Тип правового регулирования. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тип правового регулирования.

2017-09-27 181
Тип правового регулирования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характеризует общую направленность группы норм права для данного вида обществен отношений:

  1. Общедозволительный.

Разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом. Прим, свобода договора, свобода в распоряжении своей собственностью.

  1. Разрешительный

Запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом. Пример, охотничье оружие

 

Правовой режим -это система методов, способов и типов правового регулирования для данной сферы обществ отношений.

Понятие «Правовой режим» применяется обычно в отношении к-л объектов правового регулирования, например, правовой режим интеллектуальной собственности, прав режим вещи, правов режим ценных бумаг. Правовой режим может предполагать различные сочетания типов, способов, методов прав регулирования.

Лекция 8 (20.10.09)

Вопрос №

Правовое регулирование – это единый процесс, который подразделяется на стадии, условно.

Правовому регулированию предшествует или является его первоначальной стадией является выявление общественных отношений подлежащих правовому регулированию, т.е. определение предмета правового регулирования.

Стадии правового регулирования:

  1. регламентация общественных отношений, т.е. создание, принятие и вступление в силу конкретных юридических норм которые закрепляют права и обязанности субъектов права, однако возникнуть эти права и обязанности могут только при наличии конкретных жизненных обстоятельств – юридических фактов, которые отражены в норме права. (норма закрепляет права и обязанности и юридический факт при котором эта норма начинает действовать)
  2. возникновения прав и обязанностей. Возникновение правоотношения. При наступлении юридических фактов отраженных в норме, эта конкретная норма начинает действовать в отношении конкретных лиц, т.е. на второй стадии происходит индивидуализация прав и обязанностей субъектов.
  3. реализация прав и обязанностей. Приобретая конкретные права и обязанности субъект начинает совершать действия по их осуществлению, т.е. реализацию прав и исполнения обязанностей, т.е. субъект вступает в конкретное правоотношение.

ПРИМЕР: вы в сфере высшего образования.

  1. Издание закона о высшем профессиональном образовании – 1я стадия создания нормы права
  2. При наступлении юридических фактов, как-то наступление совершеннолетия, получение среднего образования, у человека появляется право на получение высшего образования которое он может реализовать – происходит индивидуанализация, т.е. 2я стадия правового регулирования
  3. когда человек сдает экзамены, начинает учиться – это 3я стадия, т.е. реализация прав.

 

Вопрос №

Механизм правового регулирования – это система правовых средств, с помощью которых осуществляется целенаправленное и результативное воздействие на общественные отношения.

Элемента механизма правового регулирования – это конкретное юридическое средство, которое во взаимосвязи с другими средствами правового регулирования, влияет на целенаправленную организацию общественных отношений.

Элементами механизма правового регулирования являются:

  1. норма права (основной элемент), устанавливает права и обязанности, и именно в ней установлена правовая модель поведения
  2. нормативно-правовой акт (и другие источники права)
  3. юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство в соответствии, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
  4. акты применения и реализации права – оформляют конкретные юридические действия субъектов по реализации норм, исполнению обязанностей и разрешению конкретных юридических дел.
  5. акты толкования – в них компетентными субъектами дается разъяснение смысла и содержания норм права
  6. правовые отношения как юридическая конструкция, правовая модель человеческого поведения, отраженная в норме права и реализованная в конкретных общественных отношениях.

Также относят правовое сознание, как понимание субъектом правовых явлений и уровень готовности действовать в соответствии с предписаниями норм права.

 

ТЕМА №.НОРМА ПРАВА

Вопросы:

  1. понятие и признаки норм права
  2. структура нормы права
  3. классификация нормы права

 

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения общего характера, гарантированное возможностью государственного принуждения, содержащее права и обязанности субъектов права. НАИЗУСТЬ

 

Признаки нормы права

  1. Общий характер нормы заключается в:

а) обращенности к неопределенному кругу лиц

б) многократности применения

  1. Общеобязательность нормы права – заключается в том, что правила установленные нормой обязательны для всех субъектов на всей территории действия нормы
  2. Формальная определенность нормы права – норма права закреплена в официальном письменном источнике. Прежде всего, это нормативно-правовой акт.
  3. Норма права гарантирована возможностью государственного принуждения.
  4. Норма права содержит права и обязанности субъектов права и юридические факты

 

Важно понимать, что норма права:

1. это определенная мера поведения людей, мера их действия и бездействия.

2. она регулирует отношения, наиболее значимые для общества

3. это правило поведения связанное с волевой и сознательной деятельностью людей

4. это первичный, основной элемент всей системы права. Лежит в основе всего правового воздействия на общественные отношения

 

Вопрос №2

Структура нормы права.

3 элемента:

1. Гипотеза

2. Диспозиция

3. Санкция

 

Гипотеза – это условие действия нормы права, т.е. гипотеза, указывает на обстоятельства, при наличии или отсутствии которых начинает действовать норма. Содержат указания на юридические факты.

Общая формула гипотезы: если «обстоятельство» - то ….

Бывают простыми, сложными и альтернативными.

Простая гипотеза – содержит одно обстоятельство.

Сложная гипотеза – содержит несколько обстоятельств, которые должны наступить вместе, в совокупности чтобы начала действовать норма. (характерен союз «И»)

Альтернативная гипотеза содержит несколько обстоятельств и наступления одного из них достаточно, для действия нормы. (характерен союз «ИЛИ»)

 

Диспозиция – содержит непосредственно правила поведения, прямо указывает на права и обязанности участников правоотношения. Если в норме есть гипотеза, то диспозиция начинает действовать при наступлении условия указанного в гипотезе.

Диспозиция бывает: прямая, альтернативная, бланкетная.

Прямая диспозиция – содержит одно конкретное правило поведения.

Альтернативная диспозиция предписывает выбор между несколькими конкретными правилами поведения.

Бланкетная диспозиция содержит отсылку на другие нормы права, содержащиеся в этом или другом нормативно-правовом акте.

 

Санкция – определяет неблагоприятные последствия, которые наступают, если субъект нарушает предписания определенные диспозицией.

Санкция бывает абсолютно определенной, относительно определенной и альтернативной.

Абсолютно определенная санкция четко указывает на меру наказания.

Относительно определенная санкция указывает границы конкретного наказания в пределах которых правоприменитель самостоятельно определяет меру наказания.

Альтернативная – когда правоприменитель может определять один из нескольких видов наказания.

ПРИМЕР Аб. 1 ст. 462 ГК РФ имеет сложную гипотезу и прямую диспозицию.

Аб. 1 ст. 464 ГК РФ имеет альтернативную гипотезу и прямую диспозицию.

 

Принято считать, что правовая норма имеет двучленную структуру, но вопрос про соотношение структурных элементов является спорным. ПРИМЕР: если вести речь об УК РФ, есть позиция что такая норма состоит из диспозиции и санкции, гипотезы и санкции и даже гипотезы и диспозиции.

Лекция 9 (27.10.09)

Квалификация норм права.

По субъектам правотворчества нормы подразделяются на:

- норм происходящие от фед собрания,

-президента РФ,

-от правительства,

-иных органов гос власти РФ,

-органы гос власти субъектов РФ,

-органов местного самоуправления

 

По предмету правового регулирования:

-гражданско-правовые

-уголовно-правовые

-админ –правовые и т.д.

По сфере территориального действия

-нормы общего действия(распространяются на всей территории госв-ва)

-нормы ограниченного действия (распр-ся на части территоий)

 

По кругу лиц

-нормы распространяющиеся на всех граждан (Конституция)

-нормы распр-ся на опред категорию граждан (О военной службе)

 

По соц назначению:

-учредительные нормы (нормы-принципы). Многие из них закреплены в Конституции РФ. К учредительным нормам относятся те, кот устанавливают права и свободы гражданина

-регулятивные (нормы –правила поведения): - управомачивающие, запрещающие, управляющие

-охранительные нормы (нормы фиксирующие меру наказания)

-обеспечительные нормы (нормы –гарантии). Например, обеспечение обязательств по гражданскому законодательству.

-дикларативные нормы (нормы – объявления). Цель, к кот стремятся.

- коллизионные (нормы – арбитры). Устраняется противоречия между законами.

- оперативные (нормы –инструменты). Нормы о порядке вступления в силу к-л закона, сферу его действия.

Тема. Форма правотворчества

Вопросы:

  1. Форма права. Виды правовых источников.
  2. Правотворчество. Принципы, этапы, виды
  3. Закон
  4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  5. Систематизация нормативно-правовых актов
  6. Юридическая техника.

Вопрос1.

Источник права = форма права – исходящий из гос-ва, или признаваемый гос-вом официально формы выражения и закрепления норм права.

Признаки источников права:

1) Внешнее выражение нормы права. Нормативные правила - содержание, источник права – это форма.

2) Поскольку именно гос-во придает праву правообеспеченность, то форма права (источник права) – это исходящее из государства волевое властное оформление права.

3) Форма права имеет документальное выражение. Источник права – это письменный источник, имеющий определенные реквизиты, правовой акт

 

Выделяют следующие источники права:

  1. Нормативно-правовой акт
  2. Судебный прецедент
  3. Нормативный договор
  4. Правовой обычай

 

Правовой обычай – правила поведения, вошедшие в привычку социальной группы или всего общества, которому гос-во предало общеобязательное значение и которое гарантируется гос-вом.

Создание ПО: Гос-во санкционирует какой либо существующий обычай путем отсылки к нему в тексте закона (или ссылки на него в решение суда в странах с англо-саксонской правовой системой).Н-р: обычай делового оборота. Просто обычай не гарантируется гос-вом, его гарантия – привычка, правило поведения, традиц, а правовой обычай – гарантир гос-вом, ссылка в закон на него есть.

В гражданском кодексе есть понятие «обычай правового оборота», кот применяется при разрешения судами хозяйственных споров, если законом не установлено иное.

Правовой обычай отличается от просто обычая тем, что хотя сам он в законе не зафиксирован, но в законе на него делается ссылка. И таким образом он санкционируется гос-вом и приобретает свойство нормы права. Обычай как норма не определен

 

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, кот становится обязательным для других судов при решении аналогичных дел и в силу этого приобретает нормативное значение.

СП – это источник права, кот существует в странах с англосаксонской правовой системой. В настоящее время судебные прецеденты создаются в таких странах только судами высших инстанций, в тех случаях, когда суд рассматривает юрид спор и определяет применимы ли к данному спору действующие законы и существует ли по нему уже вынесенные прецеденты. Если нет, то суд самостоятельно разрешает дело, исходя из принципов права и собственной правовой логики, и создает прецедент.

 

Нормативный договор – правовой акт, представляющий собой договор между гос-вами, либо договор между субъектами Федерации и, в редких случаях, иные коллективные договоры.

В нормативном договоре выражается воля гос-в и таким образом поскольку стороной его исполнения выступает гос-во, то для народа этого гос-ва эти правила приобретают нормативный характер. Т.е. носят общий характер и явл общеобязательными. Например, договор о ненападении, конвенция по борьбе с преступностью. (конвекция, пакт, соглашение, дог.м-у федерациями и субъектами фед-ции, м-у муниципальными образованиями, коллектив договор м-у администрацией и коллективом предприятия)

Некоторые договоры имеют нормативный характер, кот заключаются и не на государственном (межгосударственном) уровне, например, коллективный договор между администрацией предприятия и коллективом предприятия.

//договор есть индивидуальный акт (конкретного лица и конкретного времени);

норма права – неопределенное кол-ва раз и какого времени (локальные номативно-правовые акты//

нормативно-правовой акт – это офиц акт, принятый компетентными правотворческими органам и содержащий правовые нормы.

Признаки:

1) Это офиц акт госуд органов или иных органов, в компетенцию которых входит создание правовых норм

2) Содержит юрид нормы. Нормы права в нормативно-правовом акте четко сформулированы и систематизированы в определенном логическом порядке, соответствующей логике правового регулирования общественных отношений.

3) Письменный документ, принятый в строго определенном процессуальном порядке, имеющий строго определенные обязательные реквизиты.

4) НПА - есть выражение государственной властной воли и обеспечен силой государственного принуждения.

5) НПА обладает юридической силой. Юрид сила отражает положение нормативно-правового акта в системе (иерархии) нормативно-правовых актов, связано с компетенцией уполномоченного органа на издание нормативно-правового акта. По юрид силе выстраивается иерархия нормативно-правовых актов.

В РФ след система нормативно-правовых актов:

-Конституция

- ФКЗ

- законы РФ

- указы президента РФ

- постановление правительства РФ

- акты министерств и ведомств РФ

- конституции и уставы субъектов РФ

- законы субъектов РФ

- акты администраций и правительств субъектов РФ

- НПА органов местного самоуправления

-локальные НПА (НПА принимаемые в организациях, организациях и учреждениях, регулирующие деятельность этих организаций и гарантированных гос принуждением).Н-р, приказ ректора об отчислении

 

НПА всегда существуют в системе НПА данного государства – система законодательства.

Система НПА как правило соответствует системе права данного гос-ва, т.е. строению институтов и отраслей.

Вопрос2.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО – деятельность компетентных органов по созданию или изменению юридических норм.

Признаки:

  1. В процессе правотворчества создаются изменяются юридические нормы
  2. Эта специфическая юридическая деятельность гос-ых или иных органов, которые специальным законом уполномочены на издание законов.
  3. Деятельность строго и подробно регламентирована гос органами.

Лекция 10 (3.11.2009)

Правотворчество м.б. правотворчеством компетентных гос органов, правотворчество органов местного самоуправления, локальное правотворчество (на предприятиях), правотворчество в странах с прецедентной правовой системой (с англосаксонской), правотворчество народа и др.

Принципы правотворчества:

  1. Законность

Нормы права принимаются в соответствии с четкой регламентированной процедурой и в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа.

  1. Демократизм

Источник гос власти, в том числе и законодательной, народ и его воля лежит в основе любого нормативного акта

  1. Научности

В основе любого нормативного акта должны лежать научно-обоснованные положения доктрины. Д.б.использованы научные достижения,

  1. Связь правотворчества с практикой (принцип использования правового опыта)

В процессе правотворчества должны учитываться уже принятые нормы права и фактически сложившееся общественные отношения.

 

Этапы правотворчества могут различаться в зависимости от органа, который издает соответствующий нормативно-правовой акт.

 

Этапы законотворчества (наиболее важный вид правотворчества):

1) Предпроектных

Выявление общественных отношений, которые нуждаются в правовом регулировании и могут быть организованы с помощью правовых средств

2) Проектный этап и принятие закона

1. Законодательная инициатива (внесение субъектом законодательной инициативы в правотворческий орган)

2. Прохождение законопроекта в соответствующих комитетах и комиссиях

3. Обсуждение законопроекта на заседании парламента (Чтение законопроекта)

4. Принятие закона

5. Одобрение Совета Федерации

6. Вступление закона в силу

3)принятие акта

4)вступление в силу

Вопрос3. Закон

Закон - нормативно-правовой акт, высшей юрид силы, принятый высшим органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Все НПА РФ должны быть принятыми на основе законов

Признаки:

  1. Нормативно-правовой акт, принятый парламентом или монархом или народом
  2. Акт высшей юрид силы т.е. стоящий во главе иерархии нормативно-правовых актов данного гос-ва.
  3. Закон принимается в соответствии с процедурой строго регламентированной процессуальными нормами.
  4. Закон регулирует наиболее важные общественные отношения.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.