Формулы речевого этикета в начале общения: обращения, приветствия. Знакомства и представления. Комплимент — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Формулы речевого этикета в начале общения: обращения, приветствия. Знакомства и представления. Комплимент

2017-09-27 392
Формулы речевого этикета в начале общения: обращения, приветствия. Знакомства и представления. Комплимент 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Любое общение имеет начало, основную часть и заключительную. Каждой из них соответствуют определенные формулы речевого этикета:1) речевые формулы, относящиеся к началу общения; 2) речевые формулы, характерные для основной части общения и 3) речевые формулы, используемые в конце общения.

Официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия. Согласно общим правилам вежливости первым приветствует: мужчина – женщину; младший – старшего; проходящий – стоящего; опаздывающий – ожидающего; входящий – находящихся в помещении. Эти нормы сохраняются и в деловом этикете, если общающиеся имеют одинаковый статус.

Статусные различия вносят изменения в общие правила вежливости. На первый план выступает должность: нижестоящий по должности первым приветствует вышестоящего. По этой причине секретарь (женщина) первая приветствует своего начальника (мужчину); стоящие возле дверей аудитории студенты первыми приветствуют проходящего мимо преподавателя, декана, ректора и т.п. Как уже отмечалось, в зависимости от воли человека, занимающего более высокую должность, могут быть отступления от правил, Например, молодой директор (мужчина), если он хорошо воспитан, поздоровается первым со своим заместителем (женщиной), хотя она ниже его по должности. И ещё несколько уточнений:

v если входите в помещение, здоровайтесь первым, независимо от пола, статуса и возраста;

v если в кабинете у человека, к которому вы вошли, находятся другие люди, ограничьтесь общим приветствием. Затем обменяйтесь рукопожатием с тем, кто вас пригласил;

v здороваясь с женщиной, мужчина может слегка кивнуть головой. Это показывает, что он джентльмен, который даже на работе помнит, что перед ним дама.

Мы знаем, что по правилам общегражданского этикета мужчина обычно встает, приветствуя женщину или старшего по возрасту. Деловой этикет также рекомендует по возможности вставать при приветствии, если вы сидите. При этом руководствуйтесь здравым смыслом. Если вдруг вы не можете встать (например, из-за тесноты или неудобства), поприветствуйте других людей сидя, но извинитесь: «Извините, что я не встаю, здесь несколько тесно». Кроме того, могут не вставать пожилые люди или люди с травмой или ограниченными физическими возможностями.

При появлении руководителя обязательно нужно встать

1) если руководитель входит, чтобы поздороваться в начале рабочего дня;

2) если руководитель входит с делегацией или гостем;

3) если новый руководитель представляется подчиненным.

Войдя в кабинет руководителя, дождитесь приглашения сесть. Если разговор затягивается, можно попросить разрешения сесть (это правило распространяется и на мужчин, и на женщин). Если в кабинет руководителя входит сотрудник, руководитель может не вставать. Если входит гость или равный по должности, хозяин кабинета встаёт и приветчствует входящего.

В русском языке основное приветствие – здравствуйте. Доброе утро принято говорить до 12.00 часов, добрый день – до 18.00 часов, добрый вечер – после 18.00 часов. Эти приветствия не рекомендуется обращать к вышестоящим лицам, хотя последние могут таким образом приветствовать нижестоящих. Неправильно говорить Доброго утра! или Доброго времени суток! В деловой сфере недопустимо фамильярное Привет!. Можно добавить такие выражения как Очень рад вас видеть!, Добро пожаловать! – они задают общий позитивный тон речи. Разговор можно начать с фраз Как дела? Что нового? Как добрались? Однако они не предполагают развёрнутых ответов.

Если адресат находится на большом расстоянии или между общающимися находятся другие сотрудники, имеет смысл лишь обменяться поклонами. Поклон – это наклон головы, зафиксированный на 1-2 секунды.

Во время приветствия необходимо вынуть руки из карманов и сигарету изо рта, если вы курите. Женщина может не вынимать руки из карманов пальто или жакета.

На улице сотрудники приветствуют друг друга, руководствуясь теми же правилами, однако мужчине следует хотя бы прикоснуться к шляпе. Это правило не касается других головных уборов.

Приветствие может сопровождаться рукопожатием, однако при ежедневном общении пожимать друг другу руки не принято. Обычно это делается, если сотрудники не виделись какое-то время (например, рукопожатие после возвращения из отпуска), или по долгу службы встречаются не часто. Например, начальники отделов встречаются только на совещаниях, проводимых раз в месяц, и, здороваясь, обмениваются рукопожатиями.

По правилам общегражданского этикета ервым руку протягивает: женщина – мужчине, старший по возрасту – младшему.

По правилам делового этикета инициатором рукопожатия является старший по должности. Первым подаёт руку руководитель, даже если подчиненный – женщина. Например,на деловом совещании президент компании (мужчина) должен первым протянуть руку рядовому сотруднику (женщине). Итак, руку первым протягивает тот, кто «снисходит» до партнера, у кого более привилегированный статус в обществе: старший по должности, при должностном равенстве – женщина, старший по возрасту.

Рукопожатие – это символ открытости. Оно играет важную роль для установления отношений. Даже если человек вам неприятен, отвечайте рукопожатием на протянутую руку. Отказ пожать протянутую руку – серьёзное оскорбление. При рукопожатии следует смотреть человеку в лицо. Мужчина должен совершать рукопожатие стоя. Женщина поднимается только тогда, когда ей надо пожать руку человеку, намного старше ее, или когда она хочет удостоить его особой чести.

Рукопожатие не должно быть ни слишком сильным, ни слишком слабым. Нельзя трясти, встряхивать чужую руку, сжимать ее двумя руками, протягивать лишь пальцы руки. Ладонь должна быть сухой и чистой.

Если у вас заняты руки, обойдитесь словесным приветствием и кивком головы.

При рукопожатии мужчина снимает перчатку, женщина – нет. Мужчины, здороваясь друг с другом, могут не снимать перчатки. Но если один снял, должен снять и другой.

Если, войдя в комнату, где находятся несколько человек, вы хотите обменяться рукопожатием с одним из них, то следует обязательно протянуть руку и всем остальным мужчинам, равным вам по должности.

Если рукопожатием обмениваются сразу несколько человек и среди них есть как мужчины, так и женщины, то сначала женщина здоровается с женщиной, затем женщина с мужчиной и, наконец, мужчина с мужчиной. Запомните:

1) если вы подошли к небольшой группе людей и обменялись рукопожатием с одним человеком, нужно пожать руки и остальным;

2) если на фуршете подают холодные напитки, то в начале мероприятия, когда все приветствуют друг друга, следует держать бокал в левой руке, чтобы ладонь не была холодной и влажной;

3) во время рукопожатия не курят. Нужно выбросить сигатету, потом пожать руку. Если нет такой возможности, извинитесь за то, что вы с сигаретой.

4) никогда не протягивайте левую руку для рукопожатия, даже если вы левша;

5) в туалетной комнате руку не пожимают;

6)не принято обмениваться рукопожатием через порог, стол, над головой человека, сидящего между вами.

Женщине в знак приветствия никогда не целуют руку на улице, это делают только в помещении. Не целуют руку в перчатке, за исключением случаев, когда на руке кружевные перчатки к вечернему платью. Не целуют руку, протянутую над столом или стулом. Принято целовать руку только замужней женщине. Нельзя целовать руку только одной даме из нескольких присутствующих. Целуя руку, не следует поднимать ее слишком высоко, мужчине нужно самому наклониться. Целовать руку надо сдержанно, слегка касаясь ее губами или приближая губы к руке на расстоянии в несколько миллиметров.

Если адресат незнаком субъекту речи, то после приветствия следует знакомство. Оно может происходить непосредственно в виде самопрезентации или опосредованно в виде представления.

Согласно деловому этикету представить кого-то – значит назвать его имя, фамилию, должность, организацию, в которой он работает. Для того, чтобы иметь право кого-либо представить кому-либо, представляющий должен быть знаком с обеими сторонами.

Представляют: мужчину – женщине; младшего по возрасту – старшему по возрасту; имеющего более низкий должностной статус – имеющему более высокий должностной статус; одного сотрудника – группе сотрудников.

Назвав имя представляемого, следует назвать и того, кому представляем.

Представить одного человека другому можно двумя способами:

1) Господин Николаев ( или Анатолий Петрович), разрешите представить Вас госпоже Ивановой ( или Ивановой Анне Сергеевне);

2) Госпожа Иванова ( или Анна Сергеевна), позвольте представить Вам господина Николаева ( или Анатолия Петровича Николаева).

Второй способ более употребительный. Если это не светское, а деловое знакомство обязательно указание должности и места работы.

При представлении сотрудника начальнику представляющий говорит: «Господин директор (или имя-отчество), позвольте представить Вам нашего нового молодого сотрудника отдела рекламы – Сергея Кузнецова».

Если первое лицо (президент компании или директор, ведущий совещание) хочет представить вновь прибывшего сотрудника, он должен сделать следующее: идет навстречу вновь прибывшему, они обмениваются рукопожатием, после чего президент компании (директор) говорит присутствующим: «Позвольте вам представить – господин Сергеев». Новоприбывший и присутствующие пожимают друг другу руки, и при этом присутствующие по очереди называют свои фамилии. Вновь прибывший этого не делает, т.к. его уже представил директор компании. Имена и фамилии следует произносить четко и ясно, чтобы не было необходимости переспрашивать.

Представляющий, знакомя лиц одного пола, близких по возрасту и служебному положению, может воспользоваться формулировкой: «Познакомьтесь, пожалуйста, уважаемые коллеги», не акцентируя внимание на том, кто кому представлен. После этого знакомящиеся называют свои имена, отчества, фамилии.

Во время представления не нужно повторять имена людей по несколько раз. Это правило можно нарушить, если среди представляемых есть иностранец или человек с труднопроизносимым именем или фамилией. Если вы не расслышали имя, не стесняйтесь переспросить. Если человек, представляющий вас, вдруг забыл ваше имя, подскажите ему, чтобы избежать неловкости. Если при представлении неправильно назвали ваше имя, фамилию или профессию, то следует без раздражения поправить представляющего и внести необходимые уточнения. Если вы уже познакомились с человеком, но он не узнает вас, представьтесь ему еще раз.

Если при знакомстве люди сидят, то мужчина всегда встает, когда ему кого-либо или его кому-либо представляют. Женщина остается сидеть, если человек, с которым ее знакомят, не имеет более высокий должностной статус. Молодая женщина или девушка должна встать, когда ее знакомят с пожилой дамой или мужчиной, намного старше ее самой.

После представления принято обменяться любезными общими фразами. Инициатива при этом принадлежит женщине или лицу, старшему по должности, т.е. тому, кому представляли. Однако, если фразы носят отчетливо «верноподданнический» характер, их может произнести и тот, кого представляли. Например, представляемый может сказать: «Я давно мечтал познакомиться (быть представленным) с руководителем такой уважаемой фирмы!».

Когда вас представляют, скажите: «Здравствуйте» или «Приятно познакомиться» и смотрите в это время человеку в глаза. Если во время представления ваши руки заняты (например, папками), рукопожатие замените кивком.

При необходимости познакомить кого-либо со своими родственниками (например, во время домашнего приема сослуживцев) следует помнить, что собственных родственников, кроме матери, представляют всем остальным:

«Господин Петров, позвольте представить Вас моей матери, госпоже Николаевой (Ольге Дмитриевне)».

«Профессор Дроздов, позвольте познакомить Вас с моей дочерью Валентиной».

«Алла Сергеевна, познакомьтесь, пожалуйста, с моим братом Степаном».

«Иван Петрович, разрешите представить Вам мою жену Наталью».

«Доктор Федоров – моя жена Наталья».

При представлении своей жены или мужа нельзя использовать слова «госпожа» - «господин». Это допустимо лишь в том случае, если их знакомят с ребенком. Неуместны также слова «супруга» - «супруг», когда вы говорите о собственной жене или муже.

Знакомя двух людей, не представляйте одного из них как своего друга, если второй не является вашим родственником. Это недопустимо, потому что, рекомендуя одному человеку другого как своего друга, вы тем самым даете понять первому, что он не входит в круг ваших друзей.

По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этикет предлагает следующие формулы:

o Разрешите с Вами познакомиться,

o Позвольте с Вами познакомиться.

o Давайте познакомимся.

Далее называют себя, обмениваются визитными карточками (если они есть).

При посещении учреждения, офиса, необходимо представиться, используя формулу:

o Позвольте (разрешите) представиться. Моя фамилия Иванов.

При самопредставлении можно назвать свое ученое звание или должность:

o Разрешите представиться. Профессор Московского государственного университета Макаров Илья Петрович. Мне необходимо поговорить с Вами о …

Недопустимо называть себя «господином».

Важным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он настраивает адресата на положительное отношение к собеседнику. Комплименты говорят в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Неуместен неискренний и чрезмерно восторженный комплимент, а также комплимент ради комплимента. Комплимент может относиться к внешнему виду адресата, его отличным профессиональным способностям и высоким нравственным качествам, может содержать общую положительную оценку:

o Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите.

o Вы (так, очень) обаятельны (эрудированны, умны, образованны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).

o Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный,) специалист (экономист, менеджер, предприниматель, компаньон, партнер).

o Вы надежный партнер (компаньон).

o С Вами приятно (хорошо, отлично) иметь дело (работать, сотрудничать).

o Вы очень милый (интересный) человек (собеседник).

o Приятно было с Вами познакомиться.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.