Русский язык и культура речи — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Русский язык и культура речи

2017-09-27 398
Русский язык и культура речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГПОУ ЯО «ЯРОСЛАВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Русский язык и культура речи

Учебно – методическое пособие

для студентов средних медицинских учебных заведений

2017-2018

Автор-составитель: преподаватель русского языка и культуры речи

Ярославского медицинского колледжа Высшей квалификационной категории

Бабуркина Л.А.

Рецензенты: доцент кафедры русского языка Ярославского государственного

педагогического университета им. К. Д. Ушинского, кандидат филологических наук

Мурзо Г.В.;

преподаватель русского языка, культуры речи и литературы I категории ЯРТК Николаева А.Б.


Пояснительная записка

Учебное пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначено для студентов, обучающихся по специальностям:

31.02.01 «Лечебное дело»

31.02.02 «Акушерское дело»

34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.05 «Стоматология ортопедическая»

Стоматология профилактическая»

и составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, рабочей программой и тематическим планом дисциплины.

Цель данного пособия – развить интерес к русскому языку как жизненно важному элементу общения, источнику культурного наследия нации; повысить уровень речевой культуры студентов средних медицинских учебных заведений через усвоение ими общих закономерностей функционирования языка и речи. Данное пособие представляет собой пятую, значительно измененную редакцию. Оно обеспечивает не только формирование и отработку базовых лингвистических знаний, но и направлено на обучение русскому языку и культуре речи по отношению к будущей профессии. Студенты овладевают умением строить свою речь в соответствии с коммуникативными качествами «хорошей» речи: правильностью, точностью, логичностью, уместностью, чистотой, богатством и выразительностью; учатся воздействовать на людей словом; отрабатывают приемы рационального речевого поведения; приобретают навыки грамотного использования в своей речи профессиональной лексики. Учебное пособие, рассчитанное как для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям, так и для работы в аудитории, состоит из двух разделов.

Раздел I: Основные разделы русского языка. Культура речи. Нормы русского литературного языка.

Он включает в себя следующие темы:

Тема: «Понятие культуры речи. Коммуникативные качества хорошей речи. Понятие языковой нормы. Классификация норм».(2 занятия)

В процессе изучения первой темы студенты осознают различие между языком и речью, глубже осмысливают функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубляют знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка, о наиболее употребительных выразительных средствах русского литературного языка.

Тема: «Нормы устной речи. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Акцентологические нормы»(4 занятия)

После изучения этой темы студенты должны на более углубленном уровне знать правила современного русского произношения, основные тенденции развития норм ударения, правила постановки ударения в терминологической (в том числе медицинской) лексике.

На занятия нельзя опаздывать и пропускать их.

Что представляет собой дифференцированный зачет?

Дифференцированный зачет состоит из трех частей:

Теория.

Представляет собой ответ на теоретический вопрос (по билетам).

Например: Дайте определение понятия «Лексические нормы». Назовите виды нарушений лексической нормы. Приведите примеры.

Чтобы хорошо подготовиться к этой части, надо повторить теоретический материал – Блок информации, выучить все определения, выделенные в нем жирным шрифтом.

 

Практика.

Задания могут быть в виде теста, словарного диктанта, упражнения, редактирования предложений по изученным темам:

1.Акцентологические нормы;

2.Лексические нормы;

3.Морфологические нормы;

4.Синтаксические нормы.

 

М.р – мужской род сущ. - существительное

Ж.р - женский род глаг. - глагол

Ср.р. – средний род

Общ. р. – общий род прилаг. - прилагательное

Ед.ч. – единственное число числ. - числительное

Мн.ч. – множественное число мест. - местоимение

Им.п. – именительный падеж прич. - причастие

Род.п. – родительный падеж дееприч. - деепричастие

Воскл. – восклицательное

Распр. – распространенное

Условные обозначения

СР – словарная работа

ПС – Проверь себя

ПО – причастный оборот

ДО – деепричастный оборот

ОП – одиночное причастие

ОД - одиночное деепричастие

I часть

Занятие № 1,2

Словарная работа

Орфографическая разминка

Пунктуационная разминка

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку (см. Приложение №6).

Сделайте синтаксический разбор предложений (см. Приложение №4).

1. Наш язык это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

 

2. Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно прислушиваясь запоминая замечая читая и изучая.

 

Блок информации

I.Понятие культуры речи.

Культура речи - это совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К ним относятся: точность, понятность, чистота речи, богатство и разнообразие, выразительность, правильность.

Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но и прежде всего – требованием смысла». (К.Федин). Точность речи предполагает наиболее полное и адекватное замыслу, адресату и ситуации выражение мысли. Точность речи – это соответствие слов содержанию. Точная речь – это умение пользоваться синонимами, антонимами, другими языковыми средствами. Стремясь сделать свою мысль точной, а содержание достоверным, автор приходит, по выражению Л.Н.Толстого, к «единственно нужному расположению единственно нужных слов».

Понятность речи. Соблюдение требования понятности речи важно потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. Общепонятность языка определяется прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью устранения из речи слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, употребляемых без надобности.

«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». (В.Г.Белинский)

Чистота речи –– это важное качество правильной речи. Чистая речь свободна от нелитературных слов, не засорена жаргонизмами, диалектизмами, словами-«сорняками». Так, в литературной речи неуместны диалектные слова поребрик – бордюр, обвыкнуться – привыкнуть, облекнуть – испугаться и др. В художественном произведении диалектизмы употребляются как экспрессивные, эмоционально окрашенные слова. Они помогают автору точнее отобразить действительность, полнее раскрыть характеры героев. Диалектизмы умело использовали в своих произведениях Н.В. Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.Есенин, М.Шолохов, В.Распутин и др. Чистота речи предполагает и выдержанность стиля, отсутствие элементов других речевых стилей. Засоряют речь жаргонизмы и арготизмы: бабки – деньги, хата – квартира, сачковать – бездельничать и др.; лишние выражения-клише: так сказать, ну, собственно говоря, как бы, знаете ли, значит, вот, понятно, понимаешь, короче говоря, однозначно, буквально, блин, достал и др. Слова - сорняки не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания.

Норма литературного языка - это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основными признаками нормы литературного языка является относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность.

Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка.

 

Фразеологические

акцентологические словообразовательные пунктуационные

Морфологические

Синтаксические

Нормы, относящиеся только к устной речи:

1.Орфоэпические нормыэто нормы, связанные с произношением звуков, их сочетаний, отдельных слов, грамматических форм.

Например, правильно ака[ де ]мия (а не ака[ дэ ]мия).

Практика

Упражнение 1

Упражнение 2

Проверь себя

Самостоятельная работа

Словарная работа к занятию№ 1: выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Упражнение 2

Повторите постановку тире в простом предложении (см. Приложение №6).

К занятию №3:

Словарная работа к занятию№2: выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Самостоятельная работа «Проверь себя»

Повторите постановку знаков препинания при однородных членах (см. Приложение №6).

Индивидуальное задание.

Подготовьте сообщение на выбранную вами тему:

1.Разновидности русского языка;

2.Основные функции языка;

3.Русский язык в современном мире;

4.Понятие речевой коммуникативности;

Виды речевой деятельности.


Занятие № 3

Нормы устной речи

Словарная работа

Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы. От чего зависит написание чередующейся гласной в корне? Объясните правописание (см. Приложение №5).

Уб…раю, отп…рать, зам…реть, выч…тание, соч…тание, бл…стеть, бл…стательный, расст…латься, изл…гать, предпол…жение, к…снуться, к…сательная, р…стение, р…внина, выр…щенные овощи, поле зар…сло травой, р…стки прор…сли, отр…сль промышленности, соб…рать, ст…рать, зап…реть, заг…релый, оз…рение, тв…рить, непром…каемый, зар…внять.

 

Пунктуационная разминка

Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения (см. Приложение №4).

Блок информации

Фонетика (от греч. – звук) - раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи. Звук речи – кратчайшая, далее неделимая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Артикуляция (от лат. – членораздельно разговаривать) – работа органов речи, направленная на производство звуков. Орфоэпией (orthos – «прямой, прозрачный», epos – «речь») называется совокупность правил литературного произношения.

Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетании с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах. Нормы русского литературного произношения складывались в 18 веке, но в дальнейшем они видоизменялись. На произношение значительное влияние оказывает правописание, которое довольно часто расходится с произношением. Например: [коне чн о] вместо [коне шн о], [больш ого ] вместо [больш овъ ].

Соблюдение единообразия в произношении имеет большое значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте не воспринимается. Орфоэпические нормыэто нормы, связанные с произношением звуков, их сочетаний, отдельных слов, грамматических форм.

Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения.

I.Произношение гласных.

1. В русской речи среди гласных только ударные произносятся четко. В безударном положении они утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией.

Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [ă]: например, овраг – [ă]враг, автономия – [ă]вт[ă]номия.

В остальных безударных слогах (т.е. кроме первого предударного) на месте букв о и а после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается [ъ]. Например, голова – г[ъ]лова, сторона – ст[ъ]рона.

2. Буквы е и я в предударном слоге обозначают звук, средний между [э] и [и]. Условно этот звук обозначают знаком [и э ]. Например, пятак - п[и э ]так, перо - п[и э ]ро.

3. Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы]. Например, мединститут - мед[ы]нститут, из искры - из[ы]скры, смех и горе – смех [ы] горе. При наличии паузы [и] не переходит в [ы].

Например: и подошел, и сказал.

Не литературной нормой является побуквенное (нередуцированное) произношение слова. [Молоко] воспринимается нами как окающий говор, а замена безударных гласных на [а] без редукции – [малако] – как сильное аканье.

 

II.Произношение согласных.

Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.

1. В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим, например: хле[п] – хлеб, са[т] – сад, любо[ф’] – любовь, ле[к] – лег, поро[к] – порог (г//к при произношении). Но произношение звука [х] недопустимо как диалектное: ле[х], также поро[х]. Исключение составляет слово Бог – Бо[х].

2. Буква г произносится как [х] в сочетаниях гк – гч, например: ле гк ий – ле[ хк ]ий, ле гч е ле[ хч ].

3. В сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется второму. Например:


ло жк а – ло[ ш ]ка оглушение
про бк а – про[ п ]ка

и наоборот:

с доба – [ з ]доба озвончение
с губить – [ з ]губить

 

Перед согласными [л], [м], [н], [р], не имеющими парных глухих, и перед [в] уподобления не происходит. Слова произносятся так, как пишутся. Например, све[тл]о, [шв]ырять.

4. Уподобление происходит и при сочетании других согласных. Так сочетания сш и зш произносятся как долгий твердый согласный [ ]. Например, ни зш ий - ни[ ]ий, вы сш ий - вы[ ]ий, ра сщ уметься - ра[ ]уметься.

5. Сочетания сж и зж произносятся как долгий твердый согласный [ ]. Например, ра зж ать - ра[ ]ать, с ж изнью - [ ]изнью.

6. Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук [ ’]. В настоящее время вместо долгого мягкого [ ’] все чаще употребляется долгий твердый звук[ ].Например,
по зж е - по[ ’]е и по[ ]е, дро жж и - дро[ ’]и и дро[ ]и.

7. Сочетание сч произносится как долгий мягкий звук [ ’], так же, как звук, передаваемый на письме буквой щ. Например,
сч астье - [ ’]астье, сч ет - [ ’]ет.

8. Сочетание зч (на стыке корня и суффикса) произносится как долгий мягкий звук [ ’]. Например, прика зч ик - прика[ ’]ик, обра зч ик - обра[ ’]ик.

9. Сочетания тч и дч произносятся как долгий мягкий звук [ ’]. Например, докла дч ик - докла[ ’]ик, ле тч ик - ле[ ’]ик.

10. Сочетания тц и дц произносятся как долгий твердый звук [ ]. Например, два дц ать - два[ ]ать, золо тц е - золо[ ]е.

11. В сочетаниях стн, здн, стл согласные звуки [т] и [д] выпадают. Например, преле стн ый – преле[сн]ый, по здн о – по[зн]о, че стн ый – че[сн]ый, уча стл ивый – уча[сл]ивый.

12. В сочетаниях тс я и тьс я согласные звуки [тс] произносятся как долгий твердый звук Например, рассмея тьс я - рассме[ ]я.

13. Сочетание чн в современном русском языке произносится и как [шн] и как [чн]. Например, в слове було чн ая допустимо произношение [булошная] и [булочная]. Однако в некоторых словах произносится либо [шн], либо [чн]. Например, коне[шн]о (без вариантов), но закусо[чн]ая.

 

Практика

 

Упражнение 4

Упражнение 5

Упражнение 6

Упражнение 7

Упражнение 7

Словарная работа к занятию№3: выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Повторите правописание чередующейся гласной в корне слова (см. Приложение №5).

Повторите правила постановки знаков препинания при причастном обороте (см. Приложение №6).

Индивидуальное задание:

Выступление на медицинскую тему: «Обязанности участковой медсестры».

Занятие № 4

§ 3 Акцентологические нормы. Особенности постановки ударения в русском языке (общеупотребительная лексика). Правила постановки ударения в существительных.

Словарная работа

Орфографическая разминка

Пунктуационная разминка

Сделайте синтаксический разбор предложения (см. Приложение №4).

.

 

В краткой но исчерпывающей форме в эпикризе врач (не) только указывает причины направления б…льного в стац…онар но и описывает обст…ятельства послужившие (не)посредственным поводом для г…спитализации б…льного.

 

Блок информации

Ед.ч. Мн.ч.

И.п. п`етля п`етли

Р.п. п`етли п`етель

Д.п. п`етле п`етлям

В.п. п`етлю п`етли

Т.п п`етлей п`етлями

П.п. о п`етле о п`етлях

Исключение: «мертвая петл`я».

Мн.ч.

И.п. д`еньги

Р.п. д`енег

Д.п. (к) деньг`ам

В.п. д`еньги

Т.п. деньг`ами

П.п. (о) деньг`ах

Исключение: «Не в д`еньгах счастье».

 

Установлено, что около 96% слов русского языка отличаются фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную лексику языка, отличаются разноместностью и подвижностью. Именно разноместность и подвижность ударения создают трудности при его усвоении. Вряд ли нужно доказывать необходимость уметь преодолевать эти трудности: навыки правильно ставить ударение являются существенным элементом речевой культуры.

 

Запомните! Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными.

3. Часто в русском языке место ударения указывает на разные по значению слова. Например:

Д хи-дух ` и, з ` а мок – зам ` о к

Запомните пары слов, ударение в которых указывает на их разное лексическое значение:

Брон` я -защитная обшивка

Бр` о ня -закрепление лица, предмета или услуги за кем-чем-нибудь

К` о лос – соцветие злаков

Кол` о сс – гигант, огромная статуя

Остр` о та – остроумное выражение

Острот` а - острота ощущений.

Пр`овод -металлическая проволока

 

Пров`од -вторая часть сложных слов со значением «являющийся проводником чего-либо».

Например: газо пров`од, нефте пров`од.

 

Электро пров` о д -система для передачи электричества

Электро пр` о вод – электрический шнур.

Такие слова называются омографами.

Практика

Упражнение 8

Упражнение 9

Блок информации

Практика

Упражнение 10

Упражнение 11

Упражнение 12

Упражнение 13

Словарная работа к занятию№ 4: выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Повторите правила постановки знаков препинания при однородных членах и ПО (см. Приложение №6).

Индивидуальное задание:

Занятие № 5

§ 4 Акцентологические нормы (общеупотребительная лексика). Постановка ударения в прилагательных и глаголах.

Словарная работа

Орфографическая разминка

Пунктуационная разминка

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку (см. Приложение №6).

Сделайте синтаксический разбор предложения (см. Приложение №4).

Многие паци…нты страдающие гиперт…нией на протяжении длительного врем…ни

(в)начале развития своих болезней этому с…мптому безусловно (не) пр…давали значения считая его лиш? (мало)значительным возр…стным фактором.

Блок информации

Практика

 

Упражнение 14

Упражнение 15

В каком из слов ударение поставлено верно, а в каком - нет? Правильный вариант запишите. Запомните постановку ударения в этих словах.

О птовый — опт О вый, укра И нский — укр А инский, г О спитальный – госпит А льный, к У хонный — кух О нный, нав Е рх — н А верх, зав И дно — з А видно, сл И вовый – слив О вый, крас И вее – красив Е е, з У бчатый – зубч А тый, А вгустовский – август О вский, новор О жденный – новорожд Е нный, м И зерный – миз Е рный, м А стерски – мастерск И, Э кспертный - эксп Е ртный, ар А хисовый – арах И совый, св Е кольный - свек О льный, в А ловый – валов О й, г Е рбовый – герб О вый, одновр Е менный – одноврем Е нный, м У скулистый – мускул И стый, озл О бленный – озлобл Е нный.

Блок информации

 

Практика

Упражнение 16

Проверь себя

Самостоятельная работа

Словарная работа к занятию№5: выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Упражнение 16 (закончить)

Самостоятельная работа «Проверь себя»

Повторите правила постановки знаков препинания при вводных словах; при обособленных членах, выраженных ПО и ДО (см. Приложение №6).

8.Подготовьтесь к Итоговому контролю по теме: «Акцентологические нормы. Постановка ударения в общеупотребительных словах» (§3, 4 - Блок информации; повторите постановку ударения в словах из упражнений к занятиям №4,5).

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 1

Постановка ударения в общеупотребительных словах:

Тест – контроль № 1

Акцентологические нормы


Занятие № 6

Словарная работа

Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание - З – С в приставках (см. Приложение №5).

Бе…предельная даль, бе…заботный человек, бе…срочный отпуск, во…питать ученика, во…растной ценз, во…становить город, и…портить вещь, и…черпать ресурсы, ра…купленные книги, ра…сортированный товар, ра…бросанные вещи, …бежать, …грузить, …дание, …дравница, чре…вычайно, чере…чур, мирово…зрение, ни…вергнуть, ра…чет, ра…считывать, ра…сориться, бе…вкусный.

Пунктуационная разминка

Вставьте пропущенные буквы.

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку (см. Приложение №.6).

Сделайте синтаксический разбор предложения (см. Приложение №4).

В понятие иш…мической болезни сер…ца (ИБС) спец…алисты включают все виды ат…росклер…тического пор…жения сер…ца стенок…рдию инфаркт м…окарда.

Блок информации

Постановка ударения в словах, оканчивающихся на – лог, - мия, - метрия, - графия, - скопия, - мания, - нария:

1. Ударение в именах существительных на – лог:

а) ударение в словах, обозначающих лиц по профессии или роду занятий, падает, как правило, на предпоследний слог.

Например: би` о лог, архе` о лог, астр` о лог, дермат` о лог, гинек` о лог, стомат` о лог.

Исключения:

Генеал` о г

Минерал` о г.

б) в остальных общеупотребительных существительных на – лог ударным является последний слог.

Например: диал` о г, зал` о г, некрол` о г, катал` о г.

Исключения:

Ан` а лог

П` о лог.

2. Ударение в именах существительных на – м` и я:

а) в общеупотребительных словах ударение падает на слог перед `…мия.

Например: анат` о мия, агрон` о мия, физион` о мия;

б) в словах – терминах, чаще употребляющихся в профессиональной речи, ударение, как правило, падает на предпоследний слог.

Например: анем` и я, гиперем` и я, лейкем` и я.

Исключения:

Метон` и мия

Патрон` и мия

Топон` и мия.

3. У общеупотребительных существительных и слов медицинской терминологии со второй частью – м` е трия ударение практически всегда падает на м` е (- м` е трия).

Например: геом` е трия, дозим` е трия, рентгеном`етрия, биом` е трия.

Исключения:

Симметр` и я

Асимметр` и я

Полиметр` и я
Фонометр` и я

Склерометр` и я.

4. У общеупотребительных существительных и слов медицинской терминологии со второй частью – гр` а фия ударение падает на а (-гр` а фия). Например: геогр` а фия, флюорогр` а фия, кардиогр` а фия.

Исключения:

Телеграф` и я

Полиграф` и я.

5. У слов медицинской терминологии со второй частью – скоп`ия ударение всегда одинаково и падает на и (- скоп` и я).

Например: рентгеноскоп` и я, спектроскоп` и я, дактилоскоп` и я, эндоскоп`ия.

6. У существительных со второй частью – м` а ' ния ударение всегда постоянно и падает на а (- м` а ния).

Например: нарком` а ния, библиом` а ния, англом` а ния.

7. У существительных со второй частью – н` а рия ударение всегда постоянно и падает на а (- н` а рия).

Например: ламин` а рия, ветерин` а рия, кулин` а рия, семин` а рия.

В вышеприведенных словах при изменении по падежам ударение ставится по аналогии с именительным падежом единственного числа.

 

Практика

Упражнение 17

Вставьте пропущенные буквы. Поставьте ударение в словах. Что общего в этих словах? Какое (-ие) слово (-а) являе(-ю)тся лишним (-и)? Составьте 2-3 предложения с любым из них.

Д…рматолог, (а,о)нколог, (а,о)фтальмолог, н…рколог, гастр…энтеролог, к…рдиолог, п…литолог, д…фектолог, г…неалог, невроп…толог, н…кролог, ст…м…толог, г…неколог, р…ан…матолог, ан…стезиолог.

Упражнение 18

Упражнение 19

Упражнение 20

Проверь себя

Самостоятельная работа

Словарная работа к занятию№6: выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Упражнение 20

Самостоятельная работа «Проверь себя»

Повторите правописание приставок (см. Приложение №5).

Повторите правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом (см. Приложение №6).

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 2

Нормы письменной речи

Занятие № 7

Орфографические нормы.

Словарная работа

Орфографическая разминка

Блок информации

 

Нормы письменной речи изучаются еще в образовательной школе на уроках русского языка. Никакая выразительная, логичная, точная и богатая речь не произведет должного впечатления, если автор речи неграмотно пишет. В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области норм письменной речи русского литературного языка каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам.

Орфография - это совокупность правил, устанавливающих:

- единообразное написание морфем (т.е. значащих частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний);

- раздельное и слитное написание слов и их частей;

- употребление прописных букв;

- правила переноса слов.

Практика

Упражнение 21

Упражнение 22

Перепишите, раскрывая скобки. Вспомните правописание НЕ-НИ с разными частями речи (см. Приложение №5).

.

 

(Не) известный писатель, совершенно (не) известный писатель, (не) известный нам писатель, (не) выдуманные истории, (не) выдуманные нами истории, (не) заменимый сотрудник, ни с чем (не) сравнимая красота, (не) любимый мачехой ребенок, (не) дооценить услугу, (не) рад, работа (не) опубликована, (не) вежество, очень (не) внимателен, (не) засеянные крестьянами поля, шел (не) спеша, (не) удостоил взглядом, (не) приятный тон, (не) лепый поступок, далеко (не) легкое дело, озеро (не) глубокое, а широкое, (не) досмотреть спектакль, она (не) замужем, говорить (не) правду.

Упражнение 23

Вставьте пропущенные буквы там, где это нужно. Вспомните правила правописания Н-НН в разных частях речи (см. Приложение №5).

Ноше…ный костюм, поноше…ный костюм, кожа…ный портфель, ветре…ный день, пече…ный картофель, пече…ный в золе картофель, балова…ный ребенок, фруктовое мороже…ное, свежемороже…ная рыба, замороже…ные продукты, стекля…ная ваза, соломе…ная шляпка, безветре…ный день, со…ная девочка, гуси…ный пух, зеле…ный чай, купле…ный в магазине, жела…ный подарок, смышле…ный ребенок, избалова…ны судьбой, гости…ный двор, жаре…ное мясо, зажаре…ная утка, багря…ный цвет, газирова…ная вода, некоше…ная трава, нескоше…ная трава, это це…но, це…ная вещь, вещь оцене…на антикваром, проще…ное воскресенье.

Упражнение 24

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание (см. Приложение №5).

(С)играть (в)ничью, бе(з,с)застенчивый, (под)итожить, двух…ярусный, пр…бывать на отдыхе, ад…ютант, д…када, подж…г дом, предчу…ствовать, инте(л,лл)игентный, овчи(н,нн)ый, учас…ливый, непр…к…самые, пр…одолеть пр…пятствие, бл…стящий, бл…стающий, (с)бежать, м…лодеж…, много чащ…, деш…вка, (не) подумав, (не)возражаю, ра(с,сс)читывать, бе(с,з)сердечный, пр…мудрость, пр…вратник, п…лисадник, буду…щий, чере(с,з)чур, (тот) час, мечтать (в) тайне, бок (о) бок, (англо)русский, отреж…те, пр…твориться спящим, пр…ступить к ремонту, отправле(н,нн)о (во)время, даль тума(н,нн)а, пр…волжский, (как) будто, (по) одиночке, (не) пройдеш… (ни)как, устремле(н,нн)ы (в)глубь, трен…ровка, (не) глядя, подли(н,нн)ый, краше(н,нн)ый пол, груже(н,нн)ая дровами баржа, пр…ходящий успех, пр…творить мечту, бор…щиеся с пр…ступниками, чре…вычайно, мирово?зрение.

Упражнение 25*

Вспомните правила правописания Е - О после шипящих в корне, суффиксе и окончании (см. Приложение №5).

Груш…вка, деш…вка, душ…нка, пш…нка, ключ…м, прич…м, ковш…вый, деш…вый, луч…м, печ…м, размеж…вка, обж…ры, стаж…ры, нипоч…м, туш…нка, смеш…н, лиш…н, печ…нка, стриж…м (птица), хорош… стриж…м (глагол), трещ…тка, щ…тка, этаж…м, береж…м, подж…г дома, подж…г дом, ш…рох, ш…пот, горяч…, певуч…, марганц…вка.

Упражнение 26*

Приводимые ниже слова разбейте на три группы:

1)приставка ПРЕ – в значении очень, весьма;

2)приставка ПРЕ – близка к значению приставки ПЕРЕ – (придаёт значение через, по-иному);

Проверь себя

Самостоятельная работа

Тест по орфографии

Упражнение 24


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.254 с.