Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-09-27 | 2938 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Формами рельефа и полезными ископаемыми
На территории Донецкого края
Цель работы: сформировать умения и навыки сопоставлять разные по содержаниюкарты атласа, выявлять закономерности в размещении тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на территории Донецкого края.
Источники знаний: атлас,контурная карта,дополнительная информация.
ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тектонические структуры – это закономерно повторяющиеся в земной коре формызалегания горных пород.
Платформы –это жесткие,малоподвижные блоки земной коры,прошедшиедлительный этап геологического развития, и имеющие трех ярусное строение. Платформы состоят из кристаллического фундамента (базальтовый и гранитно-гнейсовый слои) и осадочного чехла.
Щит –это выход фундамента платформы,сложенного кристаллическими породами,на поверхность. Щиты имеют округлую и выпуклую форму. Они возникли там, где платформа очень длительное время медленно поднималась.
Горно-складчатые области характеризуются резким возрастанием мощностиземной коры, формируются при столкновении литосферных плит. Большинству горно-складчатых областей, особенно молодых, характерна повышенная сейсмичность.
Из различных геологических образований, слагающих земную кору, ученые выделяют три главные формы: щиты, платформы и области складчатости.
Щиты являются устойчивыми участками суши, которые за истекшие периоды развития Земли не опускались ниже уровня моря, почему и отсутствуют на них морские осадки. Из полезных ископаемых здесь распространены главным образом руды железа, никеля, меди, различные редкие металлы и золото, а из неметаллических полезных ископаемых – слюда и полевые шпаты.
|
К щитам примыкают платформы. Они, обычно, покрыты различными осадочными породами, покоящимися на древних кристаллических породах. Среди полезных ископаемых значительное распространение получают здесь залежи угля, нефти, скопления различных солей, осадочные месторождения железных и марганцевых руд, фосфориты, минеральные краски, гипс, известняки, разнообразные глины и т. д. Но на платформах цветных и редких металлов, возникающих в связи с остыванием магматических масс, нет.
ХОД РАБОТЫ
1. Установите соответствие между тектоническими структурами и формами рельефаДонецкого края:
1) | Донецкое складчатое сооружение; | а) Приазовская низменность; |
2) Украинский щит; | б) Донецкий кряж; | |
3) | Днепровско-Донецкая впадина; | в) Приазовская возвышенность; |
4) Склоны Украинского щита.
Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, | ПР № 5 | |
формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого края |
2. Заполните пропуски:
Платформам в рельефе соответствуют – ________________ и ________________, складчатым областям – ____________________, плитам – ______________________, щитам – ____________________.
Поверхность нашего региона формировалась на протяжении
_____________________________________ эпох.
Чем глубже от поверхности лежат породы, тем они ______________________, а слои пород на поверхности земли самые ________________________.
На территории нашего края распространены ________________________ горные породы.
3. Пользуясь геохронологической таблицей, определите суммарную толщину (м) горных пород палеозойского возраста.
Порода | Геологический период | Толщина (м) |
Песок | Палеогеновый | |
Известняк | Юрский | |
Уголь | Каменноугольный | |
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
|
4. Сравните тектоническую структуру юго-западной и северной частей области.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Нанесите на контурную карту границы тектонических структур Донецкого края,подпишите эти структуры и формы рельефа, которые им соответствуют.
6. Нанесите на карту с помощью условных обозначений места расположенияполезных ископаемых Донецкого края в соответствии с тектоническими структурами и формами рельефа.
7. Определите,на какой тектонической структуре находится ваш населенный пункт,подпишите его на карте.
___________________________________________________________________________
8 класс | ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ: ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ |
Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, | ПР № 5 | |
формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого края |
8. Закончите логические цепочки:
Подвижные участки земной коры | Устойчивые участки земной коры | |
Границы литосферных плит | ___________________________ | |
В образовании рельефа преобладают | В образовании рельефа преобладают | |
процессы: | процессы: | |
______________________________ | ______________________________ | |
9. Используя тематические карты атласа, заполните таблицу:
Название | Особенности | Название | Геологическое |
тектонической | формы рельефа | строение, полезные | |
структуры | ископаемые | ||
Донецкое | Образовалось в эпоху | Донецкий кряж | Образовано |
складчатое | герцинской | осадочными, | |
сооружение | складчатости, в | преимущественно | |
мезозое и кайнозое | палеозойскими | ||
проявлялись альпийские | отложениями, | ||
тектонические | которые залегают на | ||
движения | кристаллическом | ||
фундаменте | |||
(песчаники, известняки, | |||
гипс) | |||
Приазовская | |||
возвышенность | |||
Приазовская | |||
низменность | |||
|
8 класс | ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ: ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ |
10. Как вы считаете, характерны ли для Донецкого края ледниковые формы рельефа? Связанны ли ледниковые формы рельефа с тектоническим строением?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод. Каковы закономерности во взаимосвязи: «тектоническая структура–рельеф–полезные ископаемые»?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11. * Определите, какие формы рельефа и месторождения полезных ископаемых сформировались бы при условии, что территория Донецкого края находится на границе литосферных плит; какие природные изменения произошли бы на территории нашего края?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6 |
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!