По специальности: «Сестринское дело» (0406) — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

По специальности: «Сестринское дело» (0406)

2017-09-28 445
По специальности: «Сестринское дело» (0406) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Краткие конспекты лекций

Учебная дисциплина: «Основы сестринского дела»

По специальности: «Сестринское дело» (0406)

 

Санкт – Петербург

 

Содержание.

 

  1. Понятие о системе здравоохранения в России. Руководство и

управление сестринским делом в РФ. Стр. 1-6

  1. История сестринского дела. Перспективы развития

сестринского дела. Стр. 7-13

3. Философия сестринского дела. Стр. 14-16

4. Сестринская этика и деонтология. Правовая и юридическая база

сестринского дела. Стр. 17-22

  1. Сестринский процесс. Иерархия потребностей по А. Маслоу.

Модели сестринского дела. Стр. 23-28

  1. Этапы сестринского процесса. Понятие о стандартах

сестринской деятельности. Стр. 29-33

7. Инфекционная безопасность. Инфекционная контроль. Стр. 34-37

8. Дезинфекция. Предстерилизационная очистка.

Стерилизация. Стр. 38-44

9. Использованная литература. Стр. 45

 

 

Лекция № 1

Понятие о системе здравоохранения в Росси.

Основные типы ЛПУ.

Дополнительным источником финансирования здравоохранения является обязательное и добровольное медицинское страхование, введённое в действие законом РФ «О медицинском страховании граждан в РСФСР» (1991г.)

Для оказания медицинской помощи населению в нашей стране создана сеть различных ЛПУ. По своим задачам они делятся на:

  1. больничные учреждения
  2. диспансеры
  3. амбулаторно – поликлинические учреждения
  4. учреждения охраны материнства и детства
  5. учреждения санаторного типа

 

Основные принципы и содержание работы медицинских сестёр в каждом из этих лечебно- профилактических учреждений существенно отличаются. Различным является, и объём ухода за пациентами.

 

Больничные учреждения (больницы городские, скорой медицинской помощи, госпитали для ветеранов и др.) предназначены для лечения в условиях стационара (stationeries – неподвижный). В больничные учреждения госпитализируют пациентов, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, когда необходимо постоянное наблюдение или применение таких методов лечения, которые затруднительны в амбулаторных условиях – на дому и в поликлинике (операции, частые инъекции и др.).

 

В настоящее время создаются особые стационарные лечебные учреждения – дома сестринского ухода (хосписы) для пациентов, страдающих неизлечимыми заболеваниями – обречёнными.

Больничные учреждения

       
   


 

Монопрофильные (+вс) многопрофильные

 

В структуру больницы обычно входят:

  • приёмное отделение
  • лечебно – диагностическое
  • лечебное отделение
  • аптека
  • пищеблок и др.

 

Функциональные обязанности сестринского персонала в стационаре зависит от профиля отделения и специфики работы в нём (сестра приёмного отделения, палатная, процедурного кабинета, хирургического отделения и т.д.).

 

Диспансеры – это специализированные лечебно – профилактические учреждения, предназначенные для оказания лечебно – профилактической помощи определённым группам пациентов (противотуберкулёзный, онкологический, кардиологический, кожновенерический и т.д.).

 

Персонал диспансера осуществляет активное выявление среди населения больных, обеспечивает регистрацию и учёт их, проводя систематическое активное наблюдение за выявленными больными + патронаж, оказывает им специализированную лечебную помощь, изучает заб-ть, причины и условия её возникновения, а также осуществляет необходимые мероприятия по предупреждению (профилактике) заболеваний и ведёт санитарно – просветительскую работу среди населения и пациентов.

 

Сестринский персонал участвует во всех видах его деятельности:

  • в ведении документации и патронаже на дому некоторых групп пациентов,
  • в диагностических исследования,
  • выполнением врачебных назначений,
  • осуществлении просветительной деятельности и т.д.

 

Городская поликлиника (от греческого: polis – город, klinike – искусство врачевания) – многопрофильное ЛПУ, предназначенное для оказания медицинской помощи, в том числе специализированной, а при необходимости для обследования и лечения их в амбулаторно – поликлинических условиях на дому.

В поликлинике ведут приём врачи разного профиля, а также функционируют диагностические кабинеты (R- логия, функциональной диагностики, эндоскопы, лаборатория, ФТО, процедурный кабинет).

Основной принцип работы поликлиники территориально-участковый, когда за участковым врачом – терапевтом и медсестрой закреплён участок с определённым количеством населения. Они несут ответственность за проведение всех лечебных и профилактических мероприятий на территории данного участка.

 

Участковая сестра помогает врачу во время приёма пациентов:

  • подготавливает различную документацию,
  • объясняет пациентам, как собрать тот или иной материал для лабораторного исследования,
  • как подготовиться к инструментальным и R-логическим обследованиям,
  • заполняет бланки – направления на исследования, статистические талоны,
  • объясняет, как принимать назначенные врачом лекарственные средства.
  • Выполняя назначение врача на дому у пациента (инъекции, банки, пиявки, клизмы и т.д.) участковая медсестра обучает родственников необходимым правилам ухода за больными, решает проблемы, находящиеся в рамках её компетенции.

 

Помимо участковых медсестёр, в поликлинике есть: процедурные медсёстры; сёстры, работающие с врачами узких специальностей, в перевязочных и других кабинетах.

 

В соответствии с осуществляемой в настоящее время реформой здравоохранения на территориальном уровне, начата реализация принципа работы врача общей практики (семейная медицина). Семейный врач работает совместно с сестрой общей практики.

 

Амбулатория (ambulatories – подвижный) – это лечебно – профилактическое учреждение, который также как поликлиника, призвано осуществлять медицинскую помощь приходящим в амбулаторию пациентам, а также на дому. Принцип работы и объём работы медсестры тот же, что в поликлинике. Располагается амбулатория в сельской местности (врачей специалистов не более 5). Работа сестринского персонала требует от неё ещё больше самостоятельности и ответственности.

 

Медико- санитарная часть – это комплекс лечебно – профилактических учреждений, предназначенных для медицинского обслуживания рабочих и служащих промышленных предприятий, строительных, транспортных и некоторых других организаций. Вся деятельность их строится по принципу цеховых участков и максимального приближения медицинской помощи к месту работы. Структура МСЧ – ей бывает различной. В их состав могут входить:

  • Поликлиника или амбулатория
  • Здравпункт
  • Стационар
  • Санаторий – профилакторий
  • И др. лечебно – профилактические учреждения

 

Функции МСЧ разнообразны. Помимо оказания амбулаторной помощи работникам данного предприятия и лечения в условиях стационара, сотрудники МЧС осуществляют большую работу по диспансерному наблюдению за состоянием здоровья рабочих и служащих. Они систематически проводят профилактические осмотры, привлекая квалифицированных специалистов; выявляют лиц, страдающих теми или иными хроническими заболеваниями, разрабатывают и осуществляют лечение всех заболевших.

Кроме того, участковые (цеховые) врачи, медсёстры и фельдшера МСЧ – ей изучают конкретные условия труда рабочих и служащих непосредственно на рабочих местах, выявляют профессиональные «вредности» и принимают участие в разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда и быта работников предприятия.

В зависимости от места работы медсестры МСЧ, её обязанности напоминают обязанности медсестры поликлиники, амбулатории, стационара, диспансера и т.д.

 

Здравпункт обычно входит в состав поликлиники или МСЧ предприятия и не является самостоятельным ЛПУ. Они организуются непосредственно в крупных цехах, вблизи от рабочего или строительного участка.

 

Медицинский персонал здравпункта (врач, фельдшер, медсестра):

  • Оказывает доврачебную и первую врачебную помощь при травмах, отравлениях, внезапных заболеваниях;
  • Проводят необходимые процедуры, назначенные врачом поликлиники или МСЧ (инъекции, перевязки);
  • Измеряет температуру тела и АД;
  • Обеспечивает явку рабочих и служащих предприятия на диспансерный осмотр;
  • Делает прививки;
  • Проводит санитарно – просветительскую работу.

 

Станция скорой медицинской помощи – это ЛПУ, предназначенные для круглосуточного оказания экстренной помощи больным на догоспитальном этапе при всех угрожающих жизни состояниях (травмы, ранения, отравления, кровотечения, инфаркт миокарда, инсульт и др.), а также при родах.

Кроме того, персонал станции осуществляет транспортировку рожениц, лиц, нуждающихся в перевозке в медицинские учреждения с использованием санитарного транспорта.

На станциях скорой медицинской помощи выездной персонал работает бригадами, состоящими из 2-3 человек (врач и 1-2 фельдшера).

Сестринский персонал может работать только в качестве диспетчеров, принимающих вызовы от населения и передающие их выездным (линейным бригадам).

 

К учреждениям охраны материнства и детст ва относятся центры планирования семьи репродукции, родильные дома и дома ребёнка.

 

Для улучшения качества родовспоможения родильные дома часто объединяют с женскими консультациями и работают по участково – территориальному принципу. Женские консультации могут входить в состав поликлиники.

В женских консультациях осуществляется диспансеризация, панне выявление и лечение пациентов с гинекологическими заболеваниями, диспансерное наблюдение за беременными, при необходимости их лечение.

Персонал женских консультаций проводят санитарно – просветительскую работу с беременными и роженицами, обучая их личной гигиене и уходу за новорождёнными.

Сестринский персонал работает в процедурных кабинетах женских консультаций и родильных домов в качестве палатных сестёр. Их обязанности сходны с обязанностями медсестёр поликлиник и стационаров.

 

К санаторно – курортным учреждениям относятся:

  • Санатории
  • Санатории – профилактории
  • Санатории для детей с родителями
  • Детские санатории
  • Курортные поликлиники и др.

 

Деятельность этих ЛПУ основана на использовании для лечения пациентов преимущественно природных лечебных факторов (климатотерапия, минеральные воды, грязелечения, а также диетотерапии, физиотерапии и лечебной физкультуры).

В санатории пациенты проходят курс амбулаторного лечения.

Профилактории (на крупных предприятиях) используются для лечения и профилактических мероприятий, как правило, в свободное от работы время.

Работа сестринского персонала в ЛПУ санаторного типа напоминает работу сестёр в поликлиниках, стационаров, диспансеров, включая ведение медицинской документации, обследование пациентов (определяет массы тела, измерение температуры тела и АД), помощь врачу во время приёма, выполнение всех врачебных назначений, при необходимости оказание доврачебной помощи, работу в процедурном кабинете, ФТО и др. просветительскую деятельность.

 

Медицинская документация.

В обязанности медсестёр, работающих в любом подразделении ЛПУ, входит чёткое, грамотное заполнение и ведение документации этого подразделения.

 

Цель документации:

1) Ведение статистического учёта, на основе которого осуществляется планирование, прогнозирование и обеспечения здравоохранения.

2) Отображение лечебно – диагностического процесса, который проходит пациент, чтобы иметь возможность наблюдать динамику процесса, провести его анализ, внести коррективы.

3) Контроль за содержанием и использованием материально – технических средств, которые применяются в работе ЛПУ.

4) Учё1та выполняемой работы и рабочего времени медицинского персонала.

 

Из всего многообразия документов можно выделить 3 основные группы, на которые необходимо обратить пристальное внимание:

1) Медицинская документация амбулаторно – поликлинических отделений

2) Медицинская документация приёмного отделения стационара

3) Медицинская документация лечебного отделения стационара

 

Пути госпитализации больных.

1. Машиной скорой медицинской помощи в случае острого или обострения хронического заболевания, несчастного случая или травмы.

2. По направлению врача амбулаторно – поликлинического учреждения (плановая госпитализация)

3. переводом из других лечебно – профилактических учреждений по договорённости с администрации больницы.

4. Без какого-либо направления из других ЛПУ, в том случае, если пациенту стало плохо на улице недалеко от стационара и он самостоятельно обратился в приёмное отделение, это так называемая госпитализация «самотёком».

 

Лекция № 2

История сестринского дела.

Лекция №3

Лекция №4

Лекция №5

Сестринский процесс.

Модели сестринского дела.

Цель: показать студентам подходы к классификации потребностей человека

Студенты должны знать:

  • определение потребностей человека
  • иерархию потребностей человека по А.Маслоу
  • характеристики пяти ступеней пирамиды Маслоу
  • концептуальные модели сестринского дела

 

Каждый человек является целостным и неповторимым и обладает творческим потенциалом для самореализации на протяжении всей своей жизни.

В процессе роста и развития человек реализует свой потенциал путём удовлетворения своих потребностей.

Потребность – это физиологический или психологический дефицит, который человек испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его восполнять для достижения здоровья и благополучия.

У каждого человека есть основные жизненно важные потребности, которые он должен удовлетворять для нормального роста и развития. Причём очень важно, что делать это он должен самостоятельно. Только тогда человек будет испытывать состояние полного комфорта. При нарушении удовлетворения хотя бы одной из потребности у человека развивается состояние дискомфорта.

Удовлетворение любой потребности в организме человека обеспечивается функцией определённых органов и систем организма.

Например: удовлетворение потребности в организме человека обеспечивается функцией дыхательной системой и сердечно – сосудистой системы. Любое заболевание нарушает функции органов и систем и внешне проявляется нарушением в удовлетворении потребностей.

Медсестра в силу своих знаний и умений способна определить не саму болезнь, а реакцию пациента на болезнь в виде нарушений в удовлетворении той или иной потребности.

Основные цели медсестры:

  1. создать пациенту максимально возможный комфорт
  2. помочь пациенту адаптироваться к новым условиям жизни в болезни, т.е. создать пациенту условия для удовлетворения основных, жизненно – важных потребностей.

Отсюда становится понятно необходимость знания человеческих потребностей и умение выявить нарушенные потребности пациента.

В принятой нами модели сестринского процесса выявление нарушенных потребностей основывается на иерархии потребностей Маслоу.

 

Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые, и они организованы в иерархическую систему в следующем порядке (5 ступеней):

  1. физиологические потребности
  2. потребности безопасности и защиты
  3. потребности принадлежности и любви
  4. потребности уважения и самоуважения
  5. потребности самореализации (самоактуализации)

 

Из всех потребностей Маслоу выделил 14 основных жизненно – важных потребностей:

  1. дышать
  2. есть
  3. пить
  4. выделять
  5. спать, отдыхать
  6. быть чистым
  7. одеваться, раздеваться
  8. поддерживать температуру
  9. быть здоровым
  10. избегать опасности
  11. двигаться
  12. общаться
  13. иметь жизненные ценности
  14. играть, учиться, работать

 

Маслоу расположил эти 14 потребностей человека в порядке первоочерёдности их удовлетворения от низших физиологических врождённых до высших психосоциальных приобретённых в процессе роста и развития в виде пирамиды.

Пирамида выбрана не случайно, т.к. это здание с очень большим и прочным фундаментом. Маслоу расположил в основании пирамиды низшие физиологические потребности, т.к. они являются основой, фундаментом жизни человека.

 

Первую ступень пирамиды А.маслоу представляют низшие физиологические потребности, без которых невозможна жизнь в биологическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрёт как любое живое существо на земле.,то потребности в выживании. К ним относятся потребности:

  1. дышать
  2. есть
  3. пить
  4. выделять

Вторая ступень – человек на протяжении всей своей жизни растёт, развивается, постоянно контактирует с окружающей средой. В связи с этим у него возникают такие жизненно – важные потребности, удовлетворять которые ему необходимо для гармоничного роста и развития в этой среде. Это потребности, обеспечивающие человеку собственную безопасность! Защита от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач, стрессов.

Это потребности:

  1. спать, отдыхать
  2. быть чистым
  3. одеваться, раздеваться
  4. поддерживать температуру
  5. быть здоровым
  6. избегать опасности
  7. двигаться

Обе эти ступени составляют фундамент (основами, опору) пирамиды Маслоу.

К третьей ступени пирамиды Маслоу относятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать к обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Ему необходимо иметь информацию об окружающей его среде. Этого он достигает, удовлетворяя свою потребность:

  1. общаться

 

(4 ступень) Жизнь в обществе привела к возникновению потребностей в достижении успеха: в работе, жизни, семье, стремлении к гармонии, красоте, порядку. Эти потребности составляют 4 ступень пирамиды Маслоу и представлены потребностью:

13. иметь жизненные ценности

И, наконец, вершину пирамиды, пятую ступень, составляют потребности в служении, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребность:

14. учиться, работать и играть

 

Посмотрим на пирамиду Маслоу в целом, и мы увидим, что пока человек не удовлетворяет потребности, составляющие нижние её ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психосоциальные потребности. Все эти потребности необходимо удовлетворять человеку постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия.

Если проанализировать жизнь каждого из нас, то мы увидим, что несмотря на то, что потребности у каждого человека и у всей людей одинаковы, но способ их удовлетворения у всех разный.

Способ удовлетворения потребностей называется образом жизни. Образ жизни зависит от:

  1. возраста человека
  2. социокультурного окружения человека
  3. экологии
  4. знаний, умений, желания и сил человека

 

Здоровый образ жизни – это эталон, придерживаясь которого человек достигает гармонии с окружающей средой.

В окружающей среде есть много факторов, отрицательно влияющих на его образ жизни.

Это факторы риска, их 2 группы:

  1. генетические: пол, возраст, наследственность
  2. выборочные факторы, они могут быть, а могут отсутствовать в жизни человека. К ним относятся:
    • избыточный вес
    • нерациональное питание
    • вредные привычки
    • стресс
    • экология
    • гиподинамия

 

Факторы риска могут привести к нарушению удовлетворения потребностей человека. Пример: гиподинамия:

Город – транспорт – зарядка, велосипед, лыжи.

Если невозможно удалить фактор риска, необходимо приспособиться, адаптироваться к жизни в окружающей среде с факторами риска.

 

Способность к адаптации будет выше, если человек будет:

  • знать о факторах риска, их влиянии на здоровье
  • иметь желание и волю к адаптации

 

Это как раз 4-ый пункт, от чего зависит образ жизни человека: от знаний, умений, желания и сил человека.


 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ С/Д

 

 

Модель пациент Повседн. деятельность Источник Проблем пациента Направление Сестр. Вмеш. Цель ухода Способы Сестр. Вмеш. оценка Роль м/с
ВИРДЖИ-НИИ ХЕНДЕР-СОН (1966г.) Пациент имеет фундаментальные человеческие способности одинаковые для всех людей: есть, пить, дышать, выделять, секс, быть чистым, спать, раздеваться, одеваться, избегать опасности, двигаться, отдыхать, играть, работать, поддерживать темпе6ратуру тела. Посредством которой осуществляются фундаментальные человеческие потребности Проблема, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, если человек в силу различных обстоятельств не в состоянии осуществлять уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.   ХЕНДЕРСОН Не рекомендует использование СП, она признаёт сотрудничество с пациентом по обучению его самоуходу. Сестра должна стать на место пациента Цели только долгосрочные в восстановлении независимости пациента Сестринские вмешательства зависимые (назначения врача) и взаимозависимые (родственники) Только после удовлетворения 14 фундаментальных потребностей Двоякая: - самостоя-тельный специалист - помощник врача

модель пациент Повседнев. Деятельн. Источник Проьлем пациента Направление Сестринского Вмешат. Цель ухода Способы Сестринс. Вмеш. оценка Роль М/С
РОУПЕР (1976г.) ЛОГАН, ТАЙЭРНИ Достижения в области физиологии, психологии, С/Д. 16 фундаментальных потребностей, причём одни необходимы для поддержания жизни, а другие влияют на её качество: в дальнейшем их стало 12   5 факторов, которые могут вызвать потребность в сестринском уходе: - инвалидность - болезнь - травма - инфекция - окруж. среда Сотрудничество, установление настоящих и потенциальных проблем Планирование ухода начинается с первичной оценки состояния пациента После постановки целей м/с выбирает средства Непрерывное проведение оценки удовлетворения потребностей Роль м/с - независимая - зависимая - взаимозави-симая
РОЙ (1976г.) Пациент имеет набор систем, влияющих на поведение. У каждого человека есть уровень адаптации, в пределах которого все раздражители встречают более благоприятную реакцию, чем за пределами его. Раздражители: -очаговые (окр. Ср.) - ситуационные (м/с) - остаточные (опыт) При нарушении адаптации: - физиологич. Система - я – концепция - роль – функция (изменение роли в жизни) - взаимозависи-мость (баланс во взаимоотношениях) Установление эффективных способов адаптации при нарушении поведения Сотрудничество с пациентом   Целей, позволяющих адаптироваться к изменению окруж. Среды (долгосрочная) Изменения раздражителей или изменение уровня адаптации На положительные сдвиги в способе адаптации Способствовать адаптации в периоды здоровья и болезни посредством воздействия на раздражители

 

 


модель пациент Повседн. Деятельн. Источник Проблем пациента Направл. Сестринск. Вмешат. Цель ухода Способы Сестр. Вмеш. оценка Роль М/С
ДЖОН-СОН Пациент – это индивид, который стремится посредством стереотипов поведения добиться гармонии внутри себя. Поведение человека определяется предрасположением к определённому типу поведения: создаваемому окр. Ср. или опытом Болезнь – это изменение образа жизни Сестринский уход должен быть направлен на восстановление равновесия Восстановле-ние равновесия 1-контроль или огран. Поведения 2-защита от стрессов 3-подавление отр. Реакций 4-стимулирование к изменению поведения Оценка в пределах изменения поведения Роль м/с независимая по восстановлению поведению пациента во время психического и физического кризисов.
Д. ОРЭМ (1971г.) Холистический подход Если нарушен баланс между потребностями и возможностями Единая функциональная система, имеющая мотивацию к самоуходу, имеет 8 уникальных потребностей. Факторы, влияющие на эти потребности – возраст, пол, состоянии ездоровья. Направлено на выявленный дефицит самоухода и его причины Сотрудни-чество: определение возможно-стей в самоуходе 6 способов: - делать что-то За пациента - руководить пациентом - оказывать физич. И психич. Поддержку: - создавать среду для обеспечения самоухода - обучать Это оценка пациента и его родствен-ников по перспек-тивам самоухода Дополняющая к возможностям пациента

Лекция №6

Обследование.

Субъективное объективное

Основной метод – опрос, который Состоит из основного метода и

проводится по схеме вспомогательного

1. Инспекция или осмотр

  1. Выясняются основные жалобы 2. пальпация
  2. Выясняется история заболевания 3. Аускультация
    • Детализация жалоб 4. Перкуссия
    • Опрос по системе, на которую

указана жалоба

· Опрос по остальной системе

· Динамика заболевания

  1. История жизни.

· Условия, в которых рос и развивался

· Бытовые условия раньше и сейчас

· Профессиональные вредности

· Здоровье членов семьи

· Наследственные заболевания

· Состояние аллергической статности

· Наличие вредных привычек

 

II. Этап – постановка сестринских проблем.

 

Сестринский диагноз – симптоматичный или синдромный диагноз, ориентированный на удовлетворение жизненноважных физиологических и психологических потребностей пациента.

В центре любой сестринской проблемы всегда лежит нарушение удовлетворения какой – либо потребности.

Каждый диагноз медсестра должна по возможности увязать с конкретным пациентом. Сестринский диагноз поэтому обычно состоит из 2-х частей.

Например: «Тревога, Связанная с социальной изоляцией пациента»

______ ______________________________________

1 2

 

Цель: сформулировать сестринские проблемы

 

Основные действия:

  1. Интерпретация данных:
  • Оценка значимости данных
  • Формирование групп данных
  1. Формулирование сестринского диагноза
  2. Выбор приоритетных проблем

Медсестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и своё состояние. Эта реакция может быть: (приложение №2)

  1. физиологическая
  2. психологическая и духовная
  3. социальная

           
   
 
 
настоящие
 
потенциальные

 

 


(те проблемы, возникновение которых

Может быть предотвращено при условии

Организации качественного ухода)

 

           
   
проблемы
     
 

 

 


симптомы
синдромы

 

 

Приоритеты – это первоочередные проблемы пациента, то что наиболее тяготит в настоящий момент, является для него главным сейчас, самым мучительным. Приоритетами могут быть как настоящие (одышка, головная боль, отёки и т.д.), так и потенциальные (риск суицидальной попытки, риск развития лёгочного кровотечения и т.д.) проблемы пациента.

 

III. Этап – планирование.

 

Во время планирования отдельно для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода.

Постановка целей необходима по двум причинам:

  1. они дают направление для индивидуального сестринского вмешательства
  2. используются для определения степени эффективности вмешательства

 

Требования к постановке целей:

    1. Цели должны быть реальными, достижимыми.
    2. необходимо установить конкретно сроки достижения каждой цели.

По срокам цели делят на:

· краткосрочные (меньше одной недели)

· долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки).

    1. Цели должны находится в пределах сестринской компетентности
    2. Цель должна формулироваться в пределах сестринской компетентности

 

 

 
 

 


После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом – письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей и ухода. План должен быть конкретным.

При составлении плана медсестра может руководствоваться соответствующим стандартом сестринского вмешательства.

Стандарт – перечень мероприятий, обеспечивающих качественный уход за пациентом по данной сестринской проблеме.

Медсестра имеет право исключить любой пункт стандарта из своего плана ухода, либо наоборот – дополнить план действия, не предусмотренными стандартом, но она должна уметь обосновать точку зрения по каждому пункту.

 

IV. Этап – реализация плана ухода.

 

Цель: сделать всё необходимое для выполнения плана.

Основные действия: выполнение постоянных задач.

Всё что медсестра наметила на бумаге, теперь она должна претворить в жизнь – самостоятельно или с помощью технической медсестры.

Сестринские действия подразумевают сестринских вмешательств:

  1. зависимое
  2. независимое
  3. взаимозависимое

 

Зависимое вмешательство – это такие м/с, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача. К примеру: инъекции антибиотиков каждые 4 часа, смена повязок, промывание желудка.

 

Однако м/с обязана определить правильно ли определена доза, учтены ли противопоказания к назначению препарата, совместимо ли это лекарственное средство с другими, оптимален ли путь введения и т.д.

Прояснения указаний входит в компетенцию м/с. Сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профессионально не компетентна и в той же степени ответственна за последствия ошибки.

 

Независимое вмешательство – это действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе и руководствуясь собственными соображениями, автономно, без прямого требования со стороны врача.

Примеры:

  1. оказание помощи в самообслуживании,
  2. наблюдение за реакцией пациента на болезнь и за его адаптацией к болезни,
  3. наблюдение за реакцией лечения и за адаптацией к лечению,
  4. обучение пациента приёмам лечения и ухода за собой, например: самомассажу, гигиене,
  5. советы пациенту относительно его здоровья,
  6. рекомендации пациенту относительно восстановительной активности и отдыха в течение дня,
  7. планирование мероприятий ухода вместе с пациентом для развития у пациента чувства уверенности в своих силах и возможностях,
  8. организация досуга пациента

 

Взаимозависимое вмешательство – это сотрудничество с врачом или другим специалистом в области здравоохранения, например: с физиотерапевтом, диетологом или инструктором ЛФК, когда сила 2-х сторон одинаково ценится обеими сторонами.

Например: реанимационные мероприятия – один осуществляет искусственную вентиляцию лёгких, другой – непрямой массаж сердца.

 

Основные аспекты.

a) Оценка успехов в деле достижения целей, что позволяет измерить качество ухода

b) Обследование ответной реакции пациента на факт пребывания в стационаре. Всем ли доволен пациент? Что хотелось бы изменить? Как переносит процедуры? Считает ли, что к нему достаточно внимательны?

c) Активный поиск и оценка новых проблем. Ничто не стоит на месте. Вчера пациента беспокоила бессонница, сегодня – сильнейшая головная боль.

 

Систематический процесс оценки требует от медсестры умения мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми.

Если цель не достигнута, медсестра должна выяснить причину, для чего весь непосредственный сестринский процесс повторяется заново в поисках допущенной ошибки. В результате может быть изменена сама цель, с тем, чтобы сделать её более реалистичной, могут быть пересмотрены сроки, могут быть внесены коррективы в план сестринской помощи.

Таким образом, сестринский процесс – необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи. В центре сестринского процесса – пациент, как уникальная личность, активно сотрудничающая с медперсоналом.

 

 

Лекция №7

Инфекционный контроль.

 

«Внутрибольничная инфекция (ВБИ) – любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения в неё за лечебной помощью, или сотрудников больницы вследствие их работы в данном учреждении вне зависимости от появления симптомов заболевания во время или после пребывания в больнице».

Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения, 1979г.

 

Наиболее распространённые ВБИ:

  1. инфекции мочевыделительной системы
  2. гнойно – септические инфекции
  3. инфекции дыхательного тракта
  4. бактериемии
  5. кожные инфекции

 

Инфекционный процесс составляет сущность инфекционной процесса.

 

Возбудитель болезни

- бактерии

- вирусы

- грибы

- риккетсии Восприимчивый хозяин

- простейшие - возраст

- гельминты - иммунный фактор

Резервуар - хроническая болезнь

- живой - недостаток питания

Ин

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.