Характеристики доношенных, недоношенных и переношенных детей — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Характеристики доношенных, недоношенных и переношенных детей

2017-09-27 5660
Характеристики доношенных, недоношенных и переношенных детей 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

Доношенный новорожденный - ребенок, родившийся в сроке бере­менности от 37 до 42 недель.

Недоношенный новорожденный - ребенок, родившийся в сроке бере­менности от 22 до 37 недель.

Переношенный новорожденный - ребенок, родившийся в сроке бере­менности более 42 недель.

1.Доношенные дети.

Внешний вид.

Для здорового новорожденного характерно повышение мышечного тонуса в сгибателях, поэтому его ручки и ножки полусогнуты, кис­ти сжаты в кулачки. Движения не координированы, хаотичны. На болевые раз­дражители, чувство голода новорожденный реагирует громким криком.

Кожа у новорожденного бархатистая, нежная, со слегка просвечивающимися сосудами, сразу после рождения покрыта творожистой первородной смазкой. Голова отличается преобладанием мозгового черепа над лицевым. Кости черепа у подавляющего большинства не сращены, открыт большой родничок (его размеры 1-2см), швы могут быть сомкнуты, слегка расходиться или находить друг на друга. В зависимости от особенностей про­текания родов форма головы может быть: вытянутой спереди назад (долихоцефалической), вытянутой вверх (брахицефалической) или неправильной (асимметричной).

Глазки в первые дни почти все время закрыты. Ребенок от­крывает их при перемене положения тела. На склерах могут быть послеродовые кровоизлияния, веки отечны. Зрачки должны быть симметричны, реагировать на свет с рождения. Глазные яблоки «плавающие», в первые дни жизни в норме может отмечаться горизонтальный нистагм (мелкоамплитудные непроизволь­ные подергивания глазных яблок).

Грудная клетка бочкообразной формы, реб­ра расположены горизонтально, дыхание поверхностное, с частотой 40-50 ды­ханий в минуту, при крике, кормлении, беспокойстве ребенка легко возникает одышка из-за узких носовых ходов, возможного отека слизистой оболочки носа. Частота сердечных сокращений 130-150 ударов в минуту, тоны сердца громкие, чистые.

Живот обычно активно участвует в акте дыхания, имеет ок­руглую форму. При перекорме и заболеваниях легко возникает вздутие живота. Печень выступает из-под края реберной дуги не более чем на 2см. У доношен­ных девочек большие половые губы прикрывают малые, у мальчиков яички должны быть опущены в мошонку.

Важная особенность новорожденных - наличие физиологических рефлексов:

Сосательный - на раздражение губ путем прикосновения ребенок от­вечает сосательными движениями.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина - при надавливании на ладони ребенка большими пальцами он открывает рот и слегка сгибает голову.

Ладонный хватательный рефлекс Робинсона - при вкладывании в руч­ку ребенка пальца происходит сжатие кисти, и ребенок плотно охватывает палец.

Рефлекс Моро - при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок или дуновении в лицо ручки ребенка разгибаются в локтях и отводятся в сторо­ны (1 фаза) с последующим «обниманием» туловища (2 фаза).

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы - ребенка берут под мыш­ки и ставят вертикально, поддерживая пальцами заднюю часть головы. При этом его ножки поначалу сгибаются, а затем происходит выпрямление ножек и туловища. При небольшом наклоне вперед ребенок делает шаговые движения (автоматическая ходьба).

Рефлекс ползания Бауэра - в положении ребенка на животе к его со­гнутым ножкам приставляют ладонь, и ребенок начинает ползти, выпрямляя но­ги и отталкиваясь.

Защитный рефлекс новорожденного - в положении на животе ребе­нок поворачивает голову в сторону (защита).

Рефлекс Галанта - штриховыми движениями пальца раздражается кожа вдоль позвоночника сверху вниз. В ответ ребенок изгибает туловище в сторону раздражения.

 

2. Недоношенные дети.

Внешний вид.

У недоношенных детей относительно большая голова составляет более 1/4 длины тела, руки тонкие и длинные, шея короткая, ноги тонкие и короткие. Пупочное кольцо расположено низко.

Кожа мор­щинистая, темно-красного цвета, обильно покрыта густым пушком, особенно на лице, спине, конечностях. Волосы на голове короткие, редкие. Почти полностью отсутствует подкожно-жировой слой. Склад­ки на подошве отсутствуют или начинают обозначаться на передней половине.

Окружность головки на 3-4см больше окружности груд­ной клетки. Кости черепа мягкие, податливые, подвижные, могут заходить друг за друга. Все­гда открыты большой, малый, боковые роднички. Ушные раковины мягкие, прижаты к головке, с недостаточно развитыми хрящами.

Ногти на пальцах рук и ног мягкие, не доходят до краев ногтевого ложа. Кружок около соска плоский, еле заметен. Живот большой, распластанный ввиду слабости прямых мышц живота.

У мальчиков яички не опушены в мошонку. У девочек половая щель зияет, так как большие половые губы не прикрывают малые.

Кроме внешних при­знаков недоношенности для этих детей характерны недоразвитие, незрелость внутренних органов и систем, особенно центральной не­рвной системы, органов дыхания. Недоношенным новорожденным свойственна мышечная гипотония. Поэтому такие дети, как прави­ло, вялые, сонливые, плачут слабым голосом. Многие из них не спо­собны сосать и даже глотать. Дыхание у них частое, поверхностное, нерегулярное с периодическими паузами. Такое дыхание не может обеспечить достаточное снабжение организма кислородом, в связи с этим состояние ребенка еще больше усугубляется.

Недоношенный ребенок не в состоянии сохранять постоянную температуру тела, и она колеблется в зависимости от условий окружающей среды: при низкой температуре воздуха снижается до 35 °С и ниже, при повыше­нии температуры ребенок легко перегревается.

Из-за малой емкости желудка и недостаточного выделения пищеварительных соков корм­ление таких детей связано со значительными трудностями. Недоношенные дети чаще болеют, чем до­ношенные, заболевания у них протекают тяжелее, хуже поддаются лечению.

 

3. Переношенный ребенок.

Внешний вид.

Переношенный ребенок отличается сухой дряблой кожей. Первородная смазка и пушок отсутствуют. С утратой этого защитного слоя кожа непосредственно контактирует с околоплодными водами и сморщивается с образованием складок («старческий» вид ребенка). Кожа имеет зеленоватую или желтоватую окраску. Отмечается мацера­ция кожи, особенно на руках и ногах («банные» стопы и ладони). Тургор кожи снижен. По мере перенашивания беременности проис­ходит потеря подкожной жировой клетчатки, продолжается рост волос и ногтевых пластинок.

Конфигурация головки плохо выражена, кости черепа плотные, швы узкие, роднички небольших размеров. При перенашивании беременности плод нередко крупный, размеры: головки приближаются к верхней границе нормы или превышают ее.

Однако масса переношенного новорожденного может быть и неболь­шой вследствие развивающейся внутриутробной задержки роста плода ввиду недостаточной функции плаценты. Длина плода при перена­шивании, как правило, превышает нормальные показатели и составляет 54-5 см и более. При осмотре последа и оболочек видны характерные для перенашивания изменения: жировое перерождение, кальцификаты, желто-зеленое окрашивание оболочек.

Плод можно считать переношенным (перезрелым), если имеется сочетание хотя бы 2-3 указанных выше признаков. По мере перенашивания бере­менности частота признаков перезрелости плода увеличивается, что сопровождается повышением перинатальной заболеваемости и смертности. У переношенных новорожденных наблюдается высокая часто­та гипоксически-травматических повреждений центральной нервной системы.Они склонны к боль­шой потере массы тела в первые дни жизни, транзиторной лихорад­ке, инфекционным поражениям кожи и легких.

Оценка новорожденных.

 

Едва появившись на свет, малыш получает первую в своей жизни оценку. Оценку по шкале Апгар. Ставят ее малышу врачи, оценивая его состояние сразу после рождения. От этой оценки будут зависеть дальнейшие действия врачей и то, каким будет уход за ребенком в первые дни, а может быть, и годы жизни. Оценка по шкале Апгар говорит лишь о состоянии здоровья малыша в первые секунды и минуты его жизни.

Шкала Апгар была предложена американским врачом-анестезиологом Вирджинией Апгар в 1952 году. Поэтому и система оценки носит ее фамилию.

Изначально, такая система была разработана для среднего медперсонала, чтобы они могли определить, какому малышу нужен особый медицинский уход. Для того чтобы присвоить крохе оценку никаким тестам и исследованиям, его, конечно, не подвергают. Врач просто осматривает новорожденного, проверяет его реакцию, прослушивает ритм сердца, наблюдает за первыми движениями и присваивает 0, 1 или 2 балла после оценки каждого из главных показателей.

Состояние малыша, который только что появился на свет, оценивают по следующим показателям:

дыханию,

сердцебиению,

мышечному тонусу,

рефлексам и цвету кожных покровов.

Каждый из этих показателей получает оценку врача по системе Апгар - 0, 1, или 2 балла. Таким образом, в сумме это складывается в общую оценку по шкале Апгар. Максимально возможная оценка - 10 баллов, она ставится в том случае, если по всем показателям состояние ребенка на момент рождения идеальное. Только 10 процентов новорожденных получают столь высокую оценку в первые секунды своей жизни. Оценку врачи ставят спустя несколько секунд после появления ребенка на свет, а также спустя 5 минут после рождения. А потому всегда молодой мамочке говорят две цифры, к примеру, 8/9 баллов. При этом очень важно, чтобы разница между первой и второй оценкой была 1-2 балла - это говорит о хорошей динамике в работе основных показателей состояния малыша.

Дыхание малыша.

Новорожденный может делать до 40–45 дыхательных движений в минуту. Такая активная работа дыхательной системы оценивается по максимуму - 2 балла. При этом, едва появившись на свет малыш громко кричит. Это говорит о хорошей работе легких. Если же кроха только плачет, но не кричит, а его голосок дрожит и дыхание медленное - врач ставит 1 балл за работу дыхательной системы. Если малыш не дышит и не издает никаких звуков - ставится 0 баллов.

Сердцебиение.

У малыша, только появившегося на свет, сердце бьется очень быстро, ведь роды - это тяжелая работа не только для мамочки, но и для младенца, который торопится увидеть этот мир! Сердце крохи в момент рождения делает до 130–140 ударов в минуту. Если частота сердцебиения свыше 100 ударов в минуту - работе сердца дают 2 балла. Если же крохе не хватало кислорода в утробе, либо поступление кислорода было нарушено во время тяжелых родов - малыш дышит медленно и частота его сердцебиения не высока. Врачи ставит 1 балл. Если же пульс отсутствует - работа сердца получает 0 баллов.

Мышечный тонус.

Как правило, у новорожденных повышен тонус мышц. Это связано с тем, что на протяжении длительного времени, 9 месяцев, ребенок находился в единственно возможной позе - его голова была приведена к груди, руки согнуты в локтях, пальчики сжаты в кулачки, а ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Поэтому после появления на свет, когда необходимость сохранять позу эмбриона отпадает и ребенок обретает долгожданную свободу - движения его очень хаотичны, очень резки. Ребенок размахивает руками и дергает ножками. Такая двигательная активность говорит о нормальном состоянии мышечного тонуса и оценивается в 2 балла. Если же и после появления на свет, ноги и руки малыша согнуты, а движения редкие и медленные - врач ставит 1 балл. Если малыш совсем не двигается - 0 баллов.

Рефлексы.

С самого рождения у крохи начинают работать безусловные рефлексы. Такие как, крик или первый вдох. Если основные безусловные рефлексы проявляются сразу - это 2 балла. В том случае, когда рефлексы вызваны специалистами, но не сразу - 1 балл. Если же рефлексов у малыша нет - 0 баллов.

Цвет кожных покровов.

У новорожденного в идеале цвет кожи должен быть от бледно розового до ярко розового. Это говорит о нормальной циркуляции крови. При этом врач оценивает и цвет слизистых оболочек рта, губ, ладони и подошвы ног. Если у малыша цвет ножек и ручек слегка синюшный - ставится 1 балл. Если же все тело младенца равномерно бледное или синюшное - 0 баллов.

 

Оценку по шкале Апгар в первые секунды жизни малыша врач должен сделать очень быстро, буквально за несколько секунд, ведь от этого может зависеть и жизнь младенца. Так, состояние детей, которые набирают, от 7 до 10 баллов считается хорошим, или даже отличным, деткам с такой оценкой нужен лишь обычный уход. Тем, кто набрал от 4 до 6 баллов - могут потребоваться некоторые реанимационные процедуры. Если же результат ниже 4 баллов - малышу необходимо экстренное оказание медицинской помощи.

В зависимости от количества баллов, которые даны малышу при рождении, можно оценить его общее состояние на момент появления на свет:

10-7 баллов - оптимальное состояние.

5-6 баллов - легкие отклонения в состоянии малыша.

3-4 балла - средние отклонения в состоянии малыша.

0-2 балла - серьезные отклонения в состоянии крохи.

Нужно сказать, что оценка по шкале Апгар дает характеристику лишь главных показателей на момент рождения и не имеет ничего общего с общим состоянием здоровья малыша. И уж тем более не говорит о его дальнейшем умственном развитии! И если ребенок получил 7 по шкале Апгар - это вовсе не означает, что он в дальнейшем будет слабее малыша, получившего 7. Высокая оценка говорит лишь о том, что на момент рождения малыш хорошо дышит, громко кричит, имеет розовый цвет кожи и активно двигается. На каждый из основных показателей могут повлиять тяжелые роды

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.