Основными видами/формами деятельности, которые обеспечивают существование человека и формирование его как личности являются: труд, обучение и игра. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Основными видами/формами деятельности, которые обеспечивают существование человека и формирование его как личности являются: труд, обучение и игра.

2017-09-27 889
Основными видами/формами деятельности, которые обеспечивают существование человека и формирование его как личности являются: труд, обучение и игра. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Труд― фундаментальная форма деятельности человека, созидающая всю совокупность предметов/вещей, необходимых ему для удовлетворения его потребностей. Труд является решающей силой формирования самого человека, возникновения у него таких свойств, как сознание, речь, делающих его способным к общению. Являясьцелесообразной деятельностью, в процессе которой человек воздействует на природу с помощью средств труда, труд с самого начала выступает как деятельность совместная, предполагающая определенные формы социальной организации, благодаря которым достигается необходимая согласованность индивидуальных и групповых действий, направленных на достижение целей труда. Степень технической оснащенноститруда, его производительности, организованности, целесообразности ― важные характеристики уровня развития народа, человеческой общности, а формирование трудовых навыков, привычек, трудолюбия имеет существенное значение для развития личности. Социальный характер труда, ступени его исторического развития зависят ото особенностей производственных отношений, которые устанавливаются между людьми в процессе труда и которые служат основанием всей системы социальных отношений в обществе, влияя на распределение не только продуктов, но и видов труда между его членами ― разделение труда. Разделение труда― дифференциация видов трудовой деятельности, складывающаяся в обществе в процессе исторического развития. Совместная деятельность людей порождает распределение и закрепление занятий (разделение труда) между участниками трудового процесса. Разделение труда структурирует трудовой процесс, обусловливает взаимосвязь его частей в форме обмена результатами деятельности. Исторически разделение труда является одной из основных движущих сил общественного развития, стимулом и выражением как социальной дифференциации, так и социальной интеграции. Разделение труда выступает в двух основных формах: а) общественное разделение труда ― разделение труда внутри общества; б) разделение труда внутри отдельного производственного предприятия (учреждения, организации). Общественное разделение труда, обусловленное принципиальными различиями в предметах труда, образует сферы трудовой деятельности: умственный и физический труд, промышленность, сельское хозяйство, науку, культуру, обслуживание и др. в зависимости от месторасположения предметов труда складывается территориальное, в том числе международное, разделение труда. Общественное разделение труда расширяется по мере: а) освоения природы, б) развития производительных сил, в) возникновения в обществе новых потребностей. Внутри предприятия (учреждения, организации) разделение труда определяется разложением технологического процесса на его составные элементы, в сооотвествии с которыми происходит технологическая специализация, обособление функциональных особенностей трудовой деятельности. Прогресс средств производства ― комплексная автоматизация, гибкие производственные системы, унификация оборудования и др. ― обусловливают интеграцию производственных процессов, сокращение количества обособленных профессий внутри предприятия (учреждения, организации). Умственный и физический труд― две взаимосвязанные стороны человеческой деятельности; социальная форма разделения труда в зависимости от способа воздействия на предмет труда. Умственный труд― аналитико-синтетическая мыслительная деятельность, продуктом которой является определенным образом оформленная информация (текст, расчет, чертеж, сообщение, распоряжение и др.). Физический труд― вид трудовой деятельности, связанный с приложением мускульных усилий человека и направленный на изменение материально-вещественной среды. Любой вид деятельности сочетает элементы умственного и физического труда: в умственном труде физические функции выступают средством получения, оформления информации, а при физическом труде умственные функции направлены на выбор, планирование, контролирование соответствующего физического усилия. Сказанное позволяет сделать следующие выводы: ― особенностью труда как целесообразной человеческой деятельности является то, что он всегда направлен на достижение практически полезного результата ― что труд: а)осуществляется под влиянием необходимости; б)являетсяпервым и основным условием человеческого существования; в)преобразует и совершенствует самого человека; г)формирует личность.

 

Обучение ― специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс субъект-субъектного взаимодействия педагогов и обучающихся (воспитанников), направленный на освоение знаний, умений и навыков, развития психических процессов и способностей.

Результат обучения:

а) образованность, главный критерий которой ― системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений;

б) формирование научно-методической основы для адаптации социальной, связанной с процессами изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни и предполагающей бесконечное, непрерывное овладение новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиям жизни.

Учебная деятельность включает в себя:

― восприятие и осмысление учебного и дополнительного материала;

― сознательную творческую переработку получаемой информации с целью формирования сверхтекста;

― ясное выражение (проговаривание) полученных знаний;

― применение теоретических знаний в системе образовательных учреждений и при решении жизненных задач.

***

Игра ― форма свободного самовыявления человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либов виде состязания, либов виде представления (исполнения, презентации) каких-либо ситуаций, смыслов, состояний.

NB!Строго говоря, игра является имитацией деятельности, а не самой деятельностью, которую она в определенной (игровой) форме воспроизводит (так называемые имитационные игры), причем также в форме некоторой деятельности, но игровой. Так, детские игры имитируют занятия взрослых (домашнюю работу, уход за детьми, конструирование и т.п.), военные игры ― боевые операции, спортивные игры ― реальный физический или умственный труд, азартные игры воспроизводят борьбу, закономерности и случайности в жизни человека, удачу и судьбу и т.д. Цели таких игр ― упражнение, тренировка, эмоциональное напряжение, наслаждение, отдых с полезным эффектом деятельности (которая имитируется игрой), эти цели имеют лишь то общее, что они готовят его получение. Помимо того, игровая деятельность, как и любая другая,подчинена правилам, часто очень строгим, включающим ограничение игрового пространства (игровое поле, спортивная площадка, шахматная доска, район маневров и т.п.) и времени игры. Как следствие, структура игры, в которой сосредоточен сам смысл игры, включает в себя: а) наличие двух или нескольких состязающихся сторон; б) чередование успехов и неудач, выигрышей и проигрышей; в) погоню за выигрышами и выгодами; г)отбор сильных и слабых; д)чемпионат (состязание равных, решивших держаться до конца);е)нарушение равновесия втор-же-ниемвероятности и случайностей;ж)разрушение соответствия между затратами труда и результатами; з)увлечение и азарт в расчете на выигрыш; и)или, что то же самое,бессмысленность (иррацио нальность) процесса, основанного на вере в удачу; к)динамизм, импровизацию, риск; л)культуру блефа, обманных маневров, воз можность скрывать подлинные намерения и вводить противника в заблуждение; м)профессиональный характер многих видов игровой деятельности, превращающий ее в определенный и нередко весьма сложный труд.

 

Детализируя представленное определение игры, основанное на дихотомии «состязание ― представление», французский ученый Р. Кайюа выделяет четыре типа игры: а) игра головокружения; б) игра подражания; в) игра состязания; г) игра случая. Данная типология может быть трансформирована с помощью последовательного ответа на главный вопрос: «Кто играет?» Тогда соответствующие четыре рода игры символизируют их субъекты: в первом случае это ― «скоморох Божий», во втором ― актер и роль; в третьем ― соперники состязания, в четвертом ― азартный игрок.

Наиболее сложной является игра головокружения, не локализованная сценой, стадионом или кругом рулетки. В ней человек устремлен к преодолению собственной ограниченности и скованности, к динамическому выявлению возможной полноты экзистенции, то есть способа бытия человеческой личности. Подобно музыкальному исполнению партитуры, такая игра есть «исполнение человека, исполняемого бытием». Здесь нет «другого» как замкнутого в себе соперника, и потому к игре не приложима субъективная матрица. Стороны взаимодействия как бы погружаются внутрь самого человека. Между ними нет в буквальном смысле ни соперничества, ни подражания; есть «дрожь» ― в трепете человек выходит из эмпирического равенства самому себе, ощущает духовную амплитуду своего существования. В нем пробуждается и подает голос «человек возможный» ― та бытийная «ипостась», которая в принципе не может быть отделена от человека и передана дублеру наподобие маски. «Человек возможный» (за-данный) не является «ролью», в которую можно «войти». Он не налагается на индивида извне, как личина, но высветляет в нем сокровенный слой бытия, знаменует собой открытость. В «человеке возможном» парадоксально сопрягаются, с одной стороны, предельная открытость, жертвенная незащищенность и незастрахованность какими-либо конвенционными условиями и рамками, а с другой стороны, способность высвобождения из-под гнета обычных форм принуждения: идеологического, экономического, социального.

Противоположностью игры является не серьезность, а насилие. Оно прорывает не просто мир игры, искажая его до неузнаваемости, но и ― что гораздо важнее ― сферу обычной действительности, насаждая свой антимир. Насилие деморализует все вокруг себя.

Мир аутентичной игры исключает любые моменты насилия. В эмпирической действительности, где все обусловлено объективными обстоятельствами, игра является как бы упреждением преображения мира.

Из сказанного вытекает, что:

особенностью игры является направленность ее на сам процесс (а не на результат!), а также двуплановость игры: реальные действия осуществляются при соблюдении определенных правил, имеющих обязательный (хотя и условный) характерпри нарушений ее правил игра сразу же заканчивается» ― в правомерности этого многовекового атрибута игры, как нам представляется, убеждались и вы, поколение начала XXI века…); в) воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности; г) развивает личность (конкретнее ― интеллект, эмоции, нравственность человека).

 

 

Основные понятия

Виды деятельности Обучение
Влечения Общественное разделение труда
Высшая нервная деятельность Особенности игры
Главный критерий образованности Разделение труда
Действие Труд
Деятельность Убеждения
Игра Умственный труд
Интерес Физический труд
Интересы социальные Цель
Мотив Элементы учебной деятельности

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.