Основы медицинской информатики — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Основы медицинской информатики

2017-09-27 260
Основы медицинской информатики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 17

Основы медицинской информатики

 

Компьютерные технологии находят все более широкое применение в различных разделах деятельности здравоохранения. Многие лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) оснащены современными персональными ЭВМ, которые стали доступными, надежными и удобными для медицинских работников. Применение ЭВМ в медицине все чаще сопровождается существенным социальным и экономическим эффектом. Массовое распространение компьютеризации способствует формированию базы для выхода в перспективе на новый качественный уровень оказания медицинской помощи. Все вышеперечисленное выдвигает в число первоочередных задач создание продуманной системы широкого освоения навыков работы на компьютерах всеми работниками здравоохранения - врачами, фельдшерами, медсестрами, экономистами, руководителями различного уровня, студентами вузов и учащимися средних специальных медицинских учебных заведений, и т.д.

Медицинская информация - это данные о здоровье населения, о системе здравоохранения, о медицинской науке, о социальной и физической внешней среде, которые содержат информацию, нужную для целей управления здравоохранением.

Информатизация - процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информатика - область научно-технической деятельности, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, распространения, представления и использования информации, решения проблем создания, внедрения и использования информационной техники и технологии во всех сферах общественной жизни. Соответствующим образом трактуется и «медицинская информатика».

Мультимедийные технологии

«Мультимедиа» (multimedia) в дословном переводе на русский язык звучит как «много сред». Мультимедиа – это специальная технология, позволяющая с помощью программного обеспечения и технических средств объединить на компьютере обычную информацию (текст и графику) со звуком и видеоизображениями. В представлении пользователя технологию мультимедиа образуют:

- Аппаратные средства компьютера, обеспечивающие доступ к данным и воспроизведение мультимедийной информации;

- Программные средства, обслуживающие доступ и воспроизведение;

- Носители информации и мультимедиа.

Из аппаратных ресурсов к устройствам мультимедиа принято относить CD-ROM или DVD-ROM, звуковую карту и 3D – графический ускоритель, WEB-камеру, колонки.

К мультимедийным продуктам относят как энциклопедии на компакт – дисках, так и сами компакт – диски. Мультимедийной можно назвать презентацию в PowerPoint, так и звуковой редактор, убирающий шумы из старой виниловой пластинки.

Мультимедийные возможности современных компьютеров широко используются в телемедицинских технологиях.

Компьютер и здоровье

Человек, работающий за компьютером, подвергается опасности с трех сторон:

- Электромагнитные поля, излучаемые компьютером;

- Специфическая нагрузка на органы зрения.

- Статичные нагрузки.

Автоматизированная система управления (АСУ) - человеко-машинная система, осуществляющая автоматизированное управление, включая сбор, обработку, передачу, анализ и хранение информации, неформализованные решения в которой принимает человек.

АСУ в здравоохранении - совокупность организационных, административных и экономико-математических методов, средств вычислительной техники и связи, предназначенных для автоматизации управления в системе здравоохранения с целью совершенствования деятельности отрасли по оказанию населению лечебной, профилактической и лекарственной помощи.

В последующем термины «АСУ в здравоохранении» и «Компьютерные технологии в здравоохранении» будут использоваться как синонимы.

В результате развития компьютерных технологий в здравоохранении, являющихся человеко-машинными системами, возникает новое представление об организации работы специалиста, использующего их в своей деятельности. Центральным при этом становится понятие об автоматизированном рабочем месте (АРМ) медицинского работника. Под ним понимается рабочее место медработника, оснащенное средствами вычислительной техники и связи, и программным комплексом для сбора, хранения и анализа медицинской и парамедицинской информатики, используемой им в качестве интеллектуального инструмента для принятия диагностических и тактических решений.

Содержательной основой АРМов медицинских работников является информация, позволяющая за счет применения компьютерных технологий более эффективно выполнять лечебные, диагностические, профилактические, аналитические и управленческие функции. В основе эффективного функционирования АРМов в здравоохранении лежит единство их составляющих - технического, программного, информационного и человеческого фактора.

Разработчиками АСУ обычно являются научно-исследовательские учреждения, а также информационно-аналитические центры и лаборатории системы министерства здравоохранения РФ. В качестве заказчиков выступают обычно органы и учреждения здравоохранения, или финансирующие их организации.

Разработка программного средства (ПС) включает следующие основные этапы:

- разработка технико - экономического обоснования;

- разработка технического задания (ТЗ);

- разработка техно - рабочего проекта (ТРП);

- сдача и ввод в эксплуатацию программного средства;

- анализ и оценка функционирования программного средства.

Предназначение врача в развитии АСУ - научиться ставить задачи перед разработчиками систем управления и компьютерных технологий в медицине. А для этого необходимо глубоко понимать суть любого управленческого процесса, - независимо от того, базируется ли управление на средствах вычислительной техники или на традиционных технологиях обработки информации.

Внедрение ПС в здравоохранении начинается с принятия руководителем решения о необходимости внедрения компьютерных технологий, и выбора стратегии и тактики. Комплексный подход к обеспечению эффективности внедрения и развития АСУ в здравоохранении включает в себя три блока:

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ
ü Технический ü Программный ü Информационный ü Организационный ü Кадровый Скоординированность основных факторов и ведущих принципов в одно и то же время в одном и том же месте. ü «Первого руководителя» ü «Новых задач» ü «Объективной необходимости» ü «Трансформации в управленческие технологии»

Началом широкого и планового внедрения в практическое здравоохранение Удмуртии автоматизированных систем управления с использованием средств вычислительной техники можно назвать 1976 год. Именно с этого момента начинает свой путь развития информационно-аналитический центр МЗ УР. В настоящее время в органах и учреждениях здравоохранения находится в промышленной эксплуатации более 70 программных комплексов. По таким задачам, как «Стационар», «Поликлиника», «Кадры ЛПУ», «АРМ статистика стоматологической поликлиники» достигнут охват автоматизированной обработкой данных всей республики. Кроме того, разработаны программные средства по ведению ряда специализированных регистров на социально значимые контингенты населения: гематологических больных, переболевших природно-очаговыми инфекциями, туберкулезных больных и др.

Особое внимание уделяется разработке и внедрению программных комплексов регионального уровня. Только охват компьютерными технологиями информатизации всего региона в целом позволяет рассчитывать на повышение эффективности управления в масштабах отрасли. Среди программных средств, разработанных для регионального уровня, наибольший интерес представляют те, которые автоматизируют наиболее интенсивные и часто используемые информационные потоки – о функционировании поликлинической, стационарной, стоматологической служб, о кадровых ресурсах, состояния здоровья населения, работе различных звеньев медицинской помощи.

Значительное место среди разработанных программных средств занимают те, которые применимы для повышения эффективности выполнения различных управленческих функций на любом уровне. Среди них следует особо выделить программы по обобщенной оценке показателей деятельности учреждений и служб здравоохранения; по социологической оценке населением оказания медицинской помощи; по оценке знаний врачей и средних медработников; по оценке деловых качеств и управленческих навыков у руководителей и т. п.

Сегодня каждое ЛПУ может выбрать удобный вариант типового программного обеспечения с учетом своих желаний и возможностей, а также организовать свой отдел АСУ на основании Приказа МЗ СССР №920 от 30.07.1987г.

На ноябрь 2007г. программные средства используются в 2300 структурных подразделениях ЛПУ республики. Наиболее широко внедрены такие комплексы программ, как «Кадры ЛПУ» (8 учреждений), «Стационар» (101), «Поликлиника» (101), «Штатное расписание и тарификационные списки» (103), и др.

Компьютерные сети

Современные информационные системы продолжают возникшую в конце 70-х гг. тенденцию распределенной обработки данных. Начальным этапом развития таких систем явились многомашинные ассоциации – совокупность вычислительных машин различной производительности, объединенных в систему с помощью каналов связи. Высшей стадией систем распределенной обработки данных являются компьютерные (вычислительные) сети различных уровней – от локальных до глобальных.

Глобальная сеть INTERNET

INTERNET представляет собой глобальную компьютерную сеть. Само ее название означает «между сетей». Это сеть, соединяющая отдельные сети.

INTERNET обеспечивает обмен информацией между всеми компьютерами, которые входят в сети, подключенные к ней. Основные ячейки INTERNET – локальные вычислительные сети. Это значит, что INTERNET не просто устанавливает связь между отдельными компьютерами, а создает пути соединения для более крупных единиц – групп компьютеров. Каждый подключенный к сети компьютер имеет свой адрес, по которому его может найти абонент из любой точки света.

Для каждого компьютера устанавливаются два адреса: цифровой IP-адрес (IP- Internetwork Protocol –межсетевой протокол) и доменный адрес.

Оба эти адреса могут применяться равноценно. Цифровой адрес удобен для обработки на компьютере, а доменный адрес – для восприятия пользователем.

Цифровой адрес имеет длину 32 бита. Для удобства он разделяется на четыре блока по 8 бит, которые можно записать в десятичном виде. Адрес содержит полную информацию, необходимую для идентификации компьютера. Два блока определяют адрес сети, а два другие – адрес компьютера внутри этой сети. IP-адрес включает в себя три компонента: адрес сети, адрес подсети и адрес компьютера в подсети.

Доменный адрес определяет область, представляющую ряд компьютеров, самостоятельно подключенных к INTERNET (хост-компьютеры). В отличие от цифрового он читается в обратном порядке. Вначале идет имя компьютера, затем имя сети, в которой он находится.

В системе адресов INTERNET приняты домены, представленные географическими регионами:

Uk – Великобритания;

Ru – Россия;

By – Белоруссия.

Существуют и домены, разделенные по тематическим признакам:

Com – коммерческие организации;

Gov – правительственные учреждения;

Edu – образовательные учреждения;

Компьютерное имя включает, как минимум, два уровня доменов. Каждый уровень отделяется от другого точкой. Слева от домена верхнего уровня располагаются другие имена. Все имена, находящиеся слева, - поддомены для общего домена.

Для пользователей INTERNET адресами могут быть просто их регистрационные имена на компьютере, подключенном к сети. За именем следует знак @. Все это слева присоединяется к имени компьютера.

Сервисы INTERNET можно условно разделить на интерактивные, прямые и отложенные.

Интерактивные требуют быстрого реагирования – например IRC (INTERNET RELAY CHAT) – ретранслируемая беседа, разговор группы людей по INTERNET в реальном времени.

Прямые сервисы характеризуются тем, что информация к клиенту возвращается немедленно, но может быть отложена на неопределенный срок для ознакомления. Пример – документы WWW.

Отложенные характеризуются тем, что запрос и получение информации могут быть на неопределенный срок разделены по времени. Пример – электронная почта.

Аналогами в реальной жизни интерактивного, прямого и отложенного сервисов являются телефон, факс и обычное бумажное письмо.

E-MAIL (электронная почта) – это первый и остающийся в настоящее время самым популярным из сервисов INTERNET. Адресат получает сообщение на свой компьютер через какой-то, возможно, достаточно длительный промежуток времени, и читает сообщение тогда, когда ему будет удобно.

WWW (WORLD-WIDE WEB) – система гипертекста. Это глобальный сервис INTERNET. Гипертекстовый документ – документ, который содержит ссылки на другие документы. Основа WWW – гипермедийный документ, т.е. документ, который содержит в себе текст, графику, звук и в котором каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть (с текстом, графикой и звуком). Ссылки организованы таким образом, что любой информационный ресурс в INTERNET адресуется однозначно.

Основные понятия в WWW:

· HTML (HYPERTEXT MARKUP LANGUAGE, язык разметки гипертектса). Этот формат описывает документы, которые помещаются в INTERNET.

· HTTP (HYPERTEXT TRANSFER PROTOCOL, протокол передачи гипертекста). Название протокола для взаимодействия клиента и сервера WWW.

· URL (UNIFORM RESOURCE LOCATOR, универсальный указатель на ресурс). Так называются ссылки на информационные ресурсы INTERNET.

FTP – это протокол передачи файлов (FILE TRANSFER PROTOCOL) и в то же время это сервис, позволяющий организовывать доступ к файловым архивам. Программа для работы с ними называется FTP-клиент и позволяет копировать файлы с удаленного компьютера на локальный и наоборот.

Текстовый процессор WORD

Текстовый процессор MICROSOFT WORD входит в пакет программ под общим названием OFFICE, выпущенный корпорацией MICROSOFT. Он предназначен для работы под управлением операционной системы WINDOWS.

 
 

 

 


Рис. 7 Рабочее окно процессора MICROSOFT WORD

В верхней части рабочего окна редактора расположен заголовок окна. В левой части заголовка окна находится логотип редактора, его название и через дефис название редактируемого документа. В правой части заголовка окна расположены кнопки управления рабочим окном редактора. Под заголовком окна расположено основное меню редактора, с помощью которого можно выполнить любую доступную редактору команду. Под основным меню редактора расположены панели инструментов.

Панель инструментов WORD состоит из кнопок, связанных с наиболее часто выполняемыми командами. Если подвести указатель мыши к любой из кнопок, то на экране появится всплывающая подсказка с названием связанной с кнопкой команды. Под панелями инструментов находится горизонтальная линейка, с помощью которой можно, например, устанавливать и измерять отступы от краев бумаги слева и справа. Сразу под горизонтальной линейкой начинается окно документа, в котором отображается редактируемый или создаваемый документ. Вертикальная полоса прокрутки предназначена для прокрутки текста в окне документа в тех случаях, когда весь текст редактируемого документа не помещается в окне. С помощью вертикальной линейки можно измерять вертикальные размеры полосы набора текста. Переключатель режима отображения документа предназначен для быстрого выбора нужного вас режима отображения документа. Строка состояния отображает дополнительную информацию: номер текущей страницы документа, номер текущей строки и позиции текстового курсора в строке и т.п.

Любой текстовый документ условно можно рассматривать как совокупность символов, слов, строк, предложений, абзацев, страниц, разделов, заголовков и т.д. Форматирование документа подразумевает видоизменение какой-либо части документа.

Создание текстового документа можно условно разбить на три этапа. Первый этап – ввод текста документа, второй – форматирование документа, третий – сохранение и вывод на печать. Формат символов, т.е. их внешний вид, в любом текстовом документе определяется свойствами шрифта. Основными параметрами шрифта являются его название, начертание, размер, цвет, подчеркивание, интервал, смещение, а также дополнительные эффекты.

Важным элементом текстового документа является абзац. Под абзацем следует понимать текст, расположенный между двумя специальными символами – признаками конца абзаца. Формат абзаца определяет положение текста на странице. Формат абзаца включает в себя такие параметры, как отступ, интервал, выравнивание и положение на странице. Отступ абзаца определяет расстояние от левого или правого поля страницы до начала или конца строк абзаца. Интервал абзаца задает расстояние в пунктах между двумя абзацами по вертикали. Выравнивание определяет, каким образом будет располагаться текст абзаца на странице. В современных текстовых редакторах существует возможность выделять различные элементы текстового документа с помощью обрамления и заливки. Также предусмотрены хорошо развитые возможности по созданию и редактированию таблиц. Можно самостоятельно создавать таблицы, либо выбрать таблицы подходящей формы из заготовок, самого редактора. Для создания таблицы необходимо указать место, где должна помещаться таблица и сколько строк и столбцов она должна содержать. После чего, нужно ввести текст в ячейки таблицы и указать способ обрамления и заливки при необходимости.

Перед началом составления любого документа желательно сразу определить на бумаге какого формата он будет распечатан, чтобы при вводе текста документа сразу было видно, как он будет выглядеть, надо изменить параметры страницы можно и после ввода текста документа. Формат страницы определяется размером бумаги (высота и ширина), на которой впоследствии будет напечатан документ, ориентацией, отступами текста от краев бумаги. Ориентация страницы может быть книжная и альбомная. Вы можете установить желаемые отступы текста от краев бумаги. Ограничения накладываются только возможностями устройства печати.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные группы, на которые можно разделить сервисные программы.

2. Под управлением какой операционной системы может работать текстовый процессор WORD?

3. Приведите примеры изменения готового документа (шрифты, подчеркивание, удаление…).

4. Перечислите способы сохранения готового документа.

5. Что такое электронные таблицы, табличный процессор, рабочая книга, рабочий лист, ячейка, адрес ячейки?

Телемедицинские технологии

Основные направления применения телемедицинских технологий определены в приложении к приказу Минздрава РФ и РАМН от 27.08.2002 № 344/76 «Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации» и в Концепции развития телемедицинских технологий в Приволжском федеральном округе (утверждена Распоряжением Представителя Минздрава РФ 26.11.2002г. № 11).

Телемедицина («медицина на расстоянии»)– это лечебно-диагностические консультации, управленческие, образовательные, научные и просветительские мероприятия в области здравоохранения, реализуемые с применением телекоммуникационных технологий.

Цель телемедицины – предоставление качественной медицинской помощи любому человеку независимо от его местонахождения и социального положения.

Предмет телемедицины – передача посредством телекоммуникаций и компьютерных технологий всех видов медицинской информации между отдаленными друг от друга пунктами (мед.учреждениями, пациентами и врачами, представителями здравоохранения и т.д.)

В настоящее время в телемедицине сформировались и интенсивно развиваются пять направлений:

1. Телеконсультации.

системы отсроченных телеконсультаций «off-line»;

системы консультаций в режиме видеоконференций «on-line».

2. Дистанционное обучение.

дипломное образование;

последипломное образование.

3.Специализированные (ведомственные) телемедицинские проекты (военная телемедицина, космическая телемедицина, телемедицина чрезвычайных ситуаций и катастроф).

4. Медицинские базы данных.

объединенные базы научной медицинской информации;

специализированные (профильные) медицинские базы данных.

5. Домашняя телемедицина

Примеры применения телемедицины

Министерство здравоохранения Удмуртской республики неоднократно выходило с предложением об активизации работ по телемедицине в республике. Первый раз в 2003 году для включения в проект «Электронная Удмуртия». Затем в 2004, 2005 годах были проведены расчеты и подготовлена заявка и вновь в феврале 2006 года направлено письмо в Минэкономики.

Предполагается на эти средства на первом этапе создать региональные ТМ-сети, в которых планируется создание региональных телемедицинских центров в республиканском клиническом диагностическом центре и республиканской клинической больнице №1 и ТМ-кабинетов в.г. Глазове, г.Можге и Республиканской детской клинической больнице.

 

Категория Пример
Работа с пациентами Радиологические исследования, послеоперационное наблюдение, мониторинг
Профессиональное образование Последипломное дистантное образование, предоставление информации с помощью сетей, индивидуальные сеансы связи
Образование пациентов Научно-популярная и доступная медицинская информация, не нарушающая принципов деонтологии и медицинской этики для здоровых людей и пациентов с хроническими заболеваниями
Автоматизированные рабочие места Накопление, хранение и использование медицинских записей (электронные истории болезни)
Научный поиск Организация массивов данных, получаемых из различных источников, их сортировка и каталогизация
Здравоохранение Дистанционные совещания между органами управления, надзор за качеством оказания медицинских услуг, консультационная помощь организационного плана

 

Телемедицинская сеть региона представляет собой объединенную каналами связи совокупность телемедицинских пунктов медицинских учреждений региона.

1 уровень. Региональный телемедицинский центр на базе Республиканского диагностического центра. Предполагаются следующие варианты проведения видеоконференцсвязи из главного телемедицинского центра региона:

Стандартная телеконференция - на скорости 128 кбит/сек - качество передачи видеосигнала на скорости до 15 кадров/сек (потребность - 1 канал ISDN - 1 BRI) используется для проведения плановых или экстренных телеконсультаций.

Повышенное качество телеконференции - на скорости 384 кбит/с - качество передачи видеосигнала на скорости до 30 кадров/с.(потребность - 3 канала ISDN - 3 BRI) используется для проведения телеконсультаций с повышенными требованиями к видеосигналам, проведения консилиумов и научных телеконференций с зарубежными или отечественными центрами

Специальное качество телеконференции - одновременная работа двух систем - на скорости 384 кбит/с - качество передачи видеосигнала на скорости до 30 кадров/сек - для одновременной демонстрации, например, манипуляций рук ангиохирурга и данных ангиокардиографии (потребность - 6 каналов ISDN - 6 BRI), либо хода операции с двух точек.

2 уровень. Учрежденческий или территориальный телемедицинский центр (кабинет) - 3 учреждения (Республиканская детская клиническая больница, Глазовская и Можгинская ЦРБ).

Планируемая телемедицинская сеть в Удмуртской Республике

Региональная телемедицинская сеть (далее ТМС) предназначена для решения задач диагностирования, лечения и реабилитации больных, а также распространения знаний и опыта среди медперсонала различного уровня. Таким образом, ТМС является основой для построения единого информационного пространства, объединяющего все элементы системы регионального здравоохранения.

Задачи, решаемые ТМС:

1. Оказание помощи врачам, работающим в удаленных стационарных или временно развернутых медицинских пунктах при диагностике и лечении больных;

2. Передача знаний и опыта специалистов ведущих медицинских лечебных и учебных центров врачам-практикам, проведение удаленных квалификационных экзаменов и сертификаций;

3. ТМС объединяет все типы учреждений здравоохранения - центральные и региональные Управления, центральные, областные и районные клиники и больницы, медицинские академии и институты, архивы и библиотеки и другие лечебно-профилактические учреждения;

4. Облегчение распространения управленческих и методических документов в структуре регионального здравоохранения

В составе сети можно выделить четыре типа элементов, взаимодействие которых и образует телемедицинскую сеть:

Каналообразующая среда - набор аппаратных, программных средств, носителей информации и технологических решений (протоколы и стандарты), обеспечивающих передачу разнородной информации в территориально распределенной среде.

Консультационный центр - медицинское учреждение, имеющее в штате высококвалифицированных врачей по различным направлениям медицины и соответствующее оборудование для проведения дистанционных консультаций, консилиумов и лечебно-диагностических процедур, а также организации обучения (проведение семинаров, лекций) врачей на удаленных станциях ТМС.

Диспетчерский пункт - выделенная или функционирующая в составе других элементов ТМС структура, выполняющая функции фильтрации запросов на консультирование, планирования и обеспечения консультаций, организации консилиумов, а также сбора и распространения информации о возможностях консультационных центров. Также содержит службу администрирования, выполняющую функции сопровождения сетевой структуры.

Удаленные пункты - особым образом оборудованное медицинское учреждение, персонал которого непосредственно взаимодействует с пациентами и выполняет комплекс лечебных, диагностических, профилактических и реабилитационных процедур.
При необходимости в структуре ТМС формируются временные ячейки - например, комплекс удаленных медицинских подразделений в местах боевых действий или техногенных катастроф. Такие станции разворачиваются и подключаются к ТМС с целью привлечения групп опытных специалистов ведущих центров к решению оперативных проблем, возникающих в таких местах. Получение консультаций возможно круглосуточно за счет разницы во времени в различных часовых поясах.

Еще одним необходимым элементом сети телемедицины являются службы мобильной телемедицинской помощи, для которой удаленные станции разворачиваются на базе транспортных средств - автомобилях, авиасредствах, средствах водного и железнодорожного транспорта.

Телемедицинская сеть региона представляет собой объединенную каналами связи совокупность телемедицинских пунктов медицинских учреждений региона.

В ведущем медицинском учреждении региона создается телемедицинский центр, обеспечивающий высококачественное проведение видеоконференцсвязи (передача видео в реальном масштабе времени с высоким качеством звука) как в режиме "точка-точка", так и в режиме многоточечной видеоконференцсвязи (для проведения консилиумов, совещаний и т.п.

В районных/сельских клинках (выбор каналов связи - оптоволоконных, спутниковых, радиорелейных и т.п. - проводится с учетом местных условий) создаются относительно простые телемедицинские пункты, оборудованные -системами видеоконференцсвязи с хорошим качеством передачи видеосигнала (до 15 кадров в сек) и средствами подготовки данных о пациентах - документальной камерой, автоматизированными системами обработки данных и т.п. Количество таких телемедицинских пунктов определяется местными условиями (рекомендуемое число до 10).

В структуре аппаратного обеспечения телемедицинских систем выделяется 4 основных составляющих:

· каналы передачи мультимедийной информации;

· компьютерное оборудование общего профиля;

· специализированное компьютерное оборудование;

· специализированное медицинское оборудование.

Каналообразующая среда ТМС (инфраструктура передачи мультимедийной информации) не зависит от носителя информации - это могут быть кабельные проводные структуры, волоконно-оптические каналы и каналы спутниковой и радиосвязи. Оборудование и каналы обеспечивают передачу разнородной информации - алфавитно-цифровой и графической, видео и аудио потоков, а также цифровых и аналоговых сигналов, снимаемых с датчиков, и передаваемых на органы управления диагностической и лечебной аппаратуры. Оборудование производит преобразование и согласование сигналов, их перекодирование из одного формата в другой, а также осуществляет их компрессию/декомпрессию. Следует отметить, что современные системы видеоконференцсвязи могут эффективно работать в различных сетевых топологиях, построенных на основе протоколов IP, ISDN, ATM и других.

В качестве служб предоставления сервисов выступают распределенные сервера приложений и архивации. Организация многоточечной видеоконференцсвязи, ведение расписаний консультаций и сервисов дистанционного обучения и тестирования выполняется на серверах приложений. Службы архивации обеспечивают долговременное хранение больших объемов информации, их каталогизацию и поиск.

Компьютерное оборудование общего профиля служит для организации рабочих мест врача - консультанта и лечащего врача, пультов централизованного мониторинга, а также для оборудования конференц-залов. В его состав входят компьютеры различной архитектуры и назначения (настольные ПК, рабочие станции, мобильные и переносные компьютеры класса Notebook и PDA, специализированные и встраиваемые системы). Помимо компьютеров сюда входит различное периферийное оборудование - кодеки видеоконференций, видеокамеры, аудиосистемы, различные дигитайзеры и принтеры.

Состав специализированного компьютерного оборудования определяется исходя из потребностей конкретных медицинских приложений и может содержать специализированные сканеры, устройства управления, специализированные системы отображения видеографической информации, а также устройства сопряжения компьютерного и специализированного медицинского оборудования.

Диагностическое, лечебное и реабилитационное оборудование может подключаться к ТМС напрямую и через устройства сопряжения. При невозможности или нецелесообразности такого подключения информация с такого оборудования может преобразовываться в цифровую форму с использованием специального оборудования - сканеров, дигитайзеров и т.п. или вводится с клавиатуры.

Для использования в телемедицинских сетях оптимально подходит специализированное медицинское оборудование, имеющее визуальную или акустическую обратную связь с врачом, а также встроенную сетевую поддержку. Для кардиологии это могут быть ангиографические установки и различные эхографы, в пульмонологии - это бронхоскопы, в гастроэнтерологии - гастроскопы, в дерматологии и эндоскопии - дерматоскопы и видеокамеры с эндоскопическими насадками. Также это может быть диагностическое оборудование широкого профиля - аппараты для ультразвукового исследования, ЯМР-томографы, микроскопы, стетоскопы и другое оборудование.

Защита хранящейся и передаваемой информации, авторизация доступа к ТМС, и наконец, обеспечение живучести сети в различных режимах функционирования (мирное время, чрезвычайные происшествия и т.п.) образует комплекс программно-аппаратных средств и управленческих решений системы безопасности ТМС.

Для обеспечения защиты информации, хранящейся в архивах и передаваемой по каналам связи, используются аппаратные и программные криптографические средства.

Авторизация доступа врачей к оборудованию ТМС актуальна как при проведении телеконсультаций для подтверждения полномочий специалиста, так при работе с терминалами для предотвращения несанкционированного доступа к медицинским данным. Средства электронной подписи используются для верификации документов, регистрирующих результаты телеконсультаций, удаленного тестирования и т.п.

В основном имеется 3 российских фирмы, которые разрабатывают телемедицинское оборудование видеосвязи: "Витанет" (группа компаний "ТАНА"), СТЭЛ-Компьютерные системы, DiViSy.

Основные отличия: Витанет поставляет комплексы с медицинской периферией в виде лабораторий (морфологической, функциональной, радиологической).

Их оборудование стоит в НЦССХ им.А.Н.Бакулева, в целом ряде центров, участвующих в проекте «Москва – регионы». Преимущества – участие в работах Российской ассоциации телемедицины. При этом – дорого, и поставки обычно обставляются рядом жёстких условий сотрудничества (по крайней мере, так было 3 года назад, когда они вели переговоры).

DiViSy – интересные решения по видеосвязи высокого качества, но комплексы в основном стыкуются только с себе подобными из-за оригинального программного обеспечения, несовместимого с международными стандартами.

ООО «СТЭЛ-компьютерные системах – большая линейка совместимых телемедицинских комплексов – от мобильных и маломощных, но недорогих (для ЦРБ со слабыми каналами, где высокое качество видеосвязи невозможно), до средних («Круизер-384», которыми оборудованы 4 центра в Н-Новгородской области, Уфа, 6 комплексов в Пензенской области, ряд больниц в Иркутской, Воронежской областях, С.-Петербурге, Ростове-на-Дону и т.д.) Есть комплексы высокого качества – серия 9003 Примеры – РНЦХ РАМН, Фонд «Телемедицина».«Круизер-384» был выбран базовой моделью в Нижегородской и Пензенской областях ввиду умеренной стоимости. Он позволяет поддерживать связь и по ISDN (3 BRI) и по TCP/IP-протоколам, что удобно для видеовыхода на различные центры России.

Формирующаяся российская телемедицинская сеть обеспечивает доступ к специализированной помощи больным территориально удаленных ЛПУ.

Консультантами являются специалисты ведущих медицинских центров России – учредителей Фонда «Телемедицина»:

Кардиологический Научно - Производственний Комплекс Минздрава России;

Онкологический Научный Центр им. М.Н.Блохина РАМН;

Гематологический Научный Центр РАМН;

Научно-исследовательский Институт Трансплантологии и Искусственных Органов Минздрава России;

Научный Центр акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН;

Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева РАМН;

Центральный Научно - исследовательский Институт Травматологии и Ортопедии им. Н.Н.Приорова Минздрава России;

Институт Хирургии им. А.В.Вишневского РАМН;

Медицинский Центр Управления делами Президента Российской Федерации;

Московская Медицинская Академия им. И.М.Сеченова Минздрава России;

Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава России;

Всероссийский научный центр хирургии РАМН;

Российский Государственный Медицинский Университет Минздрава России;

Московский Медицинский Стоматологический Институт;

Российская Медицинская Академия последипломного образования Минздрава России,

а также:

Научно-исследовательский Институт Пульмонологии Минздрава России,

Международный Фонд развития нейрохирургии и нейрореабилитации (НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН),

РНЦ «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова,

Ведущие


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.