Основные теории (концепции) происхождения государства. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Основные теории (концепции) происхождения государства.

2017-09-27 274
Основные теории (концепции) происхождения государства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные теории (концепции) происхождения государства.

1) теологическая (Ф. Аквинский);

2) патриархальная (Аристотель, Конфуций);

3) договорная (Д. Локк, Ж. Руссо);

4) насилия (Гумплович);

5) психологическая;

6)материалистическая (Вебер, представители марксизма-ленинизма)

Теологическая теория происхождения государства

Объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли (еще в Древнем Египте и Вавилоне).

В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения.Представители: Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф.

Патриархальная теория происхождения государства

Возникла в древности.

Основатель – Аристотель.

Суть данной теории: государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Глава семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца.

 

3.Договорная теория (теория общественного договора) получила распространение в XVII–XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо А.Н., Радищева и др. Договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли.

 

4.Теория насилия логическое завершение получила в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами.

Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

 

Психологическая теория.

Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л.И. Петражицкий (1867 - 1931).

Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард.

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.

 

Материалистическая теория.

К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят и К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина.

Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

"Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий", - основная формула марксистской теории.

 

Понятие и признаки государства.

Государство – единая политическая организация общ-ва, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, обладает спец.аппаратом управления и принуждения.

Признаки:

1. территория. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории;

2. население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д.

Наличие специального аппарата публичной власти.

Право

5. Суверенитет государства означает верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Наличие особой финансовой и налоговой системы

7. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства

8. Наличие государственных символов – флага, гимна, герба;

Ограничение своей территории государственными границами, которые обозначают пределы осуществления государственной власти.

Распоряжение национальными ресурсами.

 

 

Единый Основной Закон, нормы которого применяются на всей территории страны.

Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.

Единая система законодательства.

Единое гражданство.

Единая денежная единица.

Признаки федерации

Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.

Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией.

Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата, представляющая интересы субъектов федерации, и палата, представляющая интересы населения всей страны).

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач. (Босния и Герцеговина)

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

 

Существуют следующие виды политического режима:

1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

 

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

4) конституционно-авторитарный политический режи м – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

 

Признаки демократического политического режима:

1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3) полное подчинение государства праву;

4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

 

 

Внутренние и внешние.

Постоянные и временные.

Постоянные - это функции, которые государство осуществляет всегда.

Временные - это функции, носящие краткосрочный характер.

 

3) основные и неосновные.

Основные - это функции, с помощью которых решаются главные задачи, стоящие перед государством.

Не основные - это функции, с помощью которых решаются не основные задачи государства. Неосновные являются структурными частями основных.

 

 

Исполнительную

Судебную

 

 

Понятие и признаки права.

Право -это установленное и обеспеченное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее адресатам субъективные права и возлагающее на них юридические обязанности.

Право - это регулятор общественных отношений.

Признаки права.

1. Государственно-властный характер. Право устанавливается (или санкционируется) государством.

2. Общеобязательность. Правило поведения, обязательно для всех.

3. Формальная определенность. Она предполагает структурно-логическую завершенность и точность, недвусмысленность изложения содержания предписания, внешне выраженного в официально признанном акте (законе, указе и т.д.).

 

 

Состав правонарушения.

Состав правонарушения – это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.

Элементы состава правонарушения:

1) объект правонарушения – то, на что направлено противоправное деяние. Выделяют общий объект правонарушений – общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом и непосредственный объект – конкретные права и интересы субъектов права, государственный строй, те предметы материального мира, на которые осуществляется непосредственное посягательство, и другие элементы, составляющие структуру нарушаемого отношения;

2) объективная сторона правонарушения – внешняя сторона противоправного деяния. Она включает в себя:

а) действие или бездействие;

б) вред, причиненный деянием;

в) необходимую причинную связь, закономерно существующую между деянием и наступившим вредом, а также время, место, обстановку, способ, орудия и средства совершения правонарушения;

3) субъект правонарушения – вменяемое, деликтоспособное, достигшее определенного возраста лицо, а также социальная организация;

4) субъективная сторона правонарушения выражается в вине, а также мотивах и целях совершения правонарушения. Вина – это психологическое отношение лица к совершенному правонарушению. Она выступает в форме умысла и неосторожности.

 

 

Официальные источники опубликования законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, постановлений и определений Конституционного Суда РФ – «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета».


ПРИМЕРЫ:

1) Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.1996

2) Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011

3) Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992

4) Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993

5) Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 года

 

 

Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.

 

Прямой способ изложения.

В статье нормативно-правового акта излагаются все 3 элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция).

 

Бланкетный способ изложения

При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил.

Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона.

В таких статьях содержится гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается.

 

 

Законность.

Самостоятельность судов, независимость судей и заседателей.

Презумпция невиновности.

Содержание принципа «осуществление правосудия только судом» включает осуществление судебной деятельности во всех ее формах, т. е. разрешение дел по существу в первой инстанции, разбирательство в кассационной (апелляционной) инстанции и в надзорном порядке (в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам)

 

 

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

 

В соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ содержание принципа презумпции невиновности может быть сведено к следующим основным положениям:

 

– никто не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

– никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как приговору суда и в соответствии с законом (ст. 13);

– обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Суд, прокурор, следователь и дознаватель обязаны полно, всесторонне и объективно исследовать обстоятельства дела, не перелагая эти свои обязанности на обвиняемого (ст. 20);

– при осуществлении правосудия недопустимо пользоваться доказательствами, полученными с нарушением закона. Они признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения (ст. 69);

– запрещено домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер, а признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств (ст. 77);

– арест, предъявление обвинения и предание обвиняемого суду не решает вопроса о его виновности, она должна быть доказана и подтверждена в суде (ст. 309);

– все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (п. 3 ст. 49 Конституции РФ).

 

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола и расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

 

Принцип равенства всех перед законом и судом -означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение равных обязанностей и единообразное возложение ответственности.

 

Равенство перед судом предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель, потерпевший и т. п.), процессуальными правами и обязанностями для защиты своих интересов.

Это означает, что порядок судопроизводства остается неизменным вне зависимости от того, кто конкретно привлечен к участию в деле.

 

Законодательство устанавливает определенные изъятия из принципа равенства всех перед законом и судом в отношении отдельных категорий лиц: депутатов, прокурорских работников, судей, членов избирательных комиссий и пр.

В сфере правосудия по делам военнослужащих эти особенности влияют лишь на определение подсудности с учетом воинского звания. Однако процедура в суде осуществляется по единым правилам.

 

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Предание их суду возможно только после лишения депутатской неприкосновенности на основании решения соответствующей палаты парламента, по представлению Генерального прокурора РФ (ст. 98 Конституции РФ).

 

Неприкосновенность депутатов представительных органов субъектов РФ носит более ограниченный характер. Она не распространяется на действия депутатов, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия, не относящиеся к их депутатским полномочиям.

 

 

Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству по делам о половых преступлениях, а также по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих деле лиц может быть назначено закрытое судебное заседание.

 

Закрытое судебное разбирательство допускается в случаях, когда: - необходимо сохранить государственную тайну, - а также по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, - о половых и иных преступлениях в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо связанных с унижением их достоинства.

Заседание может быть закрытым, если того требуют интересы обеспечения безопасности участников процесса, членов их семей и близких. В частности, такая практика находит свое применение по делам о террористической деятельности.

В гражданском судопроизводстве процесс может быть закрытым с целью неразглашения факта усыновления, сохранения тайны переписки и в некоторых других случаях, в арбитражном судопроизводстве – дополнительно – при удовлетворении судом ходатайства участвующих в деле лиц, ссылающихся на необходимость сохранения коммерческой тайны.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать в суде, давать показания, заявлять ходатайства на родном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Переводчик обязан переводить показания и заявления других участников процесса, документы, с которыми должны знакомиться лица, не владеющие языком судопроизводства. Услуги переводчика подсудимому предоставляются бесплатно.

Необеспечение права подсудимого пользоваться переводчиком – существенное нарушение уголовно-процессуального закона, влекущее отмену приговора. Переводчик несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. За заведомо неправильный перевод в суде установлена уголовная ответственность (ст. 307 УК РФ), уголовная ответственность предусмотрена также за подкуп или принуждение переводчика к осуществлению неправильного перевода (ст. 309 УК РФ).

 

 

Понятие судебной инстанции

Суде́бная инста́нция — суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее строго определённую функцию, связанную с рассмотрением или разрешением судебных дел (рассмотрение дела по существу либо проверка в той или иной форме законности и обоснованности ранее принятых по данному делу решений).

 

1) суд первой инстанции — суд, рассматривающий дело по существу.

 

2) суд апелляционной инстанции — суд, в котором производится пересмотр не вступивших в законную силу решений суда первой инстанции в апелляционном порядке (путём повторного рассмотрение дела с возможностью вынесения нового решения).

 

3) суд кассационной инстанции — суд, в котором проверяется законность судебных решений, вступивших в законную силу, вынесенных судами первой и апелляционной инстанций (пересмотр по письменным материалам дела без непосредственного исследования доказательств и, как следствие, без возможности вынести новое решение по существу дела)

 

4) суд надзорной инстанции — Президиум Верховного Суда РФ - проверяет законность судебных решений, вступивших в законную силу.

 

 

ВС РФ образуется высшими органами государственной власти: Президентом РФ и Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Согласно Конституции формирование судейского состава осуществляется на основе взаимодействия трех ветвей государственной власти. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель суда, его заместитель, члены суда.

Верховный Суд РФ (ВС РФ) – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральными законами процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Принципиальное значение конституционной нормы заключается в том, что ВС РФ как высшее звено системы судов общей юрисдикции осуществляет судебную власть на всей территории страны, вправе осуществлять правосудие и судебный надзор по всем делам, подсудным районным судам, судам областного звена, военным судам и мировым судьям. Решения, принимаемые ВС РФ по делам его компетенции, являются окончательными.

Конституция РФ, определив место и роль ВС РФ, устанавливает следующие его основные функции:

1. Осуществление правосудия. По первой инстанции ВС рассматривает уголовные дела, отнесенные к его подсудности в соответствии с федеральными законами, а также дела особой сложности или особого общественного значения.

Перечень гражданских дел, рассматриваемых ВС РФ в качестве суда первой инстанции, определен ст. 116 ГПК.

2. Судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Реализация этой функции является важным средством обеспечения независимости судов общей юрисдикции, законности и обоснованности принимаемых ими решений.

3. Очень важной функцией ВС является реализация предоставленного ему Конституцией права инициативы, т. е. внесения проекта закона или поправок к законопроекту в законодательный орган с целью его обсуждения и принятия решения.

Кроме того, ст. 125 Конституции ВС РФ предоставлено право обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии конституционным предписаниям федеральных законов и иных нормативных актов, что свидетельствует о реальной возможности ВС влиять на содержание практически всех отраслей действующего законодательства.

При возбуждении Государственной Думой процесса об отрешении Президента РФ от должности ВС РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

Верховный Суд РФ имеет следующие основные подразделения:

- Пленум Верховного Суда,

- Президиум Верховного Суда,

- Кассационную коллегию,

- Судебную коллегию по уголовным делам,

- Судебную коллегию по гражданским делам,

- Военную коллегию с соответствующими судебными составами.

 

Основные теории (концепции) происхождения государства.

1) теологическая (Ф. Аквинский);

2) патриархальная (Аристотель, Конфуций);

3) договорная (Д. Локк, Ж. Руссо);

4) насилия (Гумплович);

5) психологическая;

6)материалистическая (Вебер, представители марксизма-ленинизма)


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.