит в базовую часть «Общенаучного цикла».
Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в вузе в результате освоения дисциплин «Философия», «Логика».
Знания и умения, усвоенные в процессе изучения дисциплины «Методология научного исследования», необходимы магистрантам для участия в научно-исследовательском семинаре и в качестве теоретической предпосылки для их научно-исследовательской работы.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ Освоении дисциплины
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
знать:
- теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;
уметь:
- анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;
- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;
владеть:
- современными методами научного исследования в предметной сфере;
- способами осмысления и критического анализа научной информации;
- навыками совершенствования и развития своего научно потенциала.
Учебная дисциплина«Методология научного исследования» способствует формированию следующих компетенций:
Таблица 1
ФГОС направления подготовки | компетенция | содержание компетенции |
37.04.01 | (ОК-1) | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
37.04.01 | (ОПК-3) | способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения |
37.04.01 | (ПК-1) | способность осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического) |
38.04.01 | (ОК-1) | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
38.04.01 | (ПК-1) | способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований |
38.04.01 | (ПК-2) | способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования |
38.04.01 | (ПК-3) | способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой |
38.04.02 | (ОК-1) | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
38.04.02 | (ОК-3) | готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
38.04.02 | (ОПК-3) | способность проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования |
38.04.02 | (ПК-7) | способность обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями |
38.04.02 | (ПК-8) | способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада |
38.04.02 | (ПК-9) | способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования |
38.04.02 | (ПК-10) | способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой |
44.04.01 | (ОК-1) | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень |
44.04.01 | (ОК-3) | способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности |
44.04.01 | (ОПК-2) | готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач |
44.04.01 | (ПК-5) | способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование |
44.04.01 | (ПК-6) | готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач |
44.04.02 | (ОК-1) | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
44.04.02 | (ОПК-6) | владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности |
44.04.02 | (ПК-35) | способность критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы |
44.04.02 | (ПК-36) | готовность использовать современные научные методы для решения научных исследовательских проблем |
44.04.02 | (ПК-37) | способность разработать и представить обоснованный перспективный план научной исследовательской деятельности |
44.04.02 | (ПК-41) | способность выделять научную исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения |
44.04.04 | (ОК-1) | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень |
44.04.04 | (ОК-3) | способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности |
44.04.04 | (ОПК-1) | способность и готовность самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-педагогический профиль своей профессионально-педагогической деятельности |
44.04.04 | (ОПК-3) | способность и готовность использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских, научно-отраслевых работ, управления коллективом |
44.04.04 | (ПК-11) | способность и готовность организовывать научно-исследовательскую работу в образовательной организации |
44.04.04 | (ПК-12) | способность и готовность формулировать научно-исследовательские |
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!