Урок 3. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Урок 3. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы

2017-09-27 1359
Урок 3. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок 3. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПОРОЖДАЕМЫЕ ЕЮ ПРОБЛЕМЫ

Цель урока: показать, что безграничность материальных потребностей в условиях ограниченности экономических ресур­сов ставит перед любым обществом проблему выбора.

Понятия, которые должны быть отработаны в ходе урока:

— основные материальные потребности общества;

— экономические ресурсы (факторы производства):

— земля;

— капитал;

— труд;

— предпринимательская способность;

— ограниченность;

— проблема выбора;

— альтернативная стоимость (цена выбора).

Раздаточный материал: домашнее задание «Сделайте свой выбор».

Объяснение материала

При объяснении материала обратите внимание на следую­щие моменты.

1. В обыденной жизни под понятием «капитал» чаще всего подразумевают деньги и ценные бумаги — акции и облигации. С точки зрения экономической теории это не всегда так. День­ги как таковые ничего не производят, а значит, их нельзя рас­сматривать как фактор производства. Конечно, деньги могут быть использованы для закупки машин, оборудования и строи­тельства производственных цехов. Однако сами по себе они лишь кусочки бумаги, а из бумаги нельзя замесить тесто или сшить шубу. Под фактором производства понимается физический ка­питал как совокупность зданий, сооружений, сборочных линий, станков, автоматов, т. е. всего того, что непосредственно участ­вует в производстве товаров и услуг.

2. Рассказывая о доходах как плате за ресурсы, следует иметь в виду, что на практике далеко не всегда удается с большой степенью точности отнести получаемые доходы к тому или ино­му конкретному виду. Так, например, если владелец ювелирной мастерской одновременно занимается и изготовлением украше­ний, то получаемый им доход нельзя однозначно определить ни как прибыль (предпринимательский доход), ни как заработную плату, поскольку частично он является прибылью, а частично — заработной платой. Здесь наиболее важно уяснить, что собст­венность на любой из экономических ресурсов приносит доход их владельцу.

3. Как показывает опыт, наибольшую сложность для пони­мания представляет понятие альтернативной стоимости, или цены выбора. В то же время без усвоения данного понятия невозможно изучение экономической теории. Здесь следует об­ратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, альтернативная стоимость (цена выбора) не имеет отношения ни к денежным затратам, которые необходимо осу­ществить для производства какого-либо продукта, ни к цене этого продукта. Альтернативная стоимость — это упущенная выгода, т. е. то, чем пришлось пожертвовать ради производства данного продукта. Поскольку существует ограниченность ресурсов, то, затрачивая какие-либо из наших ограниченных ресурсов на дос­тижение определенной цели, мы вынуждены поступиться воз­можностью использовать те же ресурсы в других целях. Напри­мер, решив произвести танки, мы должны отказаться от произ­водства тракторов или произвести их в меньшем количестве. Именно это количество непроизведенного продукта (в данном случае тракторов), которым пришлось пожертвовать ради произ­водства танков, и составит альтернативную стоимость танков.

Во-вторых, при принятии решения о производстве некото­рого товара мы можем выбирать не из двух (как в предыдущем примере), а из нескольких альтернативных вариантов использо­вания ограниченных ресурсов. Например, в городе существует довольно большой незастроенный участок земли. Городские власти обсуждают вопрос о том, что построить на этом участке: больницу, универмаг, бассейн или крытую автомобильную сто­янку. При этом размеры участка таковы, что на нем можно построить только одно здание. Предположим, что после долгого раздумья городские власти пришли к выводу о том, что наибо­лее предпочтительным в данный момент времени будет строи­тельство новой больницы, и начали это строительство.

Возникает вопрос: можно ли считать, что альтернативная стоимость, или цена выбора, — это отказ от строительства бас­сейна, автостоянки и универмага вместе взятых? Ответ будет отрицательным. Мы не можем на нашем участке земли постро­ить и универмаг, и бассейн, и автостоянку. Следовательно, если мы от чего-то отказываемся, выбирая строительство больницы, то отказываемся от чего-то одного. Таким образом, в качестве альтернативной стоимости строительства больницы мы должны рассматривать потерю для города только одного из непостроен­ных зданий. Тогда какого: автостоянки, бассейна или универма­га? Ответ на этот вопрос таков: альтернативной стоимостью бу­дет потеря самого лучшего из отвергнутых вариантов. Что имен­но из данных невостребованных возможностей было бы наибо­лее необходимо, определяется дополнительными, тщательно проведенными исследованиями. Если в результате этих исследо­ваний городские власти пришли к выводу, что наиболее важным для города в данный момент времени оказалось бы строительст­во универмага, то альтернативной стоимостью строительства

больницы явилась бы потеря для города постройки нового уни­вермага.

Итак, альтернативная стоимость — это упущенная выгода из-за отказа от осуществления следующей по значимости аль­тернативы в силу того, что ограниченные ресурсы используются лишь по одному назначению.

В-третьих, альтернативная стоимость может быть выражена и в денежной форме, если упущенная выгода определяется не коли­чеством недопроизведенных материальных благ или полным от­казом от их производства, а потерянным денежным доходом. Например, вы получили в наследство значительную сумму денег и размышляете над тем, как наилучшим образом распорядиться ими. Вы можете положить деньги в банк и получать ежегодный процент. Вы можете купить на них акции промышленной ком­пании и получать ежегодные дивиденды. Наконец, вы можете открыть собственное дело и стать предпринимателем. Предполо­жим, вы выбрали последний из альтернативных вариантов вло­жения денег. Как определить цену вашего выбора? Посмотрите, какая из отвергнутых альтернатив дала бы вам больший годовой доход. Пусть, например, банковский процент составляет 50% го­довых, а в форме дивидендов вы могли бы получить 60% годовых. В этом случае к альтернативной стоимости вложения денег в собст­венный бизнес относится упущенный денежный доход в форме дивидендов на акции промышленной компании.

Закрепление материала

Помимо контрольных вопросов из учебника, предложите учащимся следующие задания.

1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сде­лать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?

Ответ. Безусловно, каждый человек может полностью удов­летворить одну или несколько своих потребностей. Однако люди не могут удовлетворить все свои потребности. Даже муль­тимиллиардерам не все подвластно. Если бы очень богатому человеку захотелось поселиться в Лувре или Эрмитаже, то вряд ли бы ему это удалось. Кроме того, следует иметь в виду, что когда экономисты говорят о безграничности и неутолимости материальных потребностей, то они подразумевают не только отдельного индивида, но и человечество в целом.

2. Почему труд и предпринимательский талант рассматрива­ются как два разных экономических ресурса, ведь предпринима­тель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затра­чивает свой труд?

Ответ. Конечно, предприниматель тоже трудится, но в про­цессе своей деятельности он выполняет совершенно особые функции, что и позволяет рассматривать предпринимательский талант как отдельный экономический ресурс. Эти функции сле­дующие:

— предприниматель берет в свои руки инициативу в соеди­нении других экономических ресурсов — земли, капитала и труда — в единый производственный процесс;

— предприниматель несет ответственность за принятые хо­зяйственные решения в производственном процессе;

— предприниматель должен иметь склонность к инноваци­ям, т. е. не бояться внедрять новую технику и техноло­гии, создавать принципиально новые товары и услуги;

— предприниматель не должен бояться риска: прибыль предпринимателю отнюдь не гарантирована, и, начиная бизнес, он каждый раз рискует потерять вложенные в дело деньги.

Отсюда видно, что далеко не каждый человек может стать предпринимателем (кто-то не любит рисковать, кто-то является плохим организатором или консерватором по натуре, а кто-то боится принимать решения и брать на себя ответственность), поэтому предпринимательство — это не просто труд, а особый талант, который и выделяется как специфический экономиче­ский ресурс.

3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность эко­номических благ — это одно и то же?

Ответ. Нет. Когда мы говорим о бедности, то подразумева­ем, что какой-то человек или какая-нибудь страна владеют слишком малым количеством экономических благ. Ограничен­ность экономических благ означает, что этих благ мало не в абсолютном исчислении, а относительно гораздо большего ко­личества потребностей, которые мы удовлетворяем при помощи этих благ. Поэтому принцип ограниченности применим и к нищим и к миллионерам, и к бедным и к богатым странам.

4. Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», полу­чая зарплату 300000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500 000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и посту­пила в Высшую школу экономики, справедливо оценив пер­спективы будущей профессии. Какова альтернативная стои­мость ее выбора?

Ответ. Поскольку альтернативная стоимость сделанного вы­бора — это самый лучший из вариантов, которыми пришлось пожертвовать, то здесь альтернативной стоимостью будут упу­щенные Надей 500000 рублей месячного дохода продавца.

5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта — дело дорогостоящее. При наличии ограниченных де­нежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае мо­жет выступить в качестве альтернативной стоимости:

— затраты на посещение театров;

— затраты на изучение японского языка;

— затраты на еду и одежду;

— затраты на занятия верховой ездой?

Ответ. В качестве альтернативной стоимости могут высту­пить либо затраты на посещение театров, либо затраты на изу­чение японского языка, либо затраты на занятия верховой ез­дой — конкретный выбор будет зависеть от индивидуальных предпочтений Пети Сидорова. Главное, на что нужно обратить внимание: затраты на еду и одежду не явятся альтернативной стоимостью, так как эти затраты неизбежны в любом случае — от них Петя не сможет отказаться.

Домашнее задание

«Сделайте свой выбор»

Раздайте каждому учащемуся по копии упражнения.

Таблица 1-2

Вид товара или услуги, которые вы мечтаете приобрести Цена товара или услуги в зависимости от его марки и качественных характеристик
Фотоаппарат Minolta F-10 $39 Canon Prima Junior DX $239 Minolta Riva Zoom $339 Minolta (pthrfk &) $ 425
Музыкальный центр Gold Star FFH-333L $296 Philips FW 17 $445 SonyEX5SV $675 Technics SC-LS10 $865
Путевка на курорт, путешествие Круиз на теплоходе на русский север (Валаам, Кижи) $473 Болгария, «Золотые пески» $653 Кипр $989 Канарские острова $1660
Подарок маме (серьги) Серебряные $12 Маленькие золотые $40 Большие золотые $100 Золотые с драгоценным камнем $300
Подарок папе (новая бритва) Braun В 1008 $29 Philips HS 555 $67 Philips HS 890 $128 Braun В 550 MN$199

P. S. Последовательность перечисления желаемых товаров не связана со степенью их желательности — определите сами свои приоритеты.

Переход к следующему уроку. Обсуждение со школьни­ками выполненного ими домашнего задания послужит удобным мостиком для перехода к проблематике 4-го урока. При обсуж­дении постарайтесь сосредоточить внимание учеников на двух моментах.

а) Наверняка им было не так просто сделать свой выбор. Пред­ставляют ли они теперь, как сложно обществу ежедневно решать проблему «что производить и в каком количестве». Именно поэто­му данная проблема является основной проблемой экономики.

б) Безусловно, у разных ребят выбор окажется различным. Обратите их внимание на то, что выбор каждого из них одина­ково хорош, эффективен и целесообразен с точки зрения эко­номиста, если все они при этом полностью израсходовали имеющиеся в распоряжении деньги. Каждый из них максималь­но удовлетворил свои потребности при наличии денежного ог­раничения, просто потребности и предпочтения у всех людей разные. Все учащиеся в этом смысле сделали одинаково эффек­тивный выбор.

 

Закрепление материала

1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сде­лать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?

2. Почему труд и предпринимательский талант рассматрива­ются как два разных экономических ресурса, ведь предпринима­тель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затра­чивает свой труд?

3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность эко­номических благ — это одно и то же?

4. Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», полу­чая зарплату 300000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500 000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и посту­пила в Высшую школу экономики, справедливо оценив пер­спективы будущей профессии. Какова альтернативная стои­мость ее выбора?

5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта — дело дорогостоящее. При наличии ограниченных де­нежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае мо­жет выступить в качестве альтернативной стоимости:

— затраты на посещение театров; — затраты на изучение японского языка; — затраты на еду и одежду; — затраты на занятия верховой ездой?

Закрепление материала

1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сде­лать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?

2. Почему труд и предпринимательский талант рассматрива­ются как два разных экономических ресурса, ведь предпринима­тель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затра­чивает свой труд?

3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность эко­номических благ — это одно и то же?

4. Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», полу­чая зарплату 300000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500 000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и посту­пила в Высшую школу экономики, справедливо оценив пер­спективы будущей профессии. Какова альтернативная стои­мость ее выбора?

5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта — дело дорогостоящее. При наличии ограниченных де­нежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае мо­жет выступить в качестве альтернативной стоимости:

— затраты на посещение театров; — затраты на изучение японского языка; — затраты на еду и одежду; — затраты на занятия верховой ездой?

Закрепление материала

1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сде­лать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?

2. Почему труд и предпринимательский талант рассматрива­ются как два разных экономических ресурса, ведь предпринима­тель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затра­чивает свой труд?

3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность эко­номических благ — это одно и то же?

4. Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», полу­чая зарплату 300000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500 000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и посту­пила в Высшую школу экономики, справедливо оценив пер­спективы будущей профессии. Какова альтернативная стои­мость ее выбора?

5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта — дело дорогостоящее. При наличии ограниченных де­нежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае мо­жет выступить в качестве альтернативной стоимости:

— затраты на посещение театров; — затраты на изучение японского языка; — затраты на еду и одежду; — затраты на занятия верховой ездой?

Таблица 1-2

Вид товара или услуги, которые вы мечтаете приобрести Цена товара или услуги в зависимости от его марки и качественных характеристик
Фотоаппарат Minolta F-10 $39 Canon Prima Junior DX $239 Minolta Riva Zoom $339 Minolta (pthrfk &) $ 425
Музыкальный центр Gold Star FFH-333L $296 Philips FW 17 $445 SonyEX5SV $675 Technics SC-LS10 $865
Путевка на курорт, путешествие Круиз на теплоходе на русский север (Валаам, Кижи) $473 Болгария, «Золотые пески» $653 Кипр $989 Канарские острова $1660
Подарок маме (серьги) Серебряные $12 Маленькие золотые $40 Большие золотые $100 Золотые с драгоценным камнем $300
Подарок папе (новая бритва) Braun В 1008 $29 Philips HS 555 $67 Philips HS 890 $128 Braun В 550 MN$199

 

Таблица 1-2

Вид товара или услуги, которые вы мечтаете приобрести Цена товара или услуги в зависимости от его марки и качественных характеристик
Фотоаппарат Minolta F-10 $39 Canon Prima Junior DX $239 Minolta Riva Zoom $339 Minolta (pthrfk &) $ 425
Музыкальный центр Gold Star FFH-333L $296 Philips FW 17 $445 SonyEX5SV $675 Technics SC-LS10 $865
Путевка на курорт, путешествие Круиз на теплоходе на русский север (Валаам, Кижи) $473 Болгария, «Золотые пески» $653 Кипр $989 Канарские острова $1660
Подарок маме (серьги) Серебряные $12 Маленькие золотые $40 Большие золотые $100 Золотые с драгоценным камнем $300
Подарок папе (новая бритва) Braun В 1008 $29 Philips HS 555 $67 Philips HS 890 $128 Braun В 550 MN$199

 

Таблица 1-2

Вид товара или услуги, которые вы мечтаете приобрести Цена товара или услуги в зависимости от его марки и качественных характеристик
Фотоаппарат Minolta F-10 $39 Canon Prima Junior DX $239 Minolta Riva Zoom $339 Minolta (pthrfk &) $ 425
Музыкальный центр Gold Star FFH-333L $296 Philips FW 17 $445 SonyEX5SV $675 Technics SC-LS10 $865
Путевка на курорт, путешествие Круиз на теплоходе на русский север (Валаам, Кижи) $473 Болгария, «Золотые пески» $653 Кипр $989 Канарские острова $1660
Подарок маме (серьги) Серебряные $12 Маленькие золотые $40 Большие золотые $100 Золотые с драгоценным камнем $300
Подарок папе (новая бритва) Braun В 1008 $29 Philips HS 555 $67 Philips HS 890 $128 Braun В 550 MN$199

 

 

Урок 3. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПОРОЖДАЕМЫЕ ЕЮ ПРОБЛЕМЫ

Цель урока: показать, что безграничность материальных потребностей в условиях ограниченности экономических ресур­сов ставит перед любым обществом проблему выбора.

Понятия, которые должны быть отработаны в ходе урока:

— основные материальные потребности общества;

— экономические ресурсы (факторы производства):

— земля;

— капитал;

— труд;

— предпринимательская способность;

— ограниченность;

— проблема выбора;

— альтернативная стоимость (цена выбора).

Раздаточный материал: домашнее задание «Сделайте свой выбор».

Объяснение материала

При объяснении материала обратите внимание на следую­щие моменты.

1. В обыденной жизни под понятием «капитал» чаще всего подразумевают деньги и ценные бумаги — акции и облигации. С точки зрения экономической теории это не всегда так. День­ги как таковые ничего не производят, а значит, их нельзя рас­сматривать как фактор производства. Конечно, деньги могут быть использованы для закупки машин, оборудования и строи­тельства производственных цехов. Однако сами по себе они лишь кусочки бумаги, а из бумаги нельзя замесить тесто или сшить шубу. Под фактором производства понимается физический ка­питал как совокупность зданий, сооружений, сборочных линий, станков, автоматов, т. е. всего того, что непосредственно участ­вует в производстве товаров и услуг.

2. Рассказывая о доходах как плате за ресурсы, следует иметь в виду, что на практике далеко не всегда удается с большой степенью точности отнести получаемые доходы к тому или ино­му конкретному виду. Так, например, если владелец ювелирной мастерской одновременно занимается и изготовлением украше­ний, то получаемый им доход нельзя однозначно определить ни как прибыль (предпринимательский доход), ни как заработную плату, поскольку частично он является прибылью, а частично — заработной платой. Здесь наиболее важно уяснить, что собст­венность на любой из экономических ресурсов приносит доход их владельцу.

3. Как показывает опыт, наибольшую сложность для пони­мания представляет понятие альтернативной стоимости, или цены выбора. В то же время без усвоения данного понятия невозможно изучение экономической теории. Здесь следует об­ратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, альтернативная стоимость (цена выбора) не имеет отношения ни к денежным затратам, которые необходимо осу­ществить для производства какого-либо продукта, ни к цене этого продукта. Альтернативная стоимость — это упущенная выгода, т. е. то, чем пришлось пожертвовать ради производства данного продукта. Поскольку существует ограниченность ресурсов, то, затрачивая какие-либо из наших ограниченных ресурсов на дос­тижение определенной цели, мы вынуждены поступиться воз­можностью использовать те же ресурсы в других целях. Напри­мер, решив произвести танки, мы должны отказаться от произ­водства тракторов или произвести их в меньшем количестве. Именно это количество непроизведенного продукта (в данном случае тракторов), которым пришлось пожертвовать ради произ­водства танков, и составит альтернативную стоимость танков.

Во-вторых, при принятии решения о производстве некото­рого товара мы можем выбирать не из двух (как в предыдущем примере), а из нескольких альтернативных вариантов использо­вания ограниченных ресурсов. Например, в городе существует довольно большой незастроенный участок земли. Городские власти обсуждают вопрос о том, что построить на этом участке: больницу, универмаг, бассейн или крытую автомобильную сто­янку. При этом размеры участка таковы, что на нем можно построить только одно здание. Предположим, что после долгого раздумья городские власти пришли к выводу о том, что наибо­лее предпочтительным в данный момент времени будет строи­тельство новой больницы, и начали это строительство.

Возникает вопрос: можно ли считать, что альтернативная стоимость, или цена выбора, — это отказ от строительства бас­сейна, автостоянки и универмага вместе взятых? Ответ будет отрицательным. Мы не можем на нашем участке земли постро­ить и универмаг, и бассейн, и автостоянку. Следовательно, если мы от чего-то отказываемся, выбирая строительство больницы, то отказываемся от чего-то одного. Таким образом, в качестве альтернативной стоимости строительства больницы мы должны рассматривать потерю для города только одного из непостроен­ных зданий. Тогда какого: автостоянки, бассейна или универма­га? Ответ на этот вопрос таков: альтернативной стоимостью бу­дет потеря самого лучшего из отвергнутых вариантов. Что имен­но из данных невостребованных возможностей было бы наибо­лее необходимо, определяется дополнительными, тщательно проведенными исследованиями. Если в результате этих исследо­ваний городские власти пришли к выводу, что наиболее важным для города в данный момент времени оказалось бы строительст­во универмага, то альтернативной стоимостью строительства

больницы явилась бы потеря для города постройки нового уни­вермага.

Итак, альтернативная стоимость — это упущенная выгода из-за отказа от осуществления следующей по значимости аль­тернативы в силу того, что ограниченные ресурсы используются лишь по одному назначению.

В-третьих, альтернативная стоимость может быть выражена и в денежной форме, если упущенная выгода определяется не коли­чеством недопроизведенных материальных благ или полным от­казом от их производства, а потерянным денежным доходом. Например, вы получили в наследство значительную сумму денег и размышляете над тем, как наилучшим образом распорядиться ими. Вы можете положить деньги в банк и получать ежегодный процент. Вы можете купить на них акции промышленной ком­пании и получать ежегодные дивиденды. Наконец, вы можете открыть собственное дело и стать предпринимателем. Предполо­жим, вы выбрали последний из альтернативных вариантов вло­жения денег. Как определить цену вашего выбора? Посмотрите, какая из отвергнутых альтернатив дала бы вам больший годовой доход. Пусть, например, банковский процент составляет 50% го­довых, а в форме дивидендов вы могли бы получить 60% годовых. В этом случае к альтернативной стоимости вложения денег в собст­венный бизнес относится упущенный денежный доход в форме дивидендов на акции промышленной компании.

Закрепление материала

Помимо контрольных вопросов из учебника, предложите учащимся следующие задания.

1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сде­лать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?

Ответ. Безусловно, каждый человек может полностью удов­летворить одну или несколько своих потребностей. Однако люди не могут удовлетворить все свои потребности. Даже муль­тимиллиардерам не все подвластно. Если бы очень богатому человеку захотелось поселиться в Лувре или Эрмитаже, то вряд ли бы ему это удалось. Кроме того, следует иметь в виду, что когда экономисты говорят о безграничности и неутолимости материальных потребностей, то они подразумевают не только отдельного индивида, но и человечество в целом.

2. Почему труд и предпринимательский талант рассматрива­ются как два разных экономических ресурса, ведь предпринима­тель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затра­чивает свой труд?

Ответ. Конечно, предприниматель тоже трудится, но в про­цессе своей деятельности он выполняет совершенно особые функции, что и позволяет рассматривать предпринимательский талант как отдельный экономический ресурс. Эти функции сле­дующие:

— предприниматель берет в свои руки инициативу в соеди­нении других экономических ресурсов — земли, капитала и труда — в единый производственный процесс;

— предприниматель несет ответственность за принятые хо­зяйственные решения в производственном процессе;

— предприниматель должен иметь склонность к инноваци­ям, т. е. не бояться внедрять новую технику и техноло­гии, создавать принципиально новые товары и услуги;

— предприниматель не должен бояться риска: прибыль предпринимателю отнюдь не гарантирована, и, начиная бизнес, он каждый раз рискует потерять вложенные в дело деньги.

Отсюда видно, что далеко не каждый человек может стать предпринимателем (кто-то не любит рисковать, кто-то является плохим организатором или консерватором по натуре, а кто-то боится принимать решения и брать на себя ответственность), поэтому предпринимательство — это не просто труд, а особый талант, который и выделяется как специфический экономиче­ский ресурс.

3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность эко­номических благ — это одно и то же?

Ответ. Нет. Когда мы говорим о бедности, то подразумева­ем, что какой-то человек или какая-нибудь страна владеют слишком малым количеством экономических благ. Ограничен­ность экономических благ означает, что этих благ мало не в абсолютном исчислении, а относительно гораздо большего ко­личества потребностей, которые мы удовлетворяем при помощи этих благ. Поэтому принцип ограниченности применим и к нищим и к миллионерам, и к бедным и к богатым странам.

4. Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», полу­чая зарплату 300000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500 000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и посту­пила в Высшую школу экономики, справедливо оценив пер­спективы будущей профессии. Какова альтернативная стои­мость ее выбора?

Ответ. Поскольку альтернативная стоимость сделанного вы­бора — это самый лучший из вариантов, которыми пришлось пожертвовать, то здесь альтернативной стоимостью будут упу­щенные Надей 500000 рублей месячного дохода продавца.

5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта — дело дорогостоящее. При наличии ограниченных де­нежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае мо­жет выступить в качестве альтернативной стоимости:

— затраты на посещение театров;

— затраты на изучение японского языка;

— затраты на еду и одежду;

— затраты на занятия верховой ездой?

Ответ. В качестве альтернативной стоимости могут высту­пить либо затраты на посещение театров, либо затраты на изу­чение японского языка, либо затраты на занятия верховой ез­дой — конкретный выбор будет зависеть от индивидуальных предпочтений Пети Сидорова. Главное, на что нужно обратить внимание: затраты на еду и одежду не явятся альтернативной стоимостью, так как эти затраты неизбежны в любом случае — от них Петя не сможет отказаться.

Домашнее задание

«Сделайте свой выбор»

Раздайте каждому учащемуся по копии упражнения.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.