Раздел 1. Духовно-нравственные основы профессиональной — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Раздел 1. Духовно-нравственные основы профессиональной

2017-09-26 604
Раздел 1. Духовно-нравственные основы профессиональной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Даминдарова Ф. В.

Д1б Этика государственной и муниципальной службы: учеб. пособие / Ф. В. Даминдарова – Уфа: БАГСУ, 2016. – 126 с.

 

 

Настоящее учебное пособие раскрывает сущность и особенности этики профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего в соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых актов. В книге рассмотрены духовно-нравственные основы профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, нравственные принципы, проанализированы этические проблемы конфликта интересов, организационные и правовые основы профилактики коррупции на государственной муниципальной службе. Освещаются современные требования к служебному поведению государственного и муниципального служащего.

Учебное пособие предназначено для государственных и муниципальных служащих, студентов, преподавателей вузов и всех, кто интересуется проблемами этики профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего.

УДК 174:351(075.8)

ББК 87.751я73

 

© Даминдарова Ф. В., 2016

Оглавление

 

 

Введение. 4

Раздел 1. Духовно-нравственные основы профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих. 6

1.1 Этика – учение о морали и нравственности. 6

1.2 Мораль, нравственность, духовность – государственная и муниципальная служба: диалектика взаимосвязи. 13

Раздел 2. Государственная и муниципальная служба как социально-нравственный институт. 30

2.1 Сущность и особенности этики профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего. 30

2.2 Этические проблемы государственной и муниципальной службы.. 56

3. Современные требования к служебному поведению государственного и муниципального служащего. 79

3.1 Этический кодекс как регулятор деловых отношений в системе государственной и муниципальной службы.. 79

3.2 Этические правила на государственной и муниципальной службе. 82

Заключение. 108

Приложение 1. 110

 


Введение

 

В последние годы органы государственной власти и местного самоуправления стали уделять внимание не только профессиональным качествам государственных и муниципальных служащих, но и соблюдению ими правил служебного поведения. Служение государству и обществу, честность, порядочность, ответственность, профессионализм, толерантность, вежливость, умение вести себя, правильно одеваться и общаться – все это становится главными критериями оценки деятельности государственного и муниципального аппаратов.

Отсутствие реальных механизмов предотвращения этических проблем в государственной и муниципальной службе показывает, что не везде сформировано правильное представление о том, что такое нравственность и профессиональная этика, каковы их функции в обществе, как использовать нравственные принципы в управленческой деятельности.

Все это обуславливает важность и необходимость данного учебного пособия, раскрывающего дальнейшее развитие гражданской и муниципальной службы, закрепление принципов гражданского служения государству и обществу, формирование нравственных основ служебного поведения государственных и муниципальных служащих, этических норм исполнения должностных обязанностей.

Целью изучения учебного пособия «Этика профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего» является исследование теоретических и исторических основ этики как науки о морали, формирование у студентов умений и навыков использования полученных знаний в управленческой деятельности.

Задачами учебного пособия являются:

- раскрытие теоретических основ этики как науки о морали;

- ознакомление с сущностью и особенностями этики профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего;

- выявление этических проблем государственной муниципальной службы;

- усвоение общих правил служебного поведения государственных и муниципальных служащих, являющихся актуальными в современных условиях.

После изучения учебного пособия «Этика профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего» студент должен знать:

- теоретические основы этики как науки о морали;

- современные этические концепции;

- сущность и особенности этики профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего;

- механизмы предотвращения этических проблем государственной и муниципальной службы;

- современные требования к служебному поведению государственного и муниципального служащего.

Уметь:

- анализировать нравственные проблемы в управленческой деятельности;

- диагностировать этические проблемы и применять основные модели принятия управленческих решений;

- использовать полученные знания в конкретных ситуациях, связанных с применением морального выбора в управленческой практике.

Владеть:

- нормативными правовыми документами, регулирующими профессиональную этику государственного и муниципального служащего;

- современными технологиями предупреждения этических проблем государственной и муниципальной службы;

- навыками анализа и эффективного применения передового и зарубежного опыта в сфере регулирования конфликта интересов;

- культурой поведения и делового этикета.


 

Литература

 

1. Аристотель. Никомахова этика: пер. Н. В. Брагинской. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1997. Кн. 2 – С.41.

2. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. – М: Республика, 1994. – С. 211.

3. Гражданская служба: нравственная основа, профессиональная этика. Учебное пособие / Под общ. ред. В. М. Соколова и А. И. Турчинова. – М.: Статут, 2006. – С. 16 – 18.

4. Ильин И. А. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993. – С. 31.

5. Каган М. С. О духовном, опыт категориального анализа.// Вопросы философии, 1985. № 9 – С. 93 – 95.

6. Кант И. Основоположения к метафизике нравов. пер. Л.П.Д. под ред. В.М. Хвостова. – М.: 1912. – С.55.

7. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; под редакцией А. П. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: РГ-Пресс, 2012. – 493 с.

8. Серов А. П. Ценностные ориентации человека как субъекта производственной деятельности. Автореферат диссертации канд. филос. наук. СПб, 1994. – С. 12.

9. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. – Л., 1968. – С. 19.

10. Философский словарь: – 7-е изд., перераб. и доп. / под редакцией И. Т. Фролова. – М.: Республика, 2001. – С.119.

11. Шелер М. Положение человека в космосе / Проблемы человека в западной философии: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1988. – С. 31-95

12. Шердаков В. Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности. / В. Н. Шердаков //Вопросы философии, 1996. № 2 – С. 27.

13. Шумихина Л. Н. Духовность как способ человеческого бытия // Л. Н. Шумихина– М.: Полигнозис., 1999. № 4.


 

Литература

1. Public Administration Reform: On Access to Information. Tacic. 2003. – P. 17-18.

2. Анатомия мудрости: 106 философов: жизнь, судьба, учение / под ред. П. С. Таранова. – Симферополь: Таврия, 1995. – С. 159.

3. Антикоррупционная политика: учеб. пособие/ под ред. Г. А. Сатарова. М.: РА СПАС, 2004. – С. 3.

4. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / серия философское наследие. – М.: Мысль, 1976 – 1983. т. 4. – С. 548.

5. Вебер М.Избранные произведения / под ред. Ю. Н. Давыдова. – М.: Прогресс 1990. – С. 690.

6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. в 4 т. СПб., 1882. – 2800 с.

7. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления: учеб. пособие./ А. И. Ионова. – М.: РАГС, 2003. – С. 66.

8. Кабашов С. Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления: профессиональная этика, кадровая политики, планирование карьеры и противодействие коррупции. Учебное пособие / С. Ю. Кабашов. Академия нар. хоз-ва при Правительстве РФ. – М.: Дело, 2009. – С 121.

9. Кант И.Критика практического разума //Соч. Т. 4. Ч. 1. – М., 1965. – С. 270.

10. Новиков А. А. Вера философская // Новая философская энциклопедия в 4-х т. – М., Мысль, 2010, т. 1. – С. 381.

11. Нравственные основы государственной службы России: учеб. пособие / под общ. ред. В. М. Соколова. – М.: РАГС, 2003. – 266 с.

12. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: указ Президента РФ от 12 авг. 2002 г. № 885. Последняя редакция от 16 июля 2009 г. № 814 // рос. газ. – 2009. – 17 июля; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 29. – Ст. 3658.

13. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79 – ФЗ. Последняя редакция от 28 дек. 2013 г. №396-ФЗ, // Рос. газ. – 2013. – 31 июля; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6961.

14. О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы: указ Президента РФ от 13 апр. 2010 г. № 460. Последняя редакция от 19 марта 2013 г. № 211 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. – № 12. – Ст. 1245.

15. О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 № 273 – ФЗ. Последняя редакция от 28 дек. 2013 г. № – 396 ФЗ, // рос. газ. – 2013. – 30 дек.; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. № – 52 (часть 1). – Ст. 6961.

16. Осипова И. Н. Этика и культура управления: учебное пособие. М.: Форум, 2011. – С.51.

17. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. – М.: Наука, 1993. – С. 339.

18. Платон. Собрание сочинений: в 3 т. (в 4 кн.). – М.: Мысль, 1968—1973. т. 3.ч. 2. – С 349.

19. Социологический энциклопедический словарь / Редактор Г.В. Осипов. – М.: НОРМА, 2000. – С. 162–163.

20. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. – С. 292.

21. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: ООО Буколика, 2008. – С. 378.

 


 

3. Современные требования к служебному поведению
государственного и муниципального служащего

Литература

1. Губин В. Д., Некрасова Е. Н. Основы этики: учебник / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. – 224 с.

2. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г., Апресян. – М.: Гардарики, 2008. – 480 с.

3. Даминдарова Ф. В., Исмагилова Г. Ш. Нравственная культура гражданского служащего: учеб.-метод. Пособие / Ф. В. Даминдарова, Г. Ш. Исмагилова. – Уфа: БАГСУ, 2008. – 71 с.

4. Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Дж. Ягер. М.: Джон Уайли энд Санз, 1994. – 285 с.

5. Зарайченко В. Е. Этикет государственного служащего: учеб.пособие. - 4-е изд., перер. и доп. ВУЗ / В. Е. Зарайченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 445 с.

6. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления: учеб. пособие / А. И. Ионова; под общ. ред. Г. В. Атаманчука; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 175 с.

7. Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений: Учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2008 – 368 с.

8. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. – М.: Проспект, 2011. – 9 с.

9. О государственном языке Российской Федерации: федер. закон от 04.06.2005 № 53 – ФЗ. Последняя редакция от 02 июля 2013 г. № – 185 ФЗ, // рос. газ. – 2013. – 10 июля; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. № – 27. – Ст. 3477.

10. Омельченко Н. А. Этика государственной и муниципальной службы / Н. А. Омельченко. – М: Юрайт, 2013. – 407 с.

11. Шувалова Н. Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы. уч.-практ. Пособие / Н. Н. Шувалова. – Ростов-на-Дону Феникс, 2006. – 380 с.

 


 

Заключение

 

Духовно-нравственные основы придают деятельности института государственной и муниципальной службы новое содержание. От того, кто находится на государственной и муниципальной службе, каковы нравственные ориентиры чиновников, их моральный облик, во многом зависит и состояние общества.

Не секрет, что именно нравственность государственных и муниципальных служащих во многом определяет авторитет и прочность государственной и муниципальной власти. Более того, чаще всего не внешний контроль, а внутренняя мотивация, совесть, высокий моральный облик государственного и муниципального служащего и общественное мнение оказывается лучшей гарантией против злоупотребления властью и иных служебно-этических нарушений. Именно они являются ведущим стимулом в моральном выборе служащего между личными интересами и интересами общества.

В данном учебном пособии нами были сформулированы нравственные требования, составляющие структуру административной морали государственных и муниципальных служащих. Наиболее важным из перечисленных духовно-нравственных качеств ответственных работников государственного аппарата, безусловно, является доброжелательность, чуткость и отзывчивость к людям.

Государственный и муниципальный служащий никогда не должен забывать, что его главная задача и предназначение – служить людям, заботиться об их благе. Со способностью быть внимательным к людям непосредственно, связана такая норма, как корректность в обращении, которая в свою очередь, является выражением таких важных личностных свойств, как самообладание, уравновешенность, выдержка. Как показывает многолетний опыт работы, в самых различных ситуациях корректность в обществе, вежливость и уважительное отношение к человеку не только помогает достижению лучшего взаимопонимания и лучшего контакта с людьми, но и сокращают отчуждение человека от власти, усиливают доверие людей к ней. Следует отметить и то, что люди выше всего ставят такие профессиональные качества государственных и муниципальных служащих, как четкость в работе, оперативность в принятии решений, строгость и простоту в общении. Точно так же значение таких качеств государственного и муниципального служащего, как честность и правдивость во взаимоотношениях с людьми, коллегами и подчиненными объясняется не только тем, что служащий должен проявить заботу о своей личной репутации. Государственный и муниципальный служащий должен помнить о том, что любое его неправдивое слово, невыполненное обещание, равно как и любая сделка с совестью наносит непоправимый ущерб авторитету государства и государственной власти в целом.

Отрадно отметить то, что начинают внедряться в практическую деятельность органов государственной власти и местного самоуправления нравственные принципы, выработанные на основе обобщения опыта отечественного и зарубежного институтов государственной и муниципальной службы. В частности, знание государственными и муниципальными служащими основных положений кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих в полной мере учитывается в ходе его аттестации, влияя на дальнейший карьерный рост.

В дальнейшем укрепление духовно-нравственных основ государственной и муниципальной службы особое значение должен иметь контроль гражданского общества над государственным аппаратом. Самым действенным инструментом формирования норм высокой морали в институтах власти является создание в обществе нетерпимой атмосферы к аморальным явлениям в органах государственной и муниципальной власти.

 

 


 

Приложение 1

Глоссарий

 

Авторитет (от лат. autoritas – власть, влияние) – отличительные особенности отдельного лица, группы или организации, благодаря которым они обладают доверием и в силу этого могут оказывать влияние и побуждать других к исполнению возложенных на них обязанностей. В более узком значении А. – одна из форм осуществления власти. А. является одним из факторов поддержания общественной дисциплины и преемственности в развитии общества прежде всего в силу ограниченности возможностей человека рационально оценивать многие явления и проблемы. В то же время отношение к А. может принимать крайние формы авторитаризма, основанного на провозглашении безусловной веры непогрешимость носителя А. и слепом повиновении ему, что порождает идеологию «вождизма» и «нигилизма» (как отрицания значения всякого, в том числе морального авторитета в жизни общества).

 

Административная этика – вид профессиональной этики (профессиональной морали), связанный с проблемами государственного и муниципального управления, спецификой бюрократических организаций. Как кодекс поведения государственных и муниципальных служащих и как наука о приложении моральных принципов к поведению и деятельности служащих и должностных лиц, А. э. предписывает определенный тип нравственных отношении которые представляются оптимальными с точки зрении отправления работниками государственного аппарата своей профессиональной службы.

 

Беспристрастность служащего – внутреннее свойство личности служащего, предполагающее справедливое, чуждое предвзятости исполнение должностных обязанностей, основанное на высоких морально-нравственных принципах и идеалах, является одним из важнейших условий надлежащего исполнения служебного долга.

 

Бюрократизм – проявление негативных качеств бюрократии (чиновничества) как особого статусного слоя в государстве. Это объективное состояние чиновника, обусловленное политическими, социальными, экономическими, организационно-служебными факторами, не зависящими от интересов, сознания людей. Бюрократические отношения являются формой проявления противоречий (конфликтов) между государством, обществом, гражданами. Поскольку чиновник объективно включен в систему государственно-властных отношений, то есть имеет непосредственное отношение к власти, то отмеченные противоречия (конфликты), он трактует с позиций интересов, ложно понятых и выраженных интересов одной стороной конфликта – государства. Обладая двойственной природой (представителя государства и гражданина) чиновник часто отождествляет личные интересы и интересы государства, стараясь извлечь из своего статусного положения личную выгоду. Таким образом, позитивное качество чиновника – профессиональное управление государственными делами неизбежно перерастает в качество негативное – удовлетворение личных потребностей, использование служебного места в собственных интересах в ущерб государственным.

 

Вежливость – моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой и привычным способом обращения к окружающим. В. – элементарное требование культуры поведения, включающее: внимательность; внешнее проявление доброжелательности ко всем; готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается; деликатность; такт. Противоположностью В. является грубость, высокомерие и пренебрежительное отношение к людям.

 

Взятка – получение должностным лицом лично или через посредника выгоды в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Выделяют 4 вида действия, которые могут быть совершены за взятку: а) действия в пределах непосредственной компетенции должностного лица; б) действия, связанные с использованием авторитета, влияния должностного лица; в) общее покровительство; г) попустительство.

 

Взяточничество – торговля должностным лицом своей должностью, с превращением им своего должностного положения в источник неосновательного обогащения.

 

Виды предпочтений служебного поведения: 1) стремление к творческой самореализации (получения удовлетворения от работы и профессионального роста); 2) служебный долг (профессиональная деятельность основывается на реализации общественных и служебных интересов); 3) прагматическая ориентация (стремление обеспечить индивидуальный материально-денежный достаток); 4) карьерный интерес (работа ради продвижения по службе).

 

Внеслужебная деятельность государственного и муниципального служащего – согласно Федеральному закону «Организации противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273 – ФЗ, разрешается только при условиях: 1) соблюдения установленных законом ограничений и запретов; 2) отсутствия конфликта интересов; 3) уведомления представителя нанимателя организации выполнении иной оплачиваемой работы. Государственный и муниципальный служащий способен заниматься внеслужебной деятельностью или иной оплачиваемой работой в часы, свободные от основной работы. Внеслужебная деятельность не должна требовать от служащего раскрытия либо не вынуждать его к раскрытию служебной информации, полученной им при выполнении служебных обязанностей.

 

Вред – нарушение имущественных интересов юридического лица или гражданина (имущественный ущерб), или принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона нематериальных благ (жизнь, здоровья, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушение личных неимущественных прав (право на пользование своим именем, право авторства и других неимущественных прав в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) (моральный вред), влекущее причинение ущерба.

 

Гарантия – средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работником прав в области социально-трудовых отношений.

 

Гедонизм (от греч. hedone – наслаждение) – широко применявшийся в истории этической мысли способ обо­снования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели – получению наслаждения и избежанию стра­даний. Эта цель рассматривается как основное движущее начало в человеке, заложенное в него природой и в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму.

 

Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ

 

Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – система мировоззрения и мировосприятия, в основе которой лежит признание ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Г. считает благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, человечности, справедливости – желаемой нормой отношений между людьми.

 

Гуманистическая этика – направление в западной философии морали, получившее распространение в США начиная с 1920-х гг. его главные представители – У. Файт, И. Бэбит, К. Гарнет и И. Левин. Большой вклад в развитие идей Г. Э. внесли представители экзистенциализма и неофрейдизма, в том числе Э. Фромм, обосновывающий идею определяющей роли человеческой личности в вопросах морали. Только человек – «мера всех вещей» и только он может переделить критерий добродетели и греха, а не внешний по отношению к нему авторитет.

 

Двойственность статуса чиновника – как личности и как представителя государства или муниципального образования ведет и к разделению интересов, поскольку чиновник обязан действовать, руководствуясь исключительно интересами представляемого (государства). При этом у служащего, безусловно, сохраняются свои собственные интересы, поэтому потенциальный конфликт между собственными интересами гражданского и муниципального служащего и интересами государства всегда возможен.

 

Деловой этикет – нормы поведения человека, используемые заранее в конкретных, оговоренных ситуациях. Д.Э. оформляет внешнюю сторону деловых отношений и поведения.

 

Деонтология (от греч. deon – должное и logos учет к наука о должном) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний).

 

Дипломатический протокол – совокупность правил традиций и условностей, соблюдаемых правительствами ведомствами иностранных дел, другими государственными учреждениями и дипломатическими представительствами, а также официальными и частными лицами в международном общении.

 

Добродетель – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устой­чивых моральных качеств личности и указывающее на их моральную ценность. Понятие Д. подчеркивает, во-первых деятельную форму усвоения добра (добродеять – делать добро) в противоположность простому знанию моральных принципов, которое не делает человека добродетельным, во-вторых, роль отдельного человека как активного носи­теля той или иной нравственности.

 

Долг – одна из основных категорий этики; общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме; в какой они выступают перед определенной личностью. Истолкование природы и происхождения Д. составляет одну из самых трудных проблем в истории этики. Категория Д. тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

 

Долг гражданский – это выполнение конституционных обязанностей гражданина.

 

Долг моральный – внутренне приемлемое личностью (добровольно) моральное обязательство.

 

Долг профессиональный (служебный) – моральный ориентир, составляющий стержень личности служащего. Долг служащего состоит в безусловном выполнении закрепленных законами и профессионально-этическими нормами службы обязанностей по обеспечению охраны и защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Профессиональный долг предписывает государственному и муниципальному служащему безотлагательно докладывать непосредственному руководителю организации всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

 

Должностная структура – модель формально установленных отношений между предписанными социальными ролями (должностями), задачами и функциями персонала для организации согласованных действий.

 

Должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

 

Единство слова и дела – общественный и моральный принцип, выражающийся в требовании честности, порядочности, стойкости в исполнении долга. Е. с. и д. особенно важно для служащих государственного аппарата, чья деятельность непосредственно связана с осуществлением государственной власти. Разрыв С. и д. выражается в нере­шительности или умышленном отказе правдиво освещать развивающиеся в обществе процессы, в неспособности реализовать в политике публично заявленные цели и программы. Утверждение принципа Е. с. и д. в общественных и политических нравах предполагает демократический характер политической, экономической и культурной жизни общества, подотчетность власти на всех ее уровнях, открытость и прозрачность деятельности всех институтов и органов государства.

 

Злоупотребление полномочиями – использование лицом, выполняющим управленческие функции, своих полномочий в целях извлечения выгод и преимущества для себя или других лиц (конфликт интересов) либо нанесение вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

 

Идентичность – психологическое представление человека организации своего Я, характеризующееся субъективным чувством индивидуальной самотождественности и целостности.

 

Имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-то лица явления, предмета), выделяющий определенные целостные характеристики, призванные оказать эмоционально-психологическое воздействие.

Категории этики – основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки.

 

Карьеризм (от фр. carriere – бег) – отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и лич­ность человека, который подчиняет свою общественную деятельность цели продвижения по службе, готов выпол­нять предъявляемые к нему требования лишь постольку, поскольку это способствует улучшению его официального положения.

 

Категории этики – основные понятия этики, отража­ющие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки.

 

Кодекс этический (от лат. codex – книга) – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В совре­менных условиях основные принципы и правила делового поведения формулируются в Этических кодексах. Выде­ляют корпоративные, профессиональные, национальные и всемирные К. э. Государственная и муниципальная служба в большинстве стран также имеет свой этический (мораль­ный) кодекс поведения государственных и муниципальных служащих. По мнению специалистов, значение этического кодекса государственной и муниципальной службы определяется тем, что он, во-первых, заключает в себе в систематизированном виде основные нравственные требования к государственным и муниципальным служащим и тем самым служит важным критерием для определения поведения работника государственного и муниципального учреждения в сложных нравственных ситуациях; во-вторых, является важнейшим механизмом, способствующим повышению этического уровня государственного аппарата и его работников.

 

Компетентность – продемонстрированная служащим способность использовать знания и навыки для надлежащего выполнения должностных обязанностей.

 

Конфликт (моральный) – специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует противоречие в своем сознании: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную нравственную ценность.

 

Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей.

 

Коррупционный ресурс должностного лица – возможности чиновника оказывать определенные услуги либо обеспечивать получение таких услуг для неосновательного обогащения других лиц.

 

Коррупция – а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу третьими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.

 

Корысть – выгода, материальная польза, а также страсть к приобретению, к наживе, жадность к деньгам, к богатству.

 

Культура – (от лат. cultura –возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей. В их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

 

Культура поведения – поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная культура поведения есть органичное единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения, даже в нестандартной ситуации.

 

Культура речи – это владение языковыми нормами в области произношения, словоупотребления, грамматики, а также умение пользоваться выразительными средствами языка с учетом этики общения и в соответствии с целями высказывания.

 

Личная заинтересованность – возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения).

 

Лоббизм – (от англ. lobby – кулуары) – институт поли­тической системы, представляющий собой процесс по про­движению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббист­ских фирм и общественных организаций) в органах госу­дарственной власти с целью добиться принятия выгодного для них политического решения. В более широком пони­мании лоббизм – деятельность заинтересованных лиц, способствующая принятию органами власти тех или иных решений с использованием неформальных коммуникаций в органах власти.

 

 

Международный этикет – совокупность общепринятых правил и норм поведения как в официальной, так и в неофи­циальной обстановке.

 

Ментальность, менталитет – (от франц. mentalite – мироощущение, мировосприятие) – глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями. Определяя тем самым целостный образ жизни человека или социальной группы.

 

Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций

 

Мораль – это нормы и правила, которые предъявляются человеку, и осуществление которых носит добровольный характер.

 

Моральная ответственность – проявляется как обратная сторона свободно принятого решения, как естественное следствие свободы выбора. Быть свободным, самостоятельным – значит быть ответственным.

 

Моральное сознание – это субъективный способ бытия нравственности, ее отражение, осмысление, которое является обоснованием моральных отношений и поведения.

 

Муниципальная служба – профессиональная деятельность работников управления на постоянной основе в органах местного самоуправления, исполняемая в рамках их полномочий, не являющаяся выборной. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, считаются муниципальными служащими, замещающими определенную муниципальную должность.

 

Нравственная культура – это не просто сумма этических знаний и не только совокупность моральных ценностей и принципов, это и уровень нравственного развития человека и общества.

 

Нравственная свобода – проявляется


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.