Что мы знаем о народах России? — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Что мы знаем о народах России?

2017-09-28 348
Что мы знаем о народах России? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ход урока

Мотивация и целеполагание. В начале урока учитель предлагает детям рассмотреть обложку учебника и спрашивает: «Кто изображен на обложке? (Бабочка). А что вы можете рассказать о бабочках?». Учитель хвалит детей и говорит: «Вокруг нас очень много интересного и удивительного, о чем мы пока не знаем. Узнать все это нам помо­жет учебник «Окружающий мир» и его герои».

Освоение нового содержания и его применение. Затем учитель спрашивает: «Что вы хотели бы узнать об окру­жающем мире?» Дети высказываются. Выслушав их, учитель просит рассмотреть рисунки на с. 3.

Учитель: «Для того чтобы узнать что-либо, надо научиться зада­вать вопросы, спрашивать. Задайте разные вопросы о том, что здесь нарисовано».

Проводится коллективная работа по составлению вопросов к ил­люстрации на с. 3. Затем учитель просит подумать и сказать, с ка­ких слов начинаются эти вопросы. Учащиеся называют вопроси­тельные слова. В случае затруднений учитель помогает: повторяет для всего класса вопросы тех или иных учеников, делая ударение на вопросительных словах. Учитель говорит: «Эти слова — наши по­мощники. Вот что сказано о них в одном стихотворении:

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых.

И всё, что вижу я вокруг,

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются внужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где?

Р.Киплинг,

перевод С. Я. Маршака

Если в классе есть читающие дети, учитель просит прочитать вслух вопросительные слова в правой части на с. 3. Если читающих детей нет, учитель читает сам. Затем спрашивает: «Сколько у нас в учебнике слов-помощников — шесть, как в стихотворении, или боль­ше?» Кто-либо из детей считает слова и сообщает, что их в учеб­нике девять. Учитель просит придумать к рисункам вопросы с каж­дым из этих слов. Он называет слово (в том порядке, как слова даны в учебнике), а дети предлагают вопрос с этим словом, отно­сящийся к любому из изображенных предметов или живых существ.

Далее проводится самостоятельная работа. У каждого ребёнка имеется карточка с изображением какого-либо предмета или игруш­ка. Дети составляют и задают друг другу и учителю вопросы о на­рисованном предмете, игрушке. При этом они говорят, какими сло­вами-помощниками воспользовались.

Учитель предлагает рассмотреть фотографии на стр. 4 и с их помощью ответить на вопрос: «А как мы будем находить ответы на вопросы?». Дети высказывают свои предположения, а учитель обобщает все сказанное детьми и зачитывает выводы на странице 4.

Раскрыв учебник на с. 5, дети рассматривают Муравья и Чере­паху. Учитель читает текст о них, показывает детям куклы Муравья и Черепаху, которые станут постоянными персонажами на уроках, приветствует ребят от их имени. Учитель спрашивает: «Как же зо­вут героев нашего учебника? Зачем Муравьишка и Черепаха при­шли в школу?»

Далее учитель говорит: «Не только Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха будут помогать нам изучать окружающий мир. Нашими помощниками станут книги и тетради. Какие? Давайте узнаем». Дети знакомятся со с. 6-7 учебника. Работа с учебником сопровождается демонстрацией учителем и рассматриванием детьми соответствующих учебных пособий. В частности, учитель говорит: «Поможет нам не только учебник, но и рабочая тетрадь.»(Показывает, дает общие пояснения о рабо­те с тетрадью, дети рассматривают тетрадь на своих столах и выполняют задание №1 на с. 3).

Учитель: «Еще нам понадобится тетрадь «Проверим себя». (Показывает, дети рас­сматривают тетрадь.) Как вы думаете, в чём она нам поможет? (По­может проверить наши знания.) Нам очень пригодится и особая книга — атлас-определитель». Учитель показывает атлас-определи­тель «От земли до неба»,читает вслух первые три абзаца на с. 3, поясняет значение слов «атлас» (книга, в которой собраны рисун­ки или карты) и «определитель» (книга, которая помогает опреде­лять, то есть узнавать, названия того, что нас окружает). Демонстрируются также книги «Зеленые страницы» и «Великан на поляне».

Учитель: «Ещё нашими помощниками будут условные знаки, с которыми мы сейчас и познакомимся. Откройте стр. 8 учебника и рассмотрите их». После знакомства с условными знаками по учебнику выполняется задание №2 в рабочей тетради (с. 3).

Выводы и обобщения. В конце урока проводится обобщение. Учитель: «Что мы учи­лись составлять? (Вопросы.) Какие слова-помощники мы использо­вали? Для чего? (Чтобы больше узнать об окружающем мире.) Какие еще замечательные помощники будут у нас на уроках?»

Контроль и оценка достижений. От имени Черепахи учитель хвалит ребят, научившихся задавать вопросы, и сообщает, что на следующих уроках дети будут учиться отвечать на них.

Физкультминутки. Могут быть проведены в виде игры «Да — нет». Учитель называет предметы. Если названный предмет находится в классе, дети подпрыгивают, если за пределами класса, дети повора­чиваются вокруг себя.

Рекомендации для занятий в семье

Вместе с ребёнком рассмотрите атлас-определитель «От земли до неба». Внём пять больших разделов. Найдите их. Подумайте, по­чему атлас называется «От земли до неба». Прочитайте ребёнку пре­дисловие к атласу (с. 3—4). Попробуйте определить что-нибудь, на­пример комнатное растение.

 

ЧТО И КТО?

 

ЧТО ТАКОЕ РОДИНА?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать названия нашей страны и её столицы, а также название своего родного города (села);

знать, что Россия — самая большая страна мира, которую населяют многие народы, что в нашей стране разнообразная природа, много городов и сел;

обобщатьимеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

знать государственную символику России.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать с картинной картой России;

сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

испытывать чувство гордости за свою страну в ходе анализа слов «Отечество» и «Родина»;

проявлять уважение к государственной символике — гимну, флагу, гербу - через соблюдение социально принятых норм поведения.

Оборудование. У учителя — слайды, видеофрагменты о России, аудиозаписи гимна России, песен «Увезу тебя я в тундру...», «Под крылом самолёта...». У учащихся — цветные фишки.

Предварительная работа. На урок может быть приглашен сотрудник краеведческого музея. В этом случае заранее готовится его «визитная карточка».

Ход урока

Мотивация и целеполагание. Учитель сообщает детям вопрос, вынесенный в название темы, и предлагает ответить на него. Выслушав детей, учитель благодарит их за высказывания и обращает внимание на изображение Муравьишки на с. 10, просит посмотреть на обороте титульного листа учебника, что оно означает («Это условный знак «что узнаем, чему научимся»). Учитель зачитывает слова от имени Муравьишки и говорит, что в конце урока мы попробуем еще раз ответить на вопрос «Что такое Родина?»

Актуализация знаний и умений. Учитель: «Как называется наша страна? Расскажите, что вы о ней знаете. Как называется наш город (село)? Что мы знаем о нем?»

Освоение нового содержания и его применение. Выслушав детей, учитель просит открыть учебник (с. 10 – 11) и рассмотреть картину, где показана наша страна, спрашивает: «Что вы видите?» Происходит обмен впечатлениями; учитель обобщает сказанное: «Мы видим, как разнообразна природа нашей Родины, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Давайте отправимся в путешествие по стране. Начнем его с самого дальнего, холодного уголка, где доль­ше всего гостит зима. Эту часть страны называют Крайним Севером».

Дети помещают фишку на соответствующую часть рисунка, а затем передвигают её по ходу путешествия. Беседа строится с учетом того, что уже известно детям и было сказано вначале. Учитель задает уточняющие вопросы, сообщает дополнительную информацию; могут быть использованы слайды, видеофрагменты, фрагменты песен.

Учитель: «Почему можно сказать, что это холодный район? Каких животных вы видите? Белый медведь и северный олень очень хорошо приспособились к холоду. Густая длинная шерсть защищает их в лютые морозы. А что надето на человеке? Эта одежда сшита из оленьего меха. Из оленьих шкур местные жители собирают и свои жилища — чумы. А на чем люди ездят? Эти сани называются нарты. На нартах, запряженных оленями, перевозят грузы. Вместе с оленьей упряжкой мы быстро домчимся до берега моря. (Дети двигают фишку по ходу движения упряжки. Звучит фрагмент песни: «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...»; в этот момент может быть проведена физкультминутка.)

Та часть страны, куда мы прибыли, называется Дальний Восток. Кого мы видим на рисунке? (Рыбаков.) В морях Дальнего Востока добывают много рыбы. Её доставляют в морской порт. (Дети передвигают фишку на рисунок города-порта.) Сюда же на кораблях привозят много других грузов из разных стран. Из морского порта грузы развозят по всей стране. Полетим и мы вглубь страны на самолёте».

Демонстрируется видеофрагмент или слайд свидом тайги с высотыптичьего полета. Звучит фрагмент песни:«Под крылом самолёта о чем-то поет зеленое море тайги...»

Учитель: «Кто знает, что такое тайга? (Это огромный хвойный лес.) Какие деревья там растут? (Дети называют сосну, ель.) Какие животные живут в тайге? (Белка, лиса, медведь и др.) В этих краях люди издавна занимались охотой. Велики и подземные богатства этого края. Например, здесь добывают нефть. (Дети передвигают фишку сначала к охотнику, затем к нефтехранилищу.)

Путешествуя дальше, мы видим города, реки, поля и луга. (Дети передвигают фишку.) А вот показались горы. (Демонстрация слайда.) Здесь мы видим горца с отарой овец. (Дети передвигают фишку на рисунок.)

И вот мы прибыли в столицу нашей Родины. Как называется столица России? Рассмотрим её на рисунке. (Дети называют знакомые объекты.)

А теперь из Москвы на поезде отправимся в другой замечательный город — Санкт-Петербург. Что мы здесь видим? (Дети рассматривают рисунок, называют знакомые объекты, учитель дополняет ответы детей.)»

Учитель: «Итак, мы заглянули во многие уголки нашей страны. Большая наша страна? Давайте еще раз скажем, как она называется».

Затем учитель или кто-либо из читающих детей читает вслух текст на с.11 учебника. Другие дети следят по книге.

После этого дети знакомятся с государственной символикой России: флагом, гербом и гимном. Учащиеся рассматривают на рисунке флаг и герб России. Говоря о гимне России, учитель поясняет: когда гимн звучит в торжественной обстановке, его слушают стоя. Дети встают и слушают исполнение гимна (можно прослушать первые два куплета).

Чтобы дети лучше запомнили цвета флага, выполняется задание №1 в рабочей тетради (с. 4).

Далее в парах выполняется задание №2 в рабочей тетради (с.4). На его основе проводится беседа о своем городе (селе), её может провести приглашенный сотрудник краеведческого музея,который по окончании беседы вручает детям свою «визитную карточку».

Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель спрашивает: «Что же такое Родина? Что мы теперь знаем о нашей стране и своем городе (селе)?»

Контроль и оценка достижений. Проводятся с помощью блока вопросов на с.11 учебника. Дети применяют условные знаки, за расшифровкой которых (если забыли) вновь обращаются к с. 8 учебника.

 

 

Рекомендации для занятий в семье

1. Почитайте ребёнку рассказы о природе, народах, городах России; поиграйте в «путешествие» по карте нашей страны.

2. Расскажите ребёнку о вашем городе (селе), почитайте доступные фрагменты из краеведческой литературы.

 

Ход урока

Мотивация и целеполагание. Учитель: «На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране. Вспомните, как называется наша страна и ее столица?»

Учитель говорит, что сегодня Муравей Вопросик хочет задать еще один вопрос: «Что мы знаем о народах России?». Дети высказываются. Учитель благодарит их, зачитывает слова от имени Муравьишки (с.12) и говорит, что в конце урока мы попробуем еще раз ответить на поставленный вопрос.

Актуализация знаний и умений. Учитель предлагает детям назвать известные им народы нашей страны.

Освоение нового содержания и его применение. Выслушав детей, учитель просит открыть учебник (с. 12) и рассмотреть рисунки, где показаны представители некоторых народов России. Учитель: «Кого вы видите? Сравните лица и костюмы людей. Подумайте, что связывает друг с другом все народы России». Происходит обмен мнениями и впечатлениями.

Для закрепления полученных знаний учащиеся выполняют задание № 1 в рабочей тетради (с. 5). Дети работают в паре, используя Приложение к рабочей тетради. Учащимся необходимо самостоятельно определить по их национальным костюмам представителей народов, населяющих территорию России, и правильно расположить их в рабочей тетради. Затем школьники проверяют правильность выполнения задания по учебнику и наклеивают картинки в правильном порядке.

Учитель предлагает: «Назовите другие народы России. Расскажите, что вы о них знаете». Учащиеся перечисляют народы, которые не были представлены на рисунках, и рассказывают то, что знают об этих народах.

Далее в парах дети рассматривают фотографии на с. 13 учебника, отвечают на вопрос «Какие праздники отмечают народы России?» и выполняют соответствующие задания учебника. Дети рассматривают фотографии, определяют название праздника, рассказывают по рисункам и личным впечатлениям о событиях и действии, происходящем на каждой фотографии. В зависимости от национального состава класса, можно подробнее остановиться на каком-нибудь одном празднике и рассмотреть его особенности и традиции, связанные с его празднованием.

Далее учитель предлагает вспомнить, в каких играх участвовали дети на праздниках. Школьники делятся впечатлениями и рассказывают правила игры. Учитель предлагает поиграть в одну из игр, озвученных детьми, или предлагает разучить новую игру.

Дополнительные материалы для учителя.

Игры, проводимые на Масленицу.

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Игры, проводимые на празднике Сабантуй.

Особенно любима детьми такая забава, как бег с яйцом в ложке.

 

Опираясь на материалы учебника, а также учитывая национальный состав класса и принадлежность семей учащихся к тем или иным конфессиям, учитель рассказывает о важной роли религии в жизни народов России.

Выводы и обобщения. Учитель предлагает, используя полученные на уроке сведения, еще раз ответить на вопрос «Что мы знаем о народах России?». Затем учитель обращает внимание на изображение Черепахи на с. 13 учебника и просит посмотреть на с.8, что оно обозначает. («Это условный знак «Сделаем вывод».) С помощью текста вывода, который зачитывает учитель или кто-либо из хорошо читающих детей, обобщаются высказывания учащихся.

Контроль и оценка достижений. Проводятся с помощью соответствующего блока вопросов и заданий на с. 13.

 

Рекомендации для занятий в семье

Выполните с ребёнком задание в рабочей тетради (с. 6, № 2).

 

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О МОСКВЕ?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

узнавать достопримечательности столицы;

знать названия достопримечательностей столицы.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника;

извлекать из них нужную информацию о Москве;

рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать особую роль столицы России — Москвы - в жизни страны.

Оборудование. У учителя — набор открыток или значков с видами Москвы.

Предварительная работа. Подготовьте наглядные материалы: комплект открыток, картинок или фотографий с достопримечательностями Москвы.

Ход урока

Мотивация и целеполагание. Урок начинается с того, что учитель проверяет, как дети выполнили задание прошлого урока — в рабочей тетради нарисовали национальный костюм одного из народов своего края.

Учитель сообщает детям вопрос, вынесенный в название темы, и предлагает ответить на него. Выслушав детей, учитель благодарит их за высказывания и зачитывает слова Муравьишки (с. 14).

Актуализация знаний и умений. Учитель: «Вспомните, какие города России вы уже знаете. Как называется столица России?».

Освоение нового содержания и его применение. Учитель продолжает: «А как вы думаете, что такое столица? Чем замечательна Москва?». Учащиеся высказывают свои предположения. После обсуждения учитель сообщает: «Сегодня мы отправимся в путешествие по Москве».

Учитель: «Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха поведут нас в город, о котором говорят так: «Москва — столица нашей Родины». Давайте начнем наше путешествие в самом центре Москвы, на Красной площади».

Учитель обращает внимание детей на с. 14 учебника и предлагает использовать эту иллюстрацию как маршрутный лист путешествия (параллельно на доске учитель фиксирует маршрут передвижения в виде фотографий, картин с основными достопримечательностями, остановками по маршруту). Учитель: «Представьте, что мы находимся на Красной площади. Оглядитесь, что вы видите вокруг себя?». Дети перечисляют увиденные здания, достопримечательности, а учитель прикрепляет фотографии собора Василия Блаженного, Спасской башни Кремля на доску. Далее ведется работа по фотографии собора Василия Блаженного, школьникам предлагается описать храм и поделиться своими впечатлениями.

Учитель: «Рассмотрите наш маршрутный лист. Какие здания вы уже видели? Что вы можете о них рассказать?». Дети перечисляют известные здания, рассказывают о них и делятся впечатлениями. Учитель может продолжить путешествие, посетив зоопарк, останкинскую телебашню, МГУ и Третьяковскую галерею (на доску последовательно прикрепляются фотографии достопримечательностей).

Для закрепления знаний о достопримечательностях Москвы дети выполняют задание № 1 в рабочей тетради (с. 7).

Учитель: «Муравьишка провел для нас экскурсию по Москве, показал основные достопримечательности столицы. А сейчас он хочет показать вам жизнь москвичей, ваших сверстников. Рассмотрите фотографии на с. 15 учебника и составьте в парах рассказ о жизни москвичей».

Далее для индивидуальной работы предлагается выполнить задание № 2 в рабочей тетради (с. 7). После подготовки несколько учащихся выступают перед классом со своими рассказами.

Выводы и обобщения. Учитель предлагает, используя полученные на уроке сведения, еще раз ответить на вопрос «Что мы знаем о Москве?». Выводы детей обобщаются с помощью текста на с. 15 учебника, который от имени Мудрой Черепахи зачитывает учитель или кто-либо из хорошо читающих детей.

Контроль и оценка достижений. Проводятся с помощью соответствующего блока вопросов и заданий на с. 15.

Рекомендации для занятий в семье. Почитайте ребёнку рассказы о Москве, достопримечательностях столицы, с которыми дети познакомились на уроке.

 

 

ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).

Метапредметные результаты:

интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;

составлять устный рассказ;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Личностные результаты:

осознавать необходимость бережного отношения к своей малой Родине;

осознавать ценность взаимопомощи в семье для успешного выполнения работы.

 

Оборудование. У учителя — карта России, на которой отмечены города и села (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Великий Устюг, село Константиново, село Гжель), набор открыток или значков с изображением городов и сел России.

Ход урока

Мотивация и целеполагание. В начале урока Учитель говорит: «Ребята, напомните Муравью Вопросику, о чем шла речь на прошлом уроке, с чем мы познакомились». Дети называют столицу нашей Родины, перечисляют основные достопримечательности Москвы.

Учитель: «Муравей Вопросик принес с собой карту России. На ней отмечены города и села. Прочитайте названия этих населенных пунктов. Как вы думаете, чем же они знамениты?». Дети читают названия и пытаются сказать, чем могут быть знамениты эти города и села.

Освоение нового содержания и его применение. После высказываний детей учитель предлагает обратиться к материалам учебника (с. 16-17) и найти в них ответ на поставленный вопрос.

Вначале учитель обращает внимание детей на город на Неве – Санкт-Петербург. Учитель: «Поднимите руки те, кто был в Санкт-Петербурге. Что вы можете рассказать об этом городе?». Учащиеся, которые были в Санкт-Петербурге, делятся своими впечатлениями, рассказывают о городе. Учитель прикрепляет на доску фотографии города, дополняет высказывания детей об основных достопримечательностях по фотографиям и рисункам.

По аналогии проводится знакомство с другими городами и селами.

Далее учитель предлагает детям побыть в роли экскурсоводов и провести воображаемую экскурсию по своему населенному пункту, рассказать, чем он необычен, перечислить его достопримечательности, назвать любимые места, где очень нравиться бывать.

После проведенной детьми воображаемой экскурсии учитель нацеливает на выполнение проектной работы: «Моя малая Родина». Учитель: «Сегодня мы побывали в нескольких городах и селах нашей огромной страны. Все они являются малой Родиной для разных людей – детей и взрослых. Ваша задача составить фоторассказ о своей малой Родине. Выполняя проект, обращайтесь за помощью и советом к родителям или другим взрослым. Представьте свой фоторассказ на с. 8-9 рабочей тетради».

Выводы и обобщения. Учитель: «Наш урок был подготовкой к выполнению проекта. Материалы учебника и наши воображаемые экскурсии должны послужить образцом для вашей работы. А итоги этой работы мы подведем на заключительном уроке по разделу «Что и кто?».

Рекомендации для занятий в семье. Работа над проектом предусматривает совместную деятельность ребенка и взрослого. Помогите ребенку сделать фотографии своего города (села), отобрать из них лучшие, наиболее подходящие для подготовки фоторассказа. По-возможности, распечатайте фотографии на цветном принтере в нужном размере. Совместно с ребенком определите последовательность расположения фотографий на страницах рабочей тетради. Напомните ребенку, что наклеивать их надо так, чтобы оставить место для подписей. Когда ребенок наклеит фотографии, помогите ему составить подписи и запишите их. Попросите ребенка рассказать по фотографиям о своей малой родине.

 

 

ЧТО У НАС НАД ГОЛОВОЙ?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать, что Солнце — огром­ный пылающий шар;

знать, что облака состоят из мельчайших капелек воды;

иметь пред­ставление о форме и размерах предметов;

обобщать знания о дневном и ночном небе.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

моделировать форму Солнца;

моделировать конфигурацию созвездий;

находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради), работая со взрослыми;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать красоту неба днем и ночью.

Оборудование. У учителя — кубик, тарелка, мяч, слайды звездно­го неба; атлас-определитель «От земли до неба»; кухонный ковшик с длинной ручкой. У учащихся — коробки с пластилином, картонные пластинки или дощечки темного цвета для моделирования созвездий.

Предварительная работа. Перед данным уроком следует провести прогулку, во время которой надо рассмотреть с детьми небо, обла­ка.

Ход урока

Мотивация и целеполагание. От имени Муравья Вопросика детям предлагается вопрос, вынесенный в название темы и зачитываются задачи урока (с.18 учебника).

Актуализация знаний и умений. Учитель просит вспомнить и сказать, что было у нас над головой во время про­гулки. (Небо, а на небе — солнце и облака.) Учитель уточняет: «Все это мы видели днём. А кто знает, каким становится небо поздно вечером и ночью? Что на нём можно увидеть? (Звёзды, Луну)».

Освоение нового содержания и его применение. Учитель обращает внимание детей на изображение Солнца, просит подумать, какую форму оно имеет, сравнить Солнце и изображенные рядом с ним предметы по форме, цвету, размерам. Для большей наглядности учитель демонстрирует детям изображенные предметы (кубик, тарелку, мяч). В итоге выясняется, что Солнце – огромный пылающий шар.

Затем учитель обращает внимание на условный знак в нижней части с. 18, просит его расшифровать (если забыли, посмотреть на с. 8). Учитель спрашивает, как дети понимают слова «моделирование», «модель», при необходимости поясняет, что моделирование - это изготовление модели, а модель - предмет, изображающий другой предмет. В данном случае предлагается вылепить из пластилина модель Солнца. Учитель просит сначала подумать, как это сделать. Очень важно, чтобы дети наметили мысленный план действий, позволяющих решить данную задачу. В ходе коллективного обсуждения уточняется, какого цвета пластилин понадобится, какой формы фигуру нужно вылепить. Далее дети работают самостоятельно. Дети демонстрируют классу свои модели, после чего учитель, в соответствии с заданием учебника, просит объяснить, чем изготовленная модель похожа на настоящее Солнце (формой, цветом), а чем отличается от него (размерами). Настоящее Солнце огромное, во много раз больше Земли.

Переходя к следующему этапу урока, учитель просит детей вспом­нить, какие облака они видели во время прогулки, предлагает по­дойти к окну и посмотреть, какие сейчас на небе облака (если они есть). Затем дети рассматривают на рисунке в рабочей тетради (с. 10, № 1), ка­кие бывают облака. Учитель говорит: «Одни из них напоминают большие кучи ваты, это кучевые облака; другие расположены слоя­ми, это слоистые облака; третьи напоминают перья, это перистые облака. (Все эти облака дети находят на рисунке ипоказывают пальчиком.) Какие же облака мы видели во время прогулки или только что в окно?» Дети отмечают, закрасив в тетради кружок.

Затем учитель от имени Муравья Вопросика рассказывает, как однажды летал на облаке. Учитель спрашивает: «Верите ли вы Муравьишке? Могло ли это быть на самом деле?» Обсуждая с учителем эти вопросы, дети уз­нают, что облако — это густой туман высоко в небе, оно состоит из мельчайших капелек воды ипоэтому летать на нём можно толь­ко в сказке.

Для знакомства с новым материалом о созвездиях, детям предлагаются загадки:

Махнула птица крылом,

Закрыла весь свет

Одним пером.

(Ночь)

По небу лебедь чёрный Блин в окошке виден Тане;

Рассыпал чудо-зёрна. Он то в масле, то в сметане.

(Ночь, звёзды) (Луна)

Учитель просить рассказать о наблюдениях за вечерним небом. Какого цвета оно было? Кто видел на нём звёзды, Луну. Затем учитель демонстри­рует слайды, отражающие красоту и таинственность ночного неба. При этом читает вслух описание звездного неба из атласа-опреде­лителя «От земли до неба» (с. 208, первый абзац). Для создания со­ответствующей атмосферы желательно сопровождать демонстрацию музыкой с «космическими» мотивами.

Далее проводится работа со с. 19 учебника. Учитель спрашивает: «Почему рядом со звездами изображен медведь?» Дети высказыва­ют предположения; возможно, кто-то знает правильный ответ. Учи­тель рассказывает: «Ещё в древности (много-много лет назад) лю­ди видели на небе фигуры из звёзд, которые ониназвали созвездиями. Многие фигуры напоминали людям животных, и эти созвездия на­звали их именами. Например, Большая Медведица. Вы видите на рисунке старинную карту звездного неба, на которой показано со­звездие Большой Медведицы. Посмотрите, как много звезд в этом созвездии. Из них как раз иполучается медведица с головой, туло­вищем и хвостом. Но рассмотрите внимательно её хвост. Что-то тут не так... (Хвост у этой медведицы длинный, а у настоящего медве­дя короткий.) У этой медведицы хвост стал таким, потому что её тянули за хвост на небо. Об этом рассказывает одна из древних ска­зок-легенд. Оказывается, это не просто медведица, а заколдованная красавица по имени Каллисто. Злая волшебница превратила её в медведицу. Сын Каллисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но добрый волшебник спас её — схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие».

Затем учитель говорит: «Обратите внимание на то, что самые яр­кие звезды этого созвездия образуют фигуру, которая напоминает... Что же? (Дети высказываются, учитель демонстрирует кухонный ков­шик, делается вывод, что фигура напоминает ковш.) Чтобы было лучше видно, художник на рисунке соединил звёзды линиями. Най­дите на рисунке ручку звёздного ковша. Посчитайте, сколько в ней точек-звёздочек. (Три.) А из скольких звезд состоит сам ковшик? (Из четырёх.) Сколько же всего звезд образуют ковш Большой Мед­ведицы? (Семь.)»

Учитель говорит, что на небе обычно трудно разглядеть всезвёз­ды Большой Медведицы, зато семь ярких звёзд ковша всегда хоро­шо видно.

Затем учитель просит детей на рисунке (с.19) со­единить пальчиком звёзды, мысленно проводя линию от крайней звезды в ручке ковша.

После этого дети самостоятельно работают в рабочей тетради (с.10, № 2): карандашом соединяют точки-звезды так, чтобы получился ковш Большой Медведицы.

Далее организуется работа в парах по заданию учебника (с. 19) с использованием атласа-определителя «От земли до неба» (моделирование созвездий). По окончании работы дети демонстрирую модели классу, оценивают лучшие.

Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель просит еще раз ответить на вопрос «Что у нас над головой?». Выводы детей обобщаются с помощью текста на с. 19 учебника.

Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов на с. 19 учебника.

Физкультминутки. Могут быть проведены с использованием песни «Облака, белокрылые лошадки».

В группе продленного дня учащиеся изготавливают модель-аппликацию «Облака»: на лист голубой бума­ги приклеивают кусочки ваты (кучевые облака), белые нитки (слои­стые облака), перья (перистые облака). Можно коллективно приду­мать сказку о том, как Муравьишка летал на облаке и проиллюстрировать ее собственными рисунками.

Рекомендации для занятий в семье

1. Вечером, когда стемнеет, вместе с ребёнком полюбуйтесь звёзд­ным небом. Найдите ковш Большой Медведицы. Убедитесь, что он состоит из семи звёзд.

2. В «Научном дневнике» начните выполнять задание № 1.

 

 

 

ЧТО У НАС ПОД НОГАМИ?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

иметь представления о форме, размерах, цвете предметов;

определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;

различать гранит, кремень, известняк;

пользоваться увеличитель­ным прибором — лупой.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

использовать представленную информацию для получения новых знаний;

осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать красоту камней и необходимость бережного отношения к ним.

Оборудование. У учителя — образцы гранита, известняка, кремня, известняка-ракушечника; атлас-определитель «От земли до неба». У учащихся — камешки, собранные на прогулке; образцы гранита, известняка, кремня; атлас-определитель «От земли до неба»; ножницы и клей для выполнения задания в рабочей тетради.

Предварительная работа. До урока проводится прогулка, во время которой дети наблюдают, что у них под ногами (трава, опавшие лис­тья, почва, асфальт, песок, камни и т.д.). Особое внимание учитель обращает на камни; по его просьбе дети собирают различные ка­мешки и приносят их в класс.

Ход урока

Мотивация и целеполагание. В начале урока Мудрая Черепаха интересуется, как выпол­нено задание № 1 в «Научном дневнике». Можно предложить детям сравнить сделанный в дневнике рисунок с рисунком в атласе-определителе «От земли до неба» (с. 210) — расположение ковша на них должно быть примерно одинаковым. Так дети убеждаются в правильности своих наблюдений.

От имени Муравья Вопросика учитель говорит: «Теперь я знаю, что у нас над головой. А что у нас под ногами?» Дети называют то, что видели под ногами во время прогулки, говорят, что принес­ли с прогулки камешки. Учитель зачитывает слова Муравьишки на с. 20 учебника.

Актуализация знаний и умений. Учащиеся раскладывают камешки перед собой и рассматривают их. Учитель: «Какие перед вами камни — одинаковые или разные? Чем они отличаются друг от друга? (Формой, размером, цветом.)»

Освоение нового содержания и его применение. Учитель предлагает проанализировать рисунок в учебнике и объяснить, каким образом рассортированы на нем камешки. Затем дети по аналогии сортирую


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.