Психология отношений мать—дитя—врач — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Психология отношений мать—дитя—врач

2017-09-27 1127
Психология отношений мать—дитя—врач 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа с детьми, уход за ними, больными и здоровыми, правильная оценка их поведения, реакций, поступков, требуют специальных знаний и прежде всего знаний этапов психического и физического развития ребенка.

Психическое развитие ребенка, его личность с раннего возраста до периода зрелости претерпевают разнообразные и нарастающие изменения.

Выделяют три этапа такого развития личности.

Первый этап обозначают как этап формирования основного стереотипа личности, а он отличается вначале более простым (3—5 лет), а затем более совершенным (9—12 лет) процессом выделения себя из окружающей физической и социальной среды.

К концу 3-го года у ребенка уже появляются представления о действительности и о себе, но он еще не выделяет полностью себя из происходящих событий.

В возрасте 3—5 лет ребенок осваивает категории пространства и времени. Это выражается в том, что он начинает пользоваться в речи предлогами, союзами, местоимениями «я» и глаголом в первом лице.

В это время возникают богатые возможности для использования представлений настоящего и некоторых представлений пережитого, сохраняющихся в памяти более длительный срок.

При различных заболеваниях в этом возрасте могут появиться состояния измененного сознания типа делириоз-ных и сумеречных, навязчивые расстройства, главным образом моторные: движения и действия, страхи, лабильность аффектов, патологические варианты игрового пере-. воплощения, патологические фантазии и рудиментарные галлюцинации.

С 7 лет дети начинают довольно определенно дифференцировать правую и левую стороны тела, причем сначала на себе, а затем на собеседнике. Этот важный этап в формировании представления о «схеме тела» в развитии самосознания ведет к расширению и углублению представ-

ления ребенка о своем «я». Продолжается созревание временных представлений, и это проявляется в том, что ребенок начинает ориентироваться в днях недели.

Возраст 7 —11 лет характеризуется тем, что ребенок приобретает способность наряду с практическим оперированием непосредственно существующими объектами строить план действия в уме..

Второй этап развития психической деятельности и личности получил название этапа индивидуального стереотипа личности (до 15 —16 лет). В это время формирующееся индивидуальное еще в значительной мере эгоцентрично. Для ребенка его индивидуальное в этот период переживается как более актуальное, чем общественное.

В этом возрасте уже возникают условия для широкого использования абстрактных понятий, для построения абстрактных концепций, гипотетических рассуждений и осуществления наблюдения с целью проверки своих гипотез. С этого периода создаются условия для научного мышления. Если ребенок живет настоящим, то взрослый наполовину живет и действует исключительно для будущего.

Третий этап — это формирование социального (общественного) стереотипа личности (16—21 год). Взаимоотношения ребенка с окружающим миром определяются в основном степенью зрелости чувств, отражающих общее отношение его к среде. Формирование высших эмоций (этических, эстетических, интеллектуальных) и самосознания завершается в юношеском возрасте.

Каждый из этапов наряду с генетическими качествами отражает еще и влияние окружающей среды, особенностей воспитания и различных вредных факторов.

Советские психологи указывают на несостоятельность тенденции сводить психическое развитие ребенка к простому накоплению учебных приобретений, отрицать наличие в нем специфических движущих сил и законов.

В действительности развитие характеризуется качественными изменениями личности ребенка в целом, отражающими ее прогрессирующее движение от низших к высшим уровням психической деятельности.

С давних пор известно, что различные болезни (некоторые нейроинфекции, детские инфекционные болезни) могут остановить психическое развитие ребенка.

Астенические симптомы, возникшие в связи с болезнью, вызывают задержку развития, которая в дальнейшем, как правило, компенсируется. В зависимости от выраженности бывшей астении и длительности задержки развития могут проявляться более или менее выраженные черты психического инфантилизма. В формировании указанных черт большую роль играет отношение родителей, которые из-за болезни Начинают излишне щадить ребенка,

ставить его в особые условия, выполнять все желания и т. д., т. е. способствовать еще большей задержке развития.

Задержка развития может возникнуть только в результате так называемой педагогической запущенности и при наличии явлений «госпитализма». В этих случаях в результате болезни ребенок лишен возможности получать информацию и накапливать запас знаний, усваивать более сложные формы поведения.

Психическая депривация — это состояние, которое возникает вследствие такой жизненной ситуации, когда субъект не получает на протяжении длительного времени удовлетворения жизненно необходимых психических потребностей.

Экспериментальная депривация может быть у лиц, специально изолированных от внешнего мира. Она возникает при так называемой социальной изоляции («волчьи дети») и если дети воспитывались и вырастали без контакта с людьми или с раннего возраста находились в детском доме, доме ребенка, недельных яслях, в больнице. Такая ситуация приводит к недостаточным эмоциональным контактам, оставляет детей пассивными, не развивает нужных навыков, ловкости, умственных способностей.

Под фрустацией понимают кратковременное состояние замешательства, вызванное собственной несостоятельностью в выполнении задания, упреками окружающих. Фрустация может возникнуть при лишении ранее удовлетворяющихся потребностей.

У детей наиболее четко выражено различное отношение к болезни и к пребыванию в больнице. Это зависит, с одной стороны, от индивидуального опыта ребенка, от условий, в которых он воспитывается, а с другой — от этапа развития психики и степени зрелости его личностных особенностей. У детей в результате того, что самосознание полностью не сформировалось, нет дифференцированного сознания болезни. В младшем возрасте еще не определилось «чувство болезни», в связи с чем жалобы ребенка, как правило, скудны, невротические и психогенные реакции на болезнь встречаются редко.

В пубертатном возрасте значительно повышается готовность к ипохондрическим переживаниям, что, по-видимому, обусловливается усилением в этом возрасте Интеро- и проприоцептивной импульсации и гормональной перестройкой.

Заболевание ребенка—это всегда трудная ситуация Для семьи. Это нарушение установившегося стереотипа отношений в семье, сна и бодрствования ее членов. Реакция ребенка на болезнь во многом зависит от поведе-

ния родителей и тех форм воспитания, которые существу, ют в семье. Если родители проявляют всегда повышенное беспокойство о здоровье ребенка, со страхом говорят о больнице, то помещение такого ребенка в больницу вызывает у него неизменно чувство страха, особенно если речь идет о ребенке дошкольного возраста. Если позволяет время, то госпитализацию нужно готовить постепенно, ребенку говорят о больнице, о других детях, стараются уменьшить страх перед людьми в белых халатах, перед процедурами. Надо помнить, что для дошкольника большое значение имеет игровая ситуация и помещение в больницу также должно содержать этот игровой компонент.

Часто дети, которые воспитываются в условиях «кумира семьи», в больнице оказываются совершенно беспомощными, так как не имеют навыков самообслуживания и могут подвергаться насмешкам товарищей по палате. Дети же, воспитываемые в условиях гиперопеки, особенно дети младшего школьного возраста, могут проявлять повышенный интерес к своему состоянию здоровья, испытывать в связи с этим страхи или скрывать болезненные проявления во избежание запретов, которые на них обычно налагаются в домашних условиях при любом недомогании.

Поведение родителей при тяжелых и внешне тягостных состояниях часто оказывает неблагоприятное влияние на больных детей. Так, состояние удушья при бронхиальной астме может вызвать у родителей тревогу, которой индуцируется больной.

Вид эпилептического припадка производит тягостное впечатление на взрослых и тем более на детей. Если ребенок видит эти состояния, ему необходимо в доступной форме объяснить причины и необоснованность тревоги.

При помещении в больницу без предварительной подготовки по экстренным показаниям у ребенка может возникнуть патологическая реакция протеста. В это время ребенок кричит, плачет, не отпускает мать, отказывается вступать в контакт с окружающими. Реакция протеста может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней. У некоторых детей она переходит в хорошие отношения с обслуживающим персоналом и товарищами, у других может переходить в состояние отчаяния, ребенок становится плаксивым, плохо ест, не вступает в контакт с окружающими, при посещениях родных у него наблюдает^ ся бурная реакция отчаяния с требованиями взять домой или он тихо и монотонно плачет. Маленький ребенок живет минутой, он только в настоящем, прошлое и будущее для него не имеет конкретного значения. Для него важно настоящее отсутствие матери и не имеет значения обещание, что мама' придет. Сознательная реак-

ция на присутствие матери у здорового ребенка выявляется уже к концу 1-го года, и с этого времени можно наблюдать и патологические реакции на «отрыв» от матери. Ласковый уход, игрушки, терпеливое обращение, как правило, в большинстве случаев способствуют «привыканию» ребенка к больничной обстановке, переключе-: нию его интересов и восстановлению нормального состояния психики и нарушенных функций.

В реакциях на госпитализацию в первую очередь сказываются особенности воспитания ребенка. Иногда эти реакции бывают настолько необычны, что дают основание предполагать патологию психической деятельности (олигофрения, психопатоподобное поведение при органических заболеваниях, шизофрения).

У таких детей в результате патологии психического развития (дизонтогенез) может наблюдаться изменение психической активности, нарушение коммуникативности (межперсональных отношений) и координации психической деятельности. Порой наблюдается чрезмерная привязанность к одному из родственников, чаще к матери или бабушке. Дети не отпускают их ни на шаг, ходят за ними по пятам, короткие отлучки вызывают бурную реакцию плача. Помещение таких детей в детские учреждения или в больницу всегда заканчивается неудачей. В этих случаях необходима консультация психиатра.

В других случаях отмечается холодное, ровное отношение ко всем взрослым, ребенок спокойно, без слез и. эмоциональной реакции, идет к близким и незнакомым людям, формально подчиняется режиму, но не вступает в контакт с окружающими. У детей с явлениями дизонтоге-неза наблюдается дисгармония в развитии физических и психических функций с некоторым опережением психического развития.

Эти особенности развития ребенка могут не обращать на себя внимания родителей и не оцениваться ими как патология. Помещение ребенка в общесоматическую больницу обычно выявляет указанные особенности поведения.

Врач должен уметь объяснить родителям, что такое поведение не является результатом чрезмерной любви к матери или дисциплинированности, а проявлением болезни, о лечении которой необходимо посоветоваться со специалистом — детским психиатром.

Педиатры отмечают, что дети, которые воспитываются в детских коллективах (сад — ясли), быстрее адаптируются к изменениям обстановки и лучше переносят болезненные и неприятные манипуляции.

Соматическое заболевание может вызвать у ребенка астенические симптомы: нарушение сна, повышенная утомляемость, слезливость, обидчивость. В зависимости

от тяжести и длительности болезни выраженность астенических симптомов различна. Иногда на фоне астенических проявлений возникают страхи, особенно боязнь темноты, ночное недержание мочи. В ряде случаев отчетливо выступают симптомы, указывающие на задержку развития. У детей исчезают навыки самообслуживания, нарушается речь, опрятность, в поведении возникают реакции, свойственные детям более раннего возраста (школьницы начинают играть в куклы, говорят о себе в третьем лице и

ДР-)-

При острых инфекционных заболеваниях у детей могут наблюдаться делириозные расстройства. Их возникновение возможно уже с 4-, 5-летнего возраста, но в этот период они носят рудиментарный характер. При выраженной интоксикации у ребенка возникает повышенная чувствительность к внешним раздражителям. Дети становятся плаксивыми, испытывают страхи, жалуются, что им неудобно лежать, что их раздражает одежда, что свет слишком яркий, на обоях или на полу им видятся страшные рожи и устрашающие картины с фабулой сказок. У детей сравнительно легко возникает состояние измененного сознания, но чаще всего оно носит транзи-торный характер. Делирий может проявляться и в виде стереотипных действий, ребенок неоднократно повторяет фрагменты какой-то игры. При этом наблюдается ложная ориентировка, ребенок утверждает, что он дома или в детском саду, что он играет в лошадки или с любимой куклой, видит их, разговаривает с ними.

У детей при заболевании желудка и желчных путей обычно преобладают неврастеноподобные расстройства (соматогенная психическая астения) (В. П. Белов).

У детей дошкольного возраста расстройства недостаточно дифференцированы, клиническое содержание отличается однообразием, бедностью, значительным участием двигательных и висцерально-вегетативных компонентов, частыми колебаниями настроения от плаксивости, недовольства до расторможенности, дурашливости.

К пубертатному периоду у детей жалобы формируются более четко, появляется чувство и сознание болезни. Постепенно с возрастом соматическое заболевание может сделаться дополнительным психотравмирующим фактором.

При длительном и неблагоприятном течении может наблюдаться неправильное формирование личности, получившее название «аномального развития личности» (невротические и патохарактерологические). При этом у ребенка наблюдаются стойкие астенические расстройства, на фоне которых возникают истероидные или эпилептоидно-истероидные черты характера.

У некоторых детей отмечается аккуратность до педантизма в выполнении лекарственных назначений и условий режима и, по-видимому, это вытекает не из эпилептоид-ных черт характера, а из возрастных особенностей формирования психики. У подростков бывает период, когда окружающее воспринимается непосредственно, они прямолинейно следуют распоряжениям и догмам. При хронических заболеваниях, когда наступает задержка развития, этот период может несколько затягиваться, принимать более выраженный характер и сделаться одним из проявлений личностных особенностей.

Большие психологические сложности возникают у родителей, когда они узнают о тяжелом, часто неизлечимом хроническом заболевании ребенка. Вначале может возникнуть реакция недоверия и родители начинают консультировать ребенка у различных врачей, надеясь, что диагноз поставлен без достаточных оснований. Это не может не оказывать отрицательного влияния на психическое состояние ребенка, так как результаты консультаций часто обсуждаются в его присутствии.

У родителей, узнавших о тяжелом хроническом заболевании ребенка, иногда возникает чувство вины перед ним. В связи с этим, «чтобы загладить свою вину», к ребенку проявляют чрезмерное внимание, все разрешают, выполняют любые желания.

Дети, длительно болевшие в дошкольном и школьном возрасте, родители которых создавали для них особые условия, в последующем часто обнаруживают склонность к истерическим реакциям, а в структуре личности выявляются черты психического инфантилизма, затрудняющие адаптацию к внешним условиям среды.

Основная задача медицинского персонала, особенно в больницах для детей с хроническими заболеваниями, способствовать эмоциональному развитию ребенка, его зрелости. Часто ребенок, который в домашних условиях не получает необходимого физического воспитания и психического развития, оказавшись в больнице с правильно организованным детским коллективом и целесообразно построенными занятиями, несмотря на болезнь, может продвигаться вперед в своем развитии и в последующие годы не обнаруживать признаков психического инфантилизма.

В детском учреждении врачи и медицинский персонал Должны уметь заниматься с детьми, играть с ними. В игре ребенок находит радость и успокоение, в игре проявляются его творческие способности.

В играх для врача открываются возможности изучения личности ребенка, его желаний, потребностей, которые он Часто не может высказать врачу. В игре дети могут

выразить свои чувства, связать неприятное положение с приятными ощущениями. Игрой удается отвлечь внимание от неприятных переживаний, выявить из игровой ситуации причины переживаний и успокоить ребенка.

Целесообразно в одну палату помещать детей с одинаковым уровнем развития. Дети, несомненно, беседуют между собой о предстоящих обследованиях, операциях, «оценивают обстановку», помогают друг другу, ухаживая за соседями по палате.

Надо помнить, что дети, даже маленькие, всегда прислушиваются к разговорам врачей и студентов в палате, затем родителям или в играх могут высказать свои сомнения и опасения.

В подростковом возрасте иногда наблюдаются симуляция и аггравация. Дети могут очень искусно симулировать повышение температуры и другие расстройства здоровья. Это делается для того, чтобы привлечь внимание, иногда как протест в результате неприятных переживаний в школе, желание из-за болезни избежать посещения занятий и др.

Дифференциальный диагноз вызывает большие затруднения. Обычно для решения вопроса требуется наблюдение в стационаре.

ПСИХОЛОГИЯ ЖЕНЩИНЫ

ПРИ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Необходимо помнить, что вопросы половой жизни, семейных отношений, беременности и материнства тесно связаны с состоянием половых органов женщины. Часто женщина предъявляет конкретные соматические жалобы, а при беседе, когда проникается к врачу доверием, сообщает о сложных психологических коллизиях, которые не могут быть разрешены без достаточно полного изучения личности больной и ее микросоциальной среды.

Гинеколог должен знать, что больная всегда испытывает чувство стыдливости перед гинекологическим обследованием. Это может создать некоторые затруднения в беседе, особенно у тормозимых личностей, охваченных страхом перед каким-то заболеванием. Ожидание для них мучительно, они могут даже невнимательно слушать врача, занятые своими опасениями.

Обследование истерических личностей врач-гинеколог должен проводить в присутствии медицинской сестры кабинета, так как хорошо известны случаи, когда эти больные обвиняли врачей в различных неблаговидных поступках.

Чаще всего к гинекологу обращаются женщины с нарушениями менструального цикла. В предменструаль-

ный период некоторые жалуются на повышенную раздражительность, обидчивость, плаксивость, слабость, утомляемость, тянущие боли в животе, пояснице, плохое самочувствие. Иногда у женщин возникают подавленное настроение, напряженность, беспокойство. Указанные расстройства послужили основанием для выделения так называемого предменструального синдрома [Франк, 1931].

В этом периоде наблюдаются сужение поля зрения, нарушения зрения, головокружение, усиление аппетита. Аффективная насыщенность, с которой больные говорят об этом, может приводить к ошибочной оценке этих расстройств как истерических. Хорошо известно, что у больных с неврозами в предменструальный период обостряются неприятные ощущения и другие симптомы. В этом периоде чаще бывают приступы мигрени и другие пароксизмы. Эпилептические и эпилептиформные припадки учащаются в предменструальный период, в это же время наблюдается обострение симптоматики при шизофрении.

Аменорея, отсутствие менструаций, возможно от са-•мых различных причин, но большинство женщин при исчезновении менструаций думают о беременности. Часто желание или нежелание беременности связано со многими психологически сложными вопросами, о которых женщина должна решиться рассказать врачу. Внебрачная беременность, беременность от нелюбимого мужа или у замужней женщины беременность от другого любимого человека, с которым нельзя в силу каких-либо обстоятельств связать жизнь, вызывает психологически сложные коллизии, которые тесно переплетаются с личностными особенностями женщины. Приходя к врачу, она ищет у него поддержки в решении вопросов, связанных с моралью, социальным положением и этическими принципами.

При аменорее врач должен собрать подробный анамнез, уделить внимание различным событиям, которые происходили и происходят в жизни женщины. Известны случаи, когда под влиянием тяжелых психических травм менструации исчезали на несколько месяцев. Причиной аменореи могут быть тяжелые переживания, связанные со смертью близких, ситуации сильного эмоционального напряжения, переутомление и недоедание.

Аменорея наблюдается при циркулярной депрессии, Приступообразной шизофрении, длительном применении нейролептиков.

У эмоционально-лабильных и внушаемых личностей в подростковом возрасте известны случаи аменореи в период пребывания в интернатах и лагерях, где молодые Девушки стесняются менструаций. У лиц с повышеной

внушаемостью аменорея может появиться при большом желании забеременеть.

При жалобах на нерегулярные и внезапно возникающие обильные менструации следует обратить внимание на особенности личности больной, ее семейные взаимоотношения, конфликтные отношения с мужем или другими членами семьи. Часто в подобных ситуациях внезапное появление менструаций может избавить женщину от нежелательных для нее взаимоотношений с мужем. Внезапное появление менструаций может быть как бы «защитной реакцией» от «устрашающего» обследования или операции.

Регулярные нормальные менструации в психологии большинства женщин связываются с представлением о своей полноценности, т. е. с возможностью материнства. В связи с этим первая менструация в жизни девочки имеет большое значение. Девочка должна быть к ней подготовлена не только в гигиеническом, но и в психологическом отношении. Первая менструация не должна вызывать страх, тревогу, беспокойство, стыд. Девочке нужно усвоить, что менструация — это физиологическое явление, не требующее соблюдения каких-то особых условий (постельный режим, особая диета и др.), необходимы только некоторые ограничения.

Для подростков характерна повышенная внушаемость, и при наличии болей или других жалоб врач должен проанализировать, не внушены ли эти жалобы взрослыми или они результат подражания матери, старшей сестре, подруге и др.

В пубертатном периоде у девушек могут появляться повышенная возбудимость, колебания настроения, слезливость, чрезмерная реакция на внешние раздражители, неприятные ощущения в различных частях тела, чаще в области сердца, тревожные опасения, нарушения сна. Эти расстройства обычно смягчаются или пропадают после психотерапевтических бесед и легких успокаивающих средств. Такие состояния предшествуют наступлению менструаций.

Не меньшее, а возможно, большее значение имеет психологическая подготовка женщины к климактерическому периоду. Для многих женщин климакс представляет собой угрозу женственности, женской привлекательности, возможности быть женой, женщиной. Многие испытывают страх, что муж, узнав о прекращении менструаций, потеряет к ней интерес, да и они сами перестанут его устраивать. Эти опасения часто вызывают изменение настроения, повышенную раздражительность, утомляемость, плохой сон.

Часто женщина при нарушении менструального цикла

обращается к врачу в надежде не услышать «страшный приговор», что ее женская функция подходит к концу, «она становится старухой». Это наблюдается чаще всего у женщин, которые привыкли пользоваться повышенным вниманием мужчин, в связи с чем сообщение врача о начавшемся климаксе воспринимается ими как крушение всей «карьеры». В этих случаях не исключены ятрогенные заболевания или внушенные врачом симптомы климакса. При расспросе о «приливах» и других вегетативных расстройствах можно внушить их и фиксировать на подобных ощущениях внимание женщины.

За соматическими жалобами климактерического характера порой скрываются расстройства нервной системы и психики. При депрессиях циркулярного характера могут наблюдаться изменения менструального цикла и полное прекращение менструаций на период болезни.

Если при изучении особенностей состояния больной выявляются суточные колебания настроения, подавленность и заторможенность, замедление мыслительных процессов, ранние пробуждения и другие вегетативные расстройства (повышение артериального давления, запоры, тахикардия, сухость в полости рта и тому подобные симптомы), то они должны направить внимание врача на изучение психического состояния. Часто о циркулярной депрессии пишут, что она появляется без причин. В данном случае необходимо провести анализ состояния с тем, чтобы установить, что возникло первично — расстройство настроения или нарушение менструации. Сама больная и врачи обычно склонны плохое настроение объяснить соматическими причинами, что не всегда соответствует действительности.

Некоторые авторы выделяют климактерический невроз, для которого характерны такие общеневротические симптомы, как головные боли, тяжесть и распирание в голове, расстройство сна, угнетенное настроение, слезливость, беспокойства («не находит себе места»), повышенная раздражительность («все раздражает»), окружающее становится в тягость. Легко возникают конфликты дома и на работе, резко снижается трудоспособность.

В климактерическом возрасте могут прекратиться менструации после тяжелых переживаний, длительного эмоционального напряжения, потери близкого человека, после тяжелых соматических заболеваний, при лечении эндокринными препаратами или нейролептиками. В связи с этим ставить диагноз климакса и объявлять об этом Женщине необходимо с большой осторожностью.

В возрасте обратного развития, при дисфункции яичников, могут возникать меноррагии и метроррагии, которые часто наводят на мысль о раке. Многие женщины,

испытывая чувство страха, отказываются от посещения врача, другие обращаются от одного врача к другому, ищут успокоения и избавления от страха.

Обильные повторные кровотечения, особенно не связанные с менструальным циклом, несомненно вызывают у врача подозрения о новообразовании, но психика больной должна быть подготовлена соответствующим образом к направлению на консультацию к онкологу.

Даже в бесспорных случаях больная должна понять, что еще не все потеряно, что возможны успешная операция и благоприятный исход.

При метроррагиях больная должна получить исчерпывающее объяснение от врача о причинах кровотечений, значении диагностического выскабливания, необходимости повторных обследований. Не нужно запугивать больную: «Если не согласитесь на выскабливание, пеняйте на себя», и т. д., часто подобные заявления врача укрепляют мысль больной в том, что у нее рак. Так же нельзя безразлично и легко относиться к жалобам больной, заявлять ей, что у врача ей делать нечего, что она только отнимает время. У тревожных и мнительных личностей может возникнуть мысль о безнадежности состояния Объяснение должно быть сделано в доступной форме, понятной для больной. Каждое непонятное, недоступное слово будет восприниматься как стремление «скрыть

правду».

' В этом периоде у некоторых женщин могут возникать навязчивые страхи (канцерофобия, реже — сифилофобия), в формировании которых, с одной стороны, играют особенности личности и с другой — изменение соматического состояния в связи с длительными кровотечениями и ятрогении. В каждом случае роль указанных факторов различна.

Приведем пример.

Больная Т., 48 лет, домашняя хозяйка, несколько лет наблюдается дисфункция яичников. Менструации нерегулярны, то скудны, то

обильны.

Каждое возникновение менструаций вызывает чувство страха, «не рак ли у нее». Нарушается сон, мысли прикованы только к этому страху, в голову приходит все слышанное ранее о раке. Боится произнести это слово. Вначале посещение врача приносило облегчение до следующей менструации, затем одного посещения стало недостаточно, она должна была проконсультироваться у нескольких врачей. Во время обследования внимательно следила за выражением лица, придавала значение мимике,

жестам.

Состояние особенно ухудшилось, когда во время одного из посещений ее участковый врач случайно принимал больных в кабинете онколога. Не могла выйти из кабинета, приставала к врачу с одним и тем же вопросом, «почему в этом кабинете», не слушала объяснений. Врач, не выдержав ее вопросов, сказал, что она только отнимает время. Поняла, что она обречена, что с ней все кончено, у нее рак, рак неоперабельный.

Дома не спала, металась по квартире, плакала, в таком состоянии была направлена к психиатру.

После психотерапевтических бесед, приема транквилизаторов и повторной консультации гинеколога наступило улучшение.

Подготовка больной к гинекологической операции связана с различными проблемами. Кроме страха, который испытывает любой больной перед хирургическим вмешательством, перед женщиной стоит еще много вопросов: как отразится операция на ее половой жизни, будет ли она полноценной женщиной, как сообщить об этом мужу, каким образом это им будет воспринято, не изменится ли внешность больной и др. Эти вопросы необходимо обсуждать в особой обстановке, в отдельном кабинете, так как в палате в присутствии больных не каждая женщина решится их задать врачу. Большое значение имеют и вопросы дальнейшей трудоспособности, положения в обществе.

Послеоперационные психические расстройства встречаются сравнительно редко. Если возникают психозы, то они отличаются большой частотой делириозных состояний и галлюцинаторно-бредовых синдромов. Большое значение в генезе послеоперационных психозов имеют ситуационные моменты. В предупреждении послеоперационных психозов играют роль психотерапевтические беседы и назначение транквилизаторов в предоперационном периоде и нейролептиков при наличии тревоги и страхов перед операцией.

В литературе существуют различные точки зрения на психические нарушения, возникающие в связи с искусственным абортом. Психозы встречаются редко и, как правило, связаны с септическим состоянием после криминального аборта или являются результатом провоцирования, обострения существующего шизофренического процесса.

Искусственный аборт может вызывать невротические симптомы, но в возникновении их большее место занимают реактивные моменты, чем соматическая астенизация. В высказываниях таких больных часто звучат потеря надежды на материнство, чувство вины, угрызения совести.

Причиной самопроизвольных абортов могут быть тяжелые психические переживания. Депрессивные переживания и чувство невозвратимой потери наблюдаются у женщин с привычным выкидышем, в тех случаях, когда с Каждым разом остается все меньше и меньше надежды выносить ребенка.

В последние годы за рубежом широко пользуются гормональными методами предупреждения беременности. Эти препараты обладают способностью подавлять овуляцию.

Существуют различные взгляды на длительность приема и безопасность гормональных препаратов. Некоторые склонны сравнивать клинические проявления так называемого предменструального периода с состоянием, которое возникает при длительном пероральном применении противозачаточных средств. У некоторых появлялись сонливость, вялость, головные боли, иногда раздражительность, похудание, подавленное состояние, тошнота, головокружение, повышалось артериальное давление, наступала «потеря сексуального чувства». Возникшие вегетативные и соматические проявления необходимо отличать от внушенной беременности, при которой психотерапевтическая беседа дает хорошие результаты. В иных случаях рекомендуется немедленное прекращение приема противозачаточных препаратов.

Глава X

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ХИРУРГИИ


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.