Законы царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э., Вавилонское царство) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Законы царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э., Вавилонское царство)

2017-09-27 388
Законы царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э., Вавилонское царство) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если человек украдет имущество храма или царя, его должно убить и того, кто примет украденное, должно убить.

Если человек украдет раба или рабыню, его должно убить. Если кто срежет рабу клеймо, тому должно отрезать пальцы.

1 Радклифф-Браун А. Методы этнологии и социальной антропологии//Антология исследований культуры. — Т.1. — СПб., 1997. — С. 607.

 

Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать во­ла за вола.

Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года.

Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф.

Если человек ударит по щеке высшего (т.е. вельможу, жреца), должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи.

 

Русская Правда (XII в.)

Убьеть мужь мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо от-цю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривен за голову, аще будеть русин, любо гридин, любо купчина, лю­бо ябедник, любо мечник, аще изъгои будеть, любо словенин, то 40 гри­вен положить зань.

Аще ли челядин сыгрывается любо у варяга, любо у кольбяга, а его за 3 дни не выведуть, а познають и в третий день, то изымати ему свои челя­дин, а 3 гривне за обиду.

Аще поиметь кто чюжь конь, любо оружие, любо порт, а познаеть в своем миру, то взята ему свое, а 3 гривне за обиду.

Если холоп ударить свободна мужа, а бежить в хором, а господин нач-неть не дата его, то холопа пояти, да платить господин зань 12 гривне; а за тым, где его налезуть удареныи той мужь, да убьють его1.

1 Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 т. — М., 1984. — Т. 1. — С. 47—48.

 

В несколько иных аспектах шло развитие структурализма во Франции, где наиболее видным его представителем был выдающийся ученый Клод Леви-Строс. Его концепция структурализма основывается на представле-нии о наличии некой внеисторической структуры, которая является пло-дом непознанного, существующего вечно человеческого сознания. Исхо-дя из этой идеи, Леви-Строс пытался доказать, что все многообразные явления нашего мира — это модификации некой единой исходной мо­дели и поэтому все они могут быть строгим образом систематизированы и классифицированы. Между ними можно установить связи и соответ­ствия, раскрывающие их положение и по отношению друг к другу, и по отношению к исходной модели. Для этого прежде всего необходимо составить максимально полный перечень отдельных частных фактов, затем установить взаимосвязи между ними, выявить взаимоотношения и сгруппировать в единое целое, т.е. структурировать.

Содержание всех его сочинений пронизывает идея единства че-ловеческого разума на всех стадиях исторического развития человече-ства. Для него вся человеческая деятельность и все формы сознания подчинены строгой логике. Поэтому Леви-Строс рассматривал каждую сторону быта и культуры как замкнутую систему, стараясь в каждой из них обнаружить свои логические закономерности, и чаще всего находил их в бинарных оппозициях — парных противоположностях, главной из которых была оппозиция «природа—культура». Основной целью развиваемого им структурного анализа было обнаружение таких логических закономерностей, которые лежат в основе всех со­циальных и культурных явлений.

Опробовав метод структурного анализа сначала при изучении сис­тем родства, Леви-Строс затем применил его в своих исследованиях тотемизма для объяснения процесса мышления. Впервые он использо­вал структурный анализ для сравнительного исследования мифов, ко­торые он рассматривал как фундаментальное содержание коллектив­ного сознания, основу устойчивых социальных структур. Такой прием позволил ученому расшифровать коды, лежащие в основе различных форм мышления. Люди всегда думали одинаково, утверждал Леви-Строс, различными были лишь объекты мышления.

 

Исторический калейдоскоп

Мифы о небе

В древности, когда над всем строем жизни владычествовали патри-архальные, кровные связи, человек находил знакомые ему отношения и во всех естественных явлениях; боги становились добрыми семьянина­ми: отцами, супругами, детьми, родичами. Олицетворяя силы природы в человеческих образах, он перенес и на них свои бытовые формы. Так, небо, по народному поверью, — терем Божий, а небесные светила — обитающая там семья. Округло-выпуклая форма небесного свода по­служила основой для сравнения его, с одной стороны, с человеческим черепом, а с другой — с горой (отсюда и слово «горе» — вверх, к небу; ср. белорусская песня «Солнце колесом у гору идзетсь»). Индийский миф утверждает, что небо создано из черепа Брамы, а по сказанию «Эдды», оно произошло из черепа великана Имира, с чем аналогично гре-ческое предание об Атласе, который на своей голове держит небесный свод. Вместе с этим облака и тучи были уподоблены мозгу, наполняю-щему гигантский череп — небо (что отразилось и в самом языке: мзга — мокрая погода, промозглый), или покрывающим его волосам. Безоблач­ное, ясное небо удерживает в народном сознании знаменательный эпитет лысого. Так, при жертвоприношениях сибирские шаманы обращают­ся к небу с такой мольбой: «Отец лысое Небо! Младший сын плешивого Неба! Сделай так, чтобы я был богат скотом, счастлив в промыслах и имел бы большую семью». А сербы старым лысым дедушкой величают месяц.

Распущенные волосы, как эмблема дожденосных туч (дождь - сле­зы), сделались символическим знамением печали; потому женщины, причитая на похоронах, припадают к могилам с распущенными волоса-ми. Так как с тучами соединялись идеи плодородия и богатства, то оби-лие волос принимается за счастливую примету1.

1 См.: Афанасьев А.Н. Указ. соч.

 

Попытка Леви-Строса свести этнологию к структурной антро­пологии получила широкий резонанс в смежных науках и сделала это научное направление ведущим интеллектуальным течением во Франции 60-х годов. В английской социальной антропологии идеи Леви-Строса развивались Мэри Дуглас, но там они широкого рас­пространения не получили. В культурной антропологии США пред­ставители школы когнитивной антропологии развивали сходный со структурализмом методологический подход, но ограничивались при этом исследованиями совокупности географических названий ка­кой-либо определенной территории.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.