Магистерская программа: История идей и интеллектуальной культуры — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Магистерская программа: История идей и интеллектуальной культуры

2017-09-27 353
Магистерская программа: История идей и интеллектуальной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Магистерская программа: История идей и интеллектуальной культуры

 

Москва 2013

 

«Парадигма памяти» в современном социогуманитарном знании

Рабочая программа дисциплины

 

Составитель:

к.и.н., доц. А.Г.Васильев

 

 

Рабочая программа дисциплины утверждена

на заседании кафедры теории и истории гуманитарного знания

6 декабря 2013 г., протокол № 4

 

 

© Российский государственный гуманитарный университет, 2013

 

 

Аннотация

Дисциплина «Парадигма памяти» в современном социогуманитарном знании» входит в Блок M. 2 «Профессиональный цикл. Вариативная часть. Обязательные курсы» учебного плана подготовки магистрантов по направлению «История». Дисциплина реализуется на историко-филологическом факультете кафедрой теории и истории гуманитарного знания.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с рассмотрением памяти, воспоминания, забвения и ностальгии в качестве социально-культурных явлений в контексте «memory studies» как актуальной парадигмы социально-гуманитарного знания. Выявляются пути нового осмысления различных явлений и сфер культуры и социальной жизни, таких как искусство и литература, политика, религия и право и т.д., в новой исследовательской перспективе, предлагаемой «парадигмой памяти» (memory studies).

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме докладов и рефератов, форма промежуточной аттестации - зачет.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные и семинарские занятия – 26 часов, самостоятельная работа студента – 46 часов.

 

 

Рабочая программа дисциплины

Предметом дисциплины является совокупность теоретико-методологических проблем, категорий и принципов «парадигмы памяти» социогуманитарного знания в аспекте их значимости и эвристичности для решения задач исторической науки.

Цель дисциплины – овладение магистрантом инструментарием «парадигмы памяти» социогуманитарного знания для решения как фундаментальных, так и прикладных задач исторической науки, проведения теоретических и эмпирических исторических исследований.

Задачи дисциплины:

- рассмотреть основные концепции культурной (социальной) памяти;

- сформировать знание основных понятий и принципов "парадигмы памяти";

- раскрыть наиболее важные дискуссионные проблемы "memory studies";

- показать значение "парадигмы памяти" для современного исторического знания;

- обосновать значимость концепта культурной (социальной) памяти как основания для построения исследовательских программ современной исторической науки.

Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Парадигма памяти» в современном социогуманитарном знании» является частью профессионального цикла Блок M. 2 «Профессиональный цикл. Вариативная часть. Обязательные курсы» учебного плана подготовки магистрантов по направлению 030600.68 «История». Дисциплина реализуется на историко-филологическом факультете кафедрой теории и истории гуманитарного знания.

Дисциплина читается в 3 семестре.

Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана со следующими дисциплинами: История гуманитарных наук, Междисциплинарные подходы в современной исторической науке, Актуальные проблемы исторической науки, Введение в историю идей, История исторического знания, Глобальная история современной историографии, Когнитивные схемы исторического исследования, Память и история в общественном сознании и интеллектуальной культуре России, Социальная память и историческая культура Западной Европы от эпохи Возрождения до «Века империй».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

ОК-1 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-2 способность порождать новые идеи (креативность);

ОК-3 способность к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-образовательного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта;

ПК- 1 способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ;

ПК- 3 способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знания, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение

ПК- 4 способность использовать знание правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов;

ПК- 5 способность применять современные методы и методики исследования;

ПК- 6 способность к междисциплинарному взаимодействию и умение сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач;

ПК- 7 способность к инновационной деятельности; умение ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи;

ПК - 9 способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов;

ПК- 11 способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем магистерской программы, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы;

ПК – 13 знание современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования;

ПК – 14 способность использования в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы;

ПК – 24 способность к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждений историко-культурного туризма.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать

- основные концепции социальной (культурной, исторической) памяти;

- историю изучения данных феноменов в рамках социально-гуманитарного знания;

- современные тенденции в их анализе;

- основные понятия и принципы "парадигмы памяти";

- главные направления теоретико-методологических дискуссий в данной области и пути применения подходов, разработанных в рамках "парадигмы памяти" в историческом исследовании;

Уметь

- корректно использовать понятия и категории "парадигмы памяти";

 

- осознанно оперировать основными подходами к анализу социальной (культурной) памяти;

 

- анализировать фундаментальные и теоретико-методологические проблемы "memory studies";

 

- применять результаты этого анализа для изучения прикладных вопросов и эмпирического материала в рамках исторического исследования;

 

владеть навыками:

- анализа культурной (социальной) памяти сообществ в синхронистической, диахронической и историко-компаративной перспективах;

- проведения собственных исторических исследований на основе принципов и положений "парадигмы памяти".

- представления результатов и практического применения научных исследований в области изучения культурной (социальной) памяти.

Структура дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины - 2 зачётные единицы (72 часа). Из них: аудиторная работа – 26 часа, самостоятельная работа студентов – 46 часов, в т.ч. подготовка доклада-презентации, подготовка к семинарским занятиям и промежуточной аттестации (зачёт).

 

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекции прак- тичес-кие заня-тия семи- нары само-стоятель-ная работа
  Введение. Память как социокультурное явление. Основные концепты «парадигмы памяти».             выбор тем докладов
  Первые исследовательские программы изучения коллективной/социальной памяти             подготовка доклада- составление списка источников и литературы, плана работы, подготовка к семинарскому занятию
  Основные исследовательские подходы в современных «memory studies» (конструктивизм, инструментализм, динамически-коммуникаивный подход)             подготовка к семинарскому занятию, консультацию по докладу, работа в библиотеке над докладом
  Память в дискурсе исторического знания. Память, традиция, наследие, историческое сознание.               подготовка к семинарскому занятию, работа над докладом
  История как наука и как форма культурной памяти             подготовка к семинарскому занятию, подготовка к защите-представлению доклада
  «Культуры воспоминаний». Исторические формы мемориализации и забвения             защита-презентация доклада
  Культурная память, культурная идентичность и границы культур             подготовка к семинарскому занятию
  Триумф и травма: исторические события и «места памяти»             подготовка к семинарскому заняию
  Носители памяти: виды и исторические формы             подготовка к семинарскому занятию
  Историческая память и историческая ответственность. Сакрализация памяти, злоупотребление памятью, «войны памяти»              
  Промежуточная аттестаци             зачет
  Всего              

 

Данный курс отражает авторский подход к рассмотрению проблем новой области междисциплинарных социогуманитарных исследований, активно развивающейся в мировой науке на протяжении последних двух десятилетий и проходящей этап первоначального освоения и становления в отечественной науке.

 

Содержание дисциплины

Образовательные технологии

 

Лекции: проблемная, лекция-визуализация, лекция-беседа, лекция с применением техники обратной связи.

Семинары: развернутая беседа на основании плана, предложенного преподавателем.

Доклад-презентация по теме.

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, корректность использования методов и представленных выводов, уместное использование терминологии, использование источников и литературы, не включённых в основной список, в том числе, литературы на иностранных языках, качество ответов на вопросы аудитории, соблюдение регламента презентации.

 

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Текущий контроль успеваемости студентов проводится в форме: подготовка к семинарским занятиям (8 занятий - 3 балла максимум каждый), доклада-презентации (1 доклад-презентация – 30 баллов максимум), письменная работа по основным проблемам курса на основе проработанных монографий (максимально - 46 баллов).

Промежуточная аттестация проводится в форме зачёта. Для получения зачёта необходимо получить минимум 60 баллов из 100. Студенты, не набравшие необходимый минимум баллов, обязательно сдают устный зачет по контрольным вопросам.

 

Контрольные вопросы

1. Исследовательские программы М.Хальбвакса и А.Варбурга и их современное значение для memory studies;

2. Современные исследовательские подходы к феномену коллективной/социальной/культурной памяти: достижения и пределы.

3. Коллективная/социальная/культурная/историческая память: генезис понятий и их соотношение.

4. Забвение и ностальгия в культуре.

5. Память и традиция

6. Проблематика памяти в современной историографии

7. «Войны памяти» и «суды истории» как формы политической инструментализации коллективной памяти.

8. Носители памяти: исторические формы.

9. Проблема соотношения индивидуальной и коллективной памяти. «Сильная» и «дистрибутивная» концепции коллективной памяти;

10. Политика памяти: пределы возможного.

11. Память и забвение в исторической динамике культур;

12. Память и идентичность;

13. Носители памяти и их историко-культурные трансформации;

14. Исторические события как «места памяти». Триумф и травма.

15. Memory studies и историческая наука.

16. Исторические формы «культур воспоминания»: основания сравнительного анализа.

Примерная тематика докладов

  1. Memory studies: терминологический анализ основных концептов.
  2. Социальное использование памяти: цели и способы.
  3. Школа Дюркгейма и memory studies: трансформации классического наследия.
  4. «Изобретение традиций» как исследовательская программа: достижения и пределы.
  5. Социальная философия М.Фуко и memory studies.
  6. «Войны памяти» в современном мире (на материале по выбору студента).
  7. Функционирование «образов памяти» в современной культуре (на материале по выбору студента).
  8. Концепция культурной памяти Московско-тартуской семиотической школы.
  9. Я.Ассман о культурной памяти.
  10. Национальная историография и национальная идентичность (на материале по выбору студента).
  11. Социальные функции коллективной памяти.
  12. А.Варбург: иконология как теория и история социальной памяти.
  13. Когнитивная социология культуры и memory studies. Э.Зерубавель.
  14. Память и идентичность: от Модерна к Постмодерну.
  15. Травма как концепт современного социально-гуманитарного знания и его место в «мемориальных исследованиях».
  16. Память и забвение в социальной/культурной антропологии ХХ в.
  17. Сакрализация памяти как явление современной культуры.
  18. Коллективная память и глокализация.
  19. Коллективная память в неомарксистской перспективе. В.Беньямин.
  20. Нация как «сообщество памяти».
  21. Э.Шилз о социальной роли традиции.
  22. Социологические методы исследования коллективной памяти: возможности и пределы.
  23. «Места памяти» П.Нора: характеристика исследовательского проекта.
  24. История и память в современных дискуссиях.
  25. Память в философской мысли Античности, Средневековья и Нового времени (на материале по выбору студента).
  26. Общая характеристика «культуры воспоминания» (на материале исторического периода по выбору студента).
  27. Медиа и коллективная память современных обществ.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Список литературы:

Национальные истории в советском и постсоветских государствах// под ред.К.Аймермахера, Г.Бордюгова. - М., "АИРО-ХХ", 1999.

Национальные истории на постсоветском пространстве –II. Десять лет спустя//Под ред. Ф.Бомсдорфа и Г.Бордюгова. М. АИРО-XXI, 2010.

Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. № 2 (64). 2009 (рубрика «Советское прошлое: между политикой памяти и реальной политикой»);

Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. № 6 (68). 2009 (рубрика «Политика памяти/политика истории»);

Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. № 3 (71). 2010 (рубрика «Историческая память: камни и памятники»)

Образы времени и исторические представления: Россия – Восток – Запад / под ред. Л.П. Репиной. М.: «Кругъ», 2010.

Memory in Mind and Culture /ed. by P.Boyer, J.V.Wertsch. New York. Cambridge Univ. Press, 2009.

Memory. Histories, Theories, Debates / ed. by S.Randstone and B.Schwarz. New York, Fordham Univ. Press, 2010.

 

Список литературы:

Основная:

Арнаутова Ю.Е. От Memoria к «истории памяти»//Одиссей. Человек в истории. 2003. М.: Наука, 2003.

Артог Ф. Время и история. «Как писать историю Франции»?// Анналы на рубеже веков. Антология/Отв. ред. А.Я.Гуревич. М.: «XXI век - согласие», 2002.

Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004.

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

Брюкнер П. Тирания покаяния. Эссе о западном мазохизме. СПб. Издательство Ивана Лимбаха, 2009.

Гири П. История в роли памяти?//Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 14. М.: Ком Книга, 2005.

Диалоги со временем. Память о прошлом в контексте истории/ Под ред. Л.П.Репиной. М.: Кругъ, 2008.

Зерубавель Я. Динамика коллективной памяти//Ab Imperio. 2004. №3.

История и коллективная память. Сборник статей по еврейской историографии/под ред. И.Лурье. М.-Иерусалим: Мосты культуры, 2008.

История и память. Историческая культура Европы до начала Нового времени/Под ред. Л.П.Репиной. М.: Кругъ, 2006.

Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб.: Университетская книга, 1997.

Йерушалми Й.Х. Захор. Еврейская история и еврейская память. М.-Иерусалим: Гешарим-Мосты культуры, 2004.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – Часть третья. Память культуры. История и семиотика//Лотман Ю.М. Семиосфера. Спб.: «Искусство-СПб», 2000.

Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении//Лотман Ю.М. Семиосфера. Спб.: «Искусство-СПб», 2000.

Лотман Ю.М. Память культуры//Лотман Ю.М. Семиосфера. Спб.: «Искусство-СПб», 2000.

Лоуэнталь Д. Прошлое – чужая страна. СПб.: «Владимир Даль», 2004.

Мегилл А. Историческая эпистемология. – Гл.1. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007.

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни//Ницше Ф. Сочинения в двух томах. – Т.1. М.: Мысль, 1996.

Нора П. Всемирное торжество памяти//Память о войне 60 лет спустя. Россия, Германия, Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2005.

Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени/ Отв. Ред. Л.П.Репина. М.: Кругъ, 2003.

Репина Л.П. Историческая память и современная историография//Новая и новейшая история. 2004. № 5.

Рикёр П. Память, история, забвение. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004.

Румянцева М.Ф. « История как память»: после постмодерна//Новый образ исторической науки в век глобализации и информатизации. Сб. статей/Под ред. Л.П.Репиной. М.: ИВИ РАН, 2005.

Рюзен Й. Кризис, травма и идентичность//«Цепь времён».Проблемы исторического сознания. Сб. статей/Отв. ред. Л.П.Репина. М.: ИВИ РАН, 2005.

Рюзен Й. Может ли вчера стать лучше? О метаморфозах прошлого в истории//Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 10. М.: Едиориал УРСС, 2003.

Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история. - Т. 1-2. СПб.: «Наука», 2003-2006.

Савельева И.М., Полетаев А.В. Социология знания о прошлом. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005.

Трубникова Н.В. История и память в бесконечном диалоге: дискуссии французских историков// Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 14. М.: Ком Книга, 2005.

Франция-память/ П.Нора, М.Озуф, Ж. де Пюимеж, М.Винок. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.

Хальбвакс М. Коллективная и историческая память// Память о войне 60 лет спустя. Россия, Германия, Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2005.

Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007.

Хаттон П. История как искусство памяти. СПб.: «Владимир Даль», 2003.

Шацкий Е. Утопия и традиция. М. Прогресс, 1990.

Шнирельман В.А. Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.

Эксле О.Г. Культурная память под воздействием историзма//Одиссей. Человек в истории.2001. М.: Наука, 2001.

Assmann A. Errinerungsräume. Formen und Wandlungen des kulturellen Gegächtnisses. München. Verlag C.H.Beck, 1999.

Assmann J. Religion and Cultural Memory. Nen Studies. Stanford. Stanford Univ. Press, 2006.

Augé M. Les Formes de l`oubli. P. Edition Payot et Rivages, 2001.

Burke P. History as Social Memory//Memory. History, Culture and the Mind/Ed. by T.Butler. Oxford. Basil Blackwell, 1989.

Carrutchers M.J. The Book of Memory. A Study of Memory in Medieval Culture. Cambridge. Cambridge Univ. Press. 1993.

Coleman J. Ancient and Medieval Memories. Studies in the Reconstraction of the Past. Cambridge, N.Y. Cambridge Univ. Press, 1992.

Commemorations. The politics of National Identity/Ed. by J.R.Gillis. Princeton. Princeton Univ. Press. 1996.

Confino A. Collective Memory and Cultural History: Problems of Method//American Historical Review. December. 1997.

Connerton P. How Modernity Forgets. New York. Cambridge Univ. Press, 2009.

Connerton P. How Societies Remember. Cambridge Univ. Press. 1992.

Connerton P. Seven types of forgetting // Memory Studies. 2008. Vol. 1. No.1.

Cubitt G. History and Memory. Manchester. New York. Manchester Univ. Press, 2007.

Cultural Memory and the Construction of Identity /Ed. by Dan Ben-Amos, L.Weissberg. Detroit. Wayne State Univ. Press, 1999.

Cultural Memory Studies. An International and Interdisciplinary Handbook/Ed. by A.Erll, A.Nünning. Berlin. Walter de Gruyten. 2008.

Douglas M. How Institutions Think. Syracuse, N.Y. Syracuse Univ. Press, 1986.

Draaisma D. Metaphors of Memory. A history of ideas about the mind. Oxford Univ, Press, 2000.

Erll A. Kollektives Gedächtnisses und Erinnerungskulturen. Weimar. Verlag J.B.Metzel, 2005.

Errinerung, Gedächtnis, Wissen. Studien zur kulturwissenschaftlichen Gedächtnisforschung/Hgg. von G.Oesterle. Gmbh. Vanderhoeck & Ruprecht, 2005.

Esposito E. Soziales Vergessen. Formen und Medien des Gedächtnisses der Gesellschaft. Fr. a.M. Suhrkamp, 2002.

Fentress J., Wickham C. Social memory. Oxford. Blackwell Publishers, 1992.

Ferro M. Le Ressentiment dans l`histoire. P. Odile Jacob. 2007.

Ferro M. Les tabous de l`Histoire. Pourquoi et comment l`histoire nous a caché des faits. P., NiL ÉDITIONS, 2002.

Gedi N., Elam Y. Collective memory – What is it?//History and Memory. 1996. Vol. 8. No. 1.

Giesen B. Triumph and Trauma. Boulder-London, Paradigm Publishers, 2004.

Halbwachs M. On collective memory. Chicago-London The Univ. of Chicago Press, 1992.

Historical Perspectives on Memory/ Ed. A.Ollila. Helsinki. Hakapaino Oy, 1999.

The Invention of Tradition /ed. by Hobsbawn E., Ranger T. N.Y.Cambridge Univ. Press, 1983.

Irwin-Zarecka I. Frames of Remembrance. New Brunswick-London. Tranaction Publishers. 1994.

Kansteiner W. Finding Meaning in Memory: A Methodological Critique of Collective Memory Studies//History and Memory. 41. 2002.

Klein K.L. On the Emergence of Memory in Historical Discourse//Representations. 2000. No. 69.

Kultur als Lebenswelt und Monument/ Hgg. v. A.Assmann, D.Harth. Fr.a.M. Fischer Taschenbuch Verlag. 1991; Göttingen, 1997.

Kultur und Gedächtnis/ Hgg. v. J.Assmann, T.Hölscher. Fr.a.M. Suhrkampf. 1988.

Le Goff J. Histoire et mémoire. P. Gallimard, 1988.

Matsuda M.K. The Memory of the Modern. N.Y. Oxford. Oxford Univ. Press, 1996.

Medien des kollektiven Gedächtnisses. Konstruktivität – Historizität – Kulturspezifität/Hgg. v. Erll A., Nünning A. Berlin, N.Y. Walter de Gruyter, 2004.

Memory /Ed. by P.Fara and K.Patterson. Cambridge Univ. Press, 1998.

Mnemosyne. Formen und Funktionen der kulturellen Errinnerung/Hgg. v. J.Assmann, D.Harth. Fr.a.M. Fischer Taschenbuch Verlag, 1991.

Myth and Memory in the Construction of Community. Historical Patterns in Europe and Beyong/Ed. Bo Stråth. Bruxelles, Bern et al.. P.I.E.- Peter Lang, 2000.

Misztal B.A. Theories of Social Remembering. Maidenhead-Philadelphia. Open Univ. Press. 2003.

Olick J.K. «Collective memory»: A memoire and prospect// Memory studies. 2008. Vol. 1. #1.

Olick J.K. The Politics of Regret. On Collective Memory and Historical Responsibility. New York. London. Routledge, 2007.

Radstone S. Memory studies: For and against// Memory studies. 2008. Vol. 1. #1.

Roediger H.L. III, Wertsch J.V. Creating of new discipline of memory studies// Memory studies. 2008. Vol. 1. #1.

Roth M.S. The Ironist`s Cage. Memory, Trauma, and the Construction of History. N.Y. Columbia Univ. Press, 1995.

Shils E. Tradition. Chicago, 1981.

Social Memory and History. Anthropological Perspectives/Ed. by J.J.Climo and M.G.Cattell. N.Y., Oxford et al. Altamira Press. 2002.

Samuel R. Theatres of Memory. Past and Present in the Contemporary Culture. Vol.1. L., N.Y. Verso. 1994.

States of Memory. Continuities, Conflicts, and Transformations in National Retrospection/Ed. by J.K.Olick. Durham-London. Duke Univ. Press, 2003.

Todorov Tz. Les Abus de la mémoire. P. Arléa, 1998.

Vansina J. Oral Tradition. A Study in Historical Methodology. New Brunswick-London. Aldine Trasaction. 2006.

Vansina J. Oral Tradition as History. Madison. The Univ. Of Wisconsin Press. 1985.

Wertsch J.V. Voices of Collective Remembering. Cambidge Univ. Press, 2002.

Zelizer B. Reading the Past Against the Grain: The Shape of Memory Studies//Critical Studies In Mass Communication. 1995. Vol.12. #2.

Zerubavel E. Time Maps. Collective Memory and the Social Shape of the Past. Chicago-London. The Univ. Of Chicago Press. 2003.

 

Дополнительная:

Ассман Й. Монотеизм и память. Моисей Фрейда и библейская традиция//Анналы на рубеже веков. Антология/Отв. ред. А.Я.Гуревич. М.: «XXI век - согласие», 2002.

Бордюгов Г. Октябрь. Сталин, Победа. Культ юбилеев в пространстве памяти. М. АИРО-XXI, 2010.

Васильев А.Г. Теория социальной памяти Аби Варбурга в интеллектуальном контексте эпохи//Время – История – Память.Историческое сознание в пространстве культуры/Под ред. Л.П.Репиной. М.: ИВИ РАН, 2007.

Век памяти, память века. Опыт обращения с прошлым в ХХ столетии.Сб. статей/И.В.Нарский и др.– Челябинск: «Каменный пояс», 2004.

Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 21. Специальный выпуск: Исторические мифы и этнонациональная идентичность. М.: Издательство ЛКИ, 2007.

Динер Д. Круговороты. Национал-социализм и память. М. РОССПЭН, 2010.

Историческая память: преемственность и трансформации («круглый стол»)//Социс. 2002. № 8.

Культура исторической памяти. Петрозаводск, 2002.

Культура исторической памяти. Невостребованный опыт. Петрозаводск, 2003.

Культура памяти. Сб. научных статей/ Науч. ред. Э.А.Шулепова. М.: «Древлехранилище», 2003.

Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой. М.: «Ладомир», 2001.

Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. № 6 (56). 2007 (рубрика «Восточная/Центральная Европа: от изобретения прошлого к конструированию настоящего»)

Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. № 3 (59). 2008 (рубрика «Память. История, Идентичность»)

Отечественные записки. № 4(43). 2008 (тематический номер «Смысл памяти: места и свидетели»);

Отечественные записки. № 5(44). 2008 (тематический номер «Смысл памяти: битва за прошлое»).

Память о войне 60 лет спустя. Россия, Германия, Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2005.

Тюрин Ю. Перспектива памяти. Кино, История, Литература. М. «Материк», 2004.

Феномен прошлого /Отв. ред. И.М.Савельева, А.В.Полетаев. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти. Святой, правитель, национальный герой (1263-2000). М. Новое литературное обозрение, 2007.

Экштут С. А. Битвы за храм Мнемозины. Очерки интеллектуальной истории. СПб.: Алетейя, 2003.

Ab Imperio. 2004. №1. Тематический номер «Гетерогенность памяти империи и нации»; 2004. № 3. Тематический номер «Историческая память и национальная парадигма».

Assmann A. Arbeit am nationalen Gedächtnis. Eine kurze Geschichte der deutschen Bildungsidee. Fr.a.M., N.Y., P.: Campus Verlag, 1993.

Delich F. The Social Construction of Memory and Forgetting//Diogenes. 2004. 201.

Halas E. Issues of Social Memory and their Challenges in the Global Age//Time and Society. 2008. Vol.17. #1.

Kammen M. Mystic Chords of Memory. N.Y., 1991.

Schudson M. Watergate in American Memory. How we Remember, Forget, and Reconstruct the Past. N.Y. BasicBooks, 1992.

Schwartz B. The Social Context of Commemoration: A Study in Collective Memory//Social Forces. 1982. Vol. 61. #2.

Szacka B. Systematic Transformation and Memory of the Past//Polish Sociological Review. 1997. #2 (118).

Zerubavel Y. Recovered Roots. The Making of Israeli National Tradition. Chicago-London. Univ. of Chicago Press. 1995.

***

Также целесообразно использовать следующий Интернет-ресурс: http://www.history.ucsb.edu/faculty/marcuse/classes/201/CollectiveMemoryDefinitions.htm

 

 

Планы семинарских занятий.

 

 

Дополнительная

1. Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод //Философские проблемы исторической науки. М., 1969.

2. Репина Л.П. Историческая память и современная историография//Новая и новейшая история. 2004. № 5.

3. Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния//Новая и новейшая история. 2000. № 4;

4. Эксле О.Г. Культурная память под воздействием историзма//Одиссей. Человек в истории.2001. М.: Наука, 2001.

5. Confino A. Memory and the History of Mentalities\\ Cultural Memory Studies. An International and Interdisciplinary Handbook/Ed. by A.Erll, A.Nünning. Berlin. Walter de Gruyten. 2008.

6. Shils E. Tradition. Chicago, 1981.

 

 

Список литературы.

Обязательная

1. Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти// Франция-память/П.Нора, М.Озуф, Ж. де Пюимеж, М.Винок. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.

2. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память// Память о войне 60 лет спустя. Россия, Германия, Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2005.

3. Хаттон П. История как искусство памяти. СПб.: «Владимир Даль», 2003.

4. Burke P. History as Social Memory//Memory. History, Culture and the Mind/Ed. by T.Butler. Oxford. Basil Blackwell, 1989.

Confino A. Collective Memory and Cultural History: Problems of Method//American Historical Review. December. 1997.

 

Дополнительная

1. Гири П. История в роли памяти?//Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 14. М.: Ком Книга, 2005.

2. Репина Л.П. Память и историописание // История и память.Историческая культура Европы до начала Нового времени/Под ред. Л.П.Репиной. М.: Кругъ, 2006.

3. Румянцева М.Ф. « История как память»: после постмодерна//Новый образ исторической науки в век глобализации и информатизации. Сб. статей/Под ред. Л.П.Репиной. М.: ИВИ РАН, 2005.

4. Le Goff J. Histoire et mémoire. P. Gallimard, 1988.

 

Список литературы

Основная

1. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. – Часть вторая. М.: Языки славянской культуры, 2004.

2. Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб.: Университетская книга, 1997.

3. Образы времени и исторические представления. Россия-Восток-Запад/под ред. Л.П.Репиной. М. Кругъ, 2010.

4. Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени/ Отв. Ред. Л.П.Репина. М.: Кругъ, 2003.

5. Эванс-Причард Э.Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. М. Наука, 1985.

Дополнительная

1. Carrutchers M.J. The Book of Memory. A Study of Memory in Medieval Culture. Cambridge. Cambridge Univ. Press. 1993.

2. Coleman J. Ancient and Medieval Memories. Studies in the Reconstraction of the Past. Cambridge, N.Y. Cambridge Univ. Press, 1992.

3. Douglas M. How Institutions Think. Syracuse, N.Y. Syracuse Univ. Press, 1986.

4. Erll A. Kollektives Gedächtnisses und Erinnerungskulturen. Weimar. Verlag J.B.Metzel, 2005.

5. Halas E. Issues of Social Memory and their Challenges in the Global Age//Time and Society. 2008. Vol.17. #1.

6. Kammen M. Mystic Chords of Memory. The Transformation of Tradition in American Culture. New York: Knopf. 1991.

7. Vansina J. Oral Tradition. A Study in Historical Methodology. New Brunswick-London. Aldine Trasaction. 2006.

8. Vansina J. Oral Tradition as History. Madison. The Univ. of Wisconsin Press. 1985.

 

Тема 4. Культурная память, культурная идентичность и границы культур

1. Память и забвение как механизмы формирования культурной идентичности.

2. Идентичность и границы культур в мемориальной перспективе.

3. Политика памяти и идентичности в современном мире.

Список литературы

Основная:

1. Васильев А.Г. Мемориализация и забвение как механизмы производства культурного единства и разнообразия//Фундаментальные проблемы культурологии. Т.VI. Культурное наследие: от прошлого к будущему/Отв. ред. Д.Л.Спивак. М. СПб. Новый хронограф, Эйдос, 2009.

2. Myth and Memory in the Construction of Community. Historical Patterns in Europe and Beyong/Ed. Bo Stråth. Bruxelles, Bern et al.. P.I.E.- Peter Lang, 2000.

3. Cultural Memory and the Construction of Identity /Ed. by Dan Ben-Amos, L.Weissberg. Detroit. Wayne State Univ. Press, 1999.

Дополнительная:

1. Fentress J., Wickham C. Social memory. Oxford. Blackwell Publishers, 1992.

2. Misztal B.A. Theories of Social Remembering. Maidenhead-Philadelphia. Open Univ. Press. 2003.

3. Zerubavel E. Time Maps. Collective Memory and the Social Shape of the Past. Chicago-London. The Univ. Of Chicago Press. 2003.

 

Тема 5. Триумф и травма: исторические события и «места памяти»

1. Триумф и травма как экстремумы мемориального континуума и «мифомотор» идентичности;

2. Травма и проблема исторического смыслообразования. Избранность и миссия.

3. Валоризация травмы в современной культуре.

4. Триумфально-травматические воспоминания и межкультурная коммуникация.

Список литературы.

Основная

Брюкнер П. Тирания покаяния. Эссе о западном мазохизме. СПб. Издательство Ивана Лимбаха, 2009.

Динер Д. Круговороты. Национал-социализм и память. М. РОССПЭН, 2010.

Память о войне 60 лет спустя. Россия, Германия, Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2005.

Рюзен Й. Кризис, травма и идентичность//«Цепь времён».Проблемы исторического сознания. Сб. статей/Отв. ред. Л.П.Репина. М.: ИВИ РАН, 2005.

 

Дополнительная

1. Ferro M. Le Ressentiment dans l`histoire. P. Odile Jacob. 2007.

2. Giesen B. Triumph and Trauma. Boulder-London, Paradigm Publishers, 2004.

3. Roth M.S. The Ironist`s Cage. Memory, Trauma, and the Construction of History. N.Y. Columbia Univ. Press, 1995.

Список литературы

Основная:

1.Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. – Часть первая.

2. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – Часть третья. Память культуры. История и семиотика//Лотман Ю.М. Семиосфера. Спб.: «Искусство-СПб», 2000.

3. Assmann A. Errinerungsräume. Formen und Wandlungen des kulturellen Gegächtnisses. München. Verlag C.H.Beck, 1999. Zweitel Teil. Medien.

4. Cubitt G. History and Memory. Manchester. New York. Manchester Univ. Press, 2007. 4. Memory and Transmission.

5. Erll A. Literature, Film, and the Mediality of Cultural Memory//Cultural Memory Studies.An International and Interdisciplinary Handbook/Ed. by A.Erll, A.Nünning. Berlin. Walter de Gruyten. 2008.

6. Zierold M. Memory and Media Cultures// Cultural Memory Studies.An International and Interdisciplinary Handbook/Ed. by A.Erll, A.Nünning. Berlin. Walter de Gruyten. 2008.

7. Gedächtnis und Erinnerung Ein interdisziplinäres Handbuch Christian Gudehus/Ariane Eichenberg/Harald Welzer (Hrsg.). Stuttgart. Weimar. Verlag J.B. Metzler. 2010. – III. Medien des Erinnerns.

Дополнительная:

1. Erinnerungskultur 2.0. Kommemorative Kommunikation in digitalen Medien/Erik Meyer (Hg.). Frankfurt/Main. New York. Campus Verlag. 2009.

2. Erll A. Kollektives Gedächtnisses und Erinnerungskulturen. Weimar. Verlag J.B.Metzel, 2005. V. Medien und Gedächtnis.

3. Hoog E. Mémoire année zéro. Paris. Éditions du Seuil. 2009. – Troisième partie.

4. Wertsch J.V. Voices of Collective Remembering. Cambidge Univ. Press, 2002. – Ch. 2.

Список литературы.

Основная:

1. Адорно Т. В. Что означает «проработка прошлого»?// Память о войне 60 лет спустя. Россия, Германия, Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2005.

2. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни//Ницше Ф. Сочинения в двух томах. – Т.1. М.: Мысль, 1996.

3. Рюзен Й. Может ли вчера стать лучше? О метаморфозах прошлого в истории//Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 10. М.: Едиориал УРСС, 2003.

4. Шнирельман В.А. Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.

Дополнительная:

Магистерская программа: История идей и интеллектуальной культуры

 

Москва 2013

 

«Парадигма памяти» в современном социогуманитарном знании

Рабочая программа дисциплины

 

Составитель:

к.и.н., доц. А.Г.Васильев

 

 

Рабочая программа дисциплины утверждена

на заседании кафедры теории и истории гуманитарного знания

6 декабря 2013 г., протокол № 4

 

 

© Российский государственный гуманитарный университет, 2013

 

 

Аннотация

Дисциплина «Парадигма памяти» в современном социогуманитарном знании» входит в Блок M. 2 «Профессиональный цикл. Вариативная часть. Обязательные


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.